Всероссийский конкурс "Учитель года 2016".

Куликова Наталья Владимировна


Интервью для телеканала "Вести Тамбов" с церемонии закрытия конкурса "Учитель года-2016". г. Котовск http://www.vestitambov.ru/?new_id=50671

Видеоматериал «Учитель года-2016», конкурсное мероприятие «Миссия учителя» https://www.youtube.com/watch?v=ngITZEuBkOA

Видеоматериал "Учитель года-2016", конкурсное мероприятие "Мастер -класс".https://youtu.be/2TA-ESvLJIo

Видеоматериал "Учитель года-2016", конкурсное мероприятие «Методический семинар» https://youtu.be/4HooNAbKyzA

Виртуальная лаборатория "Методическое потфолио"http://bestteacher.68edu.ru/виртуальная-лаборатория-куликовой-н/

Презентация  к уроку "Обмен веществ. Витамины.", 8 класс (2016г)  http://ru.calameo.com/read/00127621294faba90a7d7

Презентация  "Миссия учителя -2016"  http://ru.calameo.com/read/00127621269fdfb76361e

Презентация  к уроку "Макроэволюция", 9 класс(2016г) http://ru.calameo.com/read/001276212bc1db1512c4c

Презентация к мастер-классу "ГТО- путь к успеху." (2016г) http://ru.calameo.com/read/001276212f14fb5d93a14

Презентация к методическому семинару (2016г).http://ru.calameo.com/read/0012762125fc9affcbcfe

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

План открытого урока

на муниципальный этап Всероссийского конкурса

 «Учитель года – 2016»

Тема:  «Обмен веществ.  Витамины».

Возрастная категория учащихся:   8  класс.

Дата проведения:  22.01.2016г.

                                  Учитель:  Куликова  Наталья Владимировна,

                                             учитель биологии высшей категории

                                               МБОУ Староюрьевской СОШ

Староюрьево–2016г.

Тема:  Обмен веществ.  Витамины.

Цель: изучить роль витаминов в обмене веществ, рассмотреть основные типы авитаминозов, выяснить в каких продуктах питания содержатся разные группы витаминов.

 Задачи: 

1. Образовательные

- сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы; - познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями; - сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов;

2.Развивающие

продолжить: - развитие навыков самостоятельной работы с учебником; - развитие умений применять полученные знания на практике; - определять личностную значимость темы для каждого ученика; -формировать умение решать проблемные вопросы и формулировать выводы.

3. Воспитательные

- показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов; - продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни; - воспитывать  у детей толерантность, умение работать в паре.

4. Здоровьесберегающие

- создать комфортные морально–психологические условия для  успешного образовательного процесса на уроке; - рационально использовать временные рамки урока через разные формы представления материала и смену видов деятельности учащихся;

- правильность осанки во время урока, физкультминутка;- соблюдение правил техники безопасности во время работы на уроке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и приёмы:

  • Словесный – сообщения учащихся .
  • Проблемный – Какую роль играют витамины жизни человека, в каких продуктах питания они содержатся?
  • Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.
  • Наглядный – выставка продуктов содержащих витамины, презентация, видеофрагмент.
  • Дедуктивный – на примере изложения и исследования темы к частному – личностная значимость для каждого ученика.
  • Практический – выполнение заданий.
  • Проектный- создание мини-проекта

Основные понятия: витамины, авитаминоз,  жирорастворимые, водорастворимые, цинга, бери-бери, рахит.

Оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, интерактивная доска, мультимедийное учебное издание «Биология 5-9 классы. Человек» 4 часть, видеоролик «Витамины», учебник Л.В. Колесов, р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология  Человек. 8 класс, карта знаний ученика;

Вид урока: комбинированный с использованием компьютерных технологий и информационных технологий: ЭОР (интерактивные задания, интерактивная доска), ЦОР (видеофрагмент), презентация.  

План урока

1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

2. Актуализация знаний. схема; задания 1,2  тетрадь,  интерактивная доска

3. Мотивация к уроку (корзина с продуктами)

4. Изучение нового материала

         Блок 1) Видеоролик, презентация, сообщение ученика, задания 3-5 в тетради

Динамическая пауза.(музыкальная)          

         Блок 2) Проектная деятельность.

5.Закрепление. Задание 6 в тетради, интерактивная доска

6. Рефлексия. Подведение итогов.  Вывод по уроку. Оценивание работы учащихся.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Оргмомент

Добрый день уважаемые гости и учащиеся! Я рада встрече с Вами и надеюсь, что от урока  у Вас останутся хорошие знания и  позитивные эмоции.  Сели все прямо, спины выпрямили. Начинаем работать. Для  эффективной работы на  столах у вас подготовлена индивидуальная «карта урока»,  дополнительный материал и учебник. Подпишите свою фамилию и имя в карте.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1  Главным условием жизни любого организма является обмен веществ и энергии с окружающей средой. Он протекает непрерывно во всех клетках, тканях и органах.

На предыдущем уроке вы изучили тему «Обмен веществ и энергии».

Давайте освежим знания в памяти с помощью схемы метаболизма.  

В – Назовите системы органов человека участвующих в обмене веществ?

В – Какие вещества участвуют в обмене веществ? Перечислите их.

В – Какую роль выполняет пищеварительная система в обмене веществ?

В – Какую роль выполняет кровеносная система в обмене веществ?

В – Какую роль выполняет дыхательная система в обмене веществ?

В – Какую роль выполняет выделительная система в обмене веществ?

Отметить оценки за работу по вопросам!

Интерактивная доска   Задание1

А  сейчас в карте выполним задание №1. Прочитайте задание и выполните его самостоятельно

Поверка задания на интерактивной доске. Исправить ошибки.

За правильно выполненное задание мах - 2 балла,  ошибка минус 1 бал. Выставляем  баллы в пустой квадратик справа.

Интерактивная доска   Задание2

Выполняем задание №2.  В нём надо установить соответствие между органическими веществами и продуктами питания, в которых они содержаться. Ответ запишите в виде последовательного ряда цифр.

Поверка задания на интерактивной доске. Исправить ошибки.

Подсчитываем  кол-во баллов. За правильно выполненное задание мах – 16 баллов, каждая ошибка минус 1 бал.  Выставляем  баллы в пустой квадратик справа.

Ключ:

 Б -2,7,10,11,12,15,16

 Ж-6,9

У-1,3,4,5,8,13,14

3. Мотивация к уроку.

Ребята посмотрите, какая привлекательная корзина у меня в руках.

Она отношение имеет прямое отношение к теме сегодняшнего урока.

Содержимое корзины – прекрасное и важное дополнение для обмена веществ. Чем она наполнена?  Для чего они нужны нашему организму?

Слайд2      

Тема урока «Обмен веществ. Витамины».

Слайд3

А что вам интересно узнать о витаминах?  

Из всего, что вы предложили можно сформулировать главный, назовём его основополагающий вопрос урока.

Слайд3 +  щелчок

Основополагающий вопрос: Какую роль играют витамины жизни человека, в каких продуктах питания они содержатся?

Слайд4

Найдя ответ на  главный вопрос урока, мы достигнем цели урока.

Цель урока:  Изучить роль витаминов в обмене веществ,  их практическое  значение для здоровья человека.

Приступаем к нашему исследованию.

4. Изучение нового материала 

1) Сейчас вы просмотрите видеофрагмент. Об истории открытия витаминов. Смотрите внимательно. Запоминайте. По ходу ролика вы можете  делать пометки  в карте в задании №3.  Внимание на экран.

Показ видеофрагмента. ( 01-54 мин  до определения «витамины»).

Что вы узнали из этого видеофрагмента? (общие сведения о витаминах и история их открытия).    Кто  впервые исследовал биологическую роль витаминов?

Но это не вся история  открытия витаминов. Вы узнали только о русском учёном Николае Лунине.   Свой вклад  в изучение витаминов внесли ещё два человека: англичанин Христиан Экман и поляк Казимеж Функ.

Кулаков Илья приготовил краткое информационное сообщение о них.  Слушаем внимательно информацию и делаем пометки в 3 задании.

Слайды5,6    Христиан Экман  и Казимеж Функ     Сообщение + слайды

А теперь суммируем всю  полученную информацию об истории открытия витаминов в таблице.

 Выполните задание№3 в карте

 Вам необходимо правильно вписать фамилии учёных,  сопоставив их вклад в изучение витаминов.

Учёные

Научный вклад в изучение витаминов

Н.И. Лунин

 В 1881 году сделал вывод, что в молоке, помимо известных науке веществ, содержатся незаменимые для питания вещества. Установил, что можно вылечить больных цингой если, вводить в их пищу отвар хвои и лимонный сок.

Христиан Экман

Установил причины болезни «бери-бери». В 1896 году выяснил, что в рисовых отрубях содержится вещество, предохраняющее от этого заболевания.

Казимеж Функ

В 1911 году выделил вещество, которое, излечивало голубей от паралича, вызванного болезнью «бери-бери». Предложил называть это вещество – «витамин».

Проверить,  исправить, отметить детей. За правильно выполненное задание мах- 3 балла,  каждая ошибка минус 1 бал. Выставляем  баллы в пустой квадратик справа.

2) Следующий  видеоотрывок позволит нам  узнать:

кто такие витамины,

почему витамины  так называются

и какие  нарушения обмена веществ возникают в организме  при недостатке или избытке витаминов.

Слушаем и смотрим внимательно, делаем пометки в карте, в задании №4

Внимание на экран.

Показ видеофрагмента  (03-08 мин.  до витамина С).

В -  Что такое витамины?

В – Почему витамины получили такое название?

В – Как называется нарушение обмена веществ с полным отсутствием витаминов  в организме?

В – Как называется нарушение обмена веществ с недостаточным количеством витаминов в организме?

В – Как называется нарушение обмена веществ с избытком витаминов в организме?

Полученные знания надо закрепить. Поработайте с новыми терминами.  Выполните задание №4, самостоятельно. Термины выберите из предложенного списка.

 

Проверка: витамины, гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.

За правильно выполненное задание  мах - 4  балла.  Каждая ошибка минус 1 балл. Выставляем  баллы в пустой квадратик справа.

3) Витамины условно принято обозначать заглавными латинскими буквами, а вот как они классифицируются,  вы узнаете из следующего видеофрагмента.

Во время  просмотра делайте пометки в карте в задании №5. Внимание на экран.

Показ видеофрагмента. Классификация витаминов.

Выполните задание №5. Самостоятельно заполните схему «Классификация витаминов».

Витамины

Водорастворимые

Жирорастворимые

В, С, РР

А, D, Е, К

Проверка. За правильно выполненное задание 1 бал, если есть 1 ошибка-0 баллов. Выставляем  баллы в пустой квадратик справа.

Слайд7     Динамическая музыкальная пауза

А сейчас у нас динамическая пауза.  Все встали. Музыку «банановый микс» я выбрала не случайно. Банан – известный фрукт и содержит большое количество витамина  А,   а ещё он содержит вещества поднимающие настроение.  Итак, вперёд! Двигаемся свободно, весело. Движения повторяем за мной.

Садитесь. Мы взбодрились и продолжаем работать.

 

Слайд8          Рекламное агентство «ВИТАМИКС».

Как вам  стало известно  из видеоролика,  существует более 20 витаминов.

Сегодня на уроке мы подробно познакомимся  только с четырьмя жизненно важными витаминами: А, В, С, D.

А теперь представьте, что нас пригласили поработать в  рекламном агентстве «ВИТАМИКС». И  предложили создать свой творческий проект «Азбука витаминов». Мы его будем создавать на доске. Это наш рекламный щит.

Для создания  рекламы воспользуйтесь  учебником  и  дополнительным материалом. «Информационный пакет» Он лежит на ваших столах. В нём всё необходимое для создания  рекламного продукта. Рекламный продукт вы создаёте  в паре, у себя на столе. Содержание рекламы выведено на экране.

Как это сделать я сейчас вам покажу на примере витамина В.

Витаминов группы  В много, я прорекламирую 3 из них. В1, В2, В12.

Действуйте. Вы можете написать маркером текст, нарисовать  привлекательное изображение, возможно любое ваше творчество. Продумайте, аргументы в пользу рекламируемого витамина. С каких слов начнёте своё выступление.  Например: Витамины группы В наиболее значимы в обмене веществ. А ещё эта группа витаминов была открыта раньше всех.

 

Работать будете в паре.

Все сидящие на 1 ряду  должны создать информационный продукт, рекламирующий витамин А.  

2 ряд  рекламирует - витамин С.  

3 ряд – делает рекламу витамина D.

На выполнение задания вам  ______ мин.

Подводим  итог.  Оформляем наш рекламный щит (доску) создаём рекламу витаминов на доске. От первого ряда к доске пойдут…

 В работе над проектом мы воспользовались учебником и дополнительным материалом. Благодаря этому мы  быстро создали продукт в виде рекламы. В нём четкая, краткая, но содержательная информация  о  самых важных витаминах.

Молодцы ребята!  

Для того, что бы получить  более полную информацию и донести  её до других людей  я предлагаю вам уже готовые буклеты. Они у вас на столе.

 Отметить самых активных учащихся.

5.Закрепление

А теперь давайте закрепим наши знания.  Выполните задание №6.  в карте. В нём надо установить соответствие между витаминами и  продуктами питания, в которых они содержаться. Ответ запишите цифрами.

Ключ:

А - 1,3,4,5

В - 2, 6

С – 8 ,9,10,11

D - 7,12

Подсчитываем  кол-во баллов. За правильно выполненное задание мах-12 баллов. Каждая ошибка минус 1 балл. Выставляем  баллы в пустой квадратик справа.

6. Рефлексия.

Подведение итогов урока.  Домашнее задание.   Оценивание.

Слайд 9  

Настало время подведения итогов урока. Возвращаемся к проблемному вопросу. А теперь давайте вместе сделаем вывод.  Продолжите пожалуйста предложения

1. Выяснили, что …

2. Узнали, что…

3. Создали…

Слайд 10  

Продолжить исследование витаминов вам предстоит ещё дома. Ваше домашнее задание записано у вас в «карте знаний».

Параграф 37, выполнить практическое «Определение витамина С в яблочном или апельсиновом соке» по инструкции.

Настало время подведения итогов урока. У вас есть таблица результатов.

Работа на уроке

Дополнительные  баллы

Итого

Оценка

 за урок

     Мах-38

Суммируйте  все свои результаты в баллах. Считать можно прямо  на карте

Запишите их в графу «Работа на уроке»

Поставить дополнительные баллы графу «дополнительные баллы» (называет учитель).

Выставите сумму всех баллов в графу «итого».  

Переведите свои баллы в оценку по шкале.

34 балла и меньше – оценка «3»

35-37  баллов – оценка  «4»

38 и более – оценка «5»

Поставьте свою оценку в графу «оценка за урок»

Поднимите руку  кто заработал сегодня оценку «3», они получают жёлтые яблоки

 «4» - получают зелёные яблоки и  «5» -  красные яблоки.

Ребята, спасибо за работу на уроке. Молодцы! Приятного аппетита!  Пополняйте свой витаминный запас. Все свободны.

Урок окончен.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевский район Тамбовская область

Творческая работа  

на муниципальный этап конкурса:

« Учитель года - 2016»

Эссе « Моя педагогическая философия»

Выполнила учитель биологии

Куликова Наталья Владимировна

        с. Староюрьево-2016г.

        Только ленивый сегодня не говорит о том, что учитель – вымирающая профессия и подрастающее поколение имеет к ней низкий интерес. Простые обыватели, рассуждая о будущем просвещения, считают, что современная техника вытеснит учителя из образовательного процесса.

       С этими утверждениями можно не согласиться. Ведь именно учитель стоит у колыбели тех глобальных перемен, которые грядут в новом тысячелетии. Лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества. Я приведу ряд мнений на этот счёт. Ещё Сократ, открывший в древней Греции академию для молодёжи, утверждал, что более полезен государству тот, кто сделает многих способными управлять государством, чем тот, кто управляет им сам. «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», – говорил Уинстон Черчилль. Ян Коменский, чешский мыслитель XVII века, рассматривал школу как «основание государственности», а учителей назвал «садовниками», «образователями» человечества. Таким историческим аргументам трудно найти возражения. Невольно встаёт вопрос об особой роли учителя в обществе XXI века. Какова она?

       XXI век – век научного прогресса, стремительной информации и новых технологий. И не секрет, что уровень развития и использования современных технологий зависит от способности общества производить, потреблять и применять новые научные и технологические достижения.

       Однако жизнь показала, что насыщение техникой областей жизнедеятельности человека несёт с собой отрицательное явление: снижение гуманистического уровня общественной жизни. И в этих условиях, как никогда, ранее, возрастает роль учителя.                                                         

        История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все сегодняшние кризисные проблемы (экологические, социальные, культурологические, демографические, экономические), с которыми столкнулось общество,  сказываются  на образовании.  Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Я думаю, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие, постепенные обновления и изменения в сознании, поведении людей. Ещё Анри Барбюс говорил: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Я согласна с автором слов, и хочу его дополнить: именно в школе начинается обновление мира. Безусловно, в решении вопроса гуманизации общества, формировании новых жизненных установок личности школа в лице учителя становится важнейшим фактором.  

        Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, коммуникабельностью обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Получается, что сейчас, как никогда, ранее, путь развития цивилизации зависит от нас, учителей современной школы. «Ребёнок есть устремление в будущее» – говорил Василий Сухомлинский. Основа успеха в воспитании, обучении Пушкиных и Ломоносовых завтрашнего дня, в руках учителя уже сегодня.

        Каким же должен быть современный педагог? Какой учитель необходим современному ученику? В национальной инициативе «Наша новая школа» и в «Российском образовании-2020» дан четко сформулированный социальный заказ учителя: «Складывается новый образ педагога. Это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему новому».  

       На мой взгляд, в ряду вышеназванных качеств педагога не хватает ещё одного: учитель должен иметь чётко выстроенные приоритеты. Под этим я понимаю правильно расставленные жизненные и профессиональные цели. Мой опыт показывает, что профессиональные цели должны быть прямо пропорциональны стремлениям идти в ногу со временем. Я уверена, хороший учитель учится всю жизнь, работая над собой. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» – эти слова Василия Сухомлинского мне особенно близки.

         Размышляя о целях российского образования в условиях его модернизации, ежедневную профессиональную цель учителя определяю просто. Урок должен «жить» в ребёнке и потом, после урока. Урок не должен быть сиюминутной информацией, он должен быть эмоциональным, развивающим событием для ребёнка. В этом я согласна со словами Константина Вентцеля: «На ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины». На мой взгляд, профессионализм учителя в том, чтобы научить ребёнка искать ответы на вопросы самостоятельно, а не давать ему готовые. Задача современного учителя мотивировать, разбудить у ребёнка «аппетит к знаниям». Иначе возможен результат, верно замеченный  Самуилом Маршаком.

                               Он взрослых изводил вопросом «почему?»,

                               Его прозвали «маленький философ».

                               Но только он  подрос, как начали ему

                               Преподносить ответы без вопросов.

                               И с этих пор он больше никому

                               Не задаёт вопросов «почему?».    

   Миссия учителя сегодня – особая. Учитель должен непросто учить ребёнка способам познания и преобразования окружающего мира, но и, прежде всего, помочь ему найти свою особенность, свой индивидуальный путь в образовательном и культурном пространстве этого мира. Галилео Галилей сказал: «Вы ничему не можете научить человека, вы можете только помочь ему открыть это в себе».

   О причине низкой заинтересованности профессией учителя думаю, что многие из тех, кто пришёл работать в школу на должность учителя настоящими учителями не стали. Возможно, не смогли открыть в себе то, что даёт право называться учителем. Вопреки обывательским утверждениям о том, что учитель – вымирающая профессия, я уверена высокопрофессиональный педагог всегда будет востребован обществом. Ведь образование – это, прежде всего общение человека с человеком, роль техники и образовательных инноваций сделать это общение комфортным и продуктивным.



Предварительный просмотр:

Выступление «Мастер-класс».

Слайд 1

Дорогие друзья коллеги, члены жюри я представляю вам свой мастер-класс.

Целью своего мастер класса я поставила показать некоторые дидактические  приемы, используемые в моей работе, надеюсь, они станут, полезны нашей педагогической аудитории.

Слайд 2

Я не называю тему мастер-класса потому, что её вы определите сами.

Для этого я воспользуюсь приёмом  «Визуального раздражителя».

Я часто использую этот приём  на начальном этапе урока  как погружение в тему но его можно применять  для формирования навыков описания, сравнения.

В качестве раздражителя можно использовать видеоролик, любые изображения или предметы. Сейчас я воспользуюсь  произведениями искусства советских художников и скульптора. Давайте проверим, как этот приём  работает.

Я сейчас обращаюсь к аудитории и  фокус – группа  тоже включается в работу. Посмотрите на экран.

(открывать картины по щелчку мыши)

- Это -  картина Владимира Кутилина «Гимнасты»

- Следующая картина Анатолия Талалаева «Лыжники»

Какой вид деятельности  людей объединяет эти изображения?  Чем они занимаются? (спорт, спортом)

- Следующее изображение это скульптура работы Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

-  это картина  художника Александра Дайнеки «Стройка»

Что общего у этих двух изображений? Что символизирует скульптура? Чем заняты люди на картине?  (труд, работа)

- Следующее изображение  картина художника Александра Дайнеки «Оборона Севастополя»  

-Картина Василия Васнецова «Богатыри»

А что объединяет эти две  картины?  Кто на них изображен?  ( оборона, защита Родины, защитники Родины)

«Ромб ассоциаций»

Мы  смогли объединить эти изображения по трём направлениям деятельности человека.  (спорт, труд, защита Родины.)

Сейчас  нам необходимо выяснить какими качествами должен обладать человек, что бы заниматься спортом, успешно трудиться, защищать Родину?

«Ромб ассоциаций»

Для этого я использую приём «Ромб ассоциаций».

Этот метод можно использовать  в разных предметных областях.

«Ромб ассоциаций» призван найти дополнительные характеристики предмета.  

На уроке этот приём помогает  детям глубоко задуматься, включить свои чувства, память, жизненный опыт. «Ромб ассоциаций» учит воспринимать и осмысливать новую информацию.

Слайд 3

Суть его состоит в следующем. На экране ромб. В  ромбе имеется цитата. Прочитать цитату. 

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти  в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.   Гиппократ.                                                   

Задание. 

Проанализируйте и осмыслите цитату Гиппократа.

Какие образы и ассоциации вызывает у вас эта цитата?

Образ кого вы представляете? (человека, атлета, спортсмена)

Какими качествами обладает этот человек?   что бы заниматься спортом, успешно трудиться, защищать Родину?

(повторять слова из зала в микрофон самой)

патриот

тренированным,

физически развитым

здоровым, сильным, смелым,

ловким, выносливым,

верящим в свой успех  или победу,

трудолюбивым

жизнерадостный

Спасибо.   Вы всё правильно назвали.

 Итак,  физически  подготовленному человеку  по плечу любая работа, он смел, вынослив, силён и успешен в труде, спорте.

 Именно такие люди нужны государству.  Поэтому  в России  возрождаются традиции  физического воспитания нации и  вновь вводится физкультурно-спортивный комплекс. О нём сегодня пойдёт речь. Назовите его.  

Правильно ГТО.

ЩЕЛЧОК МЫШИ !- картинка ГТО    

Расшифруйте пожалуйста аббревиатуру ГТО. (готов к труду и обороне)

Спасибо. Оба  приёма «Визуальный раздражитель» и  «Ромб ассоциаций» сработали.   И вы  правильно, очень близко определили тему мастер-класса.

Слайд 4

Тема моего мастер класса называется «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – путь к успеху».

Слайд 5

Этот комплекс появился в СССР  1931 году и действовал до 1991 года. 14 марта 2014 года, Президент РФ В.Путин предложил возродить физкультурный комплекс ГТО в новом формате, включить его в аттестат и учитывать при поступлении в вуз.  С 1 сентября 2014 года  комплекс ГТО снова  введён в действие.

Итак, в тему мы уже погрузились. А  что мы еще  знаем о комплексной программе ГТО?

                                                            « Кроссенс»

Слайд 6

Возможно, у нас получится это выяснить с помощью метода, который называется «кроссенс». Это  можно сказать новая головоломка времени. Переводиться как «пересечение смыслов». Авторы этой головоломки  Владимир Бусленко и Сергей Федин.  

 Кроссенс эффективно работает на разных этапах урока, способствует активизации мышления, рассматривает предмет с разных точек зрения.

Использовать его удобно при изучении нового материала на этапе  выведения  темы урока; установки проблемной ситуации; при закреплении и обобщении изученного материала и как творческое домашнее задание.

 Кроссенс  это - один из инструментов  реализации метапредметного подхода в обучении. Итак, как он выглядит и как работает?  

Слайд 7  

Он состоит из 9 квадратиков. В каждом квадратике имеется  символы или изображения. В данном случае, поскольку у нас тема  «ГТО - путь к успеху»  то все изображения связаны с этой темой.

Внимание фокус-группа это задание для вас. Как разгадать эту головоломку?  

(показывать на  слайде указкой)

Нужно суметь соединить, вернее, понять принцип, по которому соединены

квадратики, которые соприкасающиеся сторонами. Например, 1 и 2  либо 2 с  3  либо 3 с 6, 1 с 4.  Понятно, что 3 с 4 соединять не нужно.  

А центральная картинка под номером  5  по смыслу  объединяет все картинки.

Читать кроссенс можно сверху вниз слева направо. В нашем случае вам необходимо начать с 1 картинки и двигаться к 4,  закончить всё 5 картинкой. (т.е по принципу улитки)            

Уважаемые участники фокус-группы ваша задача объяснить кроссенс, составить рассказ ассоциативную цепочку посредством взаимосвязи изображений.

Каждый разгадывает 3  изображения.

Посмотрите, на столе  у вас приготовлен  печатный вариант головоломки  Есть? инструкция к действию и  Банк информации. Есть?   В нём подобрана дополнительная информация вам её необходимо переосмыслить.

Итак, задание вам понятно. Хорошо.  Но если  у вас  вдруг не получается разгадать кроссенс по теме  «ГТО»  вы можете разгадать его по любым другим ассоциациям. Это может быть и начало слова, буквы, цифры  и какие либо  другие ассоциации которые у вас возникнут. Но желательно разгадать его по теме «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО - путь к успеху».   Время для работы фокус-группы _____ минут. Приступайте.  

Работа с залом

Пока группа работает мне бы хотелось пообщаться с залом. О комплексной программе ГТО мы узнаем немного позже, как закончит работу фокус-группа.

«Синектика»

Слайд 8

Хочу познакомить аудиторию с  таким приемом, который называется «Синектика».

Синектика – это совмещение разнородных элементов. Этот приём я  тоже использую на своих уроках. Посмотрим, как он работает.

Пожалуйста,  прошу 4 человека из зала на сцену.

 Слайд 9

Я предлагаю вам несколько предметов: мишень, очки,  часы,  песок,  рюкзак.  Задание. Вам необходимо совместить свой предмет с понятием ГТО.  

Прошу вас продолжить фразу, например:   песок в комплексе ГТО необходим потому, что  песком наполняют прыжковую яму, где сдают прыжки в длину.

Итак, начнём.

- Часы в комплексе ГТО необходимы потому, что ими можно измерить время выполнения тестирования.

- Мишень в комплексе ГТО необходима потому, что  в неё стреляют из пневматической винтовки.

- Очки в комплексе ГТО необходимы потому, что  в них удобно плавать, за выполнение  испытаний начисляются очки.

- Рюкзак в комплексе ГТО необходим потому, что нужен для совершения туристического похода.

Посмотрите приём «Синектика» срабатывает тогда, когда мы сравнивали два объекта которые, сложно сравнить. Но тем не менее выявили нечто общее. Приём хорошо работает когда нужно накидать много идей, или необходимо установить взаимосвязь между новым материалом и уже изученным. Спасибо. Присаживайтесь.

Слайд 10

Итак. Я обращаюсь к фокус-группе. Вы готовы? Вижу, что готовы. Давайте начнём  с 1 картинки, по очереди,  микрофон передавайте.

Кроссенс читает  фокус группа.

1-2-3

1-2 картинки  я связала следующим смыслом.

 На 1 изображён труд, а  2 символизирует успех, награды.  Труд направлен  на достижение успеха. Учёба, работа, спорт - это труд. Любой труд должен быть вознаграждён. Наградой  может быть оценка, зарплата, грамота, медаль, карьерный рост.  

2-3  изображения  объединены  смыслом.

Цифра 19 это- количество испытаний  в комплексе ГТО. Сегодня уже говорили, что школьники, успешно сдавшие ГТО, получают преимущества при поступлении в ВУЗ. Поэтому  ГТО путь к успеху, успешной карьере.

3-6-9

3 и 6 и 9  изображения объединяет то, что на всех трёх мы видим цифры.

Как было сказано цифра 19 это- количество испытаний  в комплексе ГТО.

6 изображение  я понимаю так комплекс ГТО существовал в СССР с 1931по1991 год. В 2014 вновь введён в действие. Цифра 8 это количество ступеней или возрастных групп ГТО (от 6  до 40 лет и более.)

9-8-7

9 и 8  я связала следующим смыслом.

Если  цифра  8 это - количество возрастных групп, то следующее изображение спортивной, разновозрастной семьи с ней логично сочетается. Все члены семьи являются участниками  программы ГТО.  

8 и 7 изображения  я объединила  по такому принципу.

На 7 картинке изображён государственный флаг России. Семья – это часть государства.  ГТО - основа государственной системы физического воспитания нации.

7-4-5

7 и 4 изображения имеют общий смысл. Флаг символизирует Российское государство, патриотизм. Государству нужны патриоты физически развитые, сильные духом, спортивные, здоровые, успешные.  Система ГТО призвана воспитывать именно таких защитников Родины .

4 с 1  можно связать фразой,  что защита Родины это – труд.

Центральная 5 картинка объединяет все картинки. На ней  изображены спортивный  и туристический инвентарь для подготовки к сдаче комплекса ГТО.

Приём кроссенс помог нам  изучить  физкультурно-спортивный комплекс  ГТО более глубоко, и с разных сторон выяснить  степень важности введения  комплекса ГТО в жизнь современного общества.

«собери пазл» 

Слайд 11

Посмотрите на экран. Сейчас я немного изменила концепцию темы.

Она звучит вопросительно.

 Давайте попытаемся выяснить,  почему  комплекс ГТО - путь к успеху? В этом нам поможет приём  «собери пазл».  

Участники фокус-группы поработайте,  пожалуйста, ещё немного. 2 человека  подойдите к доске.

Задание: вам надо собрать эти пазлы на доске  в целый квадрат. В результате получим ответ на вопрос. Приступайте

Что у нас получилось. Прочитайте, пожалуйста. Спасибо присаживайтесь

ГТО – путь к успеху, потому, что физически развитый человек,  имеет крепкое здоровье, высокую работоспособность,  следовательно, успешен  в  карьере, в учёбе, в жизни.

«незаконченные фразы»

Настало время подвести итог по сегодняшней теме. Здесь будет уместно применить приём «незаконченные фразы» .Этот приём я применяю при формулировании выводов к уроку, проблемных вопросов.

Уважаемая аудитория, фокус группа я прошу вас закончить фразу:

Слайд 12

Сегодня на уроке мы узнали, что …

Прошу вас поактивней, предлагайте фразы, давайте вместе сформулируем предложение.

-физкультурно-спортивный комплекс ГТО – путь к успеху

-важен для физического и  спортивного развития нации

нужен для укрепления здоровья и повышения патриотизма  граждан.

В заключении хочу сказать. Для  сегодняшнего мастер-класса я выбрала из своей педагогической копилки набор из 4 методов: «Визуальный раздражитель» «Кроссенс»,  «Ромб ассоциаций», «Синектика» приёмы «незаконченные фразы», «собери пазл».

 Отбирала я их по принципу наглядности, быстроты, эффективности работы.  

Все эти приёмы  сегодня  сработали правильно и с их  помощью мы смогли познакомиться с новой темой. Благодарю  всех за работу и внимание. Удачи Вам, творчества и мудрости на уроках!

Микрофон 2 шт: 1-мне, 1 фокус-группа.

Фокус группа  занимает места перед началом мастера-класса.( 4 человека.) разгадывают кроссенс по сторонам 1-2-3;     3-6-9;     9-8-7;    7-4-1-5;

На столе у фокус-группы файлы с картинками и инструкцией.

планшет.



Предварительный просмотр:

Защита эссе  «Миссия учителя»

На столе у жюри  пластиковые стаканы в них кусочки льда.

Слайд 1

Добрый день уважаемые коллеги и члены жюри. Я Куликова Наталья Владимировна, представляю вам защиту эссе  «Миссия учителя»  

Слайд 2

Я не раз слышала обывательское утверждение о том, что учитель – вымирающая профессия, что возможно в недалёком будущем техника вытеснит учителя из образовательного процесса. Я готова с этим не согласиться. И хочу поделиться с вами своими мыслями о роли учителя в современном российском образовании.

Слайд 3

Всем  известно, что вода - природный ресурс.

Все знают,  что вода -  источник жизни на планете Земля.

Предмет, который я преподаю в школе - о жизни. Он так и называется биология. В переводе с греческого языка  означает буквально следующее: «биос» - жизнь, «логос» - наука.

Слайд 4

Биология -  одна из естественных наук, объектами которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.

Биология исследует все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, распределение живых организмов на Земле. Изучает эволюцию живых существ,  в том числе и человека.

Слайд 5

История человечества показывает, что люди всегда интересовались непознанным. Человечество манили великие тайны, самые настойчивые делали потрясающие научные открытия.

Слайд 6

Но  и  сейчас, в 21 веке,  жажда знаний у людей  не  иссякла. Утоление жажды (т.е. желание пить) для современного человека также естественно, как и жажда познания.

Наверно вы уже заметили, что в своём выступлении я повожу некую параллель с водой. И это не случайно.  Вода обладает большой теплоёмкостью.

Кроме химических и физических, она обладает ещё  сказочными и мистическими свойствами. В моём выступлении вода служит показателем преломления  сегодняшней роли учителя в обществе. (скорость света в вакууме)

Сейчас перед вами стакан. Возьмите его. Я предлагаю вам сделать из него глоток. Попробуйте. Не получается?  И не получится до тех пор, пока  мы его не согреем или не растает лёд. Так и знания: пока не пройдут через горячее сердце учителя, не смогут быть доступны для ученика. По капле эти знания собираются  в энергичный  и мощный поток информации. Они  накапливаются в умах и сознании человечества. В этом и  заключается вся важность  учительской профессии, миссия педагога.

 Слайд 7

В педагогике есть замечательное выражение: «Мы не можем быть ровесниками детей, но современниками быть обязаны». Эти слова подтверждают мою позицию  в вопросе,  каким должен быть современный учитель.

Это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам детей, открытый ко всему новому.

Слайд 8

Сейчас сложное, динамичное время. Происходят коренные реформы в системе образования.  Для решения новых образовательных задач вводятся Федеральные государственные стандарты  нового поколения, совершенствуется программно-методическое обеспечение, внедряются новые технологии обучения и воспитания, шире используются возможности дополнительного образования,  реализуется компетентностный подход. Тенденция гуманизации в образовании призвана повысить  гуманистический уровень общественной жизни.  

На фоне этих изменений  чувствуется, что сегодня, роль педагога в обществе заметно возросла. В тоже время расширились образовательные возможности, расширилось поле ответственности и результативности учителя.

Как педагог, я стараюсь быстро приспосабливаться ко всем преобразованиям, пытаюсь выполнять свою роль в меняющемся мире.

Слайд 9

Я не стремлюсь к тому, что бы добиться успеха, я стремлюсь наполнить свою профессиональную жизнь смыслом.

Поэтому в моей педагогической деятельности прижились три правила:

учиться у времени, в котором я живу,

двигаться вперёд,

увлекаться и изменяться.

И  главной  неотъемлемой частью моей профессии, а вернее состоянием души остаётся любовь к детям.

Слайд 10 

Детей  надо удивлять.  В этом состоит моя профессиональная ежедневная цель учителя. Урок должен «жить» и после урока. Я стараюсь сделать свои уроки эмоциональным, развивающим событием для ребёнка. Учу детей воспринимать  жизнь и окружающий мир  как ежедневное чудо. Учу удивляться каждому мгновению жизни.

Не привыкайте к чудесам

Дивитесь им, дивитесь

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь

Приглядывайтесь к облакам

Прислушивайтесь к птицам

Прикладывайтесь к родникам

Ничто не повториться

За шагом шаг, за годом год

Впадайте в изумленье

Всё будет так и все не так

Через одно мгновенье.

Слайд 11

Взаимодействие педагога и ребёнка в учебном процессе я соотношу  с  чудесными превращениями воды.  В природе, в зависимости от температуры, вода изменяет  свою структуру и свойства.  Так и в учебном процессе происходит ежедневное чудо.

Твёрдое состояние - лёд -  соответствует ученикам, когда они впервые приходят на урок к учителю.

Жидкое состояние – это дети, согретые учительским сердцем, его трудом, его терпением.  Они оттаивают, и превращаются  в мощный энергетически заряженный поток.

Газообразное состояние - пар – горечь утраты, расставания, ученики уходят, как молекулы пара испаряются, освобождая место следующим молекулам - ученикам.

Слайд 12

В заключении  хочу сказать, что высокопрофессиональный педагог будет всегда востребован.  Ведь образование – это, прежде всего общение  человека с человеком, роль техники сделать это общение продуктивным и комфортным.  

Учитель стоит у колыбели тех глобальных перемен, которые грядут в новом столетии. Фритьен  Нансен сказал такие слова:  «Как только в человеке угасает жажда знания, он перестаёт быть человеком».

Миссия учителя – пробуждать и утолять жажду знаний, чтобы человечество не потеряло своё лицо. Я обучаю биологии, чтобы будущее поколение смогло сберечь своё здоровье и сохранить  жизнь на нашей планете. Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Анализ урока

 учителя биологии МБОУ Староюрьевской СОШ

Н. В. Куликовой

Дата проведения: 06.04.2016 г.

Предмет: биология.

Класс:9

Учебник: Биология. Человек. / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. пасечник - М.: Дрофа,2015.

Тема: «Макроэволюция»

Цель урока: доказать, что эволюционные    изменения реально происходили  в органическом мире на нашей планете, используя  данные полученные разными естественными науками.

Задачи: 

1. Образовательные

- сформировать понятие макроэволюция;

-расширить знания  о прямых и косвенных доказательствах эволюции;

- сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;

- убедиться  в необходимости комплексного использования всех групп доказательств  для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

2.Развивающие продолжить:

- развитие навыков самостоятельной работы с учебником, дополнительной информацией (видеофрагмент, раздаточный материал);

-формировать умение работы в группе; умений общаться, слушать собеседника,

 - развитие умений проводить исследования, применять полученные знания на практике;

- определять личностную значимость темы для каждого ученика;

 -формировать умение решать проблемные вопросы и формулировать выводы.

3. Воспитательные

- показать вклад отечественной науки в поиск доказательств эволюции(В.О. Ковалевский);

 - продолжить эстетическое и патриотическое воспитание(экскурсия в музей, говорю о музее в г. Тамбове);

- воспитывать  у детей толерантность, умение работать в группе.

4. Здоровьесберегающие

- создать комфортные морально–психологические условия для  успешного образовательного процесса на уроке;

- рационально использовать временные рамки урока через разные формы представления материала и смену видов деятельности учащихся;

- правильность осанки во время урока;

 

- соблюдение правил техники безопасности во время работы на уроке.

Планируемые результаты:

Метапредметные

- умение видеть проблему, давать определения понятиям, классифицировать,;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных анализировать и оценивать информацию;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: формирование и развитие компетентности в области использования, информационно - коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).

Предметные результаты

 -усвоение знаний о закономерностях развития живой природы, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

-объяснение родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

Универсальные учебные действия:

Личностные  результаты

-умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

-потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;

-самостоятельно проблему в учебной деятельности.

-использовать наряду с основными и дополнительные средства

-Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

-Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Формирование УУД

Развивающие УУД:

-Анализировать, сравнивать, и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного.

-Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные УУД

-овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

-умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации

Характеристика урока  с  позиции  его  места  в  курсе.

           Урок  «Макроэволюция продолжает изучение в 9 классе раздела «Основы учения об эволюции». Специфика  урока состоит в объективной содержательной сложности, в большом информативном объеме.  

В дальнейшем она является опорной при изучении  эволюцииорганического мира в 11 классе. Но задания по этой  теме встречаются в ОГЭ.  Поэтому на уроке  я предлагала задания экзаменнационного плана (на соответствие, вставить  слова).

 Содержание урока обеспечивает связь данной темы с предыдущим уроком и ранее изученным материалом. Урок  также, закладывает основу для изучения следующей темы «Основные закономерности эволюции».    

       При постановке целей урока учитывались следующие факторы:
• возраст учащихся (15-16лет): психологические особенности подростков;
• достаточно высокий уровень обученности школьников

• техническое оснащение школы;
• специфика темы урока (объективная содержательная сложность, большой объем, но в тоже время объективный интерес учащихся к теме);

• свои собственные возможности педагога..

       С учётом личностно ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:
а) опыта познавательной деятельности, в форме ее результатов – знаний  о макроэволюции и её доказательствах
б) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по алгоритму  (при решении заданий на данном уроке);
в) опыта исследовательской  деятельности  – в форме умений создавать проводить  экспресс -исследование;.

Структура урока выстроена с учётом возрастных особенностей детей и их умения работать индивидуально самостоятельно и  работать  в группе.

Опираясь на ведущие характеристики  возраста подростков в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений школьников осуществлялось с помощью методов проблемного обучения, а именно; проблемного изложения и частично-поискового метода (работа с видеофрагментами, учебником, доп. информацией.).
Помимо этого, мною на уроке при формировании способов умственных (анализ, синтез) и практических действий (решение заданий) использовались элементы технологии поэтапного формирования умственных действий, что, во-многом, облегчило понимание учащимися сложного теоретического материала, На этапе закрепления  для формирования креативности, сотрудничества, коммуникации и развития критического мышления я использовала  кроссенс .  С целью повышения мотивации на уроке я использовала игровой момент (чёрный ящик) и виртуальную экскурсию

4.Используемые на уроке наглядные средства.
1. Специально для данного урока была разработана презентация «Макроэволюция» и маршрутная карта урока  – их простая и в тоже время четкая структура помогла  глубже понять содержание темы и проработать все её элементы.  

2. Видеофрагменты  дают полный, более  четкий объём информации по разделам урока.

3. Дополнительный материал у учащихся на столах «информационный пакет» во время изучения нового материала  помогают глубже проникнуть в новую тему и закрепить её.

4 Задания на отдельных листах доске обеспечивают наглядность материала,   и достаточно быструю его обработку.

3. Учебник  использовался на уроке для поиска информации при экспресс-исследовании филогенетического ряда лошади.

Исходя из места урока в общей системе уроков по биологии, а также целей и функций урока, мною был выбран  тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Урок комбинированный с использованием информационных технологий, развития критического мышления,

 с элементом исследовательского обучения.  

Опираясь на требования к современному  уроку биологии, структура  урока была запланирована следующим образом:

1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

2. Актуализация знаний:

3. Мотивация к уроку приём «ромб ассоциаций»

4. Изучение нового материала(работа с таблицей, видеофрагментами и заданиями  в маршрутной карте, групповая работа, экспресс-исследование)

5 Закрепление (кроссенс)        

6. Рефлексия. Подведение итогов.  Вывод по уроку. Оценивание работы учащихся.

7. Домашнее задание.

     Урок спланирован с учётом программных требований. Согласно которым были продемонстрированы  доказательства эволюции, филогенетические ряды. С учащимися проработаны все новые термины и ключевые понятия в ходе урока.  Содержание учебного материала подбиралось в соответствии с темой урока и его целью,  оно соответствует государственному стандарту.

  Объём учебного материала этого урока большой. Что оправдывает использование  видеофрагментов  и  мультимедийной  презентации. В основу работы на уроке легло представление материала с  последующей его обработкой. Это позволило сберечь время и рационально спланировать работу учащихся.

 

      Контроль на уроке организован через самооценку и  оценку учителя в рейтинговой таблице  учитывались все виды активности учащихся и уровень выполнения заданий, приводиться шкала перевода баллов в оценку.  Формирующее оценивание было на всех этапах урока.  Исправление и работа над ошибками проводилась по ходу урока.

Для эффективности урока я рационально распределила время на всех его этапах. Для чёткой организации работы учащихся я использовала структурированные листы с ясными заданиями

На уроке применила такие  формы работы с учащимися:

•        работа в малых группах;

•        исследовательская деятельность;

•        информационно-поисковая деятельность;        

  Особое внимание уделила познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим в урок включены задания в виде таблицы и задания на установление соответствия (как элемент подготовки к ОГЭ). Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока.

Стимулирование на уроке осуществлялось  через слова поддержки и систему оценивания.

Для проведения урока были созданы условия:

-Учебно-материальные: максимальное обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием.

-Морально-психологические:  позитивный настрой, одобрение учителя.

-Гигиенические: смена деятельности на уроке  

-Временные: рациональное распределение времени и использование экономичных методов и средств обучения.

- эстетические: заранее продумана расстановка парт и оборудования в классе.

Групповая работа на уроке способствовала оптимизации процесса усвоения биологического содержания.

Отклонений от  плана в ходе урока не было.

Удалось выполнить весь содержательный и рефлексивный уровень урока.

 

Недостатки урока в слабом умении детей чёткого и быстрого работать с большим объемом информации. Возможно быстрый темп. Хотелось показать больше видов деятельности и  в тоже время не упустить главного.  



Предварительный просмотр:

                                                       Маршрутная карта

Рейтинговая таблица.

Индивидуальная работа

Работа в группе

Задание 1

Задание

2

Задание 3

Кроссенс

Итого

баллов

Оценка

         7-8 баллов - «3»;       9-10 баллов - «4»;    11 и больше баллов - «5».

Ученика (цы) 9А класса

Ф.И.__________________________________________________________________

Тема урока_____________________________________________________________

Задание №1. Заполните таблицу.

Сравнение микроэволюции и макроэволюции

Признаки

Микроэволюция

Макроэволюция

Результат

эволюционных

преобразований

Факторы эволюции

Длительность

Характер измениений

Задание №2.  Установите соответствие между науками и объектами их изучения.

1 Палеонтология  

А) Изучает строение организмов разных видов.

2 Эмбриология  

Б) Изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре.

3 Сравнительная анатомия        

В) Наука, изучающая  строение и развитие зародышей различных организмов.

4 Молекулярная биология

Г) Наука о закономерностях распространения организмов на Земле.

5 Биогеография

Д) Изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов.

                                         

        Ответ:1-___ , 2-____, 3-____ 4-____,5-____ .

                     

Задание №3.  Сформулируйте вывод, вставьте пропущенные слова из списка.

Ответ зашифруйте.

____________________лошади свидетельствует о ___________________одного вида от другого и является палеонтологическим доказательством __________________.

А) происхождении

Б) макроэволюции.

В) филогенетический ряд

Ответ:________________

Ссылка на видеоэкскурсию в палеонтологический музей г. Москвы. http://www.youtube.com/watch?v=5hQV3IMexgo

Д/З Параграф 1.8, выполнить творческое задание: создать рисованный биофильм (3-5 кадров) о любом доказательстве эволюции.



Предварительный просмотр:

                                                     

                                                        Ход урока

                                                                   Оргмомент

Слайд 1  Здравствуйте уважаемые члены Большого жюри и учащиеся. Ребята сегодняшний урок биологии у вас  проведу я. Меня зовут Наталья Владимировна Куликова. Я учитель биологии  и представляю на  конкурсном мероприятии «Учитель года -2016» Староюрьевский район.  

Ребята я желаю вам сегодня успеха и творчества.  Надеюсь, что вы сможете не только познакомиться с новой темой, но и эффективно поработать.  Для этого  у вас на столах есть маршрутная карта урока. Впишите в него свою фамилию и имя.

Так же на столах  у вас есть  учебники и дополнительный материал.  Приступаем к работе.

                                              Погружение в новую тему.

                                      Постановка проблемного вопроса

Обращаю ваше внимание, что на этом этапе урока оценивается ваша индивидуальная активность. Посмотрите в рейтинговую таблицу, там есть графа «Индивидуальная работа». Итак, включаемся!!!

Я не называю тему урока потому, что предлагаю вам определить её  самим. Посмотрите на слайд

Слайд 2   Для этого я использую приём «Ромб ассоциаций». Суть его состоит в следующем. На экране ромб. В  ромбе имеется цитата.  

«В каком бы направлении мы не проводили исследования планеты, всюду мы встречаем загадки быстрых или постепенных изменений органического мира в разные временные периоды».

Задание. 

Проанализируйте и осмыслите  эту цитату включить свои чувства, память и жизненный опыт.

В - Что вы представляете? Какие образы и ассоциации вызывает у вас эта цитата?

 Как вы думаете, о какой планете идёт речь? О каких изменениях органического мира говорит автор?  (планета- Земля, изменения это- эволюция)

Спасибо.  Вы  правильно определили.

В – Что такое эволюция?  (Необратимый процесс  исторического развития живых существ ).

Всё верно. Вы уже изучали эволюцию на прошлых уроках.

В – Как называется процесс видообразования? (микроэволюция).

В – Могут ли в результате макроэволюции возникнуть новые отряды, семейства, типы? (не могут)

В – Как вы думаете в результате, какого процесса образуются эти  крупные  таксономические макроединицы? ( Макроэволюции)

Правильно.  Именно макроэволюцию  нам предстоит сегодня изучить на уроке.

Слайд 3  Тема нашего урока «Макроэволюция». Запишите тему урока в  маршрутный лист. Откройте учебник. Это параграф 7.8

Прежде, чем начать изучение новой темы я предлагаю вам подумать и  немного поразмыслить.  Один английский адвокат сказал однажды:

 «Если бы  мне пришлось защищать в суде эволюционную теорию,  я бы отказался»

 В – Как вы думаете почему?  Мало доказательств, нет свидетелей.

В –Но наука утверждает, что эволюционные изменения реально происходили.

Что вы думаете по этому поводу, какие сомнения и вопросы у вас возникают?  Адвокат утверждает, что мало доказательств и свидетелей. Но он не говорит, что доказательств нет совсем!

Значит, каким-то образом человек получил эти знания и доказательства.

Что  нам остаётся узнать?  

(Как наука или  человек узнал об эволюционных изменениях? Какие доказательства существуют?

Назвать и оценить активных учеников по  1 баллу в графе «индивидуальная работа»

Слайд  4  Проблемный вопрос.  Вы очень близко и правильно сформулировали проблемные вопросы. Их нам сегодня предстоит решить на уроке.

  • А была ли эволюция?
  • Как доказать подлинность макроэволюции органического  мира?

Цель урока: доказать, что эволюционные изменения реально происходили  

в органическом мире на нашей планете, используя  данные полученные разными

естественными науками.

Назвать и оценить активных учеников по  1 баллу в графе «индивидуальная работа»

                           

Проверка домашнего задания.

В маршрутной карте найдите задание №1 Заполните самостоятельно, опираясь на знания прошлого урока в таблице  колонку «микроэволюция».

Проверить. Кто желает ответить?

Назвать и оценить активных учеников по  1 баллу в графе «задание №1»

А сейчас вам предстоит выполнить  вторую часть задания и заполнить колонку «макроэволюция».  Делать вы это будете параллельно с просмотром видеофрагмента. По окончании видеофрагмента проверяем таблицу

Видеофрагмент 1, 5 минута

Сравнение микроэволюции и макроэволюции

Признаки

Микроэволюция

Макроэволюция

Результат

эволюционных

преобразований

Формирование новых видов

Формирование

надвидовых таксонов –

родов, семейств, отрядов,

классов, типов и т д.

Механизмы

Наследственность

Изменчивость

Борьба за существование

Естественный отбор

Репродуктивная изоляция

Наследственность

Изменчивость

Борьба за существование

Естественный отбор

Репродуктивная изоляция

Длительность

Происходит внутри вида на уровне популяций.

Может проходить в исторически короткое время и быть доступной

непосредственному наблюдению

Идет на надвидовом

уровне.

Требует исторически

больших промежутков

времени и не доступна

непосредственному

наблюдению

Характер изменений

Дивергентный

Дивергентный

Назвать и оценить активных учеников по 1 баллу в графе «задание №1»

 

Фронтальный опрос по слайду

Слайд  5    +5 А сейчас нам необходимо вспомнить биологические науки.  И установить соответствие между науками и объектами их изучения.

В маршрутной карте выполняем задание №2 . Кто готов, выполнил сразу поднимаем руку.

 Самопроверка по ключу : 1-Б ,  2-В,  3-А,  4-Д,  5-Г,    максимальное количество  5  баллов

Ещё раз зрительно повторим и  закрепим   -------5 раз щёлкать мышью!

Молодцы.  Вы хорошо поработали.

Данные  этих наук мы будем использовать для доказательства эволюции.

Назвать и оценить активных учеников     баллы в графе «задание №2»

                                                            Работа по схеме доказательств.

Слайд  6  А сейчас нам предстоит найти ответ на главный вопрос урока:  

Как доказать подлинность эволюции органического  мира?

Я хочу познакомить вас с доказательствами  эволюции. Внимание на экран.

Вы видите схему  в ней  7 доказательств.  Такая же схема у вас в маршрутной карте. В ней вы можете делать необходимые для себя пометки и записи.  

Слайд  7   Цитологические доказательства эволюции.

В- Что вы видите?  Какие это клетки?  Что у них общего?  Из чего состоят все живые организмы?

Вывод: Сходство строения и функций клеток у представителей родственных групп.

Слайд  8   Биохимические доказательства эволюции.

В-  назовите основные вещества входящие в состав клеток? Каков химический состав клеток? Изображения биомолекул вы видите?      Макроэлементы.

Вывод: Сходство химического состава клеток живых организмов.

Слайд  9    Генетические доказательства эволюции.

В- Что вы видите? Что означает такое свойство генетического кода как универсальность?

Вывод:  Сходство способов генетического кодирования.

Назвать и оценить активных учеников по  1 баллу в графе «индивидуальная работа»

Слайд  10   Биогеографические  доказательства эволюции.

Основаны на сравнении флоры и фауны разных континентов планеты.

Свидетельствуют о том, что виды возникали в разных зоогеографических областях,

а потом заселяли более широкие территории.

                       

А сейчас мы отправляемся в виртуальное путешествие в затерянный мир острова Мадагаскар.   Видеофильм «Мадагаскар-путешествие в затерянный мир».

От начала до 00:02:04  (2 мин)

После фильма вопросы:

В- Что вы поняли из фрагмента фильма? Мадагаскар географически изолирован от Африканского континента. Только там встречаются  несколько видов лемуров и других животных, которые больше на планете нигде нет. Такие виды называются виды-эндемики.

В- Каких вы знаете сумчатых животных? Где на планете они обитают? австралия

Назвать и оценить активных учеников по 1 баллу в графе «индивидуальная работа»

Самостоятельная работа (в группах)

А сейчас у вас будет самостоятельная работа в группах. Каждой группе предстоит решить познавательную задачу. Задания  и алгоритм для работы есть  у вас на столах. Сразу выберите одного выступающего от группы. Кто будет выступать? Работает вся группа. Каждый в своём задании. Листы для самостоятельной работы

сдавать не надо, они останутся у вас.

Задание. 

1,2,3,4 группы – работают со сравнительно-анатомическими доказательствами.

Как группа будет готова, поднимите руку.

Проверяем. По вопросам с места.

Слайд  11    1 группа-  Рудименты       2 группа –  Атавизмы

Слайд  12    3 группа – Гомологи       4 группа – Аналоги

Назвать и оценить активных учеников по 1 баллу в графе «работа в группе»

Выступающие по 2 балла, участники по 1 баллу

Вывод по сравнительно-анатомическим доказательствам.

На основании всего сказанного можно сделать общий вывод, что все представленные формы сравнительно-анатомических доказательств, а именно:

- Общий план строения  позвоночных.

- Наличие в современной фауне живых переходных форм: утконос, ехидна, эвглена зелёная.

- Наличие гомологов и аналогов, рудиментов и атавизмов доказывают подлинность эволюции органического мира.

Слайд  13  + 3   Эмбриологические доказательства. 3 раза щёлкать мышью-------

Сравнение зародышей разных видов животных показало, что развитие эмбрионов в пределах одного типа  схожи.

Этот факт позволил Карлу Бэру сформулировать закон зародышевого сходства. Многие факты эмбриологии указывают на связь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому, этот организм относится.

Закон Геккеля и Мюллера позволяет использовать данные эмбриологии для воссоздания хода филогенеза.

Слайд  14   Вывод

Все группы доказательств которые мы привели, доказывают подлинность эволюции органического мира косвенно, а палеонтологические  являются  

прямыми  доказательствами реальности и подлинности эволюции органического мира.

Молодцы ребята, продолжаем работать  и сейчас,  внимание! Чёрный ящик!

Уважаемые знатоки, внимание вопрос.

 Относиться к этому предмету можно как угодно, но наука палеонтология относиться к нему как к прямому, древнему доказательству эволюции. Вы видите изображение этого предмета каждый раз готовясь к уроку биологии.

Его вы можете видеть и сейчас на обложке учебника.

Что находится в чёрном ящике?

Слайд  15   Вы держите в руках палеонтологическое доказательство эволюции - древнюю окаменелость организма.

                     К палеонтологическим  доказательствам относятся:

-  ископаемые останки и окаменелости  (содержимое вашего черного ящика)

-  переходные формы (археоптерикс и  ихтеостег) вы с ними знакомились ещё в

   7 классе

- филогенетические ряды.

 Ископаемые формы и окаменелости дают не полное   представление, а филогенетические ряды это - прямое доказательство.

Их смог воссоздать Владимир Онуфриевич Ковалевский.

С ними  мы сейчас подробно познакомимся на примере лошади.  

Нам предстоит провести устное экспресс-исследование филогенетического ряда лошади.

У вас на столах для каждого приготовлена иллюстрация. Возьмите её и внимательно рассмотрите.  Для построения этого ряда лошади использовалось

около 12 родов и несколько сотен видов. Обратимся к учебнику. Стр. 219 прочитайте весь абзац сверху до рисунка.80.

В- какие вы наблюдаете изменения конечностей?  Зубов?   Размеров тела лошади?

В – как вы думаете, каковы причины этих изменений? С чем они связаны?

(с характером пищи, с движением) 

Вывод:

В - Что влияет на эволюционные изменения в данном случае?

(среда обитания и пища)

Задание №3 Сформулируйте  вывод по экспресс-исследованию в маршрутной карте, вставив пропущенные слова.

Ответ: В,А,Б.

Филогенетический ряд лошади свидетельствует о происхождении одного вида от другого и является палеонтологическим доказательством макроэволюции.

Назвать и оценить активных учеников по 1 баллу в графе «задание №4»

Экскурсия в музей

А сейчас я предлагаю вам ненадолго совершить экскурсию в московский палеонтологический музей Ч. Дарвина.

Видеоролик.   включить сначала 3-5 минут достаточно.

Я думаю, что смогла заинтересовать вас и экскурсию вы продолжите дома. Ссылка у вас есть в маршрутной карте. http://www.youtube.com/watch?v=5hQV3IMexgo

А я рекомендую вам посетить областной краеведческий музей г. Тамбова и познакомиться там с новой экспозицией «Эволюция органического мира»

                                                                 

   Закрепление  Кроссенс

Слайд 16-17  Для закрепления  я предлагаю вам попробовать прочитать кроссенс.

Кроссенс это приём означающий пересечение смыслов. Читать его можно по разному. В нашем случае мы будем читать его по принципу улитки.

От  1 к 3 ,   от 3 к 5,    от 5 к 7,   от 7 к 9 связывать между собой их надо по смыслу. Центральная  9 картинка связывает остальные единым смыслом.  Понятно, что связывать 7 и 3 не надо. Чтобы вам было легче пользуйтесь схемой доказательств эволюции в карте знаний.

Давайте попытаемся его прочитать. Начать можно так  на 1 картинке изображены клетки, это цитологические доказательства эволюции, 1и2 связаны общим смыслом т.к. на второй тоже приведено доказательство эволюции – биохимические.2 и3 связаны тем, что на обоих изображены молекулы ДНК, но в 3 зашифрованы генетические доказательства.

Теперь ваша очередь. Кто смелый?

Назвать и оценить активных учеников по 1 баллу в графе «Кроссенс»

Кроссенс поможет нам сделать выводы  к уроку.

О чём наш кроссенс? (об эволюции органического мира)

Что зашифровано этими  картинками? (доказательства эволюции) 

Сколько доказательств  вы знаете?    их-7

Чем вы воспользовались чтобы доказать подлинность эволюции живого мира на Земле? (мы использовали косвенные и прямые  доказательства из различных  наук)

 Итак, выводы мы сделали, поводим итог урока.

Рефлексия

Слайд 18   Подводим итог урока. Напомню проблемные вопросы.

Попытайтесь сформулировать  ответы.  

1.А была ли эволюция?

2.Как доказать подлинность эволюции органического  мира? Что вы использовали для того, чтобы доказать? Доказательства!

Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать все доказательства

А теперь продолжите предложения.

 Сегодня на уроке мы выяснили, что….

1.Выяснили, что …

 2.Узнали, что…

 3.Научились…

 4.Мне понравилось…

 5.Меня заинтересовало…

Слайд 19  Д/З   уже записано в маршрутных картах. Пояснить и показать фильм.

Оценка за урок Рейтинговая таблица.

Подсчитываем свои баллы, выставляем оценку.

Рейтинговая таблица.

Индивидуальная работа

Работа в группе

Задание 1

Задание

2

Задание 3

Кроссенс

Итого

баллов

Оценка

                  7-8 баллов - «3»;       9-10 баллов - «4»;    11 и больше баллов - «5».

Все вы   сегодня  сработали правильно, мы смогли познакомиться с новой темой. Ребята, благодарю  всех за работу и внимание. Удачи Вам, творчества и успехов!



Предварительный просмотр:

                                                       «Карта знаний»

Ученика 8 «Б» класса (Ф.И.)________________________________________________

Задание№1. Стрелками установите соответствие межу видами обмена веществ и определением.

 

           1                                      2                                           3                                     4

                                                           

Задание№2.  Установите соответствие между органическими веществами и продуктами питания, в которых они содержаться. Ответ запишите в виде последовательного ряда цифр.

     

       

 

БЕЛКИ _____________________________

           

ЖИРЫ  _____________________________  

УГЛЕВОДЫ ________________________

1 Хлеб

2 Сыр

3 Овощи

4 Фрукты

5 Картофель

6 Подсолнечное масло

7 Творог

8 Ягоды

9 Сливочное масло

10 Рыба

11 Яйца

12 Орехи

13 Крупа

14 Мёд

15 Мясо

16 Горох

        

Тема урока: Обмен веществ. Витамины.

Цель: изучить роль витаминов в обмене веществ и их практическое  значение для здоровья человека.

Задание № 3  Вписать фамилии учёных согласно их вкладу в историю открытия витаминов.

                           Х. Экман;  К. Функ;  Н. И. Лунин;    

Таблица.  История открытия витаминов.

Учёные

Научный вклад в изучение витаминов

 В 1881 году сделал вывод, что в молоке, помимо известных науке веществ, содержатся незаменимые для питания вещества. Установил, что можно вылечить больных цингой, если вводить в их пищу отвар хвои и лимонный сок.

Установил причины болезни «бери-бери». В 1896 году выяснил, что в рисовых отрубях содержится вещество, предохраняющее от этого заболевания.

В 1911 году выделил вещество, которое, излечивало голубей от паралича, вызванного болезнью «бери-бери». Предложил называть это вещество – «витамин».

Задание №4.

Работа с новыми терминами.

Термины выберите из списка:  витамины, гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз.

 

_______________________    -  это группа биологически активных веществ различной

                                                     химической природы, которые поступают в организм с пищей              

                                                     и  входят в состав ферментов.

_______________________   -  нарушение обмена веществ у человека из-за недостатка

                                                  витамина в организме.

_______________________   - нарушение обмена веществ у человека из-за полного

                                                    отсутствия  витамина в организме.

_______________________   -   нарушение обмена веществ у человека из-за избытка

                                                   витамина   в организме.                                                                                                  

Задание №5.

Витамины

Водорастворимые

Жирорастворимые

                                                                                               

Задание №6  Установить соответствие между витаминами и  продуктами питания, в которых они содержаться. Ответ запишите цифрами. 

                                 

       

 

     А              

     В

 

     С

   

     D  

1 Морковь

2 Хлеб

3 Помидоры

4 Печень

5 Молоко

6 Курица

7 Икра

8 Смородина

9 Шиповник

10 Цветная капуста

11 Перец

12 Яичный желток

                                                      Подведение итогов урока.  

Таблица результатов

Работа на уроке

Дополнительные  баллы

Итого

Оценка

 за урок

Суммируйте  все свои результаты в баллах.

Запишите их в графу «Работа на уроке»

Поставить дополнительные баллы графу «дополнительные баллы» (называет учитель).

Выставите сумму всех баллов в графу «итого»

.  

Переведите свои баллы в оценку по шкале:

34 балла и меньше – оценка «3»

35-37  баллов – оценка  «4»

38 и более – оценка «5»

Поставьте свою оценку в графу «оценка за урок»

        

  Домашнее задание.

 Параграф 37, учебника;  выполнить  практическое задание «Определение витамина  С

в яблочном или апельсиновом соке»

Инструкция к практической работе «Определение витамина С в яблочном или апельсиновом соке»

Аптечную настойку йода разбавить в 40 раз. 20 мл сока разбавить водой до 100 мл и прилить к нему немного крахмального раствора, приготовленного из расчёта 1 г крахмала на 200 г воды. После этого к полученной смеси приливать по каплям с помощью пипетки раствор йода. Как только йод полностью окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет. Это означает, что титрование закончено. Чтобы узнать, сколько йода ушло пошло на титрование, заранее нужно определить объём одной капли. Перевести число капель в миллилитры и умножить на 0,88. Для того. Чтобы узнать объём одной капли, нужно с помощью пипетки проверить, сколько капель содержится в известном объёме раствора йода, например в 2 мл его.