Авторские разработки

Корякина Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Свой опыт я транслирую в популярных социальных сетях, таких как Инстаграм, Ютуб.

Там я делюсь интересными техниками, онлайн-занятиями, провожу прямые эфиры с подписчиками.

Ниже прилагаю ссылки на свои страницы:

https://youtube.com/channel/UCqryhq3bPpwvjUY-JrXImXw

https://instagram.com/_olga_aleksandrovna_k?igshid=89ohpggdp6ap



Предварительный просмотр:

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Октябрьский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

ул. Строителей, д. 28 А,  блок 2, п.г.т. Приобье, 628126

тел./факс 8(34678) 33-5-04, e-mail: ddtpriob@mail.ruОКПО 54110995, ИНН/КПП 8614005460/861401001


Дополнительная общеобразовательная программа

«Мир эмоций»

Составитель:

Корякина Ольга Александровна

педагог - психолог

Программа рассчитана на детей 10-15 лет

гп. Приобье, 2019г.

Оглавление

Пояснительная записка…….……………………………………………3

3

Цель и задачи…………………...………………………………………..3

Содержание программы………….……………………………………...4

5

Планируемые результаты………………………..……..…………….…7

9

Оценочные материалы………………………………………….……….8

1

Тренинг ««Пойми себя»…………………………….....Приложение №1

Собеседование «Я личность»………..…..…………….Приложение №2

Аттестация……………………………………………...Приложение №3

Условия реализации программы…………………...…Приложение №4

Формы аттестации……………………………………..Приложение №5

Методический материал……………………………….Приложение №6

Список литературы…………………………………….Приложение №7











Пояснительная записка

Состояние психологического здоровья детей и подростков имеет большое значение для обеспечения и поддержания устойчивого развития общества. Наряду с этим, в настоящее время становится ясно, что система образования должна быть важным фактором здравоохранения, обеспечивающим безопасность для развития ребенка в образовательной среде. На сегодняшний день в образовательной среде подросток испытывает информационный и эмоциональный стресс. Поэтому, основной задачей образовательного процесса должно быть развитие личности и создание безопасной для подростков школьной среды.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Тем самым, влияя на психологическое здоровья подростков. Навыки обладания своими эмоциями, развитием личностных качеств, а также, устойчивости к стрессам, помогут избежать тех или иных ситуаций. Данная программа разработана в соответствии с основными требованиями к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы и нормативных документов.

Актуальность настоящей программы соответствует основным направлениям современному развитию страны и обществу, она обусловлена необходимостью изучения подростками себя, своих эмоций, черт характера. Обучение подростков грамотно выходить из неприятных ситуаций, психологически помогая себе и обучать этому других.

Отличительные особенности данной программы, от уже существующих, заключается в том, что она даёт возможность подростку больше узнать о своем внутреннем мире, эмоциях, о способах управления ими, и сохранении своего психологического здоровья, а также, научиться бесконфликтному решению проблем. Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Дети приобретут навыки эффективного взаимодействия с окружающими.

Цель и задачи программы

Цель: Формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей, создание условий для развития нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Формирование социально-эмоционального благополучия подростков. Способствовать сохранению психологического здоровья, обучить навыкам контроля над раздражительностью, агрессией, застенчивостью, неуверенностью в себе и т.п.

Задачи:

предметные (обучающие)

  1. Способствовать знакомству учащихся с эмоциями человека и чертами характера;
  2. Обучить навыкам управления своими эмоциями в различных ситуациях;
  3. Обучить подростков приемам и методам, способствующим сохранению своего психологического здоровья.

метапредметные (развивающие)

1. Развивать умения контролировать свои эмоции, высказывать свое мнение, работать над самооценкой;

2. Развивать личностные качества, умения общения, взаимодействия.

3. Развивать коммуникативные навыки общения.

личностные (воспитательные)

1. Раскрыть творческий потенциал ребенка, высвобождение его скрытых, энергетических резервов;

2. Обучить детей приемлемым способам выражения своих эмоций в различных ситуациях;

3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство учащихся с помощью игры «Снежный ком» [4; С.28], установление контакта, создание доверительной атмосферы, выработка совместных эффективных правил общения на занятиях. Знакомство с правилами поведения на кружке, инструкциями по охране труда.

Раздел 2. Мой внутренний мир.

2.1. Я и мой внутренний мир.

Теория: Знакомство детей с внутренними миром человека - эмоциями, способами их управления, с объективными и субъективными их сторонами. Описание своих эмоций психологический разбор. Контроль эмоционального состояние в повседневной жизни.

Практика: Упражнение «Какой Я?», «Маски». Создать презентацию «Мой внутренний мир». Практические задания: «Смешные лица»[6; С.20], «Плохо - хорошо».

2.2. Изучение 10 фундаментальных эмоций.

Теория: 10 фундаментальных эмоций, их изучение. Психологический разбор и анализ. Знакомство детей с определением – эмоции, способами управлениями ими. Объективные и субъективные стороны эмоций. Обучение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Практика: Упражнение «Эмоциональная гимнастика», практические задания: «Смешные лица», «Что мы чувствуем и почему»[6; С.20], «Плохо - хорошо» [6; С.22].

2.3. Я и мои способы управления эмоциями.

Теория: Мои эмоции, способы управления ими. Как эмоции превращаются в чувства, их социальный фактор. Позитивный образ Я.

Практика: Упражнение «Какой Я?», «Покажи без слов». Работа в группах «Тренировка применения формулы Я - высказывания», проанализировать собственные эмоции. Создать презентацию «Мой внутренний мир».

2.4. Я и планета чувств.

Теория: Чувства человека, определение. Различия между чувствами и эмоциями. Приемы и способы управления такими чувствами как – агрессия, обида, злость - понятие этих чувств. Причины их проявления. Виды агрессии. Приемы общения с агрессивными людьми.

Практика: Тренинги: «Что мы чувствуем и почему», «Я и мои способы преодоления тревожности, неуверенности», «Признаки состояния тревожности». Просмотр тематического видеофильма, обсуждение. Проигрывание ситуаций с элементами агрессий. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь в ситуациях, когда…». Игра «Поменяйтесь местами те, кто…». Работа по группам, обсуждение ситуаций, вызывающих тревогу, описать их.

