МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения теоретического занятия по теме :«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция»
методическая разработка

Гаджибутаева Качар Мамаевна

 Методическая разработка: « Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция ».

Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения «ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья).      Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные ФГОС среднего профессионального образования нового поколения. В методической разработке имеется организационно-методический блок, информационный блок и блок контроля, указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. В приложении даны эталоны ответов, критерии оценки

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodvich_teoriya_21g.docx114.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения теоретического занятия

по теме Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция»

ПМ.02Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело,базовая подготовка

(код и наименование специальности)

2021 год

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией

ПМ СД № 2

ГБПОУ  ДЗМ «МК №6»

Протокол №

от  «       »                 2021 г.

Председатель  П(Ц)К ПМ СД№2

________________/Смирнова Е.В./

                   УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического совета

от «____»_____________2021г

Протокол № _____

Председатель методического совета

_______________/С.В.Полоса /

Согласовано

Дубровина Е.А..- методист

Составитель:

Гаджибутаева К.М– преподаватель первой квалификационной категории профессиональных модулей  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6 »

Рецензенты:

Мясникова М.Ю. –и.о. главная медицинская сестра ГБУЗ «ГКБ №29 им. Н.Э. Баумана, ДЗМ»

Зонис И.Г. – преподаватель профессиональных модулей  высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6, СП №4»

Содержание

Наименование

стр

Рецензия

4

Пояснительная записка

5

Список условных сокращений

6

Требование ФГС

7

Формирование компетенций

8

Ведение

10

1.Методический блок

12

1.1Технологическая карта занятия

13

1.2 Фронтальный опрос для проверки исходного уровня знаний

19

2.Информационный блок

21

2.1.Опорный конспект(Лекция)

22

3.Контролирующий блок

31

3.1.Контрольно-оценочные средства текущего контроля (тест 2варианта, критерии оценки) по теме

32

3.2.Эталоны ответов к заданиям для закрепления знаний по теме

36

Приложения

37-43

Рецензия

на методическую разработку теоретического занятия

«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекции»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Составитель: ГаджибутаеваК.М., преподаватель первой квалификационной категории профессиональных модулей ГБПОУДЗМ «Медицинский колледж №6»

Представленная на рецензию методическая разработка теоретического занятия «Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекции» ПМ.02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах. МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья)разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовый уровень подготовки) для очной формы обучения.

Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму подготовки выпускника по специальности «Сестринское дело» и содержит пояснительную записку, мотивацию,  организационно-методический блок,  материалы для обучения, контролирующие материалы для исходного, текущего и заключительного контроля уровня знаний по теме занятия, приложения, список литературы. Основной структурной единицей приложения является методическое пособие для выполнения студентами аудиторной самостоятельной работы и домашнего задания с четкими исчерпывающими инструкциями к выполнению и критериями оценки к каждому контрольному заданию, что является несомненным достоинством данной работы и при необходимости может использоваться при индивидуальной траектории обучения.

Содержание методической разработки в полной мере соответствует теме и целям обучения. Методическая разработка соответствует современным представлениям, написана понятным языком, с употреблением современных медицинских терминов, что обеспечивает эффективность усвоения материала данной темы. Преподавателем проведена качественная работа по составлению методической разработки, подбору иллюстративного и статистического материала.

Данная методическая разработка может использоваться преподавателями ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Рецензенты:

____________Мясникова М.Ю –и.о.главная медицинская сестра ГБУЗ «ГКБ №29 им. Н.Э. Баумана, ДЗМ»

_____________Зонис И.Г. – преподаватель профессиональных модулей  высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6.

Пояснительная записка

 Методическая разработка: « Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция ».

      Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения «ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья).

     На занятии подчёркивается актуальность и значимость темы в современных условиях. Целью проведения занятия является приобретение новых знаний по данной теме, определение остаточных знаний по предметам, изученным ранее (анатомия и физиология, фармакология, технология выполнения медицинских услуг). Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и обучающимися. Студент, выполняющий задание, контролируется своими сокурсниками. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, выполнять взаимозависимую роль, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формированию общих и профессиональных компетенций

      Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные ФГОС среднего профессионального образования нового поколения.

В методической разработке имеется организационно-методический блок, информационный блок и блок контроля, указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. В приложении даны эталоны ответов, критерии оценки

Список условных обозначений

АРВП – антиретровирусные препараты

АРВТ – антиретровирусная терапия

ВААРТ – высокоактивная антиретровирусная терапия

ВИЧ (HIV) – вирус иммунодефицита человека

ДН – диспансерное наблюдение

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ИИ – ингибиторы интегразы ВИЧ

ИП – ингибиторы протеазы ВИЧ

ИС – ингибиторы слияния (фузии)

ИФА – иммуноферментный анализ

ИХЛА – иммунохемилюминесцентный анализ

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

МО – медицинская организация

НИОТ – нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧКР4113

НК ВИЧ – нуклеиновые кислоты ВИЧ

ННИОТ – ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧ

ПЦР – полимеразная цепная реакция

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

ЦНС – центральная нервная система

3TC – ламивудин

ABC – абакавир

ATV – атазанавир

CD –кластер

DRV – дарунавир

ETR – этравирин

IDV – индинавир

LPV – лопинавир

NFV – нелфинавир

ZDV – зидовудин

Требования ФГОС к уровню подготовки:

Студент должен знать:

С целью формирования вышеуказанных компетенций студент в итоге занятия должен знать:

1.определение заболевания;

2.факторы риска, этиологию, механизм развития ВИЧ-инфекции;

3.основные проблемы пациентов с ВИЧ-инфекцией;

4.диагностика заболевания;

5.принципы лечения заболевания;

6.сестринский процесс при ВИЧ-инфекции;

7.профилактика и диспансеризация пациентов с ВИЧ-инфекцией.

Должен уметь:

Составлять алгоритмы оказания доврачебной помощи с мотивацией действий при ВИЧ-инфекции.

Применять знания для осуществления сестринской деятельности и сестринского ухода за пациентами с ВИЧ-инфекцией:

1. постановка сестринского диагноза;

2.участие в диагностике (лабораторной, инструментальной);

3.участие в лечении (медикаментозном, немедикаментозном, хирургическом);

4.оказание первой доврачебной помощи;

5.профилактике осложнений.

Формируемые компетенции:

профессиональные компетенции (ПК):

ПК1.1

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК1.2.

Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения

ПК1.3

Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

Общие компетенции(ОК):

ОК1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные,культурные и религиозные различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Введение

          Пристальное внимание к гемоконтактным инфекциям было привлечено с момента начала эпидемии ВИЧ-инфекции в мире. Связано это было с несколькими факторами. Во-первых, выявление вируса иммунодефицита человека во многом совпало по времени с выявлением других вирусов гемоконтактных инфекций (вирус гепатита В был открыт в 1965 году, вирус иммунодефицита человека был описан в 1983 году, а гепатита С-в 1989 году). Во-вторых, стало понятно, что эти вирусы вызывают значительно более тяжелые заболевания и у большего количества людей, чем предполагалось первоначально. В-третьих, значительно увеличилось количество лиц с гемоконтактными инфекциям среди пациентов лечебных учреждений ввиду вспышек среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) и переливания неадекватно проверенной крови, до сих пор эффективное лекарство от этого заболевания не найдено, терапия лишь продлевает жизнь инфицированного, но не избавляет от болезни.

          В Российской Федерации наблюдается сложная эпидемиологическая обстановка по гемоконтактным инфекциям.

По данным Роспотребнадзора от 1.12.2019г.,число инфицированных ВИЧ в России составляет 1,06 млн. человек. Из них умерло 276 660 человек. Ежегодный прирост ВИЧ инфицированных в среднем 10%.отмечают специалисты, если раньше больше рисковали гомосексуальные пары, то теперь большинство заражений происходит в гетеросексуальных парах. В группе риска по данным заболеваниям находятся, прежде всего, медицинские работники, контактирующие с пациентами, имеющими различные гемоконтактные инфекции, в том числе протекающие латентно. По мнению директора НИИ медицины труда РАМН академика РАМН Н. Ф. Измерова в начале XXI в. положение с охраной здоровья медицинских работников оставляет желать лучшего, так как наметилась тенденция роста несчастных случаев и профессиональных заболеваний. При этом, по его словам, уровень общей заболеваемости в отрасли всегда был достаточно высоким. Причины — прямой контакт с больными, а также специфика условий труда. О потенциальной возможности заражения работников здравоохранения при оказании медицинской помощи известно уже давно. Насколько актуальна проблема профессионального заражения инфекциями, передающимися с кровью?

          Медики находятся в группе повышенного риска заражения гемотрансмиссивными инфекциями, включая вирусы гепатитов В и С, а также вирус иммунодефицита человека. Это может произойти при попадании инфицированной биологической жидкости пациента на слизистые оболочки медработника, а также при случайном уколе или порезе использованным острым медицинским инструментом. Риск заражения ВИЧ при уколе инфицированной иглой составляет около 0,3%, достигает 10% при вирусе гепатита С и 30% при вирусе гепатита В. Сейчас в мире официально задокументировано профессиональное заражение ВИЧ-инфекцией почти 350 медицинских работников.

В России на сегодняшний день зарегистрировано 2 подтвержденных случая профессионального инфицирования медработников ВИЧ, а распространенность серологических маркеров гепатитов В и С у медиков в 3 раза превышает аналогичный показатель среди общего населения. В 2017 г. более 1000 российских медсестер и врачей прошли химиопрофилактику после аварийной ситуации.

          В чем же причина такой ситуации?Как это ни парадоксально, основным препятствием для защиты наших медработников является отечественная нормативная база, регламентирующая обращение с острым инструментарием и медицинскими отходами. Ее крайне устаревшее требование по дополнительной обработке использованного инструментария дезинфектантами приводит к тому, что до сих пор в России широко используются методы обеззараживания шприцев, подразумевающие множество ручных манипуляций. Они значительно повышают риск получения профессиональной травмы медсестрами, вынужденными заниматься отделением игл и промыванием инструментов вручную. С другой стороны, применение целого ряда эффективных безопасных технологий (типа современных инъекционных устройств и надежных контейнеров), также нередко противоречит действующим архаичным нормативам. Это еще больше ограничивает возможности по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников российских ЛПУ.

Вторым серьезным барьером является общая слабость корпоративной культуры безопасности в российском здравоохранении. Это выражается и в настойчивом стремлении большинства ЛПУ выявить ВИЧ-статус пациента до начала оказания медицинской помощи, и в частом пренебрежении элементарными мерами безопасности в отсутствие информации о наличии гемоконтактных инфекций. При этом, как правило, игнорируется целый ряд неидентифицированных рисков, таких как возможность серонегативного периода окна, ложноотрицательного результата и присутствия других патогенов.О традиционном пренебрежении к решению вопросов защиты медперсонала свидетельствует и структура финансирования отечественного здравоохранения. Несмотря на существенный рост закупок медикаментов и поставок лабораторного оборудования, в большинстве российских ЛПУ до сих пор отсутствует базовое оборудование, рекомендованное для безопасного сбора и транспортировки медицинских отходов, а сбор использованных и потенциально инфицированных шприцев производится не в приспособленную бытовую технику. Работа ЛПУ по ВИЧ в РФ определена в основных регламентирующих документах (Приложение 1)

Таким образом, анализируя полученные данные можно сделать следующий вывод: ВИЧ инфекция остается глобальной проблемой всего человечества. Из года в год число больных не сокращается, а увеличивается во всех странах и континентах.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.(Сестринская помощь при нарушениях здоровья).

Тема занятия: «Гемо контактные инфекции: ВИЧ – инфекция»

Вид занятия: урок

Тип урока: комбинированный

Продолжительность занятия: 90 минут.

Место проведения: Кабинет реаниматологии»;

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6»;

          Мотивация темы: данная тема актуальна и непосредственно связана с будущей профессией медсестры т.к. широко распространены, приводят к серьезным осложнениям, к снижению трудоспособности и инвалиадизации,и смерти населения.

На комбинированном занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов познавательный интерес к будущей профессии, а также умение осмысливать и применять имеющие знания в практической деятельности.

Технологическая карта занятия№10

ФИО преподавателя

Гаджибутаева Качар Мамаевна

Код, наименование специальности

34.02.01 Сестринское дело, базовая подготовка

Форма обучения

Очная

Учебный цикл

ПМ.02 участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Учебная дисциплина

/МДК

МДК.02.0.1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Междисциплинарные связи

Предшествующие учебные дисциплины/МДК

Последующие учебные дисциплины/МДК

ОП.02. «Анатомия и физиология человека»;

ОП.07 «Фармакология»;

ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»;

ПМ. 02 «участие в диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК.02.0.1. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья);

ПМ. 05. Сестринское дело в семейной медицине (Общая практика).

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

Формируемые компетенции

ОК

1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПК

2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде,

объяснять ему суть вмешательств.

ОК

2

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

ПК

2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ОК

3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ПК

2.4

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ОК

4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК

2.5

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ОК

5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК

2.6

Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ОК8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК

2.7

Вести утвержденную медицинскую документацию

ОК

13

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь.

