СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Драпей Юлия Николаевна

 

Детство уникальный период развития личности. Именно в детстве формируется фундамент для знаний, умений, а главное – для отношения к миру и самому себе. 

      

Уважаемые родители,

консультации для Вас !!!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

      Впервые в истории российского семейного права Семейный Кодекс (далее СК) РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. Здесь все положения приведены в соответствии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.

        Основные права ребенка по СК РФ:

- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)

        Это право включает:

- право знать своих родителей (ст. 7 Конвенции о правах ребенка);

- права на заботу со стороны своих родителей, предполагающее удовлетворение родителями жизненно важных интересов и потребностей ребенка, уважение его человеческого достоинства;

- право на совместное проживание с родителями другого государства (п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка);

- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право на общение с родителями вытекает из права жить и воспитываться в семье. а право общаться с другими родственниками (в основном проживающими отдельно) является важнейшим правом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, приобретением им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия окружающих;

- право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Защита прав и интересов может осуществляться самим ребенком или его представителями. Несовершеннолетний, признанный в установленном порядке полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право сам защищать свои права и интересы, а несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью до достижения совершеннолетия, также может самостоятельно защищать свои права в случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а равно в случае их жестокого обращения с ним или иного злоупотребления родительскими правами. Во всех иных случаях защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних осуществляют родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки, попечительства и прокуратура;

- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что ребенок является личностью и его мнением надо считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы. Закон не указывает возраста, по достижении которого ребенок обладает этим правом, а только указывает, что обязан учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст. 12 Конвенции о правах ребенка говориться, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. При такой трактовке судья может быть нарушено органом государственной власти, которой призван это право защищать;

- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, а при отсутствии такого соглашения – по указанию органа опеки и попечительства, данного непосредственно органу загса. Отчество присваивается по имени отца, если иное присвоение отчества не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилиями родителей, ему по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

       Имущественные права детей установлены ст. 60 СК РФ, при этом следует помнить, что права собственности на имущество своих родителей ребенок не имеет, как и родители – на имущество ребенка. СК РФ впервые законодательно закрепил положение, согласно которому несовершеннолетние дети могут сами заиметь своих детей и принимать участие в их воспитании, а по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права в отношении своих детей. После появления ребенка связи со своими родителями не утрачивают и в праве рассчитывать на их поддержку как законных представителей их интересов. До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возраста рожденному ими ребенку органом опеки и попечительства может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка, не являться этих родителей (п. 2 ст.62 СК РФ).

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

        Большинство прав родителей непосредственно связано с соответствующими правами и обязанностями ребенка. Например, праву ребенка воспитываться в семье соответствует право родителей по воспитанию детей. Родительские права и обязанности имеют следующие особенности:

- оба родителя в равной мере обладают правами и имеют равные обязанности в отношении детей;

- рассматриваемые права и обязанности ограничены во времени, поскольку при возникновении у ребенка полной дееспособности они прекращаются;

- при осуществлении родительских прав и обязанностей должны сочетаться интересы родителей;

- осуществление родителями своих прав одновременно являются их обязанностью.

              Личные права и обязанности родителей состоят в том, что:

- родители имеют право о одновременно обязаны воспитывать своих детей, выбирая приемы и способы их воспитания. Такое право, одновременно являющееся и родительской обязанностью, предусмотрено п. 1 ст. 63 СК РФ;

- родители имеют преимущественное право на воспитание детей своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка;

- родители с учетом мнения своих детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ);

- родители имеют право и обязаны защищать интересы детей во всех инстанциях без специальных полномочий на такие действия (п. 1 ст. 64 СК РФ);

- родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или вступившего в законную силу судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);

- родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права, если не докажет в судебном порядке, что реализация своего права отдельно проживающим родителем наносит вред здоровью ребенка (п. 1 ст. 66 СК РФ);

- родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение полной информации о нем из воспитательных, лечебных, учреждений социальной защиты и любых других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

        Пределы и ограничения родительских прав предусмотрены ст.65 СК РФ и состоят в следующем:

- родительские права не осуществляют в противоречии с интересами детей;

- осуществление родителями родительских прав не должно причинять вред физическому и психическому здоровью детей, а также их нравственному развитию;

- способы воспитания детей должны полностью исключать пренебрежительное, грубое, унижающее человеческое достоинства обращение, оскорбление или эксплуатации детей.

