Система наставничества в образовательных организациях: проектирование и внедрение
презентация к уроку

Ряснянская Наталья Алексеевна

Программа Наставничества в ГБПОУ Воронежской области "Лискинский аграрно-технологический техникум". Рассмотрены цели, задачи программы, структура и планируемые результаты

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Система наставничества в образовательных организациях: проектирование и внедрение» Ряснянская Наталья Алексеевна, заместитель директора по учебно-методической работе Лиски, 2021 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум »

Слайд 2

Ссылка на официальный сайт образовательной организации http://latt36.ru/ ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Слайд 3

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Слайд 4

Цели и задачи программы наставничества в ОО ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, преподавателей и молодых специалистов ГБПОУ ВО «ЛАТТ"

Слайд 5

Цели и задачи программы наставничества в ОО ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: улучшение показателей ГБПОУ ВО « ЛАТТ » в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах; подготовка обучающегося ГБПОУ ВО « ЛАТТ » к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; привлечение к подготовке квалифицированных кадров для экономики региона опытных специалистов-практиков; формирование открытого и эффективного сообщества вокруг ГБПОУ ВО « ЛАТТ » , способного на комплексную поддержку выстраивание доверительных и партнерских отношений.

Слайд 6

ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» Студент-ученик Студент-студент Педагог-педагог Работодатель-студент

Слайд 7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» повышение эффективности системы образования достигается через: измеримое улучшение показателей образовательной организации : образовательных, спортивных, культурных; развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала; рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные образовательные/ карьерные траектории; улучшение психологического климата в образовательной организации ; создание сообщества, готового оказывать ей поддержку; создание плодотворной среды развития педагогов; привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие ОО.

Слайд 8

ДОРОЖНАЯ КАРТА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» « ДОРОЖНАЯ КАРТА » ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ГБПОУ ВО « Лискинский аграрно-технологический » 1. Основные положения План мероприятий ( « дорожная карта » ) разработан в соответствии с Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 18 декабря 2020 № 1242 « О внедрении целевой модели наставничества обучающихся в профессиональных образовательных организациях Воронежской области » 2. Цели и задачи наставничества Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее – педагоги) в ГБПОУ ВО « ЛАТТ » . Задачи внедрения целевой модели наставничества: улучшение показателей ГБПОУ ВО « ЛАТТ » в образовательной, социокультурной, профессиональной и других сферах; подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории; создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

Слайд 9

ДОРОЖНАЯ КАРТА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» 2. Формы наставничества Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией. В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены четыре: « студент – студент » ; « студент – ученик » ; « педагог - педагог » ; « работодатель - студент » . Все представленные формы могут быть использованы не только для индивидуального взаимодействия (наставник – наставляемый), но и для групповой работы (один наставник – группа наставляемых), при которой круг задач, решаемых с помощью программы наставничества и конкретной формы, остается прежним, но меняется формат взаимодействия – все мероприятия проводятся коллективно с возможностью дополнительной индивидуальной консультации. Организация работы в рамках всех четырех форм не потребует большого привлечения ресурсов и финансирования, так как все программы предполагают использование внутренних ресурсов (кадровых, профессиональных) образовательных организаций, за исключением возможного привлечения экспертов для проведения первичного обучения наставников.

Слайд 10

ДОРОЖНАЯ КАРТА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» 3. Этапы программы Реализация программы наставничества в ГБПОУ ВО «ЛАТТ» включает семь основных этапов. 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества. 2. Формирование базы наставляемых. 3. Формирование базы наставников. 4. Отбор и обучение наставников. 5. Формирование наставнических пар или групп. 6. Организация работы наставнических пар или групп. 7. Завершение наставничества. Реализация программы наставничества в ГБПОУ ВО «ЛАТТ» производится последовательно по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов. Внешний контур образуют сотрудники некоммерческих организаций, средств массовой информации, участники бизнес-сообщества (корпорации, малый бизнес, трудовые и профессиональные ассоциации), в том числе работодатели, представители образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. Внутренний контур представляют руководитель и администрация ГБПОУ ВО «ЛАТТ», обучающиеся и их родители, молодые специалисты, педагоги, педагоги-психологи, методисты.

Слайд 11

ДОРОЖНАЯ КАРТА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Слайд 12

ДОРОЖНАЯ КАРТА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» № п/п Мероприятие Сроки Ответственные 1 Подготовка условий для запуска программы наставничества Задача: информирование о запуске программы наставничества; сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых и выбор соответствующих этим запросам аудитории для поиска наставников Результат: определены необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т. д.) и возможные источники их привлечения (внутренние и внешние) для организации функционирования целевой модели наставничества 1.1 Информирование педагогического сообщества образовательной организации о реализации программы наставничества февраль 2021 Гайдай А.А., директор техникума 1.2 Информирование родительского сообщества о планируемой реализации программы наставничества февраль 2021 Гайдай А.А, директор Вишнякова С.В., зам.директора по УВРиСВ 1.3 Встреча с сообществом выпускников и/или представителями региональных организаций и предприятий с целью информирования о реализации программы наставничества март 2021 Гайдай А.А, директор 1.4 Встреча с обучающимися образовательной организации с информированием о реализуемой программе наставничества март 2021 Гайдай А.А., директор; Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 4. План мероприятий ( « дорожная карта » ) внедрения целевой модели наставничества

Слайд 13

ДОРОЖНАЯ КАРТА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» 4. План мероприятий ( « дорожная карта » ) внедрения целевой модели наставничества 2 Формирование базы наставляемых Задача: выявление конкретных проблем, обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества Результат: с формирована база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе 2.1 Проведение анкетирования среди обучающихся/педагогов, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы Март-апрель 2021 Вишнякова С.В., зам.директора по УВРиСВ 2.2 Сбор дополнительной информации о запросах, наставляемых (обучающиеся/педагоги) от третьих лиц: классный руководитель, психолог, социальный педагог, родители. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от законных представителей несовершеннолетних участников апрель 2021 Горн Ю.П., педагог-психолог, Мартеха А.А, соц. педагог 2.3 Анализ полученных от наставляемых и третьих лиц данных. Формирование базы наставляемых апрель 2021 Вишнякова С.В., зам.директора по УВРиСВ

Слайд 14

ДОРОЖНАЯ КАРТА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» 4. План мероприятий ( « дорожная карта » ) внедрения целевой модели наставничества 3 Формирование базы наставников Задача: поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников Результат: с формированы базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах этой и иных (по запросу и с разрешения наставников) образовательных организаций 3.1 Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы наставничества Май 2021 Ряснянская Н.А., зам. директора по УМР 3.2 Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников май 2021 Вишнякова С.В., зам.директора по УВРиСВ 3.3 Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных май 2021 Киркач Л.Е., зам.директора по УППиТ 3.4 Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых. Формирование базы наставников Май 2021 Ряснянская Н.А., зам. директора по УМР

Слайд 15

ДОРОЖНАЯ КАРТА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» 4. План мероприятий ( « дорожная карта » ) внедрения целевой модели наставничества 4 Отбор и обучение наставников Задача: выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с наставляемыми Результат: сформирована база готовых к работе наставников, подходящая для конкретной программы и запросов наставляемых конкретной образовательной организации 4.1 Оценка участников-наставников по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников Апрель 2021 Ряснянская Н.А., зам. директора по УМР 4.2 Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с привлечением психолога) Апрель 2021 Ряснянская Н.А, зам. директора по УМР 4.3 Поиск экспертов и материалов для проведения обучения наставников Май 2021 Ряснянская Н.А., зам. директора по УМР 4.4 Обучение наставников Май 2021 Киркач Л.Е, зам. директора по УППиТ Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР; Вишнякова С.В., зам.директора по УВРиСВ

Слайд 16

ДОРОЖНАЯ КАРТА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» 4. План мероприятий ( « дорожная карта » ) внедрения целевой модели наставничества 5 Формирование наставнических пар или групп Задача: формирование пар «наставник – наставляемый» либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям Результат: сформированы наставнические пары или группы, готовые продолжить работу в рамках программы 5.1 Организация групповой встречи наставников и наставляемых Сентябрь 2021 Ряснянская Н.А., зам. директора по УМР 5.2 Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи Октябрь 2021 Ряснянская Н.А., зам. директора по УМР 5.3 Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары Октябрь 2021 Ряснянская Н.А., зам. директора по УМР 5.4 Информирование участников о сложившихся парах/группах. Закрепление пар/групп распоряжением руководителя образовательной организации Октябрь 2021 Ряснянская Н.А., зам. директора по УМР

Слайд 17

ДОРОЖНАЯ КАРТА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» 4. План мероприятий ( « дорожная карта » ) внедрения целевой модели наставничества 6 Организация работы наставнических пар или групп Цель: Задача: закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре или группе Результат: сформированы стабильные наставнические отношения, доведенные до логического завершения, реализована цель программы наставничества для конкретной наставнической пары или группы 6.1 Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого Октябрь 2021 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 6.2 Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого Ноябрь 2021 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 6.3 Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым декабрь 2021 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 6.4 Регулярные встречи наставника и наставляемого Январь-июнь 2022 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 6.5 Сроки сбора обратной связи от участников программы наставничества Январь-июнь 2022 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 6.6 Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого Июнь 2022 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 6.7 Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп наставников и наставляемых Июнь 2022 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 6.8 Анкетирование участников. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества Июнь 2022 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР

Слайд 18

ДОРОЖНАЯ КАРТА ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» 4. План мероприятий ( « дорожная карта » ) внедрения целевой модели наставничества 7 Завершение наставничества Цель: усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к программам наставничества людей, привлечь потенциальных наставников, будущих кураторов, потенциальных компаний-партнеров Задача: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. Результат : достигнуты цели программы наставничества, собраны лучшие наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности образовательных организаций, запущен процесс пополнения базы наставников и наставляемых 7.1 Приглашение на торжественное мероприятие всех участников программы наставничества, их родных, представителей организаций-партнеров, представителей администрации города и района, представителей иных образовательных организаций и некоммерческих организаций Июнь 2022 Вишнякова С.В., зам. директора по УВРиСВ 7.2 Проведение торжественного мероприятия для подведения итогов программы наставничества и награждения лучших наставников Июнь 2022 Гайдай А.А., директор Вишнякова С.В., зам. директора по УВРиСВ 7.3 Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества Сентябрь 2022 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 7.4 Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго, заключительного этапа мониторинга влияния программ на всех участников Сентябрь 2022 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 7.5 Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы наставничества в кейсы Октябрь 2022 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 7.6 Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, кейсов на сайтах образовательной организации и организаций-партнеров Ноябрь 2022 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 7.7 Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых Ноябрь 2022 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР 7.8 Формирование долгосрочной базы наставников Декабрь 2022 Ряснянская Н.А., зам.директора по УМР

Слайд 19

МАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ФИКСИРОВАННАЯ НАДБАВКА К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ; ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ В РЕЙТЕНГОВОМ ЛИСТЕ; УВЕЛИЧЕННЫЙ РАЗМЕР ПРЕМЕИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ГРАМОТЫ, БЛАГОДАРНОСТИ; ПУБЛИЧНОЕ ПРИЗНАНИЕ; ОБОБЩЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА НАКОПЛЕННОГО ОПЫТА; РАЗМЕЩЕНИЕ ФОТО НА ДОСКЕ ПОЧЕТА; ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ НАСТАВНИК…»; КАРЬЕРНЫЙ РОСТ. ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Нам со спортом по пути» (комплексные проекты - программы внедрения и реализации мероприятий ВФСК ГТО в образовательной организации)

Идея проекта «МПК Готов к Труду и Обороне» состоит в создании отвечающей требованиям современности системы физкультурно-оздоровительной работы в педагогическом колледже, направленной на фо...

Типовой временный должностной регламент руководителя, ответственного за внедрение проектного управления в образовательной организации

В Типовом временном должностном регламенте определены задачи и функции, права и полномочия руководителя ПОУ, ответственного за внедрение проектного управления....

Разработка учебного плана в условиях вступления образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) в процесс внедрения наиболее востребованных, новых и перспективных профессий специальностей становится неотъемлемой частью методическо

1.1. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования (далее учебный план) – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение ...

Статья: Внедрение ВФСК "ГТО" в профессиональной образовательной организации.

В статье рассматривается опыт внедрения комплекса ГТО в систему физического воспитания и охраны труда в профессиональной образовательной организации. С этой целью реализуется проект по функциональному...

ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В данной статье рассматривается наставничество, как профессиональная  помощь молодым специалистам. Описывается деятельность наставника, перечисляются задачи, которые помогают организовать работу ...