Исследовательские работы учеников

Франк Елена Юрьевна

На данной странице размещены исследовательские работы учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proishozh_i_znachenie_familiy_moih_odnoklas.docx50.71 КБ
Файл rifma_v_reklame.docx51.74 КБ

Предварительный просмотр:

Падунская  средняя общеобразовательная школа имени

Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова,

филиал  Муниципального  автономного общеобразовательного учреждения

Заводоуковского городского округа

 «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР,

Почетного гражданина г.Заводоуковска  Агафонова Леонида Устиновича»

Исследовательская работа

Происхождение и значение фамилий моих одноклассников

с. Падун

2018 г

Содержание

1.Введение.                                                                                                                                3

2.Основная часть:                                                                                                                     4-9

2.1. Значение слова «фамилия»

2.2. Наука, изучающая фамилии

2.3. Учёные –антропонимисты             

2.4. История происхождения фамилий

2.5.Анализ происхождения фамилий  одноклассников

2.6.Классификация фамилий моих одноклассников

3.Заключение.                                                                                                                            10

4.Список литературы.                                                                                                               11

                                                 

                                                       

1. Введение.

        Тема нашей исследовательской работы «Происхождение и значение фамилий моих одноклассников». Актуальность нашей темы очевидна, так как  сейчас стало модным интересоваться своими предками, составлять фамильное (генеалогическое) дерево. Ведь так важно для каждого, ощутить себя не отдельной личностью, а частью целого рода, звеном в цепи поколений.  Мы решили узнать историю происхождения фамилий моих одноклассников и своих в том числе.

            Цель работы: узнать значения и происхождение фамилий наших одноклассников.

            Задачи: 

-выяснить, что такое АНТРОПОНИМИКА

- узнать, как и когда появились русские фамилии;

- узнать значение и происхождение  фамилий наших  одноклассников.

         Также мы выдвинули гипотезу:  думаем, что история фамилий тесно связана с историей народа и его языка. И предполагаем, что большинство фамилий наших одноклассников образовано от имён собственных.

          Объект исследования: антропонимика: русские фамилии, литература, посвященная фамилиям, данные интернета.

          Предмет исследования: фамилии учащихся 5 а класса нашей школы.

          Методы исследования: поисковый, исследовательский.

                                                       

                                                         

2.Основная часть

Тайна фамилии много расскажет,

Чью – то судьбу непременно расскажет,

Смысл фамилий знать нужно давно,

Тайну укрыть никому не дано!

2.1.Значение слова «фамилия»

         Интересна история самого слова «фамилия».  По происхождению своему оно латинское, и в русский язык попало в составе  заимствованных из языков Западной Европы. Но в России слово фамилия поначалу употреблялось в значении «семья». И только в XIX веке слово фамилия в русском языке постепенно приобрело своё второе значение, ставшее затем основным. Как известно, фамилия – это наследственное семейное именование, употребляемое вместе с личным именем. То есть она передаётся из поколения в поколение, от старших членов семьи – младшим.

      Соответственно, чтобы узнать, в чём состоит значение и тайна фамилии, нужно обратиться к её истокам, понять, какова их история и происхождение. Фамилия – очень ценный материал для исследования в разных областях знаний.

2.2.Наука, изучающая фамилии

     Антропонимика – раздел ономастики, изучающий имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища), их происхождение, закономерности и  функционирования. Антропонимика вычленилась из ономастики в 60 – 70-е годы 20 века.

Ономастика- с греческого "onomastikе", которое в древности переводилось на наш язык просто как «искусство давать имена. 

                                                                 

2.3.Учёные – антропонимисты.

Разработкой основных вопросов антропонимики занимались В.Д.Бондалетов, Н.А.Баскаков, С.И.Зинин, А.А.Реформатский и др. Отечественная антропонимика в 1980-90-е годы XX столетия пополнилась работами И.М. Ганжиной, М.В. Горбаневского, Ю.А. Карпенко, И.А. Королева, Т.Н. Кондратьевой, В.А. Никонова, Н.Н. Парфёновой, Н.В. Подольской, Н.К. Фролова.

Ученые - антропонимисты подчеркивают, что изучение происхождения фамилий способно дать полезные сведения и для историков, и для исследователей русского языка, т.к. некоторые слова, исчезнувшие из современного языка, могли сохраниться в фамилии. Восстанавливая такие слова, мы можем восстановить и некоторые детали жизни наших предков.