        За нарушение прав и интересов детей родители, допустившие эти нарушения, несут ответственность в установленном законе порядке, вплоть до ограничения родительских прав или лишения свободы.

        Родители имеют обязанности и перед обществом, в котором они живут вместе со своими детьми и которое, в меру своих экономических возможностей, помогает родителям в воспитании детей.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

       Возможности человека к принятию взвешенных решений, самообслуживанию и самообеспечению по естественным причинам ограничены в детстве, в старости и в болезни. Поэтому родители ухаживают за детьми, а дети – за престарелыми или больными родителями и без санкции на это закона. Иногда родственные чувства у людей атрофируются, и для защиты интересов детей, стариков и больных закон вынуждает их родственников заботиться о них.

      Дети (а детьми закон считает людей не старше 18 лет) постепенно учатся в окружающем мире, и закон предлагает считать, что вполне разумно они могут действовать сразу после достижение 18-летнего возраста.

      Закон выделяет три периода в развитии ребенка: до 6 лет, с 6 до 14 и от 14 до18 лет. Эти границы искусственны (разные дети могут достичь одного и того же уровня ответственности и в 10, и в 15, и в 18 лет), но законодательно закреплены.

      Интересы детей представляют полностью дееспособные люди или организации: кровные родители, усыновители, опекуны – физические лица и опекуны – учреждения.

      Представитель ребенка имеет определенные права и обязанности в отношении несовершеннолетнего.

      Согласно Семейному кодексу РФ (1996 г.) основаниями возникновения прав и обязанностей родителей являются:

· для матери – факт рождения ребенка в стенах медицинского учреждения или вне его (во втором случае для подтверждения материнства требуется свидетельские показания врачей, принимавшие роды, или других лиц);

· Для отца – факт состояния в законном браке с матерью или признание отцовства по его заявлению, признание отцовства по совместному заявлению с матерью, признание отцовства судебной экспертизы (генетической и генной дектилоскопии).

      Ст. 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье

     Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это, возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

     При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и других случаях утраты родительского обеспечения органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего кодекса

     Ст. 55 СК РФ. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящихся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законе.

      Ст. 56 СК РФ. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их замещающими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их замещающих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащим выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

       Ст. 57 СК РФ. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его вопросы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

     Ст. 60 СК РФ. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом 5 СК РФ.

2. Суммы, причитающие ребенку в качестве алиментов, пенсий, поступают в распоряжение родителей (лиц, и их заменяющих) и расходуется ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязательно уплачивает алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банк.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследия, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на правах собственности имуществом определяется ст. 26, 28 Гражданского кодекса РФ.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (ст. 37 Гражданского кодекса РФ).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

       Ст. 61 СК РФ. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

      Ст. 62 СК РФ. Права несовершеннолетних родителей

1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, вправе случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет может быть назначен опекун. Который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.

Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

3. Несовершеннолетние родители имеют права признать и оспорить свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

      Ст. 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны, заботится о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.

       Ст. 64. СК РФ. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и вступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять своих детей, если орган опенки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

     Ст. 65. СК РФ. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинить вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

     Ст. 68 СК РФ. Защита родительских прав

1. Родители в праве требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

2. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находился ребенок, не в соответствии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечения органа опеки и попечительства.



Предварительный просмотр:

10 заповедей для родителей


1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.


2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.


3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.


4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему тяжела она не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.


5. Не унижай!


6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. Не мучь себя, если не можешь сделать что- то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни для ребенка сделано не достаточно, если не сделано все.

 

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.


8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.


9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.


10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.



Предварительный просмотр:

В КАКИЕ ИГРУШКИ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ ВАШИ ДЕТИ

        Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

       Для ребенка, игра – это важнейшая часть жизни, а его игрушка – значимая составляющая материального мира. Играя, он учится действовать и мыслить, и всякая манипуляция с игрушкой – прообраз его будущих отношений с миром. Повзрослев, перейдет к более сложным действиям, его игрушки станут дороже и изощреннее.     

       Игрушка – предмет, несущий в себе знаково-символическую функцию. Во все времена и у всех народов она выступала более или менее точным аналогом реальных предметов – инструментов, оружия, посуды и т.п. Маленький ребенок еще не в состоянии выполнить многие действия взрослых, но он может совершать их понарошку, используя не реальные предметы, а своего рода их заместители. В качестве их могут быть использованы самые разные предметы, даже если они по форме лишь отдаленно напоминают реальные. Например, карандашом можно не только рисовать, но и представить его градусником, кинжалом, деталью архитектурной постройка и т.д. игрушки – копии предметов, существующих в быту взрослых. Малыш познает их функциональное назначение, и это помогает ему психологически войти в мир настоящих вещей.

       Припомните, какие игрушки вы любили в детские годы. Психологи считают, что на этом основании многое можно сказать о характере взрослого человека. Каким игрушкам вы в свое время отдавали предпочтение – многофункциональным (пускай и неказистым) или тем, что обладали определенной формой и свойствами? Может быть, вы любили мастерить поделки из природного материала, охотно использовали в игре бытовые предметы, наделяя их разными функциями? Это означает явное преобладание конструктивного творческого мышления, стремление приспособить окружающий мир к своим потребностям и интересам. Если же вы особенно ценили то, что игрушечный пистолет похож на настоящий, а, скажем, спичечные коробки или наперстки считали неважной заменой игрушечной посуды, значит, ваше мышление было более приземленным, конкретным, привязанным к заданным условиям. Люди такого склада часто бывают добросовестными исполнителями, умеющими приспособиться к требованиям жизни. Но при решении нетривиальных задач в отсутствие четко заданных условий они нередко теряются. Попробуем и мы по этому несложному признаку провести своеобразный психологический самоанализ. А обратив чуть более пристальное внимание на вкусы и предпочтения своего ребенка, сможем в какой-то мере предугадать и его жизненный сценарий.

        В этом отношении очень показательна такая игрушка, как конструктор. Обычно набору деталей сопутствует схема сборки каких-то конкретных сооружений. Ребенок, который упорно и досконально следует этой схеме, вероятно, вырастит человеком, предпочитающим привычный ход событий и не любящим неожиданностей. Оригинальные постройки, наоборот, свидетельствуют о тяге к экспериментированию, этот человек вполне уверен в своих силах.

        Еще более показательный материал – пластилин. Любители с ним играть обожают усовершенствования, причем стараются, не ограничиваясь фантазиям, создать своими руками новую реальность. Равнодушие к пластилину выдает основательность мышления, стремление оперировать четкими, а не расплывчатыми формами.

       Спортивные игрушки, главная среди которых мяч, предпочитают натуры, не склонные к долгим размышлениям. Такие люди, что-то задумав, стараются действовать быстро и решительно.

        Мягкие игрушки и всевозможные куклы считаются игрушками для девочек. Конечно, если мальчик проявляет повышенный интерес к игре в куклы – это нормально. Позднее их заменяют солдатики – по сути те же куклы.

        Любовь к игрушкам – копиям живых существ и сказочных героев – выдает активную ориентацию ребенка на эмоциональное насыщенное общение. Ведь кукла или мишка выступают для него идеальным другом, который всегда правильно себя ведет, все понимает и не помнит зла. Плохо только, если такой друг – единственный, а настоящих нет.

        Особого разговора заслуживают так называемые «агрессивные» игрушки, главным образом копии оружия. Отношение к ним сложилось неоднозначное, хотя мальчишки испокон веков играли в военные игры. это естественно: в игре растущий человек стремится освоить формы поведения взрослых, приобщить к образам мужественности. А воин – утвержденный веками идеал мужчины. Пластмассовый пистолет – всего лишь игрушка, и манипуляции с ним в разумных пределах даже полезны для формирующегося личности мальчика. Однако выход за эти пределы должен настораживать. Чрезмерное пристрастие к стрельбе – пускай и понарошку – скорее всего свидетельствует о каких-то внутренних психологических конфликтах, не находящих иной разрядки, кроме как в форме символической «пиф-паф, ты убит!».

