ОП.08.Метрология и стандартизация спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Метод указ к практическим работам
методическая разработка на тему

Коденцева Наталья Анатольевна

Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП.08 Метрология и стандартизация разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_ukazaniya_k_prakticheskim_rabotam.doc422.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Старомайнский технологический техникум»

Методические указания по выполнению практических занятий

по учебной дисциплине ОП.08 Метрология и стандартизация

                                       для студентов специальности

38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров»

                                                       

р.п. Старая Майна

2017 г.

       Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП.08 Метрология и стандартизация разработаны в соответствии с ФГОС  по специальности среднего профессионального образования   38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

социально-экономического и естественнонаучного профиля

Председатель ЦМК

________________Н.В. Кухтикова

Протокол заседания ЦМК

№ 1 от «31» августа 2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

________________Г.В. Ширманова

«31» августа 2017г.

Автор-разработчик:

Борисик Н.А., преподаватель спец.дисциплин первой категории

Коденцева Н.А., преподаватель спец.дисциплин первой категории

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

1. Пояснительная записка к методическим рекомендациям (для преподавателей)

4

2. Перечень тем практических занятий

8

3. Методические указания для обучающихся по выполнению практических занятий

9

4. Информационное обеспечение

34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методическое обеспечение по дисциплине ОП.08 Метрология и стандартизация содержит комплект учебно-методической документации для эффективной организации проведения практических занятий. Содержание практических занятий соответствует требованиям ФГОС по программам подготовки специалистов среднего звена

 По учебному плану предусмотрено аудиторных занятий -   36 часов

из них:

  • практических занятий- 14 часов

В результате освоения

учебной   дисциплины ОП.08 Метрология и стандартизация

студенты должны уметь:

  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров,  услуг и процессов;
  • оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
  • использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
  • приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандарта ми и международной системой единиц СИ;

студенты должны знать:

  • основные понятия метрологии;
  • задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
  • формы подтверждения соответствия;
  • основные положения систем(комплексов)общетехнических и организационно-методических стандартов;
  • терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

компетенции,  формируемые в рамках учебной дисциплины (междисциплинарного курса)

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выявлять потребность в товарах

ПК 1.2

Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3

Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4

Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

ПК 2.1

Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2

Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3

Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.

ПК 3.1

Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.

ПК 3.2

Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 3.3

Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4

Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 3.5

Оформлять учетно-отчетную документацию.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных),результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься  самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

На каждое практическое занятие разработана технологическая карта проведения; разработаны и утверждены методические указания для студентов.

Представлен утвержденный перечень выполняемых работ.

Приложено учебно-информационное обеспечение

Структурные элементы практического занятия:

  • Инструктаж, проводимый педагогом;
  • Самостоятельная деятельность студентов;
  • Анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

Перед выполнением практического занятия проводится проверка знаний студентов на предмет их готовности к выполнению задания.

Методические указания к выполнению практических работ для студентов содержат:

  • тему занятия;
  • цель занятия;
  • средства обучения;
  • краткие теоретические сведения;
  • содержание;
  • порядок выполнения;
  • отчёт;
  • контрольные вопросы;
  • выводы по работе;
  • критерии оценивания;
  • литературные источники

Форма организации студентов для проведения практического занятия - фронтальная, групповая и индивидуальная — определяется исходя из темы, цели, порядка выполнения работы. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание. На занятии используются современные информационные технологии (в том числе демонстрация мультимедийных материалов).

Повышение эффективности формирования общих компетенций в ходе проведения практических занятий достигается за счёт

  • разнообразие форм и методов обучения;
  • управление процессом познания и развития;
  • понимание стилей обучения.

Формы организации учебного процесса, в рамках которых формируются общие компетенции:

  • работа в семинарах;
  • групповое выполнение практических работ;
  • индивидуальное выполнение практических работ;
  • групповое и индивидуальное участие в создании тематического проекта;
  • работа в деловых, имитационных играх;
  • работа в играх-тренингах (в рамках практической работы);
  • работа по созданию, оформлению тематических сообщений, рефератов, докладов, презентаций (в рамках практической работы);
  • анкетирование, тестирование;
  • индивидуальный анализ, моделирование проблемной ситуации;
  • работа в круглых столах (в рамках практической работы);

Методы компетентностного обучения:

  • обсуждение в группах;
  • деловая игра;
  • демонстрация опыта;
  • изучение конкретных ситуаций из практики;
  • обсуждения с участием группы специалистов;
  • проблемное изложение;
  • метод эвристического диалога;
  • метод учебно-профессиональных задач;
  • метод проектного обучения

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

социально-экономического и естественнонаучного профиля

Председатель ЦМК

________________Н.В. Кухтикова

Протокол заседания ЦМК

№ 1 от «27» августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

________________Г.В. Ширманова

«28» августа 2015г.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

0П.08  Метрология и стандартизация

п/п

темы

Тема ПЗ

Формируемые

компетенции

Кол-во

часов

1.

Тема 1.2

Терминология и единицы измерения величин

Практическое  занятие № 1. Перевести национальные неметрические единиц измерения в единицы СИ

ПК1.1.

ПК 2.1.

ПК 3.4.

ОК 2.

ОК 4.

2

6.

Тема 1.3. Средства и методы измерения.

Государственная система обеспечения единства измерений

Практическое  занятие №2. Математически обработать результаты наблюдений. Рассчитать  погрешности

ПК 2.2.

ПК 2.3.

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 6.

ОК 9.

2

11.

Тема 2.3.

Средства стандартизации

Системы стандартизации

Практическое  занятие № 3. Проанализировать структуру стандартов разных видов на соответствие требованиям ГОСТ Р 1.5-2004

ПК 2.2.

ОК 4.

ОК 2.

2

12.

Практическое  занятие № 4. Изучить правовую основу стандартизации.

ПК 1.2.

ПК 1.4.

ОК 4.

ОК 7.

ОК 9.

2

Практическое  занятие №5.

Решить ситуационные задачи.

ПК 1.2.

ПК 1.4

ПК 2.2.

ОК 2

ОК 3

2

16.

Тема 3.2. Правила проведения сертификации и декларации                                                            о соответствии товаров и услуг.

Практическое занятие №6. Изучить порядок проведения сертификации и декларации товаров и услуг.

ПК 2.1.

ПК 2.2.

ПК 3.5.

ОК 7.

ОК 8.

2

Практическое  занятие №7. Ознакомиться с правилами заполнения бланков сертификата.

