Воспитателям

Кузнецова Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности

Слайд 2

Значение музыкально – дидактических игр Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, ритм, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Музыкально – дидактические игры, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Слайд 3

З адачи музыкальной игры Коррекционные: Развивает слуховое, зрительное, тактильное восприятие, мимическую мускулатуру, дыхательную систему, а так же артикуляционный аппарат, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм), координацию движений, и нормализует их; формирует выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, движения). Оздоровительные: Укрепляет сердечно - сосудистую, двигательную систему, костно-мышечный аппарат; развивает общую, мелкую, артикуляционную моторику; снимает эмоциональное и физическое напряжение; развивает быстроту двигательной реакции. Образовательные: Обучает речевым, певческим, двигательным навыкам; развивает музыкальные, творческие, коммуникативные способности; формирует умственные умения и действия.

Слайд 4

Воспитательные: Воспитывают общую музыкальность, речевую, двигательную культуру, эстетическое отношение к окружающему; развивают чувства и эмоции. Развивающие: Развивают логическое мышление, активность и интерес к учебному материалу, уверенность в своих силах, создают благоприятные условия для развития творческих способностей детей . Коммуникативные: Музыкально-дидактическая игра предполагает активное общение детей между собой; в ней дети осознают себя членами коллектива, учатся действовать согласованно.

Слайд 5

Классификация музыкальных игр В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков: высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки. Игры, развивающие звуковысотный слух – воспитывают способность воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука. Игры, развивающие ритмическое чувство – развивают способность воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их. Игры, развивающие тембровый слух дают детям представление о тембровом разнообразии и его значение в музыке. Игры, развивающие динамический слух – воспитывают способность различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.

Слайд 6

В своей работе я использую музыкальные игры, предложенные «Программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту под редакцией Н.Е. Веракса , Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. В ней музыкально-дидактические игры представлены для каждой возрастной группы в определенной последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенс о рных задач, по тематическим неделям. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. В первую очередь я знакомлю детей с играми, которые развивают звуковысотный и ритмический слух. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии и требуют от детей большего навыка и умения при разучивании музыкального материала.

Слайд 7

Большие ноги, Шли по дороге Топ-топ-топ, Топ-топ-топ Маленькие ножки Бежали по дорожке Топ-топ-топ-топ-топ , Топ-топ-топ-топ-топ Игра «Птицы и птенчики» для развития звуковысотного слуха. Например, в младшей группе мы с детьми играем в игру «Ноги и ножки», цели и задачи которой развивать у детей чувство ритма. Игра «Музыкальные загадки» для развития тембрового слуха

Слайд 8

Игра «Времена года» для детей 5 – 7 лет для развития музыкальной памяти

Слайд 9

Игра «Определи инструмент» для детей 6 – 7 лет на развитие тембрового слуха Игра «Ритмические листочки» для детей подготовительной к школе группе на развитие чувства ритма. Игра «Бубенчики» для детей 6-7 лет на развитие звуковысотного слуха Игра «Что кукла делает» для детей 3-4 лет на развитие тембрового восприятия

Слайд 10

Музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей, пении, слушании музыкальных произведений. Они требуют от детей творческого подхода к выполнению задания. Музыкальная деятельность проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений, разучивание песен, слушание произведений классики и современных композиторов, осуществляется в сочетании с музыкально- дидактическими играми.



Предварительный просмотр:

 «Роль музыкально – дидактических игр в развитии слуха у детей дошкольного возраста» 

     Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

     

      Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамических слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств, музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

       Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни», «Эхо» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используется различные дидактические средства; ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.

      Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

      Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены. Например, карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др.

      Музыкально-дидактические игры можно организовывать на музыкальном и других занятиях, в свободное время. Применение этих игр на занятии даёт возможность провести его наиболее содержательно.

       В игре дети быстрее усваивает требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и даже в области слушания музыки. Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятии (чаще всего во второй его части), как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.

     Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий.

    В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения.

    Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки, проводимые на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни. Для подбора распевок можно использовать «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной, в котором материал подобран с учётом постепенного перехода от простого задания к сложному, а красочные иллюстрации дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте, длительности, заинтересовать ребёнка той или иной песенкой. Все задания в букваре даны в игровой форме, а, следовательно, они доступны детям.

    Самые простые игровые приёмы используется в работе с малышами, начиная с двухлетнего возраста. Сначала определяются конкретные задачи, продумывается весь ход музыкально-дидактического задания. Иллюстрации «Музыкального букваря» можно увеличить и использовать на занятиях в качестве демонстрационного материала. Например, прослушав попевку "Качели", ребёнок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели внизу или вверху, и показать на картинке. Если он определит правильно, все хлопают. Таким образом, проходит своеобразная игра на определение звуков по высоте.

    Большую часть заданий дети младшего возраста выполняет по показу воспитателя, музыкального руководителя, а затем самостоятельно. В игре «Птица и птенчики» развивается умение различать звуки, разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме-птице. И уже при повторном проведении игры малыши твёрдо знают, что мама-птица поёт низким голосом, а птенчики – высоким.

   В средней группе дети должны уметь самостоятельно исполнить ритмический рисунок попевки на одном звуке какого-либо музыкального инструмента.

   В старших группах проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук.

   Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они сами участвуют в этой игре, роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Ещё А.С.Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

     Поэтому, особенно в младших группах, воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником, чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объём умений, и навыков детей своей группы.

    Воспитатель должен уметь играть различные мелодии знакомых детям песен, знать распевки, уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить ту или иную музыкально-дидактическую игру.

    Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где есть всё необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры данной группы.

    Всё это даёт возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Комплексное развитие коммуникативных, познавательных, эмоциональных качеств ребёнка через музыкальные игры»

Слайд 2

Цель : Развитие профессионального самосознания, творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов, развитие грамотного использования информации в рабочем процессе. Мастер-класс делится на три части: организационная, практическая и заключительная.

Слайд 3

1.Организационная часть Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. А комплексное развитие эмоциональных, познавательных, коммуникативных качеств через игру и есть основная задача музыкального руководителя в детском саду.

Слайд 4

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, – задача педагогов ДОУ, в особенности музыкального руководителя. ИГРА – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский Игровой процесс, при всей своей внешней развлекательности, — очень серьезная работа для детей. Далее мы предложим вам несколько игр, которые помогут вашему ребенку в развитии музыкальных способностей и интеллекта.

Слайд 5

2.Практическая часть Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, помогает расширить эти представления. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Слайд 6

1 . Коммуникативная игра «В этом мире все друзья» направлена на снятие эмоционального напряжения, на проявление доброты, любви и дружбы к своему соседу. Дети становятся в круг, берутся за руки (тактильный контакт) и произносят слова все вместе. В этом мире все друзья, ты и ты и он и я! Обними того, кто справа, обними того, кто с лева. Мы- одна семья! Эта игра помогает детям быть добрее к друг другу, улыбаться и радоваться. Игра на сплочение детского коллектива.

Слайд 7

2. Музыкально-дидактические игры являются важной частью музыкальной деятельности детей в детском саду. Но как показывает практика, им уделяется достаточно мало времени на музыкальных занятиях и досугах. Во-первых, музыкально-дидактические игры должны быть яркими и красочными, простыми и доступными детям. Ведь в результате их использования у детей появляется желание участвовать в процессе обучения, раскрываются скрытые возможности. Застенчивые дети становятся более открытыми, проявляя свои эмоции в игровой деятельности, связанной с усвоением музыкальных знаний. Также дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развивается инициатива, появляется способность к восприятию, к различению основных свойств музыкального звука.

Слайд 8

3. На своих занятиях я часто использую подвижные и музыкально-ритмические игры. К числу конкретных задач в работе над музыкально-ритмическими играми относятся: Развитие чувства ритма; Освоение посредством движений контрастной динамики и темпового разнообразия; Формирование точных двигательных реакций на смену характера музыки и разнообразие музыкальных жанров.

Слайд 9

Музыкальная игра на внимание к осеннему развлечению «Разноцветные зонты». Музыкальный руководитель: Вот зонты четыре цвета, вам игра знакома эта? Зонтик жёлтый подниму, всех похлопать попрошу. Зонт зелёный подниму - всех потопать попрошу. Фиолетовый - скакать, красный - всем ура!- кричать. (со сменой зонта, надо менять движения)

Слайд 10

Музыкальная игра к новогоднему празднику «Волшебный снежок» Дети стоят в кругу, передают по кругу большой снежок из папье-маше друг другу. На ком музыка останавливается, тот выходит в круг и выполняет различные движения (шагает, прыгает, поёт и т. д ), а остальные дети за ним повторяют.

Слайд 11

4. Игры с родителями. Часто родители жалуются: «Я ему говорю, а он меня словно не слышит». Одна из причин такого поведения ребенка, – отсутствие достаточного внимания. Поэтому в первую очередь работу надо направить на формирование у детей слухового восприятия и развития слуховой памяти. Приобретая определенные знания и навыки, ребенок учится вслушиваться, различать, делать выводы и воспроизводить. А если мама или папа помогают ему в этом, то это создаёт двойной эффект заинтересованности у ребёнка.

Слайд 12

Игра «Пчела» Игра на внимание, звукоподражание (формирование звука) и изменение громкости звучания (владение голосом). Развивает воображение, способность передавать характер образов и музыкальных впечатлений. Взрослый звукоподражает пчеле: «Ж-ж-ж». Она летит издалека, приближается, кружится над головой, улетает. Очень интересна реакция детей на воображаемый образ. Чем больше раскрепощен ребенок, тем выразительнее его движения, естественнее проявление моторной реакции. На осеннем праздничном развлечении мы с родителями и детьми средней группы показали танец-игру двигательное двухголосие-«Подсолнухи и пчёлы». И дети, и родители, и конечно зрители были очень воодушевлены этим номером.

Слайд 13

3. Заключительная часть. Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию. Что ребенок делает с удовольствием, не напрягаясь, и готов делать часами? Конечно, играть! Нам, взрослым, занимающимся музыкальным воспитанием детей, нужно обязательно использовать эту естественную потребность ребенка на музыкальных занятиях.



Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру через музыку.

       Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.

        Великий русский критик В.Г.Белинский писал: "Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они испытывать её влияние на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердцах, не перетолкуют их по своему, не будут о ней разглагольствовать; но она наполнит гармонией их юные души".  

         Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать. оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры, Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

         Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному: но и общему развитию ребенка.

          Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они, встречаются в жизни.

          Музыка для ребенка - мир радостных переживаний, Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

          В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет "комплекс оживления". Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения - определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

          Нужно ли сегодня кого-нибудь убеждать в том, что музыка является неотъемлемой составной частью духовного богатства общества? Ее идейно-эстетическое и воспитательное влияние на человека огромно.

       Музыка, художественное слово, изобразительное искусство - источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном "творческом продукте" через музицирование, рисование, словотворчество,

        В.А Сухомлинский писал: "Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность, Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки ..."

       Именно поэтому возникла необходимость обращения к синтезу искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Этот комплекс, по мнению педагогов и психологов (Н. А. Ветлугина, Т С. Комарова, К, В. Тарасова; Р. М, Чумичева и др.), наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры. Вместе с тем, при интегративной подаче материала один из видов должен выступать доминирующим, "стержневым", другие же - помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.

       Принципиально важным в организации занятий является единство познания и сопереживания; активизация всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской художественно-творческой деятельности. Музыка, изобразительная деятельность, словотворчество в дошкольном возрасте должны стать средством общения взрослого с ребенком, а не предметом отдельного обучения, изучения или созерцания в специальной, отделенной от жизни ситуации занятий с детьми.

        Прежде, чем формировать музыкальную культуру детей, необходимо сформировать её у родителей и педагогов, которые их воспитывают. В связи с этим возникает необходимость использования взаимодействия различных видов искусства как одного из эффективных путей общего и художественного развития детей.

       Цель: создать условия развития особого неравнодушного. активно преобразующего отношения ребенка к миру - эстетическою отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей. Какие же задачи решаются при развитии музыкальных способностей на основе восприятия произведений мировой классики?

      Задачи:

1.. Формирование у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;

2. Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и его художественно-образного мышления как основу развития творческой личности;

 З. Способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

4. Воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с

ними;

5. Расширять кругозор дошкольников, создавать предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической и современной музыки;

6. Способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства;

- приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной, речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании музыкальной культуры ребёнка, а через неё и художественной и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства, развить его воображение, фантазию, художественные способности через систему творческих заданий.

        Интеграция содержания произведений и их эмоционального фона осуществляется различными способами, такими как:

- поочередное включение произведений в восприятие ребенка: когда музыкальное произведение "дополняет" живописное, или наоборот;

- попарная интеграция живописных и музыкальных произведений (музыкальные, художественное слове), адекватных по общему эмоциональному звучанию и выразительности;

 - одновременное включение живописных и музыкальных произведений (музыкальное и художественное слово), обеспечивающее восприятие живописного произведения на фоне музыки, и наоборот;

 - контрастный по композиции, темпу, ритму и интонации способ взаимодействия произведений искусства.

       Таким образом, обеспечивается тесная взаимосвязь между восприятием произведений различных видов искусств и самостоятельным творчеством, что не только способствует повышению творческого потенциала у всех без исключения детей, но и создает возможность для более эффективного постижения специфики искусства, формирования целостного представления о роли этой формы духовной культуры в жизни общества. Более того, в результате активного чередования различных видов и форм деятельности происходит некая адаптация в сфере искусства; развиваются склонности и интересы всех участников воспитательно-образовательного процесса.

      На занятиях, где это возможно и уместно, проводятся параллели с другими видами искусства. Например изучение таких жанров, как опера, балет, включает в себя знакомство с их литературными источниками, с декорациями, костюмами оперных спектаклей. Творческое постижение образного строя музыкального искусства в его взаимосвязи с другими видами искусств создает предпосылки для освоения музыки, близкой возрастному восприятию и художественным внутренним потребностям детей.

       Ведущий принцип взаимодействия искусств на занятиях:  

 - перевод произведения искусства из одного художественного ряда в другой. Например создание рисунка + подбор музыки или сочинение сказки, сочинение сказки + рисунок к ней; показ героя в действии + характеризующая его музыка и т. д.;

 - на всех этапах занятий перевод произведений строится по принципу постепенного накопления сведений о герое;

- восприятие; фантазирование; "пропускание через себя";

- перевоплощение - действие: создание образа средствами театрального искусства, характеристика его посредством музыкальной импровизации на фортепиано или на простейших детских музыкальных инструментах;

- рассказ, сочинение.

       Такая последовательность творческих заданий представляет собой как бы замкнутый круг, способствует более глубокому постижению ребенком содержания произведений, специфики художественного языка каждого из искусств. Много внимания уделяется Непосредственно практической творческой деятельности ребят, которая осуществляется. в основном, в процессе игры,

       Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное - это "школа чувств", которые формируются благодаря особому свойству музыки - вызывать сопереживание слушателей.

       На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи, вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний придают им осмысленность.

       Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту; все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организован разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

З. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

 6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать,

       Большая роль в этом процессе отводится родителям. Именно они являются первыми помощниками педагога. Ведь родители любят своих детей, а значит, хотят, чтобы воспитание детей музыкой осуществлялось без надрыва, а постепенно, исподволь и своим личным примером они способствуют этому.

       Подводя итог, можно сказать: методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. А полученные ребенком знания, умения и навыки являются не целью, а средством приобщения его к мировой и национальной культуре и собственному художественному творчеству.



Предварительный просмотр:

Детский фольклор – кладовая народного творчества.

   Развитие человека немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. Фольклор — это память поколений, своеобразная копилка народных знаний, традиций, быта человека. Приобщая детей к народному творчеству, мы знакомим их с наследием предков, даем ключ к пониманию всех событий жизни человека, его истории.

    В старину песни сопровождали человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями — начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили, — устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, пел игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым, считалки и дразнилки. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечерках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Когда молодые женились, свадьба проходила только под традиционные свадебные песни. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда, наконец, человек умирал, его хоронили под печальные, многокручинные песни-причеты. Так всю свою жизнь проживал человек под песню.

    У каждого народа есть своя музыка, особенная, национальная. И она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше песенности, у другого танцевальности, у других маршевости. Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение.

     В устном народном творчестве сохранились особенные черты  характера народа, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, потешками, играми мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

     Благодаря фольклору, в частности, народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами.

   В работе с детьми необходимо использовать колыбельные песни – они своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у детей чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.

   Потешка, вводит ребенка в мир, учит его жить. Потешки можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах.

   Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.

  Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для решения поставленной задачи. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

  Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь». Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.

  Считалки - это истории придуманный для детей, способ осуществления объективной справедливости. Чаще всего считалки используется при проведении различных игр. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.

  Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

  Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Они воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.

  В своей работе я использую народные песни, хороводы, пляски, игры, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно – прикладного искусства. Все это богатство народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты его характера.

  Так же я повседневно уделяю внимание народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка. Она звучит не только на музыкальных занятиях, но и на утренней гимнастике, физкультурных занятиях: Русские народные песни «Ай, на горе мы пиво варили», «Ах ты, берёза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Ой, все кумушки домой». Украинские танец «Стуколка», польский  «Аннушка», звучат английские народные мелодии, чешские, немецкие.

   Большинство малышей уже имеют небольшой багаж впечатлений связанный с народным музыкальным фольклором: слышали народную колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии.

    Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить, давая понятные и близкие детям народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией народа.

     С русскими народными песнями, потешками дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат на музыкальных занятиях и в повседневной жизни. Работая с детьми над ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к народным мелодиям: «Из под дуба», «Ах, ты береза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «По улице мостовой». Я учу маленьких детей различать контрастный характер музыки, реагировать на неё движением.

  Я так же часто использую в своей работе инсценирование  песен – например песни «Заинька, выходи», «Ворон», «Земелюшка - чернозём». Приступая к работе над песней «Как у наших у ворот» рассказываю детям: в далекие времена люди жили на Руси в маленьких домиках – избах. Избы обносились деревянными заборами с широкими воротами, их русские умельцы украшали красивой резьбой. Все люди, жившие в одной деревне, были хорошо знакомы между собой и ходили, друг к другу в гости. Часто собирались у чьих-нибудь ворот повеселиться, сочиняли смешные песенки и распевали их.

  Обучая детей  народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движения которым присуще веселье, задор, в сочетании со сдержанностью и скромностью.

  Разучивая элементы пляски, я использую различные народные мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально – ритмические движения детей, придает движениям определенную окраску. Для того, что бы дети почувствовали, как изменяются элементы пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения делаются спокойными, плавными, то задорными, исполняются то резче, сильнее, то мягче, слабее я предлагаю детям выполнять один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий. Вот полюбившийся детям веселый, задорный танец с деревянными ложками. Уже само присутствие в танце деревянной ложки – этой чисто национальной принадлежности русского быта – вызывает у детей большую радость. Работу над пляской мы начинаем с рассматривания деревянных ложек. Обращая внимание на красоту росписи говорю: «Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних пор гостит не только на столах. Она украшает ярмарки, расцвечивает яркой дробью русские пляски». Предлагаю детям: научится танцевать с ложками. А когда придет праздник, покажем наш танец гостям.

   Дети прослушивают музыку к танцу. Вначале прохлопываем, а затем отстукиваем ритмический рисунок мелодии на ложках. Дальше разучиваем плясовые движения с одновременным отстукиваем ритмического рисунка. Отстукивание ритма на ложках делает танец более живым и задорным. Дети играют ложками, слушают, как они звучат, перестукиваются друг с другом, показывая свою ловкость. После нескольких занятий, когда дети познакомились со всеми фигурами танца, спрашиваю: «Дети, о чем этот танец?» О радости и веселье. Мы показываем, какие красивые у нас ложки и как дружно мы ими стучим. С помощью выразительного показа, яркой музыки использования таких заманчивых атрибутов, как расписные ложки, я стараюсь вызвать у детей интерес к русской пляске и желание участвовать в ней.

   Дети очень любят выступать в ярких народных костюмах.  С большим интересом дети рассматривают костюмы, украшенные искусными вышивками, аппликациями, кружевами, яркой цветной тканью. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда танец становится более выразительным. Используя народные костюмы для оформления пляски, мы приобщаем детей к народному искусствувоспитывая в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых. Пляшет русскую Дед Мороз, плавно движется Зимушка. Лихо отплясывает Скоморох, Баба Яга, Петрушка, Матрёшка. Это с одной стороны вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью исполнения русского народного танца, с другой порождает у детей желание подражать.

  Но самый любимый вид деятельности для детей – это игра. Народные игры, в основе которых, часто бывают, простейшие припевочки, делают процесс воспитания детей радостным, интересным.

  Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, хороводные игры развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), располагают детей друг к другу, раскрепощают, учат детей действовать вместе, сотрудничать, знакомят детей с древними традициями и обычаями. В  играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы, разыгрываются инсценировки: «Сапожник» баш.игра, «Антошенька», «Каравай», «Репонька», «Зайка серенький сидит». Так же есть элемент соревновательности, что очень нравится детям «Гори, гори ясно», «Юрта», «Жаворонок» и другие.

  Фольклор – это душа искусства, музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня.