Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Франк Елена Юрьевна

Предварительный просмотр:

Вариант 1

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-14

(1)Ещё в детском саду Олег выучил наизусть, полюбил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)Это была очень простая и короткая песенка, но именно с неё начались все неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что с таким абсолютным слухом необходимо учиться музыке.

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно, ибо педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

– (6)Чтобы не найти у него слуха, надо самим быть глухими! – рявкнула бабушка.

(7)Она добавила также, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: ведь Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор, а оперу «Кармен» на первых представлениях просто освистали.

(8)Бабушка хорошо знала историю музыки. (9)Она даже сама играла на рояле и очень любила концерты-загадки по радио. (10)Должно быть, в молодости она мечтала стать пианисткой, но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(11)Бабушка находила даже, что Олег чем-то похож на юного Паганини.

(12)Никто из семьи Брянцевых не был лично знаком с юным Паганини, и всё же папа посмел утверждать, что у того было бледное, худое, вытянутое лицо, обрамлённое чёрными смоляными волосами. (13)Олег же был круглолиц, розовощёк, и над его добродушными голубыми глазами свисала шелковистая белёсая чёлка. (14)И, одним словом, полного совпадения не было. (15)Но бабушка уверяла, что в глубине глаз у Олега светятся такие же вдохновенные угольки, как и у великого скрипача-итальянца. (16)Это видела только бабушка. (17)А для всех остальных глаза Олега источали полнейшее спокойствие и лишь иногда еле заметно искрились лукавством.

(18)Чтобы положить какое-то начало музыкальной карьере внука, которая всё никак не задавалась, бабушка года два назад пошла даже на небольшую хитрость. (19)Ей удалось однажды ответить на десять вопросов концерта-загадки. (20)Заказное письмо в редакцию бабушка послала от имени внука, и вскоре дикторша слегка удивлённым голосом объявила по радио, что «вторую премию завоевал ученик четвёртого класса Олег Брянцев, умно и толково ответивший на десять вопросов. (21)Успех мальчика свидетельствует о хорошем преподавании музыки в его школе».

(22)Музыку у Олега в школе вообще не преподавали: никак не могли найти подходящего педагога. (23)Но после этого случая сразу нашли. (24)Ещё бы: из других школ стали приходить для обмена опытом! (25)Бабушка торжествовала: её затея принесла пользу.

– (26)И никакого здесь обмана нет! – заявляла она. – Ведь Олежка сидел рядом и многое отгадывал сам! (27)Ну, а остальное мы отгадывали вместе!

(28)По профессии бабушка была бухгалтером. (29)Уже несколько лет она получала пенсию, но, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (30)Сослуживцы любили бабушку – она была добра, отзывчива, естественна, и, кроме того, как говорили сослуживцы, с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка. (31)Бабушка постоянно что-нибудь напевала. (32)С одной песни она незаметно переходила на другую, хотя в каждой песне знала лишь несколько строк, и то не вполне точно.

(33)Олег тоже любил бабушку, не хотел её огорчать и потому согласился учиться музыке.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – русский писатель, драматург. В центре его произведений непростые взаимоотношения взрослых и детей, проблемы семьи.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в бланк ответов

   2    В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему бабушка Олега считала, что он похож на юного Паганини?»

  1. Олег, как и Паганини, ещё в раннем возрасте выучил и постоянно распевал простую песенку.
  2. Она считала, что у Олега есть музыкальные способности, и находила тому подтверждение даже во внешности внука.
  3. Юного Паганини так же, как и Олега, сначала не принимали в музыкальную школу.
  4. Паганини любил своих родителей и начал заниматься музыкой по их настоянию.

Ответ: ______________________________.

   3    Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Никто из семьи Брянцевых не был лично знаком с юным Паганини, и всё же папа посмел утверждать, что у того было бледное, худое, вытянутое лицо, обрамлённое чёрными смоляными волосами.
  2. А для всех остальных глаза Олега источали полнейшее спокойствие и лишь иногда еле заметно искрились лукавством.
  3. Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что с таким абсолютным слухом необходимо учиться музыке.
  4. Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу.

Ответ: ______________________________.

   4    Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «очень».

Ответ: ______________________________.

   5    Из предложений 28-31 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -О (-Е) пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Ответ: ______________________________.

   6    Замените просторечное слово «рявкнула» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ______________________________.

   7    Замените словосочетание «музыкальных способностей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ______________________________.

   8    Выпишите грамматическую основу предложения 19.

Ответ: ______________________________.

   9    Среди предложений 12-20 найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ______________________________.

   10    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном сочетании слов.

Олег же был круглолиц,(1)   розовощёк,(2)   и над его добродушными голубыми глазами свисала шелковистая белёсая чёлка. И,(3)  одним словом,(4)  полного совпадения не было. Но бабушка уверяла,(5)  что в глубине глаз у Олега светятся такие же вдохновенные угольки,(6) как и у великого скрипача-итальянца.

Ответ: ______________________________.

   11    Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ______________________________.

   12    В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятые между частями сложного предложения, связанными союзной сочинительной связью.

Ещё в детском саду Олег выучил наизусть,(1)  полюбил песенку «В лесу родилась ёлочка». Это была очень простая и короткая песенка,(2)  но именно с неё начались все неприятности. Бабушка решила,(3)  что у внука замечательный слух и что с таким абсолютным слухом необходимо учиться музыке.

Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. А обратно привели тихо и растерянно,(4)  ибо педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

Ответ: ______________________________.

   13    Среди предложений 12-20 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________.

   14    Среди предложений 28-31 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________.



Предварительный просмотр:

Задание 2. Теоретический материал

Задание 2. Алгоритм выполнения


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

Задание 4. Практика


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

Задание 5. Практика



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Задание 6. Практика


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

Задание 7. Практика


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

Задание 8. Практика


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Вариант 1

Задание 11. Практика



Предварительный просмотр:

Задание 11. Теоретический материал

Что должен знать ученик, выполняя задание 11: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.

Подробно эта тема рассмотрена в теоретическом материале к заданию 8.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) хвоЯ б) свЁкла в) щавЕль г) каталОг

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) килОметр б) красивЕе в) тОрты г) хозяевА

3. В каком слове нет ошибки в постановке ударения?

а) тамОжня б) квАртал б) пуловЕр г) обеспечЕние

4. В каком слове ударение падает на первый слог?

а) цемент б) экспорт в) жалюзи г) назло

5. В каком слове ударение падает на первый слог?

а) эксперт б) фарфор в) догмат г) шофер

6. В каком слове ударение падает на второй слог?

а) втридорога б) диспансер в) эксперт г) молодёжь

7. В каком слове ударение падает на второй слог?

а) сирота б) докрасна в) углубленный г) валежник

8) В каком слове ударение падает на третий слог?

а) диспансер б) изобретение в) изогнутый г) путепровод

9) В каком слове ударение падает на третий слог?

а) новорождённый б) украинский в) газопровод г) юродивый

10. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) Отнятый б) языковОй (барьер) в) (вещь) проданА г) жАлюзи

11. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) грунтовАя (дорога) б) дОговор в) задалА г) занЯть

12. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) кЕдровый б) нАчать в) отнЯтый г) слИвовый

13. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) звОнит б) жалюзИ в) килОметр г) кухОнный

14. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) по-мОему (наречие) б) по моемУ (мнению) в) донельзЯ г) дОсыта

15. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) гофрирОванный б) мусоропрОвод в) алкогОль г) мЕльком

16. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) щАвель б) фОрзац в) углубИть г) столЯр

17. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) юродИвый б) катАлог в) протокОл г) дОговор

18. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) нефтепровОд б) осУжденный в) тортЫ г) языковАя (колбаса)

19В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) нАчались б) экспЕрт в) оно жилО г) бантЫ

20. В каком слове ударение падает на последний слог?

а) танцовщик б) чистильщик в) формировать г) маневры

21. В каком слове ударение падает на последний слог?

а) водопровод б) изобретённый в) зубчатый г) досуха

22. В каком слове ударение падает на последний слог?

а) банты б) прибыла в) тортами г) дозировать

23. В каком слове ударение падает на последний слог?

а) издавна б) дешевизна в) напропалую г) дочерна

24. Укажите правильный вариант произношения

а) мозАичный б) сирОты в) согнУтый г) свЕрлит

25. Укажите ошибочный вариант произношения

а) завсегдАтай б)зубчАтый в) обеспечЕние г) оптОвый

26. Укажите правильный вариант произношения

а) дремОта б) аристократИя в) иконопИсь г) асиммЕтрия

27. Укажите правильный вариант произношения

а) мещАнин б) блокИровать в) баловАть г) осмыслЕнно

28Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

а) торты б) балованный в) бензопровод г) заиндевевший

29. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

а) ослепит б) лавровый в) осознать г) зачарованный

30. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

а) ломоть б) начеркавший в) начавший г) щавель

31. В каком слове ударение не падает на последний слог?

А) мастерство б) ремень в) торты г) занятой (человек)

32. В каком выделенном слове ударение не падает на последний слог?

а) у петель в) новых скатертей

б) несколько лопастей г) чёрных ломтей

33. В каком выделенном слове ударение не падает на последний слог?

а) броня танка в) хороших новостей

б) деньги целы г) она дерзка

34. В каком варианте указаны все слова, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

а) прОстыня б) формировАть в) примостИт г) обесценЕние

1. абвг 2. аб 3. бв 4. бвг

35. В каком варианте указаны все слова, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

а) сосредоточЕние б) наИскось в) сОзыв г) увЕдомлена

1. абвг 2. бг 3. бв 4.бвг

36. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

а) заржаветь б) досуг в) филистер г) значимость

37. Укажите слово, в котором не допускаются варианты ударения

а) знахарка б) средство в) заплесневелый г) длинноволновый

38. Укажите слово, в котором не допускаются варианты ударения

а) кулинария б) бронированный в) договор г) полуночный

39. Укажите слово, в котором не допускаются варианты ударения

а) лавровый б) заржаветь в) тефтели г) начисто

40. Укажите слово, в котором не допускаются варианты ударения

А) перрон б) недвижимый в) запрудит г) пиццерия

Ответы.

1 а

9 б

17 в

25 в

33 б

2 в

10 г

18 а

26 а

34 ( 3)

3 а

11 б

19 б

27 в

35 (2)

4 б

12 г

20 в

28 г

36 а

5 в

13 б

21 а

29 б

37 б

14 в

22 б

30 а

38 в

7 г

15 б

23 г

31 в

39 г

8 а

16 а

24 б

32 а

40 а



Предварительный просмотр:

Ответы

Вариант 1

1. неистовство

4. клеветы

7. 1) изнеможенья     2) бездны

2. распрями

5. 1) чахлая             2) чередой

8. осязают

3. лона

6.1) сюртуке           2) манишкой

9. сочувствия

10. притягательная

Вариант 2

1. аналогов

4. речений

7. ажурную

2. эталон

5.  диалектов

8. короб

3. стенограммах

6. подворье

9. пурпуром

10. лабаз

Вариант 3

1. оптовая

4.  буржуйка

7. гумне

2. тёмно-индиговым

5. мякина

8. розвальни

3. штиль

6. аршин

9. подводу

10. рыльниках

Вариант 4

1.  массив

4. времирей

7. звень

2. Черноречивое

5. шумоты

8. вылюбить

3. окказионализмы (авторские слова)

6. среброзвонный

9. вербенят

10. трясь

Вариант 5

1. мозаика

4. лаконичный

7. бузить

2. выхоленный

5. архаизмы

8. шибко

3. стены

6. шлёпать

9. отрок

10. хомячишь

Вариант 6

1. фолианты

4. бить в набат

7. искусный

2. одни и те же грабли

5. падшим

8. архаичный

3. глас вопиющего в пустыне

6. демократизировала

9. конструкции

10. достатки


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ 2015. Задание 7. Синтаксические нормы. Теория. Сазонова Л.П., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №9» г.о.Саранск Республики Мордовия

Слайд 2

Виды синтаксических ошибок: Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; Нарушение связи между подлежащим и сказуемым; Ошибка в построении предложения с однородными членами; Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением; Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; Нарушение в построении предложения с причастным оборотом; Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Слайд 3

благодаря согласно вопреки наперекор навстречу подобно 1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом ЧЕМУ?

Слайд 4

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом вследствие ввиду в случае ЧЕГО?

Слайд 5

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом « ПО» - «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ »: ЗАПОМНИ!!! ПО ПРИЕЗД Е В ГОРОД ПО ПРИБЫТИ И НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИ И СРОКА ПО ОКОНЧАНИ И ШКОЛЫ по завершени и лекции

Слайд 6

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (вздыхать, горевать, грустить, скучать, тосковать, плакать), управляет дат. падежом. Норма: тосковать по (кому?)жене, но с местоимениями МЫ, ВЫ –( о КОМ?) пред. падеж, по вас, по нас.

Слайд 7

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Запомни! О платить что – у платить за что беспокоиться о ком – тревожиться за кого надеть что на что – одеть кого во что обращать внимание на что – уделять внимание чему отзыв о чем – рецензия на что предостеречь от чего – предупредить о чем заметить что – догадаться о чем

Слайд 8

2.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения: Те , ….., не могл и не любоваться…; тот ,….не мог не любоваться и т.п . Все , кто видел этот фильм, отзывались о нем положительно.

Слайд 9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Слова « большинство, меньшинство, несколько » с неодуш.сущ . употребляются в ед.числе: Большинство столов было занято Во мн. числе с одуш . сущ.: Несколько участников выбыл и из борьбы. Числительные, оканчивающиеся на «один», согласуются с глаголом в единственном числе: На съезд прибыл сто один делегат.

Слайд 10

3.Ошибка в построении предложения с однородными членами 1. Построение предложений с общим дополнением при однородных сказуемых: Во время войны народ надеялся и верил в победу. Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им: Сказуемые надеялся и верил имеют одно зависимое слово в победу , которое стоит в в.п. Но глагол надеялся не может управлять в.п. с предлогом в (надеялся (на кого? на что?…), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант: Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё.

Слайд 11

Ошибка в построении предложения с однородными членами 2.Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Нарушение : Главный герой полюбил войну ( сущ ) и рисковать ( глаг ) жизнью. 3.Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. «Караси, сазаны, лещи» — это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

Слайд 12

Ошибка в построении предложения с однородными членами 4.Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и…; если не…, то… и др. Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники , а также учащиеся девятых классов. Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются постоянными , поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно. Правильный вариант: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники , так и учащиеся девятых классов. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй. Правильный вариант: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

Слайд 13

Ошибка в построении предложения с однородными членами 5.Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу. Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание». Правильный вариант: Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.

Слайд 14

4.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное — жанровое обозначение. Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное. Правильный вариант: В кинофильме « ВойнА и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Слайд 15

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1. Деепричастие может относиться только к действующему подлежащему: Присутствующие согласились с докладчиком, возражая лишь против отдельных положений. 2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.

Слайд 16

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1. Разрыв причастного оборота определяемым словом. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. Правильный вариант: Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.

Слайд 17

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (какими?) победившими… Правильный вариант: Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду. 3. Замена страдательных причастий действительными Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. Действительные причастия на - ся следует, где это возможно, заменять страдательными причастиями. Правильный вариант: Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

Слайд 18

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. Правильный вариант: Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.

Слайд 19

Неправильное построение предложения с косвенной речью Косвенная речь- это способ передачи чужой в виде придаточного предложения. В косвенной речи должна меняться форма местоимения : Нарушение : Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу ». Норма : Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.



Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ.

Орфография. Задания №8-№11.

Вариант № 4.

Задание№8.1.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 

1.к…смический, бл...стательный , опт...мизм, г…ризонт, фест…валь

       2. д..лголетие, п..йзаж, п..норама, разб..раться, к..ридор

       3. пром..кашка, покр..снеть, вин..грет, м…тив, уд…влять

       4. омр..чать, зар..сли, л..терея, угр…жать, ш…нтажист

       5. д…рктор, б...седа, к...рниз ,т...жёлы ,нар...щение

       6.игн..рировать, сем..нар, прил..жение, ц..нтральный, в…риант

       7.  песс…мизм, прик…сновение, р…ставрация, ф…номен, ред…ктировать

       8. ум…лять (о пощаде), пац…ент, заг…релый, см…рение, г…гантский

       9. ум…лять (достоинства), д…ректор, тр…мвай, ск..кать(на лошади), л…скать

       10. ун…верситет, уед…нённый, р…стовщик,б…хрома, д…агноз

              Задание№8.2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная  

               корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. з…рянка, прик…снуться, изл…жение, вым…кнуть, д…лина

2. гл…ток, выт..рающий , л..цензия, сг..ревший, пор…сль

             3. Р…стов, разг…рается, пл…вчиха, в…льсировать, соб…раться

             4.подв…ротня, р…стовщик, заск…чить, ур…внение, сотв…рить

             5.пров…нциальный, р…весник, выг…реть, ц…линдр, з…ря

             6.насл..ждаться, пл…вучий, ф…гура, к…питан, з…рница

             7. к…саться, бл…стать, в…риант, р…скошный,с…мметрия

              8.т…чилка, прик…саться, д…ликатес, в…негрет,выч…тание

              9.р…вноправие, к…мпьютер, попл…вок, предпол…гать, в…ршина

10.зам…реть, пом…рить (друзей), терр…тория, прик…сновение, соч..тание

              Задание№9. Правописание приставок.

         Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти

          слова, вставив пропущенную букву.

1.  

пр..следовать, пр..милый

бе..брежный, ни..падающий

пр..стыдить, пр..града

пр..успевать, пр..плести

по..кидывать, на..кусить

2.  

ни..падающий, и..черпать

пр..града, пр..вокзальный

пр..высить, пр..открыть

о..гадать, по..кидывать

бе..культурье, ра..бросать  

3.

ра..секреченный, бе..прибыльный

пр..способленный, пр..мудрый

по..солнух, о..бросить

не..данный, и..ношенный

пр..плясывать, пр..успевать

4.

бе..прибыльный, бе..голосый

не..данный, и..ношенный

пр..добрый, гостепр..имный

пр..дедушка, с..гласие

по..кидывать, на..кусить

5.

гостепр..имный, пр..ломление

правопр..емник, пр..морский

пр..обрёл, пр..брежный

не…говорчивый, бе..голосый

бе..помощный, в..дохнуть

6.

и..ношенный, ра..двинутый

в..дохнуть, не..деланный

нед..жарить, пр…бабушка

не..держанность, ра…лить

п..дсказывать, р..ссматривать

7.  

р..ссматривать, не..глядный
пр..обрёл, пр..слушиваться

не..бозримый, з..головок    

пр..беречь, пр…града

пр..молчать, р..зместить

8.  

пр..слушиваться, пр..образователь

не..держанность, бе..человечный

з..ночевать, не..бозримый

пр..обретение, пр..градить
пр..готовить, беспр..кословно
9.  

пр..остановить, пр..готовить

пр..озёрный, пр..огромный

пр..писывать, пр..сытиться

запр..кинул, пр…бабушка

ра..бежаться, бе..шумный

10.  

не..гибаемый, и..подтишка
во..делывать, в..пышка (света)

по..кладка, о..бойный

о..бить, на..строчный
ра..царапать, бе..болезненно

 

     

Задание№10.1. Правописание суффиксов разных частей речи.

      1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

подразум...вать   алюмини...вый        раскра...вать        овлад…вающий    циркони...вый          

2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

милост...вый быстр...нько  гел...вый  забол...вающий оранж...вый              

3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

фасол...вый    выстра...вая   остр...нький  эмал...вый  затм...вать

 4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

натри...вый   вздраг...вающий  ливн...вый  черешн...вый преодол...вать

5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

усидч…вый    рубаш…чный  государ...вый  стро...вой  почу...вший                  

6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

почу...вший   син...ватый  зате...ть обидч...вый  претерп...вая                  

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

устар...вать  хитр...нький  овлад..вать    догадл...вый   фланел...вый
8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

ноздр...ватый   дешёв...нький алюмини...вый   расчётл...вый  остр...нький

9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

оранж...вый вышаг...вать шпакл....вать продл...вать миндал...вый          

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

желт...зна   овлад…вать  недоум…вать       молодц...ватый груш...вый            

Задание№11.1.  Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий

1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

хлопоч...шь движ…мый бор...шься уполномоч...нный пряч…шься

2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

ненавид...мый  дыш…шь омыва...мый  выгор..шь завис..мый

3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

добыва...мый   задерж…шься  подстрел…нный   стел...шь закручива…мый

4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

дремл...шь запиш...шь закручива...мый  наполн...нный закле...вший
 5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я

дорогосто...щая лица сия...т  мо...щиеся ветры разве...т  дремл...щие силы    

6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

изуча…шь накин...шь вытащ...шь обожа...мый  законч...нный

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

верт...шься  накол...шь добыва..мый  бор...шься настраива...мый

8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

засмотр...шься выпил...шь муч…мый  провер...вший встреч...нный  

9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

бор...шься  ссор...шься ка....вшийся   накоп…шь догон...шь

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

увид...нный   воспева..мый   вылет…шь обнаруж...нный  подстриж...нный

Задание№10.2.  Правописание суффиксов разных частей речи.

1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

врач...вать  марганц...вый  плать..це зор...вой  щавел...вый

2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

кремни...вый  зарубц...вать  луч...вой укач...вать преодол...вать

3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

гост…вой  окольц...вать глянц…вый  ослаб…вать застёг...вать

4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

причудл...вый  глянц...вый оцен...вать   растра...ваться завистл...вый

5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

настра...вать  сирен...вый  ливн...вый забол…вать фасол…вый

6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

преодол…вать щавел...вый  окольц...вать  недогадл...вый продл…вать

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

заканч...вать доверч…вый  ливн…вый разворач…вать  задумч…вый

8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

реч…вой гор…вать расспраш...вать  преодол…вать ландыш…вый

9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

плюш...вый гост…вой застра...вать марш...вый корч...вать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

глянц...вать причудл...вый просе...вать луч...вой вздраг…вать

Задание№11.2. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий

1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

гон…шься завис...шь движ...мый  верт...шься стел..шь

2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю

донос…тся крики  мо…щиеся обои  скоропорт...щиеся  студенты труд...тся   леч...щий врач

3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю

друзья вышл...т стро...тся роты  войска выдерж...т тревож...щийся напрасно беспоко...щийся о детях

4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю

леле...щая малыша   леч...щий врач слова много знач...т рыбы дыш...т жабрами    мол...щий о помощи 

5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А (Я)

враги ка…тся вытира...щая пыль каж...щийся мраморным сороки стащ...т жажд...щий успеха

6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А (Я)

ивы плач...т  движ...щаяся колонна животрепещ…щий вопрос волну…щийся отец  леч...щий врач

7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А (Я)

скач...щий домой  крестьяне перевяж…т     рабы ропщ...т  колебл...щийся от ветра жалобно забле...т ягнята  войска выдерж...т

8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

задерж…шься атаку...мый   прос…шь выгляд…шь предвид...вший

9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

всклокоч...нный  перекормл...нный  сфотографиру...шься распил...шь подкле...нный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

терп…шь предрасполож...нный  скаж...шь изобража…мый пересмотр…нный

Задание 10.1.  

Вариант  №4.

№ задания

Ответ

1.

раскраивать    

2.

 М   милостивый

3.

выстраивая  

4.

вздрагивающий

5.

усидчивый      

6.

       обидчивый

7.

догадливый  

8.

расчётливый  

9.

вышагивать

10.

От  желтизна        

Задание№10.2.  

Вариант № 4.

№ задания

Ответ

1.

 платьице

2.

 укачивать

3.

застёгивать

4.

глянцевый

5.

настраивать

6.

недогадливый

7.

ливневый

8.

расспрашивать

9.

застраивать

10.

лучевой

Задание№11.1.  

Вариант № 4.

№ задания

Ответ

1.

движимый

2.

омываемый

3.

задержишься

4.

заклеивший

5.

дорогостоящая

6.

вытащишь

7.

вертишься

8.

встреченный

9.

борешься

10.

вылетишь

Задание№11.2.  

Вариант №4.

№ задания

Ответ

1.

стелешь

2.

моющиеся

3.

вышлют

4.

лелеющая

5.

стащат

6.

лечащий

7.

выдержат

8.

атакуемый

9.

распилишь

10.

терпишь

Ключи

Задание№8.1.

Вариант №4.

№ задания

Ответ

1.

блистательный

2.

разбираться

3.

 промокашка

4.

заросли

5.

наращение

6.

приложение

7.

прикосновение

8.

загорелый

9.

скакать

10.

ростовщик

Задание№8.2.

Вариант № 4.

№ задания

Ответ

1.

долина

2.

глоток

3.

вальсировать

4.

подворотня

5.

провинциальный

6.

наслаждаться

7.

роскошный

8.

точилка

9.

вершина

10.

помирить друзей

Задание№9.

Вариант № 4.

№ задания

Ответ

1.

преследовать премилый

2.

ниспадать исчерпать

3.

рассекреченный бесприбыльный

4.

подкидывать надкусить

5.

приобрёл прибрежный

6.

изношенный раздвинутый

7.

приобрёл прислушиваться

8.

несдержанность  бесчеловечный

9.

приостановить приготовить

10.

несгибаемый исподтишка

Задание 10.1.  

Вариант  №4.

№ задания

Ответ

1.

раскраивать    

2.

 М   милостивый

3.

выстраивая  

4.

вздрагивающий

5.

усидчивый      

6.

       обидчивый

7.

догадливый  

8.

расчётливый  

9.

вышагивать

10.

От  желтизна        

Задание№10.2.  

Вариант № 4.

№ задания

Ответ

1.

 платьице

2.

 укачивать

3.

застёгивать

4.

глянцевый

5.

настраивать

6.

недогадливый

7.

ливневый

8.

расспрашивать

9.

застраивать

10.

лучевой

Задание№11.1. 

Вариант № 4.

№ задания

Ответ

1.

движимый

2.

омываемый

3.

задержишься

4.

заклеивший

5.

дорогостоящая

6.

вытащишь

7.

вертишься

8.

встреченный

9.

борешься

10.

вылетишь

Задание№11.2. 

Вариант №4.

№ задания

Ответ

1.

стелешь

2.

моющиеся

3.

вышлют

4.

лелеющая

5.

стащат

6.

лечащий

7.

выдержат

8.

атакуемый

9.

распилишь

10.

терпишь

БЛАНК ОТВЕТОВ

ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА_______________ _________________

КЛАСС_____ДАТА________ ВАРИАНТ___________________

Задание№8.1.

 

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Задание№8.2.

 

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Задание№9.

 

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Задание 10.1.  

 

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Задание№10.2.  

 

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Задание№11.1.  

 

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Задание№11.2.  

 

№ задания

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Оценка___________________



Предварительный просмотр:

Задание  9

Вариант 1.

 

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

пр..старелый, пр..дел (желаний)          

и..подтишка, ра..жалобить

о..гадать,  по..бить

об..скать, дез..нфекция

н..лево, д..гадываться

2.  Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

  нед..верчивый, пр…бабушка

  под..тожить,  не..скусный

  пр..воз, пр…думать

  бе..ценный, и..мерить

  в..ются, видеос..ёмка

3. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

бе..челюстной, и..пуг

пр..творить (в жизнь) , пр…морский

без..нициативный, до..грать

и..кажённый, бе..жалостный

и..брать, не..гибаемый

4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

меж..языковой, об..ём

и..коверкать, бе..жизненный

пр..лестная, пр..митивный

без..дейный, супер..гра

пр..рекание, пр..ближённый

5. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

пр..образовать,  пр..способиться

на..пись, пре..лог

ра..ползаться,  и..дательство

под..грать, пост..ндустриальный

бе..дарно, бе..пристрастный

6. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

пр..увеличивать, пр..лепить

бе..думный , ра..шифровать

о..далённый, на..треснутый

из..мать, дез..нформация

пр..встать, пр..дирки

 

7.  Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

пр..амурский,  пр..толстый

под..грать,  из..мать

ни..вернуться,  ни..послать

о..дача, пре..теча

р..звлечение, п..догреть

8. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

по..кладка,  о..бойный

пр..колотить, пр..восходный

на..граться,   из..мать

бар..ерный, с..язвить

и..пуг, не..терпимый

           

9.  Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква.  Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.          

пр…поведник         , ..тдал

в..ходить,  в..бираться

пр..вычка, пр..возмочь

раз..скивать, сверх..нтересный

от..явленный, в..ются

10. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква.  Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

пр…вратить, пр…ступить к занятиям

ра…чёт, ра…плескать

интер…ер, кинос..емка

без…мянный, дез..нформация

     пр..способленный, пр..мудрый 

Задание  9

Вариант 2.

1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

нед..чёты, з..рождаться

пр..вращение, пр..стиж

ра..хаживать, и..вержение

про..нформировать, небез..звестный

пр..забавный, пр..годный

2. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

на..стройка,  о..гадка

пр..искусный, пр..града

и..бежать, ни..падающий

об..грать, за..скивающий

не..правданный, р..зместить

3. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

под..брать, н..илучший

пр..обретенье, пр..рост

в..лелеять,  ра..спросить

дез..нформация, раз..скать

пред..стория, пост..мпрессионизм

4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

и..подтишка, не..говорчивый

пр..градить, пр..страстный

под..зрение,  нез..бвенный

без..сходный, по..грать

чре..мерный, и..ход

5. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

под..язычный,  в..юнок

ра..хваленный,  ра..бить

пр..падать (к земле),  пр..ломить

небез..звестный, контр..гра

з..умный,  с..мнение

6. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

пр..мета,   пр..стол

с..емка,  об..ем

под..грать, меж..нститутский

бе..пошлинный,   ра..веселый

пр..следователь,  пр..внести

7. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

бе..престанно,   бе..вкусный

пр..зрительный,  пр..готовить          

п..рисовать,  под..йти

с..грать,  за..нтриговать

ди..пропорция,  ра..грести

8. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

пр..чудливый, пр..следовать

бе..конечный, в..ходы

расп..ложенный, пр..бабушка

небез..нтересный,  пед..нститут

пр..образ, пр..родитель

9.  Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

пр..стол, пр..клонный

бе..крайний, бе..граничный

под..тожить, об..скать          

не..хватный,  н..дстроить

с..ронизировать,  по..сковый

10. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та  же буква.  Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.  

небез…звестный, пред…нфарктный

п…дать, от…звать

ра…мечтался,  бе..предел

пр…нять товар, пр…небрегать опасностью

грузопод...ёмность, из…явить

                        Задание 9.

Ответы  

1 вариант

2 вариант

1

престарелый предел

превращение престиж

2

привоз придумать

преискусный преграда

3

бесчелюстной испуг

приобретенье прирост

4

межъязыковый объём

исподтишка несговорчивый

5

надпись предлог

заумныйсомнение

6

привстать придирки

съёмка объём

7

подыграть изымать

порисовать подойти

8

испуг нестерпимый

бесконечный всходы

9

проповедник отдал

престол преклонный

10

расчёт расплескать

подать отозвать



Предварительный просмотр:

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К ЗАДАНИЮ № 24 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.

(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой – это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной

блузкой и туфлями.

(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное – красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос*)

Лариса Григорьевна Матрос – доктор философских наук, писатель, литературный критик.

Задание 1

Л.Г.Матрос, размышляя над проблемой, включает (А) ____(предложения 3, 20,26). Используемые в большом количестве (Б)___ в предложениях 10,11,26 дают возможность перечисления признаков, фактов, явлениях. Яркость и актуальность размышлениям над проблемой придают (В) ______ ( (предложения 14, 21), а также использование (Г) ______ (предложения 14,28).

Список терминов:

1) цитата

2)антонимы

3)вопросно-ответная форма изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)лексический повтор

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов предложения

Задание 2

«Для того чтобы подчеркнуть злободневность, неоднозначность поднимаемой проблемы, а также её многогранность, Л.Г.Матрос использует приём – (А)_________ (предложения 23), а также синтаксическое средство – (Б)___________ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)___________ (предложения 1620), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём – (Г)________ («потому» в предложениях 19, 20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов предложения

Задание 3

В предложениях 6,20,29 автор использует (А) ______, а также другое синтаксическое средство (Б) _____ (предложения 9,16) . Приёмы (В)_______ («явилось обобщение» в предложении 15, «это всё обязывает нас» в предложении 21) и (Г)______ («каждый боится оказаться элегантней других» в предложении 24) придают публицистическому тексту особую образность.

Список терминов:

1) цитата

2)олицетворение

3)вопросно-ответная форма изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов предложения

Задание 4

Чтобы придать тексту художественную образность Л.Г.Матрос использует такой троп, как (А)________(«планка культуры» в предложении 25, «носитель культуры» в предложении 7, «уровень культуры» в предложении 8, «роль языка» в предложении 9). (Б)______ («тусовка» в предложении 9), включаемый в речь выпускницы университета в разговоре с автором текста, свидетельствует об общем уровне культуры говорящего. Во многих предложениях автором используются (В)_____. Понимая масштаб «беды» низкого уровня даже образованных людей, Матрос включила (Г)____ (предложение 29) с целью призвать нас к особому отношению к традициям общества.

1)цитата

2)жаргонизм

3)повелительное предложение

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)метафора

9)ряды однородных членов предложения

Задание 5

Несмотря на публицистический стиль рассуждения, Матрос включает в текст (А) _____ («ненормативная лексика» в предложении 27, «афоризм» в предложении 28, «дискуссия» в предложении 1, «рентабельно» в предложении 3). Что общий тип речи текста — рассуждение , доказывается обилием (Б) ___ (предложения 22, 23,27). Для усиления противопоставления автором используются и лексические средства — (В) ____ (предложение 17). Наличие стилистического приёма (Г) ___ (предложения 21-25, 27) призвано усиливать впечатление от прочитанного.

1)цитата

2)научная лексика

3)повелительное предложение

4)ряды однородных членов предложения

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)метафора

9)антонимы

Задание 6

В тексте Л.Г.Матрос поднимается проблема низкого культурного уровня современных людей. Для особого подчёркивания значимости этого вопроса автор использовала (А) ______ («раньше — сейчас» в предложении 24) и (Б) _____ «образ жизни» в предложении 21, «иметь в виду» в предложении 11). В предложениях 23-24 в качестве связи предложений умело включены в текст (В)_____. С целью усилить выразительность речи Матрос воспользовалась таким приёмом, как (Г) ___ ( в предложениях 1,9,15, 23).

1)цитата

2)фразеологизмы

3)повелительное предложение

4)инверсия

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)однокоренные слова

9)антонимы

Задание 7

Писателем и юристом Л.Г.Матрос поднимаются важные проблемы современного общества. Чтобы читателю более понятны была главная мысль, автором часто в тексте использовались (А) _____ (в предложении 22: дом — улица, туфли — шлепки; в предложении 2,3: одни — другие; в предложения 14: все — каждая) и (Б) _____ (предложения 14 и 28). Включенные в разные предложения (В)____ (например, в предложениях 13,16,26) дают возможность удостовериться в конкретном типе речи данного текста. А публицистический стиль текста и актуальность проблемы требуют обязательность таких слов, как: «информация, дискуссия» в предложении 1, «прагматичный» в предложении 2, «рентабельно, потенциал» в предложении 3, «элегантный» в предложении 27).

1)афоризмы

2)фразеологизмы

3)повелительное предложение

4)инверсия

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)заимствованная лексика

9)контекстные антонимы

Ответы:

Задание 1

А

Б

В

Г

5

9

2

1

Задание 2

А

Б

В

Г

1

9

3

6

Задание 3

А

Б

В

Г

9

7

2

6

Задание 4

А

Б

В

Г

8

2

9

3

Задание 5

А

Б

В

Г

2

5

9

7

Задание 6

А

Б

В

Г

9

2

8

4

Задание 7

А

Б

В

Г

9

1

5

8