2.5. Гнев, злость. Приемлемые способы их выражения.

Теория: Гнев и злость, определение. Причины их проявления. Осознание своего состояния и освобождение от негативных эмоций. Способы преодоления этих состояний.

Практика: Тренинг «Что мы чувствуем и почему», «Мой гнев» [4; С.19], «Громче» [6; С.45]. Упражнение «Властелин своего гнева», «Рассерженные шарики» [1; С.36]. Работа в парах: составление списка «Способы выражения (выплескивания) гнева», работа с «Листом гнева».

2.6. Страх. Виды страхов. Как с ними справиться.

Теория: Страх, виды страхов, введение понятия. Способы мобилизации сил в ситуациях страха, приемы избавления от тревожного состояния. Стратегии реагирования на ситуацию страха. Самодиагностика тревожности.

Практика: Упражнения «На что похожи мои страхи», «Мы укротители», «Было и прошло». Рисование своих страхов, обсуждение рисунков.

2.7. Обида. Как простить обиду.

Теория: Что такое обида? Ее влияние на жизнь человека. Обида как манипуляция. Как вести себя с обидчивым человеком? 

Практика: Тренинг «Учимся прощать обиды», выполнить упражнения «Рюкзак с обидами», «11 фраз», «Копилка обид», составление памятки «Уходи обида прочь».

2.8. Конфликты, виды конфликтов, пути их решения.

Теория: Конфликт, определение. Причины и ситуации, порождающие конфликт. Объективные и субъективные причины конфликта. Способы разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций, техника проведения переговоров в конфликтной ситуации, ее сложностях.

Практика: Тренинги "Конфликты и причины их возникновения", «Учимся решать конфликты мирным путем». Обсуждение притчи «Как разобраться в конфликтной ситуации?», рассмотреть примеры школьных конфликтов, разбор и анализ конфликтной ситуации «Как в сказке».

2.9. Эмпатия. Что это такое?

Теория: Эмпатия, уровни эмпатии, ее развитие. Признаки наличия эмпатии у человека, хорошо ли быть эмпантом?

Практика: Упражнение «пойми другого», «Внутренний голос». Игра «Поменяйтесь местами те, кто…». Работа в группах «Продолжи предложение…».

Раздел 3. Я – личность.

3.1. Личностное развитие подростков.

Теория: Я – подросток, мое развитие, мои возможности. Типы темперамента.

Практика: Тренинг «Личностного развития». Упражнения: “Круг моих связей и отношений с окружающими”, “Я в различных жизненных ролях”, рисование на тему “Я – реальный, я – идеальный”.

3.2. Самооценка личности

Теория: Понятие – личности, ее развитие. Рассказать о видах самооценки и способах работы над ней (завышенной, заниженной). Рассказать о причинах, способствующих формированию заниженной и завышенной самооценки человека. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки. Определения вида самооценки подростка.

Практика: Упражнение «Самопрезентация», «Лесенка моих ролей», «Кувшин моего внутреннего мира». Тренинг «Мои достижения», «Неуверенный - уверенный». Обсуждение притчи «Открытые возможности». Выработка у учащихся объективной самооценки через просмотр тематических видеороликов, мультфильмов. Упражнение «Реакция на похвалу». Проигрывание ситуаций общения с людьми с завышенной и заниженной самооценками.

3.3.Характер, черты и акцентуации характера.

Теория: Акцентуации характера личности, типы акцентуаций характера.

Практика: Упражнение «Мы похожи…» [2; С.15], «Два барана» [4; С.14]. Просмотр мультфильма «Ежик», обсуждение. Изготовление карточек с акцентуациями характера. Составление коллажа «Все мы разные, но мы вместе».

3.4. Жизненные ценности

Теория: Знакомство детей с жизненными ценностями человека, фундаментом, на котором базируется вся его жизнь. Роль ценностей в жизни человека. Основные ценности человека: базовые, истинные ценности, материальные ценности, духовные и второстепенные ценности, их формирование и влияние на жизнь человека. Правильное определение своих приоритетов.

Практика: Тренинги: «Мои цели как ценности», «Аукцион жизненных ценностей». Дискуссия-обсуждение притчи «Богатство», «Ценности разных эпох». Составление списка жизненных ценностей подростков, обсуждение. Анкетирование «Мои жизненные ценности».

3.5. Общение, искусство общения.

Теория: Знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения. Изучение и развитие базовых коммуникативных умений. Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Формирование активной позиции при организации эффективной коммуникации. Расширение представлений о способах самоанализа и само коррекции в сфере общения. Развитие наблюдательности в общении.

Практика: Просмотр тематических видеофильмов. Тренинг: «Эффективные приемы общения», игра «Молекулы атомы» [7; С.42],. Мозговой штурм «Что такое общение?» [1; С.43], «Для чего нужны правила?». Упражнения на развитие навыков общения, умения слушать другого: «Открытый микрофон» [5; С.67], «Спина к спине», «Один рисунок на двоих», «Этюды общения», «Покажи без слов». Мини – лекция «Контакты с внешним миром» - обсуждение.

3.6. Мои социальные навыки.

Теория: Социальные умения и навыки, их роль в развитии подростка. Определение социальных умений и навыков.

Практика: Упражнение «Интервью» [4; С.32], «Остров», «Не в своих санях». Составление списка «Я могу, я умею». Мозговой штурм «Что такое социальные навыки?».

Раздел 4. Аттестация

Практика: Аукцион знаний.

Раздел 5. Итоговое занятие

Практика: Оформить фотовыставку «Мир эмоций».

Планируемые результаты

По итогам реализации программы «Мир эмоций», подростки будут иметь представления об эмоциях, чертах характера, будут обучены азам управления своими эмоциями, а также, получат навыки управления ими в различных ситуациях, тем самым помогая себе сохранить психологическое здоровье. Приобретут навыки контроля над эмоциями. Подростки будут обучены навыкам коммуникативного общения и грамотного взаимодействия с окружающими, уметь грамотно высказывать свое мнение, работать над самооценкой.

Оценочные материалы

Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксация результатов работы учащихся. Результативность усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживается путем проведения: наблюдения, тренинга, собеседования, аукциона знаний, выставки.

Оценочные материалы разработаны по каждому разделу программы.


Оценочные материалы по разделу «Вводное занятие» - наблюдение.

Оценочные материалы по разделу «Пойми меня» - тренинг (Приложение №1).

Оценочные материалы по разделу «Я - личность» - собеседование – (Приложение №2).

Оценочные материалы по разделу «Аттестация» - аукцион знаний (Приложение №3).

Оценочные материалы по разделу «Итоговое занятие» - выставка.

Приложение №1

Работа с собственным эмоциональным состоянием

Тренинг «Пойми себя»

Цель: создание условий для личностного роста подростков.

Задачи:

1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности без оценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Продолжительность: 1 час.

Возрастной состав: 12-14 лет.

Форма проведения: групповое занятие.

Необходимые материалы: магнитофон, ручки, бумага А4.

I. Вводная часть

Упражнение №1 «Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительной атмосферы в группе.

Ведущий: «Добрый день! Сегодня нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля». Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы и ведущий в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».

Упражнение №2 «Баранья голова»

Ведущий: «А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза».

Упражнение № 3 «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

II. Основная часть

Упражнение № 4 «Рекламный ролик»

Ведущий:

Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все, как в обычной деятельности рекламной службы.

Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.

Упражнение № 5 «Официант, в моем супе муха»

Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. Упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.

Необходимо двум исполнителям выйти и встать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начинаем игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б

Вы - управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Анализ:

1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?

2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения?

3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

4. Мог ли А изложить свою жалобу ясно и внятно?

Ролевая игра может быть использована для демонстрации культурной специфики в человеческом поведении: К примеру: одинаково ли выражают мужчины и женщины одну и ту же жалобу?

Завершение:

Никто не в силах указать «наилучший способ» решения проблем, которыми сопровождается общение с иностранцами, однако обсуждение данной ролевой игры может помочь участникам увидеть широкие возможности для этого.

Упражнение №6 «Шурум-бурум»

Участникам предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное ими чувство.

Упражнение №7 «Танец отдельных частей тела»

Цель: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Психолог называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук;
  • танец рук;
  • танец головы;
  • танец плеч;
  • танец живота;
  • танец ног.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Упражнение № 8 «Волшебная лавка»

Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.

Ведущий:

Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это - старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я - продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности - все, что пожелаете. Но есть еще одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам вопрос: «А что ты отдашь за это?» он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-либо из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.

Упражнение № 9 «Планирование будущего»

Ведущий:

Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Для начало необходимо выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая.

В каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более менее реальные цели и спрогнозировать реальные события.

Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей.

Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание, нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Может они помогают друг другу, или не оказывают друг на друга никакого влияния. Постарайтесь согласовать их.

Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей.

Определите пути преодоления этих недостатков.

Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям.

Определите пути преодоления внешних препятствий.

Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).

С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана.

Укажите конкретную дату.

Ш. Заключительная часть

Упражнение № 10 «Аплодисменты по кругу»

Ведущий:

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Уважаемые участники, я желаю, чтобы вы смело шли по жизненному пути, ставили перед собой высокие цели и дарили добро и улыбки своим близким и окружающим. Всего вам доброго! До новых встреч!


Приложение №2.

Собеседование

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Критерии оценивания

Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности

(Л, П, О)

Преобладающий характер стиля общения (ХСО).

(Т,К,А)

1

1.Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД).

Оценивается реальное место и роль учащегося в коммуникативных

отношениях в объединении. Место и роль в коммуникативных отношениях могут быть выражены в качественных характеристиках: лидер (Л), признаваемый (П), отвергаемый (О).

Л - лидер: имеет высокий авторитет в группе сверстников или в группе. Позиция лидера проявляется во всех видах деятельности, желанный участник всех мероприятий и желанный субъект общения.

П – признаваемый. Авторитетный человек, с чьим мнением считаются в каких-то отношениях (его круг общения в группе уже, чем у лидера).

О – отвергаемый. Постоянного круга общения в объединения нет. Контакты носят случайный характер, в игры его приглашают редко.

2.Преобладающий характер стиля общения (ХСО).

Т - терпимый. При таком стиле общения человек обладает развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, что позволяет ему с уважением относиться к достоинству других; умеет воспринимать другую, отличную от своей точкузрения; редко вступает в конфликты, стремится к их разрешению мирным путем, самооценка адекватна.

К – конформистский. Размыты представления о нормах общения, часто неадекватная самооценка, легко принимает любой стиль общения, сложившийся в группе, групповые нормы и ценности некритически присваивает, несамостоятелен, в конфликтной ситуации ведет себя так, как принято в его группе.

А – неадекватная самооценка. Нетерпим к другой точке зрения, позиции, сам создает конфликтные ситуации.

Приложение №3

Аукцион знаний

Ход аукциона знаний

Подготовительный этап: обсуждаем условия и правила игры

Условия аукциона необходимо заранее обсудить с учащимися.

Без денег. Это самый простой вид аукциона.  Уроки-аукционы ценны тем, что учащиеся должны повторить, обобщить целый пласт знаний по пройденному материалу. А для более успешного выступления приветствуется подбор новых, интересных фактов по теме.

Как правило, о проведении аукциона целесообразно объявить заранее — за 1-2 недели. Желательно дать ученикам список тем, которые будут обсуждаться на уроке, список литературы и возможных ресурсов, где можно найти информацию по данной тематике, приблизительный перечень заданий. В продажу поступают лоты, но в качестве выкупа будут правильные ответы.

