Программа "Здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Программа “Здоровье”

    Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.

    Педагогический коллектив МДОУ – детского сада № 5 «Незабудка» в последние годы работал над созданием программы “Здоровье”. Именно разработка этой программы привела коллектив д/сада к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, актуализации внимания воспитателей на том, что их главная задача - вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний.

Проанализировав  основную образовательную программу «Детство» под редакцией Бабаевой д/с”, Программу развития МДОУ на 2005-2009 уч. годы, где физ. воспитанию уделяется большое внимание, коллектив педагогов, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, заведующая, старшая мед. сестра пришли к выводу, что  не в полной мере уделялось внимание коллектива закаливанию детского организма,  профилактике простудных заболеваний.

   Анализ состояния здоровья воспитанников 2005-2008 г.г. выявил рост заболеваемости детей, так

в 2005 году случаев заболеваемости – 221, пропуск ребёнком по болезни составлял – 10,9 дн.,

в 2006 году случаев заболеваемости – 240, пропуск по болезни составил – 11,1

в 2007 году случаев заболеваемости – 353 , пропуск по болезни одним ребёнком – 14,4

в 2008 году случаев заболеваемости – 443, пропуск по болезни  одним ребёнком – 14 дн.

80% всей заболеваемости приходится на грипп и другие инфекции верхних дыхательных путей.

 Педагогическим коллективом не в достаточной степени реализуется потребность детей в движении в течение дня, не выполняется физиологически необходимое ребёнку количество движений, физ. занятия не решают проблемы тренировки сердечно-сосудистой системы, терморегуляционного аппарата, а, следовательно, не дают должностного эффекта в укреплении здоровья. Физкультурные. занятия однообразны, т. к. подчиняются определённой жёсткой методике их проведения, не развивают интерес к спорту, в ходе их трудно выявить способности и склонности детей, ещё труднее их развить.

Нормативы физ. подготовленности не учитывают уровень физ. развития детей, запас их сил и состояние здоровья.

Разрабатывая принципиально новую схему физ. воспитания, мы изучили

  1. программу «Здоровый малыш» (оздоровление детей в ДОУ) под редакцией З.И. Бересневой
  1. программу Р. Б. Стёркиной “Основы обеспечения безопасности жизни детей дошкольного возраста”, которая имеет 5 направлений:
  1. “Человек и окружающие его люди”.
  2. Человек и окружающая его природа.
  3. Человек дома и опасности, которые его подстерегают.
  4. Человек и здоровье.
  5. Человек на дорогах
  1. Большое внимание уделили изучению учебно-методического пособия «Оздоровление детей в условиях детского сада» под редакцией Л.В. Кочетковой
  2. Изучили методическое пособие «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» автора и составителя О.Н. Моргуновой.
  3. Познакомились с учебно-методическим пособием «Воспитание здорового ребёнка» под редакцией М.Д. Маханёвой.

   Разрабатывая программу “Здоровье” на 2009 – 2013 годы, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физ. Воспитания  органически входила в жизнь МДОУ, включала бы в себя инновационные формы и методы, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.

  Программа “Здоровье”, разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, – это комплексная система воспитания ребёнка-дошкольника, здорового физически, выносливого,   всесторонне развитого, инициативного и раскрепощённого, готового к обучению в школе.

   Программа “Здоровье” предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателям, узким специалистам МДОУ содержания воспитания и обучения.

   Использование различных методик позволяет использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.

Задачи программы “Здоровье”

  1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
  2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
  3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
  4. Совершенствовать совместную работу педагогического и медицинского персонала по коррекции патологии зрения  у детей с косоглазием и амблиопией.
  5. проводить работу по профилактике снижения остроты зрения.
  6. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
  7. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.
  8. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
  9. Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья и здорового образа жизни.
  10. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
  11. Оздоровление часто болеющих детей, профилактика и лечение у них анемии
  12. Проводить постоянную работу, направленную на профилактику простудных заболеваний, острых инфекций, острых кишечных заболеваний, гельминтоза, кариеса, туберкулёза и др.

Принципы программы.

   Программа разработана в результате практической работы с детьми и родителями на основе наблюдений, диагностирования, поисков и размышлений. При разработке её мы руководствовались следующими принципами в работе с детьми: демократизация, гуманизация и индивидуализация, которые в свою очередь предлагают отказ от насилия, подавления личности, подчинения её педагогу, создающему условия, умело и осторожно направляющему развитие ребёнка. Педагогический коллектив во главе с заведующей МДОУ Ермолаевой М.А.. стремится превратить д/сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений – сотрудничество и сотворчество, а контакты и общение основаны на личностных отношениях, а не на управлении и подчинении. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.