ОК 2

ОК 7

ПК 2.2

2

Итого:

14

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

Тема: Перевести национальные неметрические единиц измерения в единицы СИ

Выполнив данную практическую работу, Вы ознакомитесь с национальными внесистемными единицами измерения

Цель работ: закрепить знания и умения по переводу национальных не метрических   единиц измерения в единицы СИ, выявить последствия неправильного указания или отсутствия единиц измерения в документах при заключении договоров, формирование профессиональных компетенций ПК1.2 У4.

Рекомендуемые информационные источники

1.Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров. –

М.: изд.: ЮНИТИ, 2008.-412с.

2. Николаева М.А. Техническое регулирование и стандартизация. – М: ОЦПКРТ,2009.-

208с.

3.Николаева М.А. Основы метрологии. – М: ОЦПКРТ, 2006.- 72с.

4. Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия.- М: ОЦПКРТ, 2006.- 56с.

5. Образовательные ресурсы сети  ИНТЕРНЕТ

Краткие теоретические сведения

Наименование

Значение в метрической  системе

Обратное соотношение

Меры веса

1 унция  ounce (oz)

г

28,3500

0,0353

1 фунт pound(lb) =16 унций

кг

0,4536

2,20046

1 короткая тонна ton (ne) (sh.tn)

кг

907,1800

0,0011

1 длинная тоннаton(ne) (tn)

кг

1 016,000

0,0010

Линейные меры

1 дюйм inch (in) = 12 линий

см

2,5400

0,3937

1 фунт foot (ft) = 12 дюймов

см

30,4800

0,0328

1 ядрyard (yd) = 3 фута =36 дюймов

м

0,91144

1,0936

1 миля mile (ml) =5280 футов =1760 ярдов = 8 фурлонгов

км

1,6093

0,6214

1 морская миля naut. mile = 6080 футов

км

1,8320

0,5459

Меры площади

1 кв. дюймsquare inch (in2)

см2

6,4516

0,1550

1 кв. футsquare foot (ft2)

см2

929?0300

0,0011

1кв. Ярдsquare yard (ed2)

м2

0,8361

1,1960

Меры обьема

1 куб. дюймcubic inch (in3)

см3

16,3870

0,0610

1 куб. футcubicfoot (ft3) = 1728 куб. дюйм

м3

0,0283

35,3145

1 куб. ярдcubicyard (yd3) = 27 куб. фут

м3

07646

1,3080

Меры жидкости

1 жидкая унция fluidounce

(Великобр.)

мл

28,4000

0,0352

1 пинта pint (pt) = жидких унций (Великобр.)

л

0,5700

1,7544

1 кварта quart (qt) = 2 пинта (США)

л

0,9464

1,0567

1 кварта quart (qt) = 2 пинта (Великобр.)

л

1,1400

0,8772

1 галлон gallon (gal) = 4 кварта = 8 пинт (США)

л

3,7854

0,2642

1 галлон gallon (gal) = 4 кварта = 8 пинт (Великобр.)

л

4,5460

0,2200

1 баррельнефтиbarrel of oil

л

158,9800

0,0063

Содержание практической работы

Задание 1.

В банке в числе СИ используется счетчик купюр. Какие  виды метрологического контроля он должен пройти?

Задание 2.

При заключении договора купли-продажи на поставки партии импортных товаров сторонами не было оговорено, в каких единицах измерения будет определен размер товарной партии. Каждая их договорных сторон имела в виду свои национальные единицы измерения. Рассчитайте возможные убытки одной из сторон.

п.п

Наименование товара

Масса партии

Единицы измерения импортера

Цена за убытки ед.из.дол. экспортера

1

Масло сливочное

2000

Кг

Торговый фунт 5

2

Пшеница

600

Центнер (рос.)

Короткий центнер 15

3

Сахарный песок

1000

Центнер (англ.)

Короткий центнер 40

4

Мясо

100

Тонна (рос.)

Тонна (США) 1600

5

Мука

200

Тонна (амер.)

Короткая тонна 200

6

Медикаменты(масса упаковки 31 шт.)

10000

2 аптекарских унции

2 торговых унции 1,0

7

Нефть

200

Сухой баррель

Нефтяной баррель 200

8

Пиво

10000

Бушель англ.

Бушель США 300

9

Ткани х.б

100000

М

Ярд 2,0

10

Ткани шерстяные

200000

М

Фут 15,0

Критерии оценки результативности ответов на вопросы

  1. Ответ на вопросы несет значительную информацию;
  2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
  3. Ответ  поддается оцениванию;
  4. Ответ ориентирован на получения конкретного результата;
  5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
  6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.

Результаты ответов должны быть:

-понятными;

-четко  и ясно изложены;

-оцениваемы.

Примечание:

Критерии оценки практической работы:

Задание

Баллы

Примечание

Задача №1

50

Задание выполненное не в полном объеме -10 баллов

Не выполненное задание – 0 баллов

Задача №2

Выводы

50

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный  аналог

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Не удовлетворительно

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2

Тема:  Математически обработать результаты наблюдений. Рассчитать  погрешности.

Цель работы. Закрепить знания и умения по математической обработке результатов  наблюдений, формирование профессиональных компетенций ПК3.3,У1,У4.

Рекомендуемые  информационные источники

1.Лифиц  И.М. Основы стандартизации, метрология и управление качеством товаров.-

М.:изд.: ЮНИТИ, 2008.-412с.

2.Николаева М.А. Техническое регулирование и стандартизация.- М.:ОЦПКРТ,2006.-208с.

3.Николаева М.А. Основы  метрологии.- М.:ОЦПКРТ,2006,-72с.

4. Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия.- М.:ОЦПКРТ,2006.-56с.

5.Образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ

Краткие теоретические сведения

Обработка

Наблюдений математическая, применение к результатам наблюдений математических методов для построения выводов об истинных  значениях искомых величин. Всякий результат наблюдений, связанных с измерениями, содержит ошибки (погрешности) различного происхождения. По своему характеру ошибки делятся на три группы: грубые, систематические и случайные; в дальнейшем будет предполагаться, что наблюдения не содержат грубых ошибок). Обычно результат измерения  Yнекоторые величины считают случайной величиной; тогда ошибка измерения http://www.nntu.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/metrology/pics/Image368.gif = Y- µ.будет также  случайной величиной. Пусть b = Eб – Математическое ожидание ошибки. Тогда  Y= µ+b+(http://www.nntu.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/metrology/pics/Image368.gif-b). Величину b называют систематической  ошибкой, а http://www.nntu.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/metrology/pics/Image368.gif-b – случайной ошибкой; математическое ожидание http://www.nntu.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/metrology/pics/Image368.gif- bравно нулю. Систематическая ошибка b часто бывает известна заранее и в этом случае легко устраняется. Например, в астрономии при измерении величины угла между направлением на светило и плоскостью горизонта систематическая ошибка является суммой двух ошибок: систематические ошибки, которую даёт прибор при от счёте  данного угла, и систематические ошибки, обусловленной преломлением лучей света в атмосфере. Инструментальная  ошибка определяется с помощью таблицы или графика поправок для данного прибора; ошибку, связанную с рефракцией (для зенитных расстояний, меньших 80ͦ), достаточно точно можно вычислить теоретически.

Влияние случайных ошибок оценивается с помощью теории ошибок. Если Y1,Y2,..Yn-результаты n независимых измерений величины µ, произведённых в одинаковых условиях и одинаковыми средствами, то обычно полагают

µb(Y1+Yn)/n]-b,   (1)

Содержание практической работы

Задание 1.

Проводили измерения длины Lметаллического бруска. Было сделано 10 измерений и получены следующие значения:10 мм,11 мм, 13 мм, 10 мм, 10 мм, 11 мм, 10 мм, 10 мм,11 мм. Требуется найти среднее значение Ḹ  измеряемой величины (длины бруска) и его погрешность ΔḸ.

Задание 2

.Было проведено 5 непосредственных измерений величин Q иR . Для величины Q получены значения: 50, 51,52,50,47; для величины R получены значения:500, 510, 476, 354, 520. Требуется рассчитать значение величины  S, определяемой по формуле S= ln(Q•R) и найти погрешность полученного значения.

Критерии оценки результативности ответов на вопросы

  1. Ответ на вопросы несет значительную информацию;
  2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
  3. Ответ  поддается оцениванию;
  4. Ответ ориентирован на получения конкретного результата;
  5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
  6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.

Результаты ответов должны быть:

-понятными;

-четко  и ясно изложены;

-оцениваемы.

Примечание:

Критерии оценки практической работы:

Задание

Баллы

Примечание

Задача №1

50

Задание выполненное не в полном объеме -10 баллов

Не выполненное задание – 0 баллов

Задача №2

Выводы

50

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный  аналог

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Не удовлетворительно

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

Тема: Проанализировать структуру стандартов разных видов на соответствие требованиям ГОСТ Р 1.5-2004

Выполнив данную практическую работу, Вы закрепите знания и умения по анализу структуры стандартов разных видов на соответствие требованиям ГОСТ Р 1.5-2004

Цель работы. Закрепить знания и умения по анализу структуры стандартов разных видов на соответствие требованиям ГОСТ Р 1.5-2004, формированию профессиональных компетенций ПК1.2,У2

Рекомендуемые информационные источники

1.Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров.-   М.: изд.: ЮНИТИ, 2008.-412с.

2.Николаева М.А, Техническое регулирование и стандартизация. – М.: ОЦПКРТ, 2006-208с.

3.Николаева М.А, Основы метрологии. – М.:ОЦПКРТ, 2006.-72с.

4.Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия. - М.: ОЦПКРТ, 2006. -56с.

5.Образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ

Краткие теоретические сведения

В небольших торговых компаниях аналитики не имеют возможности выделять какие-либо показатели и рассматривать их в динамике, и поэтому не проводят анализ и действуют по интуиции, не опираясь на цифры. А в крупных магазинах и сетях сотрудники располагают колоссальными возможностями, имеют полную картину деятельности магазина в различных срезах, но не всегда пользуются необходимыми инструментами. Иногда бывает так: анализ проводится по множеству показателей, результаты представлены в многочисленных таблицах и графиках. Но существуют они больше для отчетности: «Да, вот так мы живем». Это другая крайность. Из результатов анализа выжимаются далеко не все необходимые выводы, соответственно, планируется только часть мер по улучшению работы магазина.

Содержание практической работы

      Задание 1.

      Изучите стандарты 3-х видов (на продукцию, процессы, методы испытаний) и выявите структурные элементы каждого стандарта. Результаты запишите в виде таблицы 1.

      Примечание:   Структурные элементы в стандартах совпадают с названиями разделов.

      Задание 2.

      Сравните объекты и структурные элементы стандартов разных видов. Выявите, существует ли между ними общность и различия. Объясните, целесообразны ли различия в построении и структурных элементах стандартов различных видов. Возможно ли привести их к единообразию в целом или в отдельных фрагментах. Ваши предложения по улучшению структуры стандартов.

       Задание 3.

       Установите соответствие структурных элементов стандартов разных видов требованиям ГОСТ Р 1.2 -2004. Для этого изучите требования, предъявляемые ГОСТ Р 1.2 -2004 к стандартам разных видов.

Методические указания к выполнению заданий

1.Выявить и сравнить объекты стандартизации и структурные элементы стандартов трех видов: на продукцию, методы испытаний и услуги.

2.Установить соответствие выявленных структурных элементов рассматриваемых стандартов требованиям ГОСТа Р 1.5-2004

3.Определить характеристики продукции, предусмотренные в разделе « Требования к качеству» и сопоставить их между собой.

4.Определить общность и различия этих характеристик на разные виды продукции.

5.Подготовить общее заключение о соответствии рассмотренных стандартов требованиям ГОСТа Р 1.5-2004.

Критерии оценки результативности ответов на вопросы

  1. Ответ на вопрос несет значительную информацию;
  2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
  3. Ответ поддается оцениванию;
  4. Ответ ориентирован на получения конкретного результата;
  5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
  6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.

Результаты ответов должны быть:

- понятными;

-четко и ясно изложены;

-оцениваемы.

Примечание:

Критерии оценки практической работы:

       Задание

           Баллы

   Примечание

 Задача № 1

  30

Задание, выполненное не в полном объеме – 10 баллов

Не выполненное задание – 0 баллов

Задача № 2

30

 Задача № 3

  40

Процент результативности

( правильных ответов)    

Качественная оценка индивидуальных     образовательных достижения

   Балл (отметка)

 Вербальный аналог

             90-100

                  5

          Отлично

             80-89

                  4

          Хорошо

             70-79

                  3

   Удовлетворительно

        Менее 70

                  2

Не удовлетворительно

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4

Тема: Изучить правовую основу стандартизации.

Выполнив данную практическую работу, Вы закрепите знания и умения по изучению правовой основы стандартизации.

Цель работы. Закрепить знания и умения по изучению правовой основы стандартизации, формированию профессиональных компетенций ПК3.1, У3.

Рекомендуемые информационные источники

1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров. - М.: изд.: ЮНИТИ, 2008. -412с.