Варианты лотов

  • Что такое «Мой внутренний мир?»
  • Что такое эмоции?
  • Какие эмоции бывают?
  • Кие способы управления эмоциями вы знаете?
  • Что такое чувства человека?
  • Почему появляются такие чувства как: агрессия, обида, злость?
  • Как справиться с обидой?
  • Как справиться со злостью?
  • Какие виды агрессии вы знаете?
  • Что такое гнев и злость?
  • Какие способы преодоления гнева вам известны?
  • Что такое страх?
  • Какие бывают страхи?
  • Как вести себя с обидчивым человеком?
  • Что такое конфликты?
  • Какие виды конфликтов вы знаете?
  • Какие способы предотвращения конфликтов вам известны?
  • Что такое эмпатия?
  • Что такое самооценка личности?
  • Какие виды самооценки бывают?
  • Какие виды акцентуации характера вы знаете?
  • Какой вид акцентуации у вас?
  • Какие основные жизненные ценности вам известны?
  • Какие виды общения бывают?
  • Что такое социальные навыки?

Кто больше всех набирает баллов, тот награждается Грамотой.


Приложение № 4

Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение

  • кабинет педагога – психолога;
  • столы;
  • стулья;
  • ноутбук;

Инструменты и приспособления

  • листы для рисования;
  • цветные карандаши, краски, фломастеры.

Информационное обеспечение

  • интернет – источники;
  • видеоролики;
  • мультфильмы;
  • презентации к учебным занятиям.















Приложение №5

Формы аттестации

  • Наблюдение;
  • Тренинг;
  • Собеседование;
  • Аукцион знаний;
  • Выставка.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

  • журнал посещаемости;
  • фото;
  • готовая работа (презентация).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

  • аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики;
  • отчет итоговый;
  • фотовыставка.














Приложение №6

Методические материалы

Методы обучения и воспитания

Методы обучения

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (беседа, объяснение, рассказ);

- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения);

- практический (тренинг);

- игровой.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы) и др.


Методы воспитания

- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, пример;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

-       методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Формы организации учебного занятия

Основными формами проведения занятий являются: беседа, игра, «мозговой штурм», наблюдение, тренинг, презентация, выставка.

Педагогические технологии

На занятиях объединения используются следующие современные педагогические технологии:

Педагогические технологии, используемые на занятиях.

  • Личностно – ориентированные технологии:

Технология полного усвоения знаний, основанная на общей установке: все учащиеся способны полностью усвоить необходимый материал при условии рациональной организации учебно – тренировочного процесса;

  • Технология игровой деятельности:

Данные технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе;

  • Коммуникативная технология обучения:

Сущность коммуникативных технологий – в создании ситуации комфортного и безопасного личностно-значимого общения и взаимодействия, на основе которой происходят все процессы обучения/понимания/усвоения. При этом знаньевый компонент обучения отходит на второй план, а на авансцену процесса обучения выходит приобретение опыта целеориентированной и ценностно-осмысленной коммуникации и соответствующих компетенций.

  • Здоровьесберегающие технологии:

Целью здоровьесберегающих технологий должно выступать обеспечение условий физического, психологического и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья юных спортсменов, их продуктивной учебно – познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Алгоритм учебного занятия

Занятия строятся по следующему алгоритму:

1 этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятия детьми цели учебно – познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

3 этап: основной.

В качестве основного этапа выступают следующие:

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Содержание этапа: при усвоении новых знаний используются задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

  1. Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

Содержание этапа: применяются пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или их обоснованием.

  1. Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Содержание этапа: применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

Содержание этапа: распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

4 этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Содержание этапа: используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково - исследовательского).

5 этап: итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: сообщаются ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощрение ребят за учебную работу.

6 этап: рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку.

Содержание этапа: оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

Типы занятий

- занятие изучения нового материала;

- занятие применения и совершенствования знаний;

- комбинированные занятия;

- контрольные занятия.

Дидактические материалы

Раздаточный материал

- карточки с эмоциями;

- тематическая подборка материала – текстового и наглядно – иллюстративного.

Демонстрационный материал.

- инструкция по технике безопасности;

- фотографии;

- рисунки;

- видеоролики.

- правила игры, тренинги.

Приложение №7

Список литературы

Нормативно – правовое обеспечение программы

  1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006. за № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  3. Письмо Министерства образования Нижегородской области за № 316-01-100-1674/14 от 30.05.2014. «Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования»;
  4. Постановление от 4 июля 2014 г. N 41 об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Литература для педагога

  1. Григорьева М.Ю. «Я и другие»., Москва школьная пресса 2011 г;
  2. Еделева, Е.Г. Еременко Н.А., Шилова О.В. «Информационные материалы»., НИРО 2017.
  3. Карнеги; Д. пер. с англ. Е.А. Бакушева «Как преодолеть тревогу и стресс»., ООО «Попурри», 2010;
  4. Лебедева О.А. «Учимся управлять собой»., ООО Педагогические технологии, 2011;
  5. Рудякова О.Н. «Тренинги»., Издание 2008;
  6. Уварова О.А. «Школьная служба восстановительной медиации (примирения)»., Последнее издание 2015;
  7. Ярославцева Л.Р. «Твой путь к успеху»., Нижний Новгород 2013;
  8. http://kzvesti.kz/news/24058-psihologicheskoe-i-psihicheskoe-zdorove-podrostka-pochemu-eto-tak-vazhno.html
  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/02/programma-mir-chuvstv-i-emotsiy
  10. https://infourok.ru/trening-dlya-podrostkov-na-temu-poymi-sebya-1629745.html
  11. http://pedsovet.su/uroki/5844_urok_aukcion



Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа для детей, в рамках конкурса на предоставление гранта Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на развитие гражданского общества физическим лицам, «В мире эмоций» для развития эмоционально-волевой сферы посредством арт-терапии.

В последние годы одной из самых серьёзных социальных проблем является нарушение эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста и недостаточное развитие коммуникативных навыков. На данный момент в гп. Приобье 65 детей имеют ограниченные возможности здоровья.  В эти ограничения как раз входят низкий эмоциональный интеллект, замкнутость и другое. Ребенок младшего школьного возраста, мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности, стресс он чаще отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Эмоциональные проблемы, трудности волевого самоконтроля, различные соматические заболевания, психоневрологические проблемы являются ощутимой проблемой среди детей и взрослых. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе).  