Программа реализуется в следующих направлениях:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с педагогами.
  3. Работа с родителями.
  4. Укрепление материально-технической базы учреждения.

Для реализации задач намеченных программой “Здоровье” в МДОУ  ЦРР созданы следующие условия:

  1. имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, “бегущая дорожка”, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, тактильная дорожка для профилактики плоскостопия, массажёры для стоп в т. ч. из нестандартного оборудования для “игровых дорожек”, имеются в наличии мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий, тренажёры: велосипед, силовой, мягкие модули, горизонтальная цель для метания, комплексы для физкультурных занятий;
  2. спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: “полосой препятствий” для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном, горкой;
  3. имеется картотека для подвижных игр с необходимыми шапочками и другими атрибутами;
  4. имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;
  5. в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
  6. имеется офтальмологический  кабинет, оснащённый оптическим оборудованием для лечения амблиопии, косоглазия, диагностическим оборудованием, компьютером с программами для лечения и коррекции зрения;
  7. небольшой, но уютный зимний сад, оборудован в переходном коридоре;
  8. кабинет логопеда (логопункт)  и тифлопедагога для индивидуальной коррекционной работы;
  9. работают узкие специалисты: психолог, учитель-логопед, тифлопедагог, инструктор по физ. воспитанию, старший воспитатель, старшая медсестра, врач-офтальмолог;
  10. в каждой возрастной группе имеются зоны уединения для снятия эмоционального напряжения.

В перспективе.

  1. оборудование кабинета ФИЗО (помещение, стационарный ингалятор, массажёры с введением специалиста по массажу);

Работа с детьми

   Осуществляется воспитателями, младшими воспитателями, медицинскими работниками, инструктором по физвоспитанию, психологом, логопедом, дефектологом, тифлопедагогом, муз. руководителем. Она включает в себя 10 разделов:

  1. Диагностика;
  2. Полноценное воспитание;
  3. Система эффективного закаливания;
  4. Организация рациональной двигательной активности;
  5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей;
  6. Создание представлений о здоровом образе жизни;
  7. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;
  8. Коррекционная работа;
  9. Лечебно-профилактическая работа;
  10. Летне-оздоровительные мероприятия.

I раздел – Диагностика

   Диагностика – комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др.), которые помогают глубоко узнать ребёнка “во всех отношениях”, определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья.

   Медицинские работники: врач-педиатр и старшая медсестра, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности.

    Так воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой «Детство» наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни: учитель-логопед обследует звукопроизношение ребёнка, состояние его фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь; педагог-психолог выявляет индивидуальные особенности развития психических процессов, особенности поведения и эмоционально-волевой сферы; инструктор по физкультуре осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности, организует тестирование по физ. подготовке; музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

   Итогом обследования является проведение медико-психолого-педагогического консилиума (малого педагогического совещания), на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы. Консилиум собирается 2-3 раза в год. Первый в конце сентября месяца на начало учебного года, второй – промежуточный – в январе, третий в мае по итогам учебного года.

    При организации оздоровительной, лечебно-профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей, в режим дня и сетку занятий вносятся изменения в связи с тем, что некоторые дети занимаются индивидуально, по щадящему режиму.

II раздел – Полноценное питание

    В организации питания придерживаться естественных потребностей ребёнка, исключить насилие. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых по договорённости. В работе по организации питания используем рекомендации Н.Амосова, В.Леви, Г.Шаталовой. Объяснять детям, что пищу, которую взял, выбрасывать аморально.

Принципы организации питания: 

  1. Выполнение режима питания;
  2. Гигиена приёма пищи;
  3. Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания,
  4. Эстетика организации питания (сервировка);
  5. Индивидуальный подход к детям во время питания;
  6. Правильность расстановки мебели.

III раздел – Система эффективного закаливания

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребёнка.

