Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"
методическая разработка

Лялина Наталия Ахъядовна

Методическая разработка  урока  по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология" для студентов педагогических колледжей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskayarazrabotka.pptx80.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №8» Методическая разработка к занятию по учебной дисциплине ОП.02.Психология по теме «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии » Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Преподаватель: к.п.н . Лялина Наталия Ахъядовна Санкт-Петербург 2022

Слайд 2

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. ОБЪЕКТ изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек . Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний.

Слайд 3

1. В центре внимания — «различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека». 2. Возрастная психология ставит своей ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача — изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире». 3. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Слайд 4

ВЫДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

Слайд 5

ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ БЫЛА И ОСТАЕТСЯ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Д.Б. Эльконин в своей книге « Введение в детскую психологию» определил её предмет как изучение процесса становления «субъекта многообразной человеческой деятельности из беспомощного новорожденного».

Слайд 6

На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога Вильгельма Тьерри Прейера ( Ргеуег ) « Душа ребенка» считается отправной точкой систематических научных исследований психического развития в детстве.

Слайд 7

В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций КЛАССИЧЕСКОГО БИХЕВИОРИЗМА . Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду

Слайд 8

Исследователей всё больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития . Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс - культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий – Зигмунда Фрейда, Эрика Эриксона, Ж.Пиаже и др .

Слайд 9

В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Львом Семёновичем Выготским (1896—1934 ). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии .

Слайд 10

Задачи возрастной психологии Теоретические задачи возрастной психологии Практические задачи возрастной психологии

Слайд 11

Теоретические задачи возрастной психологии изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека ; периодизация психического развития в онтогенезе ; изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения) психических процессов; установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний ; исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Слайд 12

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ : определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека ; создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях ; возрастная и клиническая диагностика ; в ыполнение функции психологического с опровождения , помощи в кризисные периоды жизни человека ; наиболее оптимальная организация учебно- образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Слайд 13

Место возрастной психологии в системе наук Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки Общая психология Клиническая психология Нейропсихология Педагогическая психология Социальная психология Специальная психология Дифференциальная психология

Слайд 14

Основные понятия возрастной психологии РАЗВИТИЕ — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. РОСТ — количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями , появлением новообразований, новых механизмов , процессов, структур.

Слайд 15

Важно различать понятия развитие и созревание . СОЗРЕВАНИЕ для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии — важнейший фактор развития, причинно- обусловливающий те или иные достижения . Современная отечественная психология развития рассматривает СОЗРЕВАНИЕ как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения.

Слайд 16

ВЫДЕЛЕН РЯД ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ, ВАЖНЫХ ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; Необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше , невозможно; Неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений ); Зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее иногда с ущербом для своего развития; Гетерохронность развития (разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития.

Слайд 17

РАЗЛИЧАЮТ НЕСКОЛЬКО ВИДОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: Ф илогенетическое. Онтогенетическое. Функциональное. ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества . ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИКИ — формирование психических структур в течение жизни отдельного человека. ФУНКЦИОНАЛГЕНЕЗ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ — развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями, образами.

Слайд 18

Важнейшее понятие психологии развития — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. Он определяется как СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА В ОНТОГЕНЕЗЕ — ОБЪЕКТИВНАЯ, ИСТОРИЧЕСКИ ИЗМЕНЧИВАЯ, ХРОНОЛОГИЧЕСКИ И СИМВОЛИЧЕСКИ ФИКСИРОВАННАЯ . В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЛЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ

В работе раскрывается систематизированный подход к подготовке и проведению лекции с обучающимися профессиональных образовательных организаций. Особое место в методических рекомендациях отведено таким ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЛЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ

В работе раскрывается систематизированный подход к подготовке и проведению лекции с обучающимися профессиональных образовательных организаций. Особое место в методических рекомендациях отведено таким ...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды»

Учебно-методический материал для преподавателей по теме «Внутриутробный (антенатальный) и интранатальный периоды» составлен в соответствии с действующей рабочей программой по   д...

Методические рекомендации для преподавателей по проведению лекционного занятия «Пропедевтика клинических дисциплин «Введение»

Пропедевтика клинических дисциплин является одним из базовых предметов в системе среднего медицинского образования.Термин «пропедевтика» происходит от греч. propaideyō (обучаю предвар...

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО «РЖД»

У взрослых людей различная скорость усвоения новых навыков и знаний, поэтому при работе со взрослыми обучающимися необходимо индивидуализировать процесс обучения, повышать чувство собственного достоин...

Тест по теме: Предмет химии. Основные понятия химии

Тест по теме: Предмет химии. Основные понятия химии....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия по учебной дисциплине ОП. 09 Психология по специальностям 34.02.01 Сестринское дело 2 курс (на базе общего образования) «Эмоциональные процессы и состояния»

Методическая разработка теоретического занятия составлена на основании рабочей программы ОП. 09 Психология «Общеобразовательного цикла» и включает в себя следующие разделы: информационную ...