      Серийная игрушка, с которой, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Внешняя привлекательность игрушки становится важнее игрового применения, отсюда – новые формы, материалы, несвойственные традиционной игрушке. Серийная игрушка противостоит развивающей, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному и нравственно-духовному росту, конструктивной, многофункциональной (мяч, обруч, палка, шары, лента на палочках, музыкальные инструменты).

       Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.

       Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушка для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Это, с одной стороны; с другой стороны, игрушка – тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей.

       Полезная игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру и красоте, мудрости и состраданию. Поэтому в дошкольном возрасте лучше не покупать куклу Барби. Ведь она – модель женщины. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется потребительский образ жизни – бесконечные наряды, развлечения. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя скорее горничной, прислугой, а не мамой. Это не то маленькое существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

       Но не все так плохо. В магазинах можно найти персонажей любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши». Они учат добру, справедливости. Учат не обманывать, не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме и т.д.

      Среди всех видов деятельности детей психологи выделяют две группы. В первую входят те виды, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми и на этой основе – социальное и личностное развитие ребенка, т.е. его желания, интересы, чувства. Вторую группу составляют виды деятельности, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметами и на этой основе формирование интеллектуальных, познавательных сил детей, их технических возможностей. Исходя из этого общепринятого разделения, имеющийся массив можно условно разделить на две группы.

1.     Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы),предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.

2.     Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.

    Так, например, для детей от 1-3 лет главная, ведущая деятельностью -предметная, в которой ребенок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей. Поэтому, нужны прежде всего игрушки второй группы.

        Кроме выделенных двух линий развития, есть и третья. Речь идет о физическом развитии и воспитании ребенка. Задача укрепления здоровья, формирования физических качеств: силы, выносливости, ловкости, меткости и пр.- важнейшая для воспитания детей.

        Выбирая забаву, нужно, с одной стороны, ориентироваться на возраст ребенка, а с другой – стремление к тому, чтобы в распоряжении были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности.

        Вот несколько советов взрослым, которые собираются преподнести новую игрушку ребенку.

? Помните, что каждая игрушка рассчитана на определенный возраст. Если ребенка 2-3 лет вполне удовлетворяет машинка с нарисованными на ней частями, то ребенку 6-7 лет играть с такой машинкой будет не интересно.

? Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр.

? Прежде чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребенка должны быть спортивные мячи, скакалки, но ему также необходимы игрушки, воспитывающие усидчивость, сосредоточенность (мозаика, пазлы, конструкторы).

? Приобретая игрушки, учитывайте склонности детей, но не всегда руководствуйтесь только их интересам. Предлагая ребенку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.

? Помните: нет игрушки только для мальчиков или только для девочек. Мальчики должны уметь играть с куклами, а девочки с машинками.

? Игрушка должна носить в себе: эстетический аспект; социальный аспект (связь с окружающей общественной жизнью). Связь с культурными традициями своего народа. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость. Познавательной, развивающей и обучающей.

? Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота. Предмет игры должен содержать понятные для ребенка ориентиры для его самостоятельной деятельности. Имеет направленность на общую, совместную игру.



Предварительный просмотр:

"Правила пожарной безопасности"

(Консультация для родителей)

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


         Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем.

         В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей, как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.
Пожарная безопасность в квартире:

  • Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
  • Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.
  • Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
  • Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет.

Срочно проветри квартиру. Но главное: избегайте потенциальную опасность, например, опасность ПОЖАРА!

Не забывайте с детьми повторять правила пожарной безопасности!

Вопросы, на которые каждый ребёнок должен знать ответы:
1. Что нужно знать, если возник пожар в квартире?
2. Можно ли играть со спичками и зажигалками?
3. Чем можно тушить пожар
4. Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой?
5. Знать номер пожарной службы
6. Главное правило при любой опасности ( не поддаваться панике)
7. Можно ли без взрослых пользоваться свечами?
8. Можно ли трогать приборы мокрыми руками?

