АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Ирина Викторовна Перькова

 

«Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования»

Проблема развития детской любознательности актуальна на сегодняшний день. Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnyy_pedagogicheskiy_opyt_perkova_i.v.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»

«Развитие любознательности у детей дошкольного возраста

в процессе детского экспериментирования»

Перькова Ирина Викторовна,

воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аленушка»

г. Строитель Яковлевского городского округа»

2023 год

Содержание

Информация об опыте……………………………………………………………3

Технология описания опыта……………………………………………………..8

Результативность опыта........................................................................................15

Библиографический список…………………………………………………......16

Приложение к опыту…………………………………………………………….18


Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) (п. 2.6) нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об… объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)…».

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО (п. 4.4.), предполагают, что на этапе завершения дошкольного детства ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. 

ФГОС ДО выдвигает требование к процессу обучения как к поиску и сотворчеству педагогов с детьми, при котором дети активно осваивают способы познания окружающего мира через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Для выявления уровня проявления любознательности у детей дошкольного возраста были использованы методики «Да-нет» Л.А. Венгер (игровое упражнение), «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой (Приложение №1).

На основании проведенного исследования получены данные об уровне проявления любознательности у детей дошкольного возраста, которые свидетельствовали о том, что в группе у детей дошкольного возраста уровень проявления любознательности и познавательного интереса детей представлен неравномерно. Высокий уровень развития любознательности отмечается у 3 детей (13%), средний уровень любознательности и познавательной активности был определен у 14 детей (61%), низкий уровень любознательности и познавательной активности был установлен у 6 воспитанников (26%).

По результатам диагностики констатирующего этапа выявилось, что дети дошкольного возраста не проявляют интереса к экспериментальной деятельности, предпочитая другие виды деятельности, задают вопросы только о внешних признаках предмета. У детей не наблюдается положительной динамики эмоционального настроения к предмету или деятельности, они не проявляют активных самостоятельных действий, направленных на познание предмета.

Таким образом, возникла необходимость в создании условий для формирования основ целостного мировоззрения и проявления любознательности у дошкольников средствами экспериментирования.

Актуальность опыта

Проблема развития детской любознательности актуальна на сегодняшний день.

Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже недостаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В настоящее время обществу требуется творческая, социально-адаптированная личность, способная ориентироваться в информационном пространстве. Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании является исследовательская деятельность.

По мнению ученых, развивать исследовательские способности необходимо уже в детском саду, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент, на котором строится дальнейшее развитие способностей. В основе исследовательских способностей лежит поисковая активность и любознательность, которые выступают в качестве мотива исследовательского поведения.

Поэтому на этапе дошкольного детства необходимо создавать оптимальные условия для развития любознательности у детей дошкольного возраста. Одним из перспективных методов, способствующих развитию любознательности дошкольников, является детское экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Поэтапно в процессе экспериментальной деятельности детьми приобретаются новые впечатления, составляющие основу развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности и направленные на познание окружающего мира. Ведь чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника. Положительно влияет детское экспериментирование и на эмоциональную сферу ребенка, развивая творческие способности, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья.

Однако обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у детей дошкольного возраста исследовательских умений и недостаточным использованием развивающего потенциала детского экспериментирования в образовательной деятельности современного детского сада.

У большинства детей при отсутствии должного педагогического руководства данной деятельностью отмечаются отсутствие целеполагания в экспериментировании и предварительного планирования действий, повторение однотипных действий с различными объектами, высокая отвлекаемость, прекращение деятельности до достижения результата. 

Следовательно, возникает противоречие между потребностью в проявлении любознательности дошкольников в реальной практике дошкольного образования и методическими упущениями педагогов ДОО в вопросах педагогической поддержки детского экспериментирования. Одна из причин этого - реализация требования усвоения программного материала всеми детьми, хотя и в разной степени, что приводит к регламентации экспериментирования.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, способствующих проявлению у детей дошкольного возраста любознательности в процессе детского экспериментирования.

Длительность работы над опытом

Работа по данной проблеме охватывает период с мая 2019 года по май 2022 года и разделена на несколько этапов:

I этап – начальный (констатирующий) – май 2019 – сентябрь 2019 года, предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и анализ методической и научной литературы по данной проблеме, изучение рекомендаций по данному вопросу на сайтах всемирной системы объединённых компьютерных сетей.

II этап – основной (формирующий) – сентябрь 2019 года по апрель 2022 года. В рамках основного этапа проводилась работа по систематизации картотеки игр-экспериментов с различными материалами, организация в группе уголка экспериментирования для совместной деятельности детей и педагога и самостоятельной деятельности воспитанников, внедрение в практику познавательно-исследовательской деятельности разных методов и приемов для развития детской любознательности.

III этап – заключительный (контрольный) – апрель-май 2022 года. На заключительном этапе подводились итоги работы – диагностика, которая доказала успешность выбранных методов, форм обучения для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта представлен системой работы педагога по развитию у дошкольников любознательности в процессе детского экспериментирования. В процессе реализации системы работы разработан перспективный план экспериментальной деятельности (Приложение №2), технологические карты по проведению экспериментирования, сценарии образовательных практик с применением экспериментальной деятельности, создана картотека постановки поисково-проблемных ситуаций, разработаны карты-схемы, перспективный план экспериментальной деятельности в детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Теоретическая база опыта

В толковом словаре В.И. Даля понятие «любознательность» определяется как отдельное любопытство, любовь к наукам, к познанию, желанию научиться [7]. С.И. Ожегов предлагает свою трактовку данного понятия: «любознательный – склонный к приобретению знаний, пытливый» [21].  Значительную роль любознательности придавал Ж.- Ж. Руссо. В России этой теме также уделялось большое внимание и этой проблемой занимались такие выдающие ученые, как Н.И. Пирогов, И.Н. Новиков, а также М.А. Данилов, И.Я. Лернер и многие другие. В настоящие время этот вопрос не потерял своего актуального значения.

Любознательность – качество, присущее ребенку, выражающееся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. Внешне любознательность проявляется в многочисленных вопросах, заданных ребенком взрослому по поводу окружающего мира. Воспитатель способен поддерживать любознательность дошкольников, организуя наблюдения и стараясь вовремя ответить на возникающие вопросы, направляя мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания – развивать детскую любознательность, пытливость ума и сформировать на их основе устойчивые познавательные интересы [13].

Любознательность рассматривается в научной литературе как качество с разных позиций. М.Ф. Беляев, А.А. Абдуллаев, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн видят в ней особую форму познавательной активности, М.Ф. Морозов, И.М. Подберезин, И.И. Цветков – форму формирования степени познавательных интересов, а Н.Т. Лобова определяет ее как интегративное качество личности.

С.Л. Рубинштейн рассматривал любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком [29]. В.А. Крутецкий определяет любознательность как «… активное познавательное отношение человека к действительности» [13]. В.С. Юркевич отмечает, что «… любознательность выражается в интересе к тем или иным знаниям, в склонности к изучению того или иного предмета» [34].

Л.Н. Проколиенко отмечает, что любознательность является как причиной возникновения интереса, так и формой его существование [24]. И.Д. Зверев и Е.М. Гвоздырева определяют любознательность в качестве низшей ступени в развитии познавательного интереса. Аналогичное мнение высказывает Н.Ф. Добрынин. Он описывает различные формы интереса, среди которых любознательность является низшей стадией развития, направленной преимущественно на внешние моменты предмета, который привлекает ребенка своей новизной и неожиданностью.

В.Г. Иванов характеризует любознательность, как «активное стремление к наиболее глубоким и точным знаниям в какой – либо одной области или различных областях…». Вместе с тем «…переживается положительная оценка значимости полученных знаний для себя, для других и для общества» [12].

В.В. Давыдов рассматривает любознательность, как одно из чувств, формирующееся в процессе учебной деятельности [6].

В исследованиях Н.А. Погореловой любознательность рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента: знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми умениями и знаниями. При этом, знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности [23].

Т.А. Гусева утверждает, что любознательность входит в число социально-одобряемых качеств личности, обусловливая развитие и других личностных образований, например, таких как общительность, уверенность в себе, инициативность и т.п. Отмечено, что любознательные дети более целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, что способствует довольно успешному освоению учебных предметов и высокой успеваемости [5].

Среди специально разработанных средств развития любознательности в дошкольном возрасте особое место занимает метод детского экспериментирования. Введению термина «экспериментирование» наука обязана швейцарскому психологу и философу Жану Пиаже, который доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Для обозначения исследовательской деятельности применительно к дошкольникам используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование», под которым понимается «практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей». По мнению В.В. Давыдова, у дошкольников слиты воедино две формы экспериментирования: реальный (практический, чувственно-предметный) и мысленный эксперимент. Вместе с тем, А.Н. Поддьяков отмечает, что дети 6-7 лет способны учитывать в своем экспериментировании до шести факторов [25].

Начиная с 70-х гг. XX в. велась работа по изучению экспериментирования. И.С. Фрейдкин и Н. Абакелия исследовали экспериментирование детей в области физических явлений, Н.Е. Веракса - в области пространственно-временных отношений, Е. Бодрова - экспериментирование с художественными текстами, Л.А. Парамонова и Г.В. Уродовских - экспериментирование на материале конструктивной деятельности, Д. Цицхвая - экспериментирование с дидактическими играми и игрушками [4].

Детское экспериментирование - активно преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам (Н.Н. Поддьяков). Л.Н. Вахрушева, указывает на то, что экспериментирование - метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей.

В методике С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова описаны требования, предъявляемые к проведению опытов [20].

Исследования (О.В. Афанасьева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, И.С. Фрейдкин) убеждают нас в том, что детское экспериментирование можно определить, как преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов окружающего мира.

Таким образом, в современных исследованиях подчеркивается, что дошкольное образование призвано обеспечить развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника, заложить механизмы саморазвития и самореализации. Детское экспериментирование - одно из эффективных средств развития исследовательской активности, инициативы дошкольника, проявлению любознательности.

Новизна опыта заключается в разработке системы использования современных методик организации детского экспериментирования, направленной на целенаправленное использование исследовательского метода обучения для развития любознательности.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

Практическая значимость опыта состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития любознательности дошкольников в процессе детского экспериментирования. Материалы опыта могут представлять практический интерес для педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Раздел II

Технология описания опыта

Целью опыта является повышение уровня проявления у дошкольников любознательности в процессе организации детского экспериментирования.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира - знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, растворимость, плавучесть и т.д.);

- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- развивать познавательный интерес к исследованию, любознательность, поддерживать инициативу детей;

- создавать условия для развития у детей естественно-научных представлений;

- формировать предпосылки универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Реализация данных задач осуществлялась с учётом следующих принципов:

- индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования активным в выборе содержания своего образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность;

- научность.

Одним из главных условий решения задач экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно-пространственной среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности и любознательности.

При оборудовании в группе «Центра познавательной активности» учтены следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; мобильность; трансформируемость; доступность расположения.

В данном Центре имеется необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов, в числе которых: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из пластмассы, стекла и металла, отличающиеся объемом и формами. А также бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и технические материалы – гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора, разные виды бумаги; пищевые и не пищевые красители и краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов, резиновые груши; зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи.

Наблюдения показали, что в ходе работы в специально-подготовленной развивающей среде дети: проявляют любознательность и активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации; задают вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?»; стремятся объяснять факты, связи, используя в речи оборот «потому что…»; проявляют интерес к познавательной литературе; умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире; пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты.

Процесс экспериментирования организовывался с дошкольниками по пяти взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).

2. Неживая природа (воздух, вода, почва и др.).

3. Физические явления (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).

4.Человек (функционирование организма и др.).

5. Рукотворный мир (материалы и их свойства).

Структура проведения экспериментирования:

- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи).

-Выдвижение предположений, отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми.

- Проверка гипотез.

- Подведение итогов, выводы.

- Фиксация результатов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Процесс экспериментирования занимателен и интересен сам по себе и его внедрение включало в себя 3 этапа - «Изучай. Создавай. Действуй».

На первом этапе работы с детьми «Изучай» (4-5 лет) уточнялись представления детей о свойствах, качествах материалов, дошкольники знакомились с некоторыми явлениями и объектами неживой и живой природы, включались в преобразование проблемных ситуаций, в процессе которых стимулировался их интерес к экспериментальной деятельности. «Юные исследователи» осваивали действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.

На втором этапе работы с детьми «Создавай» (6-ой год жизни) продолжался обогащаться опыт детей по познанию окружающей действительности. На этом этапе шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

На третьем этапе работы «Действуй» (7-й год жизни) дошкольники проявляли интерес к тому, что происходит в группе и окружающей среде; дифференцировали с помощью анализаторов различные свойства предметов и явлений окружающего мира; исследовали объекты привычным для себя способом; экспериментировали с предметами, проводя опыты; впоследствии изучали и внутренние свойства, возможные действия и т.п.; осуществляли различные действия; радовались открытиям; обосновывали собственные рассуждения с элементами доказательства; осуществляли самостоятельный поиск на отдельных этапах решения проблемы; действовали согласно цели; делали выбор; расширяли и углубляли знания о предметах, которые их интересовали.

Если говорить о возрастном аспекте, то на каждом этапе работы у детей и педагога была своя роль.

Этап «Изучай» характерен для детей младшего и среднего дошкольного возраста, когда дошкольники еще не способны самостоятельно проводить эксперименты, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

Этап «Создавай» проявлялся в старшем дошкольном возрасте, когда инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Именно здесь помогают наводящие вопросы, которые направляют рассуждения ребенка в нужное русло.

Этап «Действуй» характерен для детей подготовительной группы, именно в этом возрасте начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают последовательность и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы.

Особую значимость для организации самостоятельной экспериментальной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их любознательности.

Применение метода наглядного моделирования, как показывает практика, помогает развивать у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи. Модели помогают направлять исследование, помогают абстрагированию свойств и обобщению отношений. Наглядное моделирование предоставляет широкие возможности для развития любознательности.

Ознакомление ребенка с алгоритмом проведения опытов не может проходить в устной форме. Недостаточно просто рассказать дошкольнику, как проводится опыт, необходимо использовать определенные схемы, модели, обеспечивающее зрительное восприятие этапов его проведения.

Технологические карты подобраны и структурированы для проведения наиболее простых и доступных для дошкольников опытов и представляют собой подробный алгоритм действий ребенка (взрослого). В каждой карте указан набор материалов и инструментов, необходимый для проведения опыта. Порядок действий указан яркими стрелками или пронумерован цифрами. Каждая карта в конце алгоритма имеет яркую картинку с изображением результата данного опыта.

Использование технологических карт позволяет педагогу осуществлять детское экспериментирование с помощью графического проектирования; помогает дошкольникам научиться действовать сообща, в соответствии с предоставленным алгоритмом, приучает детей доводить начатое дело до конца, дает возможность проявить самостоятельность. Однако, присутствие и контроль со стороны педагога или родителя необходим в любом случае, даже при проведении самых простых и безопасных опытов (Приложение №3).

Экспериментально-исследовательский процесс ставит ребенка в позицию первооткрывателя. Дети сначала с помощью педагога изучают, а затем самостоятельно подтверждают свойства веществ, формулируют алгоритм проведения определенных опытов и, в итоге, рассказывают о полученном результате, объясняя причинно-следственные связи и закономерности. И помогают им в этом карты-схемы, отражающие в рисунках или моделях алгоритм проведения опытов. Как правило, карты-схемы используются детьми в самостоятельной деятельности и способствует развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, гибкости детского мышления (Приложение №4).

Работа с картами-схемами строится в следующей последовательности:

 1. Ознакомление с правилами безопасности при проведении опытов (при необходимости).

2. Формирование понятия «карта-схема» (оно может быть заменено на понятие «схема проведения опыта») начинается в момент проведения первого опыта, в ходе которого дети:

- осознают, что порядок проведения опыта отражен на карте схематично;

- начинают понимать смысл схематичных изображений;

- осознают, что, действуя в обозначенном на карте-схеме порядке, можно провести опыт самостоятельно.

 3. Формирование понятия «алгоритм действий».

4. Проведение первых опытов педагогом в присутствии детей или вместе с детьми с подробным объяснением действий и показом их обозначения на технологической карте.

5. Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми (в присутствии педагога) при обязательном предварительном объяснении ребенком своих действий по карте-схеме и выяснении смысла всех схематичных изображений на карте.

6. Самостоятельное проведение знакомых опытов ребенком по карте-схеме без предварительного объяснения ребенком своих действий (в присутствии педагога или без педагога в зависимости от опыта).

7. Самостоятельное проведение незнакомого опыта ребенком по карте-схеме (в присутствии педагога или без педагога в зависимости от опыта).

Организация работы по картам-схемам осуществляется в разных формах: коллективная работа; подгрупповая работа; индивидуальная работа.

Использование карт-схем для проведения опытов позволяет учитывать особенности наглядно-образного мышления дошкольников (наличие зрительно-смысловых образов на схеме) и, в то же время, экспериментирование

Включение занимательности в содержание образовательной деятельности позволяет поддерживать у дошкольников устойчивый познавательных интерес на протяжении длительного времени. В процессе проведения образовательных практик с включением экспериментальной деятельности с целью поддержания познавательного интереса и развития любознательности, детям предлагаются увлекательные игры-путешествия в научно-исследовательскую лабораторию (Приложение №5).

Необходимым условием развития любознательности у дошкольников является создание проблемно-поисковой ситуации. Условием возникновения проблемной ситуации становится необходимость в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия. Главным элементом проблемной ситуации, считается неизвестное, то, что должно быть открыто для правильного выполнения задания, для выполнения нужного действия. Для создания проблемной ситуации в обучении «нужно поставить обучающегося перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного». Только в этих условиях может формироваться любознательность и поисковая творческая активность.

Использовались проблемные ситуации, побуждающие дошкольников выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, связанные со свойствами бумаги, магнита, воды, воздуха, увеличительных приборов и т.д. Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из-за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления и любознательности. Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» контролируют память дошкольников. При проектировании содержания образовательной поддержки интереса ребенка к экспериментированию необходимо помнить о вариативности вопросов, которые могут обогатить познавательный диалог с ребенком и проявить любознательность. За основу берутся дидактические вопросы, разработанные на основе педагогических идей Б. Блума и Д. Кратволя (Приложение №6).

Различные опыты-наблюдения способны развить любознательность, среди них: сравнительные наблюдения (например, двух одинаковых мороженных - одно обернуть бумагой и платком, другое оставить в собственной упаковке. Через 6-10 минут развернуть и сравнить одно с другим); обобщающие наблюдения, содержащие общие закономерности предметов и явлений, изученные ранее, позволяют рассмотреть внимательно бумагу, ткань и древесину и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (бумага или ткань, вата или бумага); определить что произойдет, если их бросит в воду (бумага размокнет) и т д. Наиболее интересными являются экспериментальные игры «Волшебный шарик», «Что звучит?», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «Солнечный зайчик» и др., позволяющие убедиться в достоверности физических явлений и закономерностей, в действиях с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливанием жидкостей, пересыпанием сыпучих материалов и др.

Детям нравятся такие игры-эксперименты, они охотно самостоятельно действуют с предметами, обсуждают опыты с родителями, отсюда появляется желание детей проводить исследовательскую работу дома, использовать различные предметы быта, наблюдать их действие.

Современный мир предъявляет новые требования к подрастающему поколению, поэтому широко в работе с дошкольниками применяются интерактивные технологии.

Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» позволяет опытным путём подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных природных процессов или явлений. Так как детям нравится совершать самостоятельные открытия и проводить настоящие научные эксперименты, детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» помогает развивать эту заложенную природой познавательно-исследовательскую деятельность и любознательность. Лаборатория представляет собой игровой мультимедийный продукт с использованием датчиков. Данная лаборатория состоит из 8 образовательно-игровых модулей-лабораторий, которые оснащены датчиками «Божья коровка» и каждая лаборатория посвящена отдельной теме: температура; свет; звук; сила; электричество; кислотность, пульс; магнитное поле.

Занятия с использованием цифровой лаборатории осуществляются в определенной последовательности.

На этапе «Изучай» дети знакомятся с понятиями «наука», «ученый», с оборудованием детской лаборатории, с правилами поведения и главным героем – мальчиком Наурашей.

На этапе «Создавай» дошкольники работают по правилу и образцу, изучая такие понятия как температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность, пульс, магнитное поле.

На заключительном этапе «Действуй» педагог поддерживает детскую инициативу, создает ситуации, которые способствуют проведению экспериментов самостоятельно или парами и таким образом дошкольникам открываются возможности окунуться в мир физики, химии, биологии с надеждой, что они продолжат изучении этих предметов в школе с большим интересом и желанием.

Занятия с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии развивают такие качества, как внимание, аккуратность, наблюдательность, способствуют развитию интереса к экспериментам и исследованиям (Приложение №7).

Любые инструменты будут работать, если они применяются в комплексе. В дошкольном образовании важно обеспечить взаимодействие с педагогами и родителями. В нашем детском саду накоплен успешный опыт в этом направлении.

Созданная в нашем детском саду в рамках реализации регионального проекта «Дети в приоритете» интерактивная «Лаборатория детской игры» включает в себя 14 кейсов - образных «чемоданов», в которых хранятся игры разной направленности. Кейс «Игры-эксперименты» включает в себя опыты в соответствии с разными направлениями экспериментальной деятельности и этапами «Изучай», «Создавай», «Действуй». Данный кейс размещен на официальном сайте Учреждения https://dsalenushka.yak-uo.ru/deyatelnost/innovacionnaya-deyatelnost/igrovjy-keis-roditelyam/ и направлен на создание современных интерактивных условий взаимодействия с педагогами и семьями воспитанников для обогащения игрового опыта дошкольников посредством использования кейса игровых практик.

Таким образом, создание необходимых условий, систематичность, плановость включения занимательности в содержание интегрированных занятий по проблеме развития любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, вовлечение в выполнение творческих заданий, где используются такие методы работы как: проблемное обучение, увлекательные эксперименты для индивидуальной и групповой работы с использованием графических изображений для фиксации объектов в процессе экспериментирования, дает возможность нашим воспитанникам развивать свою любознательность.

РАЗДЕЛ III

Результативность опыта

С целью выявления проявления любознательности у детей дошкольного возраста были использованы методики «Да-нет» Л.А. Венгер (игровое упражнение), «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой (Приложение №1), в которых выявлялся предпочитаемый вид деятельности, выявлялось место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Педагогический мониторинг проводился в форме беседы индивидуально с каждым ребёнком, и, по мере успешности ответов на задания, был определен уровень развития любознательности у детей дошкольного возраста.

В ходе анализа результатов выявилась положительная динамика уровня развития детской любознательности: 2019-2020 учебный год – высокий уровень 13%, 61 % - средний и 26 % - низкий; 2020-2021 учебный год: 28% высокий уровень, 61% - средний и 11 % - низкий; 2021-2022 учебный год - 42 % дошкольников имели высокий уровень индивидуального развития любознательности, 51 % - средний и 7 % - низкий.

Уровень развития любознательности у детей дошкольного возраста (Диаграмма №1)

Диаграмма №1

Эффективным результатом проделанной работы является ежегодный муниципальный (в рамках Всероссийского) Фестиваль детской игры «4Д: Дети, Движение, Дружба, Двор», который проводится на территории детского сада и направлен на популяризацию и развитие культуры детской игры среди детей дошкольного возраста, укрепления детско-взрослого взаимодействия в МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Строитель». Одна из обязательных площадок - «Дружба зарождается в игре» (Опыты и эксперименты) направлена на привлечение внимания детей познавательно-исследовательской деятельности, умение проводить несложные увлекательные опыты, умение рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения (Приложение №8). Дети всегда с удовольствием выбирают данную площадку, ведь экспериментируя, они не только принимают участие в занимательных опытах, которые увлекают их зрелищностью, но и совершают эвристические открытия, учатся ставить перед собой цели и добиваться результатов, правильно реагировать на неудачи, совершенствуют навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Участие ДОО в региональном заочном конкурсе «Лидер инноваций в образовании – 2022» позволило педагогическому коллективу стать лауреатами конкурса и представить разработанный и внедренный в практику Учреждения интерактивный Кейс Игровых Практик для родителей «Играем дома» (КИП), среди которых - Кейс игровых практик «ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ».

Библиографический список

1. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. – 2006. - №3.

2. Берлайн, Д.Е. Любознательность в поисках информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии, 1996. №3 с. 54 – 60.

3. Басько, Е.Ф. Любознательность детей 6 – 7 лет как ценностное свойство личности / Исследовательская работа школьников. М.: , 2007. №1. с. 34 – 42.

4. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Развитие мышления дошкольников / Дошкольное воспитание. – 1994. - №7 – с. 34 – 37.  

5. Гусева, Т.А. Стилевые аспекты любознательности. Монография / Т.А. Гусева – Бийск, НИЦ БиГПИ, 2000. – 170 с.

6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 320 с.

7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. – М.: Рипол Классик, 2006. – 256 с.  

8. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник статей Междунар. Науч. – прак. конф. 29 апреля 2014 г. / Гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294 с.

9. Ерофеева, Т.И. Где живут 140 почему, или вопросах, дающих интересные ответы / Т.И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 2001. №2. с. 77 – 82.

10. Зюбин, Л.М. О связи интеллектуальной активности и сознательного отношения школьника к учению / Л.М. Зюбин // Учебные записки. – Л.: ЛГУ, Вып. 9, 2006. – 124 с.

11. Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Н.М. Зубков – М.: Речь, 2006. - 124 с.

12. Иванов, В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших дошкольников / В.Г. Иванов. – Л.: Изд- во ЛГУ, 1959. – 86 с.

13. Крутецкий, В.А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия / В.А. Крутецкий. – М., 1965. – Т. 2. – 696 с.

14. Киреева, О. В. Детское экспериментирование как средство развития ребенка в предшкольном образовании// Предшкольное образование – проблемы и перспективы развития: Материалы Международной конференции. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - с. 282 - 287.

15. Купарадзе, Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.Ц. Купарадзе. – М.: Сфера, 2001. – 121 с.

16. Лобова, Т.Н. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя / Т.Н. Лобова. – М.: , 2000. – 192 с.  

17. Лобова, Т.Н. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя / Т.Н. Лобова. – М.: Педагогика, 2001. - 192 с.

18. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / Матюшкин А.М. // Вопросы психологии. – 1982. – №4. 62

19. Меневцева, Л. М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л. М. Маневцева, П. Г.Саморукова. – СПб.: Детство – пресс, 2003. - 213 с.

20. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей – М.: Академия, 2002. – 336 с.

21. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Оникс, 2008.  976 с.

22. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации // Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с.

23. Погорелова, Н.А. Формирование любознательности у учащихся 2 класса в процессе обучения природоведению / Погорелова Н.А.  Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976.  136 с.

24. Проколиенко, Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста/ Л.Н. Проколиенко.  Киев: Рад. школа, 1979. – 88 с.

25. Поддьяков, А.Н. Иследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конликт. – М.: Академия, 2000. – 266 с.

26. Поддьяков, А.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком» // Вопросы психологии 1990 - № 5 с. 27 – 31.  

27. Рамонова, К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста / К. М. Рамонова. СПб, 2007. — 187 с.

28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.  СПб.: Питер, 2003.  720 с.

29. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общений психологии / С. Л. Рубинштейн – М.: Педагогика 1993. – 424 с.

30. Тугушева, Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего до школьного возраста: методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 127 с.

31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

32. Фрейдкин, И.С. Ознакомления с неживой природой/ И. С. Фрейдкин // Умственное воспитания детей дошкольного возраста; под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина – М.: Воспитание 1984. – 146 с.

33. Шумакова, Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности дошкольников / Под ред. Матюшкина А.М. / Шумакова Н.Б. М.: Педагогика,2001.  с. 10 - 35.

34. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у старших дошкольников и младших школьников / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 2001. - №2.- с.83 - 92.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ

Приложение №1 – Методики исследования любознательности у дошкольников.

Приложение №2 – Перспективный план экспериментальной деятельности.

Приложение №3 – Технологические карты проведения экспериментов с детьми дошкольного возраста.

Приложение№4 – Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками

Приложение №5 - Методическая разработка образовательной практики с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в научно-исследовательскую лабораторию».

Приложение №6 – Картотека постановки поисково-проблемных ситуаций в экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Приложение №7 – Примеры формулировок дидактических вопросов при проведении экспериментирования (на основе педагогических целей Б. Блума и Д. Кратволя).

Приложение №8 - Перспективный план экспериментальной деятельности с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Приложение №9 – Сценарный план проведения муниципального (в рамках регионального, Всероссийского) Фестиваля детской игры «4Д: дети, движение, дружба, двор».