Применение игровой технологии на уроках товароведения продовольственных товаров
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Ольга Викторовна

ИГРА – прекрасное средство развития, она не только даёт дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого. Причём игра позволяет превратить учебную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник.

В данной работе рассматривается применение игровой технологии на уроках товароведения продовольственных товаров в процессе обучения по профессии «Продавец, контролёр-кассир».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВОЗНИКЛА

                                                                                     И РАЗВЁРТЫВАЕТСЯ В ИГРЕ, КАК ИГРА.

                                                                                                                                            Й.Хейзинга.

                                                                ИГРА РЕБЁНКА – ЭТО ЖИЗНЕННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

                                                                                                                                           С.Т.Шацкий.

Применение игровой технологии на уроках товароведения  продовольственных товаров

         Современный этап развития нашей страны происходит в условиях сложного сплетения социальных, научно-технических и экономических процессов, что существенно повышает потребность общества в социально-активной личности, действующей в новых условиях, с высоким уровнем компетентности и ответственности.

         Объём знаний, необходимых для деятельности человека в современных условиях постоянно возрастает и особенно важным становится умение учащегося самостоятельно ориентироваться в потоке информации, способности мыслить диалектически, рассматривая явления и процессы в их взаимосвязи, движении, изменении и развитии.  На мой взгляд, ИГРА – прекрасное средство развития, она не только даёт дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого. Причём игра позволяет превратить учебную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник. Американский психолог Джорж Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека – собирание своего «Я». Игра – мощнейшее средство «самости»:  самовыражения, самопроверки, самоопределения. А говоря словами польского писателя с мировым именем Януша Корчака, игра даёт возможность «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Уже потому в игровом мироощущении детей и подростков присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир.    

         В данной работе рассматривается применение игровой технологии на уроках товароведения продовольственных товаров в процессе обучения по профессии «Продавец, контролёр-кассир».

         Цель технологии:

         Подготовка высококвалифицированных продавцов продовольственных товаров, владеющих профессиональным мастерством, глубокими прочными знаниями в области товароведения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта НПО по профессии «Продавец, контролёр-кассир».

         Необходимость внедрения игровой технологии связана с новыми потребностями современного общества в условиях рыночной экономики, с необходимостью в подготовке конкурентоспособных продавцов высокой квалификации.

         Актуальность предлагаемой педтехнологии состоит в том, что она обеспечивает активизацию учебного процесса, стимулирует учащихся к самостоятельному применению знаний и их практическому применению в конкретной ситуации, совершенствует навыки принятия коллективных решений, формирует разного рода коммуникативные умения, развивает у учащихся творческое мышление, индивидуальный стиль поведения в процессе взаимодействия с людьми, помогает преодолевать психологический барьер по отношению к активным формам обучения.

          Новаторство состоит в том, что умения отрабатываются в реальной действительности, а не в слушании того, как это может происходить на самом деле, используются нетрадиционные методы обучения, которые позволяют развивать умственные способности учащихся, их память, внимательность, сообразительность, расширяет словарный запас.

         Преимуществом обучения с использованием игровой технологии является:

  • более глубокое усвоение материала на уровне творческого усвоения и применения знаний;
  • учащимся предоставляется возможность совершенствовать свои знания и умения непосредственно на занятиях под руководством преподавателя и при его контроле, что даёт возможность сокращать объём домашних заданий и устранять перегрузки.
  • достигаются определённые воспитательные цели: учащиеся обучаются коллективной деятельности, учатся планировать свою работу, общаться друг с другом, оказывать помощь;
  • создаются условия для проведения индивидуальной и дифференцированной работы  учащихся;
  • повышается интерес к будущей профессии и к изучаемому предмету.

         Для достижения поставленных целей мною решаются следующие задачи:

  1. Активизировать учебный процесс.
  2. Стимулировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний и умений.
  3. Поддерживать их интерес к изучаемому предмету.
  4. Использовать принцип преемственности: связь с другими предметами, с выбранной профессией.
  5. Создавать базу для усвоения программы производственного обучения, для применения знаний, умений и навыков в производственной деятельности.

 

                                              Подход к преподаванию.

  1. Профессиональная направленность ( в соответствии с разработанной моделью выпускника; связь со спецдисциплинами и производственным обучением).
  2. Применение групповых форм работы.
  3. Дифференцированный подход к изучению отдельных тем.
  4. Рейтинговый контроль знаний учащихся при изучении наиболее объёмных тем (например, «Вкусовые товары», «Кондитерские товары», «Мясные товары», «Рыбные товары» и др.).
  5. Практическая направленность.
  6. Использование нетрадиционных форм работы и уроков (диспуты, конференции, комбинированные уроки: лабораторно-практическая работа + семинар и др.).