Требования к результатам освоения дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1

Применение знаний для осуществления сестринской деятельности при ВИЧ- инфекции

З1

Сестринская деятельность при диагностических и лечебных манипуляциях при ВИЧ-инфекции

У2

Планирование сестринской деятельности

за ВИЧ инфицированными пациентами

 .

З2

Применение основных методов лечения и ухода за ВИЧ инфицированнымипациентами.

V3

Консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

33

Виды, формы и методы реабилитации;

V4

осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной

медико-санитарной помощи и стационара;

34

Правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения

Уровень освоения

Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

Тема учебного занятия

«Гемо контактные инфекции: ВИЧ – инфекция»

Тип учебного занятия

Теоретическое занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности

Формы и методы обучения

Словесный, наглядные, отработка практических навыков, тестирование, решение ситуационных задач.

Образовательные технологии

Информационные, тестирование, практические.

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики. Проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при ВИЧ патологии. Формирование элементов профессиональной компетенции.

Развить устойчивый познавательный интерес к данной теме.

Развить клиническое и логическое мышление.

Развить стремление к максимальной самостоятельности в работе.

Проявлять коммуникативные способности (умение правильно общаться с пациентами, их родственниками, коллегами).

Воспитывать у студентов дисциплинированность, ответственность, бережное и внимательное отношение к больному, соблюдение этических норм медицинского работника, четкое выполнение медицинских назначений.

Освоенные умения

Усвоенные знания

Требования к результатам освоения темы учебного занятия

У 1

Применение знаний для осуществления сестринской

деятельности заВИЧ инфицированными пациентами

З1

Причины возникновения и признаки ВИЧ-инфекции

У 2

Обучение ВИЧ-инфецированного  пациента манипуляциям по самоуходу

З2

Выявлять проблемы пациента и планирование сестринской деятельности при ВИЧ-инфекции

Современное лечение .

Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия

Текущий контроль.  

Самоконтроль.    

Взаимоконтроль.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия

Фронтальный опрос по теме для проверки исходного уровня знаний.

Разноуровневые тесты для проверки входного и рубежного контроля знаний.

Проверка знаний и умений по контролю решения ситуационных задач.

Ресурсы учебного занятия

Формы работы на занятии

Организация образовательного пространства учебного занятия

Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронные информационные и образовательные ресурсы

Групповая с само- и взаимоконтролем

Мультимедийная презинтацияэлектронные учебники,

.Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии : учебник для сред. проф. образования /Антонова Т.В, М. М. Антонов М.М., Барановская В.Б, Лиознов Д. А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 416 с.

Приказ Минздрав соцразвития России от 06.08.2007 N 526 (ред. от 03.03.2017) Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников

https://kmmivso.com/sveden/files/Metod_infekcii_SD_2017.pdf

https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/79ac3862_epidemiologiya_vich-infektsii_i_vich-assotsiirovannoiy_patologii.pdf

Предметные

Межпредметные

Личностные

Планируемые образовательные результаты

Освоенные студентами в ходе изучения учебного

предмета умения, специфические для данной предметной области, виды

деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его

преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение

научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Освоенные студентами меж предметные

понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,

коммуникативные), способность их использования в познавательной и

социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении

учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с

преподавателями и сверстниками, способность к построению индивидуальной

образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской,

проектной и социальной деятельности.

Готовность и способность студентов к

саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно - смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в

деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить

цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской

гражданской идентичности в поликультурном социуме;

Литература для студента.

Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии : учебник для сред. проф. образования / Антонова Т. В.,. Антонов М. М, Барановская В. Б., Лиознов Д. А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 416 с.

Электронные источники информации:

1.        https://kmmivso.com/sveden/files/Metod_infekcii_SD_2017.pdf

2.        https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/79ac3862_epidemiologiya_vich-infektsii_i_vich-assotsiirovannoiy_patologii.pdf

3.        https://medknigaservis.ru/wp-content/uploads/2018/12/Q0117072.pdf

Литература для преподавателя.

  1. ВИЧ- инфекция СПИД:клинические рекомендации / Покровский В.И., Беляева В.В., Зимина В.Н.. гэотар-медиа,2019г. 4 издание.
  2. Лесничая, Л.А. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии. Пособие для преподавателей: учебное пособие /Лесничая.Л.А. — Санкт-Петербург : Лань, 2019. — 92 с.
  3. https://e.lanbook.com/book/126931

Фронтальный опрос

Определение исходного уровня знаний для освоения темы

«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ-инфекция»

  1. Дайте определение: ВИЧ –инфекция –это…
  2. Дайте определение термину «механизм передачи инфекции»
  3. Перечислите основные механизмы передачи ВИЧ- инфекции
  4. Биологические жидкости содержащие ВИЧ -инфекцию
  5. Вертикальный путь передачи инфекции- объясните
  6. Дайте определение медицинским терминам:

-ВИЧ

-СПИД

-инкубационный период

-киника

-синдром

-ремиссия

-реконвалесцент

-кахексия

№ п/п

Эталон ответов

Количество балов

1.

ВИЧ –инфекция –медленно прогрессирующее заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

1бал за полный правильный ответ

2

 Механизм передачи инфекции –способы обеспечивающие перемещение живого возбудителя болезни от зараженного организма в здоровый.

1 балл

3

Механизм передачи ВИЧ –инфекции:

 -контактный,

- вертикальный,

 - парентеральный

0,5баллов за каждый правильный ответ

4

Биологические жидкости содержащие ВИЧ -инфекцию

 -вагинальный и цервикальный секрет;

· материнское грудное молоко.

· слюна;

· слезная жидкость;

· секрет потовых желез.

2 балла за полный правильный ответ

5

Вертикальный путь заражения – это передача  инфекции от матери плоду.

1балл

6

Определение медицинских терминов:

-ВИЧ –вирус иммунодефицита человека

________________________________________________

- СПИД –синдром приобретенного иммунодефицита    (последняя стадия развития ВИЧ – инфекции

_________________________________________________

-инкубационный период –это время от момента проникновения возбудителя в организм о клинического проявления симптомов заболевания

_________________________________________________

-ремиссия- период течения хронической болезни ,который проявляется значительным ослаблением или исчезновением её симптомов.

_________________________________________________

-реконвалесцент - больной в стадии выздоровления

_________________________________________________

- клиника заболевания- это любое объективное( то есть видимое глазу) проявление заболевания

_________________________________________________

- синдром заболевания – это сочетание симптомов какого либо заболевания

_________________________________________________

- кахексия-это состояние крайнего истощения организма

________________________________________________

1балл

1балл

1балл

1балл

1 балл

1 балл

1балл

1балл

Итого

15баллов

  Критерии оценки

91-100% (14-15) правильных ответов «отлично»

81-90% (12-13) правильных ответов « хорошо»

71-80% (9-11) правильных ответов «удовлетворительно»

70% и менее (8и менее) правильных ответов «неудовлетворительно»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Опорный конспект (Лекция)

Тема занятия: Гемоконтактные инфекции: ВИЧ – инфекция.

