Арт-терапия

Корякина Ольга Александровна

Методическая разработка рекомендована педагогам, педагогам-психологам  с целью повышения эффективности учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Октябрьский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

ул. Строителей, д. 28 А,  блок 2, п.г.т. Приобье, 628126

тел./факс 8(34678) 33-5-04, e-mail: ddtpriob@mail.ru ОКПО 54110995, ИНН/КПП 8614005460/861401001

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДО

«ДДТ «Новое поколение»

______________О.А.Осович

Методическая разработка

« АРТ – ГАРМОНИЯ»

Коррекционно-развивающая программа

«В мире с собой»

Составитель:  Корякина О.А.

педагог-психолог

МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение»

             гп. Приобье

          2020 г.

Пояснительная записка.

 «Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.

Арт-методы позволяют получить доступ к самым скрытым переживаниям ребенка и корректно помочь ему, особенно при обращении к тем реальным  проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. Работа над рисунками картинами, скульптурами – это безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К.Рудестам). Методы арт-терапии позволяют проработать  мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Помимо всего этого у ребенка развивается чувство внутреннего контроля, т.к. при проведении занятий задействованы кинестетические и зрительные анализаторы, что стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом – правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.

В процессе работы ребенок творчески самовыражается, развивает свои художественные способности в целом, повышает сои адаптационные способности за счет раскрытия внутренних ресурсов.

Цель данной индивидуальной арт-терапевтической программы – комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие.

Задачи:

- ослабление или устранение имеющихся у детей и подростков поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме депрессивных, тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций,  импульсивности, симптомов психосоматических расстройств;

- формирование положительной самооценки;

- реализация творческого потенциала;

- развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму.

Использование данной программы не предполагает  какие-либо возрастные ограничения, но разработана для детей среднего и старшего школьного возраста (12-17 лет), имеющих нарушения в эмоциональной сфере и личностной сфере (депрессии, фобии, тревожность, агрессивность, заниженную самооценку). Продолжительность занятий, учитывая специфику (индивидуальное творчество), не может быть строго регламентирована. В среднем, время на проведение одного занятия может составить от 1 часа до 2 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Возможно также реализация программы в форме групповой работы (от 3 до 10 человек), что приносит в работу некоторые коррективы по взаимодействию в группе (обсуждение и принятие правил работы в группе, групповое обсуждение результатов деятельности, групповая рефлексия).

 

Ожидаемые результаты:

  • Освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;
  • Адекватная самооценка;
  • Удовлетворенность собой и своим окружением;
  • Свобода творческого самопроявления;
  • Умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие и т.д.);
  • Раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
  • Стремление к самопознанию и самовыражению.
  • Развитое чувство внутреннего контроля.

Тематическое планирование

№ п/п

 

Тема занятия

 

Продолжительность занятия

 

 

Сроки реализации

1

Занятие 1. Вводное.

1-2 часа

1 неделя

2

Занятие 2. «Каракули».

1-2 часа

2 неделя

3

Занятие 3. «Рисуем чувство».

1-2 часа

3 неделя

4

Занятие 4. «Лепим свой страх».

1-2 часа

4 неделя

5

Занятие 5. «Истории в картинках».

1-2 часа

5 неделя

6

Занятие 6. «Монотипия».

1-2 часа

6 неделя

7

Занятие 7. Заключительное занятие.

1-2 часа

7 неделя

 

Занятие 1.

Вводное занятие.

1. В ходе собеседования с ребенком, ему предоставляется информация об особенностях планируемой работы. Подчеркивается, что на занятиях не требуется наличие каких-либо художественных способностей или навыков изобразительного искусства. Подчеркивается, что основной акцент делается на свободном выражении участником своих переживаний и чувств, с помощью имеющихся материалов. После получения согласия ребенка сотрудничать дается задание.

2. Настрой («разогрев»).

Инструкция: Закрой глаза и представь цвет, соответствующий твоему настроению. Опиши – какой это цвет? Каковы твои ощущения? Покажи этот цвет движением. Каково твое настроение на ощупь? Какой температуры?

3. Упражнение «Рисунок настроения». Настроение можно нарисовать. Используй любые изобразительные средства, создай образ своего настроения.

Задачи: снятие эмоционального напряжения, активизация воображения, экспрессивная деятельность.

Материалы: бумага А3, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, пастель, восковые мелки.

Продолжительность: 15-20 мин.

4. Рефлексивный анализ (10-15 мин).

 Занятие 2.

«Каракули».

Задача: релаксация, эмоциональное и моторное самовыражение, снятие внутреннего контроля, развитие воображения, получение диагностической информации,

1. Настрой. Рисуем воображаемые каракули в воздухе с закрытыми глазами.

2. Рисование каракулей на листе ватмана с закрытыми/открытыми глазами. Работа с полученным изображением.

Материалы: бумага А3/ватман, пастель, восковые мелки.

3. Рефлексивный анализ.

Занятие 3.

«Рисуем чувство: страх/гнев».

Задачи: отреагирование напряжения, страхов, фантазий в ином восприятии, развитие уверенности в себе, осознание возможной победы над тревогой, страхом.

Материалы: бумага А3, изобразительные средства – на выбор ребенка.

1.Настрой. Ребенку предлагается представить себе, что он в настоящий момент испытывает соответствующее чувство, припомнив ситуации, в которых оно проявляется. Предлагается подвигаться по комнате, если у него есть желание.

2. Рисунок чувства. Работа с рисунком.

3. Рефлексивный анализ.

 Занятие 4.

«Лепим свой страх (любое негативное чувство)».

Задача: экспрессия негативных переживаний, отреагирование страхов, фантазий в ином восприятии, развитие уверенности в себе, осознание возможной победы над тревогой, страхом, развитие моторики и становление произвольной регуляции деятельности.

Материал: пластилин, картон А4.

1.  Настрой. Ребенку предлагается представить себе, что он в настоящий момент испытывает соответствующее чувство, припомнив ситуации, в которых оно проявляется. Предлагается подвигаться по комнате, если у него есть желание. Предварительно предлагается взять кусок пластилина и разминать его.

2. Лепка. Ребенку предлагается вылепить свое негативное чувство. Обсуждение. Трансформация образа по желанию ребенка.

3. Рефлексивный анализ.

Занятие 5.

«Истории в картинках».

Задача: проработка и коррекция негативных переживаний, развитие уверенности в себе, осознание возможной победы над тревогой, страхом, развитие моторики и становление произвольной регуляции деятельности, самопознание и самосовершенствование,  диагностическая информация.

Материал: Листы А4, изобразительные средства – на выбор ребенка.

1. Настрой. Свободное рисование на листе бумаги формата А3. Ребенку предлагается автоматически, не задумываясь рисовать цветные линии в свободной манере. И предложить по окончании – описать рисунок от своего лица.

2. Ребенку предлагается нарисовать историю в картинках. Выбирается тематика соответствующая актуальным потребностям ребенка. Прорисовывается 6 этапов: С чего началось? Что изменилось в тебе самом? Самые страшные проявления? Что будут, когда это пройдет? Ты – сильный, смелый, здоровый. Будущее.

Рассказ истории.

3. Рефлексивный анализ.

 Занятие 6.

«Монотипия».

Задача: обращение к внутренним резервам.

Материал: краски гуашь, листы формата А5, пластиковая кассета для СД диска.

1. Настрой. Ребенку предлагается нарисовать красками какое-то самое неприятное для него чувство. Можно под музыкальное сопровождение (тревожная/монотонная музыкальная композиция), далее - самое приятное чувство.

2. Используя метод монотипии – создаем изображения: отвергаемый цвет, предпочитаемый цвет, смешивание.

Работа с кляксами.

3. Рефлексивный анализ.

 

Занятие 7. Заключительное занятие.

Задача: проявление «Я-концепции», самооценки, самопринятия.

Материал: по выбору ребенка.

Ребенок рисует или изготавливает композицию «Что было? Что есть? Что будет?». Рефлексивный анализ.

 Используемая литература:

  1. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.
  3. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.
  4. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия вАликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1.
  5. Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
  6. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
  7. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
  8. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.
  9. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб., 1999.
  10. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб., 2000.
  11. Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999.
  12. Фигдор Г. Детская агрессивность// Начальная школа. 1998. № 11/12.
  13. Письмо Минобразования России от 22.02.99 № 220/11-12// Начальная школа. 1999. № 9. С. 3.