        Российские исследователи  -  антропонимисты занимаются изучением русских фамилий относительно недавно, среди работ, посвященных этой теме, можно назвать словарь Ю. А. Федосюка «Русские фамилии», сборник Никонова В. А. «Имя и общество», «Ономастикон»  Веселовского С. Б.  Из этих работ мне удалось узнать, что  первые русские фамилии встречаются в дошедших до нас древнерусских документах 15 века, но существовать они могли и ранее.  В 19 веке почти каждый русский уже имел фамилию. Но строгую наследственность и юридическую закрепленность они получили в 1930 году.

2.4. История происхождения русских фамилий.

            Фамилии в русской именной формуле появились довольно поздно. Большинство из них произошло ототчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имён.                                        

            Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода, вероятно, перенявшие этот обычай из Великого княжества Литовского. Затем в XIVXV вв. приобрели фамилии московские удельныекнязья и бояре. До конца XVIII — середины XIX века большинство населения центральной России фамилий не имело. Как правило, русские фамилии были одинарными и передавались только по мужской линии. В середине XIX в., особенно после отмены крепостного права в 1861 г., формируются фамилии у большинства крестьян. Процесс приобретения фамилий в основном завершился только к 30-м годам XX века.

             Другая группа русских фамилий образовалась от названий населённых пунктов, церковных праздников и имён святых с помощью суффикса и окончания -ский/-кий (ИльинскийРождественский — из Ильинской, Рождественской церкви).

           Большинство русских фамилий происходит от дедичества, временной фамилии отца, то есть имени деда, таким образом, закрепляя наследственное имя в третьем поколении. Так проще стало обозначать семьи одного корня. В случае, если у деда, чьё имя легло в основу утвердившейся фамилии было два имени — одно крестильное, другое обиходное, то фамилия образовывалась от второго, так как крестильные имена не отличались разнообразием.  Следует отметить, что по имени деда записывались русскими чиновниками в конце XIX — начале XX века и фамилии для жителей национальных окраин, таким образом, возникло большинство фамилии в Закавказье и Средней Азии.      

              Фамилии, образованные от названия представителей животного мира. Отсюда Зайцевы, Воробьёвы, Медведевы и др.

             Итак,  русские фамилии по происхождению можно разделить на такие группы:

1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм имен, полученных при крещении: Иванов, Петров и т.д.

2. До 13 века большинство русских людей носили еще и мирское, нецерковное имя: Бессон, Нечай и т.п. Нередко потомки получали фамилию от этого обиходного имени или прозвища.

3. Фамилии, образованные от названия местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия – городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.): Мещеряков, Новгородцев и т.д.

4. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался. Отсюда Гончаровы, Овсянниковы, Ковали и т.п.

5. Группа фамилий, которые получали учащиеся духовных заведений, это были либо названия приходов, либо иноязычные слова, оформленные русским суффиксами, либо какие-то экзотические названия, либо церковные праздники. Отсюда Троицкие, Рожественские, Гиацинтовы и Кипарисовы.

           Прочитав несколько работ, посвященных происхождению русских фамилий, мы решили провести собственное исследование, предметом которого стали бы фамилии наших одноклассников. Для успешного выполнения этой задачи нам потребовались существующие словари русских фамилий и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в которых мы искали фамилию, либо слово, которое легло в основу фамилии.

                                                   

2.5. Анализ происхождения фамилий  одноклассников.

              Узнав истоки происхождения фамилий, мы решили провести опрос в классе «Откуда произошла твоя фамилия».  В нашем классе 27 учащихся. В результате опроса мне удалось выяснить, что почти большинство класса никогда не задумывались о происхождении своей фамилии (21 человек), кто-то догадывается, откуда пошла его фамилия (5 человек), и лишь 1 человек смог ответить, откуда его  фамилия произошла.

               Результаты опроса:

1. Не задумывались о происхождении своей фамилии – 21 (78%)

2. Догадываются, откуда пошла их  фамилия – 5 (18%)

3. Знают историю фамилии – 1 (4%)

           Мы выяснили, от каких слов произошли их фамилии, и на какие группы можно разбить эти фамилии. О фамилиях моих одноклассников, я узнала следующее:

  1.  Фамилия Винокурова  образована от прозвища Винокур. Винокуром в старину называли виноделов. Первоначально общеславянское слово курить означало отапливать, зажигать, дымить, а со временем оно получило производное значение варить вино. Таким, образом, фамилия Винокуров представляет собой пример именования по профессии.

  1. Основой фамилии Дейкин послужило имя Дейка. Дейка – производная форма старинного крестильного имени Дей (или – правильнее – Дий), которое восходит к греческому «диос», что в переводе означает «божественный». Основатель рода Дейкиных был человеком из простого сословия.

  1. Существует две версии происхождения фамилии Зайцев. По одной из них, в основе этой фамилии лежит нецерковное имя Заяц. Согласно другой версии, фамилия Зайцев образована от прозвища Заяц, восходящего к глаголу - «прыгать». Видимо, так называли резвого ребенка. Заяц, со временем получил фамилию Зайцев.

  1. Основой фамилии Касьянов послужило церковное имя Касьян. Фамилия происходит от крестильного мужского имени, Касьян популярно в старину . Это имя имеет латинское происхождение и образовано то слова cassus -  пустой. Касьян, со временем получил фамилию Касьянов.

  1. Фамилия Красюков образована от прозвища Красюк, в основе которого лежит прилагательное "красный". У этого слова было два значения: “красивый” (от древнерусского “краса”) и “рыжий”. В вятских говорах Красюком могли прозвать румяного человека. Однако существовало еще одно, диалектное значение этого слова – “беспечный”. Таким образом, прозвище содержит указание как на внешность так и на характер человека. Красюк, со временем получил фамилию Красюков.  

  1. Фамилия Лебзак первоначально употреблялась в качестве прозвища, которое восходит к древнерусскому слову «лебезить» - «льстить, ластиться, ухаживать, угодничать». Вполне возможно, это указывает на то, что родоначальник этой фамилии был человеком приветливым, учтивым и предупредительным в отношениях с окружающими.

  1. Фамилия Линник. Существует мнение, что в основе фамилии Линник лежит глагол «линять» – «терять волос». Соответственно, прозвище Линник мог получить человек, страдающий выпадением волос. Нельзя исключить и связь с глаголом «линуть» - «льнуть, липнуть». В этом случае Линником могли прозвать льстивого, услужливого человека. Менее вероятно, что эта фамилия связана с названием рыбы линь.

  1. Фамилия Лихачев образовано от отчества древнерусского нецерковного имени Лихач, зафиксированного еще в 1161 году. Само имя образовано суффиксом –ач- (он обозначал деятеля или носителя качества) от общеславянской основы лих – «избыток».

  1. Основой фамилии Максимов послужило церковное имя Максим. Фамилия Максимов восходит к крестильному мужскому имени Максим, которое в переводе с греческого означает « величайший, огромный». Максим, со временем получил фамилию Максимов.

  1. Фамилия Мальцева, скорее всего, была образована от ласкательного прозвища Малец, которое родители дали ребенку. Эта традиция имеет давние корни. В семьях ребенка часто называли просто Малец (или Малой). Возможно также, что основой фамилии послужило имя Мал, которое может являться как самостоятельным крестильным именем, так и производной формой от имен Малахий, Меланья.

  1. Фамилия Мокроусов образована от прозвища Мокроус. Обычно в старину так называли того, кто много пьет. Менее вероятной представляется гипотеза, согласно которой, это прозвище  связано с названием поселка Мокроус, расположенного с Саратовской области. Мокроус, со временем получил фамилию Мокроусов.

  1. Фамилия Огнев образована от прозвища Огонь, которое восходит к нарицательному «огонь». Возможно, его получил человек с огненно-рыжими волосами. Согласно другой версии, Огнем прозвали того, кто пострадал от огня, т.е. погорельца. Огонь, со временем получил фамилию Огнев. 

  1. Фамилия Попругина происходит от прозвища или имени Подпруга, образованного из названия элемента упряжи лошади. Писари допустили ошибку при заполнении документов, в результате буква Д в фамилии исчезла.

  1. Основой фамилии Рамазанов служит собственное имя Рамазан, происшедшее из арабского названия 9-го месяца лунного календаря «рамазан» (или «рамадан»), в который все мусульмане постятся в продолжение дня от восхода до захода солнца, ночь же проводят в пиршестве и веселии. Название месяца используется в качестве имени Рамазан, по-видимому, потому, что наряду с постом на этот месяц падает и самый большой мусульманский праздник, рождение же мальчика в семье мусульманина всегда является праздником. Поэтому мужское имя Рамазан весьма часто встречается и в настоящее время.

  1. Основой фамилии Сорокин послужило мирское имя Сорока. Фамилия Сорокин образована от нецерковного мужского имени Сорока. Такие птичьи имена были очень популярны в старину. Тем более, что Сорока в древности символизировала удачу и была птицей удовольствия. Считалось, что трещащая сорока приносит хорошие новости и весть о том, что придут гости. Поэтому фамилия Сорокин входит в сотню самых частых русских фамилий. Согласно другой, менее правдоподобной версии, в основу фамилии легло прозвище Сорока, которое могли дать болтливому человеку. Сорока, со временем получил фамилию Сорокин.