2. Николаева М.А. Техническое регулирование и стандартизация. - М.: ОЦПКРТ, 2006. - 208 с.

3. Николаева М.А. Основы метрологии. - М.: ОЦПКРТ, 2006. - 72 с.

4. Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия. - М.: ОЦКПРТ, 2006. -56 с.

5. Образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ

Краткие теоретические сведения

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты, интересов потребителей, государства посредством разработки и применения нормативных документов стандартизации.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства.

Закон "О стандартизации" регламентирует:

- организацию работ по стандартизации;

- содержание и применение нормативных документов по стандартизации;

- информационное обеспечение работ по стандартизации;

- организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

- финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

- стимулирование применения государственных стандартов;

- ответственность за нарушение закона "О стандартизации".

Содержание практической работы

Задание 1.

МДОУ "Надежда" №... расположен в малом городе. Общая численность населенного пункта N 5333 человека, треть из них - пенсионеры. Соотношение рождаемости и смертности в последние три года - 1:4.

Бюджет области дотационный. Основные направления хозяйственной деятельности связаны с сельским хозяйством и туристическими объектами. Средняя заработная плата жителей N - менее 1000 рублей. Практически все занимаются ведением подсобного хозяйства. Строительство, в том числе жилищное, не ведется. Очень низкий уровень доходов, отсутствие социальных перспектив приводят к процветанию пьянства.

МДОУ "Надежда" открылось в 1995 г. на базе детского сада №... как специализированное образовательное учреждение для детей из социально неблагополучных семей.

Проектная мощность учреждения - шесть групп (90 мест), имеется 5 групп для детей дошкольного возраста.

МДОУ работает в круглосуточном режиме по пятидневной неделе. Помещение для этого приспособлено.

Возрастной состав воспитанников:

Возраст детей

Количество детей

На 01.01.2000

На 01.09.2005

2-3 года

9

10

3-4 года

14

15

4-5 лет

14

17

5-6 лет

15

17

6-7 лет

19

15

Кадровый состав (количество ставок):

- младший обслуживающий персонал - 18;

- воспитатели - 12,5;

- научный руководитель - 1;

- специалисты узкого профиля - 7;

- педагог дополнительного образования - 1;

- административно-управляющий персонал - 3;

- медицинский персонал - 6.

В МДОУ имеется зал для музыкальных и спортивных занятий, групповые комнаты, класс, спальни, изолятор, кабинеты логопеда, психолога, медицинский и педагогический, прачечная, пищеблок. Участки прилегающей территории закреплены за группами по возрастам, имеется физкультурная площадка. "Надежда" расположена в отдельно стоящем типовом здании. Имеются соответствующее оборудование, нормативные технические средства обучения.

В соответствии с Уставом социальный заказ сформулирован как "Обеспечение интеллектуального, физического, психического развития личности ребенка из социально неблагополучной семьи".

По протоколам педагогических советов, документации и наработкам учреждения, беседам с педагогами и администрацией выделены следующие направления работы по выполнению социального заказа:

- охрана жизни и укрепление здоровья каждого воспитанника;

- выявление способностей детей, создание условий их развития;

- формирование у воспитанников и учащихся эмоционально-волевых качеств и общечеловеческих ценностей;

- сопровождение (контроль и помощь) семейного воспитания;

- изыскание возможностей для оздоровления и лечения детей, имеющих серьезные отклонения в психическом развитии;

- постоянное совершенствование педагогического процесса и материально-технической базы.

Учитывая рекомендации современной педагогической науки и практику учреждений подобного типа, можно говорить о следующих критериях результативности работы и основных ориентирах при построении гипотетической модели выпускника МДОУ "Надежда": состояние здоровья; самообслуживание; самообучение; воспитанность; личностное и социальное самоутверждение; ответственность; саморегуляция и самовоспитание; деятельностный коллективизм; социальная адаптивность; обученность на уровне требований государственных программ.

При анализе исходной ситуации с помощью психодиагностических методик из общего числа воспитанников МДОУ выявлено 48% детей с нарушениями познавательной, 39% - эмоционально-волевой сфер, 50% - с трудностями в общении, 54% с нарушениями речи или задержкой речевого развития.

Анализ социально- психологического статуса семей показал, что 30% детей имеют родителей, страдающих алкоголизмом, 8% находятся в семьях опекунов.

Данные показатели определяют необходимость создания мобильной инфраструктуры психологической, коррекционной, оздоровительной помощи воспитанникам.

В самостоятельную проблему выделяется вопрос оказания помощи семьям и поиска оптимальных форм их совместной с учреждением деятельности в процессе воспитания ребенка.

Из всего вышесказанного вытекает, что МДОУ нуждается в узких специалистах самых различных профилей, как штатных, так и работающих по совместительству. Учреждению необходимы широкие и полноценные связи  с органами социальной защиты.

Методические указания к выполнению заданий

1. Применение теоретических знаний в области правовых основ в практических ситуациях.

2. Закрепление знаний основных положений и норм закона "О стандартизации".

3. Выработка умений находить необходимую информацию при работе с Федеральным законом.

Критерии оценки результативности ответов на вопросы

1. Ответ на вопрос несет значительную информацию

2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован.

3. Ответ поддается оцениванию.

4. Ответ ориентирован на получение конкретного результата.

5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний.

6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.

Результаты ответов должны быть:

- понятными;

- четко и ясно изложенными;

- оцениваемыми.

Критерии оценки практической работы:

Задание

Баллы

Примечание

Задача №1

50

Задание выполненное не в полном объеме - 10баллов

Невыполненное задание - 0 баллов.

Выводы

50

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Неудовлетворительно

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5

Тема: Решить ситуационные задачи.

Выполнив данную практическую работу, Вы закрепите знания и умения по решению ситуационных задач по анализу структуры стандартов.

Цель работы. Закрепить знания и умения на решение ситуационных задач по анализу структуры стандартов, формированию профессиональных компетенций ПК3.1, У3.

Рекомендуемые информационные источники

1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров. - М.: изд.: ЮНИТИ, 2008. -412с.

2. Николаева М.А. Техническое регулирование и стандартизация. - М.: ОЦПКРТ, 2006. - 208 с.

3. Николаева М.А. Основы метрологии. - М.: ОЦПКРТ, 2006. - 72 с.

4. Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия. - М.: ОЦКПРТ, 2006. -56 с.

5. Образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ

Краткие теоретические сведения

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты, интересов потребителей, государства посредством разработки и применения нормативных документов стандартизации.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства.

Закон "О стандартизации" регламентирует:

- организацию работ по стандартизации;

- содержание и применение нормативных документов по стандартизации;

- информационное обеспечение работ по стандартизации;

- организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

- финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

- стимулирование применения государственных стандартов;

- ответственность за нарушение закона "О стандартизации".

Содержание практической работы

Задание 1.

МДОУ "Надежда" №... расположен в малом городе. Общая численность населенного пункта N 5333 человека, треть из них - пенсионеры. Соотношение рождаемости и смертности в последние три года - 1:4.

Бюджет области дотационный. Основные направления хозяйственной деятельности связаны с сельским хозяйством и туристическими объектами. Средняя заработная плата жителей N - менее 1000 рублей. Практически все занимаются ведением подсобного хозяйства. Строительство, в том числе жилищное, не ведется. Очень низкий уровень доходов, отсутствие социальных перспектив приводят к процветанию пьянства.

МДОУ "Надежда" открылось в 1995 г. на базе детского сада №... как специализированное образовательное учреждение для детей из социально неблагополучных семей.

Проектная мощность учреждения - шесть групп (90 мест), имеется 5 групп для детей дошкольного возраста.

МДОУ работает в круглосуточном режиме по пятидневной неделе. Помещение для этого приспособлено.

Возрастной состав воспитанников:

Возраст детей

Количество детей

На 01.01.2000

На 01.09.2005

2-3 года

9

10

3-4 года

14

15

4-5 лет

14

17

5-6 лет

15

17

6-7 лет

19

15

Кадровый состав (количество ставок):

- младший обслуживающий персонал - 18;

- воспитатели - 12,5;

- научный руководитель - 1;

- специалисты узкого профиля - 7;

- педагог дополнительного образования - 1;

- административно-управляющий персонал - 3;

- медицинский персонал - 6.

В МДОУ имеется зал для музыкальных и спортивных занятий, групповые комнаты, класс, спальни, изолятор, кабинеты логопеда, психолога, медицинский и педагогический, прачечная, пищеблок. Участки прилегающей территории закреплены за группами по возрастам, имеется физкультурная площадка. "Надежда" расположена в отдельно стоящем типовом здании. Имеются соответствующее оборудование, нормативные технические средства обучения.

В соответствии с Уставом социальный заказ сформулирован как "Обеспечение интеллектуального, физического, психического развития личности ребенка из социально неблагополучной семьи".

По протоколам педагогических советов, документации и наработкам учреждения, беседам с педагогами и администрацией выделены следующие направления работы по выполнению социального заказа:

- охрана жизни и укрепление здоровья каждого воспитанника;

- выявление способностей детей, создание условий их развития;

- формирование у воспитанников и учащихся эмоционально-волевых качеств и общечеловеческих ценностей;

- сопровождение (контроль и помощь) семейного воспитания;

- изыскание возможностей для оздоровления и лечения детей, имеющих серьезные отклонения в психическом развитии;

- постоянное совершенствование педагогического процесса и материально-технической базы.

Учитывая рекомендации современной педагогической науки и практику учреждений подобного типа, можно говорить о следующих критериях результативности работы и основных ориентирах при построении гипотетической модели выпускника МДОУ "Надежда": состояние здоровья; самообслуживание; самообучение; воспитанность; личностное и социальное самоутверждение; ответственность; саморегуляция и самовоспитание; деятельностный коллективизм; социальная адаптивность; обученность на уровне требований государственных программ.

При анализе исходной ситуации с помощью психодиагностических методик из общего числа воспитанников МДОУ выявлено 48% детей с нарушениями познавательной, 39% - эмоционально-волевой сфер, 50% - с трудностями в общении, 54% с нарушениями речи или задержкой речевого развития.

Анализ социально- психологического статуса семей показал, что 30% детей имеют родителей, страдающих алкоголизмом, 8% находятся в семьях опекунов.

Данные показатели определяют необходимость создания мобильной инфраструктуры психологической, коррекционной, оздоровительной помощи воспитанникам.

В самостоятельную проблему выделяется вопрос оказания помощи семьям и поиска оптимальных форм их совместной с учреждением деятельности в процессе воспитания ребенка.

Из всего вышесказанного вытекает, что МДОУ нуждается в узких специалистах самых различных профилей, как штатных, так и работающих по совместительству. Учреждению необходимы широкие и полноценные связи  с органами социальной защиты.

Задание 2. Общая численность населенного пункта N - 1333 человека, треть из них - пенсионеры. Соотношение рождаемости и смертности в последние три года - 1:4.

Бюджет области дотационный. Основные направления хозяйственной деятельности связаны с сельским хозяйством и туристическими объектами. Средняя заработная плата жителей N - менее 1000 рублей. Практически все занимаются ведением подсобного хозяйства. Строительство, в том числе жилищное, не ведется. Очень низкий уровень доходов, отсутствие социальных перспектив приводят к процветанию пьянства.

Основные работодатели - колхоз и туристическая база.

Численность рабочих в колхозе в последние годы сократилась с 3000 человек до 300, прекращены некоторые направления деятельности - мясное животноводство, льноводство и другие. Вместе с тем, появились два достаточно крупных фермерских хозяйства, в которых используется труд наемных рабочих.

Туристическая база является, наряду с колхозом, основным работодателем. Администрация ищет возможности расширения сферы деятельности, имеет опыт привлечения внебюджетных средств для развития туристического и гостиничного бизнеса. В то же время, являясь бюджетной организацией, не располагает достаточными средствами для расширения своей деятельности и активного вовлечения в нее молодых людей.

В результате возникает острое противоречие, определяющее особенности ситуации: с одной стороны, молодые люди и их родители не видят перспектив жизни в N, т.к. нет работы с достойным заработком, нет возможностей молодым семьям обзавестись собственнм жильем, нечем занять свободное время. Поэтому желательно отправить детей в город. С другой стороны, подавляющее большинство семей не имеют материальных возможностей обучать детей в городе и оказывать им финансовую помощь, если они остались там после окончания учебного заведения. Оплачивать жилье в городе и тем более приобрести его - невозможно.

Таким образом, складывается ситуация отсутствия жизненных перспектив, которая усугубляется тем, что молодые люди, не имеющие хотя бы начального профессионального образования, вообще не могут рассчитывать на сколько-нибудь достойный заработок. Все это приводит к нравственной и социальной деградации той части молодых людей, которая не сумела найти свое место в жизни населенного пункта.

В то же время на его территории имеют дачи высококвалифицированные преподаватели высших учебных заведений ряда крупных городов, и профессиональный потенциал этих людей может быть задействован в системе образования региона.

В связи с этим, особое значение приобретает создание на территории N-ска учебного заведения, которое будет не только обеспечивать начальное и среднее профессиональное образование по месту жительства выпускников школы, но и предоставит возможность взрослым жителям приобрести специальности и/или повысить квалификацию по тем направлениям, которые наиболее перспективны и востребованы в рамках данного социума.

Особенности школы. Средняя общеобразовательная школа в N-ске, находящимся в 30 км от областного и в 20 км от районного центра. В школе обучается 176 учащихся. Из них на первой ступени обучения - 74, на второй - 92, на третьей - 10. В школе функционируют классы коррекционно-развивающего обучения, в которых обучаются 13 человек: 5 - в классе РКО VII вида и 8 - в классе РКО VIII вида.

При школе работает интернат, расположенный в отдельном здании. С 1 октября 2001 года изменился его статус: он стал интернатом с пребыванием в выходные дни. В интернате проживают ученики не только из отдаленных населенных пунктов микрорайона школы, но и дети из неблагополучных семей района, в которых либо отсутствуют нормальные условия для проживания дома, либо решается вопрос о решении родительских прав взрослых членов семей.

Педагогический коллектив оставляют 21 учитель и воспитатель, из них 2 воспитателя пришкольного интерната и 1 воспитатель группы продленного дня для учащихся класса КРО VIII вида. 11 педагогов - выпускники этой школы. 16 педагогов школы имеют высшее образование, 4 - среднее специальное, 1 - среднее. Возрастной состав педагогического коллектива: до 30 лет - 7 человек, от 30 до 40 - 6, от 40 до 50 - 2, от 50 до 55 - 1, старше 55 - 5 человек. Высшую квалификационную категорию имеют 4 человека, первую - 3, вторую - 7 человек. Квалификационные разряды: 15 - 2 человека, 14 - 2, 13- 3, 12 -7, 11 - 2, 10-2, 8-1, 7- 2 человека. Один педагог школы имеет звание "Заслуженный учитель", один - "Учитель-методист", один - "Отличник просвещения". Психолога и социального педагога в штате школы нет.

Школа реализует общеобразовательные программы. В вариативную часть включены "История родного края" и "Мировая художественная культура". В течение последних трех лет успеваемость составила 97,2%, количество обучающихся на "4" и "5" - 21%; второгодников - 5 %. С 2003 г. школа участвует в эксперименте по профильному обучению (технологический профиль), в связи с чем имеет научного руководителя.

Поступление в ВУЗы и ССУЗы - 70-80%, ПТУ - 10%. Выбираются главным образом учебные заведения, расположенные в районном и областном центрах. Средние специальные учебные заведения также выбираются, в основном, расположенные в областном центре, а именно - индустриальный техникум, сельскохозяйственный техникум, колледж строительства и архитектуры, кооперативный техникум.

На работу выпускники, вернувшиеся в N-ск, устраиваются, главным образом, на туристическую базу, реже - в колхоз.

На территории микрорайона школы находятся несколько учреждений, с которыми школа поддерживает тесную связь: туристическая база, колхоз, Дом культуры, сельская библиотека, районный Дом ветеранов, лесничество.

Материально-техническая база школы: в школе есть 9 оборудованных кабинетов: начальных классов, биологии, математики, русского языка и литературы, истории, физики, химии, машиноведения, производственные мастерские, спортивный зал. Здание школы, построенное в 1964 году, требует ремонта. В 2001/02 учебном году школа получила компьютер, приобрела музыкальный центр. Школьная библиотека имеет фонд 13000 экземпляров книг. Имеется пришкольный участок площадью 0,25 га. Продукция с участков идет на питание учащихся в школьную столовую и столовую пришкольного интерната.

В школе организовано горячее питание. Ежедневно учащиеся получают обед из первого и третьего или второго и третьего блюд. 63 школьника из малообеспеченных и многодетных семей питаются бесплатно. Родительская плата за питание составляет 30 рублей в месяц. 25 учащихся пришкольного интерната обеспечены 4-разовым бесплатным питанием.

Стоимость обучения одного ученика в год составляет 6600 рублей в год.

Методические указания к выполнению заданий

1. Выявить и сравнить объекты стандартизации и структурные элементы стандартов трех видов: на продукцию, методы испытаний и услуги.

2. Установить соответствие выявленных структурных элементов рассматриваемых стандартов требованиям ГОСТа Р 1.5-2004

3. Определить характеристики продукции, предусмотренные в разделе "Требования к качеству" и сопоставить их между собой.

4. Определить общность и различия этих характеристик на различные виды продукции.

5. Подготовить общее заключение о соответствии рассмотренных стандартов требованиям ГОСТа Р 1.5-2004

Критерии оценки результативности ответов на вопросы

1. Ответ на вопрос несет значительную информацию

2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован.

3. Ответ поддается оцениванию.

4. Ответ ориентирован на получение конкретного результата.

5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний.

6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.

Результаты ответов должны быть:

- понятными;

- четко и ясно изложенными;

- оцениваемыми.

Критерии оценки практической работы:

Задание

Баллы

Примечание

Задача №1

50

Задание выполненное не в полном объеме -10 баллов

Не выполненное задание – 0 баллов

Задача №2

Выводы

50

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный  аналог

90-100

5

Отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

Удовлетворительно

Менее 70

2

Не удовлетворительно

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6

Тема: Изучить порядок проведения сертификации и декларации товаров и услуг.

Выполнив данную практическую работу, Вы изучите права и обязанности органов по сертификации, экспертов по нормативным документам.

Цель работы. Закрепить знания и умения по изучению прав и обязанностей органов по сертификации, экспертов по нормативным документам; научитесь заполнять заявки на проведение сертификации, анализировать правильность заполнения бланков сертификатов , формирование профессиональных компетенций. ПК.2.3 ПК1.4 У.2

Рекомендуемые информационные источники

  1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров. – М.:изд.:ЮНИТИ,2008.412с.
  2. Николаева М.А. Техническое регулирование и стандартизация. – М: ОЦПКРТ, 2006.-208с.
  3. Николаева М.А. Основы метрологии. -  – М: ОЦПКРТ, 2006.-72с.
  4. Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия.- – М: ОЦПКРТ, 2006.-56с.
  5. Образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.

Краткие теоретические сведения

Для проведения сертификации услуг розничной торговли заявитель ( исполнитель услуги) направляет заявку в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации.

При наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них.

Формы заявки и других документов по сертификации должны соответствовать документу « Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов , применяемых в системе»

( утверждённому Постановлением Госстандарта России 17 марта 1998 г. № 12).

Орган по сертификации регистрируют заявку и рассматривает её с целью определения возможности проведения сертификации услуг.