Определение

ВИЧ-инфекция представляет собой заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, характеризующееся синдромом приобретенного иммунодефицита, способствующего возникновению вторичных инфекций и злокачественных образований в связи с глубоким угнетением защитных свойство организма.

Этиология

Возбудители - вирусы иммунодефицита человека 1-го, 2-го типов (ВИЧ-1, ВИЧ-2), относятся к семейству ретровирусов (Retrovirus), подсемейству медленных вирусов (Lentivirus).

•Устойчив: к ультрафиолетовому облучению и ионизирующей радиации.

• Нестоек: во внешней среде.

 Инактивируется: при нагревании до 56 С - в течение 30 мин; при кипячении - в течение 1-5 мин; при резком изменении рН среды (менее 1 и более 13); под воздействием дезинфектантов.

Эпидемиология:

Источник ВИЧ-инфекции -- зараженный человек, находящийся в любой стадии болезни, в том числе и в ᴨериоде инкубации.

Пути передачи:

1. Естественный механизм передачи инфекции:  контактный

Пути передачи:

1) половой;

2) вертикальный - от матери к плоду (ребенку), реализуемый как трансплацентарно, так и интранатально и постнатально (в процессе грудного вскармливания)

2. Искусственный механизм передачи :

1)артифициальный при немедицинских инвазивных процедурах (в/в введения наркотиков, нанесение татуировок, косметических, маникюрных, педикюрных процедур);

2) артифициальный при инвазивных вмешательствах в МО ( при переливании крови или ее компонентов, пересадке органов и тканей, использование донорской спермы, грудного молока от ВИЧ инфицированного донора, а также через медицинский инструментарий,или медицинские изделия контаминированные с ВИЧ при несоблюдении требований санитарных правил )  

 Наиболее вероятна передача ВИЧ от человека, находящегося в конце инкубационного периода, в периоде первичных проявлений и в поздней стадии инфекции, когда концентрация вируса достигает своего максимума.ВИЧ-инфекция относится к долго текущим заболеваниям, с момента заражения до момента смерти может пройти от 2-3 до 10-15 лет. Естественно, что это усредненные показатели.Однако содержание вирусных частиц в биологических жидкостях различно, что и определяет их неодинаковое эпидемиологическое значение.

Биологические субстраты человека, содержащие ВИЧ и имеющие наибольшее эпидемиологическое значение в распространении ВИЧ-инфекции:

  1. кровь;
  2. сперма;
  3. предъэякулят;
  4. вагинальный и цервикальный секрет;
  5. материнское грудное молоко(12-20%)
  6. моча;
  7. слюна;
  8. слезная жидкость;
  9. секрет потовых желез.

Для ᴨередачи  ВИЧ необходимо не только наличие источника инфекции и восприимчивого субъекта, но и возникновение соответствующих условий, обесᴨечивающих эту ᴨередачу. Для заражения ВИЧ с последующим развитием инфекционного процесса необходимо попадание возбудителя во внутренние среды организма.

Опасно:

  1. Случайный сексуальный контакт, даже в случае использования презерватива.
  2. Внутривенное введение лекарственных препаратов или наркотиков с использованием нестерильных шприцев.
  3. Татуировка и пирсинг.

Безопасно:

  1. Рукопожатие, поцелуи, объятия и другие тактильные контакты.
  2. Использование общей посуды и столовых приборов.
  3. Использование общего мыла, стульчака унитаза, полотенца, одежды.
  4. Любые медицинские манипуляции с использованием стерильных инструментов (в т.ч. одноразовых).

Патогенез

  1. В крови внедряется в макрофаги, микроглию и лимфоциты уничтожает способность иммунных телец к распознаванию своих антигенов как чужеродных;
  2. заселяет клетку и приступает к репродукции;
  3. после выхода размножившегося вируса в кровь, клетка-хозяин погибает, а вирусы внедряются в здоровые макрофаги;
  4. синдром развивается медленно (годами), волнообразно;
  5. Организм становится беззащитен как по отношению к экзогенной инфекции, так и к бактериям, населяющим органы и ткани в норме (что ведет к развитию оппортунистических инфекций);
  6. нарушается механизм защиты от размножения дефектных бластоцитов - злокачественных клеток.  

Классификация ВИЧ - инфекции

Российская клиническая классификация ВИЧ-инфекции (Приказ МЗ CP РФ от 17.03.2006 №166)

Стадия и фаза заболевания устанавливается только на основании клинических проявлений – по наличию и значимости вторичных заболеваний.

Клиническая классификация ВИЧ-инфекции

1. Стадия инкубации.

2. Стадия первичных проявлений:

  1. бессимптомная;
  2. острая ВИЧ-инфекция без вторичных заболеваний;
  3. острая ВИЧ-инфекция с вторичными заболеваниями.

3.Субклиническая стадия:

  1. бактериальные, грибковые,вирусные инфекции(локализованный характер);
  2. бактериальные, грибковые, вирусные инфекции (распространенный характер).

4. Стадия вторичных проявлений:

5.Терминальная стадия.

1.Стадия инкубации - от 3 недель до 3 месяцев, в редких случаях - до года. Основанием для диагностики ВИЧ-инфекции является обнаружение вируса (антигенов или частиц ДНК) в сыворотке крови. Стадия инкубации - период от момента заражения до появления реакции организма в виде клинических проявлений острой инфекции и/или выработке антител:

  1. лихорадка;
  2. озноб;
  3. боли в суставах;
  4. боли в мышцах;
  5. боль в горле;
  6. чрезмерная потливость;
  7. увеличенные железы;
  8. высыпания красного цвета;
  9. слабость;
  10. беспричинная потеря веса.

Продолжительность этого периода составляет от 3 недель до 3 месяцев, в единичных случаях может затягиваться до года.

2. Стадия первичных проявлений- продолжительность от нескольких дней до нескольких месяцев (в среднем 2-3 недели). Может протекать в нескольких формах:

  1. бессимптомная;

у 30-50% появляются симптомы острой ВИЧ-инфекции:

  1. острая ВИЧ-инфекция без вторичных заболеваний;        
  2. острая ВИЧ-инфекция с вторичными заболеваниями которая протекает как ОРЗ, краснуха, мононуклеоз.  

3.Латентная стадия - длительность этой стадии может варьировать у 50% в течение 8-10 лет, и у 95 % в течение 20 лет после заражения развивается СПИД. от 2-3-х до 20 и более лет, в среднем 6-7 лет. В этот период отмечается постепенное снижение CD4+ Т- лимфоцитов.

4.Стадия вторичных заболеваний -различают 3 периода течения:

  1. 4А – потеря массы тела не превышает 10%, отмечаются инфекционные (бактериальные, вирусные и грибковые) поражения покровных тканей (кожи и слизистых оболочек). Работоспособность снижена.
  2. 4Б – потери в весе более 10% общей массы тела, длительная лихорадка, диарея, не имеющая органической причины, может присоединяться  туберкулез легких, инфекционные заболевания рецидивируют и прогрессируют, выявляется локализованная саркома Капоши, волосистая лейкоплакия.  на фоне иммунодефицита развиваются вторичные (оппортунистические) заболевания.
  3. 4В – общая кахексия, вторичные инфекции генерализованной формы, кандидоз пищевода, дыхательных путей, пневмоцистная пневмония, туберкулез внелегочных форм, диссеминированная саркома Капоши, неврологические расстройства

Терминальная стадия (СПИД)- имеющиеся у больных вторичные заболевания приобретают необратимое течение. Даже адекватно проводимая противоретровирусная терапия и терапия вторичных заболеваний не эффективны, и больной погибает в течение нескольких месяцев.

  1. Помутнение зрения.
  2. Понос, постоянный или хронический.
  3. Сухой кашель.
  4. Повышенная температура в 37 ° C в течение нескольких недель.
  5. Потливость по ночам.
  6. Постоянная усталость.
  7. Одышка.
  8. Беспричинная потеря веса.
  9. Белый налет на языке или рту (синдром приобретенного иммунодефицита).

Клиническое течение ВИЧ-инфекции

Классификация ВОЗ

Клиническая стадия I

Бессимптомное течение

Генерализованная лимфаденопатия

Клиническаястадия II

Потеря веса менее 10% от исходного

Легкие поражения кожи и слизистых

Опоясывающий лишай

Рецидивирующие инфекции верхних дыхательных путей

Клиническая стадия III

Потеря веса более 10%от исходного

Диарея неясной этиологии

Длительная лихорадка неясной этиологии

Кандидоз полости рта

Тяжелые бактериальные инфекции

Клиническая стадия IV

Туберкулез легких

Пневмоцистная пневмония

Токсоплазмоз

Саркома Капоши

Лимфома

ВИЧ-кахексия

Диагностика ВИЧ-инфекции

Диагностика ВИЧ-инфекции включает в себя следующие методы обследования:

  1. Анамнез;
  2. визуальный осмотр пациента;
  3. общий анализ крови;
  4. биохимический анализ крови;
  5. скрининг-тест (выявление антител крови к инфекции методом иммуноферментного анализа – ИФА);
  6. подтверждающий наличие антител в крови тест (исследование крови методом иммунного блоттинга (блота)), который проводится только при положительном результате скрининг-теста;
  7. полимеразная цепная реакция (ПЦР);
  8. анализы на иммунный статус (подсчёт CD4+ лимфоцитов – производится с помощью автоматических анализаторов (метод проточной цитометрии) или вручную, с помощью микроскопов);
  9. анализ на вирусную нагрузку (подсчет количества копий РНК ВИЧ в миллилитре плазмы крови);
  10. экспресс-тесты на ВИЧ – диагностика производится с помощью ИФА на тест - полосках, реакции агглютинации, иммунохроматографии или иммунологического фильтрационного анализа.

Основные принципы лечения ВИЧ-инфекции

До настоящего времени терапия ВИЧ-инфекции остается сложнейшей и нерешенной проблемой, т.к. не существует средств, позволяющих радикально вылечить больных ВИЧ-инфекцией. В связи с этим лечебные мероприятия направлены на предупреждение или замедление прогрессирования болезни.

В лечении ВИЧ-инфекции выделяют :

  1. антиретровирусную терапию;
  2. также патогенетическое лечение некотоҏыҳ синдромов.

Антиретровирусная терапия позволяет добиться достоверного удлинения продолжительности жизни и отдаления времени развития СПИДа.

Главная надежда в лечении полагается на антиретровирусные препараты (АРВ). Терапия с помощью АРВ называется АРТ. Лекарства этой группы, к сожалению, не уничтожают патоген, а подавляют его развитие. Подавление вируса означает и контроль над прогрессом инфекции.

Сегодня зарегистрировано 4 типа антивирусных препаратов, которые по-разному влияют на вирус:

Группа

Препараты

1

НИОТ-нуклеотидныеингибиоры

обратной транкскриптазы

Абакавир, Диданозин, Зиновудин,

2

ННИОТы-не нуклеотидные

Ингибиторы обратной связи

Делавирдин, Нивирапин, Ифавиренц

3

Ингибиторы вирусной протеазы

Ампренавир, Индинавир, Сакнвинавир

4

Ингибиторы слияния

Энфувиртид (Фузеон)

Перваягруппа-НИОТ Они атакуют вирус на четвёртой стадии развития болезни, т. е. когда патоген трансформируется в ДНК

Вторая группа – ННИОТы или не нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы.Чтобы у вируса не вырабатывалась устойчивость к лечению, пациенту могут назначать поочерёдно первую и вторую группу лекарств.

Третьягруппа – ингибиторывируснойпротеазы:этот тип лекарств блокирует 10 стадию развития возбудителя. На этом этапе из энзима протеазы формируются новые клетки ВИЧ.

Четвёртая группа-это препараты нового поколения, они атакуют вирус на второй стадии его развития. На этом этапе патоген присоединяется к клетке заражённого человека. Последнее поколение лекарств считается более удачным и менее токсичным для больного.

Основные принципы применения антиретровирусных препаратов:

  1. лечение необходимо начать до развития сколько-нибудь существенного иммунодефицита и проводить пожизненно;
  2. терапия проводится сочетанием трех-четырех противоретровирусных препаратов (такая тактика ведения больных ВИЧ-инфекцией обозначена как высокоактивная антиретровирусная терапия сокращенно ВААРТ).

 Для успешного лечения больных ВИЧ-инфекцией требуется:

наличие химиотерапевтических средств, направленных непосредственно на ВИЧ;

Немедикаментозное лечение .

  1. прекратить курение;
  2. нормализовать массу тела;
  3. уменьшить употребление поваренной соли;
  4. ограничить употребление алкоголя;
  5. увеличить физическую активность (ежедневные прогулки на свежем воздухе).

Мероприятия по предупреждению профессионального заражения ВИЧ-инфекцией:

1. Все медицинские учреждения должны быть обеспеченыантиретровирусными препаратами для постконтактной профилактики

профессионального заражения ВИЧ, экспресс-тестами на антитела кВИЧ, тестами для определения беременности с расчетом, чтобыобследование и лечение могло быть организовано в течение 2-х часовпосле аварийной ситуации.

Для обеспечения неснижаемого запаса препаратов на случайаварийной ситуации, при приближении окончания срока годностипрепарата не менее чем за два месяца, представители медицинскойорганизации могут обращаться в ГБУЗ ТО «Центр профилактики иборьбы со СПИД» для замены данного препарата на препарат сбольшим сроком годности.

2. В медицинских учреждениях экспресс-тесты и антиретровирусныепрепараты хранятся с учетом доступности для пострадавшегомедработника, в том числе в ночное время, выходные и праздничные дни. Администрацией каждого медицинского учреждения разрабатывается свой алгоритм действия при несчастном случае на производстве, где указывается весь комплекс мероприятий адаптированный к конкретному медицинскому учреждению.

Профилактика заражения медработников гемоконтактными         инфекциями

Каждый пациент - потенциальный источник инфекции, при контакте с которым может произойти заражение медицинского персонала. Это одно из положений действующего санитарного законодательства, в частности СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Кровь и другие биологические жидкости могут служить для медработников факторами передачи гемоконтактных инфекций, в т. ч. парентеральных вирусных гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции.По статистике ВОЗ, от вирусного гепатита В каждый день в мире погибает один медработник. В Когда возникает риск заражения гемоконтактными инфекциями

Высокому риску заражения гемоконтактными инфекциями подвержены :

  1. медсестры, проводящие инвазивные манипуляции;
  2. сотрудники операционных;
  3. лабораторий;
  4. патолога-анатомических отделений;
  5. скорой помощи;
  6. аварийных ситуациях при работе с кровью и другими биологическими жидкостями.

Профилактика заражения медработников гемоконтактными инфекциями включает:

  1. контроль за соблюдением санэпидрежима;
  2. вакцинация и инструктаж медперсонала;
  3. гигиена рук;
  4. использование барьерных средств защиты;
  5. осторожность при работе с острыми инструментами.

С этой целью необходимо в ЛПУ иметь аптечку анти-СПИД 2 а также

рекомендации СанПиН (приложение1)

Экстренная профилактика парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции

(утв. постановлением Главного государственного сан. врача РФ от 8 мая 2010 г. N 58)

      1.не паникуйте – ведь вероятность заражения вирусными гепатитами и ВИЧ вследствие однократного случайного укола даже зараженной иглой незначительна (1,8% для гепатита C; 0,23% для ВИЧ, 23-62% для гепатита B)

     2.не сжимайте, не трите поврежденное место, не выжимайте и не отсасывает кровь из раны;

     3.не используйте раствор этилового спирта, йод, перекись водорода

     4.промойте место контакта водой с мылом;

     5.держите раненую поверхность под струей проточной воды несколько минут или пока кровотечение не прекратится;

     6.если отсутствует проточная вода, обработайте поврежденное место дезинфицирующим гелем или раствором для мытья рук;

      7. после обработки места ранения обратитесь в течение 72 ч (желательно как можно быстрее) в региональный Центр профилактики и борьбы со СПИДом, где вам предложат пройти тестирование на ВИЧ, оценят риск инфицирования и, при необходимости, предложат эффективное профилактическое лечение против ВИЧ;

       8. лицам, которые не имеют прививки против вирусного гепатита B (ВГB) или не знают о его эффективности, рекомендуется обратиться к семейному врачу или врачу-инфекционисту относительно рассмотрения вопроса целесообразности вакцинации против ВГВ, схему которой определит врач;

        9. не храните у себя шприц/иглу, которой укололись, поскольку тестирование игл и других острых инструментов не рекомендуется из-за не информативности результатов и интерпретации данных.

Противоэпидемические меры при аварийной ситуациинеобходимо принять не позднее чем через 72 ч после контакта с потенциально инфицированным биоматериалом (Приложение 3)

Сестринский уход за больными ВИЧ:

Основная цель сестринского ухода – помочь пациенту максимально адаптироваться к своему состоянию с учётом выявленных проблем на протяжении всего периода ВИЧ/СПИДа

Сестринское вмешательства направлены 6на решение как существующих, так и потенциальных проблем пациента со здоровьем. В этой связи перед медицинской сестрой стоят следующие задачи:

  1. тактичное информирование пациента о состоянии его здоровья;
  2. устранение факторов, препятствующихадаптации пациента к егоновому состоянию;
  3. оказание квалифицированной сестринской помощи, включающей четкое выполнение независимых, взаимозависимых, (подготовка больного к диагностическим процедурам) и зависимых (врачебные назначения) сестринских вмешательств.

Медицинская сестра даст рекомендации пациентам и родственникам:

  1. избегать контакта с инфекционными больными;
  2. избегать скопление людей;
  3. избегать контакта с биологическими жидкостями другого человека;
  4. соблюдать общую гигиену;
  5. делать прививки от гриппа;
  6. осуществлять контроль за температурой тела, ЧДД пациента.
  7. научить пациента следить за симптомами  ВИЧ болезни: лихорадка, ночное потение, недомогание, одышка, головная боль и т. д.
  8. обеспечить полноценным ночным сном (не менее 8 часов);
  9. обеспечит полноценным питанием ( белки,витамины, микроэлементы);
  10. обучить принятию антиинфекционных и специфических превентивных препаратов, избегать прием иммуносупрессорных лекарств;
  11. обучить самоуходу.

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

Текущий контроль

Тема « Гемоконтактные инфекции :ВИЧ- инфекция»

Вариант № 1

Инструкция: выберите один правильный ответ

1.ВИЧ –это заболевание:

1. антропонозное

2. зоонозное

3. антропозоонозное

4 сапронозное

2.В лечении ВИЧ на первый план выходит борьба с:

1.понижением иммунитета

2.повышением иммунитета

3.интоксикацией

4.гипертермией

3. Самая заразная стадия при ВИЧ-инфекции

1.инкубации

2. первичных проявлений

3.вторичных проявлений

4. терминальная

4.Продолжительность инкубационного периода при ВИЧ:

1.10 дней

2.2 года

3.от 4 недель до 1года

4.5 дней

5. Источником инфекции СПИД является:

1.ВИЧ- инфицированный на стадии бессимптомного носительства

2.больной в стадии пре-СПИД

3.больной СПИД в терминальной стадии

4.во всех  стадиях

6. СПИД-это..

1 конечная стадия ВИЧ –инфекции

2. самостоятельное заболевание

3. синоним ВИЧ- инфекции

4. начальная стадия ВИЧ-инфекции

7. Доза, недостаточная для заражения ВИЧ-инфекцией, содержится в

1.сыворотке крови

2.слюне

3.амниотической жидкости

4.гное

8.Обследование на ВИЧ надо проводить

1. наркоманам

2. всем стационарным больным

3. беременным

4. водителям – дальнобойщикам

9. Наиболее частые симптомы при ВИЧ – инфекции:

1.тошнота, рвота

2.лихорадка

3. увеличение лимфатических узлов

4. нарушение координации движения

10. При обращении за медицинской помощью ВИЧ- инфицированный

1. должен сообщать о своем ВИЧ- статусе

2. должен если предстоит операция

3. не должен сообщать

4. должен представить документ об отсутствии ВИЧ

Текущий контроль

Тема « Гемоконтактные инфекции: ВИЧ- инфекция»

Вариант № 2

Инструкция: выберите один правильный ответ

1.Ведущая мера профилактики ВИЧ

1. просвещение населения

2. изоляция ВИЧ- инфицированных

3. массовое обследование на ВИЧ- инфекцию

4. лечение ВИЧ –инфицированных

2. При ВИЧ-инфекции поражается система

1.костная

2.мышечная

3.иммунная

4.сердечно-сосудистая

3. Антивирусный препарат, применяемый при лечении ВИЧ-инфекции 1.пенициллин

2.интерлейкин

3.тимолин

4. азидотимидин (АЗТ)

4. При вертикальном механизме заражение чаще происходит

1.через плаценту

2.в родах

3.при кормлении грудью

4.при уходе за новорожденным

5. Обнаружение ВИЧ-инфекции является основанием для

1.отстранения от донорства

2.экстренной госпитализации в стационар

3.отстранения от работы, связанной с общением с людьми

4.обязательного прерывания беременности в случае ее возникновения

6.Наиболее частые симптомы при ВИЧ – инфекции:

1. тошнота, рвота

2. лихорадка

3. увеличение лимфатических узлов

4. нарушение координации движения

7. При обращении за медицинской помощью ВИЧ- инфицированный…

1. должен сообщать о своем ВИЧ- статусе

2. должен если предстоит операция

3. не должен сообщать

4. должен представить документ об отсутствии ВИЧ

8.ВИЧ –это заболевание:

1.антропонозное

2.зоонозное

3.антропозоонозное

4.сапронозное

9. в лечении ВИЧ на первый план выходит борьба с:

1.понижением иммунитета

2. повышением иммунитета

3.интоксикацией

4. гипертермией

10. Доза, достаточная для заражения ВИЧ-инфекций, содержится в:

1.секрете потовых желез

2. вагинальном секрете

3. слюне

4. моче

Эталоны ответов

Текущий контроль по теме

«Гемоконтактные инфекции: ВИЧ – инфекция»

1 вариант

Критерии оценки в баллах 1-вариант

2 вариант

Критерии оценки в баллах-2 вариант

1

1

1

1

1

2

 1

4

3

1

3

4

3

4

4

4

3

1

2

4

5

4

1

1

3

6

1

2

2

1

7

2

3

3

3

8

 1

1

1

1

9

2

3

1

1

10

3

1

2

1

              Итого                          20 баллов                                    20 баллов

Критерии оценки

91-100% (9-10) правильных ответов «отлично»

81-90% (7-8) правильных ответов(хорошо)

71-80% (5-6) правильных ответов (удовлетворительно)

70% и менее (4-и менее ответов) «неудовлетворительно»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Основные регламентирующие документы, определяющие работу ЛУ.

  1. Федеральный закон РФ от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О

предупреждении распространения в Российской Федерации

заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита

человека (ВИЧ-инфекции)» (с изменениями от 12 августа 1996

г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г.).

  1. Приказ МЗ и МП РФ от 08.11.12г. № 689н “Об утверждении

порядка оказания медицинской помощи взрослому населению

при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита

человека (ВИЧ – инфекции)»

  1. Приказ МЗ и медицинской промышленности РФ от 30.10.1995г.

№ 295 «О введении в действие правил проведения

обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ и

перечня работников отдельных профессий, производств,

предприятий, учреждений и организаций, которые проходят

обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ»

  1. Приказ Министерства здравоохранения от 19 декабря 2003

года №606 «Об утверждении инструкции по профилактике

передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку и образца

информированного согласия на проведение АРВ

профилактики ВИЧ»

Приказ Департамента здравоохранения Тюменской области от

12.02.2008г № 48 « О подготовке кадров ЛПУ области по проблеме

ВИЧ/СПИД»

  1. Письмо ДЗ ТО от 10.02.15года №1180/25 «Об обследовании

родственников рожениц»

  1. СанПин3.1.5.2826-10 от 25.03.11 «Профилактика ВИЧ - инфекции»
  2. Изменения № 1 в санитарно-эпидемиологические правила СП

3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ- инфекции» от 21.07.2016

утв.постановлением№95

  1. Письмо ДЗ ТО№5650/25 от 08.08.11 об утвеждении «Инструкции

для ЛПУ ТО по вопросам профилактики ВИЧ – инфекции»

Приказ МЗ и СР РФ от 30 мая 2005 года №375 «Об утверждении

стандарта профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к

плоду»

  1. Приказ МЗ и социально развития РФ от 2 февраля 2007 года №

107 «Об утверждении примерного порядка организации работы

по проведению консультирования больных ВИЧ-инфекцией,

находящихся на диспансерном наблюдении».

Приказ МЗ и социально развития РФ от 05.12.2005г.№757

«О неотложных мерах по организации обеспечения

лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекцией»

  1. Приказ МЗ РФ от 09.11.2012 г № 758н«Об утверждении

стандарта специализированной медицинской помощи

при болезни, вирусом иммунодефицита человека(ВИЧинфекции).

  1. Приказ Департамента здравоохранения Тюменской

области от 23.09.2010г № 164ос « Об активизации

деятельности медицинских учреждений по организации и

проведению мероприятий по профилактике

«вертикального» пути передачи ВИЧ – инфекции»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Состав аптечки Анти-СПИД 2020 по приказу Минздрава от 9 января 2020 года №1н.

Требование к оснащению аптечки анти-СПИД

Для того чтобы правильно собрать и применять аптечку, необходимо учесть требования, утвержденные Минздравом РФ.

1.        Входящие в состав укладки профилактические средства должны быть зарегистрированы в РФ.

2.        Ко всем лекарственным препаратам должна быть инструкция по применению.

3.        По истечении сроков годности, средства укладки не применяются и подлежат обязательной утилизации.

4.        По мере расходования (или утилизации) средств, их наличие пополняется.

5.        Повторное использование лекарственных препаратов и медицинских изделий запрещено.

В ряде случаев перечень лекарств может быть дополнен экспресс-тестами на ВИЧ-инфекцию, антиретровирусными препаратами, тестами на беременность. В данном случае речь идет о таких медорганизациях, как травмпункты, пункты скорой помощи и ургентные больницы. Как правило, в их аптечку антиСПИД входит 2 антиретровирусных препарата - Комбивир и Калетра. Их прием актуален не позднее 72 часов после факта возможного инфицирования.

