ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Аллаярова Гульсина Ульфатовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района Балтачевский район

Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей 

 «Роль игр и игрушек в формировании социально -

психологического климата в группе детей»

                                                                               Подготовила  воспитатель:                                                            

                                                                             Аллаярова  Гульсина     Ульфатовна

 «Роль игр и игрушек в формировании социально -

психологического климата в группе детей».

Подготовила воспитатель

Аллаярова Гульсина Ульфатовна

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада  зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат.

Под социально-психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого члена группы и тем самым определяющих личностное развитие ребенка и группы в целом.

Социально-психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми. Включает в себя комфортность пребывания детей в группе.

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю.  Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, создать и проанализировать групповую ситуацию.

Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения. Этому способствует организация игровой деятельности. 
          Игра занимает весьма важное  место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра  имеет очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А также игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Для формирования социально-психологического климата в группе хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Например, русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

Поэтому народные игры нужно использовать во всех видах деятельности. Они способствуют утверждению добрых отношений, соседства, дают ребенку защиту от негативного влияния.

Хорошо применять игры, целью которых является воспитание нравственных качеств ребенка. Они способствуют  адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и является важной частью духовно нравственного воспитания.

Это такие игры:

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека.  Воспитывать доверительные отношения.

В игре дети разбиваются на пары. Один - «слепой», другой - «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встаёт сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря - провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся (для детей старшего дошкольного возраста).

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательные отношения к близким людям.

«Цветик - семицветик»

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний. Поощрять желание заботится о других (назови ласково соседа, поздоровайся и посмотри ласково).

Для формирования положительных межличностных отношений поддержания интереса детей к сверстникам, стимулирования эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом, преодоления отчужденного отношения к сверстникам используются различные игры, и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное.

Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой полезно играть в спокойные хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Заинька попляши». И др. Дети охотно играют, игры привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий.

Предметная среда и общая обстановка, в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей.

Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежании конфликтных ситуаций.

Для каждого возраста  существуют свои особенные игрушки, которые  предполагают определённый способ действия  и наиболее тесно связаны с возрастными особенностями и задачами развития данного периода.

От 1 до 3лет

ведущая деятельность – предметная

- игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей (возможность действий, манипуляций: кубики, пирамидки, вкладыши, матрешки, простые конструкторы и др.)

- усвоение способов действия с предметами (учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей)

От 3 до 7 лет

ведущая деятельность - ролевая игра

- игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: игрушка - «подружка, собеседник»; игрушки-«манекены» (куклы, зверушки, персонажи сказок,  мультфильмов и др.)

 - освоение смыслов и норм отношений между людьми

Функции игрушки:

- привлекательность, способность приносить радость, улучшать жизнь через соотнесение с фундаментальной ценностью жизни

- способность быть «переходным объектом», то есть нести в себе материнские чувства тепла, любви, защиты, безопасности, покоя, опоры

- способность быть символическим объектом, психологическим орудием, наделяющим ребенка силой, красотой, добротой, мудростью, делающим его более приспособленным к жизни среди людей

- возможность игрушки будить фантазию ребенка, его собственную активность

В заключении хочется сказать, что игрушки как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.

Ведь ещё в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным к нему человеком.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района Балтачевский район

Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей 

«Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

                                                                               Подготовила  воспитатель:                                                            

                                                                             Аллаярова  Гульсина     Ульфатовна

Консультация на тему: «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня»

Подготовила:

воспитатель Аллаярова Г.У.

сентябрь 2017

        Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребёнка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить играми детей?                                                  В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Все это мы можем проследить как через средства массовой информации, так и через интернет. И главная задача педагогов, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес.        Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к математике.        Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня.                               Процесс познания форм, величин, количественных отношений детьми моей группы осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. Я  направляю внимание ребенка на подлежащий усвоению признак предмета, количество предметов, их местонахождение, пользуемся определенной терминологией, побуждаю детей к ее использованию в речи. Основное внимание уделяю освоению детьми способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, сосчитывание, воспроизведение в том же количестве, воссоздание целого из частей, преобразование, комбинирование, моделирование.      

         Как уже было сказано, элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние дети, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие этих: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Тогда выход один – ИГРА!               Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, я использую  необычные режимные моменты.

Одевание (раздевание) на (с) прогулку: дети  выясняют, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т.п. (классификация); сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а кого короче.

После сна:  убирая массажные коврики, определить количество, цвет, форму; расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные), сравнить цвет, длину ленточек.

Прием пищи: попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом; напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т.п.

 Прогулка:  собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, тропинки, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных; наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения.

         Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью.

        Разгадывание загадок математического содержания  – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.                                                   Еще поддерживаю интерес к математическим понятиям с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты (тренируется память), с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие  продолжается за стенами детского сада).

         Игры с детьми в сюжетно- ролевые игры. Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2-3 проведенных занятий в игре «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии.

         Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?

       

  Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет.

Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие:

- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

- В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)

- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)

- Повар насыпал рис поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал рис в кастрюлю. Где риса больше: во втором стакане или в кастрюле? (Поровну, потому что в стаканах были поровну.)

- Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (С 4 деревьев.)

        Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи-шуткиголоволомки, предостерегающие ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Их не следует решать, как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи должны побуждать детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя имеющиеся уже знания. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) головоломки с палочками:

- из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника.  

-как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)

- составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

- По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе ?  Ответ: (2 + 2 + 2 = 6 лап. Значит Саша увидел трех гусей.)

 Математические конкурсы и досуги.

Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. В своей группе я проводила: «В гостях у Круга и Квадрата», «Математические старты» и др. 

Игра  с детьми в такие игры, как «Цепочка примеров»: дети садятся друг напротив друга. Один кидает мяч и называет пример, поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере; «Задачи – смекалки», например, из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника;

   Таким образом, использование занимательных задач, дидактических, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр, игр-головоломок на занятиях и в течение всего дня даёт возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели. Дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов, учатся планировать свои действия.

В группе имеются:

- развивающие игры: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Геометрические формы», «Фигуры»

- дидактические игры;

- настольно-печатные игры;

- наборы разрезных картинок;

- матрешки, пирамидки, вкладыши;

- несколько видов мозаики;

- наборы бус и леска для нанизывания;

- коллекции значков, пуговиц, открыток, календарей;

- природные материалы: палочки, камешки, шишки, ракушки, каштаны, орехи и др.;

- листы бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки;

- шаблоны, линейки и трафареты;

- настольные плоскостные театры;

- книги;

- игры-шнуровки (с «пришиванием», составлением узора);

- игры-лабиринты;

- игры – головоломки (геометрические конструкторы).

       В детские сады дети приходят из семьи. Поэтому работа с родителями приобретает особое значение. Провожу в своей группе анкетирование, выставки, дни открытых дверей, совместные КВН, олимпиады. В уголке для родителей также имеется разнообразная информация: папки- передвижки, консультации, рекомендации.       Еще мной были изготовлены картотеки для родителей: «Домик», «Паровоз».

       

  Таким образом, использование занимательных задач, дидактических, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр, игр-головоломок на занятиях и в течение всего дня даёт возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели. Дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов, учатся планировать свои действия.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района Балтачевский район

Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей 

«Одарённый ребёнок — какой он?»

                                                                               Подготовила  воспитатель:                                                            

                                                                             Аллаярова  Гульсина     Ульфатовна

Консультация для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»


Подготовила воспитатель Аллаярова Г,У.

В. А. Сухомлинский:

«Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле

Обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от ДОУ.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача детского сада - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одарённости, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия – одарённых детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребёнка.

Выявить уровень одарённости ребёнка не просто, но без информации об этом невозможно правильно выстроить образовательный процесс. При определении уровня одарённости принято оценивать три параметра: мотивацию, интеллект и креативность. В диагностике одарённости должны участвовать не только психологи и педагоги, но и обязательно родители. более надёжна разносторонняя оценка. Важно помнить, что выводы специалистов (психологов и педагогов) не следует воспринимать как окончательный, не подлежащий обжалованию приговор. Специалисты, как всякие люди, могут ошибаться, особенно в прогнозе развития. Главные, кто ответственен за судьбу ребёнка, а следовательно, и за диагностику, и за развитие, - родители.

Каждой из этих групп участников диагностического процесса соответствует свой инструментарий. Наиболее интенсивно разрабатываются методики для психологов: тесты, опросники и др. Значительно меньше методик для педагогов и родителей.

Проведение диагностирования.

Есть один очень важный аспект в деятельности профессионалов (психологов и педагогов, о котором, родителям следует знать обязательно. характер организации диагностического обследования при поступлении в образовательное учреждение (детский сад, школу, гимназию и пр.) – один из важнейших индикаторов профессионализма работающих в нём психологов и педагогов.

По форме проявлений

• Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны);

• Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми.

Виды одаренности:

1. По широте проявлений:

• Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности).

• Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей: поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, и т. д.) .

По особенностям возрастного развития

• Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды»(чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета;

• Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

различные варианты метода наблюдения за детьми;

специальные психодиагностические тренинги;

проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п. ;

экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;

проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренныхдетей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т. д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т. д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

анализ продуктов деятельности

наблюдение

беседа

экспертные оценки

естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности.

Существуют 2 крайние точки зрения:

"Все дети являются одаренными"

"Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

Потенциальная одаренность присуща многим детям, т. к. каждый ребенок талантлив по-своему;

Актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это дети, которые талантливы особо.

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района Балтачевский район

special-education-cartoons-414720

Консультация для воспитателей

на тему:  «Методы воздействия воспитателя,
стимулирующие детей к творчеству
»

подготовила воспитатель:

 Аллаярова Гульсина Ульфатовна

2 0 1 8

          Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя свое воображение,

реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

          Следует помнить, что все виды изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей действительности.

          К методам воздействия педагога, стимулирующим детей к творчеству, прежде всего, относятся наглядные, словесные, а также практические методы.

          К словесным методам относятся  беседы, которые помогают воспитателю обратить внимание детей на главное, научить  ребят эмоционально воспринимать художественные образы. С этой целью также используется поэтическое слово, так как в нём иными художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления природы. У детей необходимо формировать представление о различном подходе в передаче образа и поэтому желательно, во время беседы, рассматривать разные варианты изображения. Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно - прикладного искусства. Устраивать также тематические выставки, итоговые беседы и итоговые выставки.

          Также способствует развитию творчества  детей  наглядный метод наблюдения.  Во время наблюдений в природе у детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что цвета в природе различны - не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков. В последствие, дети используют эти оттенки в своих рисунках.  Воспитатель формирует у детей умение видеть, как изменяется форма, величина предмета в зависимости от освещения (так, например, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным, предмет хорошо виден); анализирует  с детьми предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.

            Следующим наглядным методом воздействия, способствующим  развитию творчества  у детей, являются различные экскурсии:

-на природу;

-в музеи;

-целевые прогулки,

а также организация праздников, развлечений, просмотр диафильмов, прослушивание музыки.

Использование музыки необходимо на творческих занятиях, она способствует развитию воображения ребенка.

             К группе практических методов воздействия  педагога, стимулирующих детей к творчеству относится метод творческого задания. 

Содержанием таких заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях детей ставят в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. В заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка.

             При изображении природы воспитатель  учит детей использовать разные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии.

           Условиями, необходимыми для развития творчества детей, является:

- работа с разнообразными изо-материалами (гуашью, цветными карандашами, мелками; восковыми мелками, углём, сангиной и т. д.),

- знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования.

           Одним из практических методов воздействия  педагога, развивающих у детей творчество, является обучение детей изображению предметов различными способами, например, рисование травки штрихом, мазком, примакиванием, набрызгом и т.д.

           Ну и конечно метод использования педагогом сюрпризного момента, игровой ситуации, создает мотивацию, вызывает желание у детей создать творческий образ.