Музыкальное воспитание детей с ОВЗ

Просвирнина Ольга Сергеевна

В данный раздел включены и описаны методы и приемы, различные виды деятельности, используемые с детьми ОВЗ на музыкальных занятиях 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ

Музыкальное воспитание в дошкольном возрасте являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их своей энергией, настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Основной задачей работы с детьми с ОВЗ является стимуляции элементарной активности у ребенка, в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

1. Восприятие (Слушание музыки)

Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоции, приучает сосредоточиваться в ответ на ее звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии.

Согласно исследованиям ученых, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера «Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.).

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга «Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберта и др.).

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания «Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

2. Пение

Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пение способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания, развитию у детей желания петь совместно со взрослым (пропевать слоги, слова, целые фразы, подражая его интонации); воспитывает умение действовать сообща в коллективе сверстников (одновременно начинать и заканчивать песню — не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальным сопровождением); учит пользоваться естественным голосом без форсировки.

В процессе обучения пению решаются следующие задачи:

  • формирование вокальной, исполнительской культуры, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры;
  • коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами;
  • формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;
  • развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать себя во время пения;
  • усвоение через пение нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть уважительным с другими взрослыми и сверстниками.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширение кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного). Развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слои «ля-ля»«ти-ли-ли»«ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного произношения.

Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными.

Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, т.е. создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

3. Музыкально- ритмические движения

Одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ВОЗ, является развитие ритмических движений. Движения под музыку использую очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Ритмические движения способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.

Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют:

  • эмоциональному и психофизическому развитию детей;
  • ориентации на музыку как на особый сигнал к действию и движению;
  • проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку;
  • развитию умения передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный), выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), помахивать ими, вращать их, владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притопывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, выполнять движения, соответствующие характеру и поведению персонажей (изображаемых людей и животных).

В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.

В данный раздел также включены музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховое внимание и восприятие, совершенствуется взаимодействие различных анализаторов. Восприятие разнообразных серий звуков, отличающихся по высоте, длительности и силе звучания, воспроизведенных в разном темпе на различных музыкальных инструментах или прослушанных в звукозаписи, активизирует умение детей дифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях.

4. Игра на детских музыкальных инструментах

Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируются чувство партнерства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

Здесь ставятся следующие коррекционные задачи:

  • развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию;
  • развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д.;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, колокольчиках и т. д.;
  • развитие музыкально – ритмического чувства.

Довольно часто у детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма на только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах.

5. Театрализация

Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности. Театрализованные виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

Театрализованные виды деятельности большое значение имеет для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивают им становление самопринятие и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

6. Досуговая деятельность

Праздничные утренники, развлечения и участие в конкурсах занимают особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Все праздники, построены с учетом психофизических особенностей детей. Они способствуют эмоциональной разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают эмоциональный тонус.

Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки к конкурсам. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.

Выступление на праздниках и конкурсах развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой личностью.

Таким образом, занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.

Используемая литература:

  1. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Программа дошкольно-образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005
  2. Н.В.Нищеева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» СПб «ДЕТСВО-ПРЕСС» 2016