Мастер-класс для воспитателей. Звуковая культура речи и её значение для развития личности ребёнка.

Наталья Владимировна Кокорина

Звуковая культура речи и ее значение для развития личности ребенка.

 

    Воспитание звуковой культуры – одна из задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

   Из учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

     Звуковая сторона речи представляет единое целое и весьма сложное явление, которое исследуется с разных сторон до настоящего времени и учёные-лингвисты, нейрофизиологи будет постоянно продолжать работу в этом направлении.

   Изучение звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием стороны речи.

    Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

    Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

      Воспитание звуковой культуры предполагает:

1.      формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2.      воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, то есть специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

3.      формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

4.      выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

5.      воспитание культуры речевого общения как части этикета.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1.      развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2.      развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

    Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

     Для дошкольников особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Исследователи отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

   Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук.      Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития звуковой культуре речи

Угадай, чей голос

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение

Ход игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка».

Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».

«Как вы узнали, что это лягушонок?»

Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».

Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

 

Возьми игрушку

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Наглядный материал. Игрушки или предметы, названия которых состоят из 3—4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и прочее.

Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.

Воспитатель следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

 

Будь внимательным

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Ход игры: Воспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, на чем еще можно ездить.   Дети   перечисляют: «На   автобусе, троллейбусе, трамвае» и так далее.

После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения:

«В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и с интересом смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале мама купила билеты. Вскоре подошел электропоезд, и они сели в вагон. На даче их встретила бабушка».

Воспитатель читает медленно, выделяя голосом нужные слова.

Найди ошибку

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Наглядный материал. Игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ежик и др.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?»

Дети отвечают: «Нет!»

«А что может делать коза?» — спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку.

Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, собака поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и прочее. Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.

 

Секрет

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Ход игры: Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка — ножка, мошка — ложка, сушки — ушки, мушки — кружки, мишка — мышка, шишки — книжки, замок — замок, пили — пили, кружки — кружки, дорогой — дорогой.

Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.

 

Повтори правильно

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Ход игры: Воспитатель называет слово, например, аквариум, и предлагает нескольким детям быстро и четко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали, кукуруза и тому подобное.  Если ребенок повторил слова неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук).

Следует вызывать тех детей, которые говорят недостаточно внятно, подбирать для упражнения слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки.

Повтори, как я

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Ход игры: Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом).

Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).

 

Покатаем на машине

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

 Наглядный материал. Игрушки, в названии которых есть звук  [С]-[С’]. слон, собака, лиса, поросенок, гусь, а также другие игрушки: мишка, крокодил, кукла, машина и так далее.

Ход игры: Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук [с] («песня водички»). Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола.

     Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук [С]-[С’] в словах, определяли на слух наличие данного  звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук [с] (ссслон).

 

Выдели слово

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

Ход игры:  Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук [з] («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и другое. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук [з] в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать у детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

 

Назови и отгадай

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

Наглядный материал:

Фланелеграф; картинки, изображающие предметы, в названиях которых имеется   звук [З] – [З’]   а также   парные к ним   без [з]. 

Например: зайка, кошка, замок, ключ, коза, корова, ваза, графин.

Ход игры: Воспитатель выставляет на фланелеграфе парные картам и просит детей сказать, что на них изображено. Затем предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть звук («песня комарика»). Если дети допускают ошибки, воспитатель сам произносит парные слова, выделяя голосом [з] (например, ззайка — кошка), и спрашивает детей, в каком слове они слышат звук [з].

Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук [З] – [З’], умели выделять слова с этим звуком.

 

Что в мешочке?

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

Наглядный материал. Мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [ц]: цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица, а также другие игрушки: мани на, кубик, мячик, шарик и прочее.

Ход игры:  Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает), в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду, — продолжает он, — тот пусть вынет из этого мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям!»  Выбранный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии звук [ц] («песенка синички»).

Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется звук [ц] (цыпленок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица), и предлагает детям перечислить их.

Произносить слова воспитатель должен отчетливо, выделяя звук [ц], например овццца. Подбирая игрушки, нужно следить, чтобы среди них не было предметов, имеющих в названии звук [с], который может спутать детей. Педагог добивается, чтобы дети правильно называли слова, содержащие [ц], отчетливо произносили этот звук в словах.

 

Где что лежит?

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

Наглядный материал. Хлебница, сахарница, мыльница, салатница, конфетница, чернильница.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например, говорит: «Мама принесла из магазина хлеб и положила его... Куда?» — «В хлебницу». «А теперь, — говорит воспитатель, — я буду спрашивать, а вы будете отвечать, куда можно положить предметы».

Воспитатель:                                                 

Маша насыпала сахар ... Куда?

В сахарницу.

Вова вымыл руки и положил

мыло ... Куда?

Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно произносили звук ц в словах. Обращает внимание на образование слов.

 

Наши имена

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

Наглядный материал. Кукла.

Ход игры: Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук [ш] («песенка гуся»). Если дети не смогут сами подобрать имя, то взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя, он выделяет голосом звук ш:  «Машшша, Машшшенька».

Затем воспитатель просит детей сказать, какие еще имена они знают, где бы слышался звук [ш]. Дети называют: «Шура, Даша, Леша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются, воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и послушать, есть в нем «песенка гуся» или нет. Если ребенок ошибается, педагог повторяет его имя, выделяя голосом звук [Ш] и предлагает всем ребятам ответить: «Есть в имени Миша «песенка гуся» или нет?»

 

Кто это?

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

Наглядный материал. Игрушки или картинки с изображением следующих животных: петух, поросенок, воробей, утка, кошка, еж.

Ход игры: Воспитатель спрашивает, кто из животных производит; такое действие. Дети отвечают, педагог показывает игрушку или картинку, а затем просит детей воспроизвести соответствующее звукоподражание.

После этого воспитатель предлагает детям по звукоподражанию определить животное и сказать, что оно делает, когда так кричит.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук [р] – [р’]  в звукоподражаниях, внятно называли действия, производимые животными, внимательно слушали воспитателя.

 

Доскажи слово

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в   последнем   слове.    Дети   должны   закончить   это   слово

Воспитатель:                                            Дети:

Ра-ра-ра — начинается иг. . .                     ра.

Ры-ры-ры — у мальчика ша.  . .                 ры.

Ро-ро-ро — у нас новое вед.  . .                  ро.

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг. .              ру.

Ре-ре-ре — стоит дом на го.  . .                 ре.

Ри-ри-ри — на ветках снеге.  . .                 ри.

Ар-ар-ар — кипит наш само.  .  .               вар.

Ор-ор-ор — созрел красный поми…         дор.

Ир-ир-ир — мой папа коман...                    дир.

Арь-арь-арь — на стене висит фо...         нарь
Ра-ра-ра — у мышки есть но…                   ра.

Ре-ре-ре — носим воду мы в вед…            ре.  

Затем воспитатель предлагает ребятам самим придумать такие фразы.

Воспитатель добивается, чтобы дети быстро и правильно добавляли    недостающий    слог, четко    произносили    звук [р] – [р’].

 

Подбери нужное слово

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.

«В аквариуме плавают...— говорит воспитатель. — Кто плавает?»

 «Рыбки», — договаривают дети.

Рекомендуемые предложения:

Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? Ворона.

На лугу пасется... корова.

На огороде вырос большой зеленый... огурец.

У Вовы лопнул красный... шар.

Хорошо водит машину... шофер.

Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Педагог обращает внимание на то, чтобы дети точно подбирали слова, правильно произносили [р] – [р’] в словах. Ответы должны быть индивидуальные. Занятие проводится в быстром темпе.

 

Подбери похожие слова

Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Ход игры: Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошка — ложка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко …), пушка (мушка, сушка), зайчик (мальчик, пальчик), банки (танки, санки), шина (машина), потолок (уголок) и так далее.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто.

 

Угадай, где кружкиа где кружки

Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Наглядный   материал.   Две  крУжки  и  два  кружкА.

Ход игры: Воспитатель показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает: «Что находится сверху (крУжки), а что снизу (кружкИ)?» Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и снова спрашивает, где находятся крУжки, а где кружкИ. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

 “У кого? У чего?”

 Цель: Определить применительно к каким предметам используются слова.

   Предлагаются вопросы:  "У кого?",  "У чего?".

   Например: Ручка - у человека,  у двери,  у сумки.

                       Язычок - у человека,  у ботинка.

                       Глазок - у ребенка,  у двери.

                       Спинка - у человека,  у стула,  у кресла,  у дивана.

                       Головка - у человека, поезда, лука,  чеснока, магнитофона.

“Выбери и назови”

 Цель: Выбрать среди других предметы, у которых есть части,  аналогичные частям тела

  человека.

  Предметы: картошка, подушечка, пила, расческа, поезд, бутылка, дверная ручка,                  

 гриб, стул, чайник, колокольчик, головка чеснока.

 Ребенок выходит к столу с предметами, берет любой   и отвечает: " У человека –   глазок и у картошки - глазок"

У человека – ушки и у подушки – ушки.

У человека – зубы и у пилы - зубы.

У человека – голова и у поезда - голова.

У человека – горлышко и   у бутылки - горлышко.

У человека – ножка и у гриба - ножка.

У человека – носик и   у чайника - носик.

У человека – язычок и у колокола - язычок.

“Сколько?”

 Цель: Найди и сосчитай в стихотворении слова, которые звучат одинаково, но                имеют разное значение.

а)  Много есть ключей.

     Ключ - родник среди камней,

     Ключ скрипичный,  завитой,

     И обычный ключ дверной.    (Л.Лукич)

б)   Шел я с сумкой за плечом,

      Вижу бьет в овраге ключ.

      Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ.            (  В. Лившиц)

Топ-топ-топ

Цель: Учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям послушать сначала, как «маленькие ножки бежали по дорожке» (произносит том топ-топ в ускоренном темпе), затем как «большие ноги то пали по дороге» (произносит топ...топ...топ медленно). После этого воспитатель произносит данное звукосочетание то быстро, то медленно, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие.

Педагог добивается, чтобы все дети точно определяли на слух скорость произнесения данного звукосочетания, сами умели произносить его и быстро, и медленно.

 

Угадай, какой поезд

Цель: Учить детей определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.

Наглядный материал. Картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением разных поездов и говорит: «Когда идет товарный поезд, то его колеса стучат так (произносит тук...тук...тук медленно). Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его стучат так (произносит тук-тук-тук в умеренном темпе). Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так: (произносит тук-тук-тук в слегка ускоренном темпе)». Дети тоже произносят тук-тук-тук в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса различных поездов, воспитатель предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесения им звукоподражания), какой идет поезд. Воспитатель произносит тук-тук-тук то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети отгадывают.

 

Котенок

Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать на слух, а также воспроизводить самим раз личные интонации.

Наглядный материал. Фланелеграф, картинки: девочка, котенок, собака, блюдце — или же игрушки: кукла, котенок, собака, блюдце (для инсценировки).

Воспитатель  ставит  на  фланелеграф  картинку  с  изображением  девочки  и  говорит:  

«Это  Таня.   Идет  Таня  с  прогулки домой  (показывает)  и видит:   около забора сидит маленький котенок (выставляет соответствующую картинку    на фланелеграф).

 Кого увидела Таня?» — спрашивает воспитатель.

«Котенка»,— отвечают дети.

«Сидит котенок,— продолжает воспитатель,— и жалобно так мяукает мяу-мяу (произносит с жалобной интонацией). Как котенок мяукает?

(Дети (2—3) повторяют с той же интонацией мяу-мяу.) 

Таня взяла котенка на руки,— рассказывает воспитатель дальше,— и принесла его домой (переставляет картинки в сторону). Дома она налила ему в блюдечко молоко (прикрепляет на фланелеграфе картинку с изображением блюдца). Увидел котенок молоко, обрадовался,— завилял хвостом и радостно замяукал (произносит мяу-мяу с интонацией радости). Как он замяукал? (Дети повторяют.) Попил котенок молока, свернулся колечком и крепко заснул. А в это время прибежала собака Жучка (показывает картинку), увидела она котенка и стала на него громко лаять аф-аф, прогонять котенка. Как Жучка лаяла? (Дети (2—3) показывают, как лает собачка.) Рассердился котенок, выгнул спину дугой и сердито замяукал мяу-мяу (воспитатель произносит звукоподражание с соответствующей интонацией) — не мешай мне спать. Как сердился котенок? (Дети показывают.) Испугалась Жучка котенка и убежала» (картинку убирают).

Потом воспитатель еще раз воспроизводит звукоподражание мяу-мяу с различной интонацией (жалобно, радостно, сердито) и предлагает детям на слух определить, когда котенок  мяукает  жалобно,  когда  радостно,  когда  сердито.

Педагог следит, чтобы дети правильно определяли на слух интонацию, и добивается, чтобы они научились воспроизводить    звукоподражание    с    различной    интонацией.

 

Интересные слова

Цель. Дать детям представление о многозначности слова; поупражнять в четком произношении слов.

Наглядный материал. Авторучка, кукла, сумка, чашка, чайник.

Ход игры: Воспитатель показывает детям авторучку и спрашивает: «Что это?»

«Ручка», — отвечают дети.

«Правильно, — говорит воспитатель. — У меня рука, а у куклы рука маленькая (показывает). Как мы назовем маленькую руку у куклы?»  

«Ручка»,— говорят дети. «Да, маленькая рука тоже ручка».

Затем он показывает сумку (корзинку) и обращает внимание детей на то, что у сумки (корзинки) тоже есть ручка.

«А когда мы открываем и закрываем дверь, за что мы беремся?» — спрашивает он снова. «За ручку».

 «А кто мне скажет, у каких предметов еще есть ручки?» - спрашивает воспитатель.

Дети вспоминают. В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных предметов имеют ручки,  и все ручки разные,  но все  их называют одним словом ручка. Затем педагог говорит, что одним и тем же словом могут называться и разные предметы например:  лук,   который  едят,   лук,   из   которого   стреляют.

 

Что делает?

Цель. Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.

Наглядный материал. Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить итак далее.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.

 

Что неверно?

Цель: Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры: Предварительно воспитатель разъясняет значение отдельных слов: комбайн, косари.

Детям дважды читают стихотворение «Верно ли это?» и предлагают найти несоответствие в некоторых фразах.

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар — горек,

Уголь — бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь — плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд...

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут?

 

Клички животных

Цель: Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры: Воспитатель предварительно обсуждает с детьми, какие клички можно дать кошке, собаке, курам, коровам, козлу. Объясняет, что курицу можно назвать «Хохлаткой».

Затем предлагает детям послушать стихотворение, а потом сказать, правильно ли названы клички животных.

А еще была у них

Курица Буренка.

А еще у них была

Собачонка Мурка,

А еще — два козла —

Сивка да Бурка!

(Ю. Черных)

Если дети затрудняются найти все несоответствия, имеющиеся в стихотворении, то воспитатель задает вопросы: «Можно кошку назвать Жучкой? Кого можно так называть? Можно курицу назвать Буренкой?».  

 

Сколько слов?

Цель: Развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста

Ход игры: Воспитатель произносит одно слово с каким-нибудь из отрабатываемых звуков. Например, при закреплении звука [ш] называет слово мишка и спрашивает: «Сколько слов я назвала? Есть в этом слове звук [ш] или нет?» После ответов воспитатель предлагает детям подобрать по одному слову, в котором был бы звук [ш], затем слова, в которых этого звука нет.

Потом педагог произносит фразу, состоящую из двух слов

«Мишка спит», и спрашивает: «А сейчас сколько слов я произнесла? Назовите слово, в котором есть звук [ш]; слово, в котором нет этого звука». После того как дети ответят, какое первое слово (мишка), какое — второе (спит), воспитатель предлагает им назвать фразу, состоящую из двух таких слов, чтобы в названии одного из них обязательно был бы заданный звук. Ребенок, придумавший фразу, называет первое слово, потом второе и указывает, в каком из них есть заданный звук.

Если дети легко справляются с данным заданием, то воспитатель предлагает им называть фразы состоящие из трех и более слов. Сначала слова называются по порядку, а потом только те, которые включают заданный звук. Например, ребенок называет фразу: «Едет зеленая машина», перечисляет по порядку слова: едет, зеленая, машина, затем указывает слово, в котором есть звук [ш] (машина).

В последующих занятиях воспитатель в игровой форме предлагает детям выделять из фраз несколько слов с заданным звуком с указанием количества и порядка слов в предложении (фразы даются без предлогов и союзов). Например, в предложении «Мама купила Тане плюшевого мишку» дети называют сначала слова, в которых есть звук [ш] (плюшевого, мишку), затем определяют количество слов в данной фразе, их последовательность.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно выделяли слова с заданным звуком, четко произносили отрабатываемые звуки, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.