РАБОТЫ МОИХ УЧЕНИКОВ

Абашеева Светлана Бато-Мунхоевна

   В своей работе я применяю множество творческих заданий по физике для учащихся всех классов. Я глубоко убеждена, и практика это подтверждает, что творческие работы делают процесс познания физики увлекательным, дают возможность всем детям иметь положительные оценки, вовлекать в процесс создания шедевров родителей учащихся. Дети с удовольствием идут на урок, сами выступают инициаторами творческих заданий. Творчество может проявляться в любой форме: доклад, презентация, прибор, мини-исследование, поиск информации в Интернете, создание своего видео по исследуемой проблеме, фотографирование изучаемых явлений, исследовательский проект и т.д. Современные технологии позволяют учащимся разрабатывать и представлять информацию в любом виде.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Катапульта – простой механизм

https://videouroki.net/razrabotki/katapul-ta-prostoi-miekhanizm.html 

Автор: Егоров Аюр

Ученик 7 класса

ГБОУ «Лицей-интернат №61»

Учитель физики: Абашеева С.Б.



Предварительный просмотр:

Электромагнит и его применение

https://videouroki.net/razrabotki/eliektromaghnity-i-ikh-primienieniie.html 

Автор: Гусляков Михаил

Ученик 8 класса

ГБОУ «Лицей-интернат №61»

Учитель физики: Абашеева С.Б.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследование возникновения звука при изменении давления Выполнил : Бальжинов Чингис, 10 класс Руководитель : Абашеева Светлана Бато-Мунхоевна г. Улан-Удэ 2016 Министерство образования и науки РБ Комитет по образованию г. Улан – Удэ ЦДОД «Малая академия наук» ГБОУ «Лицей-интернат №61» РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОТКРЫТАЯ ОЛИМПИАДА «СОЗВЕЗДИЕ»

Слайд 2

Введение Звук - физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые по отношению к тому, как они воспринимаются органами чувств животных и человека. В учебной и популярной литературе очень сжато говорится о том, что некоторые процессы в природе, например, распространение звука в газе можно с достаточной степенью приближения описывать адиабатическим процессом и выявлять их закономерности.

Слайд 3

Актуальность Я считаю, что исследований посвященных изучению возникновения звука при резком изменении давления, например при адиабатном процессе, недостаточно. Поэтому считаю свой исследовательский проект актуальным.

Слайд 4

Цель работы: исследовать возникновение звука при резком изменении давления газа; выяснить является ли адиабатный процесс причиной возникновения звука. Задачи: 1. Изучение основных терминов и определений, связанных со звуковыми волнами и адиабатным процессом. 2. Изучить примеры возникновения звука, когда механические колебания не играют главную роль. 3. Провести экспериментальную работу по исследованию возникновения звука при резком изменении давления. 4. По результатам эксперимента сделать вывод о причине возникновения звука.

Слайд 5

Методы исследования: Сбор информации, анализ, обобщение, изучение теоретического материала, проведение экспериментальной работы. В работе рассматриваются основные теоретические сведения из области звуковых волн, адиабатных процессов и приведены результаты экспериментальной работы.

Слайд 6

Примеры, когда колебания твердых тел не играют главную роль при возникновении звука: Резко произносим букву «Б» - «БЭ!» При резком торможении бумажной хлопушки - «БУХ!» Щёлканье жевательной резинкой - «БУМ!» Открываешь шампанское - «БУМ!» Аплодисменты.

Слайд 7

Еще примеры... Выстрел из огнестрельного оружия - «ПУХ!» Лопающийся воздушный шарик – «ПУХ!» Лопающиеся колёса автомобиля - «БАХ!» Парашют в момент раскрытия – «ПУХ!» Выстрел из пневматической винтовки – «ТУС!»

Слайд 8

При резком изменении давления газа совершается работа, теплообмен происходить не успевает. Что общего во всех этих случаях? Гипотеза: возникновение звука можно приближенно рассматривать как адиабатный процесс при отсутствии теплоизолирующей оболочки.

Слайд 9

Эксперимент Ход работы: Если поршень резко двинуть вправо и остановить, то воздух, находящийся в непосредственной близости от него, на мгновение сожмется (рис. 1,а). Затем сжатый воздух расширится, толкнув воздух, прилегающий к нему справа, и область сжатия, первоначально возникшая вблизи поршня, будет перемещаться по трубе с постоянной скоростью (рис. 1,б). Эта волна сжатия и есть звуковая волна в газе. Оборудование: трубка, наполненная воздухом; с левого конца в нее вставлен плотно прилегающий к стенкам поршень (рис. 1).

Слайд 10

В газах возможен только один тип деформации: сжатие - разрежение. В случае звуковой волны давление изменяется очень быстро и теплота, выделяющаяся при сжатии, не успевает уходить из системы. Таким образом, изменение давления в звуковой волне происходит без теплообмена с окружающими частицами. Такое изменение называется адиабатным .

Слайд 11

В момент выстрела пробки мы услышим характерный звук «ПУХ!». Процесс расширения воздуха, в этом случае, можно считать адиабатным. Частоту возникающего звука можно рассчитать. Совпадение результатов можно считать доказательством вины адиабатного процесса в появлении звука в описанных событиях

Слайд 12

Обоснование эксперимента Поршень, колеблющийся в трубе, создает стоячие волны с длиной волны L , равной расстоянию между областями наибольшего сжатия. При движении поршня вправо возникает сжатие, а при движении влево давление и плотность будут уменьшаться относительно своих равновесных значений. Возникает не сжатие, а разрежение газа. В этом случае вправо будет распространяться, как показано на рисунке, волна чередующихся сжатий и разрежений. В каждый момент времени кривая распределения давления по длине трубы будет иметь вид синусоиды, и эта синусоида будет двигаться вправо со скоростью звука v. Расстояние вдоль трубы между одинаковыми фазами волны . Это и есть длина волны - λ . Гармонические колебания описываются функцией:

Слайд 13

Если в момент вылета пробки возникает звук, то на свободной части трубки L должна уложиться 1/4 длины звуковой волны λ. Так как половина длины волны - это четверть туда и четверть обратно. А половина - потому, что условие возникновения звука - противофазность прямой и отражённой (от пробки) волны. т. е. равно полпериода. Иными словами, на пробке минимум синуса, т. е. 0, а на свободном конце - максимум, т. е. 1. Между нулём и единицей на синусе ровно ЧЕТВЕРТЬ периода. Значит При отражении фаза волны меняется на противоположную. С учетом этого и того, что разность хода 1/2 длины волны, прямая и отраженная волны оказываются вблизи открытого конца трубки в одной фазе и взаимно усиливаются. Другие волны, фаза которых при отражении отлична от 0, поглощаются отражающей стенкой (пробкой); на открытом конце трубки для них не будет выполняться условие максимума.

Слайд 14

Зная скорость распространения звука в воздухе ( при t = 20 ° C υ = 340 м/с ) и длину звуковой волны можно по формуле рассчитать частоту появившегося звука . Звук этой частоты можно подобрать сопоставив кривые Флетчера – Мэнсона, полученные путем измерения уровня звукового давления, при котором звук той или иной частоты воспринимается как равногромкий с эталонным тоном частотой 1000 Гц. Эти кривые используются для определения фона - единицы уровня громкости, которая измеряется в децибелах. Эксперимент проводился в кабинете физики во второй половине дня. Звуковой фон для школьного кабинета 70 дБ. С помощью шумомера измерили уровень звукового давления при вылете пробки из трубки. Опыт повторяли в каждой серии по три раза. Сопоставив среднее значение уровня звука при заданном значением фона в кабинете с кривыми Флетчера – Мэнсона определили среднее значение услышанной частоты. Результаты внесли в таблицу. Расчеты:

Слайд 15

Среднее значение звука равно 75дБ

Слайд 16

кривые Флетчера - Мэнсона

Слайд 17

Таблица 1

Слайд 18

Вывод : Мы доказали, что звук появляется при резком изменении давления, следовательно причиной возникновения звуковых волн является адиабатный процесс.

Слайд 19

Заключение Много ещё интересного имеется в области звука. Нередко мы сталкиваемся в жизни с такими звуковыми явлениями, которым затрудняемся дать правильное объяснение. Честно признаюсь, что я был очень удивлен когда осознал, что причиной возникновения звука является адиабатный процесс. Поэтому хочется научиться объяснять при каких условиях оно может произойти и от каких факторов зависит. Цель, которую мы ставили перед собой, полностью реализована, задачи выполнены. Наша работа используется как методический материал для проведения элективного курса по физике. Работа может быть использована при изучении тем «Звуковые волны», «Адиабатный процесс» в классах профильного изучения физики.

Слайд 20

М.И. Блудов. Беседы по физике. Часть 3. Москва «просвещение», 1974; Мигдал А.Б., Васильев Ю.В. Энциклопедический словарь юного физика. Москва «Педагогика», 1984; Я.И.Перельман. Занимательная физика. Москва «Наука», 1986; Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндз М. Фейнмановские лекции по физике. Том 3. Излучение, волны, кванты, Том 4. Кинетика, теплота, звук. Москва, Издательство «Мир», 1977; Л.В.Радушкевич. Курс термодинамики. Издательство «Просвещение». Москва, 1971г. В.А.Касьянов. Физика – 10, Москва «Дрофа», 2003. Список литературы:

Слайд 21

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ АКУСТИЧЕСКОЙ ВОЛНЫ НА ПРОЦЕСС ГОРЕНИЯ

Дашиева Валерия Жаргаловна

Научный руководитель Абашеева Светлана Бато-Мунхоевна

ГБОУ «Лицей-интернат №61», Республика Бурятия, г. Улан – Удэ

Американские инженеры научились контролировать положение пламени, появляющееся при горении газа и жидких видов топлива, а также гасить его. Но инновационная технология пока не нашла практического применения из-за крайне малого масштаба возгораний, поддающихся действию звуковой волны.

Мы решили опробовать данную методику в условиях своей школьной лаборатории. Результат оказался положительным: пламя разных видов топлива, действительно, было потушено с помощью звуковой волны.

В процессе изучения материала, содержащего сведения по данной теме, наше внимание привлекла зависимость режима горения от сгенерированной в трубе стоячей волны. Этот факт ориентировал ход работы на сравнение возможности управления процессом горения при помощи стоячей и бегущей звуковых волн.

Цель исследования: сравнение возможностей управления процессом горения при помощи стоячей и бегущей звуковых волн.

Задачи:

  1. Изучить материал по данной теме.
  2. Соорудить необходимые установки для экспериментального исследования.
  3. Провести необходимые эксперименты.

Объект исследования:  звуковая волна.

Предмет исследования: влияние сгенерированной акустической волны на процесс горения.

Звуковая волна – это передающиеся в пространстве механические колебания молекул вещества (например, воздуха). Звуки влияют на пламя, создавая неустойчивости и меняя форму пламени. Прямое взаимодействие между волнами и пламенем происходит в зоне горения.

Существуют действующие звуковые огнетушители, разработанные независимо друг от друга американскими и корейскими студентами. Принцип действия заключается в том, что низкочастотная сгенерированная акустическая волна блокирует поступление кислорода к зоне горения, т.е. химическую реакцию, которая является причиной горения.  Использование именно низкой частоты подаваемого звукового сигнала детерминировано экспериментально доказанным фактом.  

В зависимости от частоты и амплитуды звука появление участка, на который наложено звуковое воздействие, может серьезно повлиять на структуру и движение пламени в целом.

Исследование влияния сгенерированной акустической волны на процесс горения заключалось в постановке ряда экспериментов:

  1. Получение и визуализация стоячих волн при помощи трубы Рубенса.
  2. Исследование влияния стоячей и бегущей звуковых волн на процесс горения.

Для сравнения влияния стоячей волны была проведена очередная серия опытов для бегущей звуковой волны: тушение пламени свечи, газа, спирта.

Звуковая волна

Свеча

(пример твёрдого топлива)

Универсальный газ

Спирт

(пример жидкого топлива)

Стоячая волна

Свеча помещена в трубу

Зажигалка закреплена в трубе

Ёмкость со спиртом помещена в трубу

Бегущая волна

Свеча помещена перед сабвуфером

Зажигалка помещена перед сабвуфером

Ёмкость со спиртом помещена перед сабвуфером

В результате проведённого экспериментального исследования влияния стоячей и бегущей волн звукового типа на процесс горения сделаны следующие выводы:

1. Стоячие звуковые волны не могут быть использованы в технологиях пожаротушения в качестве ликвидатора очага возгорания. Этому способствует трудоёмкость и длительность процесса создания условий образования стоячей волны, которые не приемлемы в критических условиях пожаров.

2. Несмотря на серьёзные недостатки стоячих волн по сравнению с бегущими, действие обоих типов звуковых волн на процесс горения равноценно.

3. Для полной ликвидации пламени любых видов топлива (твёрдого, жидкого, газообразного) необходима низкая частота акустических колебаний.

4. Разработанная технология пожаротушения имеет существенный недостаток − использование низкой частоты создаёт риск негативного воздействия на живые организмы, находящиеся на территории, облучаемой волнами.

В инновационной методике пожаротушения присутствует множество серьёзных изъянов, требующих детального и глубокого изучения и впоследствии устранения такие, как крайне малые масштабы возгораний, поддающихся воздействию акустического поля, отсутствие охлаждающего эффекта, пагубное влияние на живые организмы. Но следует признать, что этот способ ликвидации пламени сегодня не способен конкурировать с уже существующими технологиями пожаротушения. Однако это всё же не означает безнадёжность использования звуковых волн для контролирования процесса горения, напротив разработка новых техник манипулирования огнём на основе этого явления имеет огромный потенциал.

Список литературы

  1. Кривокорытов  М.С.  Влияние  акустических  колебаний  на  диффузионное  горение  метана  /  Кривокорытов  М.С./  Голуб  В.В./  Володин  В.В.  2012  г.  —  С.  59.
  2. Беляевский Я.Д. Влияние звука на теплоперенос в газах.
  3. Д.И. Абугов, О.И. Обрезков, В.П. Пикалов/Исследование взаимодействия процесса горения с акустическими колебаниями/с.51. 
  4. Лесков И. А., Троценко В. М., Беспалов Н. В. Электромагнитное и акустическое воздействие на распространение пламени//Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(24). URL: http://sibac.info/archive/technic/10(24).pdf
  5. Степанов К.М. Ионизация в пламени и электрическое поле / Степанов К.М./ Дьячков Б.Г.  1968  г.  —  С.  208.
  6. Щелкин К.И. Два случая нестационарного горения // ЖЭТФ. 1959. № 36(2). С. 600.
  7. http://www.mk.ru/science/2012/07/18/727048-pozhar-budut-tushit-zvukom.html
  8. http://www.brainvideo.ru/acoustic-suppression