Наименование средства

Лекарственная форма

Минимальное количество штук

Йод

Раствор для наружного применения5%

1флакон

Этанол

Раствор для наружного применения 70%,100мл

1флакон

Бинт марлевый медицинский стерильный (5м/10см)

2 шт.

Лейкопластырь бактерицидный(не менее 1,9-7,2)

3 шт.

Салфетка марлевая медицинскаястерильная

(неменее 16/14см.)

10 шт.

Согласно новому приказу разработано 2 варианта укладки аптечки.

•        Первичная – для медицинских учреждений.

•        Вторичная – для потребителей (приобретается в аптеке)

https://www.zdrav.ru/images/rubrik_all/gms_400/aptechka_vich-400.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Действия медицинского персонала при возникновенииаварийной ситуации

Аварийный случай-контакт, сопровождающийся нарушением целостности кожных покровов (прокол, порез), попаданием на слизистую оболочку или кожу с микроповреждениями (шелушащуюся, со ссадинами, порезами, пораженную дерматитом), а также длительный (превышающий несколько

минут) либо обширный контакт неповрежденной кожи с кровью и другими биологическими жидкостями от ВИЧ- инфицированных пациентов.

Медицинский персонал при возникновении аварийной ситуации должен оказать  себе самопомощь:

1.в случае порезов, уколов с нарушением целостности кожных покровов

необходимо снять перчатки, вымыть руки с мылом, обработать руки 70

% этиловым спиртом и смазать рану 5 % спиртовым раствором йода, заклеить рану лейкопластырем;

2.при попадании биологической жидкости пациента на кожные покровы,

место контакта обработать 70 % этиловым спиртом, промыть водой с

мылом и повторно обработать 70 % этиловым спиртом;

3. при попадании биологической жидкости пациента на слизистую рта

промыть большим количеством воды и прополоскать 70 % этиловым

спиртом;

4.при попадании биологической жидкости пациента на слизистую носа и глаз обильно промыть водой, не тереть. В медицинских организациях,

имеющих централизованное водоснабжение, допускается для обработки слизистых использовать водопроводную воду, на случай отключения воды, в медицинских организациях, не имеющих централизованное водоснабжение, необходимо иметь в аптечке флаконы с дистиллированной или стерильной водой;

5.при попадании биологической жидкости пациента на халат или одежду, необходимо снять одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор (или в бикс для автоклавирования) с последующей стиркой санитарной одежды в прачечной, кожу под одеждой обработать 70% спиртом. В случае аварийной ситуации пострадавшим необходимо начать прием антиретровирусных препаратов желательно в первые два часа после нее, но не позже, чем 72 часа с момента аварии. С целью постконтактнойхимиопрофилактики используется полноценная схема высокоэффективной антиретровирусной терапии (ВААРТ): калетра (лопинавир/ритонавир 200мг +50 мг) + комбивир(зидовудин/ламивудин 300 мг + 150 мг) курсом на 30 дней. Калетра назначается по 2 капсулы 2 раза в день. Комбивир назначается по 1 таблетке 2 раза в день. Вместо комбивира может использоваться зидовудин 300 мг (одна таблетка 2 раза в день)+ламивудин 150 мг (одна таблетка 2 раза в день).

С целью консультации и возможной корректировки противовирусного лечения, дальнейшего диспансерного наблюдения, необходимо обратиться к доверенному врачу по вопросам ВИЧ-инфекции своего медицинского учреждения или в специализированное учреждение ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД».

6. Если пострадавший медработник - женщина, проводится тест на определение беременности (для выбора соответствующей схемы

препаратов );

После аварийной ситуации на антитела к ВИЧ необходимо обследовать предполагаемый источник инфекции (пациент) и контактировавшего с ним медицинского работника. Обследование необходимо сопровождать дотестовым консультированием и проводить при наличии информированного согласия. Медицинским работникам рекомендуется обследоваться на парентеральные гепатиты.

7. Сотрудник медицинского учреждения должен сообщить об аварии

руководителю подразделения. Случай аварии зарегистрировать в «Журнале учета аварийных ситуаций при проведении медицинских манипуляций».

8. При получении травмы, составить «Акт о медицинской аварии в медицинской организации» .

По каждому случаю аварийной ситуации проводится эпидрасследование причин травмы и устанавливается связь причин

травмы и исполнением медработником служебных обязанностей.

9. Эпидрасследование проводит госпитальный врач-эпидемиолог либо другой специалист, назначенный руководителем учреждения. В дальнейшем медработники подлежат диспансерному наблюдению в течение 1 года, с обследованием на наличие антител ВИЧ через 3,6,9,12 месяцев с момента аварийной ситуации. Наблюдение может осуществляться у доверенного врача учреждения или в ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД». В случае наблюдения в ГБУЗ ТО «Центр профилактики и борьбы со СПИД» медработник предоставляет в свое медицинское учреждение копии результатов исследования, которые доверенный врач фиксирует в соответствующей медицинской документации. При наличии отрицательных результатов на антитела к ВИЧ через12 месяцев медработник снимается с диспансерного учета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для студентов по проведению теоретического занятия по теме "Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств

Представленный учебный материал для студентов по разделу: «Общая фармакология» знакомит с закономерностями воздействия лекарственных средств на организм, в материале изложены понятия фармакокине...

Методическая разработка открытого теоретического занятия по теме Санаторно-курортное лечение

Методическая разработка открытого теоретического занятия по теме Санаторно-курортное лечениеМетодическая разработка занятия по теме «Санаторно-курортное лечение» предназначена для проведения преподава...

Методическая разработка открытого теоретического занятия (лекция) Тема «Гомогенные мази»

МАЗИ – это древнейшая лекарственная форма, которая использовалась человеком почти 3000 лет до новой эры, не потерявшая своей значимости и сегодня. Мази описаны в папирусах Эберса, в трудах Гиппо...

Методическое пособие для теоретического занятия по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система"

Методическое пособие по теме "Репродуктивная система человека. Мужская половая система" предназначено для проведения теоретического занятия по анатомии и физиологии человека со студентами сп...

Открытый урок. Методическая разработка для проведения практического занятия по теме: «Сестринская деятельность при ВИЧ-инфекции»

    Методическая разработка  выполнена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму подготовки выпускника по специальности «Сестринс...

Методическая разработка для проведения теоретического занятия по теме: « Спланхнология внутренних органов - органы пищеварительной системы»

Методическая разработка для проведения теоретического занятия по теме: « Спланхнология   внутренних органов - органы пищеварительной системы»...