Методическая копилка

Чян Лидия Сергеевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы – устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок – метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.

Существует различие между пословицей и поговоркой – в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет – они ее получают только в конкретном разговоре.

О ДРУЖБЕ И ВРАЖДЕ

  • Друзья познаются в беде.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  • С кем поведешься, от того и наберешься.
  • Одинокое дерево ветер легче валит.
  • Старый друг, лучше новых двух.
  • Дружбу за деньги не купишь.
  • Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
  • С иным водиться — что в крапиву садиться.
  • Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.
  • Друг спорит, а враг поддакивает.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Неверный друг опаснее врага.
  • Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
  • Лучше жить в тесноте, чем в обиде.
  • Нет друга — ищи, а нашел — береги.
  • Чем желать смерти врагу, лучше пожелай долгой жизни себе.

  • Плохой друг — что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
  • Постучит беда в окошко — подружится собака с кошкой.
  • Сперва узнай силу врага, а потом вступай с ним в борьбу.
  • Не хвались другом в три дня, а хвались в три года.
  • Лучше честный враг, чем коварный друг.
  • Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
  • Один в поле не воин
  • Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
  • В дым разругаетесь, потом - сгорите со стыда.
  • В согласном стаде и волк не страшен.
  • Веселишься, ешь да пьёшь - так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа.
  • Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
  • Вместе и беда легче переносится.
  • Вместе тесно, а врозь скучно.
  • Все за одного, один за всех.
  • Всяк дом хозяином хорош.
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  • Для милого дружка и серёжка из ушка.
  • Добрая шутка дружбы не рушит.
  • Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.
  • Доброе братство милее богатства.
  • Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
  • Друг неиспытанный, как орех не расколотый.
  • Дружба дружбой, а служба службой.
  • Дружи с теми, кто лучше тебя самого.
  • Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  • Друзья познаются в беде.
  • Друзья познаются в несчастье.
  • Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.
  • Знакомых много, а друзей мало.
  • И мудрому человеку совет требуется.
  • Каждый сам себе лучший друг.
  • Когда горшок кипит, то и в друзьях нет недостатка.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Кто друг прямой, тот брат родной.
  • Кто оторвался от друзей и товарищей, тому не на кого рассчитывать в беде.
  • Лучше вода у друга, чем мёд у врага.
  • Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.
  • Лучше умный враг, чем глупый друг.

  • Любят того, кто не обидит никого.
  • Народная дружба и братство дороже всякого богатства.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Не бывает дерева без ветвей, славы - без соратников друзей.
  • Не в службу, а в дружбу.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Неверный друг - опасный враг.
  • Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
  • Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.
  • Один в поле не воин.
  • Один палец не кулак.
  • Одна пчела много мёду не принесёт.
  • С тем не ужиться, кто любит браниться.
  • С тем, чьи слепы глаза, подружись, от слепого душой - отвернись.
  • С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Товарищ за товарища в огонь бросится.
  • Тот, кто ищет друзей без недостатков, сдружится лишь с разочарованием.
  • Тот, кто надеется, что друзья предпочтут его интересы своим, будет страдать.
  • Тот, кто упрекает друзей в пустяках, обретает врагов.
  • Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.
  • Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.
  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  • Человек человеку - друг и брат.
  • Гусь свинье не товарищ.
  • Друга ищи, а найдешь — береги.
  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  • Сытый голодному не товарищ.
  • Друзья — не разлей вода.
  • Друг денег дороже.
  • Друга за деньги не купишь.

О РОДИНЕ

  • Человек без Родины – что соловей без песни.
  • На чужбине и собака тоскует.
  • Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
  • Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
  • И собака свою сторону знает.
  • Где сосна взросла, там она и красна.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • У чужой еды и вкус чужой.
  • Каждый кулик свое болото хвалит.
  • Чужбина — калина, родина — малина.
  • Человек без родины — соловей без песни.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Родина — мать, умей за нее постоять.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
  • На чужбине родная землица во сне снится.
  • Дома и стены помогают.
  • На своей улице и собака — тигр.
  • На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен за леденец.
  • Горе в чужой земле безъязыкому.
  • Где кто родится, там и пригодится.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • На чужбине и сладкое в горчицу, а на родине и хрен за леденец.
  • Ближняя соломка лучше дальнего сенца.

О ТРУДЕ И РАБОТЕ

  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
  • Уменье и труд все перетрут.
  • Дело мастера боится.
  • За много дел не берись, а в одном отличись.
  • К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
  • Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
  • Всякая птица своим клювом сыта.
  • Не боги горшки обжигают.
  • Под лежачий камень и вода не течет.
  • Без работы день годом кажется.
  • Торопливый дважды одно дело делает.
  • Думай ввечеру, что делать поутру.
  • Без терпенья нет уменья.
  • Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
  • С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
  • Велик телом, да мал делом.
  • С охотой можно и в камень гвоздь забить.
  • Какие труды, такие и плоды.
  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
    Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
  • Малый топор может срубить большое дерево.
  • Не начавши — думай, а начавши — делай.
  • Куй железо, пока горячо.
  • Готовь сани летом, а телегу — зимой.
  • Кончил дело — гуляй смело.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Мала пчелка, да и та работает.
  • Усердная мышь и доску прогрызет.
  • Семь раз отмерь, один — отрежь.

О ВРЕМЕНИ

  • Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.
  • Лучше поздно, чем никогда.
  • Время — деньги.
  • Всему свое время.
  • Делу время, а потехе час.
  • Другие времена — другие нравы.
  • Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
  • Порядок время бережет.
  • Счастливые часов не наблюдают.
  • Обещанного три года ждут.
  • Новое время — новые песни.
  • Иное время, иное бремя.
  • Каждому овощу свое время.
  • Фрукты хороши в свое время.

ПРО ВРЕМЕНА ГОДА

  • Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.
  • Летит лето на крыльях.
  • Май холодный — год хлебородный.
  • Как сено косят, так дождей не просят.
  • Грач в воздухе — весна на улице.
  • Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
  • Матушка весна — всем красна.
  • Цыплят по осени считают.
  • Месяц январь – зимы государь.
  • Зимой солнце светит, да не греет.
  • Как зима не злится, а весне покорится.
  • Готовь летом сани, а зимой телегу.
  • Мороз невелик, да стоять не велит.
  • Весна красна цветами – а осень пирогами.
  • Август собирает, а зима поедает.
  • Заковал мороз реки, но не навеки.
  • Не хвались травой, хвались сеном.
  • Холоден сентябрь, да сыт.
  • Зима без снегу — лето без хлеба.
  • Береги нос в большой мороз
  • Без росы и трава не растет.
  • Дождик вымочит, солнце высушит.

О ЖИВОТНЫХ

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Бить собаку, ругая курицу.
  • Была бы свинка, будет и щетинка.
  • Быть бычку на верёвочке.
  • В холод кошка мышей не ловит.
  • Видит волк козу - забыл и грозу.
  • Волк для овец плохой пастух.
  • Волк коню не товарищ.
  • Волка на собак в помощь не зови.
  • Волка ноги кормят.
  • Волка пожалей - искусает ещё злей.
  • Волков бояться - в лес не ходить.
  • Воробьи гомонят - гнёзда завивают.
  • Ворона хоть и за море летала, а всё белой не стала.
  • Всяк сверчок знай свой шесток.
  • Всякая мышь боится кошки.
  • Говорят, что кур доят.
  • Горе одного только рака красит.
  • Дай курице грядку - изроет весь огород.
  • Жаловалась овца волку на плохое житьё.
  • Журавль летит высоко, видит далеко.
  • За гриву не удержался - за хвост не удержишься.
  • За комаром с топором, за мухой с обухом.
  • Заговелась лиса - загоняй гусей.
  • Заяц от лисы, а лягушка от зайца улепётывает.
  • Знай, сверчок, свой шесток.
  • И волки сыты, и овцы целы.
  • И лягушка может утонуть.
  • Из пушки по воробьям не бьют.
  • Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.
  • Каждая курица свой насест хвалит.
  • Каждая птица своё гнездо защищает.
  • Каждый кулик в своём болоте велик.
  • Каждый кулик своё болото хвалит.
  • Когда влюбишься, и мартышка покажется красивой; когда не любишь, и от лотоса отвернёшься.
  • Когда кошка уходит, мыши выходят размяться.
  • Конь бежит - земля дрожит.
  • Корова черна, да молоко у неё бело.
  • Корову палкой бить - молока не пить.
  • Кошка только на мышей и храбра.
  • Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
  • Кулик да гагара - два сапога пара.
  • Кусают и комары до поры.
  • Либо корму жалеть, либо лошадь.
  • Либо сена клок, либо вилы в бок.
  • Ловит волк, ловят и волка.
  • Лошадь - подарок, и ложка - подарок.
  • Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.
  • Любовь зла - полюбишь и козла.
  • Маленькая собачка - до старости щенок.
  • Мартышка и без хвоста всё равно мартышка.
  • Мастер из печёного яйца цыплёнка вытащит.
  • Метил в ворону - попал в корову.
  • Можно и с козлом поладить, коль по шёрстке погладить.
  • Молоко у коровы на языке.
  • На ловца и зверь бежит.
  • На насесте своём петух всех сильней.
  • На обед пичужке довольно и мушки.
  • На свалке своей петух всех главней.
  • На свинью хоть хомут надень, всё конём не будет.
  • На целое яйцо мухи не садятся.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Не велик сверчок, а громко поёт.
  • Не велика птица - синица, да умница.
  • Не всё коту Масленица.
  • Не всякая собака кусает, которая лает.
  • Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
  • Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.
  • Не первую зиму волку зимовать.
  • Не робей, воробей.
  • Не убьёшь змею - она ужалит.
  • Не учи козу: сама с воза стащит.
  • Одна ласточка весны не делает.
  • От ворон отстал и к новым не пристал.
  • Отольются волку овечьи слёзки.
  • По воробьям из пушки не стреляют.
  • Пой лучше хорошо щеглом, чем худо соловьем.
  • Посади свинью за стол - она и ноги на стол.
  • Прямо только вороны летают.
  • Птичка невеличка, да коготок остёр.
  • Рыба с головы гниёт.
  • С волками жить - по-волчьи выть.
  • С деньгами - дракон, без денег - червяк.
  • С паршивой овцы хоть шерсти клок.
  • Свинья грязи найдёт.
  • Сказал бы словечко, да волк недалечко.
  • Скотину водить - не разиня рот ходить.
  • Собака на сене - сама не ест и другим не даёт.
  • Собака не знает о достатке своего хозяина.
  • Соловья баснями не кормят.
  • Сорока на хвосте принесла.
  • Старая собака понапрасну не лает.
  • Стая шакалов может искусать тигра.
  • Тигр хоть и лют, а своих тигрят не съест.
  • Тощая собака - позор для хозяина.
  • У гусыни усов не ищи - не сыщешь.
  • Хорош заяц белый, а охотник смелый.
  • Хорошая лошадь, но ест жухлую траву.
  • Хороший кузнец и лягушку подкуёт.
  • Через силу и конь не скачет.
  • Чует волк, где добыча.
  • Чует кошка, чьё мясо съела.
  • Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.
  • Шерсть стригут и шкуру дерут.

О МАМЕ

  • При солнышке светло, при матери добро.
  • Птица рада весне, а младенец – матери.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка
  • Матушкин гнев – что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.
  • Природа-мать – начало всех начал.
  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  • Мать - всякому делу готова.
  • Птица радуется весне, а младенец - матери.
  • Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
  • Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.
  • Материнская ласка конца не знает.
  • Материнская молитва со дня моря вынимает.
  • Мать высоко замахивается, да не больно бьет.
  • Мать кормит детей как земля людей.
  • Сыр калача белее, а мать мачехи милее.
  • Без отца полсироты, а без матери и вся сирота.
  • Мать праведна – ограда каменна.
  • Со своей бабусей никого не боюся.
  • Бабушка - щиток, кулак - молоток!
  • Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.
  • Материнское сердце в детках, а детское в камне.
  • Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
  • Мать при сыне не наследница.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.
  • Слепой щенок и тот к матери ползет.
  • Матка по дочке плачет, а дочка по доске скачет.

О КНИГАХ И ЧТЕНИИ

  • Книга - друг человека.
  • Книга книгой, да и своим умом двигай. 
  • Кто много читает, тот много знает.  
  • Ему и книги в руки.  
  • Книга мала, а ума придала.  
  • Не всякий, кто читает, в чтении силу знает. 
  • Глядит в книгу, а видит фигу. 
  • Книги не говорят, а правду сказывают. 
  • Книги читать - скуки не знать. 
  • Не красна книга письмом, а красна умом. 
  • Книги читать - не в ладушки играть. 
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 
  • Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.  
  • Одна книга тысячу людей учит. 
  • Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.  
  • Испокон века книга растит человека.  
  • Книга - лучший подарок.  
  • Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.  
  • С книгою жить – век не тужить.  
  • Дом без книги – день без солнца.

РЕЧЬ. ЯЗЫК. СЛОВО

  • Без языка и колокол нем.
  • Больше знай - меньше болтай.
  • В сладких речах всегда таится горечь.
  • Где много слов, там мало дел.
  • Говори лишь о том, что знаешь.
  • Говори меньше - думай больше.
  • Говорить легко, делать трудно.
  • Доброе слово окрыляет.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Добрый человек говорит мало.
  • Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами.
  • За её языком не поспеешь и босиком.
  • Каков ум, такова и речь.
  • Когда говоришь, хорошенько думай.
  • Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.
  • Красна речь поговоркой.
  • Краткость - сестра таланта.
  • Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
  • Лучшее лекарство - всегда говорить правду.
  • Мели, Емеля, твоя неделя.
  • Мирская слава звонка.
  • Многословие - не мудрость.
  • Молва без крыльев, а летает.
  • Молчание - знак согласия.
  • На великое дело - великое слово.
  • Наговорился - как мёду напился.
  • Не всякое лыко в строку.
  • Невысказанное слово порой гремит, как гром.
  • Несказанное слово - золото.
  • Одно дело - говорить много, другое - говорить дело.
  • Остёр топор - да и звук зубаст.
  • Правдивое слово - как лекарство: горько, зато излечивает.
  • Рана, нанесённая словом, тяжелее, чем рана от стрелы.
  • Рот не огород - не затворишь ворот.
  • Сказал, как узлом завязал.
  • Слово - полководец человечьей силы.
  • Слово - серебро, молчание - золото.
  • Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
  • Слово сказал - стрелу послал, письмо написал - в западню попал.
  • Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.
  • Твоими бы устами да мёд пить.
  • Тот не глуп, кто на слова скуп.
  • У дурака язык опаснее кинжала.
  • У плохих людей язык злодей.
  • У трезвого на уме, у пьяного на языке.
  • Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
  • Хорошая речь коротка.
  • Хорошую речь приятно слушать.
  • Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.
  • Что в лицо сказано, со злом не связано.
  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Язык без костей.
  • Язык до Киева доведёт.
  • Язык мой - враг мой.
  • Язык мягок: что хочет, то и лопочет.
  • Язык от лжи не краснеет, он и без того красный.
  • Язык у сплетницы длиннее лестницы.
  • Языком не спеши, а делом не ленись.
  • Языком не торопись, а делом не ленись.
  • Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

  • Держи язык за зубами.
  • За словом в карман не полезет.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Нем, как рыба.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Никто за язык не тянет.
  • Язык до Киева доведет.
  • Молчание — золото.
  • Твоими бы устами да мед пить.

