"Применение ТРИЗ-технологии с детьми 5-го года жизни" Мастер-класс для педагогов

Наталья Владимировна Кокорина

«Применение ТРИЗ-технологии в совместной работе воспитателя с детьми 5-го года жизни»

 

Ведущий: Слайд 1: Добрый день, уважаемые коллеги, рада встрече с вами. У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу и говорить. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка нужна больше окружающим, чем самому себе, чтобы им с вами было приятно и хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Слайд 2:

Ведущий: Хочу начать своё выступление словами педагога, философа и психолога Джона Дьюи.

 Слайд 3

Ведущий: Тема моего мастер-класса: «Применение ТРИЗ-технологии в совместной работе воспитателя с детьми 5-го года жизни».

Слайд 4:

Ведущий: Цель: показать педагогом некоторые возможности ТРИЗ-технологии для развития творческого потенциала ребёнка среднего дошкольного возраста;

Задачи:

  1. Показать педагогам некоторые приёмы работы с детьми в процессе закрепления знаний о самом себе (восприятие), на основе работы по методическому пособию Т.В. Владимировой «Шаг в неизвестность»;
  2. Побудить воспитателей к использованию игр ТРИЗ – РТВ (развитие творческого воображения) в совместной деятельности с детьми, с применением метода системного анализа;

Слайд 5:

Ведущий: Выбор данной темы имеет свою «небольшую историю», (рассказать, о том, как я «столкнулась» с проблемой повторяемости учебного материала и поиском приёмов закрепления материала, вот конкретный пример «таинственные картинки», «пробуем, нюхаем, слушаем»).

Ведущий: Пути решения «привели» меня к поиску, методического пособия «Шаг в неизвестность» Владимировой Т.В. где ознакомлению и использованию в работе таких методов ТРИЗ_РТВ , которые помогли бы расширить и закрепить знания у детей о самом себе, о возможностях анализаторов. Ведь как вам всем известно, использование ТРИЗ-технологии позволяет с одной стороны развить такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковую активность, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Ведущий: (вопрос к педагогам) Хочу узнать ваше мнение, а у вас были такие мысли, поиск путей? (выслушиваю ответы педагогов).

Ведущий: Назовите, с какими анализаторами вы знакомите детей. Кратко расскажите, в какой форме проходит знакомство ОЧ у вас в группе (по желанию заслушиваю 1-2 ответа).  Что используете в помощь себе и детям?

Ведущий подводит итог высказанным ответам.

Ведущий: можно сказать, что знакома нам всем эта проблема, и мы подбираем такие методы и приёмы, чтобы усложнить, расширить знания детей.

Слайд 6:

Ведущий: На столах перед вами находятся «дорожки» МА (морфоанализ), что вы можете о них рассказать?

Педагоги анализируют МА-дорожки, озвучивают свои решения.

Ведущий: (обобщение) Можно сказать, что последовательно и кратко каждый ребёнок сам может рассказать о глазном анализаторе. (глаз анализирует (вынесен на переферию) какой предмет: светлый – тёмный; яркий-тусклый; тёплый – холодный)

Ведущий: Но одна из дорожек не заполнена, а что по вашему мнению на ней можно расположить.

Слайд 7:

Ведущий: Посмотрите, как много функций выполняет глаз – что это? (определяем геометрические фигуры, формы, расположение в пространстве, объём)

Ведущий: назовите свои варианты ответов (педагоги высказывают свои   варианты заполнения дорожек)

Ведущий: (обобщаю) как много интересного можно разглядеть и увидеть в окружающих предметах и «натолкнуть» мысль ребёнка, расширить его пассивный словарь и подтолкнуть к употреблению в речи, только рассказывая о значении зрения.

Ведущий: А как вы думаете, а что может заменить глаз? (рука) А какой из анализаторов имеет меньше всего функций? (вкус) На каждый из анализаторов в пособии есть дорожки МА.

Слайд 8:

Ведущий: Для меня было интересна вот такая идея, что обобщение и итог можно оформить в такой таблице, которую можно повесить в уголке по познавательному развитию и каждый ребёнок может подходить и разглядывать её, побеседовать (закрепить) с воспитателем или со сверстниками, или обыграть в сюжете «я воспитатель вы мои детки» и «поучить» сверстников.

Ведущий: в пособии Владимировой «Шаг в неизвестность» расписаны игры для дошкольников среднего и старших дошкольных возрастов, в некоторые из них я с вами проиграю. Игра «Данетка» (линейная, с приёмом постановки вопросов).

Играем в игру «Данетка»

Ведущий: Как вы думаете, что с помощью этой игры можно развить или закрепить? А как данная игра помогает в развитии восприятия?

Ведущий: Игра «Волшебные картинки» (рисование закрытыми глазами). Попрошу выйти двух помощниц, вы рисуете что-то «волшебное», загадочное, но с закрытыми глазами (педагоги выполняют задание). А что видите вы в этих таинственных рисунках? Что помогает данная игра развить?

Ведущий: обобщая В начале мастер-класса я рассказывала о повторяемости познавательно-исследовательской деятельности, вот конкретный пример, как я поняла можно «усложнить» познавательную деятельность «Таинственные картинки». Мы рассматривали «таинственные картинки» и на бумаге и следы человека и собак на прогулке, узоры инея на заборе и кустах, рисовали сами таинственные рисунки, искали какие-то ответы на вопрос, что вы видите, рассматривая след от растёкшейся кляксы. Думаю, что поиск «таинственного» всегда будет во главе нашей совместной деятельности с детьми и важно помочь детям осмыслить и применить, что им помогает (ОЧ) в этом познании.

Слайд 9:

Ведущий: мне кажется, вы немножко устали, предлагаю размяться и поиграть, игра называется – «Мои друзья» я – Водяной, а вы мои друзья – кто? (усложнения, не называя себя движением показать, кто ты, а остальные будут отгадывать)

Слайд 10:

Ведущий: с самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов, и мы, взрослые должны им в этом помочь – сформировать у детей такое качество мышления, как системность – способность ребенка воспринимать любой предмет, который он познает всесторонне, во всем многообразии связей. Наша задача в том и состоит, чтобы помочь ребенку познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам. Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗе он называется ещё как «Системный оператор», а для детей   дошкольного возраста «Волшебный телевизор (лифт)» так я его и буду называть в речи, чтобы было более понятно, «телевизор» состоит из девяти «экранов». «Телевизор» позволяет заглянуть в историю создания, например, игрушки (одежды, вспоминаем НОД О.В. Дыбиной «Путешествие в прошлое одежды»), разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку (платье) будущего.   Использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляется с помощью таблицы, на экране она представлена.

Ведущий: Дети не умеют читать, это схема для воспитателей, но а детям можно озвучит вопросы в стихотворной форме М.С. Гафутулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экране посмотри!

Ведущий: Предлагаю вам, с помощью «волшебного телевизора» рассказать, о дереве. У вас на столах, свои «телевизоры», в центре дерево, попробуйте проанализировать сами и записать в пустых «экранах» свои выводы.

Слайд 11:

Ведущий: (комментируя выполнения задания педагогами) Испытываете ли вы трудности?  ( если педагоги не испытывают трудности убрать таблицу) Если испытываете, то в чём? На что вы опираетесь, записывая свои решения в «экранах»? Как вы думаете, педагоги, воспитывающие и развивающие детей старшего дошкольного возраста, ваши дети будут испытывать трудности? Как вы думаете, а что поможет детям в решении такого задания?  Какие качества личности дошкольника она поможет развить? (самосознание, планирование, творчество, преодоление препятствий, прогнозирование) Какие качества в познавательной деятельности она поможет развить? (видение мира и обобщающих свойств, связи и зависимости, представление предмета «вне времени и пространства», разные стороны действительности…)

Ведущий: (вывод по всему мастер-классу) Как видно из данного задания, педагоги испытывают трудности, вы называли следующие причины……, лично моё мнение, что ТРИЗ – РТВ это очень быстро развивающаяся и стремительно меняющаяся технология настоящего времени, в детских садах России, данные технологии стали применятся в 90-х годах прошлого столетия, но они не утратили своей актуальности, так как позволяют решать творческие и интеллектуальные вопросы развития дошкольников. Но а для себя одной из сторон ТРИЗ – технологии я вижу в том, что он очень хорошо вписывается в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса, а дети ищут пути решения, составляют план действий и выход в форме практического продукта.

Слайд 12:

Рефлексия: Как вы думаете, что это? А для чего? Что я сегодня увидел?

А что услышал? А что услышал нового?

А что запомнил? Какие выводы сделал сам для себя?

Ведущий: Я благодарю вас за внимание, мой мастер-класс подошёл к концу.