Региональный компонент

Кузнецова Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Картотека Башкирских народных игр.

Юрта

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Липкие пеньки

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Организация игры: три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с мест.

Медный пень

Развивающая задача: развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге.

Организация игры: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.

Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

«– Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить?»

Хозяин отвечает:

«– Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой»

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем.

Энә менәнеп (Иголка и нитка)

Организация игры: Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир (куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка»), они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки»), по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой»), все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.

Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.

Палка-кидалка

Развивающая задача: Развивать внимание, ловкость. Упражнять детей в метании предмета вдаль. Воспитывать взаимовыручку.

Организация игры: Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Стрелок

Развивающая задача: развивать умение у детей метать мяч.

Организация игры: проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Мөйөшалыш (Уголки)

Организация игры: По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:

- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?

1 играющий отвечает: «Моя баня занята».

2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»

3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»

4 играющий отвечает: «Воды нет»

Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.

Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».

Бүре менән ҡуян (Волк и зайцы)

Организация игры: Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:

«Белый заяц, мягкий заяц

В гости к нам пришел.

Ушки - длинные.

Короткий хвост».

На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.

Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой

Аҡ тирәк, күк тирәк

(Белый тополь, синий тополь)

Организация игры: Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»

Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».

Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?»

Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед».

Первая команда просит: «Дайте нам сахар».

Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»

Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».

Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»

Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.

Букән ҡайыш

(Поймай воробья поясом)

Организация игры: Дети парами стоят по кругу: впереди девочка сзади мальчика. Водящий, в руке у которого пояс (веревка), ходит за кругом и произносит текст:

«Лето прошло, осень пришла,

Утки улетели, гуси улетели.

Соловьи пропели.

Ворона стой! Воробей лети!»

Ребенок, которого выбрали «воробьем» убегает от водящего по кругу, а тот старается догнать и осалить поясом. Если водящий осалит, то занимает место играющего, а осаленный становится водящим.

Правила: не касаться убегающего рукой, а только поясом. Убегать после слова «лети».

Бесәй менән сысҡан

(Кот и мыши)

Организация игры: Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произносит слова:

«Котик вышел погулять,

Серых мышек поймать.

Сейчас догоню, схвачу и проглочу»

После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.

Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в домике.

«Курай (Дудочка)»

Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: 
«Услыхали наш курай, 
Собрались мы все сюда. 
Наигравшись с кураистом, 
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай 
На зеленом, на лугу 
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
Правила: разбегаться только после окончание слов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Башкирские народные сказки

Слайд 2

Содержание: Два барсука. Два лентяя. Добром за добро. Егет и лиса. Заяц и еж. Заяц и лев.

Слайд 3

Два барсука. Два барсука, самец и самка, гонялись по полю за мышами. В это время вдали показался паршивый верблюд. Барсук-самец сказал самке: - Давай, старуха, оставим мышей и пойдем ловить верблюда. Самка сказала: - Сейчас мы, гоняясь за мышами, приустали: не годится бросать их и идти на неуставшего верблюда. Старики говорили: «Сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы». Если это так, то стоит ли идти, бросив мышей? Самец сказал: - В то время, когда есть верблюд, я не стану гоняться за мышами. Сказал да и пошел туда. Барсучиха осталась на месте; она поймала несколько усталых мышей, поела, насытилась и легла. Через некоторое время барсук, не поймав ничего, пришел и упал возле барсучихи. Барсучиха сказала ему: - Поймал ли ты своего верблюда? Барсук от усталости еле выговорил: - Нет, не мог поймать. Барсучиха снова сказала ему: - Разве я не говорила тебе: не бросай утомленных мышей - сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы? Тут барсук раскаялся и начал плакать навзрыд.

Слайд 4

Два лентяя. В давние времена жил старик, имел двух сыновей. А были те сыновья очень ленивыми. - Живите как знаете,- рассердился однажды старик и прогналих прочь. Пошли ленивцы куда глаза глядят. Шли они, шли, преодолели расстояние длиною с иголку и прилегли отдохнуть под яблоней. - Яблоко спелое, упади мне в рот,- сказал младший брат. - Как ты не ленишься просить?- удивился старший. Один прохожий, шедший на базар, нес с собой хлеб, катык . Проникся он к ним жалостью, дал немного хлеба и катыка . Два лентяя накрошили хлеб в катык . Высохший на солнце хлеб никак не делается мягче в катыке . А за водой сходить лень. Поставили братья друг другу условие: - Кто первым заговорит, тот пойдет за водой. Мимо проходил пастух с собакой. Подошел, поздоровался - ответа нет. - Вы что, язык проглотили?- обиделся пастух.- Коли не отвечаете на приветствие, я ваш катык собаке отдам. Опять нет ответа. Пастух в сердцах взял и размазал катык по лицу старшего. Тот зыркает глазами, но молчит. Пастух приказал собаке слизать катык с лица ленивца. Собака принялась лизать. И с правой щеки лижет, и с левой щеки лижет, а старший брат молчит. Крошка хлеба застряла у него в ноздре. Доставая ее оттуда, собака клыком поддела нос. Тут он не выдержал, закричал: Два лентяя. В давние времена жил старик, имел двух сыновей. А были те сыновья очень ленивыми. - Живите как знаете,- рассердился однажды старик и прогналих прочь. Пошли ленивцы куда глаза глядят. Шли они, шли, преодолели расстояние длиною с иголку и прилегли отдохнуть под яблоней. - Яблоко спелое, упади мне в рот,- сказал младший брат. - Как ты не ленишься просить?- удивился старший. Один прохожий, шедший на базар, нес с собой хлеб, катык . Проникся он к ним жалостью, дал немного хлеба и катыка . Два лентяя накрошили хлеб в катык . Высохший на солнце хлеб никак не делается мягче в катыке . А за водой сходить лень. Поставили братья друг другу условие: - Кто первым заговорит, тот пойдет за водой. Мимо проходил пастух с собакой. Подошел, поздоровался - ответа нет. - Вы что, язык проглотили?- обиделся пастух.- Коли не отвечаете на приветствие, я ваш катык собаке отдам. Опять нет ответа. Пастух в сердцах взял и размазал катык по лицу старшего. Тот зыркает глазами, но молчит. Пастух приказал собаке слизать катык с лица ленивца. Собака принялась лизать. И с правой щеки лижет, и с левой щеки лижет, а старший брат молчит. Крошка хлеба застряла у него в ноздре. Доставая ее оттуда, собака клыком поддела нос. Тут он не выдержал, закричал:

Слайд 5

- Сгинь! - Ага, ты первый заговорил!- возликовал младший брат.- Иди за водой! Понял пастух, в чем дело, поколотил братьев и ушел. А оба лентяя продолжают лежать. Пока они так лежали, мимо прошел еще один человек, неся на базар катык в большом горшке. Младший брат ваялся помочь ему, надеясь подзаработать. Из сил выбился, лень одолевает, а несет. Сам размечтался: «За работу мне дадут копейку. На эту копейку я куплю яйцо, подложу его под курицу соседа - цыпленок выведется. Он вырастет и сам начнет нести яйца. Потом появятся у меня свои куры, обменяю их на уток, гусей. Как разбогатею, построю большой дом. Пошлю сватов к царской дочери. Он выдаст ее за меня. Начнем мы жить. Я стану приказывать царской дочери: «Полей мне на руки!» Она же наверняка не умеет делать этого, Тогда и рассержусь и стукну ее. Но вдруг она пожалуется отцу? Р азгневается царь, скажет мне: «Велю отрубить тебе голову!»Представив себе царя и палача с секирой, лентяй присел и в страхе закрыл голову руками. Горшок выпал и разбился, от катыка только брызги полетели. Хозяин, рассердясь , побил лентяя. А в назидание ему сказал: Очень плохо быть ленивым - не ленись! Чтобы было уважение - трудись, Овладей наукой, ремеслом, У тебя тогда счастливой будет жизнь. Младший брат не был безнадежно испорченным, всё понял. Сделал для себя выводы и начал жить, как другие люди живут. Он и теперь, сказывают, живет припеваючи.

Слайд 6

Добром за добро. Было это давным-давно. Шел как-то по дороге домой один дровосек, уставший после тяжелой работы. Вдруг услышал он змеиное шипение, доносящееся из-под большого камня. Остановился и видит черную змею. - Вытащи меня,- просит она. - Я освобожу тебя, а ты меня ужалишь,- говорит человек. - Нет, не только тебя, но и никого из рода людского не трону,- умоляет змея. Стоило дровосеку приподнять камень, как змея тут же обвилась вокруг его шеи. - Отчего же ты нарушаешь свое обещание? А змея ему в ответ: - На добро злом отвечают! Долго спорили человек и змея между собой. Наконец змея говорит: - Давай найдем трех свидетелей и спросим их. Если они согласятся со мной, я ужалю тебя. Коль подтвердят твои слова, оставлю тебя в покое. Так они и сделали: отправились на поиски свидетелей. Подошли к одной деревне и видят: на свалке оторванный от тулупа воротник лежит. Спрашивает его человек: - Скажи, воротник, на добро чем отвечают? - Бай меня носил, пока я был красивый и пышный,- говорит воротник.- Но стоило мне состариться, как он меня выбросил. Выходит, на добро злом отвечают. Пошли они дальше. Навстречу им еле-еле тащится собака. - Эй, собака, скажи, чем за добро платят? - спрашивает человек. - Когда была сильной и здоровой, бай держал меня на цепи, а я верно охраняла его дом, хотя не всегда была сыта. Но когда состарилась, он выгнал меня на улицу. Вот так, злом платят за добро,- ответила собака.

Слайд 7

Отправились человек и змея дальше. На опушке леса встретили лису. Выслушав человека, лиса сказала: - Я не могу сразу ответить на твой вопрос. Ты мне сначала покажи, из-под какого камня ты змею вытащил. И пошли они втроем к тому камню. Лиса велела змее лечь на прежнее место, а человеку - придавить ее камнем. И вот змея легла, человек придавил то место тяжелым камнем. Тогда-то лиса нашла, что сказать: - Ну, змея, вылезай-ка сама из-под камня. То-то же! Коль не знаешь, что на добро отвечают добром, лежи здесь, пока не сдохнешь и не высохнешь. С тех пор прозвали лису хитрой, и на добро стали отвечать добром. Оттого, что лиса помогла человеку, хвост ее стал пышным. А человек с тех пор всегда убивает змей-гадюк.

Слайд 8

Егет и лиса. Давным-давно жил, говорят, один егет . Бил зайцев в лесу, ел зайчатину, сделал себе юрту из шкурок зайцев. Даже одежду носил, сшитую из заячьих шкур. Однажды пришла ж нему лиса и говорит: - Давай будем жить вместе, ты будешь стрелять зайцев, я - ловить. С того дня лиса и егет стали жить и охотиться вместе. Лисе не нравилось, что егет холост, и однажды она предложила ему: - Женись, егет ! Я тебе байскую дочь сосватаю. Егет согласился. Лиса тут же отправилась сватьей в деревню к баю. - Чьей сватьей будешь? - спрашивает тот. - Урманбая ,- отвечает лиса. - Что-то не припомню такого,- удивился бай. Слово за слово, убедила-таки лиса бая, что есть такой богатый жених Урманбай . Сделав дело, лиса вернулась к егету . Стали собираться в дорогу. Когда они были уже не далеко от дома бая, хитрая лиса велела егету подождать ее у реки, а сама к баю побежала. - Бай, беда приключилась,- говорит лиса.- Спускались мы с горы. Лошадь вдруг понесла и сбросила жениха в грязь. Лежит он теперь в разорванной одежде. Чтобы мог он явиться сюда, нужны одежда и мыло. Распорядился бай выдать лисе платье для егета , да простенькое и старенькое. - Ты смеешься, бай? Егет не то, чтоб надеть, но и смотреть не станет на такое платье! - возмутилась лиса.

Слайд 9

Пришлось баю дать лисе одежду из тонкого сукна. Вернулась лиса к егету . Вымылся егет и облачился в дорогую одежду. В таком виде и явился к баю. Посадили егета за стол, уставленный разными яствами. Стали угощать. А он и не видит ничего вокруг, своей красивой одеждой любуется. Заметил бай, что егет все время разглядывает ее, подумал: «Никак жениху не по душе пришлась она»,- и приказал сшить ему еще дорогой красивый костюм. Так и продолжал бы егет любоваться одеждой, если бы лиса не шепнула ему что-то на ухо. Но и после этого не мог удержаться от того, чтобы не взглянуть на свой наряд. Погостив три дня у бая, жених пригласил невесту и родителей к себе. Отправились они в путь. Лиса побежала впереди. Встречая на пути стадо, она говорила пастухам: «Если спросят чье стадо, отвечайте - Урман-бая». Бежала она, бежала - смотрит: на опушке леса дом стоит, большой и красивый. А в доме том живет древняя старуха со своей дочерью. Стада, что по дороге лисе встретились, той старухе принадлежат, оказывается. Лиса ей объяснила в чем дело. Старуха и ее дочь, оставив дом и добро, ушли на время в лес. Только они ушли, явились свадебные гости. Увидев очень хороший дом, бай подумал: «Зять-то, действительно, богатым оказался. Его дом лучше моего. А я-то собирался половину своего богатства ему отдать. Ну и повезло же дочери!»

Слайд 10

Через три дня бай с женой уехали. Егет с женой и лиса стали жить втроем. Живут, не тужат. Однажды лиса говорит: - Видно, помирать мне пора. Когда я помру, не бросай меня за ворота, а закопай под нарами. Через некоторое время егет , увидев, что лиса распласталась на земле, решил, что она мертвая. Схватил ее и выкинул за плетень. Но хитрая лиса только притворилась мертвой, чтобы испытать, верен ли егет слову. Вернулась она к нему и говорит: - Я тебя человеком сделала, женила тебя, дом тебе нашла, от позора уберегла, а ты, неблагодарный, последнюю мою просьбу не выполнил,- сказала и выгнала егета с женой из дома. Отправился егет с женой в свою заячью юрту. А лиса разыскала в лесу старуху и ее дочь, вернула их в дом.

Слайд 11

Заяц и еж . Однажды выбрался еж из своей норы и так и застыл на месте, дивясь красоте солнечного дня. «Какой чудесный сегодня день,- подумал еж.- Пойду-ка я на луг, соберу кореньев». С тем и направился на ближайший лужок. Встретился ему заяц, который скакал - скок да скок - взглянуть на капустные грядки. - Здравствуй, дружок мой, заяц! - приветствовал его еж, но тот и ухом не повел, будто слов его не слышал. А потом вдруг спрашивает с важным видом: - Что ты тут делаешь, колючий, с раннего утра? - Вышел вот подышать свежим воздухом,- отвечает еж. - Ой ли! - смеется заяц.- Небось ты не зря семенишь на своих кривых ножках, поди что-то задумал. Очень не понравились ему эти заячьи слова. Обиделся он крепко, потому что ноги у ежа действительно с детства были кривые. - Может, оно и так,- отвечает он,- да только ты на своих длинных ногах недалеко от меня ускачешь. - Во всяком случае, мои ноги не такие кривые, как у тебя! - опять хохочет заяц. - Ну что ж, посмотрим,- говорит еж.- Давай побежим наперегонки, кто кого обскачет.

Слайд 12

Тут уж заяц чуть с ног не валится от хохота. - Ты, ежик, видно, совсем ума лишился. Уж такому ли кривоножке меня обскакать? Но если ты так уж хочешь, можно и попробовать. На что спорить будем? - На одну монету и бутылку молока. - Ладно,- отвечает заяц,- прямо сейчас и побежим. Подумал еж и говорит: - Нельзя спешить. Я еще и поесть не успел. Пойду домой, покушаю, а через час встретимся здесь же. Пришел он домой и думает: «Ладно, заяц верит в свои длинные ноги, а мне остается верить только в свою сообразительность! Заставлю же я его отдать мне монету и бутылку молока!» Позвал он ежиху и говорит ей: - Ты пойдешь со мной. - Что случилось, отец? - всполошилась та. - Мы решили с зайцем бежать наперегонки. Ты будешь свидетельницей. - Ба-ба , явь это или сон? Как это ты будешь бежать наперегонки с самим зайцем? - А это уж мое дело,- отвечает еж.- Собирайся быстрее, много болтаешь. И вот вдвоем отправились они на место встречи с зайцем. По дороге еж говорит ежихе: - Слушай меня и делай так, как я тебе скажу. Видишь вдали две борозды? Так вот, вокруг них мы и будем с зайцем состязаться в беге. Побежим от дальней борозды, а ты будешь сидеть тут. Как только добежит до тебя, ты ему кричи: «А я уже давно тут!» Добрались они до поля. Как и договорились, ежиха осталась на этом конце, а еж отправился к дальней борозде. А там его уже заяц ждет.

Слайд 13

- Теперь можно начинать,- говорит ему еж. Встали они вровень. По сигналу «Раз, два, три!» заяц сорвался с места и поскакал что есть мочи, только хвост его и увидел еж. Сам же он сделал всего два-три шажка и остался лежать на борозде. Только доскакал заяц до конца борозды, как ежиха кричит ему что есть мочи: - А я уже тут! От изумления заяц чуть с ног не повалился. - Давай еще раз побежим! - крикнул он и рванулся обратно быстрее прежнего - следом за ним только пыль столбом. Доскакал он до другого конца борозды, а там ему уже еж кричит: - А я уже тут! Страшно разозлился заяц. - Давай побежим еще разок! - вовсе распалился он. - Не возражаю,- отвечает еж. Снова что есть духу поскакал заяц, а еж остался лежать на борозде. Вот таким образом семьдесят семь раз пробежал заяц, и каждый раз его встречал веселый голос: «А я уже тут!» На семьдесят восьмой раз заяц окончательно выбился из сил. А еж забрал у него монету и бутылку молока и отправился, довольный, домой вместе со своей ежихой.

Слайд 14

Заяц и лев. Давным давно в наших лесах жил один лев. Все другие звери очень боялись этого льва, потому что проклятый не давал им никакого житья. Где кого встретит - заваливает на месте и съедает. И пока лев съедал одного, еще пятеро умирали от страха. И не было у зверей никакой возможности спастись от этой напасти. И вот однажды звери собрались вместе и стали держать совет. - Этот лев всех нас скоро истребит,- говорит лиса.- Он съедает одного, а еще пятеро, видя этот ужас, умирают от страха. Что будем делать, братцы? - Давайте будем бросать жребий,- сказал медведь.- На кого выпадет жребий, тот и пойдет на обед льву. Так хоть он перестанет ловить нас где ни попадя . Так и решили. И самому льву сообщили об этом решении. Лев этому только обрадовался. Еще бы! Ведь теперь ему не нужно будет даже ловить кого-то, обед сам придет к нему в пасть. В первый день жребий выпал на зайца (а на кого еще он мог выпасть?). Заяц встал и говорит: - Братцы! Это совсем не дело - каждый день одного из нас приносить в жертву этому прожорливому льву. Надо придумать какую нибудь хитрость и избавиться от этого ужаса. Лиса послушала зайца и рассмеялась: - Тоже мне, хитрец нашелся. Умнее и хитрее звери не могут ничего придумать, а ты тут языком мелешь. Не мозоль нам глаза, ступай быстро ко льву, пока мы тут сами тебя на куски не разорвали!

Слайд 15

Деваться зайцу некуда, пошел он ко льву. Шел он долго и неспеша . А когда пришел, лев очень на него рассердился. - Ты почему так долго ходишь? Я еще утром тебя ждал, а сейчас уже почти вечер,- заорал лев на зайца. - А меня отправили тебе на ужин,- испуганно пролепетал заяц.- А утром должен был прийти другой заяц, но ему на пути встретился другой лев и съел его. Он и мне встретился. Спрашивает, куда это я иду. Я ему ответил, что иду к своему хозяину. А он так рассердился и закричал, что только он один тут хозяин. Еле ноги от него унес. - А далеко то место, где тебе встретился этот лев? - Нет, недалеко. Совсем рядом,- отвечает заяц. - А ну, отведи меня к нему. Я ему покажу, кто тут хозяин!- зарычал лев. Заяц пошел впереди, а лев пошел за ним. Подошли они к глубокому колодцу. - Вот тут, в этом колодце сидит тот ужасный лев,- говорит заяц. Лев посмотрел внутрь колодца и увидел, что на него со дна смотрит другой лев. - Ну, сейчас я ему покажу!!!- зарычал лев и прыгнул в колодец. Там он и утонул. Вот так, благодаря находчивости зайца, наш лес избавился от этого ужасного хищника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Башкирская культура и традиции

Слайд 2

Башкирия моя! Земля и небо! Моя любовь, мой соловьиный край, Мне жаль того, кто здесь ни разу не был. Мне жаль того, кому не пел курай! Мустай Карим.

Слайд 3

Башкиры издавна жили на Уральской земле. До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Слайд 9

Башкирские праздники. Ураза-байрам Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко. С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию.

Слайд 10

Курбан-байрам Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку. Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа .

Слайд 11

Каргатуй . Башкиры отмечают Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Слайд 13

Сабантуй. Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга – один из них. Он обозначает завершение весенних работ в поле. Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов.

Слайд 17

Джиин Праздник среди лета, проводился совместно с несколькими деревнями. Во время праздника организовывались ярмарки, торговля. Днем проводились молодежные гуляния и игрища.

Слайд 19

Традиционный женский костюм

Слайд 23

Традиционный мужской костюм

Слайд 25

Особенности башкирского орнамента

Слайд 27

«Девушка в башкирском костюме» Художник Хабиров Р.С.

Слайд 28

«Башкирский кумыс» Художник Кащеев Ф.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Башкирские народные музыкальные инструменты

Слайд 2

Курай У башкир издавна известен музыкальный инструмент – курай. Этот инструмент считается одним из национальных символов башкирского народа. Стилизованное соцветие курая, состоящего из семи лепестков, изображено на гербе и флаге Республики Башкортостан.

Слайд 3

Курай – это самый древний и самобытный инструмент. Он легко изготовляется самими исполнителями из полого внутри стебля растения (русское название «дягиль» или «дудник), который в большом количестве растёт на территории Башкирии.

Слайд 4

Кубыз Кубыз (зубанка) – инструмент небольшого размера с еле слышным звуком. Благодаря этому он был в прошлом инструментом башкирской женщины. Башкирская женщина не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможности, выражать свои чувства в музыке. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно: под его звуки можно тихо петь и танцевать. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его не представляла трудностей.

Слайд 5

Думбыра. Думбыра — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни.

Слайд 6

Мандолина Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества .

Слайд 7

Баян Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело принадлежит молодежи. Отмечена интересная деталь – все национальные исполнители предпочитают играть на "кнопочных аккордеонах" – инструментах зарубежных фирм и их отечественных аналогах.

Слайд 8

Кыл-Кубыз смычковый музыкальный инструмент башкир и удмуртов

Слайд 9

Кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально.

Слайд 11

Хорнай (Сорнай) Труба (возможно – рог) с мундштуком на которой можно было извлекать звуки натурального звукоряда; Сигнальный мундштучный, язычковый охотничий инструмент из рога животного, с 2-4 пальцевыми отверстиями.

Слайд 13

Дунгур Ударный инструмент, напоминающий бубен. Деревянный обруч обтягивающийся кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты. По дунгуру ударяли пальцами и ладонью.

Слайд 14

Дунгур

Слайд 15

Сорнай труба (возможно – рог) с мундштуком...