Окружающий мир

Шиблева Юлия Петровна

 

В помощь учителю предоставлены различные дополнительные материалы, которые не только облегчат подготовку к уроку, но и позволят разнообразить формы учебной работы.

В  разработки включены устные и письменные практические задания для самостоятельной и коллективной работы учащихся, способствующие углублению и закреплению знаний о человеке и обществе. Предлагаемые задания разной степени сложности позволят учителю осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Особое место в разработках уроков занимает практическая деятельность, связанная с работой по географическим и историческим контурным картам.

Структура урока может быть изменена учителем по своему усмотрению. Отдельные структурные элементы урока также можно по-разному комбинировать и представлять в разных объёмах, учитывая особенности классного коллектива.

Надеюсь, что предлагаемый материал поможет учителям начальной школы  целенаправленную работу по формированию знаний учащихся о месте человека в системе «природа – общество», расширению представлений о биологической природе и социальной сущности человека, его организме, правилах здорового образа жизни, обогащению знаний по истории России, развитию эрудиции, воспитанию культуры, творческих способностей, морально-этических качеств школьников – будущих граждан своей страны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Цели: расширять знания учащихся об организме человека, функциях различных органов; познакомить со строением и значением нервной системы, формировать представления учащихся о головном и спинном мозге, развивать навыки активной мыслительной деятельности.

Оборудование: плакат-схема «Строение нервной системы»; рисунки с изображением систем органов человека, плакаты-схемы строения головного мозга.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок веселый,

Торопит всех нас в школу.

Мы все хотим о мире знать,

Природы тайны открывать.

Что значит общество?

И что в нем значим мы?

Нам многие ответы

В учебнике даны.

Продолжим же учиться,

Мир наш познавать,

Историей родной будем гордиться,

Хотим достойной сменой предков стать.

II. Знакомство с учебником. Актуализация знаний.

1. Чтение вступительной статьи «Как работать с учебником» на с. 3 учащимися самостоятельно.

2. Обсуждение прочитанной статьи по вопросам:

– Вы перелистали свой новый предметный учебник «Окружающий мир». Кто его авторы? Чем интересен учебник, на ваш взгляд?

– Какие основные темы предстоит вам изучать на уроках окружающего мира в четвертом классе?

– Какими сообщениями начинается каждый новый раздел в учебнике? Что это дает?

– Что предлагают вам авторы учебника для запоминания содержания текстов?

– Вспомните материал, изученный в третьем классе: какими цифрами обозначаются века?

– Каким шрифтом выделены в учебнике незнакомые слова? Как будете определять их значение?

– Нравится ли вам работать с контурными картами?

– Как советуют путешествовать по картам авторы учебника?

– Что бы вы хотели узнать об окружающем мире в этом учебном году?

3. Выполнение практических заданий.

1) Сделайте табличку из двух колонок: в одной колонке запишите арабские цифры, а в другой – соответствующие им римские цифры.

2) Вспомните и назовите правила чтения карты. Попробуйте совершить путешествие по физической карте России из столицы нашей Родины в то место, где вы находитесь. Расскажите, какой путь вы преодолеваете.

III. Формирование новых знаний.

1. Введение в тему урока.

Учитель. Откройте учебник на с. 5 и прочитайте название раздела, с которого мы начнем знакомиться с учебным материалом по окружающему миру в этом учебном году.

– Как вы думаете, о чем вы узнаете в этом разделе? Подтвердите свои догадки прочтением ответов, данных в учебнике.

Учащиеся читают.

– Прочитайте,  на  какие  вопросы  вы  сможете  ответить, изучив этот раздел.

– Какой из них вас более всего интересует?

2. Объяснение по теме урока.

Учитель. Внешне люди сильно отличаются друг от друга: большие и маленькие, высокие и низкие, светлокожие и темнокожие. Присмотритесь к себе и своим друзьям, и вы убедитесь, что каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи: наши тела построены и функционируют по общим законам. Человек – это сложный живой организм. Он состоит из отдельных органов: сердца, лёгких, желудка, глаз, ушей и т. д. Каждый орган имеет определённое строение и выполняет определённую работу. Когда вы читаете книгу, то ваши глаза видят буквы. Когда мама зовёт вас обедать, вы слышите её голос и понимаете, что она говорит, идёте обедать. Заманчивый запах из кухни подсказывает вам, что обед сегодня особенно вкусный. Вы можете ходить, бегать, прыгать. Вы всё время вдыхаете и выдыхаете воздух. Как видите, у каждого органа своя работа. Но все органы зависят друг от друга. Вместе они составляют сложный и слаженный в работе механизм человека, который называется организмом.

Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу человеческого организма.

На доске прикреплены плакаты с изображением систем органов. Учитель показывает каждую систему и рассказывает о ее деятельности.

Учитель. Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, то есть все органы объединены в системы органов.

3. Терминологическая работа.

Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.

В организме выделяют несколько систем органов:

Скелетная система состоит из костей, которые поддерживают тело, служат местом крепления мышц.

Мышечная система представляет собой основную ткань скелетных мышц  и  многих  внутренних  органов. С мышечной системой связана функция движения человека; сокращаясь, она приводит в движение мышцы скелета.

Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды.

В пищеварительной системе пища превращается  в доступные для усвоения организмом питательные вещества.

Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга, а нервные волокна, отходящие от нервных клеток, тянутся от головного и спинного мозга ко всем органам и тканям, обеспечивая быструю связь между разными частями организма.

Живой организм состоит из множества органов. Он существует и функционирует как единое целое.

Вопросы для обсуждения:

– Что называют телом природы?

– Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы?

– Можно ли назвать человека телом живой природы? Почему?

– Какие признаки, присущие растению и животному, есть у человека?

– Рассмотрите рисунок на с. 7 учебника.

– Назовите органы человека, которые изображены на схеме.

– Где они находятся?

– Какую работу они выполняют?

– Какие свойственные им функции выполняют сердце, легкие человека? А животного?

– Как вы думаете, есть ли органы, отличающие человека от животного? Объясните свое мнение.

– Какие системы органов вам известны?

– Каково их значение в организме?

 Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо (поворот вправо),

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже (поворот налево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (поворот вправо)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу! (Сели на свои места.)

4. Беседа о нервной системе человека.

Учитель. В организме человека постоянно происходят разнообразные процессы жизнеобеспечения. Так, в период бодрствования одновременно функционируют все системы органов: человек двигается, дышит, по его сосудам течёт кровь, в желудке и кишечнике идут процессы пищеварения и др. Человек воспринимает все изменения, происходящие в окружающей среде, реагирует на них. Все эти процессы регулируются и контролируются нервной системой.

Вы уже знаете, что существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит нервной системе. Кроме того, у человека нервная система составляет основу его психической деятельности (мышления, речи, поведения).

– Что вы делаете, когда вдруг случайно рукой касаетесь горячего утюга или уколете палец иголкой? Вы мгновенно отдёрнете её.

– Вы идёте по дороге, сзади вас раздаётся гудок машины. Что вы делаете? Немедленно отходите в сторону.

– Кто же заставил вас отдёрнуть руку от горячего утюга, убежать в сторону от опасности?

Вывод. Управляет работой всех наших органов нервная система.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Нервная система», закрепленную на демонстрационном стенде, и на плакат «Общий план строения нервной системы».

Задание. Прочитайте на плакате и назовите, что входит в нервную систему.

Общий план строения нервной системы

Учитель. Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. Нервы похожи на тонкие белые нити. Они сильно разветвляются и доходят во все части тела, во все внутренние органы. Нервная система руководит работой органов. Как же это происходит?

Например, звенит школьный звонок, извещая о конце перемены. С помощью чего мы услышали звонок? (С помощью ушей.) Этот сигнал по нервам в доли секунды передаётся в спинной мозг. Спинной мозг также быстро этот сигнал передаёт в головной мозг. Головной мозг моментально даёт ответный сигнал, который также быстро передаётся по спинному мозгу, затем по нервам к нашим мышцам ног, и мы спешим в класс.

Если заболел какой-то внутренний орган, нервная система сразу «сообщает» нам о неблагополучии в организме.

Задание. Приведите свои примеры быстрого реагирования нервной системы на какие-либо факторы, воздействующие на наш организм.

– Объясните, какие органы участвовали в системе передачи нужного сигнала конкретному органу для принятия соответствующего решения в приведенных вами примерах.

– Что бы могло произойти, не будь нервной системы с ее возможностью сообщать необходимым органам важную информацию?

Мы видим, что головной и спинной мозг связан нервами со всеми органами. Мозг регулирует работу органов с помощью электрических сигналов – нервных импульсов, передающихся по нервным клеткам. Нервная система оказывает на организм такое же воздействие, как и биологически активные вещества, то есть возбуждает или тормозит функции организма. Мозг постоянно получает информацию об изменении условий внешней и внутренней среды. Между мозгом и всеми органами существуют двусторонние связи: от органов к мозгу и от мозга к органам. Благодаря этим связям мозг обеспечивает соответствие работы органов потребностям организма.

– Сделайте вывод о том, каково значение нервной системы.

Ответы учащихся.

Вывод. Нервная система играет важнейшую роль в регуляции функций организма. Она обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организма с внешней средой.

Деятельность  нервной  системы  лежит  в  основе  чувств,  обучения, памяти, речи и мышления – таких психических процессов, с помощью которых человек не только познает окружающий мир, но и может активно его изменять.

Человек издавна стремился проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Человеческий мозг – это сложнейший орган, способный воспринимать и обрабатывать огромный объём информации.

Как мы уже установили, в строение нервной системы включены нервы, головной и спинной мозг.

Нервы – скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Есть нервы двигательные и чувствительные. По ним импульсы идут к центральной нервной системе и от нее к органам.

Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму.

Рассмотрим строение головного мозга по рисунку.

Строение головного мозга

Строение головного мозга

Он включает отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг и большие полушария. В головном мозге имеется белое и серое вещество. Белое вещество образует проводящие пути, которые связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Благодаря проводящим путям вся нервная система функционирует как единое целое.

Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300–1400 г. Головным мозгом мы мыслим, запоминаем различные сведения. Благодаря этой способности головного мозга человек овладевает определёнными знаниями. С его деятельностью связаны мысли, чувства, поступки человека, а также правильная работа всех внутренних органов – сердца, лёгких, органов пищеварения. Отделы головного мозга регулируют пищеварение, дыхание, сердечную деятельность, двигательные акты и другие процессы, поэтому их повреждение опасно для жизни или может привести к нарушениям точности и согласованности движений, сохранения равновесия тела, неустойчивости походки, движения рук. С отделами мозга связана регуляция жевания, глотания, сосания, защитные рефлексы (чихание, кашель, рвота). Но мозг ещё и нежный орган, поэтому защищён костями черепа. Головной мозг оказывает большое влияние на деятельность спинного мозга.

Под контролем головного мозга находятся сложные движения: ходьба, бег, трудовая деятельность. Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадают сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.

Как избежать всего этого? Нужно давать мозгу и нервам отдых. Прежде всего, вам нужно спать не менее 10 часов в сутки. Очень важно делать небольшой перерыв (10–15 минут) при подготовке домашнего задания. В свободное от занятий время надо бывать на свежем воздухе, проводить подвижные игры, заниматься спортом.

Головной мозг полностью не отдыхает, если человек спит при шуме и свете. Поэтому перед сном нужно обязательно выключать свет, радио, телевизор, проветривать комнату и т. д.

Рассмотрим по рисунку строение спинного мозга.

Рис. Спинной мозг:
слева – общий план строения; справа – поперечные разрезы разных отделов

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см. В центре спинного мозга  проходит  узкий  спинномозговой  канал,  заполненный  спинномозговой жидкостью. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.

Спинной мозг обеспечивает движение, сокращение скелетных мышц тела (кроме мышц головы). Спинной мозг вместе с головным мозгом регулирует работу внутренних органов: сердца, желудка, мочевого пузыря, половых органов. Белое вещество спинного мозга обеспечивает связь и согласованную работу всех отделов нервной системы, осуществляя проводниковую функцию. Головной мозг регулирует работу спинного мозга. Известны случаи, когда в результате ранения или перелома позвоночника у человека прерывается связь между спинным и головным мозгом. Головной мозг у таких людей функционирует нормально. Но большинство спинномозговых рефлекторов, центры которых расположены ниже места повреждения, исчезают. Такие люди могут поворачивать голову, совершать жевательные движения, изменять положение взгляда, иногда у них действуют руки. В то же время нижняя часть их тела лишена чувствительности и неподвижна.

5. Работа в рубрике «Выскажем предположения» на с. 8 учебника.

– Рассмотрите рисунок на странице 8 учебника.

– Сравните разные рисунки с изображением головного мозга. Какой из них самый маленький? Какой большой? Почему?

– Сформулируйте свой ответ на вопрос учебника.

– Почему у человека в сравнении с любыми животными самый большой и сложный мозг?

– Совпали ли ваши выводы?

– Для подтверждения своего вывода рассмотрите еще раз строение мозга человека. Он состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга. У человека полушария большого мозга развиты очень хорошо. С деятельностью головного мозга связаны сознание человека, мышление, память, трудовая деятельность. Все это отличает человека от животных.

6. Продолжение объяснения материала по теме учителем.

– Рассмотрите по рисунку строение полушарий головного мозга.

ДОЛИ ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА

– Прочитайте, на какие доли делится полушарие большого мозга.

– Покажите названные части на рисунке.

Учитель. Полушарие делится на четыре части: лобная, теменная, затылочная и височная.

– Почему они так называются?

– Покажите эти части на своей голове.

Свое  название  они  получили  по  месту  расположения  в  полости  черепа. Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции.

– Рассмотрите по рисунку, какие функции отвечают за работу тех или иных зон полушарий.

ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ ЗОН ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА

В затылочной части находится зрительная зона, в височной – слуховая и обонятельная. Их повреждение приводит к тому, что человек может потерять зрение, перестать различать звуки или запахи. Эти зоны позволяют человеку познавать окружающий мир во всей его полноте.

– Найдите на таблице мозжечок.

– Покажите, где у вас расположен мозжечок. Он принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие.

В первой половине XIX века были проведены опыты на голубях. У них удаляли разные участки мозжечка. Движения птиц нарушались по-разному. Они то кувыркались через голову вперед или назад, то вращались вправо или влево. Подобные движения наблюдались после операций на кроликах, собаках. После полного удаления мозжечка животные спотыкаются, высоко поднимают лапы (петушиный шаг), валятся, передвигаются скачками, не могут остановиться, при стоянии качаются, широко расставив ноги, не могут сразу взять пищу, быстро устают.

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см. В центре спинного мозга  проходит  узкий  спинномозговой  канал,  заполненный  спинномозговой жидкостью. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.

Спинной мозг по внешнему виду представляет собой длинный, почти цилиндрической формы шнур длиной до 45 см и массой 34–38 г. Располагается он в позвоночном канале. Какое значение для спинного мозга имеет позвоночник? Спинной мозг передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него к органам. Он регулирует работу внутренних органов: сердца, почек, органов пищеварения.

– Что же составляет нервную систему?

IV. Закрепление изученного.

1. Выполнение заданий и ответы на вопросы:

– Рассмотрите строение нервной системы по рисунку на с. 7 учебника.

– Назовите основные органы человека.

– Покажите их в таблице. Какую работу они выполняют?

– Что входит в нервную систему человека?

– Какую роль нервная система играет в организме?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.

– Самостоятельно выполните задания 2 и 3 на с. 3.

V. Итог урока.

1. Обобщение по вопросам:

– Что составляют органы, совместно выполняющие общие функции?

– Что такое орган?

– Какие органы вы знаете?

– Какие системы органов вам известны?

2. Заключительное слово учителя.

– Мы выяснили, что системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного организму результата. Например, быстрый бег может быть обеспечен работой ряда органов и систем. Кто догадался и может ответить, каких именно? (Нервной системой, органов движения, дыхания, кровообращения, потоотделения и др.)

Итак, организм человека имеет сложное строение: он состоит из систем органов, каждая система органов – из различных органов, но обеспечить благоприятное развитие всего организма они все способны только сообща. Выведение какого-либо органа или системы органов из строя (сбой в работе, болезнь, потеря, перестает функционировать) непременно повлечет за собой нарушение жизнеобеспечивающей деятельности организма и может повлиять не ухудшение состояния здоровья человека. Поэтому очень важно беречь все органы, заботиться о своем здоровье каждому человеку.

Домашнее задание: выполнить задания 1 и 6 в рабочей тетради, читать с. 6–9 учебника.



Предварительный просмотр:

Урок 2
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗМА

Цель: расширять представления учащихся о скелете, мышцах, их значении и связи друг с другом.

Оборудование: портрет И. М. Сеченова; выставка научно-популярной литературы о научных открытиях ХХ века.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. О здоровье и нездоровье сложено много пословиц.

Некоторые из них записаны на доске. Прочитайте эти пословицы и подумайте, какую народную мудрость они содержат.

Учащиеся читают по цепочке.

џ Дал бог здоровья, а счастье найдем.

џ Здоров будешь – все добудешь.

џ Здоровье не купишь – его разум дарит.

џ Здоровьем слаб, так и духом не герой.

џ Не рад больной и золотой кровати.

џ У кого болят кости, тот не думает идти в гости.

џ У кого что болит, тот о том и говорит.

џ Ребенком хил, так и взрослым гнил.

џ Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

II. Проверка домашнего задания.

1. Опрос по индивидуальным карточкам.

Учащимся раздаются карточки с представленными вопросами.

Карточка № 1.

Задание. Напишите основные органы человека.

Карточка № 2.

Задание. Напишите, что входит в нервную систему человека.

2. Фронтальный опрос.

– Что защищает головной и спинной мозг от повреждений?

– Что вы знаете о головном мозге?

– Какая ему нужна профилактика?

– Что вы знаете о спинном мозге?

3. Рассказы учащихся о научных открытиях ХХ века.

– Ученые постоянно изучают окружающий нас мир. Они пытаются объяснить самые обыкновенные вещи – например, как возникает молния, почему текут реки. Они делают открытия и изобретения – электрические приборы, автомобили и компьютеры, – которые изменяют образ жизни человека.

Ученики, подготовившие свои сообщения, познакомят нас с некоторыми интересными открытиями ХХ столетия.

ЛАЗЕРЫ

Лазеры создают особый тонкий луч света, который не рассеивается, как обычный свет. Этот луч является самым ярким видом света, даже более ярким, чем солнечный свет. Лазерный луч обладает столь мощной яркой энергией, что может даже резать металл.

Лазеры находят самые разнообразные применения. Они используются для передачи компьютерных данных и телефонных звонков по волоконно-оптическим линиям. Лазеры применяются для проверки остроты зрения у людей, для печатания газет, для точного измерения расстояний, а также хирургических операций.

На компакт-диске звук записывается путем преобразования его в числовую информацию аналогично компьютерным данным. Плеер для компактдисков содержит лазер. Лазерный луч считывает числовую информацию с диска, благодаря чему она может быть вновь преобразована в звуковые волны.

Голограммы – особые трехмерные фотографии, сделанные с помощью лазерного луча. Изображения на голограммах выглядят как реальные предметы, так как, двигаясь вокруг голограмм, вы можете видеть изображенный на них предмет под разными углами зрения.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Для работы многих вещей необходимо электричество. Некоторые устройства, например фонарики, используют электроэнергию, хранящуюся в батарейках. Другие, например лампы и телевизоры, работают от сети. Они получают электроэнергию по проводам, идущим от электростанции.

Нервы в нашем теле также проводят электричество. Электросигналы из мозга заставляют сокращаться мышцы вашего тела. Эти сигналы несут информацию, воспринятую вашими глазами, ушами, носом, языком и кожей, и направляют ее в мозг.

СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА

В наших глазах имеются особые нервные клетки, позволяющие нам различать цвета. Они могут выполнять свою роль только при ярком свете. Поэтому в сумерках все предметы кажутся блеклыми. Цвета сообщают нам немало полезной информации. Однако некоторые люди не могут различать цвета. Они не замечают разницы между цветами.

Не все животные могут, подобно людям, различать цвета. Так, пустынный муравей видит некоторые цвета даже лучше, чем человек. А вот кальмар вообще лишен способности различать цвета.

Гремучие змеи способны «видеть» тепло. Они могут находить и ловить свои жертвы даже в полной темноте. Возле глаз у них имеются впадины, где находятся особые нервные клетки, способные воспринимать инфракрасное излучение.

КАК РАБОТАЮТ ВАШИ ГЛАЗА

Предметы вокруг вас излучают свет сами либо отражают свет других тел. Вы видите их, когда свет попадает в ваши глаза.

Изображение, возникающее на сетчатке, перевернуто. Ваш мозг возвращает его в нормальное положение, и вы можете воспринимать все в привычном виде.

Ваш мозг превращает сигналы от сетчатки в готовое изображение.

Когда свет раздражает нервные клетки сетчатки, они посылают сигналы в мозг через зрительный нерв.

4. Доклад о жизни и творчестве И. М. Сеченова.

Русский естествоиспытатель, мыслитель-материалист, основоположник русской физиологической школы, создатель естественно-научного направления в психологии. С 1869 года – член-корреспондент Петербургской академии наук, а с 1904 года – ее почетный член. 

В 1863 году была впервые напечатана работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».

В 1869 году опубликована работа И. М. Сеченова «Физиология нервной системы».

В 1901 году выходит в свет работа «Очерки рабочих движений человека», которая положила начало изучению гигиены труда.

И. П. Павлов назвал И. М. Сеченова отцом русской физиологии.

В течение многих веков люди задумывались над удивительной приспособленностью поведения животных к условиям обитания. Еще более загадочным казалось целесообразное, разумное поведение человека. Невозможность объяснить эти явления с научных позиций способствовала распространению религиозных представлений о том, что все живое создано богом. Утверждалось, что высокоразвитое сознание и мышление человека зависят от бессмертной души, вложенной в него богом.

Полная несостоятельность этих учений о душе была доказана трудами великих русских ученых Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова.

В 1863 году вышла книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В  этой  работе  впервые  в  истории  естествознания поведение и «душевная» – психическая деятельность человека были объяснены рефлекторным принципом работы нервной системы. И. М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена.

Первое, начальное звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

Второе, центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.).

Третье, конечное звено – движения и действия человека, то есть его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают  друг друга.

 Физкультминутка

Раз – правую ногу вперед, назад и в сторону.

Два – вправо, не торопясь, повернули голову.

Три – попрыгать три раза на левой ноге.

Четыре – туловищем потянуться к правой руке.

Пять – вдох глубокий, закончили отдыхать,

Сесть, продолжим урок изучать.

III. Формирование новых знаний.

1. Постановка проблемных вопросов.

– Пощупайте у себя голову, туловище, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей?

– Почему мы ходим вертикально?

– Если бы в нашем теле не было костей, смогли бы мы ходить?

2. Обсуждение высказывания в рубрике «Выскажем предположения» на с. 10 учебника.

3. Объяснение учебного материала по теме.

Учитель. Под кожей и мышцами  у нас находятся твёрдые кости. Они скреплены друг с другом так, что мы можем двигаться. Кости составляют скелет. Скелет как опора несет большой груз: в среднем 60–70 кг. Поэтому кости должны быть прочными. Трудно себе представить, как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Он не смог бы активно передвигаться, а любая, даже незначительная, травма повреждала бы внутренние органы, вызывала сотрясение головного мозга. Опорно-двигательный аппарат человека составляют кости скелета, их соединения и мышцы. В скелете различают: кости туловища – позвоночник с грудной клеткой; кости черепа; кости верхних и нижних конечностей, то есть рук и ног. Найдите эти части на своём теле.

– Рассмотрите рисунок «Скелет человека» на с. 12 учебника.

Череп состоит из наиболее прочных костей, потому что они охраняют самый чувствительный и самый сложный орган – мозг. Во всем черепе подвижна только одна кость – нижняя челюсть. Благодаря этому мы можем  открывать  и  закрывать  рот,  когда  принимаем  пищу  или  разговариваем.

Позвоночный столб, или просто позвоночник, состоит из отдельных небольших косточек – позвонков. Прощупайте их у себя на спине.

– Покажите позвоночник на плакате.

Между позвонками находятся упругие хрящи. Это позволяет позвоночному столбу легко сгибаться.

– Сидя за столом, попробуйте согнуть и выпрямить позвоночный столб. Согните его вправо и влево. Легко ли это вам удается? Благодаря чему вы имеете такую возможность?

– Покажите на плакате и рассмотрите на рисунках ребра. К чему они прикреплены?

Правильно, с позвоночником соединяются задние концы рёбер, передние их концы прикреплены к грудной кости. Прощупайте у себя рёбра. Рассмотрите их еще раз на плакате.

Позвоночник вместе с грудной клеткой и рёбрами образуют грудную клетку. Она защищает находящиеся в ней сердце, легкие. Положите обе руки на свою грудную клетку. Сделайте глубокий вдох и выдох. Заметьте, что  при  вдохе  грудная  клетка  расширяется,  а при выдохе её объём уменьшается.

– Проследите по рисунку, с чем соединяются кости руки.

Рука состоит из трёх частей: плеча, предплечья и кисти. Прощупайте левую руку. Вы чувствуете, что в плече одна толстая кость – её называют плечевой, в предплечье – две, а в кисти много мелких костей. Рассмотрите эти кости на плакате. Рука соединяется с костями верхней части туловища при помощи лопатки и ключицы. Прощупайте эти кости на себе.

Нога  тоже  состоит  из  трёх  частей: бедра, голени и стопы. В бедре одна толстая кость – бедренная, в голени – две, а в стопе, как и в кисти, много небольших костей. Прощупайте на себе кости ног. Рассмотрите их на плакате.

Кости конечностей в отличие от костей черепа соединены друг с другом подвижно. Поэтому руками и ногами мы можем производить разнообразные движения.

– Какое же значение имеет скелет для человека? (Ответы учащихся.)

Скелет служит опорой: на нём держатся мышцы и другие мягкие части тела. Он защищает от повреждений внутренние органы – мозг, сердце, лёгкие.

Кости не могут двигаться сами собой. Их приводят в движение мышцы, или мускулы. Согните руку в локте. Вы почувствовали, что мышца, которая находится выше локтя, стала упругой, а если опустите, то мышца становится более мягкой и менее заметной.  Мышцы при сгибании сократились, то есть сделались тверже, толще, короче, и притянули друг к другу кости руки. Мышцы есть везде: лицо, руки, ноги, шея, грудь, живот, сердце и другие органы имеют свои мышцы. При помощи сокращения мышц человек производит разнообразные движения – ходит, бегает, работает. Они удерживают тело в вертикальном положении. Масса скелетной мускулатуры у взрослого человека составляет 30–35 % массы тела. У человека более 600 скелетных мышц. Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости, действуя на них, как рычаги. Кости начинают двигаться вокруг точки опоры под влиянием приложенной к ним силы.

Работой мышц управляет нервная система, она обеспечивает согласованность их действий, приспосабливает их работу к реальной обстановке, делает её экономичной. Без работы мышцы со временем атрофируются. Однако если мышцы работают без отдыха, наступает их утомление. Это нормальное физиологическое явление. После отдыха работоспособность мышц восстанавливается.

Скорость развития утомления зависит от состояния нервной системы, ритма работы, величины нагрузки, тренировки мышц. Постоянные занятия спортом, физическим трудом способствуют увеличению объёма мышц, возрастанию их силы и работоспособности.

4. Выполнение задания 8 на с. 5 в рабочей тетради № 1.

IV. Закрепление изученного.

 Ответы на вопросы:

– Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?

– Какие функции выполняет скелет?

– Каким образом  мышцы крепятся к костям?

– Каким образом мышцы совершают работу?

– Почему мышцы устают?

– Почему мышцы сравнивают с эластичной резиновой лентой?

V. Итог урока.

– Прочитайте текст, выражающий главную мысль нашей сегодняшней темы урока (с. 12).

– Ознакомьтесь с содержанием текста в рубрике «Этот удивительный мир…» и скажите, что помогает человеку добиваться автоматизма в движениях и действиях.

– Покажите и расскажите, какие движения вы умеете выполнять автоматически, как этого достигли.

Домашнее задание: прочитать с. 10–12 учебника; выполнить задание со звездочкой на с. 13.

Дополнительный материал к уроку

ПОЗВОНОЧНИК

Головной мозг надежно укрыт в черепной коробке. А спинной заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба. Гибок этот футляр. Он состоит из тридцати четырех небольших костных коробочек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящиками.

Позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине. Ведь он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая рессора, смягчает все толчки. Сколько бы ребенок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.

Кости взрослого человека наполовину состоят из воды. В них содержатся жир, органические и минеральные вещества. Сочетание этих веществ при особой структуре костей придает им необычайную прочность.

У людей, занимающихся физическим трудом и физическими упражнениями, кости развиваются лучше. Они делаются крепче, толще, так как сильным мышцам нужна сильная опора.

Скелет служит опорой нашего тела. Он обеспечивает движение, защищает мозг, нервы, надежно укрывает сердце, легкие.

Но  кости  детей  мягкие  и  эластичные.  Они легко могут искривляться, деформироваться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке.

МЫШЦЫ

У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? Что помогает им летать с вышки, крутить немыслимые сальто, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? (Скелет.) Но главные силачи – мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много.

Большие и мощные мышцы – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поем. И все это – работа мышц.

МОЛОДОЙ СТАРИЧОК

Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идет, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.

А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.

А почему?

Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам.

Ребята бегут трудиться зимой на дворе снег разгребать, весной – цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз найдет предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.

Вот так он и стал молодым старичком.

(По А. Дорохову.)



Предварительный просмотр:

"Питание и здоровье"

Учитель:Шиблева Ю.П.

Цели:

  • сформировать представление о значении питания в жизни человека;
  • дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека;
  • формировать коммуникативные навыки; развивать любознательность, расширять кругозор уч-ся.
  • Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

Оборудование: мультимедийный компьютер с проектором, сигнальные карточки, индивидуальные задания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: “Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!”

Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.

Учитель. Что включают в себя основы здорового образа жизни? Как вы это понимаете?

Учитель. Ко всему сказанному подойдут слова

(хоровое проговаривание): Я здоровье сберегу
Сам себе я помогу.

Учитель. Здоровый образ жизни подразумевает правильную организацию питания, равномерные физические нагрузки, регулярный отдых. (слайд 2 (см. презентацию))

Главное, дети, мы должны научиться не болеть, ценить собственное здоровье и сохранять его.

Признаком здоровья является хороший аппетит, а он, в свою очередь, связан с правильной организаций труда, отдыха, питания.

Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами.

- Зачем человек ест?

(Рассуждения детей) (слайд 3)

Учитель. - Вы правильно определили, зачем человек ест. Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни.

Сегодня мы продолжим постигать тайны здорового образа жизни человека. Мы узнаем о составе пищи, и какую пищу необходимо принимать человеку.

Есть такая пословица: прочитайте и объясните её значение “ Дерево держится своими корнями, а человек пищей”. (слайд 4)

Ученик. Если человек долго не ест, его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца. Без воды 3-4 суток.

Учитель. – Какой вывод сделаем? (слайд 5)

- Чем питаются животные? (слайд 6)

- Одни из них едят только растительную пищу и их называют травоядными. Назовите травоядных животных?

Даже огромный слон питается травой и ветками деревьев.

Другие животные питаются мясом. Это хищники. Назовите представителей хищников? (слайд 7)

И только некоторые животные едят и мясо, и растительную пищу. (слайд 8)

Как видите, животные едят только то, что им полезно. И у них редко болят желудки.

- Давайте посмотрим, как работает система пищеварения у человека.

(слайд 9)

- Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник и окончательно переваривается. Дальше она попадает через стенки кишечника в кровь и поступает ко всем органам.

Но далеко не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

А какие продукты мы потребляем, давайте отгадаем:

Загадки:

1.Сверху зелено
Снизу красно,
А в землю вросло. (Морковь)

2.Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек,
И все без застежек. (Капуста)

3.Сидит барыня в ложке
Свесив ножки? (лапша)

4. Всем к обеду нужен, а не всякий сделает. (хлеб)

5. Твоему мячу подобен,
Только вкусен и съедобен.
Хоть зелёные бока
Мякоть красная сладка. (арбуз)

6. В чай кладу его порой
Чай становится такой
Вкусный, ароматный
Витамином С богатый. (лимон).

7. Чистое небо, да не вода
Клейкое, да не смола
Белое, да не снег,
Сладкое, да не мёд
От рогатого берут,
Малым детям дают. (молоко)

- А какие молочные продукты вы знаете? (слайд 10)

Игра “ угадай-ка” (назовите молочный продукт, ваш сосед – другой молочный продукт) молоко – простокваша – кефир – йогурт – ряженка – сыр – масло – творог – сливки – снежок – топленое молоко

- Скажите, а почему бывают полные люди? (не правильно питаются)

Переедать очень вредно для организма. Желудок и кишечник не успевают всё переварить.

Какое правило надо соблюдать, чтобы правильно питаться? (умеренность)

И соблюдать режим питания тоже очень важно.

Сколько раз в день вы питаетесь в школе?

Какую пищу по составу вы едите за день? (разнообразную) (слайд 11)

Вывод:

В продуктах содержатся питательные вещества, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья.

  • Одни продукты помогают расти и развиваться организму – это белки (строители) (сыр, мясо, рыба, яйца, молоко)
  • Другие продукты содержат жиры, которые помогают защищать организм, не уставать. (масло, орехи, сметана)
  • Третьи продукты содержат углеводы, которые дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, крупы, овощи, фрукты, мука, картофель)

Вывод: (слайд 12)

О каких важных веществах мы узнали? (белки, жиры, углеводы, витамины)

- А ещё в продуктах много веществ, которые и помогают организму расти, и развиваться. А какие сейчас узнаем.

Кроссворд. (слайд 13)

1. Близнецы на тонкой ветке 
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий ... (Виноград)

2. Младший брат апельсина (Мандарин)

3. Маленькая печка с красными угольками (Гранат)

4. Все о ней боксеры знают 
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа ... (Груша)

5. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ... (Лимон)

6. С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый ... (Апельсин)

7. Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий ... (Ананас)

8. Как назвать это всё одним словом? (Фрукты)

- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Витамины)

Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах: они полезны для организма человека. Без витаминов человек болеет.

Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен он.

А знаете ли вы, друзья,
В каких продуктах спрятан я?
(во фруктах и овощах)

Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А!

Сразу вам вопрос, ребята:

В каких продуктах он запрятан?

(морковь, яблоки, зелень, лук, горох, молоко)

Витамин Д:

Он очень нужен для костей. Если в питании малышей не хватает витамина Д, у них развивается рахит, ножки могут на всю жизнь остаться кривыми. И ещё витамин Д сохраняет нам зубы. Без него зубы становятся мягкими и хрупкими.

Назовите продукты, в которых содержится витамин Д?

(рыба, морепродукты, творог, желток яйца)

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В!

Витамин В находится в овсянке, которую вы едите на завтрак, и в чёрном хлебе, и в орехах.

А ещё где есть витамин В?

(молоко, йогурт)

Игра “Что разрушает здоровье, а что укрепляет?”

( - Выберите те продукты, которые полезны для здоровья.) (слайд 14 , 15)

Полезные продукты неполезные продукты

Собери пословицы.

(работа в парах)

Сладостей тысячи, а здоровье одно.

Овощи, фрукты – полезные продукты.

Будешь “Колу” пить, смотри, растворишься изнутри.

Будешь кушать “Сникерс” сладкий, будут зубы не в порядке.

Практическое задание: “Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть”

(Раскрасьте на картинке продукты, полезные для здоровья.)

- А как вы понимаете пословицу “Овощи – кладовая здоровья”?

- Сформулируйте золотые правила питания: (слайд 16)

Итог урока.

Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Тест «Природные сообщества»(3 класс)

Ф.И. учащегося_________________________                                       Дата____________

  1. Лес называют природным сообществом, потому что…

а) в лесу рядом друг с другом растут разные растения

б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой

в) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными

  1. На деревьях обитают…

а) белки, дятлы, кедровки            

б) мыши, зайцы, медведи                

в) кроты, лоси, черви

  1. В лесной подстилке живут…

а) ежи, кроты, землеройки

б) бактерии, насекомые и их личинки

в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши

  1. К съедобным грибам относятся…

а) мухоморы, желчные грибы        

б) дождевики, пороховки        

в) лисички, рыжики, маслята

  1. На лугу растут …

а) только травянистые растения

б) мхи и лишайники

в) кустарники и травянистые растения

  1. Санитарами луга и леса называют…

а) жуков навозника и могильщика, дятла

б) пчел, кабанов, соек

в) жуков-короедов, жужелиц

7. На лугу живут:

а) пчела, божья коровка, суслик  

б) шмель, водомерка, жаворонок

в) медуза, кобылка, комар

8.В поле выращивают:
а) овёс, пырей, вьюнок

б) пшеница, просо, ячмень

 в) капуста, василёк, рогоз

9.В озере обитают:
а) муха, муравей, лягушка

б) стрекоза, головастик, утка

в) тля, землеройка, ёж

10.Пищевая цепочка луга:
а) капуста   -  тля   - лягушка

б) рогоз  -  комар  -  стрекоза

    в) ромашка  -  бабочка  -  трясогузка

11.Из каких растений делают ткани?
а) хлопчатник, лён

б) пшеница, рожь

 в) клевер, мятлик

12.Для защиты почвы на полях необходимо:
а) удобрять, уничтожать насекомых и животных

б) обильно поливать, применять ядохимикаты

в) проводить снегозадержание, правильно пахать

13.К искусственным водоёмам относятся…

а) реки, моря, океаны

б) водохранилища, пруды, каналы

в) ручьи, реки, озёра, моря

14.Живым фильтром называют…

а) головастиков        

б) раков                

в) двустворчатых моллюсков

15.Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?

а) жёлуди → мыши → совы

б) мятлик → мыши → совы

в) остатки растений → дождевой червь → трясогузка

16.Растениями луга являются…

а) тимофеевка, клевер, нивяник

б) ландыш, осока, ягель

в) черника, пион, типчак

17. Поле природное сообщество:

         а) искусственное;

         б) естественное;

18 . На полях растут:

         а) деревья, ягоды, осот;

         б) зерновые, овощные, масляничные, прядильные культуры,   сорняки;

         в) тимофеевка, василёк, тысячелистник, колокольчик, клевер, мятлик.

 19. Почему полеводы борются с сорняками?

а) они некрасивые;

б) они ядовитые;

в) они вредят посевам;

20. Каких из перечисленных животных нужно уничтожать?

а) шмелей, тлей, куропаток.

б) тлей, колорадских жуков, капустных белянок, жука-кузьку.

в)хлебную жужелицу, божью коровку, жаворонка.

21.К лекарственным растениям относятся:
а) рожь, мышиный горошек, рогоз

б) вьюнок, мятлик, колокольчик

в) подорожник, ромашка, пижма

22.Почему в поле живёт мало зверей?
а) мало птиц

б) много врагов                          

в) открытая местность

23. Назовите естественные пресные водоемы?

  а) море, болото, пруд;            

  б) канал, озеро, пруд;

  в) река, океан, озеро;        

  г) озеро, река, ручей.

 24. Какие растения растут в пресных водоемах?

а) камыш, стрелолист, ряска, клевер;

б) тростник, ряска, копытень;

 в) рогоз, камыш, кувшинка, василёк4

 г) кубышка, рогоз, камыш, стрелолист.

 25. Какова роль растений пресных водоёмов?

а) источник красоты;

б) пища для животных, источник кислорода, убежище для животных;

в) они засоряют водоёмы;

г) источник углекислого газа.

26. На болотах могут жить немногие растения потому, что:

а) им не хватает влаги

б) торф сильно насыщен водой и почти не содержит кислорода, необходимого для дыхания корней

в) их уничтожают животные

27. Какие растения болота являются хищниками

а) голубика, морошка

б) осока, тростник

в) росянка, пузырчатка

28. В болоте обитают:

а) бобры, кулик, журавль

б) ежи, кроты, землеройки

в) шмель, водомерка, жаворонок

29. Какая цепь питания соответствует болоту?

а) жёлуди → мыши → совы

б) комар → лягушка→ цапля

в) остатки растений → дождевой червь → трясогузка