Основные факторы закаливания: 

  1. Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
  2. Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
  3. Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, во время прогулки, других режимных моментах;
  4. Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
  5. Постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

В д/саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий: 

  1. Соблюдение температурного режима в течение дня;
  2. Правильная организация прогулки и её длительность;
  3. Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;
  4. Облегчённая одежда для детей в д/саду;
  5. Сон в трусах;
  6. Гимнастика после сна;
  7. Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально);
  8. Полоскание рта прохладной водой;
  9. Комплекс контрастных закаливающих процедур по   «тропе здоровья»;
  10. Обливание ног прохладной водой (летом)

Методы оздоровления: 

  1. Ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
  2. Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в т.ч. по дорожке препятствий;
  3. Хождение босиком летом по спортивной площадке.
  4. Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
  5. Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре;
  6. Массаж грудной клетки махровой рукавичкой.

В перспективе предлагается: 

Продолжать лечебно-оздоровительную работу, деля её на этапы:

I этап – интенсивной профилактики – готовить ребёнка к самому неблагоприятному в сезоне времени. Проводится по методике  З.И. Бересневой в программе «Здоровый малыш».

II этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждению ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными настоями.

III этап – реабилитационный. Детям предлагаются травяные чаи, оздоровительные напитки, витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

IV раздел – Организация рациональной двигательной активности

  Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания:

  1. Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
  2. Совершенствование реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
  3. Повышение физической работоспособности;
  4. Нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможная коррекция врождённых или приобретённых дефектов физического развития;
  5. Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду 

  1. Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
  2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы. Занятия строить с учётом группы здоровья (подгрупповые).
  4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
  5. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Формы организации физического воспитания 

  1. Физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;
  2. Туризм (прогулки-походы);
  3. Дозированная ходьба;
  4. Оздоровительный бег;
  5. Физкультминутки;
  6. Физкультурные досуги, праздники, “дни здоровья”;
  7. Утренняя гимнастика;
  8. Индивидуальная работа с детьми;
  9. Логоритмическая гимнастика (см. приложение “Модель усовершенствования двигательного режима детей в старшем возрасте” №1 “З”).

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. Традиционные;
  2. Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
  3. Сюжетно-игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, “Путешествие в весенний лес” и др.
  4. Тематические занятия: “Осень в гости к нам пришла”; они могут быть с одним предметом, например, “Поиграй со мной, дружок” (мяч);
  5. Занятия-тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
  6. Занятия-зачёты: для проведения диагностики по основным видам движения и развития физических качеств (1 раз в квартал);
  7. Занятия-походы;
  8. Занятия в форме оздоровительного бега;
  9. Занятия, основная часть которых носит ярко выраженный нетрадиционный характер (ритмика, логоритмика);
  10. Музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам.

Важным условием является проведение всех занятий в музыкальном сопровождении.

В перспективе: 

  1. Проводить специальные коррекционные занятия для детей с нарушением осанки и плоскостопия;
  2. Углублённые врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья;
  3. Организация  тренировочных секций (ритмика);
  4. Организация занятий по группам здоровья и учётом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.

V раздел - Создание условий организации оздоровительных режимов для детей

  1. Организация режима дня ребёнка в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля.
  2. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (желательно четырёхразовое), укладывание на дневной и ночной сон ( для детей круглосуточной группы); общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима – динамические.
  3. Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
  4. Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон (для детей круглосуточной группы). Его длительность определяется не возрастом, а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга.
  5. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями, поэтому в д/саду должно быть два сезонных режима дня с постепенными переходами от одного к другому. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
  6. Санитарно-просветительная работа с сотрудниками и родителями.

VI раздел - Создание представлений о здоровом образе жизни

Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в д/саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  1. привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  2. обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  3. формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  4. формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  5. развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  6. формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;
  7. выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;
  8. обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
  9. вести систематическую работу по ОБЖ, выработки знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

Для решения этих задач в д/саду созданы условия.

  Каждая группа д/сада имеет отдельную раздевальную комнату. Это даёт возможность, как педагогам, так и родителям уделять внимание детям по привитию культурно-гигиенических навыков. Каждого ребёнка педагог и младший воспитатель обучает тщательно вытирать ноги перед входом в помещение, учит самостоятельно раздеваться и одеваться, при этом аккуратно складывать свою одежду в шкаф. При всех моментах обучения и закрепления знаний и умений педагог использует мотивацию.

   В группах имеются: отдельные спальные комнаты, где каждый ребёнок имеет свою кровать, которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте, следит за тем, чтобы она аккуратно и эстетично выглядела, расправляет складочки, морщинки.

   Перед сном дети стараются бесшумно заходить в спальню, не создавая сутолоки, тихо раздеваются и аккуратно складывают одежду на стулья, не мешая засыпающим детям.

    Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом, зубами, носом.

    Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении органов педагоги формируют через занятия, беседы, игры, наблюдения. Для этого разработаны конспекты, схемы, таблицы, подобран наглядный материал. К детям часто в гости приходят медицинская сестра, врач д/сада, сотрудники ГИБДД и инспектора госпожнадзора, ведут беседы об оказании первой неотложной помощи, опасных ситуациях подстерегающих в жизни. Дети решают логические задачи, вспоминают жизненные ситуации. Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой нерегламентируемой деятельности.

VII раздел - применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов

  В настоящее время этот раздел программы приобретает всё большую актуальность, так как многие взрослые люди и дети переходят из состояния физиологического напряжения (стресса – по Г. Селье) в патологическое состояние дистресса, характеризующегося повышенной раздражительностью и утомляемостью, нарушением сна, сниженной работоспособностью.

Принципы по разделу программы (по Ю. Ф. Змановскому): 

  1. Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей.
  2. Применение психолого-педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно-ролевых и особенно режиссёрских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей, отдельные приёмы рациональной психотерапии.
  3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.
  4. Создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.
  5. Обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки.
  6. Организация уголка психологической разгрузки в группе (“уединения”).
  7. Использование психоаналитических и личностноориентированных бесед с детьми с аффективными и невротическими проявлениями.
  8. Рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции.
  9. Использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.

Для осуществления вышесказанных принципов в д/саду созданы необходимые условия:

  1. В д/саду работает психолог, который выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей. Помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей.
  2. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.
  3. Отношения между работниками д/сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.
  4. Развивающая среда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых комнат, раздевальных комнат, спальных, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.
  5. В группах д/сада силами воспитателей оборудованы уголки “уединения”, где дети могут рассмотреть фотографии своей семьи, поиграть с любимой игрушкой, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике.
  6. Эмоциональное благополучие ребёнка в д/саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Большой вклад вносит в это музыкальный руководитель Голованова Е.Н. и воспитатели групп. Проходят в д/саду празднования Дней рождения, ярмарки, посиделки, спортивные праздники и развлечения: “Масленица”,  «Пасха», «Рождественская ёлка» и др. Большой популярностью стали пользоваться как у родителей, так и у детей музыкальные спектакли, художественным руководителем которых является Голованова Е.Н.
  7. Снижение утомляемости ребёнка на занятиях является мотивация к занятию, построение занятия на интересе ребёнка и индивидуальных подход к каждому ребёнку, совместная деятельность взрослого и ребёнка.
  8. Появлению положительных эмоций способствуют сюжетно-ролевые игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, где каждый участник-актёр.
  9. Большая роль в психокоррекционной работе отводится музыкотерапии, прежде всего классической, которая может оказывать эмоциональное оздоровительное влияние на психику ребёнка (успокаивает).

Перспектива: 

  1. Оборудовать комнату психологической разгрузки, как для детей, так и для сотрудников.
  2. Учить детей приёмам релаксации, используя их не менее трёх раз в день (через 1,5 – 2 часа) индивидуально.
  3. Продолжать использовать в работе элементы психогимнастики.

VIII раздел – Коррекционно-педагогическая работа с детьми

  Ортоптическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на коррекцию зрения у детей. Логопедическая коррекция направлена  на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Достижение этих целей обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется врачом-офтальмологом, тифлопедагогом, логопедом и воспитателями на специальных индивидуальных, фронтальных занятиях.

Организация и проведение коррекционной работы осуществляется врачом-офтальмологом, тифлопедагогом и логопедом д/сада в несколько этапов:

  1. комплексное обследование речи детей;
  2. отбор в индивидуальные подгруппы;
  3. составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной (для воспитателей) работы. Основной этап, связанный с реализацией планов занятий (индивидуальный и фронтальный);
  4. контроль-обеспечение промежуточного и итогового контроля;
  5. анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.

Помимо непосредственной работы с детьми врач-офтальмолог, тифлопедагог, логопед участвуют в проведении круглых столов (консилиумов), ведут консультативно-коррекционно-педагогическую работу с родителями.

Принципы коррекционной работы. 