По результатам рассмотрения заявки органов по сертификации принимает решение по заявке (приложение 3) и сообщает в письменном виде о принятом решении заявителю.

При отрицательном решении орган по сертификации сообщает заявителю о причинах отказа.

Причинами отказа в проведении сертификации могут быть наличие заключений, актов (справок) органов государственного контроля и надзора о несоответствии услуг требованиям безопасности.

Срок рассмотрения и принятия решений по заявке о проведении или отказе  в проведении сертификации не должен превышать 15 дней ( с момента регистрации заявки)

Итоги оценки соответствия услуг оформляют актом в двух экземплярах, один из которых направляют заявителю, а другой остаётся в органе по сертификации.

Содержание практической работы

Задание 1. Изучение прав и обязанностей органов по сертификации, экспертов по нормативным документам.

Задание 2. Заполнение заявки на проведение сертификации.

Задание 3. Анализ правильности заполнения бланков сертификатов для выявления фальшивых документов.

Методические указания к выполнению заданий

 

Организационная структура Системы сертификации услуг розничной торговли

Критерии оценки результативности ответов на вопросы

  1. Ответ на вопрос несёт значительную информацию;
  2. Ответ на вопрос чётко и понятно сформулирован;
  3.  Ответ поддаётся оцениванию;
  4. Ответ ориентирован на получении конкретного результата;
  5. Ответ на вопрос задаёт  уровень качества знаний;
  6. Ответ на вопрос соответствует полному результату  ответа на поставленный вопрос в полном объёме.

Результаты ответов должны быть :

- понятными;

- чётко и ясно изложены;

- оцениваемы;

Примечание:

Критерии практической работы:    

Задание

Баллы

Примечание

Задача №1

     30

Задание выполненное не в полном объёме – 10 баллов

Не выполненное задание -0 баллов

Задача №2

     30

Задача №3

     40

Процент  результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных учреждений

Балл( отметка)

Вербальный аналог

          90-100

           5

       Отлично

          80-89

           4

       Хорошо

          70-79

           3

Удовлетворительно

          Менее 70  

           2

Не удовлетворительно

. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 7

Тема: Ознакомиться с правилами заполнения бланков сертификата.

Выполнив данную практическую работу, Вы ознакомитесь с правилами заполнения бланков сертификатов.

Цель работы. Закрепить знания и умения по правилам заполнения бланков сертификатов, формирование профессиональных компетенций ПК2.3 ПК.1.4 У4

Рекомендуемые информационные источники

  1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров. – М.:изд.:ЮНИТИ,2008.412с.
  2. Николаева М.А. Техническое регулирование и стандартизация. – М: ОЦПКРТ, 2006.-208с.
  3. Николаева М.А. Основы метрологии. -  – М: ОЦПКРТ, 2006.-72с.
  4. Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия.- – М: ОЦПКРТ, 2006.-56с.
  5. Образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.

Краткие теоретические сведения

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ НА ПРОДУКЦИЮ

      Позиция 1 регистрационный номер сертификата формируется в соответствии с правилами ведения Государственного реестра .

      Позиция 2 срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации, выдавшим сертификат. При этом дата записывается так : число месяцев и год, (двумя арабскими цифрами),разделённые точками. Первую дату проставляют по дате регистрации сертификата в Государственном реестре. При сертификации партий или единичного изделия вместо второй даты проставляют прочерк.

      Позиция 3 регистрационный номер органа по сертификации (по Государственному реестру), его наименование ( в соответствии с аттестатом аккредитации) прописными буквами, адрес ( строчными буквами) и телефон.

      Позиция 4 наименование, тип, вид, марка продукции обозначение технических условий или иного документа по которому продукция выпускается. Далее указывают        « Серийный выпуск» или « Партия» или « Единичное изделие». Для партии и единого изделия приводят номер и размер партии или номер изделия, номер накладной ( договора, контакты, документы о качестве). Здесь же даётся ссылка на имеющиеся приложения к сертификату записью : «См.приложение».

       Позиция 5 код продукции ( 6 разрядов с пробелом после первых двух) по общероссийскому классификатору продукции:

     Позиция 6 девятиразрядный код продукции по классификатору товарной номенклатуры внешней экономической деятельности ( заполняется обязательно для импортируемой  и экспортируемой продукции).

      Позиция 7 если сертификат выдан изготовителю, указывают наименование  юридический адрес, код предприятия- изготовителя или номер регистрационного документа индивидуального предпринимателя.

Если сертификат выдан продавцу, подчёркивают слово «продавец», указывают наименование и адрес предприятия, код или номер регистрационного документа индивидуального предпринимателя, которому выдан данный сертификат, а также, начиная, со слова « Изготовитель» - наименование и адрес предприятия – изготовителя продукции.

Наименование и адреса предприятия указывают в соответствие с заявкой.

      Позиция 8 обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведена сертификация. Если продукция сертифицирована на все требования нормативного документа(документов), то указывают разделы или пункты, содержащие подтверждаемые требования.

      Позиция 9 указывают все документы, учтены органом по сертификации при выдаче сертификата, в том числе :  

Протоколы испытания в аккредитованных лабораториях с указанием её регистрационного номере Госреестре;

документы , выданные органами и службами федеральных органов исполнительной власти ( гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной безопасности и т.д.);

документы других органов по сертификации и испытательных лабораторий, в том числе зарубежных  (сертификаты с указанием их наименования, адреса, даты утверждения и срока действия документа);

декларация о соответствии.

      Позиция 10 дополнительную информацию приводят при необходимости, определяемой по сертификации. К такой информации могут относиться внешние инденсифицирующие признаки продукции (вид тары, упаковки, нанесение на них сведений и т.п.) условия сохранения действия сертификата (при хранении, реализации), место нанесения знака соответствия , схема сертификации и т.п.

      Позиция 11 подпись, инициалы, фамилия руководителя органа ( или его заместителя), выдавшего сертификат, и эксперта, проводившего сертификацию, печать органа по сертификации или организации установленного образца.

Приложение к сертификату оформляется в соответствие с правилами заполнения аналогичных реквизитов в сертификате.

Сертификат и приложение к нему выполняют машинописным способом. Исправления, подчистки и поправки не допускаются.

  •        Содержание практической работы  
  • Заполните бланк « Сертификат соответствия», используя исходные данные для позиций, указанных в бланке:
  1. POCC RU AЯ 78 У 00044;
  1. По вашему  смотрению;
  1. POCC RU 000110 АЯ78;
  1. Продукция – супы и бульоны сухие готовые;
  1. 12 410;

Позиции 6), 7), 8),9),10),11), 12) – предложить свои варианты.

  • Используя теоретический материал курса по теме , дать краткое пояснение каждой позиции заполненного Вами бланка по примеру:

№№

Наимен.позиции

Краткое описание позиции

1)

Регистр.номер сертификата

POCC   RU   AЯ 78         У           00044

Знак регистрац.

в Госреестре Код страны Код ОС Код типа объекта

Номер объекта

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

Ответьте на вопрос: Какой цвет бланка утверждён по обязательной и добровольной сертификации? Указывается ли в бланке дополнительно вид сертификации?

Методические указания к выполнению заданий  

Правила заполнения сертификата соответствия

Сертификат соответствия выдаётся на стандартном установленном бланке. Правила заполнения сертификата соответствия утверждены в законе о техническом регулировании . В первую очередь сертификату присваивается регистрационный номер , который включает в себя следующую информацию: обозначение страны происхождения продукции , код органа по сертификации , и порядковый номер оформляемого сертификата. Также указывается срок действия сертификата ( дата выдачи и срок окончания действия сертификата).

Следующий пункт при заполнении сертификата – это информация об органе  по сертификации , выдавшего данный документ (наименование органа и контактные данные) . Третьим пунктом при заполнении сертификата соответствия идёт наименование продукции (графа на бланке сертификата « Продукция» ). В данной графе чётко отражается тип продукции и торговые марки либо артикулы сертифицируемого товара или оборудования . Затем указываются пункты нормативных документов ( ГОСТ или технический регламент),на соответствие которым проводились сертификационные испытания опытного образца.

Ниже указан пункт « Изготовитель». В данной графе указывается наименование производителя продукции и юридический адрес . Если товар отечественного производства , то дополнительно указывается ИНН компании производителя. Далее указывается аналогичные данные компании заявителя (пункт» Сертификат выдан»).

Предпоследней графой при заполнении сертификата значится графа « На основании». В данном разделе отражаются документы, на основании которых выдаётся сертификат соответствия : номер и дата протокола испытаний, а также наименование и адрес лаборатории, выдавшей протокол испытаний.

Критерии оценки результативности ответов на вопросы

  1. Ответ на вопрос несёт значительную информацию;
  2. Ответ на вопрос чётко и понятно сформулирован;
  3.  Ответ поддаётся оцениванию;
  4. Ответ ориентирован на получении конкретного результата;
  5. Ответ на вопрос задаёт  уровень качества знаний;
  6. Ответ на вопрос соответствует полному результату  ответа на поставленный вопрос в полном объёме.

Результаты ответов должны быть

- понятными;

- чётко и ясно изложены;

- оцениваемы;

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Федеральные законы

1.Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля 2009 г., 23 ноября 2009 г., 30 декабря 2009 г.)

 2.« Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (с изменениями от 27 октября 2004 г., 5 сентября 2006 г., 5 июня 2008 г., 7 ноября 2008 г., 27 января 2009 г., 15 июня 2009 г.).

4.Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" (с изменениями от 4 августа 2005 г., 23 ноября 2006 г., 8 декабря 2008 г.)

5.Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594 "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации" (с изменениями от 2 августа 2005 г., 29 декабря 2007 г.)

6. Закон РФ «О защите прав потребителей» с изм.

7.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

8.«О качестве и безопасности пищевых продуктов» - ФЗ-29 от 02.01.2000 с изм.  

9. « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. № ФЗ-134 с изм.

Основная

  1. Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии и управление качеством товаров.    – М.: изд.: ЮНИТИ, 2008.-412c.
  2. Николаева М.А. Техническое регулирование и стандартизация. - М: ОЦПКРТ, 2006. -208c.
  3. Николаева М.А. Основы метрологии. - М.: ОЦПКРТ, 2006.- 72c.
  4. Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия. - М.: ОЦПКРТ, 2006.-56c.

Дополнительные источники:

  1. ГОСТ Р 1.0 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
  2. ГОСТ Р 1.2 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальной Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
  3. ГОСТ Р 1.4 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организации Общие положения - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
  4. ГОСТ Р 1.8- 2004 Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
  5. ГОСТ Р 1.9 - 2004 Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. -М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
  6. ГОСТ Р 1.10 - 2004 Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены. - М,: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
  7. ГОСТ Р 1.12 - 2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005.
  8. Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг. Утверждены Госстандартом России 21.08.2003 № 97
  9. OK (MK ИСО/ИНФКО МКС) 001-2000. Общероссийский классификатор стандартов ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения измерений. Методика выполнения измерений.
  10. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Постановление. Госстандарта России 10.05.2000 № 26
  11. ПР 50.2.003-94. ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций.
  12. ГОСТ 2.114-95 Технические условия (общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий на продукцию).
  13. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  14. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  15. Журналы «Стандарты и качество», «Сертификация»

 Интернет-ресурсы:

  1. Резолюция всероссийского форума "Реформа технического регулирования в России: идеология и практика реализации" (Internet-сайт: http://www.rabotodateli.ru/teh/203.html)
  2. Олефирова А.П. Подтверждение соответствия: Учебное пособие (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r48579/mtdukm71.pdf)
  3. Олефирова А.П. Сертификация услуг: Учебное пособие (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r40669/mtdukm47.pdf)
  4. http://protect.gost.ru/
  5. www.gost.ru (Федеральное агентство по техническому
  6. регулированию и метрологии)
  7. http://www.gost.ru/wps/portal/pages.Sitemap.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОП.10.Мерчендайзинг спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Рабочая программа

Рабочая программа учебной дисциплины 0п.10 Мерчендайзинг разработана в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества ...

ОП.10.Мерчендайзинг спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов КОС

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.10 Мечердайзинг разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального...

ОП.10.Мерчендайзинг спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Метод указания к практическим работам

Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине 0п.10 Мерчендайзинг разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 ...

ОП.10.Мерчендайзинг спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Метод указ по выполнению самостоятельной работы студентов

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров, контролёр-кассир» МДК 04.01. Розничная торговля продо...

ОП.08.Метрология и стандартизация спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Рабочая программа

Рабочая программа учебной дисциплины 0п.08 Метрология и стандартизация разработана в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспер...

ОП.08.Метрология и стандартизация спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов КОС

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.08 Метрология и стандартизация разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего пр...

ОП.08.Метрология и стандартизация спец 38.02.05.Товар и экспер кач потреб тов Мет од указ по выполнению сам работы студентовС

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине 0п.08. Метрология и стандартизация разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессиональн...