Практики и методические разработки педагога
методическая разработка

Иванова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кстовский нефтяной техникум им. Б.И.Корнилова»

Номинация: Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка»

Название работы: «Практика наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работа с семьей обучающегося»

 

        

Составитель: Иванова Светлана Владимировна,

социальный педагог первой квалификационной категории

Государственного бюджетного профессионального учреждения «Кстовский нефтяной техникум им. Б.И.Корнилова»

Адрес: 607650 г. Кстово, ул. Школьная,14

Тел.(883145)7-59-33

Кстово, 2023


СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

стр. 2

Введение

стр. 3

Пояснительная записка

стр. 4

Основная часть

Глава I. Диагностические методы изучения семьи обучающегося.

стр. 5

Глава II. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями.

стр.16

Заключение

стр.21

Список используемой литературы

стр.22


ВВЕДЕНИЕ.

Семья всегда занимала одно из важнейших мест в жизни человека, главными ценностями семьи является духовная связь, семейные ценности, любовь, взаимопомощь, взаимопонимание всех членов семьи.

Актуальность данной разработки обусловлена, тем, что в последние годы происходят социально-экономические изменения в России, которые проявились, помимо всего прочего, в ухудшении жизни большинства семей и появления большого количества семей, находящихся в зоне социального риска. В связи с чем, наметилась необходимость усиления работы с такими семьями, поиска новых путей решения проблем и средств взаимодействия.

Основная сложность, стоящая перед нашими педагогами и классными руководителями, невозможность вовремя донести до родителей всю информацию, так как многие обучающиеся проживают в отдаленных районах области, а некоторые и в других областях страны. В связи с этим мы вынуждены находить отличные от традиционных, методы работы, а именно использовать информационные ресурсы и дистанционные формы работы.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями обучающегося.

Дистанционное общение классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога с родителями направлено на следующие результаты:

  1. Мобильность – позволяя родителям более оперативно получать информацию, а классному руководителю более оперативно доносить информацию до родителей.
  2. Диалог, открытость, сотрудничество - позволяя участникам более эффективно коммуникацировать, действовать совместно, и не быть привязанным жестко ко времени и месту.
  3. Продуктивность - в интернет-общении могут принимать участие все родители, а также общение может быть индивидуальным.

 Конечно, ничем невозможно заменить живое общение и его ни в коем случае нельзя исключать, использование же всех методов и форм общения дает свои положительные результаты.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе общению мешает банальная некомпетентность родителей в области использования интернет-ресурсов.  Поэтому перед педагогами стоит задача углублять взаимодействие с семьёй, повышать знания родителей в области использования интернет-технологий, следствием чего будет и повышение их педагогической компетентности. Возрастает необходимость работы классного руководителя, психолога, социального педагога по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.

Цель данной методической разработки – привлечь родителей к совместной работе через информационное пространство, с целью своевременного обмена информацией.

Задачи:

  • использовать ИКТ для своевременного обмена информацией с родителями;
  • организовать диагностическую работу при помощи интернет-ресурсов по изучению семьи;
  • использовать оптимальные формы и методы в индивидуальной работе с семьей;
  • организовать психолого-педагогическое интернет просвещение родителей;
  • использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

В конечном итоге после достижения задуманной цели, мы планируем получить заинтересованных, активных родителей, готовых обучаться и задавать вопросы. Родителей, которые не боятся обращаться за помощью к специалистам. Родителей, готовых оказать содействие ребенку в социализации и адаптации в новом учебном заведении, в группе. А также, готовых работать над собой, заниматься саморазвитием, самообразовываться, искать способы решения проблем в семейных взаимоотношениях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I. Диагностические методы изучения семьи обучающегося.

Диагностика (распознавать) – это оценочная процедура, оценка состояния.

Изучение семьи позволяет социальному педагогу, педагогу-психологу, классному руководителю, ближе познакомиться с обучающимися, понять: взаимоотношения, стиль жизни семьи, ее уклад, духовные ценности.

Жизненный опыт показывает, что не только в социально-неблагополучных семьях могут возникать трудности у подростка. Семья может являться вполне себе благополучной, но вследствие того, что ребенок вынужден был уехать обучаться в другой город и даже другую область, могут возникнуть проблемы с обучением, поведением, да и в целом с адаптацией.

Практически для любого подростка является стрессом отъезд из привычной среды обитания.  Где новые люди, педагоги, к требованиям которых нужно привыкать, ребята, с которыми необходимо находить общий язык, условия жизни, которые зачастую не столь благоустроенны, как в собственной семье.

Здесь важно проводить своевременную работу диагностирования данных проблем. Работа должна проводиться не только с подростком, но и с его родителями. А как это сделать, если родители не имеют возможности часто приезжать в техникум?

Классному руководителю, педагогу-психологу, социальному педагогу необходимо совместно и согласованно организовать просветительскую работу с такими родителями.

Для этого обычно педагог использует комплекс традиционных методов диагностики.

Виды диагностики:

- медицинская, которая будет интересовать педагога с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов;

- психологическая – выявление индивидуально-психологических свойств личности (диагностический минимум: проф. ориентационный тест, климат в группе, тревожность);

- социальная, которая изучает социально-экономические, нравственные санитарно-гигиенические и другие аспекты;

- педагогическая – наблюдение, анализ документации, анкетирование, тестирование - с целью изучения личности, для более эффективного воспитания и обучения.

Но в наше время, работа будет более эффективна, если обучить родителей работе в интернет-пространстве.

Когда классный руководитель берет новую группу, знакомится с родителями, он должен понимать с кем из родителей могут возникать проблемы в плане общения и обмена информацией по причине удаленности.

Для организации дистанционного общения с родителями, возможно использовать все известные интернет-ресурсы (skype, блог, форум, группа, сайт и др.).

У классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога есть возможность использовать традиционные методики по диагностики, но в онлайн-пространстве.  Педагоги выкладывают опросники и анкеты на форуме, а родители и студенты, не выходя из дома, проходят их. Далее педагог подводит итог, если по результатам данных анкетирования и тестирования родителю или подростку требуется помощь, то совместно составляется план работы, по оказанию конкретной помощи.

1. Тест для родителей «Стратегия семейного воспитания». 

Уважаемые родители, с помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей, как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).
Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве). 

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер). 

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер). 

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит

за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов 

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

2. Анкета для родителей «Взаимоотношения в семье». 

Цель: определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты, наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

1) очень хорошими

2) хорошими

З) не очень хорошими;

4) плохими;

5) не очень плохими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

1) да; 2) не совсем; 3) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто Ваша семья собирается вместе?

1) Ежедневно;

2) по выходным дням;

3) редко.

5. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

1) Решаете сообща жизненные проблемы;

2) занимаетесь семейным бытовым трудом;

3) работаете на приусадебном участке;

4) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

5) обсуждаете вопросы учебы детей;

б) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

7) каждый занимается своим делом;

8) допишите…

6. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

1)да; 4) редко;

2) часто; 5) не бывают.

З) иногда;

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) Непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах;

4) разногласиями в вопросах воспитания детей;

5) злоупотреблением алкоголем;

6) другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?

1) Примирение;

2) обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

3) прекращение конфликтов на некоторое время;

4) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

5) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1) да;

2) нет;

3) иногда.

10) Как реагируют дети на семейные конфликты?

1)Переживают, плачут;

2) становятся на сторону одного из родителей; пытаются помирить;

3) уходят из дома;

4) замыкаются в себе;

5) относятся безразлично;

6) становятся озлобленными, неуправляемыми; пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что Вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье? (напишите)

3. Опросник для родителей. 

Инструкция: Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны — баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.

1.Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его от них ограждать.

2.Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.

3.Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.

4.Современные школьные программы чересчур сложны.

5.Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.

6.Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

7.Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.

8.Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.

9.У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

10.Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.

11.В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.

12.За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.

13.Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.

14.Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.

15.Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Обработка результатов 

12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.

Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

4. Анкета, направленная на раннее выявление родителями зависимости у подростка.

Вопросы

Баллы

I.Обнаружили ли Вы у ребенка:

1.Снижение успеваемости в школе в течение последнего года.

50

2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе.

50

3. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям.

50

4. Частую смену настроения.

50

5. Частые синяки и порезы.

50

6. Частые простудные заболевания.

50

7. Потерю аппетита и похудание.

50

8. Частое выпрашивание у Вас денег.

50

9. Понижение настроения, негативизм.

50

10. Самоизоляцию.

50

11. Скрытность, уединенность.

50

12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения.

50

13. Гневность, агрессивность.

50

14. Нарастающее безразличие к окружающему.

 

15. Резкое снижение успеваемости.

100

16. Татуировки, следы ожогов сигаретой.

100

17. Бессонницу, повышенную утомляемость.

100

18. Нарушение памяти.

100

19. Отказ от утреннего туалета.

100

20. Нарастающую лживость.

100

21. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.

200

22. Значительные суммы денег без известного источника дохода.

300

23. Частый запах спиртного.

300

24. Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения.

300

25. Наличие шприца, игл, ацетона.

300

26. Наличие неизвестных таблеток, травы.

300

27. Состояние опьянения без запаха спиртного.

300

28. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке.

300

II. Слышали ли Вы от ребенка:

1. Высказывания о бессмысленности жизни.

50

2. Разговор о наркотиках.

100

3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков.

200

III. Сталкивались ли Вы со следующим:

1.  Пропажей лекарств.

100

2.  Пропажей из дома денег, ценностей

100

IV. Случалось ли с Вашим ребенком:

1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках.

100

2.   Задержание в связи с вождением транспорта в состоянии опьянения.

100

3.   Совершение кражи.

100

4.   Арест в связи с хранением, приобретением наркотиков.

300

5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения.

100

Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.

На основании диагностик определяется типология родителей по уровню педагогической компетентности и по уровню удовлетворенности взаимодействия с подростком:

КУ - компетентные удовлетворенные («гармоничные») - «Много знаю о воспитании, знания помогают мне построить хорошие отношения с ребенком».

КН - компетентные неудовлетворенные («теоретики») - «Знаний о воспитании много, но почему - то приметить их не могу».

КУ - некомпетентные удовлетворенные («беспомощные») - «Меня воспитывали без специальных знаний, а с ребенком и так все в порядке».

НН - некомпетентные неудовлетворенные («беспомощные») - «Не знаю, что с ребенком делать, кто подскажет?».

ГЛАВА II. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями.

В наше время наиболее частой проблемой своевременного общения с родителями является высокая загруженность родителей работой, нежелание участвовать в жизни подростка, и наиболее частая и трудно решаемая проблема, это отдаленное место жительства. Порой родители живут, так далеко, что не имеют возможности посещать все проводимые в учебном заведении мероприятия.

Но и здесь можно найти способ пообщаться с родителями, нам в помощь приходят дистанционные технологии. При помощи дистанционных форм общения можно наладить своевременную просветительскую работу.

На официальном сайте учебного заведения на страничке педагога-психолога, социального педагога размещается информация для родителей, обучающихся и педагогов, просветительского и информационного характера.

При помощи различных интернет программ (skype, блог, форум, группа, сайт и т.д.) можно организовать работу онлайн с родителями. Классный руководитель проводит онлайн-консультации по проблемам успеваемости, посещаемости, социализации ребенка в группе, проводит анкетирование, дает советы и координирует дальнейшие действия родителей.

Также классный руководитель проводит родительские собрания в форме онлайн-конференций (которые потом можно просмотреть в записи). Такая форма очень удобна, так как не все родители имеют возможность явиться на собрание в силу различных причин, в этом же случае выбирается удобное время для всех сторон, экономится время, а информация доносится оперативно.

Педагог-психолог проводит групповые и индивидуальные онлайн- консультации, тренинги, анкетирования. Дает рекомендации по решению проблем во взаимоотношении и воспитании ребенка, ведет просветительскую работу.

Социальный педагог проводит онлайн-беседы, связанные с социальными вопросами, выкладывает для родителей необходимую информацию, ссылки на страничке официального сайта учебного заведения и на форуме, чате.

Использование новых информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями позволяют:

  • Оперативно взаимодействовать с родителями (общение через «беседы», «группы», «чаты»).
  • Работать с родителями в удобное для них время и месте.
  • Включить родителей в деятельность (контролировать посещаемость, поведение, обсуждать проблемы социализации, проблемы взаимоотношений с педагогами, общаться с родительским комитетом, осуществлять индивидуальное общение и др.).
  • Проводить родительские собрания в удобное время, в независимости от расстояния (индивидуальные и общие консультации педагога-психолога).
  • -Организовать дискуссии и совместную деятельность на новом уровне за счет использования инновационных технологий, обсуждать воспитательные вопросы, отправлять различные ссылки по темам: «Противодействие Коррупции», ВИЧ, профилактике дорожно-транспортных происшествий, профилактики наркомании и многое другое.
  • Рассмотреть широкий спектр вопросов за короткий промежуток времени.
  • Оперативно общаться и обсуждать вопросы до и после родительских собраний.

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог включают в план работы онлайн-лекции по педагогике, психологии, праву, этике, гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье; обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов.

Примерный план дистанционной просветительской работы с родителями студентов 1 курса на учебный год  

№ п/п

Проводимые мероприятия

Форма проведения

мероприятий

 Дата проведения

(точная дата по согласованию)

Участники мероприятий

1

Родительское собрание

Беседа, знакомство с семьей

Сентябрь

Родители, классный руководитель

2

«Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?»

Беседа, анкетирование

Сентябрь

Родители, классный руководитель, педагог-психолог

3

«Как оказать помощь своему ребенку в адаптации», анкета

«Взаимоотношения в семье»

Беседа, анкетирование, психологическое консультирование

Октябрь

Родители, классный руководитель, педагог-психолог

4

Родительское собрание по подведению итогов успеваемости,

«Предупреждение детского травматизма»

Беседа, лекция

Первая неделя ноября

Родители, классный руководитель, социальный педагог

5

Тест «Стратегия семейного воспитания»,

«Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания».

Тестирование, психологическое консультирование

Декабрь

Родители, классный руководитель, педагог-психолог

6

Родительское собрание по подведению итогов успеваемости, посещаемости. Организация времени ребенка в каникулярный период

Беседа, лекция

Вторая неделя декабря

Родители, классный руководитель

7

Правовое воспитание «Роль семьи в формировании личности»

Беседа, лекция

Январь

Родители, классный руководитель, социальный педагог

8

«Как научить ребенка быть самостоятельным?»

Беседа

Февраль

Родители, классный руководитель, социальный педагог

9

Девиз семьи - «Мы за здоровый образ жизни!».

Анкета, направленная на раннее выявление родителями зависимости у подростка

Анкетирование, беседа

Март

Родители, классный руководитель, социальный педагог

10

«Помощь ребёнку во время обучения, какой она должна быть?»

Тематическое консультирование

Апрель

Родители, классный руководитель, педагог-психолог

11

Вечер вопросов и ответов,

Опросник для родителей

Беседа

Март

Родители, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

12

Родительское собрание по подведению итогов успеваемости, посещаемости. Организация времени ребенка в каникулярный период

Беседа

Июнь

Родители, классный руководитель, социальный педагог

Недостатки знаний семейного воспитания, можно пополнить лишь в том случае, если меры взаимодействия с родителями выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении достаточно длительного периода времени и в определенной системе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель понимает это и принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего подростка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов.

В наше время все чаще и чаще обсуждаются вопросы дистанционных форм обучения и воспитания. Но лично, я считаю, что этот путь (как единственно используемый) ведет в никуда, потому что каждому человеку необходимы теплые слова в момент личных переживаний, участие близкого именно в тот момент, когда ему это необходимо, нежное поглаживание или объятия, которые всегда успокоят в трудную минуту. Еще раз хочется сказать, что живое общение ничем нельзя заменить!

Из опыта педагогов, не сразу удается добиться желаемого результата в совместной работе с родителями. Но если последовательно и настойчиво использовать все известные нам методы взаимодействия, то улучшение произойдет. А это самым положительным образом скажется на взаимоотношениях в их семье, на поведении обучающихся, а также на качество учебы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. - М., 2009.

2. http://svetlanapavlova.ru/-my_works_page_30  Педагог-психолог. Анкеты для родителей.

3. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: из опыта работы педагогических работников образовательных учреждений Нижегородской области/ Мин-во образования Нижегор. обл.-Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009.-220с.

4. Соловейчик С. Педагогика для всех. - М., 1989.

5. http://knt.edu.ru/ Официальный сайт ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие классного руководителя с родителями обучающихся через открытое информационное пространство преподаватель Иванова Светлана Владимировна

Слайд 2

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями обучающегося.

Слайд 3

Для организации дистанционной работы классного руководителя с родителями студентов, необходимо учесть следующие моменты: 1. С технической точки зрения необходимо наличие доступа к сети Интернет всех предполагаемых участников, всех заинтересованных лиц. 2. Необходимо определить уровень подготовки участников данного процесса к проведению и активности в подобном мероприятии, определить, какие средства нужны, какие сетевые сервисы, программы удобно использовать (skype, блог, форум, сайт и т.д.). 3. Взять письменное согласие родителей на размещение в группе общей информации (успеваемость, посещаемость и др.).

Слайд 4

Использование новых информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями позволяют: - Оперативно взаимодействовать с родителями (общение через «беседы», «группы», «чаты»); - Работать с родителями в удобное для них время и месте; - Включить родителей в деятельность (контролировать посещаемость, поведение, обсуждать проблемы социализации, проблемы взаимоотношений с педагогами, общаться с родительским комитетом, осуществлять индивидуальное общение и др.); - Проводить родительские собрания в удобное время, в независимости от расстояния (индивидуальные и общие консультации педагога-психолога); - Организовать дискуссии и совместную деятельность на новом уровне за счет использования инновационных технологий ( обсуждать воспитательные вопросы, отправлять различные ссылки по темам: «Противодействие Коррупции», ВИЧ, профилактике дорожно-транспортных происшествий, профилактики наркомании и многое другое); - Рассмотреть широкий спектр вопросов за короткий промежуток времени; - Оперативно общаться и обсуждать вопросы до и после родительских собраний;

Слайд 5

Дистанционное общение классного руководителя с родителями направлено на следующие результаты: 1. Мобильность – позволяя родителям более оперативно получать информацию, а классному руководителю более оперативно доносить информацию до родителей. 2. Диалог, открытость, сотрудничество -позволяя участникам более эффективно коммуникатировать, действовать совместно, и не быть привязанным жестко ко времени и месту. 3. Продуктивность - в интернет общении могут принимать участие все родители, а также общение может быть индивидуальным.

Слайд 6

Для того, чтобы родители стали активными помощниками классных руководителей, необходимо вовлечь их в студенческую жизнь. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Технология по программе «Каждый важен: интерактивные методы профилактики травли в техникуме»

Технология: Занятие «Кто на новенького?»

Цель: профилактика буллинга в подростковой среде.

Целевая аудитория: учебная группа студентов первого или второго курса техникума

Ожидаемый эффект:

Для организаторов: сплочение коллектива, развитие дружеских отношений в коллективе, проявление лидерских качеств, расширение кругозора, развитие активной гражданской позиции.

Для целевой аудитории: создание позитивного настроения в группе, развитие коммуникативных навыков, формирования позитивного мышления,  научиться находить альтернативные решения из трудных ситуаций.

Использование игр и упражнений позволит снизить агрессивные и враждебные реакции подростков, оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения, сформировать навыки конструктивного реагирования в конфликте, развить толерантность и эмпатию.

Время необходимое на подготовку: индивидуально (от 2 до 9 дней)

Время необходимое для проведения: Лучше разделить на 2 этапа.

Краткое описание идеи:

Дать ребятам задание заранее посмотреть фильм «Новенький» (драма, режиссер: Оксана Барковская, Ирина Гурьянова 2019 год), если есть возможность, выложить для них фильм для просмотра в общей группе в социальных сетях.  

I этап. В день проведения занятия собираем группу в аудитории, если есть возможность подключить видеофильм, делаем это, так как тогда есть возможность просмотреть некоторые моменты фильма и вспомнить их.

Ведущий (студент старшего курса, психолог, педагог, кл. руководитель и др.) говорит вводные слова: «Ребята, скажите, знаете ли вы, что такое буллинг?»

Ребята начинают отвечать, ведущий после всех ответов дает определение данному слову.

После этого, ведущий продолжает: «Все мы с вами должны были посмотреть фильм «Новенький». Скажите, пожалуйста, как вам кажется, используется в фильме буллинг? В отношении, какого героя он используется?

Как вам кажется, почему ребята в отношении Максима Плетнева применили травлю? Использовалась ли ранее травля в отношении других ребят в данном классе? Над кем? И чем закончилась? Почему никто не помог девочке?

Как чувствует Максим себя в данном классе? Почему ребята его невзлюбили с самого начала? Пытался ли Максим сделать что-то, чтобы влиться в коллектив? А пытался ли коллектив  посодействовать тому, чтобы Максим быстрее адаптировался в классе? Какие интересы у ребят данной группы помимо учебы (занятия спортом, увлечения, интересы)?»

Необходимо разобрать дружный ли был коллектив в классе до прихода Максима? Почему нет? Кто являлся лидером в классе и почему все слушали и выполняли все, что говорила им Соня?  

Тщательно разбираем ответы ребят.

Ведущий: «А как вы думаете, ваша группа дружная?  К мнению всех ребят ли вы прислушиваетесь? А многим ли вы доверяете?» Обсуждение.

Далее проводим упражнение «Тест на доверие»:

На середину круга положите какой-либо предмет, например вазу или книгу. Объясните учащимся, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым. Каждый из них должен встать на определенном расстоянии (каждый участник расстояние определяет самостоятельно) от находящегося в середине круга предмета. Кто встает вплотную к нему, тот тем самым говорит о высокой, по его мнению, степени доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущение безопасности и доверия в группе, тем больше будет выбранное расстояние. Попросите участников поэкспериментировать с разными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно.

Когда каждый из участников найдет свое место, предложите всем оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию (кто, как, где стоит, где находится сам участник). Далее попросите каждого участника кратко объяснить, что он хотел выразить своим выбором места. Выбранное положение и высказывания других членов группы можно комментировать.

Вывод, к которому необходимо подвести подростков: доверие в группе — не постоянная величина, а некий процесс. Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может заставить другого проникнуться доверием. С одной стороны, доверие завоевывается медленно и в связи с конкретным опытом. С другой —доверие легко разрушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травм. И для этого люди часто прибегают к простому средству — не подпускают слишком близко других людей.

Упражнение «Карта желаемых чувств»:

Инструкция учащимся: Составьте карту чувств, которые вам хотелось бы пережить в ближайшее время. Спросите себя, в каких ситуациях можно пережить желаемые чувства? Что их может пробудить:

  • общение с друзьями, другом, подругой;
  • успехи в учебе;
  • общение с природой;
  • интересный досуг;
  • занятие любимым делом;
  • забота о других людях;
  • ваша внешность;
  • состояние здоровья;
  • материальные приобретения и т. д.

Разберитесь последовательно с каждой ситуацией. Запишите, какие чувства хотели бы пережить. Пожелайте себе таких переживаний, которые, несомненно, доставят вам удовольствие.  Определите свое эмоциональное состояние “здесь и сейчас”. Актуализируйте те состояния и переживания, которые вам особенно приятны.

II этап. Разминка. “Любимое занятие”.

Ведущий: «У каждого из нас есть свои любимые занятия, но мы порой даже не подозреваем об интересах тех, кто не являются нашими друзьями, хотя можем знать этих людей не один год. Давайте, обратим внимание на своих одноклассников. Продолжите фразу: «Я люблю....»

Каждый участник, по очереди, рассказывает о том, чем ему нравится заниматься. Психолог акцентирует внимание на том, что есть разные интересы.

Далее, дать группе еще раз посмотреть отрывок с середины последней 7серии.
Ведущий: «Вот ребята говорят, что они взрослые и сами могут отвечать за свои поступки. Как вы считаете, это действительно так? Почему? В данном фильме все ребята выполняли требования Сони, а вот как вы считаете, всем ли это было по душе? Кому нет? Почему? Что они чувствовали? А что чувствовал Макс? Почему же никто не пошел изначально против Сони?

Игра «Король»

Слова ведущего: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять».

Игроки определяют короля. Остальные участники — слуги, они должны делать все, что он приказывает. Король не имеет права отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других участников. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и т. д. Когда время «правления» короля закончится, группа собирается в круг и обсуждает полученный в игре опыт. Это поможет каждому из тех, кто станет следующим королем, соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных ребят и войти в историю добрым королем.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты чувствовал себя, когда был королем?
  • Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
  • Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
  • Что ты чувствовал, когда был слугой?
  • Легко ли тебе было выполнять желания короля?
  • Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?
  • Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

И как подведение итогов просмотра фильма, спросить: «Как вы думаете, ребята осознали под конец фильма, что поступали не правильно? Как нужно было вести себя Максиму и ребятам, а тем, кто был против, но ничего не предпринял? С помощью чего, каких действий, слов? А смогла бы Соня вести себя так же, если бы класс ее изначально не поддержал в буллинге?»

И в конце занятия игра на сплочение «Преодоление препятствий»:

Вся команда становится «паровозиком» друг за другом. Каждый участник сцепляет руки впереди стоящего участника, обхватывая его за талию. Таким образом, получается длинная «гусеница», которой руководит первый участник. Он начинает движение и ведет всю команду за собой, направляя участников, чтобы «гусеница» не сбилась с пути. Для усложнения задачи рекомендуется добавлять различные препятствия на маршруте для гусеницы-путешественницы, чтобы их нужно было переступать или наоборот пригибаться.

Литература:

  1. https://videouroki.net/razrabotki/ighry-i-uprazhnieniia-dlia-profilaktiki-bullingha-v-podrostkovoi-sriedie.html
  2. https://mamamozhetvse.ru/igry-na-splochenie-kollektiva-dlya-podrostkov.html


Предварительный просмотр:

Экологический проект «Твой след на Земле».

Предметная область проекта: экологическая обстановка в городе Кстово

Типология проекта: долгосрочный социально-исследовательский проект

Авторы проекта: ведущие волонтеры образовательной организации: Виноградов Андрей, Даниленко Андрей, Паленова Мария, Скоков Дмитрий, а также студенты-волонтеры 22 человека, педагоги и жители города.

Руководитель проекта: Иванова Светлана Владимировна

Цель проекта:

 - реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;

- содействие улучшения экологической обстановки в Кстовском районе;

- формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогического коллектива, жителей города Кстово.

Задачи проекта:

 - сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;

- воспитание экологической культуры и экологического сознания студентов колледжа;

- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию студентов колледжа;

- усиление  региональной направленности экологического образования;

- привлечение подростков  к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;

-формирование  чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;

- развитие инициативы и творчества студентов через организацию социально значимой деятельности;

- проведение информационно – просветительской работы по пропаганде экологической культуры обучающихся;

- исследование водных, почвенных ресурсов г. Кстово, анализ результатов, формирование мероприятий по их оптимальному использованию.

Вопросы проекта:  

1.Возможно ли организовать совместную плодотворную деятельность обучающихся с педагогами и жителями города?

2.Как привлечь внимание жителей города к проблеме?

3.Целесообразно ли продолжать реализовывать проекты данной тематики и после реализации данного проекта?

Обоснование актуальности проекта.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, — значит, пересесть из него просто некуда», писал Антуан де Сент-Экзюпери. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Охрана и защита природы позволяет ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

Все мы без исключения дети одного большого царства Природы. Как сохранить ее для будущих поколений? Как жить с нею в согласии? Как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание?

Может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с юности?   Осознавать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки.

Нам кажется, что только заинтересовывая подростков, привлекая их к активной деятельности, можно в будущем рассчитывать на грамотных, компетентных специалистов-выпускников колледжа.

После изучения современной экологической обстановки в нашем городе и районе, мы пришли к выводу о необходимости активизации пропаганды заботы об экологии, проведении определенных мероприятий, которые будут направлены на самый перспективный контингент – нашу молодежь.

Низкая заинтересованность подростков, на наш взгляд, объяснялась тем, что у них перед глазами не было конкретных действий, примеров, не просто слов о «улучшении экологической ситуации».

Возможные продукты проекта:

В начале реализации социально значимого проекта экологической направленности нами совместно с преподавателями колледжа, участвующими был разработан план основных мероприятий проекта, который включает в себя несколько этапов.

Этапы работы над проектом:

Сроки реализации проекта: 2023 – 2024 год

Основные направления социально значимого проекта:

- Студенческая учебно-исследовательская работа, состоящая в оценке социальной значимости темы исследования, выполнения исследования, публичного выступления с освещением  результатов работы и публикацией работы в специализированных изданиях;

- Участие студентов колледжа в различных мероприятиях и акциях по очистке территорий лесопарковых зон, городских парков и территорий, охране и посадке зеленых насаждений, благоустройство территории колледжа;

- Знакомство с работой экологических служб крупных предприятий  города и района, изучение работы экологических лабораторий;

- Участие студентов в различных конкурсах экологической направленности районного, областного, регионального и международного масштабов.

Основные этапы реализации проекта.

I этап – Подготовительный.

1.  Организация творческих групп, работающих по теме проекта, в которую входят все желающие студенты, студенты-волонтеры (основные помощники) и преподаватели колледжа.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Оценка экологической обстановки в г. Кстово.

4. Определение основных направлений учебно-исследовательской работы.

5. Определение основных направлений по благоустройству территорий, очистке лесопарковых зон и территорий города, колледжа.

6. Организация работы экологического и трудового отрядов.

II этап – Практический.

1.Выполнение учебно-исследовательских работ студентами под руководством преподавателей;

1.1 Исследование опрос, анкетирование, интервью для оценки компетентности жителей;

1.2 Изготовление брошюр и буклетов информационного характера, экологической направленности (студентами-волонтерами под руководством преподавателей);

1.3 Раздача студентами- волонтерами брошюр и буклетов на улицах города для привлечения внимания к экологическим проблемам жителей города.

2. Участие обучающихся в конференциях, конкурсах, интеллектуальных викторинах с привлечением неравнодушных жителей города- в течении учебного года;

2.1. Экологическая конференция   - июнь, ежегодно;

2.2. Конференция «Лес – наше богатство» с привлечением заинтересованных жителей города (раздача информационных буклетов) - май 2023года;

2.3. Интеллектуальная викторина по Экологии – март, ежегодно;

2.4. Интеллектуальная викторина «Ботаническая экскурсия» - апрель 2024г.

3. Участие в акции «Очисти лес» - сентябрь 2024, июнь 2024;

4. Участие в акции «Чистый город» - ежегодно, апрель-май;

5. Благоустройство внутреннего дворика колледжа – апрель-октябрь 2023-24гг.;

6. Поддержание в порядке травяного покрова и клумб территории колледжа – ежегодно, весенне-летний сезон;

7. Сообщения о результатах проведенных мероприятий, результатах учебно-исследовательских работ и т.д.;    

8. Публикация результатов учебно-исследовательской деятельности в специальных изданиях колледжа;

9. Подведение итогов II этапа проекта ноябрь 2024г. (обратная связь, анкетирование).

III этап – Обобщающий.

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для  определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.

2. Издание материалов проектной деятельности и методических разработок  преподавателей.

3. Использование собранного материала  в учебном процессе.

4. Обобщение опыта работы.

IV этап – Информационно-просветительский.

Распространение в СМИ информации о деятельности студентов и преподавателей колледжа, жителей города по реализации проекта - в течение срока реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

- решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи;

- повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

- развитие организаторских, творческих, ораторских способностей обучающихся;

- благоустройство, восстановление и очистка лесопарковых зон г.Кстово;

- ежегодная организация экологического отряда колледжа;

- повышение и пропаганда экологической культуры обучающихся;

- создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья студентов колледжа;

- привлечение внимания населения города и района к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.

Результатом данного проекта, должна стать организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности студентов колледжа,  с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности подростка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего  образовательного учреждения, города, района.

В ходе реализации проекта «Твой след на Земле» предполагается оценка следующих результатов:

  1. Охват участия обучающихся в проекте. (не менее 20% от всех обучающихся).
  2. Увлекательность проекта (заинтересованность, разнообразие).
  3. Количество заинтересованных жителей города (чем больше, тем лучше, нет конкретных цифр).
  4. Благоустройство и чистота города Кстово (обратная связь при помощи анкетирования).
  5. Целесообразность продолжения проекта (обобщение проделанной работы и всех результатов).



Предварительный просмотр:

Технология социального проектирования.

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект -  это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

1.       словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений.

2.       графического изображения (чертежей, схем и т.д.).

3.       числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Цель социального проектирования:

- привлечение внимания молодежи к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;

- включение взрослых в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем.

Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры молодежи за счет получения дополнительной информации;

- формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе;

- закрепление навыков командной работы;

- совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.д.)

           Подростки – инициаторы социального проекта сами:

- выявляют одну из социальных проблем местного сообщества;

- формулируют цели и задачи работы над решением данной проблемы;

- проводят первичную подготовку плана и необходимых материалов для реализации проекта.

Далее:

- сами завершают разработку проекта;

- обращаются в заинтересованные организации с просьбой провести экспертизу и\или поддержать проект;

- сами реализуют свой проект.

Основные требования к проекту.

            Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

            Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

            Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

            Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

            Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

            Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Технология разработки социального проекта.

            Шаг 1.

Изучение социальной ситуации.

Что тебя не устраивает в социальной жизни, во взаимодействии с социальными объектами и явлениями?

Подумайте и выберите ситуацию социального взаимодействия, которая тебя не устраивает, и которую ты хочешь ИЗМЕНИТЬ! И помните, что социальное проектирование – это настоящая, реальная деятельность.

Теперь приступаем к изучению социальной ситуации. Необходимо собрать детальную информацию относительно волнующей проблемы.

Используем для этого следующие методы:

- наблюдение (во дворе, улице, школе, местах массового досуга и т.д.)

- опрос (учителей, врачей, соседей, родителей, друзей и т.д.)

            Шаг 2.

Формирование актуальной социальной проблемы.

Необходимо определить причины существования данной проблемы:

- низкий уровень общей культуры населения;

- низкий уровень организации культурного досуга молодежи и т.д.

 

Шаг 3.

Создание проектной команды.

На этом этапе нужно сделать выбор: ты будешь делать свой проект один или тебе нужна поддержка? Обратись к своим друзьям, тем, кому интересна эта проблема. Посмотри вокруг себя!

            Шаг 4.

Определение цели и задач.

Цели и задачи должны логически вытекать из поставленной социальной проблемы. Чтобы цель была четкой, необходимой представить образ ожидаемых результатов, которые вы хотели бы получить. Это и будет ЦЕЛЬЮ – то, ради чего вы осуществите проект.

Например:

ЦЕЛЬ: меньше пьяных на улицах.

ЗАДАЧИ: (это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации).

- повысить уровень общей культуры населения;

- создать программы антиалкогольного воспитания среди молодежи;

- улучшить организацию культурного досуга молодежи и т.д.

            Шаг 5.

Составление плана-графика, распределение обязанностей между членами группы.

Рабочий план проекта должен пояснить, что, когда и кем будет сделано для достижения указанной цели-результата.

План должен быть сформулирован в четких, ясных выражениях, с указанием точных дат и персональной ответственностью.

План должен быть достижением. План должен быть записан на бумаге.

            Шаг 6.

Определение необходимых источников, места их получения, разработка бюджета.

Что необходимо для того, чтобы сделать все то, что вы запланировали? Какое-то время (временной ресурс), какие-то люди – исполнители (человеческий ресурс), какие-то предметы, вещи (материальный ресурс), какие-то деньги.

Проанализируйте с членами вашей группы план действий с точки зрения его ресурсного обеспечения. Составляя бюджет, покажите имеющиеся собственные средства и, если есть – средства спонсоров. Если вы используете личный транспорт, помещение, то обязательно включите его как собственный вклад.

В графе «необходимые ресурсы» укажите какие ресурсы у вас есть, а какие еще надо найти.

            Шаг 7.

Разработка системы оценки проекта (Как измерить?)

Необходимо указать критерии и показатели, которыми будет определяться степень достижения поставленной цели и эффективность проекта. Оценка может быть количественная – по количеству сделанного (например, выпущенных листовок, бесед и т.д.) качественная – по изменению состояния.

            Шаг 8.

Презентация (Формирование общественного мнения)

Презентация – это показ итогов своей работы другим людям, предложение обсудить то, что у вас получилось. Презентации бывают разные.

Виды презентаций:

1.      Публичный доклад на уроке, классном часе, родительском собрании, во дворе, через Интернет и т.д.

2.      Статья в газете, в журнале, в Интернете.

3.      Показ полученных результатов.

Шаг 9.

Оформление проекта.

Необходимо придать проекту форму. Требования к оформлению проектов в основном одинаковые в разных фондах. Главная цель – вы должны заявить о себе и своих свежих идеях. Убедите слушателей в том, чтобы для реализации выбрали именно ваш проект.

Но учтите, заявку могут отклонить только потому, что нарушены правила ее оформления.

Ожидаемые результаты.

  1. Повышенная социальная активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
  2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.
  3. Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе.
  4. Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.
  5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
  6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

Социальное проектирование



Предварительный просмотр:

С.В.Иванова,

социальный педагог ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова,

Россия, Нижегородская область, г. Кстово

Определение гражданской зрелости выпускника, пути становления.

Мне думается, что найти место в жизни очень важно, но еще важнее понять, твое ли это место. Выпускники техникумов зачастую не понимают суть своей профессии, оказываются не готовы применить свои профессиональные знания, умения и  навыки, полученные во время обучения. Часто не понимают, ту ли профессию выбрали и что делать в жизни дальше. То есть, выходит, они являются не достаточно зрелыми? Как определить зрелость выпускника? Да и вообще, что такое гражданская зрелость?

Сейчас многие говорят об инфантильности обучающихся, их потребительском отношении к жизни, а именно: нежелание служить в армии, безответственность, слабая гражданская позиция, низкая мотивация к самосовершенствованию и саморазвитию. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в настоящий момент в обществе глубокое противоречие между необходимостью в активных, коммуникабельных, воспитанных, высоконравственных, патриотах Родины, ответственных за свою жизнь и жизнь близких и недоработкой по формированию гражданской зрелости обучающихся в профессиональных образовательных организациях[1]. Для решения данного противоречия необходимо объединить усилия всех сфер воспитания, усовершенствовать методы, формы, технологии и инструменты, применяемые в воспитании и обучении студентов.

Что же такое гражданская зрелость? Некоторые исследователи склоняются к тому, что гражданская зрелость - это осознание своего долга перед страной и обществом, осознание необходимости труда, а также ответственности за его результаты[3]. Я думаю, каждый человек понимает, чтобы чего-то добиться в жизни, необходимо трудиться и трудиться хорошо.

Все начинается с воспитания в семье, школе, именно там зарождаются зачатки зрелости. Там учат морали и духовности, толерантному отношению к людям и их точки зрения, учат ответственности, учат принимать себя таким какой есть, воспринимать неудачу как урок и отличать реальность от фантазий.  

Но семья и школа - это еще не все. Так как образование и воспитание неразделимы, то становление гражданина продолжается и в профессиональных образовательных учреждениях. Профессиональное обучение является организованной деятельностью преподавателей и студентов, направленной не только на овладение студентами профессиональными знаниями, но и на развитие умственных и физических способностей.

Раньше в нас и наших родителях воспитывали патриотизм на примере художественных фильмов; примере дедов прошедших войну и их подвигах; на примере хороших поступков, которых всегда было предостаточно; при помощи существования различных организаций (пионерская, комсомол, партия и тд.), которые способствовали развитию общественно-политической активности молодежи.

Конечно сейчас многое уже устарело и исчезло, но и в наше время есть возможность воспитать из подростка гражданина и патриота. Студентов необходимо привлекать к различным видам общественной деятельности, где и происходит формирования их как личности. Работа должна идти  одновременно по всем направлениям: работа родителей, педагогов, педагога - психолога, социального педагога, классных руководителей, органов профилактики, социальных служб.

Основными направлениями работы по формированию гражданской зрелости должны быть:

  • волонтерство - воспитывает толерантное отношение, доброту к окружающим, оказание безвозмездной помощи окружающим и т.д.;
  • Формирование гражданственности, любовь к Отчизне, через патриотизм (Кинотерапия - просмотр фильмов, классных часов с приглашением героев воин, акции, проекты патриотической направленности и т.д.);
  • правовое воспитание, при помощи тематических классных часов, встречи с представителями органов власти, просмотра фильмов и видеороликов и т.д.);
  • Обучение ораторскому искусству (защита проектов, выступления на аудиторию, театральные кружки, и т.д.), так как одним из критериев гражданственности является, быть независимым и уметь отстаивать свою точку зрения;
  • Научить студента быстро адаптироваться в различных ситуациях (организация различных игр, шарад, Квестовов и т.д);
  • Использовать различные методы диагностики (на уровень мотивации к обучению, профессиональной принадлежности, оценку волевых качеств, самоопределение своего места в жизни, коммуникативных способностей и т.д.);
  • трудовое воспитание, которому к сожалению, сейчас уделяют не так много внимания, но оно является чуть ли не самым важным критерием для выпускника;
  • Физическое воспитание, без которого трудно представить сейчас успешного гражданина.

Хотелось бы подробнее остановиться на Кинотерапии.  Кинотерапия - это метод терапии, предполагающий просмотр фильма и дальнейшее обсуждение его с педагогом.

Во время просмотра, подросток погружается в действия фильма, сопереживает главным героям. Эмоциональный фильм позволяет пережить то, что по тем или иным причинам было у него под запретом или «спрятано» от самого себя. Кино дает возможность сосредоточиться на своих эмоциях, обдумать свою жизнь, свои поступки и действия.

После просмотра фильма, необходимо вывести ребят на обсуждение, задавая им вопросы: «Понравился ли вам фильм?», «Чем понравился фильм?», «Правильно ли поступил главный герой?», «А мог ли он поступить иначе?», «А как бы вы поступили?», «Что бы вы изменили, если бы могли?» и т.д. Особое внимание при обсуждении фильма должно уделяться главным героям, анализируются их чувства, мысли, поступки.

Кинотерапия - один из лучших способов воспитания в человеке гражданина, патриота своей Родины. Фильмы, которые могут быть использованы для просмотра: «Изгой», «Легенда №17», «Мы из будущего», «Судьба человека», «Король говорит!», «Социальная сеть» и многие другие.  

Таким образом, только комплексная система мер по созданию условий для всестороннего развития студента, может дать тот результат, к которому мы стремимся.

Теперь попытаемся сформулировать показатели гражданской зрелости, на основе которых можно судить о становлении выпускника, как гражданина:

  1. Быть политически подкованным, уметь доказывать и отстаивать свою позицию, принимать участие в жизни общества;
  2. Нести ответственность за свои поступки и принятые решения;
  3. Быстро адаптироваться в нестандартной ситуации и принимать серьезные решения;
  4. Критически относиться к себе и окружающим, для дальнейшего самосовершенствования;
  5. Строить планы на дальнейшую жизнь и следовать своему плану;
  6. Быть патриотом своей Родины! Осознавать свой долг перед страной и обществом;
  7. Соблюдать нормы морали, быть совестливым, уметь сострадать.

Все вышеперечисленные показатели присуще успешному специалисту, который просто обречен на профессиональный успех и карьерный рост. А нам, взрослому окружению, необходимо помочь подростку подойти к данному рубежу, при помощи всех имеющихся у нас средств и опыта.

Библиографический список:

  1. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. – 1006с.
  2. Психологическая зрелость личности/ Под общ. ред. Л.А. Головей. – СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
  3. Порхачева Л. В., Джус К. Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. — 2008. — № 3. — С. 51–53.
  4. Смирнова В.Р. Формирование гражданской зрелости студентов педагогического колледжа//Современные научные исследования и инновации.2017.№2[Электронныйресурс].URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78671  (дата обращения: 10.04.2020).



 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование воспитательных технологий в рамках профилактической работы

Слайд 2

Социальное проектирование Социальное проектирование -это способ выражения идеи улучшения окружающей среды с помощью конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а так же описание практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения идеи в реальность.

Слайд 3

Цель социального проектирования: привлечение внимания молодежи к актуальным социальным проблемам; совместная работа взрослых и студентов в реальной практической деятельности по разрешению этих проблем.

Слайд 4

Основные задачи социального проектирования: повышение общего уровня культуры молодежи за счет получения дополнительной информации; формирование навыков «разумного социального» поведения в обществе; закрепление навыков командной работы; совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.д.)

Слайд 5

Технология разработки социального проекта. Изучение социальной ситуации. Формирование актуальной социальной проблемы. Создание проектной команды. Определение цели и задач. Распределение обязанностей между членами группы. Определение необходимых источников, места их получения, разработка бюджета. Разработка системы оценки проекта. Презентация. .

Слайд 6

Проект «Учись у ровесника» Проект «Учись о ровесника» подразумевает, что доминирующую роль в профилактике правонарушений среди студентов в образовательной организации, будут занимать ровесники, то есть студенты, имеющие правильные жизненные установки, лидерские качества, а так же потенциал для вовлечения в различные виды полезной деятельности проблемных студентов.

Слайд 7

Методами реализации проекта привлечение проблемных студентов к участию во внутритехникумовских мероприятиях; привлечение к проведению различных акций; привлечение их к участию в мероприятиях направленных на здоровый образ жизни; оказание им помощи в учебе и производственной практике.

Слайд 8

Результатом должно быть : отсутствие повторного совершения правонарушений студентами; осознание важности здорового образа жизни; успешное усвоение образовательной программы; наличие полезной занятости.

Слайд 9

Служба медиации (примирения) Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в учебном заведении с привлечением студентов.

Слайд 10

Задачи службы медиации : проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в образовательном учреждении; научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят; популяризировать деятельность службы медиации среди педагогов и родителей.

Слайд 11

Принцип службы медиации: добровольность (добровольное участие студентов в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт); конфиденциальность; нейтральность.

Слайд 12

Результат проводимой работы: Подросток, совершивший проступок, может осознать причины своего поведения и его последствия, принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. Пострадавший избавляется от негатива и желания мести. Родители и преподаватели помогают ребенку в трудной ситуации, развивают у него чувство ответственности.

Слайд 13

По мнению экспертов, служба примирения – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других, брать ответственность за свои поступки и за их последствия, путь, который не все взрослые готовы пройти без сомнений и колебаний.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...

Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы» по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатац

Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы»...

Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»

Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...

Методическая разработка учебной практики" Активные методы и формы проведения уроков учебной практики",

Современный урок производственного обучения- зто урок, где происходят самые разные процессы обучения, воспитания и развития личности, урок- зто логически законченный, целостный,ограниченный определенн...

Методическая разработка сценария сказочного представления Новогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дело Капитана Врунгеля" Составители-педагоги:Такмакова И.А., Ларина Т.А.,концертмейстеры: Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского районаМузыкальный отделМетодическая разработка сценариясказочного представленияНовогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дел...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УКАЗАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.04 «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА» по МДК 04.01 Технология продажи непродовольственных товаров»

Методические указания по прохождению учебной практики по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих составлены в соответствии...