  1. принцип систематичности;
  2. принцип сознательности и активности, т. е. сознательное, активное отношение ребёнка к своей деятельности, которая зависит от интереса;
  3. принцип игровой заинтересованности в достижении поставленного результата
  4. принцип временной образовательной интеграции, основанный на объединении детей с недостатками развития зрения с нормально видящими детьми;
  5. принцип наглядности – осуществляется путём безукоризненного показа изображения педагогом;
  6. принцип всестороннего обследования предмета (включая все органы чувств);
  7. принцип доступности и индивидуализации – учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей со зрительной и речевой патологией;
  8. основным принципом построения любого логопедического занятия является тесная связь с родителями (домашние тетради).

Перспектива:

 Обучение специалистов, работающих с детьми, страдающих патологией зрения, разработка новых  авторских программ для работы с детьми коррекционных групп.

 

IX раздел – Лечебно-профилактическая работа

  Раздел программы направлен на профилактику заболеваемости детей.

В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма.

Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в д/сад через анкету и личную беседу. После тщательного изучения карты индивидуального развития ребёнка, условий жизни, особенностей поведения и развития, и с учётом желания родителей намечается план мероприятий по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально; годовой план лечебно-профилактических процедур.

Лечебно-профилактическая работа взаимосвязана с физкультурно-оздоровительной работой и осуществляется в д/саду в тесной взаимосвязи между медиками и педагогами (педагогика сотрудничества).

Лечебно-профилактическую работу осуществляют: врач-педиатр, старшая медицинская сестра, врачи-специалисты детской поликлиники:

  1. Комплекс упражнений по нарушению осанки, плоскостопия,
  2. Кислородный коктейль,
  3. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота,
  4. Оксолиновая мазь, глюконат кальция,
  5. Медикоментозное лечение железосодержащими препаратами.

Лечебно-оздоровительная работа с детьми осуществляется согласно плана  на текущий учебный год. Физкультурно-оздоровительную работу осуществляют: педиатр д/сада, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, воспитатели.

  1. Дополнительные физкультурные занятия специализированного воздействия.
  2. Физкультурные занятия босиком.
  3. Подвижные игры и физические упражнения на улице.
  4. Хождение на лыжах.
  5. Гимнастика после сна
  6. Спортивные игры и соревнования.
  7. Интенсивное закаливание стоп.
  8. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
  9. Общекорректирующие упражнения.
  10. Элементы психогимнастики, релаксации.

X раздел – Летне-оздоровительные мероприятия

Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость к заболеваниям, создание положительных эмоций.

Формы организации оздоровительной работы: 

  1. закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
  2. физкультурные занятия в природных условиях (в парке, на спортивной площадке);
  3. туризм;
  4. физкультурные досуги и развлечения;
  5. утренняя гимнастика на воздухе;
  6. интенсивное закаливание стоп;
  7. витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

Работа с педагогами

Работа с сотрудниками одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на принципах:

  1. актуализация внимания воспитателей на ответственность их роли в воспитании здорового ребёнка;
  2. просветительная работа по направлениям программы “Здоровье” и т.д.
  3. консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый воспитанник; здоровый педагог – больной воспитанник; больной педагог – больной воспитанник;
  4. консультации воспитателей по основам детской возрастной физиологии, психотерапии, офтальмологии;
  5. обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

Организационные методические мероприятия: 

  1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Разработка систем физического воспитания основанных на индивидуально-психологическом подходе.
  3. Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии, а также систему их социального сопровождения после выпуска из дошкольного учреждения.
  4. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
  5. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты).
  6. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
  7. Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду.
  8. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно-гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
  9. Разработка и внедрение психологических, педагогических, медицинских методов коррекции.
  10. Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
  11. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.
  12. Пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы).
  13. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

Методические рекомендации по оздоровлению. 

Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

  1. Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях физкультуры, в перерывах между занятиями, использовать физкультурные минутки, элементы психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
  2. Необходимо более широко использовать игровые приёмы, создание эмоционально-значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно-значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
  3. Привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
  4. Обучение дошкольников здоровому образу жизни.
  5. Обучение дошкольников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции.
  6. Психологические тренинги.

Работу с педагогами условно делим на 3 блока:

I блок: Состояние образовательного процесса и состояние здоровья.

  1. разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты);
  2. диагностика состояния здоровья всех возрастных групп;
  3. диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду;
  4. создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экологическим, санитарно-гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.

II блок: Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей.

  1. подготовка и переподготовка квалификационных специалистов (инструкторов по физической культуре, инструктор по лечебной физкультуре, психологов);
  2. тесная взаимосвязь между медиками и педагогами в вопросах коррекции;
  3. разработка и внедрение психологических, педагогических и медицинских методов коррекции;
  4. пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы, радиопередачи и т. д.).

III блок: Оценка эффективности мероприятий направленных на улучшение состояния здоровья:

  1. создание методов оценки социально-психологической и экономической эффективности программы.
    Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья детей, включают в себя:
  2. внедрение современных методов мониторинга здоровья;
  3. разработка систем физического влияния, основанных на индивидуально-психологическом подходе;
  4. внедрение новых технологий и методов коррекции и реабилитации в учреждениях для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии, а также систему их социального сопровождения после выпуска из учреждения;
  5. обеспечение методической и дидактической литературы специалистов, повышающих свою профессиональную квалификацию.

Важным направлением деятельности в рамках программы является разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связаны с социальными аспектами жизни детей, в том числе:

  1. внедрение сбалансированного разнообразного питания;
  2. организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений.

Работа с родителями

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему “всем миром”: семья, д/сад, общественность.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  4. Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.
  5. Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, через психологические тренинги, консультации, семинары.
  6. Духовно-нравственное просвещение родителей для сохранения чистоты взаимоотношений в семье и поддержания атмосферы любви и заботы о детях;
  7. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Использовать следующие формы работы с родителями:

  1. Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.
  2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
  3. Дни открытых дверей.
  4. Экскурсии по д/саду для вновь прибывших.
  5. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших).
  6. Совместные занятия для детей и родителей ( используя программу «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»).
  7. Круглые столы с привлечением специалистов д/сада (врача-офтальмолога, педиатра, тифлопедагога, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинскую сестру).
  8. Родительский лекторий;
  9. Организация совместных дел.

Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:

  1. Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения).
  2. Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т. п.).
  3. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
  4. Социальный статус отца, матери в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
  5. Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребёнка, адекватность оценок своего поведения.

Методы, используемые педагогами в работе: 

  1. Анкета для родителей.
  2. Беседы с родителями.
  3. Беседы с ребёнком.
  4. Наблюдение за ребёнком.
  5. Изучение рисунков на тему: “Моя семья” и их обсуждение с детьми.
  6. Посещение семьи ребёнка.

В своих беседах при знакомстве с родителями, детьми, в период адаптации ребёнка и проведения индивидуального подхода к ребёнку воспитатели ведут беседы по следующим направлениям:

  1. Какое состояние ребёнка, часто ли болеет и что страдает у него в первую очередь?
  2. Есть ли хронические заболевания?
  3. Какого состояния нервная система?
  4. Как переключается с одной деятельности на другую?
  5. Какие традиции и привычки сложились дома в процедурах еды, засыпания, посещения туалета?
  6. Какие требования предъявляют к д/саду?
  7. Какого режима придерживаются дома?
  8. Чем любит ребёнок заниматься, что может доставить радость ребёнку?
  9. Как называют ребёнка дома? (темперамент, если знают)

Педагог очень хорошо должен знать ответы на эти вопросы, т. к. это необходимо в первую очередь для индивидуального подхода и лучшей адаптации ребёнка в д/саду.

Медицинская сестра собирает в данном направлении свои сведения. В зависимости от точности ответов родителей намечается индивидуальный подход к ребёнку на занятиях, в т. ч. на занятиях по физической культуре, при закаливании, при посещении зимнего сада (если есть аллергия на цветы). С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

  1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
  2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
  3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
  4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь её с заболеваниями бронхолёгочной системы.
  5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
  6. Значение режимных моментов для здоровья ребёнка.
  7. О питании дошкольников.
  8. Особенности физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
  9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
  10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
  11. Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
  12. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и влияние их на здоровье детей.
  13. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка.

План на ближайшие 5 лет: 

  1. Продолжить проведение совместных мероприятий: “дней здоровья”, туристических походов, праздников, субботников.
  2. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров-практикумов “Давайте узнавать малыша вместе”, с привлечением специалистов.
  3. Организовать новую форму работы с родителями “Что умею сам – научу детей”, как дни семейных увлечений в вечернее время.
  4. Беседы с родителями Православного священника о взаимоотношениях в семье и по вопросам воспитания детей
  5. Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс по программе «Детство»: консультации, беседы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.
  2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
  3. Обеспечение статистического учёта, контроля, и анализа на всех уровнях.
  4. Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
  5. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  6. Повышение заинтересованности работников д/сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
  7. Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
  8. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.