2.3.-2.4-2.5 Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив (связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы гимназии, с развитием партнерства с социальными партнерами гимназии, с развитием партнерства с родителями учеников)

Ежегодно 

Разработан и внедрен проект «Битва хоров», который каждый год пользуется у учащихся, родителей и учителей.

http://gimnaziya-uray.ru/169-shkolnaya-zhizn/novos...

 

Диссеминация педагогического опыта:

Показ открытых уроков:

1. 2017 Городской  семинар (шк.№2) http://gimnaziya-uray.ru/169-shkolnaya-zhizn/novosti-gimnazii/2523-27-12-2016

2. 2016 Второй муниципальный конкурс   «Активные методы обучения в образовательном процессе»  http://gimnaziya-uray.ru/169-shkolnaya-zhizn/novosti-gimnazii/2190-02-02-2016

 

- Информационно-просветительская и развивающая работа через интерактивные методы воздействия: опыт по работе с одарёнными детьми.

2017 год

  • Региональный уровень:

ДИПЛОМ:  Участвую в  Региональном  смотре-конкурсе творческих коллективов «Салыкве», что в переводе означает «Оленёнок».Участниками стали коллективы школ и культурных объединений всего округа. Участвовали целыми семьями. Ребята танцевали, играли на этнических музыкальных инструментах и пели песни на родном языке.

 

Программы курса внеурочной деятельности:  

Программы курса внеурочной деятельности  «Вокально-хоровое  пение» для учащихся 1-х классов

Программы курса внеурочной деятельности  «Вокально-хоровое  пение» для учащихся 2-4 классов

Программы курса внеурочной деятельности  «Вокальная студия "Индиго» для учащихся 5 - 7 классов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 гимназия имени А.И. Яковлева

Принята на заседании НМС

Протокол №_1_

от 29.08. 2021 г.

Утверждена

                             приказом директора  № 314 от 31.08.2021г.

___________________

Программа курса внеурочной деятельности

для учащихся 1 классов

на 2020-2021 учебный год

Вокальная студия «Индиго»

Учитель: Баскакова О.М.

г. Урай, 2021

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
  3. Содержание курса внеурочной деятельности
  4. Тематическое планирование
  5. Литература

  1. Пояснительная записка

Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа поёт, пойте!

          Программа курса внеурочной деятельности «Вокально-хоровое пение» разработана для учащихся 1-х классов начальной школы и составлена  на основе Федерального образовательного стандарта начального и общего образования, авторской программы «Вокал», автор Е.И. Коротеева. Программа переработана и дополнена.

В основу авторской программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

         В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача - значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.

        Программа курса «Вокально-хоровое пение» приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно  привить  любовь к  музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому  пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

Цели программы:  

  • привить любовь к вокальному искусству
  • научить правильно исполнять вокальные произведения.
  • через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению и исполнительские  вокальные навыки,    приобщить их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи:

  • На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен  расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
  • Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
  • Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
  • Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
  • Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

            Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

            Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

       Программа курса «Вокально-хоровое пение» для 1-х классов рассчитана на 33 часа из расчета 1 час в неделю для реализации учебного плана внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное».

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

       Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

       В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу первого года обучения дети должны:

знать/понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиену певческого голоса;
  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • петь легким звуком, без напряжения;
  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
  • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

      Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов  предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.

      Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.

       В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля  каждого композитора.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

 Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

     Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Модули  курса:

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

4.Ансамбль. Унисон.

Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Певческая установка и навыки певческого дыхания. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля.

5.Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

6. Звукообразование. Музыкальные штрихи.

 Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

  1. Тематическое планирование

п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

  1. Вводное занятие.

1

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

1

Знакомятся с Правилами  пения, правилами поведения на занятиях

Знакомятся  с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.

Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. Знакомятся с голосовыми и музыкальными данными учеников. Узнают о целях и задачах вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

2

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

1

2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

3

Певческое дыхание. Дыхание перед

 началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Репетиция хора.

1

4

Певческое дыхание. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

Репетиция хора.

1

5

Певческое дыхание Смена дыхания в процессе пения.

Репетиция хора.

1

6

Музыкальный звук. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Репетиция хора.

1

Узнают в беседе о правильной постановке голоса во время пения, о правилах пения, распевания, знакомятся с упражнениями.