  1. Фамилия Тадевосян происходит от древнего армянского имени Тадевос, которое восходит к слову tadeos - тот, кто достоин похвалы. Однако есть и другая гипотеза, согласно которой это имя образовано от еврейского слова Ghebos - мудрый.

  1. Основой фамилии Туренков послужило мирское имя Тур. Мирское имя Тур образовано от аналогичного нарицательного. Туром называли дикого быка. Согласно славянским представлениям, тур — бык бога Громовника. Не исключено также, что фамилия Туренков восходит к прозвищу Тур, которое этимологически связано с диалектным словом «тур», то есть «печной столб». Исходя из этого, можно предположить, что прозвище относилось к так называемым «профессиональным» именованиям, содержащим указание на род деятельности человека. Возможно, предок современного носителя фамилии занимался кладкой печей. 

  1. Фамилия Тумаков. Первоначально Тумаков - отчество от прозвища из нарицательного тумак, которое в древнерусском языке имело значение «тушка рыбы», «удар». Возможно, прозвище могли дать человеку, родители которого были разных национальностей. В московских и ярославских говорах тумак - «полоумный, глуповатый человек».

  1. Фамилия Хайрулин восходит к мусульманскому имени Хайрулла. Это имя, как и многие другие арабские имена, является составным: основой для него послужили Хайри (добро, благо) и Улла (от Allah бог). Таким образом, Хайрулла благо Аллаха.

  1. Фамилия Хорьков образовано от прозвища Хорек восходит к нарицательному «хорек» - так называли не только хищного зверька, но и островок на реке или озере. Скорее всего, предок обладателя этой фамилии либо занимался промыслом хорьков, либо был жителем одного из таких островков. Также нельзя исключить, что в основе фамилии Хорьков лежит мирское имя Хорек. Давая младенцу такое имя, как Хорек, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребёнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделено это животное. Хорек, со временем получил фамилию Хорьков.

  1. Фамилия Чирков, по-видимому, произошла от прозвища Чирок. Чирок – небольшая водоплавающая птица, одна из разновидностей утки. Прозвище с таким значением могли дать человеку, который промышлял охотой на диких птиц. Однако в некоторых говорах существует и другое, вероятно, переносное значение слова «чирок»: «худой, хилый».

  1. В основе фамилии Шамов, скорее всего, лежит прозвище Шам, образованное от глагола « шамить»- « сорить деньгами, мотать». Возможно, родоначальник фамилии Шамов был человеком щедрым и любил жить на « широкую ногу», потому и получил прозвище Шам.

  1. Фамилия Шмидт образована от немецкого слова Schmidt- «кузнец». Таким образом эта фамилия содержит указание на род занятий предка. Так как кузнец был необходимейшим и всем известным человеком в селении, то именование по этому признаку было повсеместно. Это объясняет, почему фамилия Шмидт является одной из самых популярных немецких фамилий.

  1. Фамилия Шодиева – вариант фамилии Шадиева. В основе фамилии Шадиев лежит восточное мужское имя Шади, которое в переводе с персидского языка означает «радость, отрада». Очевидно, такое имя получил желанный, горячо любимый ребёнок, чьё появление на свет стало радостным событием для родителей. Шади, со временем получил фамилию Шадиев.

  1. Фамилия Шорохов образована от прозвища, относительно происхождения которого существует две версии. По одной из них, оно восходит к слову «шорох» - «глухой шум, от тренья чего-либо, громче шепота и шелеста». Соответственно, прозвище Шорох мог получить человек, невнятно говорящий или тихий, спокойный. Согласно другой, гипотезе, основой фамилии стало прозвище Шероховатый: так называли человека с рябинками от оспы на лице. Эта версия представляется менее правдоподобной, так как чаще в основу прозвищ ложились особенности характера — более важные, чем особенности внешности. Шорох, со временем получил фамилию Шорохов.

Значение наших фамилий:

  1. Фамилия Брандт восходит к немецкому нарицательному <> - <<огонь>>.Вероятно фамилия либо содержала указания на род деятельности её основателя, либо отражала особенности характера и поведение предка. Известным представителем фамилии являлся Карл Брандт рейхскомиссар здравоохранения и личный врач Гитлера.

  1. Фамилия Кубасова образовано от прозвища Кубас восходит к слову «кубас» - «буй, якорный поплавок; неводной поплавок, особый бочонок на ярусе». Вероятно, так могли называть рыбака. Таким образом, фамилия Кубасов содержит указание на род занятий предка. Однако так могли называть и полного, и неуравновешенного человека. 

2.6.Классификация фамилий моих одноклассников.

             Большинство ученых – антропонимистов, составляя словари русских фамилий, отмечают, что фамилий очень много, и выяснить значение каждой немыслимо, поэтому очень важно выделить группы по значению слов, лежащих в основе фамилий, и уже с этими группами соотносить ту или иную фамилию. Мы поделили фамилии своих одноклассников на следующие группы:

1. Фамилии, образованные от личных имён– Дейкин, Касьянов, Максимов, Тадевосян,  Хайрулин, Лихачев.

2. Фамилии, образованные от прозвищ – Брандт, Винокурова, Красюков, Кубасова, Лебзак, Линник, Огнев, Попругина, Чирков, Шамов, Шмидт, Шорохова, Тумаков, Мокроусов.

3. Фамилии, которые имеют две версии происхождения: от имени и от прозвища: Зайцева, Мальцева, Сорокин, Туренков, Хорьков, Шодиева.

4. Фамилия, восходящая к названию месяца у мусульман – Рамазанов.

                                                         

  1. Заключение.

       Вернёмся к гипотезе нашей работы, каждая фамилия - это загадка, разгадать которую можно, если быть очень внимательным к слову; уникальное и неповторимое явление нашей культуры,  живая история.  Мы предполагали, что большинство фамилий образуются от личных имён, но в результате исследования мы пришёл к выводу, что из исследуемых нами фамилий большинство образовалось от прозвищ. Наша гипотеза, к сожалению, не подтвердилась. Фамилии, образованные от имени составляют - 22 %

        Данная работа может быть продолжена в нескольких направлениях, можно значительно расширять список  изучаемых фамилий, можно составлять более точную классификацию фамилий. Нам кажется, что эта работа очень интересна и увлекательна.

         Исследовательская работа убедила нас в том, что фамилии могут быть интереснейшим источником для исследований, так как в них отражаются время и человек - его общественное положение и духовный мир.

                                                             

  1. Список литературы

 1.  Грушко Е. А., Медведев Ю. М., Фамилии… (энциклопедия). - Москва, Айрис Пресс Рольф, 1998 г.

2.Даль В. И. «Словарь живого великорусского языка в 4 т.», М. «Русский язык», 1982г

3. Калакуцкая Л. П., Склонение фамилий и личных имён в русском литературном языке. - Москва, Наука, 1984 г.

4.Михайлов Д. Что в имени тебе моём. М.,Терра, 1998

5. Никонов В. А., Словарь русских фамилий. - Москва, Школа – Пресс, 1993 г

6.Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий – М., просвещение, 1975 -160стр.

7.Суперанская А. В., Суслова А. В., Современные русские фамилии.- Москва, Наука, 1981 г.

8.Успенский Л. Слово о словах. Л., Лениздат, 1962

9.Жандр А.тайный код судьбы. –СПб: Лениздат, 2007-320стр.

10.Сайты Интернет: http: //direct.yandekx.ru

11.www.ufolog.ru

12.www.taynafamilii.com/ua

13.www.famili.info



Предварительный просмотр:

Падунская  средняя общеобразовательная школа имени

Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова,

филиал  Муниципального  автономного общеобразовательного учреждения

Заводоуковского городского округа

 «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР,

Почетного гражданина г.Заводоуковска  Агафонова Леонида Устиновича»

Исследовательская работа

Рифма в рекламе

С. Падун

2018 г.

Содержание 

  1. Введение.                                                                                                                               3
  2. Основная часть.
  1. Понятие рекламы и ее функции.                                                                       4
  2. Понятие рифмы. Классификация рифмы.                                                       5-6
  3. Рифма в рекламе.                                                                                               7-9
  1. Заключение.                                                                                                                          10
  2. Список литературы.                                                                                                             11
  3. Приложение.                                                                                                                         12
     

Введение

Сегодня мы повсюду сталкиваемся с рекламой. Реклама окружает нас везде:  рекламный текст звучит на радио, появляется на экране телевизора, красуется на рекламных уличных щитах. Но не всегда реклама нам нравится.Современная реклама может быть условно разделена на интересную, привлекающую внимание потребителей и неинтересную. Неинтересную рекламу отличает чрезмерная прямота, навязывание потребителю товаров или услуг. Интересная реклама привлекает наше внимание и запоминается.

Так что же отличает интересную, привлекающую внимание потребителей  рекламу? Прежде всего, это форма, в которой нам предлагается приобрести те или иные товары и услуги. Такой приём, как включение в рекламное сообщение рифмы, привлекает к себе внимание.

Необходимость создавать оригинальные, запоминающиеся тексты, способные привлечь внимание потенциального покупателя, объясняет причину интереса рекламистов к использованию рифмы. Широкое использование рифмы в современных рекламных текстах свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.

Объектом исследования является современный рекламный текст.

Предметом исследования является прием рифмы в рекламном тексте.

Эмпирическим материалом послужили рекламные слоганы, встретившиеся на экране телевизоров, звучащие на радио, размещенные в сети интернет.

Гипотеза исследования – рифма является дополнительным мощным средством привлечения внимания покупателя к рекламируемому товару.

Цель исследования – выявить виды рифмы  в современных рекламных слоганах, которые способствуют привлечению внимания покупателя.

Для достижения данной цели в работе решались следующие задачи:

  1. Изучить понятие рекламы и ее функции.
  2. Изучить классификацию рифмы.
  3. Выявить основные  особенности употребления рифмы  в рекламных слоганах.
  4. Исследовать виды рифмы в слоганах,послуживших эмпирическим материалом работы.

Приложение содержит собранные тексты рекламных слоганов.

Основная часть

Понятие рекламы и ее функции.

 Реклама (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») —способ распространения информации о продукции и ее качествах, которую хотят продать.            

Наиболее вероятно, что реклама в человеческом обществе зародилась одновременно с торговлей. Ее существование в доисторические времена подтверждается, к примеру, египетским папирусом с объявлением о предстоящей продаже раба. Реклама в те времена была представлена письменными или устными объявлениями, расхваливающими тот или иной товар либо услугу.

         Впрочем реклама, вероятно, так и никогда и не получила бы столь широкого распространения, если бы человечество однажды не открыло для себя эру массовых коммуникаций. Первым толчком к этому стало книгопечатание. Еще одним важным событием стало изобретение и последующее распространение к середине 19 столетия по всему миру искусства фотографии. Фотография служила неопровержимым доказательством преимуществ рекламируемого товара. Но наиболее грандиозные события в мировом рекламном бизнесе развернулись все же в 20 столетии. Можно без преувеличения сказать, что именно 20 век и стал «веком рекламы» — ведь именно к этому времени относятся глубокие перемены и новшества в области организации и технологии рекламы. Именно в 20 столетии реклама стала по-настоящему массовой — в первую очередь благодаря небывалым темпам прироста мирового промышленного производства, а также благодаря появлению все новых, и все более совершенных средств создания и распространения рекламы: многокрасочной полиграфии, аналогового, а затем цифрового радио и телевещания, спутниковых средств связи, наконец, компьютеров и интернета. Не отставая ни на шаг от темпов научно — технического прогресса, реклама день ото дня становится все более профессионально организованной и все более качественно исполненной.

         В настоящее время развитие рекламы привело к тому, что рекламная деятельность трансформировалась в особый социальный институт, который обеспечивает общественную потребность в рекламных услугах.

        Согласно Уильяму Уэллсу реклама выполняет 7 основных функций:

- Создаёт осведомленность о товарах и брендах.

-   Формирует имидж бренда.

-   Информирует о товаре и бренде.

-   Убеждает людей.

-   Создаёт стимулы к совершению действий.

-   Обеспечивает напоминание.

-   Подкрепляет прошлый опыт покупок.

Понятие рифмы. Классификация рифмы.

 Рифма – созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма акцентирует концы стихов, образует после себя паузы, дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием слов. 

Классификации рифм – разделение рифм по специфическим признакам.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

  1. Мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении А. Ахматовой: 
    И в пёстрой суете людской

Всё изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

  1. Женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А.С. Пушкина "Жених":

Везде сребро да злато,

Всё светло и богато".

  1. Дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова:

Тучки небесные, вечные странники

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…

  1. Гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова: 
    От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются…

Также рифмы различаются по  взаимному расположению рифмующихся строк:

  1. Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб).

Такая рифмовка более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

  1. Парная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб)

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения. Например, в стихотворении Н. Некрасова:

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна

Грустную думу наводит она.

  1. Кольцевая  - первый стих - с четвертым, а второй - третьим.(абба). Пример такой рифмы виден в стихотворении М. Спиридонова:

Глухих звучание веков

Средь повседневности привычной –

Исконно-древний цвет кирпичный

В теснинах улиц и садов.

По характеру звучания различают следующие рифмы:

  1. Богатые рифмы характеризуются наиболее полным совпадением звуков. Примером могут служить строки из стихотворения С. Есенина: 
    Отговорила роща золотая
    Берёзовым, весёлым язы
    ком
    И журавли, печально проле
    тая,
    Уж не жалеют больше ни о
    ком.
  2. Бедные рифмы, в которой созвучны только ударные гласные.

Вся жизнь моя озарена.

Умру ли я, ты над могилою

Гори, гори, моя звезда!

  1. Составная рифма – рифма с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи или рифма, составленная из двух или трех слов. Наблюдаем такую рифму в стихотворении С. Есенина:

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гус
ли,
Так сорву твою фату.

  1. Точные рифмы - рифмы с полным соответствием послеударных окончаний в словах. Например, в стихотворении А. С. Пушкина:

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать  не мог.

  1. Неточные рифмы -в рифмующихся словах совпадает очень мало звуков, иногда рифма "держится" на одном или двух звуках. В стихотворении А. Вознесенского читаем:

В человеческом организме

Девяносто процентов воды,

Как, наверное, в Паганини

Девяносто процентов любви!

По месту расположения в стихе (строчке) различают:

  1. Концевая рифма – рифма в конце сроки. Такая рифма присутствует в стихотворении А. С. Пушкина:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

  1. Начальная рифма – рифма из первых слов в строках. Пример такой рифмы содержится в стихотворении К. Чуковского:

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой…

  1. Внутренняя рифма - рифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в пределах строфы:

Я ждал, я звал, я верил в чудо…


Рифма в рекламе


В рекламе рифма используется часто, и, как и любые другие художественные приемы, она должна быть функциональна (рифмуемые слова должны включать в себя значимые рекламные единицы: имя бренда, показатели товарной категории и основного потребительского преимущества) и оправдана (связана стилистически и семантически с общим смыслом рекламного сообщения).

Путем случайного отбора было исследовано 22 рекламных текста. Анализируя их, мы выявили следующие особенности использования рифмы:

В рекламе активно используется женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог. Такие слоганы энергичны, вызывают прилив желания купить рекламируемый товар.Например:

1) Если вы, мой друг, не против,

Я креветка, мне бы в ротик.

2) Хотите помириться –купите нашу пиццу.

3) А теперь в коробке новой

Появился сад фруктовый.

4) Это масло из оливок,

И в бутылочках красивых.

5) В этой баночке железной

Ананас живет полезный.

6) Съешь корейскую морковку,

И  пойдут делишки ловко!

7) Овощи и фрукты-

Вкусные продукты.

8) Тирор приходит – засоры уходят.

Наряду с женской рифмой широко используется и мужская рифма, где ударение падает на последний слог. Такие слоганы произносятся легче, поэтому быстро запоминаются. Например:

1) Покупайте мармелад –

    Все пойдет в семье налад.

2) И держите под рукой

Риностоп с морской водой

3) Молоко в двойне вкусней,

 Если это милкивей.

4) За подарком забегай

В магазин «Любимый чай».

5) Если хочешь беляши,

К нам в избушку поспеши.

6) В любой год, сезон любой

Цетрин со мной.

7) Что случилось? В чем беда?

Алкоголь или еда?

Что гадать? Готов ответ:

Фильтрум – и сомнений нет!

8) Чтобы был ребенок рад,

Наливай фруктовый сад.

9) Хоп-хоп – риностоп.

10) Телевизор просто класс,

Покупай скорей у нас.

11) Финалгон- лечит боль теплом.

12) Синекод !Знает к кашлю подход.

13) Такси вояж,

У вас последний шанс.

Среди исследуемых рекламных текстов  дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки, встретилась только один раз. Это говорит о том, что данная рифма малоупотребительна, так как является сложной для запоминания.

Пельмени самолепные,

Вполне великолепные.

Гипердактилическая рифмана практике встречается очень редко. В исследуемых рекламных текстах не встретилась.

Анализируя рифму с точки зрения взаимного расположения рифмующихся строк, мы пришли к выводу, что во всех исследуемых рекламных текстах парная рифмовка, где первая срока рифмуется со второй, так как данный способ является наиболее простым. Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения. Ассоциативная пара появляется в уме создателей рекламы сразу же, она не забивается промежуточными строками:

Что случилось? В чем беда?

 Алкоголь или еда?

Что гадать? Готов ответ:

Фильтрум – и сомнений нет!

По характеру звучания в рекламе преобладают бедная и неточная рифмы, где частично совпадают звуки. Это обусловлено тем, что рифма в рекламе нацелена лишь на то, чтобы рекламные тексты лучше запоминались.  Например:

1) Это масло из оливок,

И в бутылочках красивых.

2) И держите под рукой

Риностоп с морской водой

3) Молоко в двойне вкусней,

Если это милкивей.

4) За подарком забегай

В магазин «Любимый чай».

5) Если хочешь беляши,

К нам в избушку поспеши.

6) Чтобы был ребенок рад,

Наливай фруктовый сад.

7) Хопоп – риностоп.

        

8) Финалгон- лечит боль теплом.

9) Синекод !Знает к кашлю подход.

10) Такси вояж,

У вас последний шанс.

Встречается и составная рифма с участием местоимений:

1) В любой год, сезон любой

Цетрин со мной.

9) Телевизор просто класс,

Покупай скорей у нас.

По месту расположения в стихе большинство исследуемых тексов относятся к концевой рифме (рифма в конце строки). Например:

1) Если вы, мой друг, не против,

Я креветка, мне бы в ротик.

2) Это масло из оливок,

И в бутылочках красивых.

3) И держите под рукой

Риностоп с морской водой

4) Молоко в двойне вкусней,

Если это милкивей.

5) За подарком забегай

В магазин «Любимый чай».

6) Если хочешь беляши,

К нам в избушку поспеши.

7) Чтобы был ребенок рад,

 Наливай фруктовый сад.

 Редко, но встречается внутренняя рифма - рифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в пределах строфы:

  1. В любой год, сезон любой

Цетрин со мной.

  1. Хопоп – риностоп

Начальная рифма в рекламных текстах отсутствует.

Заключение

В настоящее время российская реклама представляет собой развивающуюся сферу деятельности, правила в которой ещё только устанавливаются. Как показало время и исследования, реклама не только двигатель торговли, но и стимул для развития речевой деятельности. Влияние рекламы сказывается не только на сфере потребительского рынка, но и на политической и культурной жизни общества, на употреблении русского языка и – опосредованно – на развитии его системы. Некоторые считают рекламу искусством, другие – наукой. На самом деле это сочетание того и другого.

Проанализировав лишь небольшую часть рекламных текстов, мы пришли к выводу, что гипотеза исследования, выдвинутая в начале работы, верна. Рифма действительно является мощным средством привлечения внимания покупателя к рекламируемому товару. Однако, авторы рекламы используют бедную и неточную рифму с преобладанием парного способа рифмовки. Чтобы реклама быстро запоминалась покупателями, часто применяется женская и мужская рифма с рифмой в конце строки.

Список используемой литературы:

  1. Рекламные тексты телевидения, радио, интернета.
  2.  Пономарёва С. В. Реклама, «Нева», 2004, С. 9
  3. Уильям Уэллс. Реклама: принципы и практика. СПб., Питер, 2001, 736 с.
  4.  Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. СПб.: Питер, 2002. ,304 с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-179674
  2. http://www.sunhome.ru/help/182
  3. http://negva.ucoz.ru/forum/8-110-1
  4. http://ostrov.ucoz.net/forum/40-124-1

Приложение

1) Если вы, мой друг, не против,

    Я креветка, мне бы в ротик.

2) Хотите помириться –купите нашу пиццу.

3) А теперь в коробке новой

    Появился сад фруктовый.

4) Это масло из оливок,

    И в бутылочках красивых.

5) В этой баночке железной

    Ананас живет полезный.

6) Съешь корейскую морковку,

    И  пойдут делишки ловко!

7) Овощи и фрукты-

    Вкусные продукты.

8) Тирор приходит – засоры уходят.

9) Покупайте мармелад –

    Все пойдет в семье налад.

10) И держите под рукой

Риностоп с морской водой

11) Молоко в двойне вкусней,

    Если это милкивей.

12) За подарком забегай

    В магазин «Любимый чай».

13) Если хочешь беляши,

    К нам в избушку поспеши.

14) В любой год, сезон любой

Цетрин со мной.

15) Что случилось? В чем беда?

    Алкоголь или еда?

    Что гадать? Готов ответ:

Фильтрум – и сомнений нет!

16) Чтобы был ребенок рад,

    Наливай фруктовый сад.

17) Хоп-хоп – риностоп.

18) Телевизор просто класс,

      Покупай скорей у нас.

19) Финалгон- лечит боль теплом.

20) Синекод !Знает к кашлю подход.

21) Такси вояж,

      У вас последний шанс.

22)Пельмени самолепные,

Вполне великолепные.