Наши занятия в сенсорной комнате дадут ребенку с диагнозом возможность смягчить, либо устранить эти проблемы. С помощью различных элементов в сенсорной комнате создается ощущение комфорта и безопасности. Это поможет быстро установить теплый контакт между специалистом и ребенком. Отсутствие опасных предметов, «мягкий пол» и стены дадут ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, разовьет самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, поможет развить двигательные и психологические навыки. Данная комната поможет снять имеющиеся страхи, невротические состояния.  Она позволит расширить жизненный опыт детей, обогатит их чувственный мир, детски смогут обрести уверенность в себе. Также занятия в сенсорной комнате помогут усовершенствовать активные, самостоятельные двигательные навыки, манипуляторную деятельность, овладеть схемой тела, зрительно-моторной координацией. 

На данный момент в гп. Приобье нет не одной сенсорной комнаты. Но наблюдая за детьми и слыша запросы и потребности родителей, возникает нужда в таком месте, где ребенок сможет развиться эмоционально, физически, где я как специалист с большим опытом смогу скорректировать и направить в правильное русло развитие ребенка. Кроме того, у меня есть необходимое образование для осуществления данной работы. Пройденное повышение квалификации по осуществлению организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, для того что бы работать с денной категорией. А так же повышение квалификации по направлению "Арт-терапевтические техники в работе с детьми и подростками". Занятия будут проходить на базе МБОУ "ДО"ДДТ Новое поколение".

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Методические средства работы:

  • физические игры и упражнения;
  • музыкальное сопровождение;
  • танцевальные игры;
  • игры на развитие навыков общения;
  • рисование, кляксография;
  • пальчиковая гимнастика;
  • подвижные и малоподвижные игры,
  • словесные игры;
  • релаксационные упражнения.

Методы и техники:

  • телесная терапия;
  • игротеропия;
  • сказкатеропия;
  • светотерапия;
  • Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки);
  • музыкотерапия;
  • комплекс упражнений на развитие эмоционально-волевой и когнитивной сферы;
  • дыхательные упражнения;
  • комплекс игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • малоподвижные и подвижные игры на снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Объем проекта рассчитан на 55 занятий с детьми от 5 до 10 лет. Занятия проводятся два раза в неделю педагогом-психологом, продолжительность занятий составляет 20 минут. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная: проводятся с детьми, входящими в коррекционно-развивающие группы.

Структура занятий: все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Материальное оснащение: оборудование сенсорной комнаты, игрушки, карточки с изображением эмоций, игры на развитие эмоций.

Часть 1. Вводная

Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка по средством арт-терапии. Сенсорная комната разделена на развивающие центры, в каждом центре ребенок занимается 2-3 минуты индивидуально и самостоятельно, а педагог-психолог проверяет и помогает. Дети переходят из одного центра в другой по звонку колокольчика. Основные процедуры:

  • элементы сказкотерапии с импровизацией;
  • элементы психодрамы;
  • игры на развитие навыков общения;
  • игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • рисование, кляксография.

Часть 3. Релаксация

Целью этой части является:

  • упражнения на мышечную релаксацию, которые снижают уровень возбуждения, снимают напряжение;
  • дыхательную гимнастику, которая действует успокаивающе на нервную систему;
  • мимическую гимнастику, которая направлена на снятие общего напряжения.

Часть 4. Завершающая

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Предполагаемый результат:

  • снятие негативных реакций;
  • эмоциональное благополучие, которое обеспечивает эффективное развитие способностей каждого ребенка;
  • развитие разговорной речи, пополнения словарного запаса слов детей;
  • развитие познавательных процессов: память, воображение, слуховое и зрительное внимание, восприятие, наглядно-образное мышление.

Проект состоит из четырех блоков.

Блок l. Мотивационный. На занятиях дети познают себя, свою индивидуальность, неповторимость.

Блок ll. Когнитивный. На этих занятиях дети учатся понимать состояние другого, его особенности, потребности, замечать изменения настроения, эмоционального состояния.

Блок lll. Поведенческий. На занятиях дети учатся выбирать социально приемлемые формы поведения в различных ситуациях, учатся бесконфликтному общению.

Блок lV. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка: проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Ожидаемые результаты и их социально-экономическая эффективность.

  1. Повышение уровня эмоционального интеллекта детей;
  2. Снятие негативных реакций;
  3. Формирование эмоционального благополучия;
  4. Развитие познавательных процессов: память, воображение, слуховое и зрительное внимание, восприятие, наглядно-образное мышление;
  5. Улучшится материально-техническая база для проведения занятий.


п/п

Названия
занятий

Цель

Форма
проведения

Кол-во
занятий

1.

«Знакомство волшебной комнатой»

Создание доверительной атмосферы, развитие эмоциональной, когнитивной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов. Формирование навыков саморегуляции, умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.

Индивидуальная

1

2 - 3.

«Цвета и настроение»

Создание бодрого, оптимистического настроения. Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме, эмоциональной сферы ребенка, активизация тактильной чувствительности.

Индивидуальная

2

4.

«Помощь друзей»

Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, активизация тактильной чувствительности, развитие общей моторики. Создание положительного эмоционального настроя.

Индивидуальная

1

5.

«Дружба начинается с улыбки»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие общей и мелкой моторики.

Индивидуальная

1

6 - 7.

«Комплименты»

Снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.
Активизация внимания. Развитие мелкой моторики и двигательной координации.

Индивидуальная

2

8.

«Давайте представим»

Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях. Продолжение обучения умению определять свое настроение Саморегуляция психического состояния. Развитие смелости и уверенности в себе. мелкой моторики и двигательной координации. Снижение скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения.

Индивидуальная

1

9.

«Моя любимая игрушка»

Развития умения слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. Создание условий для релаксации и спокойного состояния. Релаксация и развитие воображения.

Индивидуальная

1

10.

«Будьте внимательны»

Развитие эмоциональной сферы ребенка, тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи, активизация внимания, преодоление страхов.

Индивидуальная

1

11.

«Назови себя»

Создание положительного эмоционального настроя, развитие внимания, тактильного восприятия, речи и воображения, формирование доверительных отношений.

Индивидуальная

1

12.

«Прогулка по волшебному лесу»

Развитие мыслительной деятельности, эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, негативных реакций. Способствование развитию вестибулярного аппарата и координации движений. Воспитывание эмпатических чувств, желание оказать друг другу эмоциональную и физическую поддержку.