Узнают также  о понятии  «певческая установка», о правильном положении корпуса, шеи и головы. Поют в положении «стоя» и «сидя». Учатся владеют мимикой лица при пении. Владеют первоначальными певческими навыками.  

Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

7

Высота звука. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

Репетиция хора.

1

8

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Способы  формирования гласных в различных регистрах (головное звучание).

Репетиция хора.

1

  1. Дикция и артикуляция.

9

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения Репетиция хора.

1

10

Работа над дикцией и артикуляцией. Разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Репетиция хора.

1

11

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Репетиция хора.

1

  1. Ансамбль. Унисон.

12

 Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Репетиция хора.

1

13

Использование акапелла

Формирование чувства ансамбля.

 Репетиция хора.

1

14

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

 Репетиция хора.

1

  1. Сцендвижение.

15

Воспитание самовыражения через движение и слово.

Репетиция хора.

1

Учатся узнавать мелодии по слуху,

Запоминают определённую высоту нот и длительность звуков,

Учатся  определять качество звучания своего голоса или голоса сверстника (слуховой самоконтроль).

Осознают  равномерность музыкального пульса,

Осваивают  общепринятую систему ритмослогов.

Знакомиться с более сложными  ритмическими формулами (встречающимися в изучаемых произведениях)

Определяют характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.

Принимают участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

16

Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Репетиция хора.

1

17

Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение.

Репетиция хора.

1

18

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе.

1

19

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Репетиция хора.

1

20

Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

Репетиция хора.

1

  1. Звукообразование. Муз.  штрихи

21

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных).

Репетиция хора.

1

Выявляют характерные особенности  жанров: песни, танца, марша.

Откликаются на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

Определяют и сравнивают характер, настроение в музыкальных произведениях.

Определяют на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш).

Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражают свое впечатление.

22

Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

Репетиция хора.

1

23

Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

 Репетиция хора.

1

24

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

25

Пение нон легато и легато.

Репетиция хора.

1

26

Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

Репетиция хора.

1

27

Работа над дикцией и артикуляцией.

Репетиция хора.

1

28

Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных.

Репетиция хора.

1

29

Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных.

Репетиция хора.

1

30

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Репетиция хора.

1

Различают тембр музыкального инструмента – скрипки; выделяют  отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку,

Осмысленно владеют способами певческой деятельности: пропевают мелодии, проникаются чувством сопричастности к  природе, добрым отношением к ней.

Участвуют в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Совместно отбирают лучшие номера, участвуют в репетициях. Анализируют  выступления.  

31

Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Репетиция хора.

1

32

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Репетиция хора.

1

33

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

Итого:

33

  1. Литература

  1. Агапова, И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: Изд. ООО «Дом.  XXI  век», 2007.
  2. Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд.МГПИ,1983.
  3. Битус, А.Ф., Битус, С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд. «ТетраСистемс», 2007.
  4. Крупенчук, О.И. Стихи для развития речи. СПб: Издательский Дом «Литера»,2007.
  5. Миловский, С. А. Распевание на занятиях  пения. М., «Музыка», 1997.
  6. Михайлова, М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Ярославль: Академия развития, 2008.
  7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия»,2004.
  8. Овчинникова, Т. Пение и логопедия. СПб.: Изд. «Союз художников», 2005.
  9. Охомуш, Т.В. Методика обучения  эстрадному вокалу. «Чистый голос». Иваново, 2008.
  10. Пилипенко, Л.В. Постановка слуха. М.: Издательский Дом Катанского.,2006.
  11. Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком. Ярославль: Академия развития, 2002.
  12. Рыбкина, Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд. «Классика-XXI», 2005.
  13. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,1996.

Литература для детей:

  • «Молодежная эстрада» журналы
  • «Молодежный меридиан» журналы
  • «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
  • «100 великих композиторов» М.,1999.
  • А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано, сентизатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 гимназия имени А.И. Яковлева

Принята на заседании НМС

Протокол №_1_

от 29.08. 2020 г.

Утверждена

                             приказом директора  № 314 от 31.08.2020 г.

___________________

Программа курса внеурочной деятельности

для учащихся 2 - 4 классов

на 2020-2021 учебный год

Вокальная студия «Индиго»

Учитель: Баскакова О.М.

г. Урай, 2021

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
  3. Содержание курса внеурочной деятельности
  4. Тематическое планирование
  5. Литература

  1. Пояснительная записка

Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа поёт, пойте!

                    Программа курса внеурочной деятельности «Вокально-хоровое пение» разработана для учащихся 2-4 классов начальной школы и составлена  на основе Федерального образовательного стандарта начального и общего образования, авторской программы «Вокал», автор Е.И. Коротеева. Программа переработана и дополнена.

В основу авторской программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

         В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача - значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.

        Программа курса «Вокально-хоровое пение»  приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно  привить  любовь к  музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому  пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

Цели программы:  

  • привить любовь к вокальному искусству
  • научить правильно исполнять вокальные произведения.
  • через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению и исполнительские  вокальные навыки,    приобщить их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи:

  • На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен  расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
  • Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
  • Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
  • Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
  • Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

            Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.

            Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

       Программа курса «Вокально-хоровое пение» для 2-4 классов рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю для реализации учебного плана внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное».

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

             В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу второго года обучения дети должны:

знать/понимать:

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокальной музыки.

уметь:

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

      Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-4 классов  предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.

      Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.

         В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля  каждого композитора.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

 Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

         Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Разделы курса:

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

4.Ансамбль. Унисон.

Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Певческая установка и навыки певческого дыхания. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля.

5.Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

6. Звукообразование. Музыкальные штрихи.

 Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

  1. Тематическое планирование

п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1.Вводное занятие.

1

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

1

Знакомятся с Правилами  пения, правилами поведения на занятиях

Знакомятся  с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.

Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. Знакомятся с голосовыми и музыкальными данными учеников. Узнают о целях и задачах вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

2

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

1

2. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

3

Певческое дыхание. Дыхание перед

 началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Репетиция хора.

1

4

Певческое дыхание. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

Репетиция хора.

1

5

Певческое дыхание Смена дыхания в процессе пения.

Репетиция хора.

1

6

Музыкальный звук. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Репетиция хора.

1

Узнают в беседе о правильной постановке голоса во время пения, о правилах пения, распевания, знакомятся с упражнениями.

Узнают также  о понятии  «певческая установка», о правильном положении корпуса, шеи и головы. Поют в положении «стоя» и «сидя». Учатся владеют мимикой лица при пении. Владеют первоначальными певческими навыками.  

Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

7

Высота звука. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

Репетиция хора.

1

8

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Способы  формирования гласных в различных регистрах (головное звучание).

Репетиция хора.

1

  1. Дикция и артикуляция.

9

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения Репетиция хора.

1

10

Работа над дикцией и артикуляцией. Разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Репетиция хора.

1

11

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Репетиция хора.

1

  1. Ансамбль. Унисон.

12

 Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Репетиция хора.

1

13

Использование акапелла

Формирование чувства ансамбля.

 Репетиция хора.

1

14

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

 Репетиция хора.

1

  1. Сцендвижение.

15

Воспитание самовыражения через движение и слово.

Репетиция хора.

1

Учатся узнавать мелодии по слуху,

Запоминают определённую высоту нот и длительность звуков,

Учатся  определять качество звучания своего голоса или голоса сверстника (слуховой самоконтроль).

Осознают  равномерность музыкального пульса,

Осваивают  общепринятую систему ритмослогов.

Знакомиться с более сложными  ритмическими формулами (встречающимися в изучаемых произведениях)

Определяют характер, настроение, жанровую основу песен-попевок.

Принимают участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

16

Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Репетиция хора.

1

17

Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение.

Репетиция хора.

1

18

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе.

1

19

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Репетиция хора.

1

20

Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

Репетиция хора.

1

  1. Звукообразование. Муз.  штрихи

21

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных).

Репетиция хора.

1

Выявляют характерные особенности  жанров: песни, танца, марша.

Откликаются на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

Определяют и сравнивают характер, настроение в музыкальных произведениях.

Определяют на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш).

Эмоционально откликаются на музыкальное произведение и выражают свое впечатление.

22

Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

Репетиция хора.

1

23

Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

 Репетиция хора.

1

24

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

1

25

Пение нон легато и легато.

Репетиция хора.

1

26

Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

Репетиция хора.

1

27

Работа над дикцией и артикуляцией.

Репетиция хора.

1

28

Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных.

Репетиция хора.

1

29

Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных.

Репетиция хора.

1

30

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Репетиция хора.

1

Различают тембр музыкального инструмента – скрипки; выделяют  отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку,

Осмысленно владеют способами певческой деятельности: пропевают мелодии, проникаются чувством сопричастности к  природе, добрым отношением к ней.

Участвуют в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Совместно отбирают лучшие номера, участвуют в репетициях. Анализируют  выступления.  

31

Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Репетиция хора.

1

32

Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Репетиция хора.

1

33

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

34

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

Итого:

34

  1. Литература
  1. Агапова, И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: Изд. ООО «Дом.  XXI  век», 2007.
  2. Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд.МГПИ,1983.
  3. Битус, А.Ф., Битус, С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд. «ТетраСистемс», 2007.
  4. Крупенчук, О.И. Стихи для развития речи. СПб: Издательский Дом «Литера»,2007.
  5. Миловский, С. А. Распевание на занятиях  пения. М., «Музыка», 1997.
  6. Михайлова, М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Ярославль: Академия развития, 2008.
  7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия»,2004.
  8. Овчинникова, Т. Пение и логопедия. СПб.: Изд. «Союз художников», 2005.
  9. Охомуш, Т.В. Методика обучения  эстрадному вокалу. «Чистый голос». Иваново, 2008.
  10. Пилипенко, Л.В. Постановка слуха. М.: Издательский Дом Катанского.,2006.
  11. Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком. Ярославль: Академия развития, 2002.
  12. Рыбкина, Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд. «Классика-XXI», 2005.
  13. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,1996.

Литература для детей:

  • «Молодежная эстрада» журналы
  • «Молодежный меридиан» журналы
  • «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
  • «100 великих композиторов» М.,1999.
  • А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано, сентизатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 гимназия имени А.И. Яковлева

Принята на заседании НМС

Протокол №_1_

от 29.08. 2020 г.

Утверждена

                             приказом директора  № 314 от 31.08.2020 г.

___________________

Программа курса внеурочной деятельности

для учащихся 5 - 7 классов

на 2020-2021 учебный год

Вокальная студия «Индиго»

Учитель: Баскакова О.М.

г. Урай, 2021

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
  3. Содержание курса внеурочной деятельности
  4. Тематическое планирование
  5. Литература

  1. Пояснительная записка

Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа поёт, пойте!

«Педагог   музыки!

Искусством увлекает он детей,

Он дарит людям солнечные дали,

Педагог! Он еще и - чародей!»

         Программа курса внеурочной деятельности Вокальной студии «Индиго»  составлена на основе ФГОС ООО и предназначена для  подростков 5-7 классов.

 При работе по данной программе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребят. Современное общество характеризуется повышением внимания к нравственному, эстетическому развитию обучающихся и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В связи с этим на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности, степени его одаренности, начиная с самого  детства. Основным ориентиром Программы выступает формирование личности ребенка, обладающей духовно-нравственными ценностями, а также способной к дальнейшему самообразованию в области искусства.

Цель программы: создать условия для самореализации обучающихся в области музыкального - эстетического искусства и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами музыкального искусства. Создание  условий    для  формирования  музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. способствовать раскрытию творческих способностей, стимулировать общественную активность обучающихся;
  2. развитие слуха и голоса детей.
  3. развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  4. приобщение учащихся к вокальному искусству, формирование голосового аппарата.

Программа курса  Вокальной студии «Индиго»:  для 5-7 классов рассчитана на 34 недели из расчета 1 часа в неделю для реализации учебного плана внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное».

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона и др.

           В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.

Ожидаемые результаты по окончании реализации внеурочной деятельности Вокальной студии «Индиго»:

Выпускник научится:

  • владеть необходимым запасом специфических вокально-хоровых навыков согласно содержанию программы;
  • увеличение количества участников Вокальной студии «Индиго»;  просветительская деятельность коллективов в  социуме (пропаганда музыкального искусства, освещение творческой деятельности в СМИ, концертная деятельность).

Выпускник  получит возможность научиться:

  • обогащение духовного, интеллектуального мира обучающихся;
  • самореализация обучающихся, раскрытие их творческого потенциала;
  • главный из ожидаемых результатов - развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений и навыков.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Модули  курса:

  •  «Учимся играя»
  • «Я красиво петь могу!»;
  • «Музыкальная палитра».

Характерным для каждого раздела  является наличие в ней:

  • - обучающей  задачи;
  • - содержания;
  • - правил;
  • игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом Программы  является обучающая цель. Все остальные элементы  подчинены этой цели и обслуживают ее. Основной вид деятельности - практический, включающий в себя обучающую  игровую деятельность, репетиции, концерты, музыкальные гостиные, конкурсы, вовлечение детей в проектную деятельность,  работа с информацией, создание стенгазет и газет на музыкальную тематику.

Основными средствами достижения поставленных цели являются:

  • коллективные творческие дела Вокальной студии «Индиго» и Гимназии;
  • деятельность разделов «Учимся, играя», «Я красиво петь могу!», «Музыкальная палитра»;
  • диагностика и мониторинг, коррекция деятельности;
  • информационные формы работы.
  • качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях.

Организационные формы: репетиционные занятия, музыкальные спектакли и театрализованные концерты, конкурсы, КТД, проекты, праздники, выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, фестивали и т.д.

Хитросплетение творческих, познавательных, интеллектуальных форм работы, содержание которых пронизано творчеством, игрой, превратят деятельность в Вокальной студии «Индиго» в яркое и запоминающееся событие в жизни ребенка.

ИКТ-технологии:

  • использование в работе ЭОР и ЦОР;
  • использование интерактивной доски;
  • работа с Интернет-ресурсами;
  • создание собственной мультимедийной библиотеки;
  • проведение, организация мероприятий;

Современному учителю музыки информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

  1. Модуль «Учимся,  играя»

Использование музыкально - дидактических игр для:

  • развития чувства ритм
  • развития динамического слуха
  • развития восприятия характера музыки
  • развития звуковысотного слуха
  • развития тембрового слуха
  • развития музыкальной памяти
  • развития творческих навыков

       Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

       Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

       Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

II. Модуль «Я красиво петь могу» - «Звучит, поет моя душа!»

  • Работа с народной песней. Работа над чистотой  интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.
  • Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.
  • Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.
  • Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.
  • Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в  эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный  материал. Пение по нотам.

III. Модуль «Музыкальная палитра» (Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса).

       Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.

       Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни. Уделяется место музыкально-театральной деятельности, где обучающиеся получают первые навыки актерского мастерства.  Занятия музыкальной театрализацией способствуют развитию творческого воображения, фантазии школьников. Дети учатся высказывать свое мнение и предлагать свои варианты решения той или иной проблемы, начинают импровизировать на сцене.

       Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).  Анализ музыкальных произведений.

       Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

  1. Тематическое планирование

п/п

Тема  урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

«Учимся,  играя»

1

 Использование музыкально - дидактических игр для:

развития чувства ритма в исполнении. Репетиция хора.

1

 Развитие артикуляционного аппарата.

Учатся формировать гласные и согласные звуки в пении и речи. Закрепляют навыки резонирования звука. Продолжают работать над скороговорками в пении и речи. Учатся соотносить работу артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Узнают о формировании высокой и низкой певческой форманты.

Речевые игры и упражнения

Развивают чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учатся при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрывают творческое воображение фантазии, доставление радости и удовольствия.

Укрепление дыхательных функций в пении.

 Учатся в упражнениях тренировать дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха, а также, чувство «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Выполняют специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Поют с паузами и формированием звука.

2

Использование музыкально - дидактических игр для: развития динамического слуха в исполнении. Репетиция хора.

1

3

 Использование музыкально - дидактических игр для: развития восприятия характера музыки в исполнении. Репетиция хора.

4

Использование музыкально - дидактических игр для: развития звуковысотного слуха в исполнении. Репетиция хора.

1

5

Использование музыкально - дидактических игр для: развития тембрового слуха в исполнении. Репетиция хора.

1

6

Использование музыкально - дидактических игр для: развития музыкальной памяти в исполнении. Репетиция хора.

1

7

Использование музыкально - дидактических игр для: развития творческих навыков в исполнении.

1

8

Укрепление дыхательных функций в пении. Репетиция хора.

1

9

 Речевые игры и упражнения в исполнении. Репетиция хора.

1

 «Я красиво петь могу»

10

 Работа с народной песней. Репетиция хора.

1

Работают с народной песней. В работе формируют чистоту  интонации и средства музыкальной выразительности в народной песне. Работают над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Поют соло и в ансамбле. Учатся работать над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Продолжают овладевать навыками пения без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельно подбирают сценические движения к народной песне.

Работают над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Осваивают характерные особенности композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.). Поют с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Поют под фонограмму. Самостоятельно анализируют сольные и ансамблевые записи, сделанные в процессе обучения в студии.

Учатся работать с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работают над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Формируют навыки вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Работают по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Поют с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.

Учатся устранять неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, учатся переносить технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный  материал.

Учатся петь в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья.

11

Работа с народной песней. Репетиция хора.

1

12

Работа с произведениями русских композиторов. Репетиция хора.

1

13

Работа с произведениями русских композиторов. Репетиция хора.

1

14

Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Репетиция хора.

1

15

Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Репетиция хора.

1

16

Работа с солистами.

1

17

Работа с солистами.

1

«Музыкальная палитра»

(Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса).

18

Формируем навыки вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные

 регистры и т.д.).

1

Разучивают движения для передачи образа песни.

Умеют передавать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни. Осваивают место музыкально-театральной деятельности, где получают первые навыки актерского мастерства.  Учатся высказывать свое мнение и предлагать свои варианты решения той или иной проблемы, начинают импровизировать на сцене.

    Прослушивают аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещают театры, музеи, концерты. Формируют навыки общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждают прослушивания и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Собирают материал для архива студии. Готовят стенды, альбомы по итогам выступлений (индивидуальные творческие задания).  Анализируют музыкальные произведения.

Выступление ансамбля и солистов.

 Формируют культуру поведения на сцене,  развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбирают ошибки и участвуют в поощрении удачных моментов.

Продолжается работа над пением  в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья.

1

19

Формируем навыки вокально-исполнительских приемов Репетиция хора

1

20

Актёрское мастерство. Репетиция хора

1

21

Актёрское мастерство.

Репетиция хора.

1

22

Актёрское мастерство. Репетиция хора.

1

23

Поем с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. Репетиция хора.

1

24

Поем с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. Репетиция хора.

1

25

Поем с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. Репетиция хора.

1

26

Работа с солистами.

1

27

Работа с солистами.

0,5

«Звучит, поет моя душа!»

28

Индивидуальные занятия.

1

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.

 

 

29

Индивидуальные занятия.

1

30

Индивидуальные занятия.

1

31

Исполнение и развитие вокально-хоровых навыков. Репетиция хора

1

32

Исполнение и развитие вокально-хоровых навыков. Репетиция хора

1

33

Собираем материал для архива студии. Репетиция хора.

1

34

Собираем материал для архива студии. Репетиция хора.

1

35

Готовим стенды, альбомы по итогам выступлений (индивидуальные творческие задания).

Концертное исполнение.

Итого: 35 часов

1

  1. Литература

  1. Агапова, И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: Изд. ООО «Дом.  XXI  век», 2007.
  2. Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд.МГПИ,1983.
  3. Битус, А.Ф., Битус, С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд. «ТетраСистемс», 2007.
  4. Крупенчук, О.И. Стихи для развития речи. СПб: Издательский Дом «Литера»,2007.
  5. Миловский, С. А. Распевание на занятиях  пения. М., «Музыка», 1997.
  6. Михайлова, М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Ярославль: Академия развития, 2008.
  7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия»,2004.
  8. Овчинникова, Т. Пение и логопедия. СПб.: Изд. «Союз художников», 2005.
  9. Охомуш, Т.В. Методика обучения  эстрадному вокалу. «Чистый голос». Иваново, 2008.
  10. Пилипенко, Л.В. Постановка слуха. М.: Издательский Дом Катанского.,2006.
  11. Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком. Ярославль: Академия развития, 2002.
  12. Рыбкина, Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд. «Классика-XXI», 2005.
  13. Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,1996.

Литература для детей:

  • «Молодежная эстрада» журналы
  • «Молодежный меридиан» журналы
  • «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
  • «100 великих композиторов» М.,1999.
  • А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано, сентизатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.