Презентация:Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения
учебно-методический материал на тему

Овчинова Марина Васильевна

Презентация к педагогическому мастер-классу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_avtosokhranennyy.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Овчинова М.В. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения

Слайд 2

ВЫСЛУШАВ МЕНЯ ДО КОНЦА ВЫ БУДЕТЕ ЗНАТЬ: Что представляет собой исследовательский метод обучения; Почему я выбрала именно этот метод обучения; Этапы организации учебной деятельности с использованием исследовательского метода обучения; Примеры использования исследовательского метода обучения на уроках п /о и практических занятиях; Как провести анализ познавательной деятельности обучающихся.

Слайд 4

Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемный Частично-поисковый Исследовательский

Слайд 5

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: мастер вместе с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания обучающимся не сообщаются, они самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. деятельность мастера сводится к управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной.

Слайд 6

Уроки п /о и практические занятия – это самые удобные формы учебных занятий для проведения исследований, потому что: 6 часов учебное время – этого достаточно для проведения исследования; Структура урока п /о удобна для исследования (вводный инструктаж, текущий инструктаж, заключительный инструктаж). Истинное знание и плодотворное понимание, как правило, приходят в результате собственной практической деятельности.

Слайд 7

Мастер п /о должен обладать умениями: выбирать и обосновывать тему исследования; подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, Интернет-ресурсы и т. п.; определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность обучающихся. «немного играть», импровизировать. Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки. Китайская поговорка.

Слайд 8

Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности:

Слайд 9

Исследовательский метод обучения позволяет изменить характер познавательной деятельности: Акцент во время исследования ставится на не на запоминание, а на понимание. Почему я выбрала именно этот метод:

Слайд 10

10% 20% 50-70% 90% Запоминание не отвергается. Но, важно помнить, что: Человек запоминает:

Слайд 11

«Всякое исследование основано на сравнении и пользуется средством сопоставлений» Николай Кребс (Кузанский) Крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ. «Всякое исследование основано на сравнении и пользуется средством сопоставлений»

Слайд 12

Как выбрать тему исследования? Варианты: Предъявление различных способов (технологий) выполнения одного задания; Дать задание без алгоритма его выполнения; Сталкивание различных мнений; Возникновение проблемы при выполнении задания.

Слайд 13

Формулировка целей. Озвучить: Дидактическая цель (чему обучить) Цель исследования (обосновать…, выявить причину …, определить …). После выдвижения гипотезы Не озвучивать: Способствовать развитию профессионального мышления, памяти, речи.

Слайд 14

Выдвижение гипотезы (предположения): начинается с общего побуждения, т.е. призыва к мыслительной работе: «Как вы думаете?», Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана, диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе. Затем предложение мастера проверить гипотезу Даже если вы уверены, что гипотеза не подтвердится , говорить об этом нельзя!!!

Слайд 15

Формулировка задач исследования для обучающихся Задачи вытекают из целей (обучающей и исследовательской) + сделать выводы по проведённому исследованию, оформить. Озвучить обязательно!!!

Слайд 16

Во время текущего инструктажа не забывать: Контролировать все этапы работы обучающихся (лучше всего выполнять вместе с ними); Напоминать обучающимся, что необходимо делать выводы по исследованию.

Слайд 17

Во время заключительного инструктажа: Обучающиеся формулируют выводы по исследованию; Выясняется подтвердилась гипотеза (предположение обучающихся) или нет. Подводится итог урока.

Слайд 18

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Анализ деятельности обучающихся показывает, что на уроках с применением исследовательского метода обучения, обучающиеся: с интересом воспринимают учебный материал; стремятся к лучшему результату работы, сосредоточены во время выполнения задания; у них развивается мышление (посредством сравнения), развивается память; развивается речь (самостоятельно делают выводы по исследованию)

Слайд 19

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами ОК 7 Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние Уроки способствуют формированию общих компетенций:

Слайд 20

Урок производственного обучения по теме: Приготовление дрожжевого теста и изделий из него. Тема урока: Приготовление круассанов Тема исследования: Сравнение двух различных технологий приготовления дрожжевого слоёного теста

Слайд 21

Выдвинута гипотеза обучающимися: Отличия только в названии. По вкусу рогалики и круассаны одинаковы, так как состав сырья при их приготовлении одинаков.

Слайд 22

Цели урока: Обучающая: Научить студентов готовить круассаны в соответствии с французской технологией; Исследовательская: Определить отличия французских круассанов от рогаликов из дрожжевого слоёного теста. Развивающие: Способствовать развитию речи. Способствовать развитию аналитического мышления (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов). Способствовать развитию ассоциативного мышления (установление ассоциаций с ранее изученной технологией приготовления дрожжевого слоёного теста).

Слайд 23

История появления круассанов . Показан фильм по приготовлению круассанов (обсуждение, п обуждение к осознанию проблемной ситуации). Найден рецепт.

Слайд 24

Обучающиеся готовили круассаны по рецепту из ресурса Интернет

Слайд 25

Выводы: Состав сырья у рогаликов и круассанов одинаков, но французы используют муку из твёрдых сортов пшеницы и натуральное сливочное масло. В тесто кладут желток, а смазывают изделия белком. Существуют разительные отличия в технологии слоения теста. После сделанных выводов можно сообщить с полной уверенностью, что настоящие французские круассаны отличаются от рогаликов, не только технологией приготовления, но и вкусом. Гипотеза обучающихся не подтвердилась

Слайд 26

Практическое занятие по теме: «Приготовление картофельного пюре» Цели урока: Формировать у обучающихся знания и умения приготовления картофельного пюре, оформления и подачи блюда. Провести сравнительный анализ двух технологий приготовления картофельного пюре, обосновать выбор оптимальной технологии, пригодной для предприятий питания

Слайд 27

Актуализация знаний Составили схему приготовления традиционного пюре Проверили и нашли ошибку Вопросы на понимание каждого этапа приготовления (почему делаем так, а не иначе)

Слайд 28

Был показан фильм приготовления пюре: Хестон Блюменталь

Слайд 29

Вопросы после просмотра фильма (обсуждение, побуждение к осознанию проблемной ситуации) Что необычного вы увидели, что вас удивило, что насторожило? Что вы об этом думаете?

Слайд 30

Выдвижение гипотезы (предположения) обучающимися: Отвечают на вопросы: Как вы думаете, какое пюре вкуснее? При какой технологии лучше сохраняется витамин С? Пюре приготовленное по традиционной технологии вкуснее и витамин С при этой технологии сохраняется лучше Слово мастера: Давайте проверим!

Слайд 31

Обучающиеся готовили два вида пюре

Слайд 32

Выводы: Состав сырья для приготовления двух видов пюре одинаков. Отличия в технологии приготовления. Вкус одинаков, цвет у пюре по традиционному рецепту соответствует требованиям к качеству, у пюре по Хестону Блюменталю – серый. Запах у пюре по Хестону Блюменталю – неприятный. Консистенция тягучая. При традиционной технологии лучше сохраняется витамин С. Технология Хестона Блюменталя не приемлема на ПП Гипотеза обучающихся подтвердилась

Слайд 33

Возможно всё! Просто на невозможное требуется больше времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение  активных методов обучения  в коррекционных группах.  Развитие современног...

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Мотивация познавательной деятельности студентов на уроках производственного обучения

Мотивация познавательной деятельности студентов на уроках производственного обучения...

Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения

Основные методы и приемы формирования познавательных интересов....

Методические рекомендации по теме: «Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения»

Ориентация системы НПО на активизацию познавательной деятельности обучающихся и формированию их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в ПУ. Сред...