Способы и средства оценки результатов преподавания.

  1. Зачёт по каждой изученной теме.
  2. Тестовые проверочные работы.
  3. Диктанты (на знание терминов и определений).
  4. Проверочные самостоятельные работы ( с использованием рабочих тетрадей).
  5. Лабораторно-практические работы (с использованием рабочих тетрадей).
  6. Составление и заполнение таблиц, схем.
  7. Составление схем классификации и производства товаров.
  8. Сравнительная характеристика некоторых товаров.
  9. Выполнение письменных работ, рефератов, докладов.
  10. Рейтинговый контроль знаний  по отдельным темам (приложение 10).
  11. Карточки-задания.
  12. Листы-задания (по отдельным темам).
  13. Выполнение творческих работ (составление кроссвордов, кулинарное назначение продуктов, ассортиментные  альбомы, карточки с групповым ассортиментом и т.д.).
  14. Итоговые контрольные работы.

Программно-методическое обеспечение.

  1. Тематические папки по всем группам товаров.
  2. Разработки контрольных, самостоятельных и лабораторно-практических работ.
  3. Плакаты и стенды по отдельным темам.
  4. Иллюстративные раздаточные карточки.
  5. Рабочие тетради.
  6. Карточки-задания.
  7. Листы-задания.
  8. Тестовые задания
  9. Ассортиментные карты и альбомы.
  10. Товарные образцы и муляжи.
  11. Таблицы и схемы.
  12. Методические разработки уроков-игр.
  13. Справочный материал.
  14. Рекламные материалы (плакаты, листовки, проспекты, буклеты, каталоги и др.).
  15. Библиотечка для подготовки к урокам.
  16. Поурочные тесты.
  17. Вопросники по отдельным темам.

                                                  Результативность

  • качество успеваемости стало выше;
  • на уроках-играх посещаемость практически 100%;
  • учащиеся более грамотно стали использовать профессиональную лексику, проявляют устойчивый интерес к своей профессии;
  • единичные знания обобщаются в систему;
  • учащиеся больше используют справочную и специальную литературу, активно пользуются конспектами;
  • при подготовке к урокам-играм происходит обновление и накопление дидактического материала (в помощь преподавателю).

              СУЩНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ПЕДТЕХНОЛОГИИ.

         Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания преподавателем функций и классификации педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

        В первую очередь следует разделить игры по игровым субъектам на индивидуальные и коллективные (внутригрупповые и межгрупповые).

         По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические и др.

         По методике игры, используемые мною в учебном процессе, можно разделить на игры-соревнования, сюжетные, ролевые, деловые. По тематике выделятся игры по одной, по нескольким темам и по всему курсу товароведения.

         И, наконец, специфику игровой технологии в немалой степени определяет игровая среда: я использую в своей практике игры без предметов (применяются листы-задания, тесты, раздаточные карточки и т.д.) и с предметами ( с натуральными образцами продуктов и без них).

         Хочу несколько поподробнее остановиться на видах игр в зависимости от  методики проведения.

         Игры-соревнования, на мой взгляд, являются наиболее захватывающими и азартными. Именно этот вид игр чаще всего используется мною в группах 1-2 курсов, обучающихся на базе 9-летнего образования (средний возраст 15-16 лет). В соревнованиях принимают участие 6-7 человек (индивидуальное соревнование)

или 2-3 команды (коллективное соревнование). Знание, сообразительность, быстрота – вот те три шага, которые надо сделать, чтобы прийти к победе. Для снятия эмоциональной напряжённости учащихся стараюсь ориентировать на такую форму соревнования, которому присущи юмор, оригинальность и нестандартность решений и ответов. Вот один из примеров: тестовые задания  из игры-соревнования «Мир продовольственных товаров» (тема «Общая часть товароведения»).

         Ситуация №1. Учащийся, пытаясь поправить здоровье и память перед экзаменами, съел целую коробку поливитаминов и попал в больницу. Доктор объяснил пострадавшему, что «витаминчики» надо принимать умеючи и что это нарушение называется…

  1. гипервитаминоз;
  2. гиповитаминоз;
  3. авитаминоз.

         Ответ: Отравление организма избытком витаминов называется гипервитаминоз ( гиповитаминоз – это недостаток одного или нескольких витаминов, авитаминоз – полное отсутствие витамина).                          

         Ситуация №2. Незнайка решил поступить в медучилище, но на вступительном экзамене не может вспомнить, от чего возникает такое нарушение зрения, как «куриная слепота»…

  1. при недостатке в организме витамина А;
  2. при недостатке витамина С;
  3. при отравлении избытком витамина А.

         При оценивании результатов такой игры преобладают качественные показатели, причём не только «кто лучше» и «кто быстрее», но и «кто остроумнее», «кто ярче», «кто увлекательнее».

         Наибольшей популярностью у учащихся пользуются игры-соревнования, разработанные по типу телевизионных: «Кто хочет стать миллионером?», «Поле чудес», «Алфавит», «КВН» и др.

         Сюжетные игры. Это один из вариантов творческой игры. Одно из важнейших условий: сюжет, предложенный преподавателем, должен непременно увлечь учащихся, заинтриговать их. Только в этом случае игра состоится и достигнет намеченной цели. Более показательны в этом плане игры-путешествия, которые носят характер следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. «Экспедиции», «походы», «поездки», «путешествия» совершаются учащимися в воображаемых условиях, они ведут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у учащихся рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путём внешних действий.

       Одним из удачных мероприятий, которое тоже можно отнести к разряду «сюжетных», я считаю ток-шоу «Базарный день». Оно было проведено в этом учебном году в рамках «Недели товароведения в лицее». Схема мероприятия разрабатывалась по аналогии с «Большой стиркой». Участниками ток-шоу были все учащиеся, изучающие товароведение, а в гости приглашены преподаватель деловой культуры, заведующая библиотекой и психолог. Мною была предложена такая тема для обсуждения: «Торговля – это просто. Торговля – это серьёзно! Торговля – это престижно?..». Участники ток-шоу в процессе обсуждения той или иной проблемы, то соглашались, что это «просто», то утверждали, что это «серьёзно», то возмущались, что это «совершенно не престижно». Рассказывали друг другу, а затем совместно обсуждали конфликтные, а порой и курьёзные жизненные ситуации, связанные с торговлей, вставая на защиту то продавцов, то покупателей. Одна учащаяся через несколько дней после ток-шоу сказала мне, что  с ней произошла ситуация, сходная с той, которую мы разыграли на мероприятии. Она знала, как поступить и уверенно отстояла свои права, а теперь подошла поблагодарить меня за  не только интересное, но и нужное мероприятие.

         Ролевые игры. По своей концепции очень близки к сюжетным играм, но имеют ряд отличительных особенностей. Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, подросток, юноша или девушка начинают различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни. На основе игровой деятельности у учащихся формируется ряд психологических новообразований. Это прежде всего воображение и символическая функция сознания, которые позволяют подростку, молодому человеку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие. На этой основе у человека формируется ориентация на общий смысл и характер человеческих отношений, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность. Ролевые игры позволяют заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятельности. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем.

         При аттестации на первую квалификационную категорию мною была разработана «Индивидуальная программа продуктивного обучения на уроках товароведения продовольственных товаров», где ролевые игры получили широкое применение. Одной из первых я провела игру «Суд над растительным маслом» (тема «Пищевые жиры»), для которой была разработана модель ситуации – судебного процесса над одним из самых распространённых продуктов. Учащиеся исполняли различные роли: товароведа, технолога маргаринового завода, химика, биолога, повара, парфюмера, продавца, покупателя и др. Они легко запоминали содержание выступлений друг друга и как следствие – области применения растительных масел, способы их получения и очистки, ассортимент, товароведную характеристику.

         Мною разработан урок-ролевая игра «Этиловый спирт: pro et contra» (тема «Вкусовые товары»). В ней учащиеся исполняют роли винодела, врача, товароведа, независимого эксперта, дегустатора, поэта, историка, социолога и др. Отстаивая «свою» точку зрения, они стараются приводить наиболее веские аргументы, тщательно готовятся, изыскивая необходимую информацию. Одновременно прислушиваются к мнению «оппонентов», чтобы согласиться или возразить. В свою очередь, я стараюсь воспитать в них чувства уважения к чужому мнению, тем более, если оно не совпадает с их собственным.

         Один из существенных выводов, который учащиеся делают самостоятельно в процессе таких уроков-ролевых игр: многие продукты нельзя рассматривать только с положительной или отрицательной стороны, а при неправильном использовании даже очень полезные продукты могут быть во вред.

         Деловые игры. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления ранее изученного материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

         Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки. Начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, выдаются пакеты материалов. Собирается необходимая информация, при необходимости учащиеся обращаются к преподавателю (ведущему) и экспертам за информацией. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
  2. Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
  3. Этап анализа, обсуждения  и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного процесса.

             Деловые игры – наиболее сложный вид педагогических игр. Они направлены на решение различных проблем индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций. Методика проведения таких игр в оригинальном виде представляет определённую сложность для реализации. Тем не менее, я считаю необходимым и весьма продуктивным их использование в процессе обучения  по лицейским специальностям на 3-4 курсах.

         Педагогическая игра может быть посвящена любой теме. Но целесообразно планировать и проводить игры, которые способствуют не только закреплению и диагностике уже полученных знаний, но и приобретению дополнительных знаний и умений по изучаемому предмету. Именно поэтому я считаю необходимым при разработке уроков-игр иметь в виду следующее:

  • объём фактических знаний учащихся;
  • сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом; сформированность действий самооценки и самоконтроля и т.д.);
  • уровень интеллектуального развития;
  • тип внимания, памяти, темперамента.

         Исходя  из возрастных особенностей учащихся и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала, который потом компонуется в блоки и одевается в «интересную форму». Все задания в блоках я стараюсь располагать «от простого к сложному», по необходимости сопровождаю их использованием необходимого реквизита.

         Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание учащихся с помощью интересных приёмов:

  • представления гостей, церемониала знакомства;
  • звуковых, технических эффектов;
  • видеопролога, музыкальной увертюры и т.д.

         Организуя основную часть урока-игры, я всегда стараюсь объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность. Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок.

         Завершающая часть должна быть чёткой, яркой, краткой. Здесь уместны награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал и т.д.

         Последнее включает в себя подведение итогов и анализ урока-игры. Какие бы формы урока-игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

  1. Активизировать деятельность учащихся.
  2. Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
  3. Иметь познавательное значение.
  4. Создавать условия для творчества учащихся.
  5. Содействовать сплочению коллектива.
  6. Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

         Учащиеся должны хорошо понимать смысл и содержание урока-игры, его правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить  идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит от возраста играющих, их физического развития, кругозора. Конец должен быть обязательно результативным – победа, поражение, ничья.

         Тему урока-игры, а также область знаний, о которых пойдёт речь, я сообщаю учащимся заранее. Всегда указываю список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. Помимо учебной литературы это могут быть различные словари, справочники, энциклопедии. Их не обязательно читать от корки до корки, главное – найти ответ на нужный вопрос. В своём кабинете я регулярно оформляю специальную экспозицию «Что можно прочитать при подготовке к уроку?», где размещаю книги из своей домашней библиотеки о различных продуктах  питания и их воздействии на организм человека, а также журналы по торговле: «Провиант», «Вы и Ваш магазин», «Новости торговли», «Приятного аппетита!», «Империя вкуса» и др. Возможна и организация консультаций, где учащиеся могут индивидуально получить нужную информацию и задать интересующие их вопросы.

         Знания, полученные учащимися, по достоинству оценит жюри, в состав которого могут войти преподаватели спецпредметов, мастера производственного обучения, специалисты торговли. Желательно, чтобы их оценки были объективными, справедливыми и не вызывали спорных вопросов. На тех уроках, где отсутствует жюри, я являюсь и ведущей, и арбитром. В этом случае роль преподавателя, конечно же усложняется, но не всегда моделируемая ситуация требует присутствия на уроке так называемых «гостей».

         

                                                       Заключение

 

              Взятая мною тема «Применение игровой технологии на уроках товароведения  продовольственных товаров» позволяет мне вести обучение по следующим направлениям:

  • активизация использования полученных знаний;
  • активизация умений применения справочной литературы и конспектов;
  • стимулирование умений учащихся;
  • развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • обучение учащихся рационально организовывать свою профессиональную деятельность, планировать её, принимать решения, отвечать за результаты своего труда, стремиться к освоению новых знаний;
  • воспитание у учащихся веры в себя, в свои силы и возможности для успешной профессиональной деятельности, дальнейшего профессионального роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения.

игры отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при закреплении ...

Статья "Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка с помощью применения игровых технологий"

Данная статья посвящена такому  важному аспекту речи как аудирование. Развитие аудитивных навыков, является очень сложным процессом при изучении иностранного языка, и более того, требует сил и бо...

Обобщение опыта по теме "Развитие навыков аудирования на уроках английского языка с помощь применения игровых технологий"

В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению иностранного языка, а именно английского, который признан языком профессионального общения в разных областях деятельности. И при изу...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине ОП.04 Материалы и изделия с применением игровых технологий

В данной разработке представлена организация работы на уроке материаловедения с применением элементов игровых технологий. Элементы данной технологии оказывают на студентов высокое эмоциональное воздей...

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Урок – основная форма организации учебного процесса. Практика работы лучших преподавателей свидетельствует, что каждый урок можно проводить так, чтобы обучающимся было интересно учиться. При уче...