Индивидуальная

1

13.

 «Солнечный зайчик».

Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в собственном теле, тактильного восприятия, активизация внимания, речи и воображения, формирование доверительных отношений. Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Индивидуальная

1

14 - 15.

«У страха глаза велики»

продолжение работы по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей;
- развитие у них смелость и уверенности в себе;
- развивать вербальные и невербальные формы проявления эмоций, мимику и пантомимику, мелкую моторику.

Индивидуальная

2

16.

 «Перевоплощение»

учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. Активизация внимания, умения концентрироваться на стихотворных образах.

Индивидуальная

1

17.

«Путешествие на необитаемый остров»

закрепление умение анализировать элементарную контурную схему «Лабиринт»;
формировать умение соотносить речевую форму описания предметов с графической;
закрепление знаний о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умение передавать свои ощущения в связной речи;
Развитие пространственной ориентации, наблюдательности, зрительной памяти. Профилактика скелетно-мышечных зажимов, снижение психоэмоционального напряжения.

Индивидуальная

1

18.

«Разноцветный букет»

Развитие двигательных навыков, целенаправленной деятельности. Развитие моторики, координации движений, пространственных представлений, точности и плавности движений. Профилактика скелетно-мышечных зажимов. Взаимодействие друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Индивидуальная

1

19.

 «Зима»

Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения; формировать навык сотрудничества, взаимодействия.

Индивидуальная

1

20.

 «Послушай и угадай»

Развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие мелкой моторики и двигательной координации. Развитие пространственных представлений, воображения, внимания. Активизация самоконтроля, навыков целенаправленной деятельности.

Индивидуальная

1

21 - 22.

«Передача чувств»

Развитие эмоциональной сферы ребенка, умения подражать движениям взрослого, координация движений, развитие общей и мелкой моторики, снижение излишней двигательной активности, импульсивности. Передавание различных эмоциональных состояний невербальным способом.

Индивидуальная

2

23.

«Волшебники»

Развитие слухового внимания, фразовой речи при ответах на вопросы. Развитие наблюдательности и зрительной памяти, восприятия (по цвету). Развитие внимания, умения концентрироваться, умения передавать эмоции художественными средствами Совершенствование координации движений.

Индивидуальная

1

24.

«Моя любимая игрушка»

Развитие моторики, координации движений. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью развитие умения слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни. Снижение скелетно-мышечных зажимов.

Индивидуальная

1

25.

«Чувства»

Передавание различных эмоциональных состояний невербальным способом.
Развитие слухового восприятия, внимания, умение дифференцировать звуки и соотносить их со звуками природы, воображения. Пространственных представлений, координации движений. Снижение скелетно-мышечного напряжения.

Индивидуальная

1

26.

«Путешествие к Радужке»

Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, развитие восприятия цвета, общей моторики, умение передавать эмоции художественными средствами.

Индивидуальная

1

27 - 28.

 

«Снежные снежинки»

Умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Преодоление упрямства и негативизма. Развитие общей и мелкой моторики, творческого воображения.

Индивидуальная

2

29.

 «Отгадай, что в мешочке»

Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, негативизма. Развитие умения пользоваться художественными средствами.

Индивидуальная

1

30 - 31.

«Аквалампа»

Снижение психоэмоционального напряжения. Развития фантазии, умения чувствовать окружающее пространство, гармонично взаимодействовать с партнерами. Развитие мелкой моторики рук и координации движений.

Индивидуальная

2

32 -33.

 «Путешествие к звездам»

Развитие мимики и пантомимики, плавности, точности, координации движений, воображения Развитие внимания, речи, образности слухового восприятия. Создание бодрого настроения, Умения отражать и отгадывать настроение.

Индивидуальная

2

34.

«У зеркала»

Развитие эмоциональной сферы ребенка, общей и мелкой моторики, активизация внимания.

Индивидуальная

1

35 - 36.

«Отдых на море» (релаксация с использованием сенсорного оборудования)

Мышечное расслабление, снижение телесного и психоэмоционального напряжения. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, правилами игры.

Индивидуальная

2

37.

 "Волшебный клубочек".

Формирование эмоционально-волевой сферы ребенка, создание доверительных отношений, активизация внимания.

Индивидуальная

1

38.

«Полет птицы»

Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Развитие внимания, воображения. Снятие негативных эмоциональных состояний.

 

Индивидуальная

 

1

39.

«Три характера»

Снижение эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. Развитие внимания, восприятия. Развитие умения подражать движениям взрослого.

Индивидуальная

1

40.

«Затейники»

Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности.

Индивидуальная

1

41.

«Тактильные шарики»

Развитие логики, внимание, память, восприятие. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, тревожности.

Индивидуальная

1

42.

«Мы соскучились друг по другу»

Релаксация и развитие воображения. Развития эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальная

1

43.

«Доброе животное»

Развитие эмоционально-волевой сферы. Релаксация и развитие воображения. Развитие внимания, воображения.

Индивидуальная

 

44.

«Сказка об утенке»

формирование умения у детей идентифицировать собственные эмоциональные состояния.

Индивидуальная

1

45.

« Веселые игры»

Снятие эмоционального напряжения, активизация внимания, преодоление страхов, формирование доверительных отношений. Создание бодрого, радостного настроения. Развитие пространственных восприятий и ощущений воображения.

Индивидуальная

1

46 – 47.

«Волшебное путешествие»

Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей. Развитие навыков речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; развитие психических функций; способствовать снятию
психоэмоционального и мышечного напряжения.

Индивидуальная

2

48.

«Найди друга»

Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей. Развитие навыков речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения развитие умения пользоваться художественными средствами.

Индивидуальная

1

49.

«Черепашки»

Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, развитие творческого воображения.

Индивидуальная

1

50.

«Тренируем эмоции»

Снятие эмоционального напряжения, активизация внимания, преодоление страхов, формирование доверительных отношений. Создание бодрого, радостного настроения. Развитие пространственных восприятий и ощущений воображения.

Индивидуальная

1

51.

Мини этюд «Солнце»

Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения.

Индивидуальная

1

52.

«Могучий лев»

Развитие эмоциональной сферы ребенка, тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи, активизация внимания, преодоление страхов.

Индивидуальная

1

53.

Мини-этюд «Ожерелье»

Использование сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы детей, развитие творческого воображения. Взаимопомощь, эмпатия

Индивидуальная

1

54.

Мини-этюд «Грибочки»

Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения.

Индивидуальная

1

55.

Мини-этюд «Капельки»

Развитие эмоциональной сферы, активизация внимания, сосредоточенность на совместном действии, тактильной и мышечной чувствительности. Релаксация и развитие воображения. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Индивидуальная

1

ВСЕГО

 

 

 

55

 



Предварительный просмотр:

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ

«В поисках призвания».

Цель: формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.

Задачи:

  • содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
  • формирование актуального для подростков «информационного поля»;
  • активизация самопознания;
  • активизация процесса осознанного выбора.

Пояснительная записка.

 Современные рыночные отношения в стране ставят людей в условия жёсткой конкуренции на рынке рабочей силы. Выигрывает самый знающий и умеющий. Чем раньше молодой человек разрешит ситуацию с выбором профессии, тем больше времени и внимания он сможет уделить целенаправленной подготовке к ней.

 Кроме того, на современном рынке труда появляется всё больше новых профессий, информацию о которых подростки либо не имеют вообще, либо имеют в искажённом виде.

 Данная программа призвана помочь детям в ориентации в мире профессий (как имеющихся, так и вновь появившихся), а также в самопознании и соотнесении личностных качеств с системой требований к личности кандидата, т.е. в ориентации в профессионально важных качествах личности.

 Программа состоит из двух частей.

 Часть I предполагает знакомство с миром профессий, типами и видами профессий, их классификацией и т.п. В этой части в основном используются диагностические методики, а также игровые методы, методы моделирования, дискуссии.

 Часть II предполагает изучение особенностей личности воспитанников и соотнесение их с профессионально важными качествами и предполагаемыми интересующими профессиями.

Тематический план.

Часть I. Знакомство с миром профессий.

  1. Понятие о типах и видах профессий. Классификация профессий. Определение ориентировочных интересов в мире профессий (Ориентационный тест).
  2. Диагностика интересов и склонностей (тест ДДО Климова и Карта интересов)
  3. Знакомство с профессиограммами разных профессий. Определение профессионального типа личности (опросник Холланда).
  4. Знакомство с новыми современными профессиями. «Профессии будущего» – популярные профессии в ближайшем и далёком будущем. Определение потенциальных возможностей и склонностей (проективный тест «Геометрический рисунок человека»).
  5. «В поисках призвания». Познание мира профессий. Занятие в тренинговой форме.

Упражнение 1. Знакомство.

Упражнение 2. «Пересядьте те, кто…»

Упражнение 3. «Ассоциации»

Упражнение 4. Беседа «Дороги, которые мы выбираем»

Упражнение 5. «Профессия- специальность».

Упражнение 6. Рефлексия.

  1. «В поисках призвания» Познание мира профессий. Занятие в тренинговой форме (продолжение).

Упражнение 1. Разминка. «Коленочки»

Упражнение 2. «Профессия на букву».

Упражнение 3. «Угадай профессию».

Упражнение 4. «Самая-самая».

Упражнение 5. «Найди профессию».

Упражнение 6. Рефлексия.

  1. «Профессии и мы». Ориентация в мире профессий.

Упражнение 1. «Аукцион» или «Кто больше».

Упражнение 2. «Цепочка профессий»

Упражнение 3. «Надпись на спине»

Упражнение 4. «Рассказ из существительных».

Упражнение 5. «Моя профессия».

  1. «Навыки самопрезентации».

Упражнение 1. «Брачное объявление»

Упражнение 2. «Самореклама»

Упражнение 3. «Хвастовство»

Упражнение 4. «Резюме».

Упражнение 5. Рефлексия.

Часть II. Особенности личности и профессии.

  1. Тип темперамента и профессии. (тест Айзенка).
  2. Особенности самооценки и её влияние на выбор профессии (тест Дембо-Рубинштейн).
  3. Особенности характера и профессиональные склонности (проективный тест «Нарисуй свой характер», «Акцентуации характера. К. Леонгард»). Упражнение «Расскажи о человеке».
  4.  Интеллект и профессии. Тесты на интеллект – КОТ, тест Дж. Айзенка. Упражнение «Любовное послание» (развитие вербального интеллекта).
  5. Особенности познавательных процессов и профессиональные намерения.

Тесты – Преобладающий тип мышления. Объём внимания. Преобладающий тип памяти. Пиктограммы. Упражнения для тренировки памяти, внимания, мышления.

  1. Определение развития организаторских и коммуникативных      умений. Тесты – КОС, тест К.Томаса, тест «Молчун? Говорун?».

Упражнения - «Сломанный телефон», «Произнеси «ДА» (и вариант со стихами).

7. Заключительное занятие. Рефлексия полученных знаний о себе и о профессиях. Составление личного профессионального плана.

Материальное оснащение: диагностические методики (тесты и опросники) по профориентации; разработки занятий с подробным описанием упражнений; профессиограммы различных профессий, листы бумаги для выполнения упражнений; информационные материалы для просвещения.

Литература:

  1. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях.- М.: МПСИ, 2006г.
  2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.- М.: МПСИ, 2002г.
  3. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие.- М.: МПСИ, 1998г.
  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс).- М.: Вако, 2005г.
  5. / Школьный психолог, №14, 2006г.


Предварительный просмотр:

Тренинг «Работа педагога-это тонкое искусство».

Создание условия для личностного роста педагогов.

Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи: 

1. Снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

2. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

3. Развитие эмоционального интеллекта.

Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Для того чтобы немного размяться после трудового дня, предлагаю поиграть в игру

«Знакомство»

Я думаю нам стоит вновь познакомиться как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудем о том, что у вас есть отчество.

Давайте представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или состояние в данный момент. (например,Ольга-веселая)

Игра «Корзина»

Посредине комнаты стоит корзина. Каждый может оставить в ней все что мешает чувствовать себя счастливой, свободной, жизнерадостной. Выполняя упражнение старайтесь как можно эмоциональнее проиграть «выброс неприятностей» в корзину. Это упражнение помогает избавиться от неприятных мыслей, предоставить необходимые действия.

Наш сегодняшний тренинг посвящен теме: «Профилактика эмоционального выгорания».

Синдромом эмоционального выгорания определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. Ключевую роль в его развитии играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек-человек». Для синдрома характерны эмоциональное истощение с развитием равнодушия, апатии, депрессии.

Состояние эмоционального выгорания чаще всего испытывают:

56% педагогов – 1-2 раза в год

21% 3-4 раза в год

15% более 5 раз в год

Каковы же причины развития синдрома эмоционального выгорания.

Высокая эмоциональная вовлеченность в деятельность, эмоциональная перегрузка(30%)

Неумение регулировать собственное эмоциональное состояние (31%)

Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузки, моральное и материальное стимулирование(42%)

Ответственность перед администрацией, родителями, обществом за результаты своего труда

Все отмеченные факторы можно объединить в группы:

Личностные

Организационные

Социальные

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения.

Предлагаю вам попытаться ответить на вопрос:

Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания?

Для работы используйте доски и маркеры.

Подвожу итоги: все названные вами ресурсы можно разделить на 4 группы:

Близкие люди (семья)

Работа

Интересы, увлечения

Друзья.

Не секрет, что если какой-нибудь из ресурсов преобладает или отсутствует, то возникает дисбаланс и следовательно человек становиться более подвержен синдрому эмоционального выгорания.

Мне хотелось бы вам предложить ряд упражнений, которые каждый способен выполнить самостоятельно, чтобы продлить активную жизнь и управлять психоэмоциональным состоянием.

Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх) плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» сок. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы- сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните свои ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под воздействием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение еще раз.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике необходимо знать некоторые правила применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Пропеваем следующие звуки в течении 30 сек.

А – воздействует благотворно на весь организм

Я – воздействует на работу всего организма

О – воздействует на сердце, легкие

ХА – помогает повысить настроение

О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека известно еще в Древней Греции. Отечественный физиолог Тарханов доказал, что музыка, доставляющая человеку радость способствует расширению сосудов, нормализует давление. Отмечается, что женщины в основном реагируют на классическую музыку.

Очень эффективно пение спокойных длительных по звучанию песен.

Желательно совершать ежедневные прогулки не менее 40мин.

Кровь насыщается кислородом, что благотворно влияет на обменные процессы, предотвращает нервное истощение, улучшает настроение. Известно, что деревья способны снабжать положительной энергией и отбирать негатив. Самая мощная энергетика у дуба. Постойте возле него или другого дерева- донора (сосна, береза, клен, акация, рябина) .

Сейчас предлагаю под звучание Э. Грига «Утро» и просмотр пейзажей природы отправиться мысленно на прогулку.

Один из эффективных методов саморегуляции -. релаксация.

Это метод, с помощью которого можно частично или полностью справиться с последствиями стресса, но не поможет не испытывать стресс вовсе. Релаксация поможет снятию мышечных зажимов.

Техника «Умиротворяющая визуализация»

Визуализация – это мощный инструмент сознания. Исследования показали, что подсознание не может отличить реальные события от визуализированных. Поэтому визуализированные образы оказывают значительное влияние на сознание.

Сядьте поудобнее или лягте. Закройте глаза и сделайте несколько медленных вдохов. Выключите все средства коммуникации чтобы не отвлекаться.

Представьте себя в тихом и спокойном месте на ваш выбор. Это может быть пустынный пляж, лес, лодка, или любое другое место, где вы чувствуете себя расслабленным.

Удерживайте этот образ, и испытывая блаженство момента, представьте все позитивные чувства, которые возникают в этом месте.

Чем реалистичнее будет изображение, тем больше позитивных эмоций вы получите.

Когда вы почувствуете себя комфортно и спокойно, медленно выйдите из воображаемого мира и вернитесь в реальный.

Огромное значение для снятия усталости, нервного напряжения имеют цветотерапия,

ароматерапия (лечение эфирными маслами растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Египтяне, греки, римляне не расставались с маслами в течении всей жизни. Известно, что обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные эмоции. Запахи необычайно сильно влияют на подсознание, забытая на время ароматерапия вновь возрождается.

Водотерапия Вода- доступное, безопасное и приятное лечебное средство.

Все знают: снять усталость и пополнить силы можно за счет контакта с водой.

В состоянии стресса, когда «голова идет кругом» нужно встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3мин. стрессовое состояние исчезнет.

Для расслабления просто полезно смотреть на воду.

Танцетерапия. Как хорошо танцевать самому, передавая телодвижениями свое состояние души. В это время происходит как бы разговор без слов с самим собой.

Танец - древнейший способ выражения чувств и переживаний.

Активные движения тела способствуют усиленному притоку крови к внутренним органам, каждой клеточке тела. Танцы приводят нервную систему в активное деятельное состояние и дают ощутимый заряд бодрости.

Смехотерапия Смех благотворно воздействует на организм, в котором происходит сложный химический процесс – выделение «гормонов счастья» - эндорфинов, вызывающих у человека ощущение удовлетворения. Но вырабатываются они только тогда, когда человек испытывает положительные эмоции. Смех является отличной зарядкой сердечно- сосудистой системы и дыхательной деятельности. Улучшить настроение и посмеяться

Можно посмотрев любимые комедии. Не упускайте возможности посмеяться шутке, анекдоту, забавной ситуации.

Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки

Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен:

• обведите свою левую руку на листе бумаги;

• на ладошке напишите свое имя;

• Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.

В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка, вы пишете какое – нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя.

Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Обсуждение

- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»?

- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

Притча о колодце

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей. (звучит спокойная музыка, педагоги закрывают глаза.)

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните пять простых правил:

1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены.

2. Освободите свое сердце от волнений - большинство из них бесполезны.

3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.

4. Отдавайте больше.

5. Ожидайте меньше.

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости!

Спасибо за работу!