ПИЩА

  • Голод и волка из лесу гонит.
  • Голоден, как волк.
  • Голод не тетка, пирожка не подсунет.
  • Мельница сильна водой, а человек едой.
  • Сладкого досыта не наешься.
  • Натощак и песня не поется.
  • И пес перед хлебом смиряется.
  • Положить зубы на полку.

ВРЕМЯ

  • Семеро одного не ждут.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Поспешишь — людей насмешишь.
  • Всякому овощу свое время.
  • Обещанного три года ждут.
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • Век прожить — не поле перейти.
  • Делу время, потехе час.
  • Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

  • Боль врача ищет.
  • Болезнь входит пудами, а выходит золотниками.
  • Больному все горько.
  • Больному и золотая кровать не поможет.
  • Держи голову в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле: проживешь сто лет на Земле.
  • Здоровому все здорово.
  • Здоровье всему голова.
  • Здоровье дороже денег.
  • Не годиться на еду сердиться.
  • Когда пьешь воду, помни об источнике.
  • Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.
  • Корову не накормишь - молока не надоишь.
  • Аппетит приходит во время еды.
  • Здоров будешь - всего добудешь.
  • Крепок телом - богат делом.
  • Зимой волка бойся, а летом - мухи.
  • Болен - лечись, а здоров - берегись.
  • Лук - от семи недуг.
  • Сон - лучшее лекарство.
  • Лук и баня все правят.
  • Холода не бойся, по пояс мойся.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • В мороз заснуть легко, проснуться трудно.
  • Если бы знал, где упаду, соломки бы подстелил.
  • Когда я ем, то глух и нем.
  • Вкусна рыбка, да опасна косточка.
  • Чай горячий пей, на себя не лей.
  • Живи разумом, так и лекаря не надо.
  • В здоровом теле - здоровый дух.
  • Береги здоровье смолоду.
  • Здоров - скачет, захворал - плачет.
  • Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
  • Бег не красен, да здоров.
  • Без надобности не лечись – здоровее будешь.
  • Без сна не проживешь.
  • Болезни входят через рот.
  • Болезнь не беда, коли есть хлеб да вода.
  • Болезнь приходит бегом, а уходит медленным шагом.
  • Болезнь с грязью в дружбе.
  • Болезнь человека не красит.
  • Боль даже на пальце ноги отражается в груди.
  • Боль легче переносится, если не думаешь о ней.
  • Больному все немило.
  • Больному не до разговора, уставшему – не до игры.
  • Вода все очищает.
  • Всякое дело поправимо, если человек здоров.
  • Где де вода, там и жизнь.
  • Гнев человеку сушит кости и рушит сердце.
  • Головная боль сном проходит.
  • Дай работу телу – отдохнет голова.
  • Два часа собирался, два часа умывался, один час утирался, сутки одевался.
  • Дерево держится своими корнями, а человек пищей.
  • Доброе семя, добрый и всход.
  • Если занемог, лечи болезнь в самом начале.
  • Ешь соленья, думая о последствиях.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • За общим столом еда вкуснее.
  • Здоровье за деньги не купишь.
  • Здоровый не испытывает боли, которая свойственна больному.
  • Здоровье дороже богатства.
  • Здоровье и труд рядом идут.
  • Здоровье подорвать – самому себя обворовать.
  • И из маленького прыщика может образоваться большая опухоль.
  • И лекарство  в излишке – яд.
  • И сахарная болезнь не сладкая.
  • Крепок телом – богат и делом.
  • Кто день пропустил зарядку, тот на день постарел.
  • Кто ест соль, тот пьет воду.
  • Кто зря сердит, у того голова болит.
  • Кто от жира еле дышит – здоровьем не пышит.
  • Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.
  • Лекарством можно излечить болезнь, но нельзя укрепить здоровье.
  • Лечи легкую болезнь, пока она тяжелой не стала.
  • Ложись спать с голодным желудком – проснешься бодрым.
  • Люди друг для друга и лекарство, и болезни.
  • Мало хотеть, надо уметь.
  • Мельница сильна водой, а человек едой.
  • Мозоль не пуля, а с ног валит.
  • На руке нарыв, а все тело болит.
  • Научись ценить здоровье, прежде чем заболеешь.
  • Не бранись – состаришься.
  • Не все в рот, что око видит.
  • Не всякое лекарство на пользу, как и не всякая пища.
  • Не глотай, не прожевавши, не болтай, не подумавши.
  • Не горячись: на черепе трещина будет.
  • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
  • Не зная броду, не суйся в воду.
  • Не пей воды из грязного источника, не отдыхай в тени ядовитого дерева.
  • Не пей воды из посуды, в которой не видно дна.
  • Не рад больной и золотой кровати.
  • Не тот спортсмен, кто в детстве прыгает, а тот, кто под старость бегает.
  • Небо желтеет – к дождю, а человек – к болезни.
  • Нога споткнется, а голове достается.
  • От радости старики молодеют, от печали молодые худеют.
  • От умеренной еды – сила, а от обильной могила.
  • Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
  • Посочувствовать больному – вернуть ему половину здоровья.
  • Правильное дыхание так же необходимо, как и пища.
  • Про болезни говорить, себе вредить.
  • Работай сидя, отдыхай стоя.
  • Раньше начнешь, раньше и поспеешь.
  • Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки.
  • Самая острая боль та, что беспокоит сейчас.
  • Скажи мне как ты спишь, и я скажу, как ты утомляешься.
  • Соблюдай режим труда и быта – будет здоровье крепче гранита.
  • Совершать после еды прогулку лучше, чем держать у себя аптеку.
  • Спорт сочетаешь с делом – здоров душой и телом.
  • Тяжелую болезнь хорошая пища лечит.
  • Ужин не нужен, был бы обед дружен.
  • Ум да здоровье всего дороже.
  • Умеренный в еде  - всегда здоров.
  • Холода не бойся, сам по пояс мойся.
  • Хорошо прожеванное – наполовину переваренное.
  • Царапина была – не лечил, стала язвой – вылечить хочет.
  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
  • Чем крепче сон, тем ярче мысли.
  • Шутка – минутка, а заряжает на час.

ЗИМА

  • Летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь.
  • Август собирает, а зима поедает.
  • Готовь летом сани, а зимой телегу.
  • Зимой солнце сквозь слезы смеется.
  • Зима — не лето, в шубу одета.
  • В зимней шубке и морозы — шутка.
  • Зима лодыря морозит.
  • В зимний холод всякий молод.
  • В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.
  • Не пугай, зима: придёт весна.
  • Зимой морозы, а летом грозы.
  • Сугроб да вьюга — два друга.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Мороз невелик, да стоять невелит.

ДЕКАБРЬ

  • Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет.
  • В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.
  • Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
  • В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
  • Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
  • Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
  • Декабрь — стужайло, на всю зиму землю студит.
  • Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
  • Декабрь спросит, что летом припасено.
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • Декабрь — ветрозим, студень.
  • Декабрь — шапка зимы.

ЯНВАРЬ

  • Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
  • С января солнце на лето поворачивает, а зима — на мороз.
  • Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
  • Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.
  • Январь трещит — лед на реке впросинь красит.
  • Январь — году начало, зиме — середина.
  • В январе и горшок на печи замерзает.
  • Месяц январь — зимы государь.
  • Январь — весне дедушка.

ФЕВРАЛЬ

  • Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
  • Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает.
  • Начало февраля погожее — весну жди раннюю, пригожую.
  • Февраль коль морозом не возьмет, то все дороги заметет.
  • Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
  • Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
  • Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.
  • Бокогреюшко — февраль, он теплом обычно враль.
  • В феврале зима с весной встретятся впервой.
  • Февраль зиму выдувает, а март ломает.
  • Вьюги да метели под февраль полетели.
  • Февраль воду подпустит, март подберет.
  • Февраль силен метелью, а март капелью.
  • Февраль строит мосты, а март их ломает.
  • У февраля два друга — метель и вьюга.
  • Февраль богат снегом, апрель — водою.
  • Февраль три часа дня прибавит.

ВОДА

  • Вода камень точит
  • Не зная броду, не суйся в воду.
  • Под лежачий камень вода не течет
  • Воду в ступе толочь — вода и будет.
  • Пролитую воду не соберешь.
  • Тихие воды глубоки.
  • Часом с квасом, порой с водой.
  • Это вилами на воде писано.
  • Апрель водою славен.
  • Апрель всех напоит.
  • Апрель открывает ключи и воды.
  • Апрель с водою — май с травою
  • Апрельские ручьи землю будят.
  • Бывает порою, течет и вода горою.
  • Быль что смола, а небыль что вода.
  • В марте вода, в апреле трава.
  • Вешней воды царь не уймет, вода путь найдет.
  • Вниз вода несет, а вверх кабала ведет.
  • Вода и землю точит и камень долбит.
  • Вода и мельницу ломает.
  • Вода камень точит.
  • Вода не мутит ума.
  • Вода о воде не плачет.
  • Вода плотину рвет.
  • Вода студёна - тело ядрено.
  • Вода-то близко, да ходить склизко.
  • Воду в ступе толочь - вода и будет.
  • Выроешь колодец глубоко, будет вода стоять высоко.
  • Где вода была, там и будет; куда деньга пошла там и скопится.
  • Где вода напрет, тут и ход найдет.
  • Где вода, там и беда.
  • Где вода, там и верба, где верба, там и вода.
  • Где вода, там и суда.
  • Где солнце пригреет, там и вода примелеет.
  • Длинные капельники (сосульки) - долгий лен.
  • Ждать воды - не беда, да пришла бы вода.
  • Куда вода течет, туда и щепу несет.
  • Лучше вода в радости, чем брага в печали.
  • Людское счастье, что вода в бредне.
  • Полая вода снесет ворота.
  • Тиха вода, да омуты глубоки.
  • Февраль воду подпустит, март подберет (о заморозках).
  • В воде не тонет, и в огне не горит
  • Если в кране нет воды - воду выпили жиды
  • Замолчал, как воды в рот набрал
  • И в мутной воде рыбу ловят
  • Их водой не разольешь (Друзья - не разлей вода)
  • Как повадится кувшин по воду ходить, так ему там и голову положить
  • Как с гуся вода
  • Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой
  • Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить
  • Много с тех пор воды утекло
  • На обиженных воду возят
  • Не зная броду, не лезь в воду
  • Неразумного учить - в бездонную кадку воду лить
  • Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
  • Обжегшись на молоке, дуют на воду
  • Он сух из воды выйдет
  • По морю плавал, а воды не видел
  • Под лежачий камень вода не течет
  • Посуленное вилами на воде писано
  • Прошел сквозь огонь, и воду, и медные трубы
  • С водой ребёнка выплеснули
  • С лица воду не пить
  • С тобой говорить - решетом воду носить
  • Сколь воду ни варить, все вода будет
  • Хлеб да вода - крестьянская еда.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Апрельские ручьи землю будят.
  • Вода камень точит.
  • Воду в ступе толочь - вода и будет.
  • Где солнце пригреет, там и вода примелеет.
  • Длинные сосульки - долгий лен.
  • Ждать воды - не беда, да пришла бы вода.
  • Тиха вода, да омуты глубоки.
  • В тихом омуте черти водятся.
  • Замолчал, как воды в рот набрал
  • И в мутной воде рыбу ловят
  • Друзья - не разлей вода
  • Как с гуся вода
  • Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой
  • Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить
  • Много с тех пор воды утекло
  • На обиженных воду возят
  • Не зная броду, не лезь в воду
  • Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
  • Обжегшись на молоке, дуют на воду
  • Под лежачий камень вода не течет
  • Прошел сквозь огонь, и воду, и медные трубы
  • Сколь воду ни варить, все вода будет
  • Хлеб да вода - крестьянская еда.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Река узнается в течении, человек — в беседе.
  • Как рыба в воде!

  • Стоя у ручья, не ценят воду.
  • Вилами по воде писано.
  • В решете воду не носят
  • Вода путь найдет.
  • Правда в воде не тонет, в огне не горит.
  • Не плюй в колодезь - пригодится воды напиться.
  • Воды жалеть - кашу не сварить.



Предварительный просмотр:

Систематизация речевого материала по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.

Занятие 1.

Запомнить правила:

1. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

2. Имена, клички животных, названия рек, городов пишутся с большой буквы.

3. Слова в предложениях пишутся отдельно.

4. В конце предложения ставится точка (восклицательный, вопросительный знак).

Занятие 2.

Полный анализ слова: Условные обозначения: гласный звук — красный квадрат; Согласный звук (твердый) — синий квадрат; Согласный звук (мягкий) — зеленый квадрат; Слово — длинная полоска; Слог — короткая полоска.

Пример:   слово "пила" — 2 слога, 4 звука: 2 гласных, 2 согласных: 1 твердый, 1 мягкий,

Занятие 3.

Звук и буква А, а

1. Вспомнить, что "а" — гласный.

2. Назвать слова со звуком "а".

3. Определить место звука "а" в словах: аист, утка, мак, муха.

4. В названии каких овощей есть звук "а"? (репа, капуста, кабачок, тыква, картошка, баклажан).

5. Запомнить буквы А, а. На что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

(С. Маршак) А — начало алфавита, Тем она и знаменита.

А узнать ее легко: Ноги ставит широко.

(А. Шибаев)

6. Выложить буквы А, а из счетных палочек, цепочки, веревочки.

7. Напечатать буквы А, а.

Запомнить, что большая буква пишется в две клеточки, маленькая — в одну. Расстояние между букв в строчке — 1 клетка.

8. Сделать полный анализ слов "бак", "вата". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Дописать недостающие элементы букв. (Далее на усмотрение логопеда).

Занятие 4.

Звук и буква У, у

1. Вспомнить, что "у" — гласный.

2. Подумать и назвать слова со звуком "у", определить место звука "у" в них.

3. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: улица, танк, куст, аист (утка).

4. На что похожа буква "у"?

У — сучок. В любом лесу Ты увидишь букву "у".

(В. Степанов)

Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву повесить пальто. (У. Тарлапан)

5. Выложить букву "у" из счетных палочек, цепочки, веревочки.

6. Напечатать буквы У, у. Следить за соблюдением интервалов между буквами.

7. Напечатать слоги ау, уа. Расстояние между слогами в строчке — 2 клетки.

8. Сделать полный анализ слов "пух", "муха". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Какие слова подойдут к данным схемам:

У — (ус, ум, ух)

у — — (ухо, уха, ура)

У — — — (утро, урок)

—У— (суп, дуб, лук, душ)

10. Написать буквы, которые видишь (далее па усмотрение логопеда):

 Занятие 5.

 Звук и буква М, м

1. Запомнить, что "м" — согласный, звонкий, твердый.

2. Назвать продукты питания, начинающиеся на звук "м" (масло, макароны, мука, манка, молоко, морс).

3. Определить место звука "м" в словах: мох, дом, дама, малина, лимон.

4. Вспомнить и назвать слова, начинающиеся на слог:

Ма..... (мама, мак, машина, майка) Му..... (муха, муравей, музыка, мука).

5. На что похожа буква "м"?

Взявшись за руки мы встали И на М похожи стали.

(В. Степанов) Хорошо известно всем: Где метро, там буква М. (А. Шитаев)

6. Выложить букву "м" из счетных палочек, веревочки.

7. Напечатать буквы М, м; слоги: ам, ум, ма, му; слово мама.

8. Сделать полный анализ слов "дом", "мука". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Отгадать и назвать слова, которые подходят к этим схемам:

М — — (мак, мал, мох, мул, мыл, миг) — — М (дом, ком, сом, моль, дым, сам)

10. Дописать недостающие элементы (буква М).

Занятие 6.

Звук и буква О, о

1. Вспомнить, что "о" — гласный.

2. Вспомнить и назвать слова на звук "о".

3. Определить место звука "о" в словах: дом, овод, гном, пальто, обувь.

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: осень, кот, ноты, автобус (окна).

5. На что похожа буква "о"?

В старом дереве дупло Ну совсем как буква "о".

(В. Степанов) Посмотри на колесо И увидишь букву "о".

(А.Шибаев) В этой букве нет угла. Оттого она кругла. До того она кругла Покатиться бы могла. (Е. Тарлапан)

6. Выложить букву О из веревочки, цепочки.

7. Напечатать буквы О, о; слоги: ом, мо, мом, ум, ам.

8. Сделать полный анализ слов "мох", "нота". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Какие слова подойдут к схеме:

— О — (рот, дом, мох, нос, сон, пол, гол, вол)

10. Написать буквы, которые видишь среди многих.

Занятие 7.

Звук и буква П, п.

1. Вспомнить, что "п" — согласный, глухой, твердый.

2. Назвать одежду на звук "п" (пальто, плащ, платье, пуловер).

3. Определить место звука "п" в словах: паук, тапки, пух, суп.

4. Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог:

Па..... (папа, палец, панама, паутина, палуба) По..... (пол, пони, палка, поезд, поле, повар, попчик) Пу..... (пух, пума, пушка, пудель, пуля)

5. На что похожа буква "п"?

На хоккее, на футболе Буква П — ворота в поле. (В. Степанов) Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали. — Ну-ка, милый не ленись — Подойди да подтянись. (А. Шибаев)

6. Выложить букву "п" из счетных палочек, цепочек.

7. Напечатать буквы П, п; слоги: ап, уп, оп, па, пу, по; слова поп, пуп, папа. Расстояние между словами в строчке — 2 клетки.

8. Сделать полный анализ слова "пума". Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Подобрать и назвать слова к схеме: П — — (пух, пол, поп, пир)

10. Дописать недостающие элементы (буква П).

11. Напечатать знакомые буквы, "спрятанные" в этом рисунке.

Занятие 8.

Звук и буква Т, т

1. Запомнить, что "т" — согласный, глухой, твердый.

2. Вспомнить посуду, в названии которой есть звук "т" (тарелка, кастрюля, стакан, розетка)

3. Определить место звука "т" в словах: кот, тумба, каток, канат, ноты.

4. Назвать имена детей, начинающиеся на слог: Та..... (Таня, Тамара, Тарас) То..... (Толя, Тома, Тося, Том)

5. На что похожа буква "т"?

Молоток стучит: 'Тук-тук! Букве Т я старый друг".

(В. Степанов) Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том. Т в антенну превратилось И на крыше очутилось. (А. Шибаев)

6. Выложить букву "т" из счетных палочек, веревочек.

7. Напечатать буквы Т, т; слоги: ат, ут, от, уат, та, ту, то; слова: тут, тот, там, том, пот, Тома.

8. Запомнить, что с большой буквы пишем имена, названия городов, рек и первое слово в предложении.

9. Напечатать предложения:

Тут Тома. Там Том.

Запомнить, что слова в предложениях пишутся отдельно. В конце предложения   ставится точка.

Сделать полный анализ слова "туман". Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

10. Подобрать слова к данным схемам:

Т — — (том, так, ток, тур)

— — Т (кот, сыт, вот, тот, лот, пот)

11. Дописать недостающие элементы (буква Т).

Занятие 9.

Звук и буква К, к

1. Вспомнить, что "к" — согласный, глухой, твердый.

2. Назвать одинаковый звук в словах: бык, тыква, конь, мак. Определить позицию звука "к" в словах.

3. Подумать и назвать мебель со звуком "к" (кровать, шкаф, кресло, тумбочка, табуретка, полка).

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: кофта, обувь, танк (кот).

5. На что похожа буква "к"?

Сигнальщик держит два флажка. С флажками он как буква К. (В. Степанов) Два столба стояли рядом. Вдруг один переломился И к другому прислонился. (Л. Леонова)

6. Выложить букву "к" из счетных палочек, цепочек, веревочек.

7. Напечатать буквы К, к; слоги: ак, ук, ок, уак, аок, аук, ка, ку, ко; слова: как, кок, кот, мак, ком; предложение: Тут кот.

8. Сделать полный анализ слов "кони", "утка". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Дописать недостающие элементы (буква К).

10. Написать буквы, которые увидел(а).

Занятие 10.

Звук и буква Э, э

1. Вспомнить, что "э" — гласный.

2. Подумать и назвать слова на звук "э" (эхо, этаж, эскимо, этажерка, эмблема, эфиоп).

3. Определить позицию звука "э" в словах: поэт, эльф, статуэтка, эвкалипт.

4. Отгадать имя девочки по первым буквам слов: мак, антенна, эскимос, машина (Эмма).

5. На что похожа буква "э"?

Это — Э

С открытым ртом И большущим языком. (Г. Юдин)

6. Выложить букву "э" из веревочек, цепочек.

7. Напечатать буквы Э, э; слоги: эм, эп, эт, эк, мэ, пэ, тэ, кэ; слова: это, эму, Эмма; предложения: Тут Эмма. Там эму.

8. Сделать полный анализ слова "эму".

9. Подобрать слова к схеме: Э — — (это, эхо, эму, эра).

10. Дописать недостающие элементы (буква Э).

11. Найти букву "э".

Занятие 11.

Звук и буква Н, н.

1. Запомнить, что "н" — согласный, звонкий, твердый.

2. Определить позицию звука "н" в словах: окна, ноль, лен, нота, сон.

3. Назвать части тела со звуком "н" (нос, ноги, спина, колено, ногти).

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: носорог, осы, туча, апельсин (нота).

5. На что похожа буква "н"?

Там я букву Н найду,

 Где гамак висит в саду.

(В. Степанов)

На букве Н Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

(Е. Тарлапан)

6. Выложить букву "н" из счетных палочек, цепочек.

7. Напечатать буквы Н, н; слоги: ан, ун, он, эн, на, ну, но, нэ; слова: тон, пан, нота, Ната; предложение: Вот Ната.

8. Написать буквенный диктант (писать большие и маленькие буквы по памяти): У, А, п, т, а, О, к, э.

9. Сделать полный анализ слова "канат". Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

10. Расставить буквы в соответствии с их порядковыми номерами. Полученное слово записать.

4231

КАНТ     (танк)

11. Дописать недостающие элементы (буква Н).

12. Написать буквы, которые видишь.

Занятие 12.

Звук и букваХ, х.

1. Запомнить, что "х" — согласный, глухой, твердый.

2. Вспомнить и назвать продукты питания со звуком "х" (хлеб, сахар, халва, сухари).

3. Определить позицию звука "х" в словах: мох, хобот, бухта, хомяк, мех.

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: мыло, ухо, хомяк, аист — (муха).

5. На что похожа буква "х"?

X — забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка —

Ветру вольному подружка.

(В. Степанов)

6. Выложить букву "х" из счетных палочек, веревочек, цепочек.

7. Напечатать буквы X, х; слоги: ах, ух, ох, эх, ха, ху, хо, хэ; слова: мох, пух, уха, муха, хата; предложение: Эта муха тут.

8. Сделать полный анализ слова "хвост". Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Дописать недостающие элементы (буква X).

10. Напечатать буквы, которые видишь.

Занятие 13.

Звук и буква Ы.

1. Вспомнить, что "ы" — гласный.

2. Назвать слова со звуком "ы" (дыня, дым, коты, диваны, тыква, бык).

3. Определить позицию звука "ы" в словах: пыль, винты, улыбка, годы.

4. На что похожа буква "ы"?

Вот топор. Полено рядом, Получилось то, что надо: Получилась буква Ы — Все мы знать ее должны. (В. Степанов) А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)

5. Выложить букву "ы" из веревочек, цепочек.

6. Напечатать букву Ы; слоги: ым, ып, ыт, ык, ын, ых, мы, пы, ты, кы, ны, хы; слова: ноты, мамы, папы; предложение: У мамы ноты.

7. Сделать полный анализ слова "ноты". Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

8. Подобрать слова к данным схемам:

— ы — (бык, сыр, дым, мыс, рык, тыл)

— ы — — (рыба, дыра, мыло, лыжи)

— — — ы (куры, горы, норы, коты, лапы, ноты)

9. Дописать недостающие элементы (буква Ы).

10. Найти букву Ы среди других.

Занятие 14.

Звук и буква Ф, ф.

1. Запомнить, что "ф" — согласный, глухой, твердый.

2. Определить место звука "ф" в словах: буфет, фонтан, гольф, фантик, конфета.

3. Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог: Фа..... (факел, фара, фамилия, фазан, факир, фабрика) Фо..... (форма, фокус, фон, фото, форточка)

4. На что похожа буква "ф"?

С этой буквой на носу Филин прячется в лесу.

(Е. Тарлапан) Федя ходит руки в боки, Значит, выучил уроки. (Г. Виеру)

5. Выложить букву "ф" из цепочек, веревочек.

6. Напечатать букву Ф, ф; слоги: аф, уф, оф, ыф, фа, фу, фо, фы.

7. Сделать полный анализ слова "фант". Зарисовать схему, под схемой напечатать знакомые буквы на своих местах.

8. Дописать недостающие элементы (буква Ф).

9. Напечатать буквы, которые видишь.

Занятие 15.

Звук и буква Б, б.

1. Запомнить, что "б" — согласный, звонкий, твердый.

2. Вспомнить и назвать слова со звуком "б".

3. Определить место звука "б" в словах: банан, губы, буквы, соболь.

4. Назвать животных со звуком "б" (бык, буйвол, кабан, собака, баран, зебра, бобр, соболь, бизон).

5. Придумать как можно больше слов на слог: Ба..... (баня, банка, бабушка, баран, башня, башмак). Бу..... (бутон, бутылка, булка, бусы, бугор, бумага).

6. На что похожа буква "б"?

Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком.

(А. Шибаев)

Вот посмотрите — кто такой, Загородив дорогу, стоит с протянутой рукой, Согнув баранкой ногу. (С. Маршак)

7. Выложить букву "б" из цепочек, веревочек.

8. Напечатать буквы Б, б; слоги: ба, бу, бо, бэ, бы; слова: бак, бум, баба, батон, бутон; предложения: Там бутон. Тут батон.

9. Продолжить цепочку слов, меняя только одну гласную в слове:

Бок — (бак — бук — бык)

10. Сделать полный анализ слова "банка". Зарисовать схему, под схемой напечатать буквы на своих местах.

11. Поменять местами слоги в слове "банка". Полученное слово записать.

12. Дописать недостающие элементы (буква Б).

Занятие 16.

Звук и буква Д, д

1. Запомнить, что "д" — согласный, звонкий, твердый.

2. Назвать слова на звук "д" (дом, душ, дама, дым, дорога, друг, дверь, дуб)

3. Определить позицию звука ид" в именах: Даша, Федот, Лида, Данила, Богдан.

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: муха, обувь, дом, автобус (мода).

5. На что похожа буква "д"?

Вот стоит, дымок пуская, Буква Д — труба печная.

(В. Степанов) Видны за окнами дома И дети на дорожках. А вот и буква Д сама На самоварных ножках. (С. Маршак)

6. Выложить букву из счетных палочек, цепочек, веревочек.

7. Напечатать буквы Д, д; слоги: да, ду, до, ды, дэ; слова: дам, дом, дым, дама, мода; предложения: Тут дом. Дама дома.

8. Расставить буквы по росту и составить слово.

УыДб

Ответить на вопросы:

—   Сколько слогов в слове? Какой первый (второй)?

—   Сколько гласных в слове? Какие? Сколько согласных? Какие?

9. Дописать недостающие элементы (буква Д).

10. Назвать, какие буквы спрятались. Напечатать их.

Занятие 17.

Звук и буква Г, г

1. Запомнить, что "г" — соглаеный, звонкий, твердый.

2. Назвать фрукты со звуком "г" (груша, виноград, гранат, манго).

3. Определить место звука "г" в словах: гайка, книга, губы, нога, голова.

4. Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог: Га..... (гамак, галка, гармонь, гараж, гайка, Галя, газон, галстук)

Го..... (год, город, гость, горький)

Гу..... (гусь, гуашь, гусеница, гусенок, губка)

5. На что похожа буква "г"?

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

(С. Маршак)

Букву на плече носил,

На лугу траву косил.

(Е. Тарлапан)

6. Выложить букву "г" из счетных палочек, веревочек, цепочек.

7. Напечатать буквы Г, г; слоги: га, гу, го, гы; слова: гам, губы, гудок, гамак; предложения: Там гамак. Тут губы.

8. Сделать полный анализ слова "гамак". Зарисовать схему, под схемой напечатать буквы на своих местах.

9. Найти слова в слове: — гамак —    (гам, мак).

10. Показать и обвести правильную букву "г".

11. Дописать недостающие элементы (буква Г).

Занятие 18.

Звук и буква В, в

1. Запомнить, что "в" — согласный, звонкий, твердый.

2. Назвать имена на звук "в" (Вова, Ваня, Валя, Вася, Владик, Варя).

3. Подумать и назвать птиц со звуком "в" (ворона, воробей, иволга, сова, скворец, жаворонок).

4. Определить позицию звука "в" в словах: вата, тыква, вода, диван.

5. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: ворона, аист, ножницы, ноты, автобус (ванна).

6. На что похожа буква "в"?

Палочка, рядом две ровные дужки -Вот и готовы очки... для лягушки.

(Е. Тарлапан) Вот буква В видна вдали —

Красивая, витая,

Как будто крендель испекли

Приезжих поджидая.

(С. Маршак)

7. Выложить букву "в" из цепочек, веревочек.

8. Напечатать буквы В, в; слоги: ва, во, ву, вы, вэ; слова: вам, вот, вон, вата, ванна; предложения: Вот ванна. Вот вата.

9. Сделать полный анализ слов "вагон", "вдох". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы.

10. Расставить правильно слоги и напечатать получившиеся слова:

вы   —   бук та   —   ва

11. Дописать недостающие элементы (буква В).

12. Назвать какие буквы спрятались. Напечатать их.

Занятие 19.

Звук и буква Л, л.

1. Вспомнить, что "л" — согласный, звонкий, твердый.

2. Назвать игрушки со звуком "л" (лопатка, кукла, лошадка, слоненок, голыш, скакалка).

3. Определить позицию звука "л" в словах: лупа, пол, вилка, гол, полка.

4. Подумать и назвать слова, начинающиеся на слог:

Л а..... (лампа, лавка, ладонь, лама, ласточка)

Л у..... (лупа, лужа, лук, луна)

Ло..... (ложка, лошадь, лом, локоть, лодка)

5. На что похожа буква "л"?

Люди, видите слона? Хобот есть. Нога видна. (Г. Виеру)

Алфавит продолжит наш Буква Л — лесной шалаш. (В. Степанов)

6. Выложить букву "л" из цепочек, веревочек.

7. Напечатать буквы Л, л; слоги: ал, ул, ол, ыл, эл, ла, лу, ло, лы, лэ; слова: лак, лук, лупа, лапа, галка, флот; предложения: Вот лак. Тут галка.

8. Сделать полный анализ слов "лупа", "плот". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Продолжить цепочку слов, меняя только одну гласную в слове:

Мал — ..... (мол, мул, мыл)

10. Назвать слова, которые подходят к этим схемам:

Л — — (лак, лук, лоб, лом, лад)

— — Л (гол, пол, вол, бил, кол, мал)

11.         Дописать недостающие элементы (буква Л).

12. Написать буквы, которые видишь.

 Занятие 20.

Звук и буква И, и.

1. Вспомнить, что "и" — гласный. Запомнить, что "и" смягчает предыдущую согласную и она читается мягко (пики).

2. Назвать имена на звук "и" (Инна, Игорь, Ира, Илья, Иван).

3. Определить место звука "и" в словах: иней, липа, ноги, кино, индюк.

4. Отгадать имя мальчика по первым звукам слов: игрушки, валенки, автобус, нос (Иван).

5. На что похожа буква "и"?

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

(В. Степанов)

6. Выложить букву "и" из счетных палочек, цепочек.

7. Напечатать буквы И, и; слоги: им, ип, ик, ми, пи, ти, ки; слова: кит, пик, ива, Иван; предложения: Вот ива. У ивы Иван.

8. Сделать полный анализ слов "вилка", "клин". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Расставить правильно слоги и напечатать получившиеся слова:

НО —КИ,     ВАН —ДИ,      ГА —КНИ

10.         Дописать недостающие элементы (буква И).

11. Отгадать ребус: "и"   в   "а"

Занятие 21.

Звук и буква С, с.

1. Вспомнить, что "с" — согласный, глухой, твердый.

2. Определить позицию звука "с" в словах: сок, нос, коса, поднос, сова.

3. Придумать и назвать животных со звуком "с". (собака, свинья, лиса, слон, барс).

4. Назвать слова, начинающиеся на слог: Са..... (сани, сад, сабля, самокат, салат, сапоги) Су..... (сушка, судно, сухари, суп) Со..... (сосны, соль, сода, соболь, совы, Соня)

5. На что похожа буква "с"?

Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом. (В. Степанов) Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. (Г. Виеру)

6. Выложить букву "с" из веревочек, цепочек.

7. Напечатать буквы С, с; слоги: ас, ус, ос, ыс, эс, ис, са, су, со, сы, сэ, си; слова: сок, сад, сын, осы, косы, Алиса, каска; предложения: Вот Алиса. У Алисы косы.

8. Расставить буквы в соответствии с порядковыми номерами. Сделать полный анализ получившегося слова. 4231 Т   И С Л

9. Продолжить цепочку слов, меняя только одну любую букву в слове:

Сок — ... (сук — лук — лак — мак — бак — как — кок — кот — ком — кол — пол...)

10. Назвать слова, которые подходят к этим схемам: С — — (сок, сук, сын, сон, сом, суп...) — — С (нос, вес, лес, пес, бас, лис...)

11. Найти правильную букву "с":

12. Отгадать ребус:    100   ЛБ     (СТОЛБ).

Занятие 22.

Звук и буква 3, з.

1. Вспомнить, что "з" — согласный, звонкий, твердый.

2. Назвать имена со звуком "з" (Лиза, Зоя, Захар, Роза, Злата).

3. Определить позицию звука "з" в словах: зубы, гнездо, ваза, забор.

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: заяц, осы, нос, туфли (зонт).

5. На что похожа буква "з"?

На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три. (С. Маршак) 3 не просто завитушка, 3 — пружинка, крендель, стружка. (В. Степанов)

6. Выложить букву "з" из цепочки, веревочки.

7. Написать буквы 3, з; слоги: за, зу, зо, зы, зэ, зи; слова: зал, тазы, козы, Лиза, зонт; предложения: Вот Лиза. У Лизы зонт.

8. Расставить буквы по росту и составить слово. Сделать полный анализ этого слова. Зарисовать схему, напечатать знакомые буквы на своих местах.

МИаЗ

9. Составить слова из слогов (зу, ва, бы, за). Напечатать получившиеся слова.

10. Найди правильную букву "з".

11. Назвать и показать знакомые буквы, "спрятанные" в рисунке.

Занятие 23.

Звук и буква Ш, ш.

1. Вспомнить, что "ш" — согласный, глухой, всегда твердый.

2. Определить позицию звука "ш" в словах: душ, машина, шапка, катушка.

3. Отгадать название одежды по первым звукам каждого слова: шар, улитка, барабан, автомат (шуба).

4. Назвать слова, начинающиеся на слог: Ша..... (шайба, шалаш, шапка, шахматы) Шу..... (шуба, шум, шуруп)

5. На что похожа буква "ш"?

На что похожа буква Ш? На зубья этого ковша.

(В. Степанов) Посмотри на букву Ш — Буква очень хороша,

Потому что из нее Можно сделать Е и Е. (А. Шибаев)

6. Выложить букву "ш" из счетных палочек, цепочек.

7. Запомнить:    — ШИ — всегда пиши с буквой "И".

8. Напечатать буквы Ш, ш; слоги: аш, уш, ош, ыш, иш, ша, шу, шо, ши; слова: шум, наш, душ, Маша, Миша, шина, каша, шаги; предложения: У Маши каша. У Миши кошка.

9. Сделать полный анализ слова "мошки". Зарисовать схему, подсхемой напечатать знакомые буквы.

10. Найти слово в слове: КАМЫШИ (МЫШИ); МАШИНА (ШИНА).

11. Какие буквы пропущены в словах? Назвать слова. — — ша (Маша, Даша, каша, наша, ваша, Луша, туша...)

12. Дописать недостающие элементы (буква Ш).

 Занятие 24.

Звук и буква Ж, ж.

1. Вспомнить, что "ж" — согласный, звонкий, всегда твердый.

2. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: жираф, ананас, банка, автобус (жаба).

3. Назвать имена на звук "ж" (Женя, Жанна, Жора)

4. Определить позицию звука "ж" в словах: пижама, жилет, пиджак, жакет. Вспомни, как можно назвать все эти слова одним словом? (одежда).

5. На что похожа буква "ж"?

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж.

(С. Маршак) Это — Ж, а это — К, Целый жук и полжука. (А. Шибаев)

6. Выложить букву "ж" из счетных палочек, веревочек, цепочек.

7. Напечатать буквы Ж, ж; слоги: жа, жу, жо, жи; слова: жук, ужи, кожа, Жанна; предложения: Вот Жанна. У Жанны жук. В саду ужи.

8. Запомнить: "жи" — всегда пиши с буквой "и".

9. Сделать полный анализ слов "ужин", "живот". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

10. Составить слова из слогов (жи, ба, вот, жа). Напечатать получившиеся слова.

11. Расставить буквы в соответствии с их порядковыми номерами. Выложить слово из букв разрезной азбуки    Ж Л И Ы

12. Дописать недостающие элементы (буква Ж).

Занятие 25.

Звук и буква Щ, щ.

1. Запомнить, что "щ" — согласный, слухой, мягкий.

2. Вспомнить и назвать инструменты со звуком "щ" (щипцы, щетка, клещи).

3. Определить позицию звука "щ" в словах: щенок, клещи, щепка, ящик, лещ).

4. Отгадать слово по первым звукам каждого слова: щетка, иголка, табуретка (щит).

5. На что похожа буква "щ"?

На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан) Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам. (В. Степанов)

6. Выложить букву "щ" из счетных палочек, цепочек, веревочек.

7. Напечатать буквы Щ, щ; слоги: ащ, ощ, ущ, ищ, ща, ту, щи; слова: ищу, щука, плащ; предложения: У Сани плащ. В тазу щука.

8. Сделать полный анализ слов "щит", "щука". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Расставить буквы по росту и назвать слово.

АПщЛ

10.         Дописать недостающие элементы (буква Щ).

11. Найти правильную букву "щ".

Занятие 26.

Звук и буква Р, р.

1. Вспомнить, что "р" — согласный, звонкий, твердый.

2. Вспомнить и назвать профессии со звуком "р" (врач, продавец, строитель, шахтер, шофер).

3. Определить позицию звука "р" в словах: раковина, пароход, самовар, морковка, костер.

4. Назвать слова, начинающиеся на слог:

Ра..... (рак, рама, ракета, раковина)

Ро..... (робот, рок, рот, рог, ров)

Ру..... (рука, рубашка, ружье, руль)

Ры..... (рыба, рысь, рынок, рыжик, рыбак, рыбалка).

5. На что похожа буква "р"?

Буква Р — на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь. (В. Степанов) Ручка круглая у трости. Трость для деда сделал Костя. (Г. Виеру)

6. Выложить букву "р" из цепочек, веревочек.

7. Напечатать буквы Р, р; слоги: ар, ор. ур, ир, эр, ыр, ра, ро, ру, ры, ри, рэ; слова: рак, рис, шар, Рита, Рома, роза; предложения: У Риты розы. У Ромы шары.

8. Сделать полный анализ слов "мир", "шарик". Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Продолжить цепочку слов, меняя только одну любую букву в слове,

Рак — ..... (рок — рык — бык — бак — мак — лак — лук — сук — жук.....)

10. Назвать слова, которые подходят к этим схемам:

р — — (рак, рок, рог, рык, рис)

— — ра (нора, кора, гора, Вера, тара, фара)

11. Найди правильную букву "р".

12. Отгадать ребус: (ворона)

Занятие 27.

Звук и буква Ц, ц,

1. Вспомнить, что "ц" — согласный, глух'ой, твердый.

2. Подумать и назвать слова на букву "ц" (цифра, цепь, цыпленок, цветы, цирк).

3. Определить позицию звука "ц" в словах: цифра, пловец, птица, певец, цирк.

4. Придумать слова, оканчивающиеся на:

..... ца (синица, лисица, луковица, курица, медведица,

тигрица, овца, волчица)

..... цы (спицы, огурцы, птенцы, синицы, концы, скворцы,

кузнецы)

5.    На что похожа буква "ц"?

Буква — Ц

Внизу крючок,

Точно с краником бочок.

(Е. Тар лапан)

Вот такая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок — царапка

Как кошачья лапка.

(А. Шибаев)

6. Выложить букву "ц" из счетных палочек, цепочек, веревочек.

7. Напечатать буквы Ц, ц; слоги: ац, уц, оц, ыц, и ц, ца, цу, цо, цы, ци; слова: лицо, цапли, синица, птица; предложения: Вот синица. Синица — птица.

8. Сделать полный анализ слова "синица". Зарисовать схему, напечатать знакомые буквы на своих местах.

9. Расставить буквы в соответствии с их порядковыми номерами. Напечатать получившееся слово. 3142 Р    Ц   К   И

11. Дописать недостающие элементы (буква Ц).

12. Назвать, какие буквы "спрятались". Напечатать их

Занятие 28.

Звук и буква Ч, ч.

1. Запомнить, что "ч" — согласный, глухой, мягкий.

2. Назвать слова на звук "ч" (чайник, чубчик, чашка, чайка, чемодан, человек, чучело).

3. Вспомнить насекомых со звуком "ч" (кузнечик, бабочка, сверчок, паучок, светлячок).

4. Определить позицию звука "ч" в словах: чайка, меч, качели, мяч, речка, кирпич.

5. Отгадать слово по первым звукам каждого слова: лампа, удочка, чайник (луч).

6. На что похожа буква 'ч'?

Ч с четверкой спутал чижик И прочел: " Четыре ижик",

(Г.Виеру)

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

(В. Степанов)

7. Выложить букву "ч" из счетных палочек, цепочек, веревочек.

8. Напечатать буквы Ч, ч; слоги: ач, уч, оч, ыч, ич, ча, чу, чо, чи; слова: луч, дача, бычок, ручка, грач; предложения: Вот дача. На лугу бычок.

9. Расставить буквы по росту. Выложить слово из букв разрезной азбуки.

ЧТАУ

10. Продолжить цепочку слов, меняя только первую согласную в слове:

Бочка — (дочка — почка — кочка — ночка — точка — мочка)

11. Найти слово в слове: УДАЧА (ДАЧА), КОЧКИ (ОЧКИ), ЛУЧИ (УЧИ).

12. Найти правильную букву "ч"


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр: