САМООБРАЗОВАНИЕ

Аллаярова Гульсина Ульфатовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

План по самообразованию

Тема: «Развитие математических способностей

у детей дошкольного возраста

через игровую деятельность»

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2017 г. – май 2018 г.

Воспитатель: Аллаярова Г.У. 


Актуальность. В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их развития с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Цель:

обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера и формирование математических знаний у дошкольников через игровую деятельность;

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

  1. Создать благоприятные условия для развития математических способностей через игровую деятельность;

  1. Организовать работу с родителями по развитию математических способностей через игровую деятельность.

Объект работы: формирование математических способностей в дошкольном возрасте. Предмет: формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.


Проектная часть.

Девиз моей работы: пусть ребенок осваивает мир  и даже такую сложную дисциплину, как математика, - с легкостью и интересом!

Этапы работы

Мероприятия

Сроки

проведения

Изучение

научно-методической

сентябрь 2017 г.

1.

Теоретический

литературы;

обзор

информации

– май 2018 г.

по исследуемой теме в Интернете

2.

Практический

Разработка конспектов НОД с детьми

Сентябрь, октябрь 2017

3.

Оформление в группе уголка

«Веселых

Март, апрель

2017 г.

математиков»

4.

Создание картотеки математических игр

Ноябрь, декабрь 2017г.

Подготовка

семинара-практикума

для

5.

педагогов

«Математические

игры

для

Октябрь 2017 г.

дошкольников».

6.

Оформление

папки

передвижки

Январь  2017 г.

«Математика для дошкольников»

Оформить

сборник  консультаций

для

7.

родителей

«Развитие

математических

Октябрь 2017 г.

способностей у старших дошкольников»

8.

Проведение

открытых  занятий.  Тема:

 Февраль 2017г.

«Приключение на числовой поляне»

9.

Участие  в

педагогических

и  детских

конкурсах  по  развитию  математических

2017-2018г.

способностей.

Заключение.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Список литературы.

  • Н А. Арапова - Пискарева « Формирование элементарных математических представлений в детском саду 2-7 лет», Москва: Мозаика- Синтез , 2009г;

  • И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г;

  • Щедровицкий Г.П. «Методические замечания к педагогическим исследованиям игры».// Психология и педагогика игры дошкольников. Под. Ред. Запорожца – М.: 2003

  • З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010

  • Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.:2005.

  • Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000.

-В.Волина «Веселая математика» - Москва,2005г.

  • журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»

  • сайт domovenok-as.ru, .Maam.ru


Приложения.

Упражнения на развитие математических способностей

для детей пяти - семи лет

Упражнение 1

Материал: набор        фигур        -        пять        кругов        (синие:        большой        и        два        маленьких,        зеленые:

большой и маленький, маленький красный квадрат).

Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему.

(Все остальные - круги) ".

Упражнение 2

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)".

Упражнение 3

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".

Упражнение 4

Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).

Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3).

Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".

Упражнение 5

Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".

Упражнение 6

Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".

Математические игры "Количество и счет"

Дидактические игры для детей старшей и подготовительной к школе группы групп:

«Найди слонёнка»

Цель: закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки). Повторение названий животных жарких стран.

Ход: перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые числительные.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

План по самообразованию

«Формирование сенсорной культуры у детей  младшего возраста

посредством дидактических игр»

Сроки реализации:

сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Воспитатель: Аллаярова Г.У. 

Формирование сенсорной культуры у детей

младшего возраста посредством дидактических игр.

Постановка проблемы

Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед  педагогической наукой задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей.                  

В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания,  является  проблема формирования сенсорной культуры.

            Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

             Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания:  умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом.

              Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

               Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой  музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

                 Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате  возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на физкультуре.

                Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития      

резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития, достигаемом в ранние периоды детства. Сенсорному развитию ребёнка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.

             В истории дошкольной педагогики на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский,  Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические игры по ознакомлению детей со  свойствами и признаками предметов.

              Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях.

Цель

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

Задачи

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Развивать умение группировать и сравнивать предметы

Формировать сенсорные эталоны

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Основные направления в работе:
1. Формирование практических способов ориентировки.

«поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы « взор - рука».Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.
2. Формирование восприятия цвета.
Для  формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается  инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).
На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной  инструкции.
На третьем он сам называет тот или иной цвет.
3. Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания.Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения  шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.
4. Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.)
 Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.

Дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей
II младшая группа.
Форма
1. «Сложи узор»
2. «Игра с веревочкой»
3. «Угадай, что в мешочке»
4. «Разбери по форме»
5. «Составь фигурку»
6. «Игры со счетными палочками»
7. «Найди такой же»
8. «Собери цветочек»
9. «Украсим платочек»
10. «Конструктор»
11. «Найди все фигуры как эта»
12. «Зашей юбку»

Цвет
1. «Воздушные шары»
2. «Улетающие шары»
3. «Игрушки»
4. «Красивый букет»
5. «Живое домино»
6. «Полосатые коврики»
7. «Выбор однородных предметов по цвету из четырех предложений»
8. «Сделаем кукле бусы»
9. «Игры с мозаикой»
10. «Помоги куклам найти свои игрушки»
11. «Спрячь мышку»
12. «Самолет»

Величина
1. «Домики и дорожки»
2. «Кто быстрее»
3. «Широкая и узкая дорожка»
4. «Скатай ленту»
5. «Строимся на зарядку»
6. «Сравни предметы»
7. «Кто быстрее соберет бусы»
8. «Лесенка»
9. «Найди лишнюю фигуру»
10. «Встань к дереву с самым толстым стволом»
11. «Сбор урожая»
12. «Построй башенку»

Развитие тактильных и вкусовых ощущений
1. «Угадай, что съел?»
2. «Найди листок»
3. «На что похоже»
4. «Чудесный мешочек»
5. «Найди ошибки»
6. «Чего не стало»
7. «Найди, о чем расскажу»
8. «Посели животное

Перспективный план работы

(младшая группа)

   Месяц

Тема занятий

         Задачи

Сентябрь

Д/и «Овощи»

Развивать тактильные  и вкусовые ощущения

Рисование «Овощи»

Развитие формы, цвета

Д/и «Спрячь мышку»

Развивать цвет

Д/и  «Магазин»

Учить группировать предметы по общему признаку

Октябрь

Д/и «Составь фигуру»

Учить анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия

Д/и «Матрёшкино новоселье»

Развивать цвет

Д/и «Сбор фруктов»

Формирование величины

Аппликация «Лебёдушка»

Закрепление цвета

Ноябрь

Лепка «Яблоки и груши»

Формирование представлений о цвете и форме

Заварка чая с лимоном

Показать и назвать действия, которые в последствии дети могут перенести в игровую ситуацию

Д/и «Чего не хватает»

 Формирование представлений о цвете и форме

Д/и «Чудесный мешочек»

Учить на ощупь находить геометрические фигуры

Декабрь

Д/и  «Найди все фигуры как эта»

Дать представления о цвете, форме и размере.

Д/и «Чем похоже, чем отличается»

Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине

Рассматривание меха и пальтовых тканей

Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, дать общее представление о способах превращения их в вещи

Д/и «Украсим ёлочку»

Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет

Январь

Д/и Домино

Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете

Д/и «Кто скорее соберёт»

Учить собирать пирамидки

Д/и «Что лежит в мешочке»

Упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом.

Февраль

Д/и «Придумай сам»

Учить использовать предмет в качестве заменителя других предметов

Д/и «Сравнение шарика и куба»

Познакомить с формой предмета

Геометрическое лото

Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической

Окраска воды

Формировать представление о разных оттенках цвета по светлоте

  Март

Аппликация «Украсим  салфетку»

 Цвет, форма, понятие середина листа, верхний угол, развивать композиционные умения, цветовое восприят ие

Найди предмет такой же формы

Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образом

Конструирование «Башня»

Закреплять представление об относительной величине предметов

Аппликация  «Узор по кругу»

Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа

Апрель

Ознакомление с деревом и резиной

Познакомить с некоторыми свойствами дерева и резины

 Д/и «Орнамент»

Учить воспринимать, воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учётом их цвета, формы

Д/и «Чудесный мешочек»

Учить определять материал на ощупь, из которого сделаны вещи

Лепка «Миски трёх медведей»

Учить лепить мисочки разного размера

Май

Д/и «Цвет и форма»

Закрепить представление о пяти геометрических фигурах

Д/и «Посади огород»

Учить детей использовать заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии расположенных заместителей

Д/и  «Составь предмет»

 Упражнять в соответствии силуэта из отдельных частей (цвет, форма)

Конструирование из песка

Продолжать знакомить детей со свойствами песка

« Игра для дошкольников -  способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения и животных».

               Наблюдая за игрой детей своей группы в дидактические игры обратила внимание, что некоторые не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка.

          Проведя диагностику, опираясь на раздел «Сенсорное воспитание» программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой были получены следующие результаты: лишь у 10% детей — высокий уровень, у 60% - средний и у 30% - низкий. (Приложение 1)

           Сделала вывод  о недостаточной сформированности сенсорной культуры у детей.

            Анкетирование родителей показало, что у 40% детей дома нет дидактических игр по сенсорике, у 50% есть только мозаика и всего у 10% детей дома есть разнообразные дидактические игры.(Приложение 2)

           В результате проведённого исследования, возникла необходимость в разработке и  реализации  проекта, направленного на повышение сенсорной культуры у детей младшего возраста.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

План по самообразованию

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление

с природой родного края

Сроки реализации:

сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Воспитатель: Аллаярова Г.У. 

План по самообразованию

 «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление

с природой родного края

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек

приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать

Задачи:

- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;

-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.

Работа с детьми по теме «Экологическое воспитание дошкольников

через ознакомление с природой родного края»

Сентябрь: 

Беседы на темы «Приметы осени», Чтение стихотворений об осени,

рассматривание осенних деревьев, рассматривание иллюстраций осеннего леса.

Октябрь: 

Беседы на темы «Что нас окружает? », «Удивительный лес».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование ветром.

Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».

Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка

«Животные леса»

Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик», И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.


Ноябрь: 

Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Кормления птиц на прогулке.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественное творчество: рисование «Птицы нашего посёлка», «Птица, придуманная мною»;

П/и «Совушка», «Летает- не летает».

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».

Декабрь: 

Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».

Экспериментирование с водой.

Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».

Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».

Изготовления и украшение кормушек для птиц.

Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года»

Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу

Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели», З. Александровна «Птичья столовая».

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсия в зимний сквер.

Январь:

 Беседы на темы «Водоемы родного края».

Составления рассказов о рыбах.

Рассматривание иллюстраций о реке Волге.

Экспериментирование с водой.

Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба? ».

Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки».

Чтение: загадывание загадок о рыбах.

Февраль: 

Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Как нужно вести на природе? ».

Заучивание загадок о рыбах.

Экспериментирование с ветром.

Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».

Художественное творчество: аппликация «Морское царство».

Чтение о природе родного края.

Март: 

Беседы на темы «Хвойные деревья », «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях, растениях занесенных в красную книгу.

Экскурсия в парк.

Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам»

Художественное творчество: аппликация «Во поле береза стояла».

Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».

Апрель:

Беседы на темы: «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека»

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».

Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».

Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .

Май: 

Беседы по темам: «Изменения в жизни растений весной», «Первые весенние цветы»

Рисование подснежника.

Рассматривание иллюстраций на весеннюю тематику

Чтение художественной литературы о весне.

Работа с родителями по теме

«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Октябрь: 

Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и

родителей).

Ноябрь: 

Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы).

Декабрь: 

Консультация «Интересные факты из жизни птиц».

Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала) .

Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек).

Январь:

 Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушным

Февраль: 

Консультация «О чем рассказывают растения»

Март:

Фотовыставка «природа - наш дом родной».

Апрель:

Консультация «Сделаем посёлок чище».

Май: 

Выставка фотографий «Наши добрые дела»

Литература:

- Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.

- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.,2006.

- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.,199



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

План по самообразованию

«Формирование начал

экологической культуры

посредством использования дидактических игр»

Сроки реализации:

сентябрь 2015 г. – май 2016 г.

Воспитатель: Аллаярова Г.У. 

Тема самообразования:

«Формирование начал экологической культуры

посредством использования дидактических игр»

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. 

Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.

Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

 Таким образом я поставила перед собой следующую цель:

 -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

 Задачи:

 формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

 развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

 участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Ожидаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

 Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Свою работу я вела по трем направлениям:  

Создание предметно - развивающей среды в группе;

Работа с детьми;

Работа с родителями.

В ходе своей работы я составила перспективный план работы по экологическому воспитанию детей, разработала Программу по экологическому воспитанию дошкольников, цикл занятий.

Использую следующую литературу: О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми».

Занимаюсь систематизацией различного материала по экологическому воспитанию. В группе имеются картотеки, альбомы для рассматривания о природе, настольно-печатные игры экологического содержания, наборы открыток о природе, подборка конспектов занятий и развлечений по экологическому развитию.

В рамках обозначенной программы по экологическому воспитанию детей, во второй младшей группе   была проведена серия занятий по формированию у детей сознательного восприятия окружающей природной среды: «Подкормим птиц зимой», «У меня в доме живет кот», «В январе, в январе – много снега во дворе..», «Уход за комнатными растениями».

В апреле месяце большое внимание уделим птицам. В Международный день птиц   проведем занятие «Роль птиц в жизни человека», проводим систематические наблюдения за птицами во время прогулок, чтение рассказов В.Бианки про пернатых друзей, рассмотрим иллюстрации о птицах в детской энциклопедии.

Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, в которой создана сеть природных заповедников и национальных парков, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние, а так же памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века. Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни. Литературный материал незаменим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Постоянно в свободном доступе для детей раскраски с силуэтами животных, рыб, насекомых.

Считаю, что учебно-воспитательный процесс осуществляется в том случае, когда система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье.  Провожу консультации:   «Наблюдаем вместе с детьми» (Виды наблюдений). Оформляю папки-передвижки: «Сохраним родную природу» (Это интересно!), «Времена года» и др. консультация «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей» «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». «Советуем ознакомиться с дидактическими играми».  Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

В работе по формированию основ экологической культуры приняли участие и родители. Совместно с родителями  был    проведен фотоконкурс  «Страна дивных красот природы и неисчерпаемых богатств», посвященный к Дню Республики,  Семейный конкурс «Мой веселый снеговик».    

Особое место для экологического воспитания уделяю естественно уголку природы. В нем сосредоточены: комнатные растения, требующие разных способов ухода, материалы для ухода за растениями. Имеются схемы способов ухода и способов размножения растений. «Огород на подоконнике» для организации наблюдений за ростом растений и закреплению знаний о выращивании огородных культур (лук, укроп, горох и др.) и ухода за ними. Календарь погоды со схемами, изображающими погодные явления, предназначен для ежедневной работы с детьми. В природном уголке дети с удовольствием ухаживают за растениями, собран различный природный материал. Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега, постройка городка из снега и ледяных фигур; весной —   посадка цветов на клумбу.

Уголок экологического воспитания содержит дидактические игры о природе, картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы», книги об обитателях уголка природы, энциклопедии, природоохранительные и запрещающие знаки, экологические сказки и рассказы,    

Для экспериментально-опытнической деятельности в группе  начала собирать  емкости, материалы и предметы для экспериментирования.  

В уголке имеются образцы   гербариев  растений, муляжи грибов, овощей, фруктов.

в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Учебная деятельность должна увлекать дошкольников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.

А дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови»,  «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.)

Вывод: Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

 сформированы начала экологической культуры у детей;

 сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

 дети учатся практическим действиям по охране природы;

 развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

 у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:

• систематизации и обобщении предметов и явлений;

• анализировании  и  умении логически обосновывать свои мысли;

• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Используя  дидактические  игры я увидела, что игра позволяет:

-Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

-Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

-Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

-Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

-Формировать связную речь;

-Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

За период   работы  были подготовлены игровые пособия:

-Для развития мышления: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Осенние листочки», «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний».

-Для развития внимания: «Накрой на стол»,   «Найди одинаковые рукавички», «Что, где растет?».

-Для развития восприятия и памяти: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Что за время года?», «Кто, что ест?»

-Для развития речи: «Вершки и корешки»,   «Кто в теремочке живет».

-Для развития творческого воображения: «Чудесные превращения»,  

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. Создать картотеку дидактических игр для родителей.

5. Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий.

Литература:

-Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»

-Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи"

-Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников»

-«Организация деятельности детей на прогулке»

-«Развитие эмоционально-двигательной сферы детей» 4-7 лет.