Результаты распространения опыта педагога

Будаева Долгор Дондоковна

Предварительный просмотр:

   АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА.

         Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в образовательной практике. В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация образовательного процесса  неизбежно приводит каждого педагога к осмыслению того, что необходимо искать такие современные педагогические технологии, которые вызвали бы интерес обучающихся и мотивировали их на изучение предмета.

В своей педагогической практике, любой заинтересованный преподаватель  стремиться, чтобы учащиеся хорошо учились, с интересом и желанием занимались в колледже, имели мотивацию к изучению иностранного языка. Я считаю, что важное качество преподавателя состоит в том, чтобы уметь найти свой уникальный подход в обучении к каждому из своих учащихся. Порой очень сложно, так как это умение требует огромного терпения и максимального приложения усилий, для того чтобы найти индивидуальный подход к ученику. Педагог, заинтересованный  в этом, стремится организовывать учебный процесс таким образом, чтобы ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивали свой труд и, в конечном итоге, показывали  высокие результаты по предмету.  

Какие методы обучения можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Этот вопрос является актуальным на сегодняшний день, и волнуют многих педагогов и родителей.

Под активизацией познавательной деятельности И.И. Подласый предлагает считать, целенаправленную деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности [4;155]. И.И. Подласый отмечает, что познавательная (учебная) активность ученика выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе [4;155].

 Следовательно, активными методами обучения следует называть те методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

Выделяют 3 уровня активности учащегося:

* Активность воспроизведения –  характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

* Активность интерпретации –  связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

* Творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов[1;127].

Безусловно, первые два уровня активности можно достичь исключительно за счёт мотивации учеников. Однако здесь важно строить урок так, и привносить в него такие формы работы, которые будут интересны школьникам соответственно их возрастной принадлежности. Третий же уровень активности учеников отлично достигается за счет использования проектной деятельности в школе[1;127]. Проекты в современных школах - один из наиболее распространённых методов активного обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые «побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом»[1;127]. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

        А. М. Новиков рассматривает гораздо больше форм активного построения урока: 1) применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок - соревнование, урок  семинар и др.); 2)использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.); 3) использование игровых форм; 4) диалогическое взаимодействие;  5) проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.); 6) использование различных форм работы (групповые, парные); 7) интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.); 8) использование дидактических средств; 9) внедрение раз вивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…», «Для меня сегодняшний урок…», «Я бы сделал так…» и т.д.); 10) использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.); 11) различные виды домашней работы;  12) деятельностный подход в обучении [3;310].

В своей педагогической деятельности творческий преподаватель использует следующие виды деятельности АМО: дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, деловые игры. Для применения АМО мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили, или постоянно помогали. 

Метод «мозгового штурма» помогает формировать коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.

Урок по теме «Рождество» можно начать с  brain-storm (мозгового штурма). Учитель начинает фразу «Christmas time is time to …», что означает «Рождество – это … ». Дети продолжают данную фразу, рассказывают свои ассоциации по данной теме, вариантов может быть огромное количество. Затем преподаватель говорит свои варианты ответов. Свои ответы можно предложить в презентации. Ответы на задание из «мозгового штурма» сопровождаются праздничными картинками и рождественской песней.

Урок по теме «Праздники» можно начать так: Do you like celebrations?Вы любите праздники? What is your favourite one? Какой твой любимый?What is your favourite family celebration? Какой у вас любимый  семейный праздник?I suggest to name the words. We’ll construct the associative diagram about activities of people when they have celebrations. Name these words, please!Предлагаю вам написать свои ассоциации, связанные с праздниками.         

Для повышения мотивации к изучению английского языка у учащихся, активности  на уроке, практического применения  английского языка, развития речевой деятельности я использую  занятия, проводимые в форме деловой игры. Деловая игра – это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений.

Занятия в форме деловой игры (ДИ) в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике.

Организация ДИ на занятиях и подготовка к ней - процесс творческий, он требует заинтересованности и инициативы, как преподавателя, так и учащихся. Планируя деловую игру, можно прогнозировать  достижение необходимых целей и следую требованиям  деловой игры:

-игра проводится мной в атмосфере непринужденности и поиска с привлечением максимального числа участников;

-учитываются интеллектуальные способности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их уровень знаний и  интересы;

-  довожу до сведения правила игры.

Деловая игра состоит из 3-х этапов: подготовка к игре (определение целей игры,  выработка правил игры, определение и распределение ролей с учетом индивидуальных особенностей учащихся,  продумывание критериев оценки, методическое и материальное обеспечение игры, определение заданий на самоподготовку, расчет времени, теоретическая подготовка);  проведение деловой игры,  подведение итогов.

На занятии преподавателем используются различные варианты организации и проведения деловых игр: аукцион знаний, «Счастливый случай», «КВН» (разминка команд, вопросы капитанам, вопросы командам, «домашнее задание» и т.п.), «Что? Где? Когда?»(викторина с учетом интеллектуальных способностей), имитационные игры (дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие)  

Таким образом, деловые  игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях я применяю различные виды ситуаций.

1. Ситуации - иллюстрации. Я привожу пример из школьной практики или личного опыта. Например, показываю работы других школьников, которые добились значительных успехов в учебе.

2. Ситуация - оценка. Учащимся предлагается описание конкретного поступка. Задача учеников: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Например, предлагаю для анализа описание конкретного случая (конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и соответствующие меры со стороны  дежурного по столовой).  Дети анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.

3. Ситуация - упражнение. Учащиеся проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый ученик  получает задание – провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других учеников, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Существуют различные формы организации активного обучения.

Все приёмы являются методами интерактивного обучения.

Цикл интерактивного обучения включает в себя:

- переживание и осмысление полученного опыта, основанное на  взаимодействии с преподавателем, с одногруппниками, изучаемым материалом. 
- рефлексия, целью которой является определение личного уровня продвижения каждого обучающегося; 

- применение на практике.

Подобные занятия позволяют обучающимся выйти из привычной роли наблюдателя; создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

Введение проблемной ситуации побуждает учащихся искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной деятельности.

Например, при изучении темы «Традиции празднования Хэллоуина », я использовала такую постановку учебной  проблемы:  T: Children, today I have gone to you with some things. How do you think, why? What have I brought? ( Ребята, сегодня к вам на урок я пришла не с пустыми руками. Как вы думаете, почему? Какие предметы я принесла?  (ответы учащихся о приближении Хэллоуина). Yes, you are right.  We celebrate Halloween soon. (Действительно,  приближается Хэллоуин.  But why have I brought  this thing? (Но почему я принесла вам именно этот предмет(указывает на тыкву)).  Учащиеся отвечают, что существует традиция на Хэллоуин вырезать фонарик из тыквы.

На этапе актуализации  знаний:

T:  And  how do you understand the word  «tradition»? Speak Russian.

Что вы понимаете под словом «традиция»? (ответы на русском языке). OK! Look, you have some work sheets on your desks. Please, write your name, form and this task on it.

Task № 1.  Find the equivalents between English and  Russian definitions of the word «tradition ».(Установите соответствие между  русскими и английскими определениями понятия «традиция»). Задание № 1 выполняется индивидуально  на рабочих листах  (Work sheets).

Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями необходимо использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в различные темы урока.

Активные методы обучения дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения таких уроках складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.

Библиография:

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. –Тула: ТГУ, 2012. –127с.

2. Ительсон Е.И. «Об отношении учащихся к иностранному языку как учебному предмету»// Ияш.  2011.  №7. С. 73-77.

3. Новиков А.М. Методология образования  М.: Эгвес, 2006. – 310с.

4..Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 155с.

5.Самойлова, Т.А.  Игры на уроках английского языка: Метод. пособие /Т.А. Самойлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 92с.

6.Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.



Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО

АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно - педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль -  это средство управления учебной деятельностью учащихся, и  для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний : многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий, корректная постановка контрольных вопросов, применение индивидуальных тестовых заданий, обеспечивающих равные для всех обучаемых объективные условия проверки, устных опросов или письменных контрольных работ, практические задания, которые могут составлять часть общей проверочной работы.

Содержание обучения иностранному языку включает в себя 4 вида речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо и чтение. Для выявления уровня владения каждым видом речевой деятельности разработаны критерии. Данные виды деятельности являются основой для реализации системы контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания обучения по иностранному языку.

Студент с самого начала обучения в техникуме должен знать, как будет оцениваться его работа, какие требования в обучении будут к нему предъявляться.

Наша главная задача – повысить качество обучения иностранным языкам. По результатам, полученным в ходе контроля, можно судить о состоянии уровня обученности студентов на определенном отрезке времени ( для этого мы используем входное, рубежное и промежуточное тестирование) и об их готовности для включения в учебно-познавательную деятельность.

Проведение контроля обеспечивает своевременную корректировку учебного процесса по иностранному языку с целью приведения его к уровню, заданному Программой и стандартом СПО, который регламентирует его требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Эти требования включают в себя знания фонетики, лексики, фразеологии, грамматики, профессиональной лексики, фразеологических оборотов и терминов, техники перевода со словарем профессионально-ориентированных текстов.

С целью проверки базовых (школьных) знаний и практических навыков по дисциплине «Английский язык», а также с целью выявления пробелов в знаниях вновь поступивших студентов мы проводим в колледже входной контроль.  Формы проведения входного контроля определяются ЦМК гуманитарных дисциплин и проводятся в форме тестирования. Материалы входных тестов  составляются на основе школьной программы. Мы проверяем умения использовать теоретические знания по грамматике при выполнении практического задания; языковую компетенцию (правильность использования изученных лексических единиц, языковую догадку, отбор нужной информации и т.д.), глубину, осознанность и прочность усвоения знаний. Итоги входного контроля анализируются преподавателями предметно-цикловой комиссии, выявляются типичные ошибки, определяются пути их устранения, составляется сводный отчет по итогам проведения контроля.

Основная цель проверки как для учащихся, так и для преподавателя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу и  основной функцией здесь является контролирующая.

 Поэтому после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющих какой либо раздел, мы проводим тематический  контроль с  целью установления правильности понимания студентами учебного материала и уровней овладения им. 

           Когда речь идёт о систематической контрольно-корригирующей функции проверки используем на занятиях текущий контроль.

Устную проверку знаний на уроках английского языка мы проводим в форме фронтальной беседы. Конечно  это не позволяет установить всю глубину усвоенных знаний, но зато в течение короткого времени  уточняем, насколько учащиеся владеют основными представлениями об изучаемом материале,  насколько они умеют обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развитию памяти учащихся.

Применяя  письменную форму контроля,  можно охватить одновременно всех учащихся, кроме того, ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия учащихся точно зафиксированы. Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах, но, к сожалению, используя этот вид контроля, невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме, поэтому я прибегаю к письменной проверке с целью контроля умений и навыков письма , а также для контроля умений переводить научно-популярную литературу со словарём. Большое внимание  уделяется контролю грамматических навыков, так как он выступает одной из важных составляющих учебного процесса. Для этого  на занятиях применяю имитационные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные грамматические упражнения.

С целью максимального охвата учащихся за единицу времени на уроке, мы используем фронтальную форму работы - одну из основных организационных форм контроля при обучении (составление планов, подбор опор,  построение коллективного рассказа по принципу «снежного кома»...).  Преимущество фронтального контроля в том , что он держит в напряжении весь коллектив, учащиеся знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся . Фронтальный контроль осуществляю как в устной, так и в письменной форме, но устная форма контроля преобладает.

Обучение иностранному языку предполагает создание условий, мотивирующих выражение своих мыслей, поэтому наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно осуществлять индивидуальный контроль -  проконтролировать какой-то этап подготовленной речи каждого ученика (план или программу высказывания), который  должен быть направлен на выявление умения решать коммуникативные задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности.

Для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала мы широко используем парную работу. Особо эффективно её применение для развития диалогической речи (например, ответить на вопросы партнёра, используя определённый языковой материал),  при парной работе могут решаться и коммуникативные задачи (диалогическая речь) ).

 На своих уроках я придаю большое значение работе с карточками. Такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей. В карточках представлены дифференцированные задания  для сильных, средних и слабых учащихся, что позволяет использовать «зону ближайшего развития» каждого учащегося, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся группы.

На заключительном этапе работы по теме, можно предложить ребятам задания для самостоятельной работы (эссе, рефераты, творческие проекты, маршрутные листы, доклады, сочинения...). Это активизирует познавательную деятельность.

Одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля — тестовые задания.  Учащиеся не тратят время на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время,  снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос.

При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.

С целью проверки уровня усвоения учебного материала в объеме учебных тем, разделов семестра и подтверждения результатов текущих оценок, полученных студентами ранее мы проводим периодически рубежный контроль. Формами рубежного контроля навыков сформированности устной и письменной речи в зависимости от уровня подготовленности студентов и с учетом дифференцированного подхода могут быть  подготовка и защита творческих проектов, описание фотографий, картинок, уроки-конференции, дискуссии, сочинение, отзыв на текст, статья, реферат, письмо, письмо о приеме на работу, написание резюме, аннотации, изложение краткого содержания текста, тест (у преподавателей разработаны тесты разного уровня сложности). Задания для проведения рубежного контроля составляются на основе Рабочих программ, охватывают наиболее актуальные разделы и темы изученного материала, разрабатываются преподавателем с учетом уровня обученности студентов, что позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению студентов.

Чтобы определить достигнутый уровень усвоения студентами основного учебного материала по иностранному языку в целом, качество сформированности базовых знаний, умений, навыков в области чтения и письма, мы применяем промежуточный контроль. Это могут быть защиты проектов, рефераты, обобщающие тесты для самообследования.

Этот вид контроля формирует у студентов навыки нестандартного решения проблемы, способность к научно-исследовательской деятельности, умение работать в команде, развивает логическое мышление,  а также расширяет кругозор и повышает культурный уровень студентов.

Задача итогового контроля - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. На завершающем этапе обучения мы проводим обязательные контрольные работы  с целью:

-  контроля за полнотой и прочностью теоретических и практических знаний по иностранному языку за определенный период обучения, формирования умений применять полученные теоретические знания по грамматике на практике, использовать их в устной речи;

- контроля за самостоятельной работой студентов, за умением студентов работать с учебной и справочной литературой, словарями;  за выявлением пробелов в знаниях студентов и путей их устранения.

Таким образом, учебный процесс необходимо тщательно планировать: рационально выбирать методы, формы, средства обучения и формы контроля знаний и, если контролирующие задания содержат в себе и выполняют все  необходимые функции (контрольно-корректирующую: выявление степени овладения новым материалом отдельными группами учащихся с целью улучшения этого владения; контрольно-предупредительную: обращает внимание учащихся на то, какие умения и навыки подлежат контролю; контрольно-обобщающую: выявление степени владения речевыми навыками и речевыми умениями по определенной части курса в обучении; контрольно-стимулирующую: отметка в баллах является стимулом в обучении;  контрольно-обучающую: содержание, приемы и методика должны носить обучающий характер; контрольно-диагностическую: позволяет своевременно обнаружить успешность или безуспешность усвоения материала и в зависимости от этого строится дальнейший процесс обучения и контрольно-воспитательную и развивающую), то контроль может стать высокоэффективным средством проверки знаний учащихся.