Самообразование.

Кузнецова Наталья Викторовна

План по самообразованию по теме: "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально - дидактических игр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное бюджетное

 дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад №32 «Золушка»

Индивидуальный план работы

по самообразованию

ТЕМА:

 «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Музыкальный руководитель -

Кузнецова Н.Н.

2019 год.

 «Игра развивает индивидуальность;

  играя, ребёнок учится воспроизводить

   свои впечатления и идеи, поэтому игра-

  могущественное орудие для укрепления

способности мыслить и для развития

сознания»

 Э. Жак-Далькро

Пояснительная записка.

Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Их главная задача – в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они   доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить,  ценить и понимать музыку.

Актуальность темы.

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

     В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально - сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Только со временем пришло  понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

     В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр  и пособий – формирование у детей музыкальных способностей;  в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор был сделан  на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

Цель.

Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительного методов музыкального воспитания.

Задачи:

  1. Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать   методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
  2. Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности;
  3. Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал с использованием ИКТ и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
  4. Проанализировать полученные результаты.

Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и минорном). Их различие в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия  и игры,используемые в образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Между музыкально-дидактическими пособиями и играми много общего. И те и другие направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под  «музыкальным языком»  понимается весь комплекс выразительных средств,  передача мыслей, чувств, т.е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.

На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач:

  1. Развитие звуковысотного слуха.
  2. Развитие динамического слуха.
  3. Формирование тембрового восприятия.
  4. Совершенствование чувства ритма.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая

либо игра переходит в самостоятельную  деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические

выводы

Работа с детьми

01.09.20198 -

25.05.2020

1.Проведение

мониторинга

развития

музыкальных

способностей

детей

дошкольного возраста.

2. Разработать

систему игр,

обеспечивающую

последовательное

 музыкально-

сенсорное

развитие детей.

3. Проведение

утренников

на всех

возрастных

группах в

 течении

учебного года.

1.Результаты

мониторинга

детей.

2.Картотека игр.

3.Разработать

 сценарии

для всех

возрастных

групп для

проведения

утренников.

Работа с

родителями

01.09.2019 -

25.05.2020

1.Консультации по

данной теме.

2. Семинар-практикум.

"Музыкально-

дидактические игры».

3. Создание домашней

картотеки игр

для родителей.

1.Оформление

информационно-

наглядного

материала в

родительский

уголок.

2.Участие в семинаре.

Самореализация

01.09.2017 -

 25.05.2020

1. Подбор литературы

по теме.

Наличие

теоретического

материала по теме.

2. Выступление на

педагогическом совете.

"Музыкально-

дидактические

игры как средство

развития

музыкальных

способностей

дошкольников"

3. Выступление на

Семинаре-практикуме

для музыкальных

руководителей.

"Интерактивные игры

на музыкальных

занятияз ".

4. Распространение

Педагогического

опыта в СМИ,

на интернет портале.

5. Создание картотеки

музыкально-дидактических

игр по разделам

и всем возрастам.

2. Выступление

на пед. совете

по данной

теме.

3. Выступление

на ГМО для

музыкальных

руководителей

4. Статьи

по данной

теме.

Изучение методической литературы

01.09.2017 -

25.05.2020

  1. С.Л. Новосёлова

 «Дидактические

игры с детьми

раннего возраста»

  1. В.А. Запорожец

«Музыкально –

дидактические игры»;

  1. Н.А. Ветлугина

«Музыкальное

развитие ребенка»;

  1. А.К. Бондаренко

«Дидактические игры

в детском саду»;

  1. Е.Ю Матвиенко

«Музыкальная

предметно – развивающая

среда»;

Ожидаемые результаты.

При определении значимости использования музыкально – дидактических игр  в развитии дошкольников и анализе сценарных планов становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально – сенсорные способности у всех детей без исключения  это не пройдет бесследно для их последующего музыкального развития. Соответственно развивающая функция музыкально – дидактических игр очень важна.

Через использование в работе музыкально – дидактических игр стремлюсь помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально – сенсорных и творческих способностей. При проведении данных игр применять наглядный вспомогательный музыкальный материал, через который в простой, доступной, игровой форме дать детям представления о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение.

Развить активность детей, самостоятельность в музыкальной деятельности, развить общие музыкальные способности.

Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально – сенсорных. Развитие  этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения воспитателя, музыкального руководителя и осуществляться различными методами и средствами, в которых важная роль отводится музыкально – дидактическим играм.