Канал консультирования для обучающихся, сдающих ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

Куликова Наталья Владимировна

Уважаемые выпускники!

На этой странице Вы сможете найти все необходимые материалы для эффективной подготовки и успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по биологии.   Дополнительно я рекомендую пройти пробное тестирование,  воспользовавшись следующими ссылками:  

http://gia-online.ru/tests/

https://bio-oge.sdamgia.ru/

https://neznaika.pro/oge/

Нормативно-правовая база ОГЭ: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/normativno-pravovye-dokumenty

Нормативно-правовая база ЕГЭ: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ») занимается исследованиями в области оценки качества образования. Учредителем института является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).  http://www.fipi.ru/vpr

Важным и полезным ресурсом для выпускника  школы является Открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ. В Банке размещено большое количество заданий, используемых при составлении вариантов КИМ ОГЭ и ЕГЭ по всем учебным предметам. Для удобства использования задания сгруппированы по тематическим рубрикам. Готовиться к экзаменам можно по темам, особое внимание уделяя вызывающим затруднение разделам.

Открытый банк заданий ОГЭ биология http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=E9589E39CCE1BF8E4A1BDAEFB2074165&proj_guid=0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90

Открытый банк заданий ЕГЭ биология http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4

 

Внимание 11-классники! 

Всероссийские проверочные работы-2017  по биологии пройдут 11 мая 2017года!


ФГБНУ «ФИПИ» публикует описания и образцы вариантов для проведения в 11 классах Всероссийских проверочных работ (ВПР) по нескольким  учебным предметам, в том числе и  биология.  

Опубликованные материалы содержат:
- описание ВПР по данному предмету, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификаторы составлены на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
- образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
- ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы

Письмо Рособрнадзора №05-628 от 16.11.2016 «О проведении Всероссийских проверочных работ в 11 классе» http://yugorsk-five-school.ru/wp-content/uploads/2016/12/Pismo-Rosobrnadzora-o-provedenii-VPR-11-klassov.pdf

Распоряжение Рособрнадзора №3167-05 от 06.12.2016 «О внесении изменений в распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.08.2016 №2322-05»http://yugorsk-five-school.ru/wp-content/uploads/2016/12/05-628.pdf

В 2017-м году Всероссийские проверочные работы в 11 классе не являются общеобязательными, школы могут отказаться от их проведения.
• При выполнении ВПР разрешается использовать различные справочные материалы (например, атласы по географии, справочные таблицы по физике и химии).
• Все ВПР рассчитаны на выполнение в течение 90 минут.
• Уровень сложности заданий ВПР будет на порядок ниже, чем в ЕГЭ. В них проверяются общие знания по истории нашей страны, представления о здоровом и безопасном образе жизни, представления о природных процессах и явлениях.
• Уровни сложности заданий:
– базовый уровень (около 60% от максимального балла);
– повышенный уровень (около 40% от максимального балла).

Материалы ФИПИ “О подготовке к ВПР 11 классов” http://ru.calameo.com/read/001276212a3b1320bd685

Подробнее о ВПР:https://vpr.statgrad.org/#vpr2017/

Описания и образцы вариантов ВПР-2017 http://www.fipi.ru/vpr

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon бланк ответов №1ОГЭ358.5 КБ
Microsoft Office document icon бланк ответов №2ОГЭ238.5 КБ
Microsoft Office document icon бланк ответов №2ОГЭ241 КБ
PDF icon Биология ОГЭ демоверсия - 2016 665.82 КБ
PDF icon Биология ОГЭ кодификатор - 2016 156.37 КБ
PDF icon Биология ОГЭ спецификация - 2016 195.98 КБ
PDF icon Инструкция по заполнению бланков402.9 КБ
Microsoft Office document icon Рекомендации выпускникам, сдающим ОГЭ и ЕГЭ по биологии.45 КБ
PDF icon Биология ЕГЭ демоверсия - 2017 641.09 КБ
PDF icon Биология ЕГЭ кодификатор - 2017 144.04 КБ
PDF icon Биология ЕГЭ спецификация - 2017 191.43 КБ
PDF icon Биология ОГЭ демоверсия - 2017 659.19 КБ
PDF icon Биология ОГЭ кодификатор - 2017 145.06 КБ
PDF icon Биология ОГЭ спецификация - 2017 210.3 КБ
Файл Тренировочные задания Биология ЕГЭ-2017 автор: Калинова Г.С.2.96 МБ
Microsoft Office document icon Приёмы запоминания информации.51.5 КБ
Microsoft Office document icon Рекомендации для успешного усвоения учебного материала22.5 КБ
Microsoft Office document icon Техники эффективного запоминания.46.5 КБ
Microsoft Office document icon Литература для подготовки к ЕГЭ23 КБ
PDF icon ЕГЭ-2017 Минимальные баллы128.4 КБ
Microsoft Office document icon Примерная программа для подготовки к ЕГЭ (учебные блоки)35 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Психологические рекомендации при подготовке к ЕГЭ и ГИА  для выпускников

Единый государственный экзамен в психологическом плане для школьников это самое настоящее испытание. Сегодня в напряженно ожидающем состоянии находятся девятиклассники, одиннадцатиклассники, их учителя и родители.

Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил материал, насколько хорошо знает тот или иной предмет, насколько уверен в своих силах. Иногда бывает так: ученик действительно хорошо выучил материал, и вдруг на экзамене у него возникает чувство, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, сильно бьется сердце. Для того чтобы этого не произошло, выпускники должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации. В нашей школе проводится

 психологическая поддержка учащихся: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах, тестирования.

ЕГЭ требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Для решения этих задач предлагаем наши методические рекомендации.

 Рекомендации выпускникам

Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий (убери лишни вещи, можно ввести в интерьер комнат в жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
  • Составь план занятий на каждый день.
  • Активно работай с изучаемым материалом при его чтении. Пользуйся следующими методами:
  • Отмечай главное карандашом;
  • Делай заметки;
  • Повторяй текст вслух;
  • Обсуждай возникшие вопросы с одноклассниками.

Для оптимального размещения информации в памяти пользуйся такими приёмами:

- метод опорных слов; 

- метод ассоциаций. 

  • Позанимавшись около часа, сделай короткий перерыв.
  • Если тебя начинает клонить в сон настолько сильно, что ты не можешь сосредоточиться, то лучше ложись спать. При сильном утомлении трудно сконцентрировать внимание. Поспи, затем продолжай занятия.

Накануне экзамена

  • Верь в свои силы, возможности, способности. Настраивайся на ситуацию успеха.
  • Для того чтобы не охватило экзаменационное волнение, рекомендуем представить себе обстановку ЕГЭ и письменно ответить на вопросы заранее. Будучи в спокойном состоянии, ты можешь стать менее чувствительным и не так сильно нервничать во время настоящего экзамена.
  • В последний вечер перед экзаменом не надо себя переутомлять. Перестань готовиться. Соверши прогулку, прими душ и хорошо выспись, чтобы явиться на экзамен отдохнувшим, бодрым, собранным.
  • Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
  • Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).
  • Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
  • Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном -двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  • Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи тебе!

ПОМНИ:

- ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;

- ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.

- сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признавать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – ещё один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение всё же лучше, чем полная бездеятельность.

Практикум по саморегуляции учащихся

Рекомендуем упражнения на релаксацию:

  • Настройка на определенное эмоциональное состояние (вспомни то место, где ты был счастлив).

  • «Улыбка». (Упражнение на улыбку помогает снять мышечное напряжение. Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы ).

  • «Точечный массаж» ( Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами).

  • «Конфета во рту» (Возьми с собой на экзамен конфету).

  • Дыхательное упражнение

Сядьте удобно. Сконцентрируйте внимание на дыхании.

1 фаза (4-6 сек.): глубокий вдох через нос;

2 фаза (2-3 сек.): задержка дыхания;

3 фаза (4-6 сек.): медленный, плавный выдох через нос;

4 фаза (2-3 сек.): задержка дыхания и т.д.;

Упражнения выполняются 2-3 минуты.

  • Аутогенная тренировка (3–5 минут)

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе. Мысленно повторите 5–6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5–6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приемы запоминания информации

Отто Эренберг

     Слово «мнемоника» происходит от греческого mnemonika — память и обозначает различные приемы, способствующие запоминанию информации. Такие упражнения использовались в Древнем Египте, Индии, Греции и Риме и дошли до нас во многих видах. Вы, наверное, знаете определенные приемы, которым вас учили в школе, для запоминания грамматических правил или исключений из них.

     К примеру, вас, возможно, учили следующему мнемоническому упражнению для запоминания слов, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы»: «Цыган на цыпочках сидит и „цыц“ цыпленку говорит». В этом простом предложении, которое сразу врезается в память, содержатся четыре слова, в которых после буквы «ц» пишется буква «ы». Однако мнемонические упражнения, как правило, не пользуются популярностью у учителей, потому что они считают, что запоминание материала должно базироваться на его понимании.

     Все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.

Рифма и ритм

     Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала — это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе.

     Специалисты, занимающиеся рекламой, отлично понимают значение рифмы для запоминания различной информации. Вы, без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию, а следовательно, скорейшей реализации товаров.

     Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией, то вам стоит попробовать зарифмовать ее. Как это сделать, мы покажем на простом примере с телефонным номером.

     Итак, вам нужно запомнить номер 663-15-14. Для этого вы можете зарифмовать его следующим образом:

 Шесть шесть три один пять один четыре

 Я все помню в целом мире.

 А если мы несколько изменим этот телефонный номер: например, 663-14-15, то можем зарифмовать его по-другому:

Шесть шесть три один четыре один пять

 Я не буду забывать.

 Теперь попробуем зарифмовать номер 151-46-63:

Один пять один четыре шесть шесть три

 Никому не говори.

     И так далее. Следует напомнить, что такого рода стишки не следует наполнять каким-то глубоким смыслом. Они просто должны помогать вам запоминать не имеющую логических связей информацию, которая является для нас весьма важной. Как вы, наверное, уже убедились, зарифмованную информацию значительно легче запоминать.

Аббревиатура (акроним)

     Мы сталкиваемся с аббревиатурами каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как МВФ, ООН и т.д. Эти аббревиатуры не только сокращают длинные названия организаций (Международный валютный фонд, Организация Объединенных Наций), но и способствуют их запоминанию.

    Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации. Вы можете попробовать применять этот принцип и вскоре сами убедитесь в его успешности.

     Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — мы обычно пользуемся фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

   

  Это, разумеется, не совсем аббревиатура. В этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл. То есть запоминанию информации способствует и смысл простого предложения, и тот факт, что все слова этого предложения начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Это является своеобразным двойным эффектом.

     

Вы можете использовать принцип аббревиатуры для запоминания самой разной информации. Для этого вам необходимо придумать простое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв тех слов, которые вам нужно запомнить. Для того чтобы вы потренировались в придумывании таких предложений, мы предлагаем вашему вниманию следующее упражнение.

   

  Упражнение: Придумайте предложение для запоминания следующего списка необходимых покупок яблоки, яйца, мороженое, кофе, орехи, изюм, сыр, анчоусы, лимоны. Продукты вы можете расположить в произвольном порядке. Желаем удачи.

Метод расположения предметов

   

 Этот метод пришел к нам из Греции и представляет собой способ запоминания предметов с помощью фиксирования их месторасположение. Вы, без сомнения, часто используете этот метод, хотя не отдаете себе в этом отчета. К примеру, если вас спросить, сколько окон в вашем доме, то вы можете сразу не ответить на этот вопрос, но если вы представите, что идете по своему дому, то безусловно без труда сосчитаете все окна.

   

  Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. Первое, что вам необходимо сделать, — это установить некоторую последовательность в перечислении мест.

     

Например, если вы мысленно идете по своему дому, то можете следовать в заранее заданном направлении: прихожая, коридор, кухня, столовая, зал, спальня, детская и т.д. Если же вы представляете свой путь от дома до работы, то последовательность может быть такой: светофор, газетный киоск, небольшой сквер, похоронное бюро, автобусная остановка и т.д.

     

Допустим, что вам нужно запомнить следующий список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, яйца и майонез. Постарайтесь вызвать в сознании какие-нибудь яркие образы, связанные с маршрутом на работу. Представьте, например, светофор, обмотанный туалетной бумагой, выливающееся из газетного киоска моющее средство, дорожки сквера, вымощенные консервами с тунцом, гробы, политые майонезом, и скамейку на автобусной остановке, заваленную яйцами. Если вы представите эти ассоциации, то в супермаркете вам останется лишь вспомнить свой маршрут от дома до работы, а память сделает все остальное.

   

 Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности, такие, как, например, цепочка объектов, встречающихся вам на пути от дома до работы. Надежность этого метода объясняется тем, что вы не можете забыть часто встречающиеся последовательности объектов.

 

   Попробуйте использовать этот метод для запоминания самых различных предметов, а не только списка необходимых покупок. Древние греки, например, с помощью этого метода запоминали основные моменты своих длинных речей. До нас эта привычка дошла в лингвистических оборотах типа «во-первых, во-вторых» и т.д.

Слова, способствующие запоминанию

     Применение слов, способствующих запоминанию, является разновидностью метода расположения предметов. Но в данном случае вы используете для запоминания не последовательность объектов, а конкретные образы, названия которых рифмуются с цифрами. Попробуйте для начала запомнить следующий список предметов.

Один — господин.

Два — трава.

Три — богатыри.

Четыре — дверь.

Пять — кровать.

Шесть — жесть.

Семь — ремень.

Восемь — лось.

Девять — лебедь.

Десять — лестница.

       Итак, вы можете запомнить либо этот список, либо другой, написанный вами подобно этому. В любом случае вы должны запомнить его наизусть, так, чтобы он у вас «отскакивал от зубов». Надеемся, что это задание будет для вас не слишком сложным.

     Теперь вам надо запомнить список необходимых покупок: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, майонез, яйца. Для этого свяжите каждый элемент списка покупок со списком слов, способствующих запоминанию

     Делать это следует в порядке очередности, то есть если туалетная бумага стоит в списке покупок первой, то она должна ассоциироваться с господином, и вам следует представить какого-нибудь господина, обмотанного туалетной бумагой. Следующим в списке идет моющее средство, ему соответствует трава, так что попробуйте представить траву, облитую моющим средством. Далее идет консервированный тунец. Его вы должны связать с богатырями, поэтому вы можете представить себе богатырей, уплетающих консервированного тунца. Затем настала очередь майонеза. Его порядковый номер соответствует двери, и в вашем воображении должна возникнуть обмазанная майонезом дверь. И наконец, последними в списке идут яйца, которые нужно связать с кроватью, что наверняка вызовет у вас ассоциацию заваленной яйцами кровати.

     Методы расположения предметов и подбора слов, способствующих запоминанию, имеют различный круг применения. Первый метод лучше использовать для запоминания относительно коротких списков предметов, а второй — тогда, когда очередность объектов не имеет особого значения.

Нахождение связи между цифрами и буквами

     Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова, как правило, имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз и помогает «перевести» числа в слова. В основе данного метода лежит соответствие между цифрами и согласными буквами, которые чем-то напоминают эти цифры.

     Цифры и соответствующие им согласные:

1 = т (одна вертикальная черточка)

2 = ц (две вертикальные черточки)

3 = ш (три вертикальные черточки)

4 = ч (начальная буква названия цифры)

5 = п (начальная буква названия цифры)

6 = б (начертание буквы похоже на начертание цифры)

7 = с (начальная буква названия цифры)

8 = в (начальная буква названия цифры)

9 = д (начальная буква названия цифры)

О= о (начертание буквы похоже на начертание цифры)

     После того как вы запомните, какие буквы каким цифрам соответствуют, вы будете готовы к использованию этого метода. Старайтесь запоминать связи между буквами и цифрами осмысленно, а не механически. После того как вы запомните все пары, попробуйте любое число перевести в слово или фразу путем использования этих пар и подстановки гласных. Гласные вы можете использовать любые, но согласные должны быть только те, что есть в списке.

     Если вам нужно запомнить какой-то важный телефонный номер, то сначала замените цифры согласными, а затем между ними вставьте любые гласные так, чтобы получилось какое-нибудь слово или фраза. Тогда вам останется запомнить только лишь это слово (или фразу), и вы в любой момент сможете перевести его (ее) в номер телефона. Это слово (или фраза) может не иметь особого смысла, но должно легко запоминаться.

     А для того, чтобы вы попрактиковались в использовании согласных, соответствующих цифрам, список которых приводился ранее, вашему вниманию предлагается следующее упражнение.

     Упражнение: В этом упражнении вам даются различные числа, которые обозначают высоты, расстояния и телефонные номера. Ваша задача — перевести их в слова или простые фразы, которые можно легко запомнить.

10,

646,

248,

1492,

814-52-60 243-21-42.

Использование картинок

     Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания. Этот метод особенно полезен для запоминания фамилий людей и их профессий.

     Часто случается, что мы сталкиваемся с трудностями при запоминании имен собственных и названий. Для того, чтобы облегчить этот процесс, мы можем использовать различные картинки. Мы должны представить, какие ассоциации возникают у нас, когда мы думаем о каком-то городе, произносим его название или фамилию человека.

     Некоторые слова и фамилии вызывают у нас яркие ассоциации, и если мы хорошо запомним эти образы, то нам будет легко вспомнить сами названия. Если вам трудно запомнить фамилию человека или название какого-нибудь города, то запомните ассоциации, связанные у вас с этой фамилией или городом. Затем, когда вам нужно будет вспомнить фамилию человека или название города, просто вспомните свои ассоциации. Особенно полезен этот метод при запоминании новых фамилий и названий, с которыми вы раньше не сталкивались.

     Этот метод может с тем же успехом применяться и для запоминания иностранных слов. Представьте, что вы учите какой-нибудь иностранный язык и вам трудно запоминать некоторые слова. Тогда подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите эти слова. Чем ярче будет возникающий при произнесении слова образ, тем лучше. Яркие образы легче запоминаются, а следовательно, легче запоминаются и слова, с которыми они связаны. При постоянном его использовании вы заметите, что вам стало значительно легче запоминать незнакомые слова.

Использование цепочек

     Использование цепочек чрезвычайно полезно для фиксирования в памяти списка имен собственных или просто каких-либо предметов. При запоминании любого списка вам нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций. Это может быть сделано двумя способами:

- с помощью создания рассказа;

- с помощью простой цепочки.

     Возвращаясь к нашему списку необходимых покупок, который вы, наверное, уже выучили наизусть, мы видим следующую последовательность: туалетная бумага, моющее средство, консервированный тунец, яйца, майонез. Для создания цепочки нам нужно сначала связать туалетную бумагу с моющим средством. Для этого мы можем представить мачту, на которой вместо парусов развевается туалетная бумага, а сама мачта закреплена при помощи банок с моющим средством.

     После этого нам нужно связать моющее средство с консервированным тунцом. Для этого представьте себе тунца, плавающего в моющем средстве. Затем нам требуется связать тунца с яйцами. Для этого попробуем представить тунца, изо рта которого вылетают яйца. И наконец, для связи яиц с майонезом можно представить, как яйца падают в огромное блюдо с майонезом.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для успешного усвоения учебного материала

 

     Каждый человек индивидуален. Не все обладают отличной памятью, но всем иногда бывает необходимо быстро запомнить некий объем информации.

     Для успешного усвоения материала можно дать следующие рекомендации:

     1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.

     2. Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить.

     3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно.

     4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.

     5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом.

     6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.

     7. Повторять материал, пока он еще не забыт.

     8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять "залпом", например, только перед самым экзаменом).

     9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).

     10. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, "на свежую память".

     11. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти.



Предварительный просмотр:

Техники эффективного запоминания

     Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Освоив эти принципы, вы сможете запоминать любую необходимую вам информацию самым эффективным для вас способом. Что же лежит в основе любого эффективного запоминания?

     Желание. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать: иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить.

   Осознание. Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.

     Установление связей. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у вас знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нужно обязательно связать с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах своей памяти будет очень сложно. Чем больше связей между двумя мыслями или фактами вы установите, тем выше вероятность того, что вы вспомните одну информацию при помощи другой.

     Яркие впечатления. Если вы хотите, чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

     Хорошее внимание. Без внимания нет запоминания. 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию

     Поэтому надо, во-первых, выработать в себе навыки концентрации внимания, а во-вторых, не забывать его вовремя включать.

 

    Существуют действенные методы для запоминания информации, о которых мы и поговорим в этой  статье ниже.

    Для того чтобы укрепить память записывайте на бумаге план или краткий конспект материала, который необходимо запомнить. Для тех, у кого хорошо работает зрительная и слуховая память, достаточно будет просто прочитать или прослушать информацию. Каждый человек индивидуален по своей сути. Следовательно, и запоминает информацию каждый из нас по-разному. Для начала следует понять, какой тип памяти у вас развит лучше всего, а уже затем приступать к запоминанию информации.

     Итак, чтобы укрепить память необходимо научиться понимать работу памяти, ее механизмы. Во-первых, существует два типа запоминания:

- произвольное;

- непроизвольное.

    Ярчайшим примером непроизвольного запоминания может стать назойливый рекламный слоган, который так и крутится в голове, или фраза из песни.

    Произвольное запоминание приходит на помощь тогда, когда необходимо запомнить какую-то конкретную информацию. В свою очередь, оно делится на механическое (обыкновенная зубрежка) и логическое (осмысление запоминаемой информации). Для того чтобы запомнить информацию важно учитывать самый главный критерий запоминания – понимать то, что запоминаешь. При осмыслении информация плотно входит в память. В данном случае у вас появляется возможность запоминать в несколько раз больше информации, чем при зубрежке, а также сэкономить свое время.

     Существует множество техник для развития и укрепления памяти, но наиболее эффективной, по мнению большинства, считается мнемоника или мнемоническая техника. Мнемотехника (в переводе с греч. – искусство запоминания) представляет собой совокупность приемов и способов, которые значительно облегчают запоминание информации, а также увеличивают объем памяти с помощью ассоциативных связей. Мнемотехника появилась во времена, когда человеку еще не было знакомо письмо. С помощью мнемотехник жрецы и шаманы могли запоминать астрономический объем информации. Способность запоминать информацию ценилась во все времена. Одним и наиболее известных мнемонистов был Джордано Бруно. Он написал немало книг о мнемотехниках, одна из которых называется «О тенях идей».

     Рассмотрим несколько приемов мнемотехники:

Прием 1: Рифмуйте информацию

Прием рифмизации представляет собой интерпретирование информации в стихотворную форму. К примеру: «кое, либо, то, нибудь — тире ставить не забудь, а частицы бы, ли, же – пишут давно раздельно уже».

Прием 2: Формируйте фразы из первых букв информации

Ярким примером такого приема служит последовательность цветов в спектре: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова означает определенный цвет: К – красный, О –оранжевый, Ж – желтый и т.д.

Прием 3: Метод связки

Данный прием мнемотехники предполагает связывание информации с ярким образом или иллюстрацией. Запоминаемые предметы могут стать главными героями какого-нибудь действия. Для более эффективного результата преувеличивайте размеры предмета (огромный котенок), представляйте его в действии (стул ходит) и т.д.

Прием 4: Метод зацепок

Этот прием заключается в замене цифр на предметы. Например, 0 – баранка, 1 – карандаш, 2 – змея и т.д.

Прием 5: Метод Цицерона

Данный мнемонический прием предполагает представление предметов, которые необходимо запомнить, в знакомой для вас обстановке. Например, вспомните свою комнату, где вам все хорошо знакомо, и расположите предметы в ней на определенных местах. Для того чтобы вспомнить информацию, вам достаточно будет вновь вспомнить свою комнату с расположенными в ней предметами.

Возможно, какие-то приемы мнемотехники знакомы нашим читателям. Но стоит сказать о том, что мнемоника – это целая учебная дисциплина со своей совокупностью приемов запоминания информации. Отдельно взятые приемы мнемотехники малоэффективны. Поэтому для укрепления памяти рекомендуется использовать несколько приемов.

Методики эффективного усвоения текстов

    Существует несколько методов работы с текстами, позволяющими хорошо их усвоить. Методы основаны на повторном чтении, но не бессистемном, когда текст читается много раз подряд, а на осмысленной работе с текстом.

Метод ОВОД

     Метод ОВОД позволяет усвоить текст за 4 повторения. Расшифруем название метода ОВОД - Основные мысли, Внимательное чтение, Обзор, Доводка.

Основные мысли. Прочитайте текст с целью восприятия основных мыслей и их взаимосвязи. Если необходимо - выпишите или выделите основные мысли. Не подглядывая в текст, ответьте себе на вопрос, каковы основные мысли текста.

Внимательное чтение. Прочитайте текст еще раз, но только внимательно, обращая внимание на подробности. Читайте не торопясь - Ваша основная задача на этот раз увязать подробности с основными мыслями. На этом этапе можете использовать известные Вам техники запоминания.

Обзор. Теперь просмотрите текст бегло, особенно не углубляясь в него. На этот раз начните просмотр текста с конца. Просмотрите, насколько верно Вы связали основные мысли с подробностями. Проведите параллели с уже имеющимися у Вас знаниями. Составьте приблизительный план текста. Если текст большой, можете использовать сетку.

Доводка. Повторите по памяти текст. Начинайте рассказ с существенных моментов, постепенно вспоминая все подробности, к ним относящиеся. Перечитайте текст еще раз, посмотрите, что Вы упустили, подумайте, почему это произошло. Обязательно повторите материал через пару часов, а затем используйте уже известный Вам график повторения материала. Стремитесь запомнить немного больше того, что Вам необходимо.

Метод ОЧОГ

Эта формула работы с текстом немного отличается от метода ОВОД. Название составлено тоже по первым буквам названий этапов работы с текстом. ОЧОГ - Ориентировка в тексте с целью выделения основной мысли, повторное и внимательное Чтение, Обзор текста с целью его более глубокого осмысления, осознания главного и второстепенного, мысленный пересказ с выделение Главной мысли. Эти формулы (ОВОД и ОЧОГ) очень похожи между собой. И обе они дают прекрасный результат по сравнению с обычным заучиванием. А какой метод применять - решать Вам.

 

Метод быстрого запоминания текста

     Иногда возникают ситуации, когда нужно сначала максимально близко к оригиналу запомнить текст, а уж потом разбираться с его содержанием и пониманием. Методы такой работы с текстом есть. А для начала освойте вот такой метод. Суть его заключается в выделении сразу по ходу текста ключевых слов с большей или меньшей степенью подробности и прочном их увязывании с сеткой или системой Цицерона. Особенно это применимо при запоминании текста на слух. Если текст можно прочесть, то можно использовать и метод последовательных ассоциаций. В тексте могут встречаться абстрактные понятия, их сразу же надо превращать в конкретные слова-образы и уже из них строить сюжет или располагать их по методу путешествий.

     В каждом конкретном случае решайте, какую тактику Вам применить. При изучении стихов ни в коем случае не изучайте стихотворение по строкам, так как есть опасность, что если Вы будете долго повторять первую и вторую строки, то очень высока вероятность того, что при окончании второй строки Вы будете возвращаться на начало первой. Части или строфы стихов нужно учить целиком, тем более, что это несложно благодаря тому, что стихи имеют ритм и рифму. А вот связывать между собой ассоциативно последнее слово предыдущей строфы или куплета с первым словом последующей позволит не путаться и плавно переходить от строфы к строфе. Этот же метод хорош при изучении частей монолога, роли и т.п.

Метод пиктограмм

      Этот метод особенно хорош для людей так называемого «зрительного» типа. Пиктограмма - это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограмм очень хорошо работает при запоминании текстов, в том числе и стихотворных. Вот примерный план использования пиктограмм при работе с текстом.

- В тексте выделяются ключевые слова или короткие выражения (подчеркиваются или выписываются).

- К каждому выделенному слову или выражению рисуется пиктограмма. Можно сказать, что это зрительная ассоциация. Картинка не должна быть ни слишком схематичной, ни слишком подробной. Она не обязательно должна быть произведением искусства, требующей художественных навыков, не должна содержать букв или цифр. Например, для слова «праздник» можно нарисовать флажок, салют или, скажем, рюмку (кому что). Для слова «спорт» нарисовать мяч, бегуна или что-то другое. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, Она должна просто Вам моментально напомнить слово или выражение, которое Вы выразили пиктограммой.

    Вы можете потренироваться в рисовании пиктограмм. Придумайте пиктограммы на слова магнитофон, журнал, лимонад, узор, галерея, порядок, анекдот, а потом через пару часов взгляните на рисунки и вспомните, что Вы «закодировали» пиктограммами. Кстати, это довольно веселое занятие и навыки рисования пиктограмм очень даже пригодится при составлении карт памяти.

     А теперь перейдем к работе с текстом. Составьте пиктограммы по ходу текста. Теперь попробуйте воспроизвести текст, глядя на пиктограммы, как можно подробнее. Затем, если Вы довольны результатами воспроизведения (если не очень - потренируйтесь еще в рисовании пиктограмм), попробуйте воспроизвести текст, вспоминая свои картинки мысленно. Возможен и промежуточный вариант - подглядывать иногда в картинки. Чем точнее пиктограммы - тем легче вспомнить текст. Пиктограммы можно увязать в сюжет любым известным Вам способом.

     Листочки с пиктограммами - отличная шпаргалка. Раскидайте якобы хаотично листки с рисунками, причем не бойтесь делать это на глазах у преподавателя, ведь он может и не понять смысла Ваших пиктограмм. Мало ли что Вы чертите на листке бумаги. Работа с текстами помимо своей основной цели является великолепной тренировкой памяти. Используя методы работы с текстом, Вы через какое-то непродолжительное время убедитесь, что Ваша естественная, то есть природная память стала значительно лучше. Причем настолько, что многое Вы сможете запоминать и без применения методов мнемоники. Правда, мнемоника все равно пригодится в жизни.

Резюме

Бессистемное многократное чтение текста является непродуктивным.

Применение методов осмысленной работы с текстами (ОВОД и ОЧОГ) позволяет за четыре обращения к тексту максимально его воспринять.

Метод быстрого запоминания текста великолепно работает с применением приемов мнемоники.

Метод пиктограмм позволяет использовать образность при работе с текстами.

Интеллектуальная работа с текстами в течение короткого времени необыкновенно разовьет Вашу память.



Предварительный просмотр:

Литература, необходимая для подготовки к ЕГЭ по биологии

Ниже указаны книги, которые должны лежать у Вас на столе в процессе подготовки к ЕГЭ.Список сортирован по следуюшему принципу: от тех, которые должны быть обязательно, к тем, которые желательно иметь.

Я рекомендую обязательно приобрести первые 2 пособия - в них содержится достаточно много как справочной информации, так и практических заданий для уверенной подготовки к экзамену. Материалы второго пособия содержит 10 вариантов и полностью соответствуют  изменениям в КИМах ЕГЭ 2017 года.  Всё остальное приобретайте в зависимости от Ваших сил, стремления и желания заниматься.

1. Богданова Т. Л. Солодова Е. А. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.

2. Калинова Г.С., Мазяркина.Т.В.  Биология ЕГЭ-2017 Типовые тестовые задания . Биология.

3. Шустанова Т.А. 2016. Репетитор по биологии. Готовимся к ЕГЭ и ГИА.

4. Лернер Г. И. 2015. Биология: тематические тренировочные задания.

5. Лернер Г. И. 2016 Биология: тренировочные задания.

6. Лернер Г. И. 2016. Биология: сборник заданий.

7. Лернер Г.И 2010. Биология. Сборник заданий

8. Богданов Н.А. ЕГЭ 2016. Биология. Типовые тестовые задания.

9. ФИПИ. Актив-тренинг решение заданий А, В, С.

10. Калинова Г.С. и др. 2016 Биология. ЕГЭ 2016.Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.

11. Калинова Г.С., Воронина Г.А.. ЕГЭ 2016. Биология. Практикум.

12. Воронина Г.А., Калинова Г.С. 2016 Биология. Типовые тестовые задания.

13. Воронина Г.А., Калинова Г.С. ЕГЭ 2016. Биология. Типовые тестовые задания.

14. Никишова Е.А. ЕГЭ 2015 Биология. Самое полное издание типовых вариантов заданий.

15. Воронина Г.А., Калинова Г.С. 2015 Биология. Типовые тестовые задания.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Программа подготовки к ЕГЭ по биологии

Если  вы решили готовиться  к экзамену самостоятельно, то воспользуйтесь моей примерной программой для подготовки. Это поможет Вам правильно  спланировать подготовку, распределить время и собственные усилия.

Раздел 1

Биология – наука о жизни

1.1. Биология как наука. Роль биологии.

1.2. Признаки и свойства живого.

1.3. Основные уровни организации живой природы.

Раздел 2

Клетка как биологическая система

2.1. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке.

2.2. Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

2.3. Химическая организация клетки.

2.3.1. Неорганические вещества клетки.

2.3.2. Органические вещества клетки: углеводы, липиды.

2.3.3. Органические вещества клетки: белки.

2.3.4. Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты.

2.4. Строение про– и эукариотической клеток.

2.5. Метаболизм.

2.5.1. Энергетический и пластический обмен.

2.5.2. Диссимиляция.

2.5.3. Фотосинтез и хемосинтез.

2.6. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код .

2.7. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

Раздел 3

Организм как биологическая система

3.1. Разнообразие организмов. Вирусы – неклеточные формы.

3.2. Воспроизведение организмов.

3.3. Онтогенез.

3.4. Генетика. Основные генетические понятия.

3.5. Закономерности наследственности.

3.6. Изменчивость признаков у организмов.

3.7. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Наследственные болезни человека.

3.8. Селекция. Значение генетики для селекции.

3.8.1. Генетика и селекция.

3.8.2. Методы работы И.В. Мичурина.

3.8.3. Центры происхождения культурных растений.

3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование.

Раздел 4

Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

4.1. Систематика. Основные систематические (таксономические) категории.

4.2. Царство Бактерии.

4.3. Царство Грибы. Лишайники

4.4. Царство Растения.

4.4.1. Общая характеристика царства Растения.

4.4.2. Ткани высших растений.

4.4.3. Корень.

4.4.4. Побег.

4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия .

4.5. Многообразие растений.

4.5.1. Жизненные циклы отделов растений.

4.5.2. Однодольные и двудольные растения.

4.5.3. Космическая роль растений.

4.6. Царство Животные.

4.6.1. Общая характеристика царства Животные.

4.6.2. Одноклеточные или Простейшие.

4.6.3. Тип Кишечнополостные.

4.6.4. Тип  Плоские черви.

4.6.5. Тип  Первичнополостные  или  Круглые черви.

4.6.6. Тип Кольчатые черви.

4..6.7. Тип Моллюски.

4.6.8. Тип Членистоногие.

4.7.1. Общая характеристика типа Хордовых.

4.7.2. Надкласс Рыбы.

4.7.3. Класс Земноводные.

4.7.4. Класс Пресмыкающиеся.

4.7.5. Класс Птицы.

4.7.6. Класс Млекопитающие.

Раздел 5

Человек и его здоровье

5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы

5.1.1. Анатомия и физиология человека. Ткани.

5.1.2. Строение и функции пищеварительной системы.

5.1.3. Строение и функции дыхательной системы.

5.1.4. Строение и функции выделительной системы.

5.2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека.

5.2.1. Строение и функции опорно-двигательной системы.

5.2.2. Кожа, ее строение и функции.

5.2.3. Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения.

5.2.4. Размножение и развитие организма человека.

5.3. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека   .

5.3.1. Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

5.3.2. Обмен веществ в организме человека.

5.4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

5.4.1. Нервная система. Общий план строения. Функции.

5.4.2. Строение и функции центральной нервной системы.

5.4.3. Строение и функции вегетативной нервной системы.

5.4.4. Эндокринная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

5.5. Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность.

5.5.1 Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха.

5.5.2. Высшая нервная деятельность.

5.6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Приемы оказания первой помощи.

Раздел 6

Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

6.1. Вид, его критерии и структура. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция.

6.2. Развитие эволюционных идей. Движущие силы, элементарные факторы эволюции. Синтетическая теория эволюции.

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции.

6.2.2. Творческая роль естественного отбора. Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

6.3.   Результаты эволюции. Доказательства эволюции живой природы.

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека.

Раздел 7

Экосистемы и присущие им закономерности

7.1. Среды обитания организмов. Факторы среды. Законы оптимума и минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

7.2. Экосистема, ее компоненты, структура. Цепи и сети питания, их звенья. Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций.

7.3. Разнообразие, саморазвитие, смена экосистем. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.

7.4. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем.

7.5—7.6. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского.