Консультация для воспитателей. Понятие культуры общения и педагогические условия для создания культуры общения у детей младшего дошкольного возраста.

Наталья Владимировна Кокорина

Понятие культуры общения и педагогические условия для создания культуры общения  у детей младшего дошкольного возраста.

 

1. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми (по классификации М.И.Лисиной):

  • ситуативно-личностное;
  • ситуативно-деловое;
  • внеситуативно-познавательное;
  • внеситуативно-личностное.

 Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они с нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится: что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Педагогические условия воспитания культуры общения:

  • оценка педагогом эмоциональных проявлений ребенка: с каким настроением он чаще всего приходит в группу, насколько комфортно он чувствует себя в детском саду;
  • общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми: умение вступать в контакт, учитывать эмоциональное состояние партнера по общению, соблюдать правила культуры общения, освоение игровых и коммуникативных умений;
  • личностные черты поведения: доброжелательность, дружелюбие, активность;
  • умение воспитателя правильно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка для выбора адекватной тактики в воспитании культуры общения и поведения.

 

2. Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. Чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью. .По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе — чувство собственного достоинства и даже самоуверенность или, напротив, чувство неуверенности в своих силах.

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к своим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства, например, уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что он (ребёнок) так чувствует и это не противоречит его внутреннему миру.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя.

Что же входит в пример воспитателя?

Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания все же не решить. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходима также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестает быть эффективным.

 Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей.

Какой из методов помогает педагогам определять уровень нравственной воспитанности ребёнка?

 Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения. Это, в свою очередь, служит основой для оценки динамики развития ребенка и корректировки дальнейшего процесса воспитания.

Наблюдая за детьми, воспитатель одновременно старается определить, насколько типичен для ребенка тот или иной проступок (грубость в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать на место игрушки), стремится вовремя заметить все то новое, чем овладел его воспитанник.

Педагог наблюдал за ребёнком, отмечая особенности его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и понимает, что наблюдения ему недостаточно.

Кто ещё может дать такого рода сведения о ребёнке?

Чтобы лучше узнать ребенка, педагогу необходимы сведения о его поведении дома. Поэтому до начала учебного года следует обязательно посетить семьи тех детей, которые должны впервые прийти в детский сад. Это даст возможность познакомиться с членами семьи, выявить условия жизни малыша, особенности и традиции воспитания, пообщаться с ним в привычной для ребенка обстановке.

Но этим контакты с семьей, конечно же, не должны ограничиваться. Необходимы плановые посещения семьи - примерно два раза в год. Они дают возможность направлять родителей на правильное решение конкретных вопросов воспитания своего ребенка.

Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо воспитывать положительное доброжелательное отношение к окружающим его взрослым, желание охотно выполнять их требования, также вежливое обращение со сверстниками, бережное отношение к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании.

В раннем возрасте закладываются основы доброжелательных отношений между детьми. Это умение играть, не мешая друг другу, проявлять сочувствие, делиться игрушками, согласовывать свои действия с действиями других детей. Даже самый маленький ребенок обычно положительно настроен по отношению к партнеру, и проявляет интерес не только к нему, но и к предмету, с которым тот действует. Но вначале (в возрасте 10 месяцев - 1 года 2 месяцев), не умея просить, и не зная, что такую же игрушку можно найти в манеже или на полочке, ребенок берет ее у соседа и с удовольствием проделывает только что увиденные действия.

Чтобы это пока безобидное проявление невоспитанности не превратилось в отрицательную привычку, нужно, чтобы дети умели соблюдать правила поведения в группе. Ребенка постепенно приучают делать не только то, что можно, что нравится, но и:

  • делать то, что нужно, хотя и не хочется,
  • воздерживаться от того, что хочется, но нельзя,
  • спокойно подождать, пока взрослые пригласят за стол,
  • подвинуться на диванчике, чтобы дать возможность сесть другому.
  • Надо, чтобы дети знали, что плохо (мешать, сорить, кричать, ломать), а что хорошо (убирать на место игрушки, помогать друг другу и т.п.).

Для формирования доброжелательных отношений детей друг к другу большое значение имеет правильная организация обстановки, в которой играют дети, подбор игрушек.   Было подмечено, если в группе соблюдается порядок в расположении игрушек, у них возникает отрицательная привычка отнимать их друг у друга. Ведь они не знают, где найти предмет или его часть, необходимые для продолжения игры. Целлулоидные и полиэтиленовые игрушки, обычно изображающие стилизованных животных, чаще всего используются детьми как куклы. Поэтому, если в группе, где воспитываются дети старше 1,5 года, нет посуды, кукольной мебели, одеял, тележек, т.е. нет ничего, кроме полиэтиленовых игрушек, дети почти не играют с ними и, не зная, чем заняться, ссорятся. На развитии совместных игр детей третьего года жизни отрицательно сказывается отсутствие в группе крупных пособий (типа плиты, стола для кормления кукол), около которых могут одновременно играть двое-трое детей. Особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

 В младшем возрасте непосредственное общение ребёнка и воспитателя возможно только когда между ними установлено доверие.  Он (ребёнок) испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах со взрослым. От того, как сложатся и будут развиваться отношения малыша со взрослыми, во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

Создание предпосылок культурного поведения у ребенка ведется по нескольким направлениям.

  • формирование умения играть и заниматься,
  • гулять и принимать пищу,
  • спать во время тихого часа,
  • одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, и всё вместе выполняется в коллективе.

При этом у детей развивается чувство коллективизма, столь важное для человека. Не менее важно привить интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь им, а позднее - и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умения преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувства благодарности за заботу и уход, послушания и чувства симпатии, дружелюбия к детям и взрослым — все это основополагающие направления педагогической работы воспитателя в младшем дошкольном возрасте.   

Игра - педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Психологическое воздействие игры - это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируются начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.

Педагогическое воздействие воспитателя в ходе общения с ребенком: прямое (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.), косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку). Должны использоваться эмоционально-положительные формы общения. Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) - моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играют важную роль в процессе общения.

Должны использоваться методики обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др.; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнавание детьми эмоций, их анализ и сравнение; методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, свободное и тематическое рисование, музыкальное сопровождение.

Вывод: Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.