В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА, ЕСЛИ ВЗРОСЛЫХ НЕТ ДОМА, ДЕТИ ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

1. Если огонь небольшой можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды
2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану или попросите об этом соседей.
3. Если не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните, сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зовите из окна на помощь соседей или прохожих.
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или подвигайтесь к выходу ползком: внизу дыма меньше.
5. Нельзя прятаться в ванну, под шкаф, нужно выбежать из квартиры
6. При пожаре никогда не садитесь в лифт. Он может отключиться, и вы задохнётесь
7. Ожидая приезда пожарных, не теряйте головы и не выпрыгивайте из окна
8. Когда приедут пожарные, во всём их слушайтесь и не бойтесь. Они лучше знают, как вас спасти.



Предварительный просмотр:

http://cjkysirj8.ucoz.ru/126/03.gif

Если ребёнок кусается…

           С проблемой детских укусов сталкиваются и педагоги, и родители детей младшего дошкольного возраста. Неприятно всем: укушенному и укусившему, родителям обеих сторон и, конечно же, педагогу. Почему ребёнок кусается? Что делать?

           Эти важные вопросы являются первой реакцией на ситуацию, возникновение которой, как правило, продиктовано возрастными особенностями ребёнка и сложившейся вокруг него неблагоприятной психологической обстановкой дома и/или в детском саду.

          Внимательно понаблюдайте за кусающимся ребёнком. Очень скоро вы обнаружите, что он кусается, попадая в определённую ситуацию, например, когда вокруг него много детей, незадолго до приёма пищи, при недовольстве действиями сверстника, в конфликтной ситуации.

          Причины детских укусов могут быть разнообразны, но это всегда проявление агрессивности. Её возникновение может быть обусловлено такими факторами как неблагополучная внутрисемейная обстановка, неумение ребёнка выражать свои желания вербально и, конечно же, это особенность возрастного развития малыша. При попадании малыша 2-3-х лет в новую социальную ситуацию происходит кардинальное изменение образа жизни, расширяется его круг общения и, как следствие, появляются негативные эмоции – упрямство, плаксивость, страх… Если эти негативные эмоции продолжаются дольше шести недель, то «кусание», связанное с периодом адаптации, превратится в постоянный способ отстаивания своих желаний в среде сверстников, и справиться с ними будет достаточно тяжело.

 

http://cjkysirj8.ucoz.ru/126/04.gif

Если вы заметили, что ребёнок кусается, поступайте следующим образом:

  1. Твёрдо и спокойно скажите ему, что кусаться нехорошо. Объясните, что укушенному ребёнку очень больно и, если возможно, привлеките укусившего к помощи пострадавшему, вместе погладьте того по руке.
  2. Поговорите с ребёнком несколько простых фраз, выражающих его недовольство, например: «Нет», «Не хочу», «Я сержусь!». Попробуйте научить его говорить эти фразы, когда необходимо.
  3. Организовывайте и поощряйте игры с песком, водой, глиной, так как эти материалы успокаивают, способствуют снижению агрессии.
  4. Обязательно дайте ребёнку возможность как можно больше рисовать карандашами, фломастерами, мелками и, особенно, красками.
  5. В распоряжении ребёнка должно быть достаточно строительных материалов – кубиков или крупного конструктора.
  6. Дома ребёнку как можно чаще давайте «грызть» твёрдую пищу: морковь, капусту, яблоко, огурец, сухари, баранки и т.п.
  7. У ребёнка должно быть место, где он может ползать, валяться, кувыркаться.
  8. Никогда не решайте свои проблемы при детях с помощью крика и кулаков!
  9. Ели ребёнок недавно пришел в детский сад, не требуйте от него скорейшего приучения к туалету, дайте ему некоторое время (примерно три недели), чтобы освоиться в группе.
  10. Избегайте ситуаций, когда ребёнок может оказаться в тесной кучке других детей, постарайтесь обеспечить ему свободное пространство.
  11. Всегда соблюдайте режим дня, чётко чередуя активную деятельность с отдыхом и приёмами пищи в определённое время.
  12. Помните, выражение вашего лица всегда отражается на лицах детей. Будьте доброжелательны, больше улыбайтесь всем детям без исключения, не хмурьтесь! Знайте, ребёнок перестанет кусаться, если вы в это верите и помогаете ему.



Предварительный просмотр:

Ребенок – левша. Что делать?

         http://cjkysirj8.ucoz.ru/126/05.gif      Левый не значит плохой. Действительно, леворукость – порок? Или все-таки достоинство? Как, например, отнестись к тому, что, по мнению некоторых ученых, женский мозг более сходен с мозгом правши, а мужской – левши? Или к такому факту: у левшей и зимой и летом левая рука на один градус теплее. Есть великое множество свидетельств того, что левши в большинстве случаев не просто ординарны, они – талантливы. Вспомним того же Леонардо да Винчи. И Юлий Цезарь был левшой, и Жанна д Арк, Александр Македонский и Наполеон, Иван Павлов и Чарли Чаплин – все левши. Причины? Одной из причин ученые называют наследственность. Уже научно установлено: леворукость, как природное свойство, передается по наследству, причем вместе с некоторыми иммунологическими  расстройствами (например, склонностью к язвенным колитам).

          Но у леворукости немало достоинств. Ученые считают, что леворукость возникает рано, еще во время внутриутробного развития, и связана она с гормоном, называемым «тестостерон». Он – мужской, но в женском организме присутствует. Высокое его содержание у женщины в период внутриутробного развития плода замедляет рост его левого полушария мозга и, наоборот, способствует росту правого. А это – предпосылка к леворукости.

           О том, что головной мозг имеет два полушария, люди узнали давно. Но только всего 100 лет назад французский врач Поль Брок обнаружил так называемую межполушарную ассиметрию.      Полушария головного мозга выполняют определенные функции. Левое полушарие признали ведущим во всем, что касается языка, мышления, ориентации в пространстве и всевозможных движений.

         Но у правого – свои задачи, и не менее важные.  У полушарий мозга свои «игры»: если преимущество имеет левое, человек становится правшой, если правое – левшой.http://cjkysirj8.ucoz.ru/126/06.gif

         Правое полушарие отвечает за все, что связано с образными представлениями, и наиглавнейшая его особенность – восприятие выразительности звуков. Если в работе правого полушария случаются сбои, все великолепное разнообразие звуков, слышимых человеком,  меркнет. Он теряет способность узнавать по голосу близких, отличать мужской голос от женского, тем более по интонации понять – хвалят его или ругают.

           Огромнейший мир музыки тоже доступен только правому полушарию. Установлено, что человек все люди лучше распознают музыкальные мелодии, если их слышит левое ухо (принимает правое полушарие).

           Левшам труднее учится в школе, поскольку все – от тетрадей до учебных методик рассчитано на правшей.

           Левши – это люди с развитыми эмоциями, мыслящие образно и часто нестандартно, они ловки и прекрасно ориентируются в пространстве правша скорее заблудится в лесу, чем левша). Короче, левши – очень способные дети. Хотя их способности лежат прежде всего в области искусства и гуманитарных наук. Ожидать от левши таланта, скажем, в области математики или экономических наук не стоит. Впрочем, всегда есть исключения. Ученые мирового значения физик Джеймс Максквел и математик Жюль Анри Пуанкаре были левшами.

          Может возникнуть вопрос: стоит ли уделять леворукости так много внимания? Вот если бы в мире правшей и левшей было поровну, тогда понятно.

 А много ли их, левшей?

http://cjkysirj8.ucoz.ru/126/07.gif   Много – настолько, что в середине августа ежегодно отмечается Международный день левши. Подсчеты последнего времени показали: левшей на земном шаре около 500 миллионов. Полмиллиарда – это вдвое больше, чем население США, и более чем втрое – России. Так что для молодых родителей проблема леворукости у детей весьма вероятно может стать очень близкой и довольно серьезной.

          Установлено, что левши, по сравнению с правшами, эмоционально менее сдержаны и более боязливы, совестливы, робки и впечатлительны, у них пониженный уровень самоконтроля и повышенная тревожность, более пессиместичны.

         Так что левша – не только потенциальный талант, он вообще человек сложный. И к этому следует быть готовым.  

Как выяснить, левша ли ваш ребенок?

         Как правило, ребенок уже к 5 годам, а то и ранее, предпочитает держать ложку в левой руке и трет ей глаза. И вообще все – левой. Хотя дело не в одной только левой руке.

        Ученые разделяют сенсорную (восприятие) и моторную (движения) ассиметрию человека: каким ухом предпочитает слышать, какой глаз ведущий, какая нога бьет по мячу и, разумеется, какой рукой он держит ложку и карандаш.

       Для рук используется тест с узелками: ребенку дается веревочка с несколькими неплотно завязанными узелками, которые следует развязать. Рука, производящая активные действия (другая держит узелок), считается ведущей.

   Или: ребенка просят поднять с пола предмет – левша делает это левой рукой.

   В тесте для ног используют мяч: ребенку предлагается ударом правой и левой ног поочередно попасть в цель. Надо посмотреть, какая более ловкая и точная.

  Есть тест еще проще. Можно предложить сесть, закинув нога на ногу: какая сверху, та и ведущая.

  При оценке ведущего уха используют простой тест «Шепот». Взрослый находится на некотором расстоянии от ребенка и тихо шепчет слова. При одинаково остром слухе ребенок непроизвольно поворачивает ведущее ухо.

Для оценки ведущего глаза можно прибегнуть к простой проверке: попросите ребенка моргнуть несколько раз. Обычно он делает это ведущим глазом.То же – с подзорной трубой или прицеливанием: ребенок зажмуривает ведущий глаз, а смотрит другим.

  Не следует ожидать, что ребенок во всех тестах даст однозначные результаты. Может оказаться – в одном случае левша, в другом – правша, или смешанный тип.

Таким образом, и левши и правши имеют свои преимущества.

Поэтому ни в коем случае нельзя переучивать левшу!

    Насильственное переучивание, как показали исследования, ведет к изменениям не только в поведении, но и в психике ребенка. Внешне это проявляется в головных болях, постоянной вялости, нарушениях сна. Затем могут появиться нервные тики, энурез. И, кстати заикание у левшей оказывается тоже результатом насильственного переучивания «на другую руку».

    http://cjkysirj8.ucoz.ru/126/08.gif Поэтому левшу надо не переучивать, а помогать ему прежде всего укреплять руку. Вот один из действенных приемов: нарисуйте реку, пусть ребенок проведет линию по реке («плывет кораблик»), не отрывая карандаша от бумаг, не заезжая за границы реки и точно следуя всем ее изгибам.

     То же – путешествие по «дороге». После выполнения первого задания усложняйте задание. Такие тренировки помогут быстрее и увереннее овладеть навыками письма.

     Но еще важнее укреплять в ребенке уверенность в своей полноценности, показывая, что леворукость – преимущество.

   



Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи дошкольников

1. Влияние речи на развитие ребёнка.

     Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

     Речь - одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.

    Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

     Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.

     Произносительные недостатки у учащихся начальных классов нередко затрудняют овладение ими правильным письмом и чтением. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

     Дошкольные годы — особый период, имеющий не преходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.

    Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к овладению школьной программой из-за недостаточного развития фонематического восприятия.

     Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Левина Р.В., Каше Г.А. И др.), а также практический опыт логопедической работы, своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.

 2. Этапы овладения звуковой стороной речи.

    Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

     В период от года до двух лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.

      Период от 2 до 3 лет характеризуется активным процессом накопления словаря и усвоения грамматически правильной речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. С детьми проводят работу по воспитанию произносительной стороны речи — дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса, вызывание звуков.

    Со второй младшей группы, когда у ребенка имеется достаточный активный словарь и он может ориентироваться в звуковом составе слова, начинают работу, направленную на овладение фонетической системой языка, которая осуществляется последовательно с учетом возрастных возможностей детей.

     Навыки правильного, четкого произношения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст, тем меньше навыков у ребенка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка.

    Во второй младшей группе отрабатываются наиболее простые по артикуляции звуки [а], [у], [о], [и], [э], [п], [б], [м], [ф], [в]. К четырем годам дети уже усваивают определенные навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове. Поэтому в средней группе после звуков [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы] отрабатываются более сложные по артикуляции звуки [с], [с], [з], [з], [ц].

    В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: [ш], [ж], [щ], [л], [л],[р], [р], [й].

     Усвоение ребенком произношения всех звуков служит лишь условием для того, чтобы подвести его к новому этапу: овладению фонематической системой языка, усвоению основных различных признаков, которые характеризуют звуки речи (твердость — мягкость, звонкость—глухость и т. д.). Эта работа проводится в подготовительной к школе группе.

3. Процесс развития произносительной стороны речи.

     Одновременно с решением задач по формированию правильного произношения, поставленных в каждой возрастной группе, идет работа по совершенствованию всех разделов произносительной стороны речи.

    Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука), произношение на одном выдохе отдельных слов и предложений (при уточнении звука в словах, во фразовой речи).

    Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звонких согласных звуков, звуков в словах и во фразовой речи.

Работа по развитию подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, способствующая развитию внятности и отчетливости произношения, ведется во время подготовки артикуляционного аппарата для правильного произношения звука, во время уточнения произношения звука в словах, во фразовой речи.

Умение изменять интонацию и темп речи развивается при уточнении звука во фразовой речи (в потешках, скороговорках, стихотворениях, рассказах).

Развитие фонематического слуха осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук, когда звук выделяется голосом при его уточнении в словах, когда проводится дифференциация звуков изолированных, в словах, и во фразовой речи.

4. Задачи по развитию звуковой культуры речи в разных возрастных группах.

Таким образом, в процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи:

Первая младшая группа

1.Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

2.Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.

3.Вызывать правильное произношение звуков. Упражнения на развитие дыхания: "Чей одуванчик раньше улетит", "Пускание корабликов", "Птицеферма". Игры по звуковой культуре речи: "Солнце или дождик", "Идите с нами поиграть", "Угадай, кто кричит", "Поспешили —насмешили", "Кто как кричит", "Угадай, что делать", "Угадай, кто идет", "Дует ветер".

Вторая младшая группа         

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: [а], [у], [о], [и], [э], [п], [б], [м], [ф], [в].

2.Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Упражнения на развитие дыхания: "Перекличка животных", "Трубач", "Топор", "Ворона", "Гуси", "Чей пароход лучше гудит". Игры по звуковой культуре речи: "Покажи и назови", "Угадай, кто сказал", "Пузырь", "Эхо", "Чего не хватает".

Средняя группа

1.Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы].

2.Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: [с], [с], [з], [з], [ц].

3.Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4.Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп,размеренный ритм речи. Игры на развитие дыхания: "Поиграем животиками", "Узнай по запаху", "Носик и ротик поучим дышать", "Загони мяч в ворота", "Погудим", "Большой и маленький", "Паровоз". Игры по звуковой культуре речи: "Угадай, чей голос", "Возьми игрушку", "Будь внимательным", "Секрет", "Повтори правильно", "Выдели слово", "Назови и отгадай", "Наши имена", "Отбери предметы".

Старшая группа

1.Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: [ш], [ж], [ч], [щ], [л'], [л], [р'], [р].

2.Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных "я", "е", "ё", "ю", шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ] и сонорных [л'], [л], [р'], [р].

3.Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4.Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи. Игры на развитие дыхания: "Дышим по разному", "Свеча", "Погасить 3, 4, 5...10 свечей", "Великан и карлик", "Лягушонок", "Заблудился в лесу", "Погреемся". Игры по звуковой культуре речи: "Угадай слово", "Угадай звук", "Утки и окуни", "Куклы заблудились", "Угадай, какой звук

играет с тобой в прятки", "Четвертый лишний", "Назови картинку и найди первый звук", "Доскажи звук", "Поезд", "Расставь по местам", "Мое слово", "Поэт", "Различай и повторяй".

Подготовительная к школе группа

1.Продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи, над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2.Развивать звуковой анализ слов.

3.Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки. Игры на развитие дыхания: "Душистая роза", "Поющие звуки", "Веселые шаги", "Птица", "Трубач", "Насос". Игры по звуковой культуре речи: "Определи первый звук в слове", "Цепочка слов", "Кто быстрее соберет вещи", "Собери букет", "Найди пару", "Пирамида", "Как их зовут?", "Сколько слов со звуком [ш]", "Проверь по узору", "Кто быстрее", "Составь слово", "Лишнее слово".


Предварительный просмотр: