4.7. Наличие преодоленных во взаимодействии с родителями проблем обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЧЕМУ ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ ?

Слайд 3

НАЗОВИ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРИДУМАЙ СВОЁ НАЗВАНИЕ



Предварительный просмотр:

Баскакова Ольга Михайловна

Ханты-Мансийский Автономный Округ

 

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО МУЗЫКЕ

«Прекрасное должно быть величаво или спор длиной 150 лет…»

Тема: «Западноевропейский музыкальный театр XIX века: Дж. Верди и Р. Вагнер». Цели: обобщить изученный материал по теме «Западноевропейский музыкальный театр» (обучающая); продолжить знакомство с образцами оперного искусства и исполнителями (познавательная); формирование навыков нетрадиционного анализа материала (развивающая); воспитание музыкальной культуры и эстетического вкуса.

Тип урока: ролевая игра – инсценировка эстетической полемики сторонников классической и новой оперы XIX века.

Средства: творческий диалог с демонстрацией фрагментов опер Верди и Вагнера.

Роли участников:

Председатель суда общественного мнения, Капельмейстер-БАСК.О.М.

вердисты -

вагнерианцы -

Меломан-ПОЛИКАРПОВА ЛИЗА

Муза драматической поэзии-ТАТАРИНОВА ДАРЬЯ

сестра философа Ф.Ницше – Э.Ницше - КОСТЫЛЕВА АЛЕКСАНДРА

критик В.Стасов - КЕЛАЩУК СЕРГЕЙ

Ход МЕРОПРИЯТИЯ

На экране портреты Верди и Вагнера

Входит Председатель (в мантии) и объявляет мотивы собрания.

 О.М.    Председатель: Господа любители музыки! Мы собрались, чтобы разрешить вековой спор между сторонниками классической и новой оперы, спор, длящийся более 150 лет. Для этого на суд приглашены представители обеих сторон, эксперты…

ЛИЗА :Меломан: Я протестую! Нельзя изящное искусство приравнивать к банальной тяжбе двух сутяг…

О.М.:Председатель: Прошу меня не перебивать! Вы, господин Меломан, пришли сюда по своей воле и извольте соблюдать правила. Итак, Муза драматической поэзии убедила меня выступить высшим арбитром в затянувшемся конфликте и вынести вердикт на основании предъявленных суду доводов. Предлагаю вам, господа, излагать их как можно полнее и нагляднее.

Объявляю заседание открытым (три раза ударяет молоточком по столу) и приступаю к выслушиванию сторон в исторической последовательности. По этикету первое слово принадлежит даме, чья личность хорошо известна всем присутствующим и не нуждается в представлении. Вам слово, Муза.

ТАТ.ДАША: Муза: Я, Муза драматической поэзии, служительница божественного Аполлона, взываю к земному суду с тем, чтобы внести согласие между любителями искусства. Обитатели Парнаса требуют восстановления нарушенной гармонии и ждут от людского суда мудрого решения.

О.М: Председатель: Прошу приступить к изложению сущности своей позиции господ вердистов.

 МЕРК.Т.:Первый вердист: Как известно, спор возник после появления первых опер музикуса Вагнера. До него никому не приходило в голову спорить о характере оперного искусства…

О.М.: Председатель: И все-таки я прошу подробнее изложить ее историю.

БЕЛК.ЛЕНА: Второй вердист: Извольте. Да не оскорбится божественная Муза, но опера как драматическое искусство родилась совсем недавно, в XVI - XVII веках, а не в мифологические времена. Ее родиной была Италия эпохи высокого Ренессанса. Первые оперы назывались favola in musica, что значит музыкальная сказка. Опера предназначалась для аристократической публики, образованного общества. В XVII веке эта опера стала называться опера-сериа, или серьезная опера. В XVIII веке итальянская опера шла на сценах всех европейских театров.

КОСТ С.: Первый вагнерианец: Оперы Вагнера – это музыка будущего, а вы, господа, толкуете о прошлом. Чего стоят ваши серьезные оперы, попросту костюмные драмы, исполненные статики, театральных поз, искусственной жестикуляции и подобных устаревших приемов?

О.М.: Председатель: Господа, доказательства, доказательства! До сих пор ваш спор отдает схоластикой. Но  мы поможем делу. Перенесемся на мгновение в венецианский театр Фениче на оперу Верди «Риголетто». Божественный Иван Козловский исполнит песенку Герцога.

Вердисты и их сторонники в зале бурно аплодируют.

ТАТ.Д.: Меломан: Весь спор основан на недоразумении! Еще великий Буало сказал: «Прекрасное должно быть величаво».

ВАТЛ.Д:Второй вагнерианец: Я признателен вам, коллега, за ценное дополнение. Но согласитесь, что в музыке многое определяет вкус, а о вкусах, как вы знаете, не спорят.

ЛИЗА: Меломан: Чтобы спорить о вкусе, его надо иметь, господин любитель какофонии.

ОМ.: Председатель: Я не давал вам слова, господа. И попрошу соблюдать приличия. Вы в храме искусства, а не на базарной площади… Извольте продолжать.

ТУКАЧТ.: Третий вагнерианец: Господин вердист сильно напутал с историей оперы. Первые оперы в Италии представляли собой род застольной музыки, которая исполнялась между трапезой и разговорами. Затем сольное пение кое-как приспособили к драматическому сюжету. Из этого гибрида и вышла опера. Но уже в XVIII веке такая опера пришла в упадок. Ненадолго ее спасли Глюк и Моцарт. Но в XIX веке такая опера стала анахронизмом. И только великий Вагнер придал ей новое дыхание. Именно он впервые показал подлинное соревнование певцов в «Тангейзере»…

ЛИЗА: Меломан: …который успешно провалился.

О.М.: Капельмейстер: Господа! Мой коллега сэр Колин Девис лучшим образом представит знаменитое соревнование певцов в Варцбурге из второго действия оперы «Тангейзер».

Вагнерианцы и их сторонники в зале бурно аплодируют.

ТРОПИНА: Третий вердист: Чем же изящным и музыкальным вы порадовали наш слух? Варварские мелодии, надрывные голоса. Да и сам сюжет – что он такое? Грубый миф темных веков. Нет, господа! Маэстро Верди сочетал современный сюжет с дивными мелодиями, которые сами поются. В них что ни ария, то чудо искусства. Возьмите бессмертную «Травиату»: ее мелодии можно повторять бесконечно.

О.М.: Капельмейстер: Перенесемся на сцену нью-йоркской «Метрополитен-оперы» к моему коллеге. Великий НИКОЛАЙ БАСКОВ в ансамбле с прославленной Терезой Стратос поют Застольную из оперы«ТравиатА» Д.ВЕРДИ.

ТУКАЧ: Четвертый вагнерианец: Чем вздумали удивить? «Здесь все мне на память приходит былое…» - как сказал поэт. Без программы, без определенной драматической задачи опера немыслима. Возьмите соревнование певцов, самых что ни на есть реальных – нюрнбергских мейстерзингеров. Маэстро Вагнер обессмертил их еще до Байрейта. А поэт Ганс Сакс вовсе не вымышленная личность, как ваши Виолетта и Альфред. Вы увидите подлинно народную сцену. В этой опере чистой музыки 4 часа 5 минут, что превосходит и «Фальстафа» Верди.

О.М.: Капельмейстер: Мы на сцене мюнхенской баварской оперы с маэстро Гербертом Караяном  третИЙ акт ОПЕРЫ ВАГНЕРА- «Нюрнбергские мейстерзингеры».

ЛИЗА: Меломан: Что же здесь благородного? Кабак! Неотесанное мужичье, предающееся грубым удовольствиям и балаганному веселью! Не вижу в этом высокого искусства.

О.М.: Председатель: Господа! Я вынужден прибегнуть к помощи экспертов. В зал суда были вызваны г. Фридрих Ницше и русский музыкальный критик Стасов. Владимир Васильевич, вам слово.

КЕЛАЩУК: Стасов: Благодарю вас, ваша честь. Вагнер неоднократно бывал в России, где был встречен с теплым чувством участия. Он встречался с композиторами, писателями, критиками, в их числе Одоевский, Рубинштейн, Серов. В Москве и Петербурге Вагнер дирижировал своими произведениями в Филармоническом обществе. Не всем музыка Вагнера оказалась по душе, но любая суровая критика – скрытый комплимент.

О.М.: Председатель: Господа! Я вынужден внести поправку в ход заседания. Дело в том, что в суд поступило прошение внучки маэстро Вагнера, Фриделинды Вагнер. Она просит меня зачитать суду важный исторический документ. СЕЙЧАС  продемонстрируется рассказ фрау Фриделинды «Как создавалось «Кольцо Нибелунга».

О.М.: Председатель: А теперь Слово предоставляется фрау Э. Ницше.

КОСТ.: Э. Ницше: Я сестра философа Фридриха Ницше, большого почитателя и критика Вагнера. Ввиду болезни мой брат не может присутствовать на суде. Но он уполномочил меня ответить на все вопросы, касающиеся его отношений с Вагнером. Брат всегда говорил, что музыка Вагнера его исправляет. Она возвращает к природе, веселью, здоровью, юности. Своей музыкой Вагнер хотел произвести революцию, и не только в искусстве. Он хотел освободить женщину, освободить личность ото всего, на чем зиждется старый мир. Но в последние годы брат резко изменил свое мнение о Вагнере. Он говорил, что Вагнер – великая порча для музыки. Он гипнотизирует своей мелодией. К его искусству примешано что-то зверское, искусственное.

ВАТЛ.: Пятый вагнерианец: Но как же не оценить последнее великое творение Вагнера – его Байрейтский театр, который ему помог построить король баварский Людвиг? (На экране появляется здание театра в Байрейто.) Именно в его «Кольце Нибелунга» воплотилась новое искусство. Вагнер выбрал миф, потому что именно в нем человек дан в своей целостности. Он показал нам истинный идеал музыкальной драмы, где речь идет не о частной судьбе человека, а о всей космической жизни.

О.М.: Капельмейстер: Мы на сцене Байрейтского театра. За пультом маэстро Пьер Буле. Звучит знаменитый «полет валькирий»

ЛИЗА: Меломан: Никакими силами нельзя заставить выслушать эту чудовищную фантасмагорию. Эта музыка вызывает тошнотворный осадок. Господин Капельмейстер! Пощадите наши уши. Ваши презентации становятся нестерпимой пыткой.

ВАТЛ.: Второй вагнерианец: Вы хотите убедить в том, что судьба всегда была благосклонна к Верди? А как же провалы «Травиаты», «Эрнани», других опер? Верди знал немало неудач и поражений. Вы твердите о трудности музыки Вагнера. Но мелодии Верди наскучили своей тривиальностью даже итальянцам.

ТРОПИНА: Четвертый вердист: История рассудила наш спор: Вагнер поехал умирать в Италию, на родину сладостного оперного искусства. А Верди хоронила вся страна как национального героя. И тысячный хор, следуя за гробом маэстро, исполнял его «Реквием».

ЗВУЧИТ «РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ»

ЛИЗА: Меломан: Браво! Браво! (В восторге хлопает.) Побиты господа вагнерианцы. Капельмейстер! Освежите атмосферу чудесным пением.

О.М. Капельмейстер: Мы в венецианском театре Фениче на финальном  действии оперы «Эрнани

Аплодисменты зала и вердистов.

О.М.: Председатель: Господа! Я вижу, ваш спор зашел слишком далеко. Настало время вынести вердикт. В историческом споре вагнерианцев и вердистов нет победителей и побежденных. Обе стороны подтвердили свою приверженность высокому искусству, приведя при этом убедительные доказательства своей правоты. Надеюсь, божественная Муза удовлетворена решением. Да будет вечно торжествовать прекрасное творческое искусство, возвышающее души его почитателей. Dixi.

ТАТ.ДАША: Муза: Благодарю высокий суд и всех его участников за исполненный труд. Да возликует Аполлон, покровитель искусств в сонме богов.



Предварительный просмотр:

Аннотация

Возраст детей:10- 15 лет

Классный  час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.

Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям учащихся.

Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм.

Педагогическая ценность также в том, что дети получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.

Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии.

Мероприятие рассчитано на активное участие ребят: 2 команды.ж

Мероприятие «Я – гражданин России носит интегративный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, истории, литературе, музыке.

Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.

Цели и задачи:

-ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России;

  1. -воспитывать чувство гордости за свою страну.
  2. -определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;
  3. -затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;
  4. -формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
  5. -воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности;
  6. -раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;

Форма:

Коллективное творческое дело, работа в группах.

Технологии:

-личностно-ориентированная технология,

-информационно-коммуникативные технологии.

Оформление:

  1. Школьная доска с темой урока;
  2. Установка мультимедиа;
  3. Презентация к уроку;
  4. Раздаточный материал;
  5. Магнитофон кассетный, дисковый;
  6. Приложения №1-3.

Предварительная работа:

1. Проведение социологического опроса среди учащихся  теме классного часа.

2. Подбор сценария и музыкального оформления.

3. Оказание помощи учащимся в написании сочинения.

4. Создание презентации к уроку.

Предполагаемые результаты.

1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.

2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к государственным символам.

3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.

4. Сформированность навыков работы в команде.

5. Развитие у учащихся умения формулировать задачи и находить пути их решения.

Ход занятия

На экране проектора расположен слайд- эпиграф к уроку:

   

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын»

Н.А.Некрасов.

Вступительное слово учителя:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.

 Ученики: Я - гражданин…

 Учитель: Что интересного заметили?

Ученики: Пропущенное слово.

Учитель: Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.

Ученики:…России.

Учитель: Тема нашего классного часа « Я- гражданин России»

Обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же ставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный  восклицательный знак? Давайте решим это вместе в конце занятия.

Игра «Камушки».

Учитель раздает детям камушки и предлагает рассмотреть их.

-Рассмотрите, какие камушки у вас в руках?

Ученики: Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.

Учитель: Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране.

Н.А. Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?

Выступление учащегося с сообщением кто такой гражданин.

Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам отразить на листах ваши представления о гражданине, о тех качествах, которыми он должен обладать.

( Работа учащихся в группах. На подготовленных листах они пишут качества, которыми должен обладать гражданин. Затем, представитель каждой группы зачитывает, что получилось и обсуждают вместе с учителем).

Учитель: Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности. Сегодня нашу встречу освещает солнышко. И  это не случайно.  

Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей страны?

Ученики: Солнце дает жизнь всему живому.

Учитель: И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

Беседа о ценностях человека

Учитель: Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

Ответы детей.

(Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

Учитель: А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?  

 ( Звучит в записи 1 куплет песни М. Блантера « С чего начинается Родина»).

Учитель: Дети, а с чего для вас начинается Родина?

( Ответы детей ).

-Послушайте одну историю:

Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе,  будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».

-Давайте подумаем: когда так говорят?

                                             (дети отвечают)

-Почему же человек заскучал?

                                             (выслушиваются ответы детей)

-Человека замучила тоска по родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.

Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».

Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.

-Кто-нибудь из вас испытывал это чувство?

                                             (дети отвечают)

Выступление ученика- рассказ «Русь» (Приложение №1).

Учитель: Россия - самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем тысячи городов есть города -  миллионники. Какие?

Ученики: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург.

Учитель: Есть реки – большие, многоводные?

Ученики: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга.

Учитель: Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах, самое большое?

Ученики: Каспийское.

Учитель: А самое глубокое?

Ученики: Байкал.

В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.

Родина-это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя:  «Я – гражданин своей Родины».

Кого же называют гражданином? (Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах.):

1. гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

2. Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.

3. Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.

(ответы детей)

-Почему 3 вариант ответа не выбрали?

(Обсуждение учащихся).

Учитель: у каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны основном законе нашего государства. Как он называется? На слайде из рассыпавшися букв соберите слово:

        ЯНСТИЦУТИО (конституция) (Слайд на экране).

Выступление ученика –понятие  Конституции РФ

Учитель: В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?

Ученики: Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.

Учитель :Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.

Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу. Что вам известно об этом из истории?

Ученики: Если младенец рождался крепким и здоровым - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы.

Учитель: Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?

Ученики: кончно же нет, ведь физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать.

Учитель: Совершенно верно. Ребята, например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов (на экране слайд – портрет ) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Если вы помните, под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

Учитель: А сейчас чуть отдохнем -   я предлагаю разобрать конституцию в сказках:

1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?

(Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).

3. у какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).

Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?

(Ответы детей)

-А какова ваша главная обязанность?

Ученики: Хорошо учиться.

Учитель: А для чего вам нужна учеба на данный момент?

Ученики: Для того, чтобы получить в будущем среднее специальное и высшее образование. А потом работать на той работе, которая приносит пользу нам и нашему государству.

Учитель: А  мы продолжаем наш разговор о государственных символах .Поговорим о гербах. История гербов уходит своими корнями в глубь столетий. Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак, который был запечатлен на перстне, зеркальце или даже на домашней утвари. Эти нехитрые родовые знаки и стали основоположниками геральдики-науки об изучении гербов. А  вот вместо флага много веков назад люди использовали шест, привязывая  к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это СТЯГОМ. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, деревни.

Выступление учащегося с сообщением о гербе и флаге( На экране  -СЛАЙД).

-Наш класс это тоже наше маленькое государство. Я вам предлагаю придумать герб и флаг своего класса

Работа в группах. Одна группа придумывает герб класса, другая - флаг

Защита работ групп

Учитель: Теперь поговорим о гимне. ( На экране - СЛАЙД). Попрошу продолжить пословицу: « Человек без Родины-соловей…

Ученики: ..Без песни.

Учитель: Слово «ГИМН» образовано от греческого «ГИМНОС», что означает «вдохновение, торжественная песня». А  в каких случаях используется гимн?

Ученики: Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, при  вручении наград, при официальных встречах.

Учитель: Музыкальной основой гимна РФ стал государственный гимн СССР, созданный муз. А.Александровым на слова Михалкова в 1943г., новый  утвержден Указом Президента 30 декабря 2000 года.

Ученик дополняет своим  сообщением  о гимне

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Вы все помните сказку В.Катаева о девочке Жене, которой старушка подарила цветик - семицветик, исполняющий желания. Давайте представим, что такой цветочек есть у вас. Я предлагаю распределить ваши желания на 3 группы: для себя, для близких людей, для страны.

        Ученики записывают свои желания, затем сдают.

- Пока все ваши желания мы зачитывать не станем, а поместим их в капсулу на хранение директору нашей школы Т.С.Собровиной  и прочтем их только через 5 лет, в 11 классе, надеюсь будет интересно.

Ученица зачитывает стихотворение  Л. Бродского.

Учитель: А теперь я предлагаю прослушать голоса известных людей, великих ГРАЖДАН своей эпохи и определить кто они.

( В записи звучат голоса И.Сталина, Левитана, Н. Хрущева с демонстрацией их портретов на экране).

Учитель: Ребята, на предыдущем классном часе я попросила написать вам « Письмо в будущее» - небольшое мини - сочинение, кто готов прочитать его?

Несколько учеников зачитывают свои сочинении

Подведение  итогов

Учитель: Молодцы! Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатство. Будьте достойны нашей великой страны. Итак, подходит к концу классный час, какой же знак вы поставите в названии нашей темы? (Ответы учащихся, каждый из них ставит или утвердительную точку, либо восклицательный знак).

Учащиеся высказывают свое мнение о классном часе

Учитель: А теперь, Внимание, сейчас вы произнесете КЛЯТВУ ШКОЛЬНИКА КОНДИНСКОГО РАЙОНА.

Дети вместе с учителем КЛЯТВУ

-Хотелось бы закончить классный час и сделать акцент в словах поэта Некрасова  «Поэтом можешь ты не быть,… НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»

Растите достойными людьми!

 До свиданья!

Приложение№ 1.

РУСЬ

Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное!

 Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия... Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.

На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвел!" - "На русь?" - ахнул я. - "На русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора... Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!

С. Романовский, "Марфа и Мария"