Методическая копилка

Швецова Венера Ильясовна

Материалы, которые могут быть полезны моим коллегам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды и формы рефлексии

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

                               Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

                                      Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

                                              Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

  • Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

                                    Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

  • Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

  • Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

http://darya-gagarina.volsk-tersa.edusite.ru/images/21656849.jpg

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета

http://darya-gagarina.volsk-tersa.edusite.ru/images/56564554.jpg

  • "Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Дениске, герою рассказов В. Драгунского "Денискины рассказы":

Д - дружелюбный

Е - егоза

Н – непоседливый

И - интересный

С - справедливый

К - красноречивый

А - активный

 

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

В своей работе так же я использую коллективный прием рефлексии "Диаграмма".

Ученикам раздаются стикеры и они должны оценить работу групп, наклеив стикеры в виде диаграммы. По ней делается вывод, какая группа была более активнее на уроке



Предварительный просмотр:

В данном задании зашифрованы поговорки. Воспользуйтесь подсказкой и постарайтесь их разгадать.

1

О

Ж

Ш

А

Н

Е

Ф

И

Ш

Ь

К

У

Р

Д

Ф

Е

З

Ю

Д

Л

В

У

В

Р

И

Б

И

К

У

Д

Б

Т

Р

У

Ы

Ы

Л

О

У

Р

Ы

З

П

Р

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

П

О

Д

О

Л

Д

О

А

М

Л

Д

А

Н

Е

Т

Р

Ю

Л

Е

Ж

Е

Й

К

Е

Н

О

Н

Р

Ч

С

Д

Р

Ъ

П

А

Ч

И

Й

Р

Ь

В

Е

Т

Е

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

О

Д

Р

А

Д

Э

Й

З

Е

Д

О

В

Ш

З

Ю

С

С

О

Ю

О

Ь

Р

А

Н

М

Р

Е

Д

Ё

Т

Е

Д

Р

Л

Д

О

Б

Щ

Х

Н

С

К

Р

Й

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите эти пословицы на доске. Найдите орфограмму, которую вы не изучали.

Назовите тему урока.

1

О

Ж

Ш

А

Н

Е

Ф

И

Ш

Ь

К

У

Р

Д

Ф

Е

З

Ю

Д

Л

В

У

В

Р

И

Б

И

К

У

Д

Б

Т

Р

У

Ы

Ы

Л

О

У

Р

Ы

З

П

Р

А

2.

П

О

Д

О

Л

Д

О

А

М

Л

Д

А

Н

Е

Т

Р

Ю

Л

Е

Ж

Е

Й

К

Е

Н

О

Н

Р

Ч

С

Д

Р

Ъ

П

А

Ч

И

Й

Р

Ь

В

Е

Т

Е

Ь

3.

О

Д

Р

А

Д

Э

Й

З

Е

Д

О

В

Ш

З

Ю

С

С

О

Ю

О

Ь

Р

А

Н

М

Р

Е

Д

Ё

Т

Е

Д

Р

Л

Д

О

Б

Щ

Х

Н

С

К

Р

Й

А



Предварительный просмотр:

Виды проблемного диалога

 Проблемно - диалогическое обучение. Е.Л. Мельникова. http://pdo-mel.ru/

Проблемно-диалогическая технология как учебный процесс  опирается на три кита: методы  постановки учебной проблемы, формы обучения, средства обучения. По мнению Е.Л. Мельниковой, «методы при этом являются центральной частью технологии, или определяют выбор форм и средств».

В основе метода побуждающего диалога – четыре приёма  (по Е.Л. Мельниковой).  При этом возможно сочетание разнообразных форм работы.  Различные  средства обучения сопровождают открытие нового знания.  Опорные сигналы «рождаются»  по ходу урока, в процессе совместного творчества учителя и ученика.

Методы постановки учебный проблемы:

              Приём1. Противоречивые факты, теории, мнения.

              Приём 2. Столкновение мнений. 

              Приём 3. На ошибку.

              Приём 4. На несходное задание

Формы: сочетание форм – фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Средства: ТСО (фильм), опыт, опорные сигналы (символ, схема, таблица, опорные слова) – создается по ходу урока, энциклопедии, средства Интернета  и т.д.,  лабораторное оборудование, наглядность

«Столкновение мнений»

Окружающий мир Тема урока: «Природные зоны. Зона арктических пустынь».

- Одни ребята на зимние каникулы поедут в Арктику, а другие останутся дома. Помогите им собрать вещи.

- Посмотрим, как выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления).

- Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия).

- Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы).

- Какая сейчас погода в Арктике? (Проблема как вопрос).

Литературное  чтение «С.В. Михалков. Ворона и рак»

-                     Мы продолжаем знакомиться  с призведениями  С.В. Михалкова.

-                     Прослушайте произведение «Ворона и рак».

Вопрос на новый материал:

- Прочитайте текст  по цепочке . Определите его жанр. (Мнения фиксируются на  доске)

Побуждение к осознанию:

-                     Вопрос был один, а мнений сколько?

Побуждение к проблеме, выход на тему урока:

-                     Так какой же вопрос возникает? - Каков  жанр произведения  С.В. Михалкова «Ворона и рак»?

«На ошибку»

Русский язык, 2 класс «Тайна написаний сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

-                     Задание: вставьте пропущенные буквы  (ученики выполняют задание на листах , один ученик  у  доски):

-                     Ж…знь,  ш…ило, ч…щ…, ч…до, щ…ка.

-                     Предъявить  карточки с правильным написанием.

-                     Что вы думали сначала? А что оказалось на самом деле?

-                      Составьте пары буквосочетаний  с одинаковым звуком, которые вызвали затруднение в написании (жи-ши, ча-ща, чу-щу).

-                        Написание таких  буквосочетаний таит  в себе тайну. Так какова же будет тема урока?

«На несходное задание»

Математика, 3 класс   «Метр и километр»

- Черепаха  проплывает за один час 6о  км, а кальмар 50 км. Кто из животных преодолевает большее расстояние?

- Гепард пробегает за один час  104  км,  а лев  64000 м. Кто из животных преодолевает  большее расстояние?

Побуждение к осознанию противоречия:

-                     Можете  ответить на вопрос  второй задачи? Предположите, высказывайте мнения (выдвигайте гипотезы).

-                     Чем  второе задание не похоже на предыдущее?

Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока:

- В чем проблема? Чего мы не знаем? 

- Так  какова же будет тема урока? (Метр и километр)

- Сформулируйте цель урока.

                        

Наиболее простой – диалог  подводящий.  В основе методов – два приёма. Преимущественная форма работы – фронтальная.  Опорные сигналы как средство обучения  используются здесь реже, чем при побуждающем диалоге.

Методы постановки учебной проблемы:

               Приём 5. На сходное задание

              Приём 6. Сообщение темы с мотивирующим приёмом («Яркое пятно», «Актуальность»)

Формы:  в основном фронтальная

Средства: ТСО, учебник, справочные материалы, наглядность.

«На сходное задание»

Математика, 3 класс «Умножение  однозначного  числа на двузначное»

2 * 5            2* 55

5*7              5* 77

8*9              8*99

-                     Посмотрите  на два столбика слов на доске.  Что заметили общего? А в чем различие?

Значит, какая будет тема урока?

«Яркое пятно»

Окружающего мира, 4 класс «Пищеварительная система»

Фрагмент из мультфильма «Винни - Пух идет в гости»

              Почему Винни - Пух застрял?  В чем проблема? (неправильно питался)

              Какая система органов задействована при питании? (Пищеварение)

Какая тема урока?

«Актуальность»

Математика, 4 класс «Проценты»

- Начинаем урок, а какая тема - догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся на каждом шагу. Вы приходите в магазин и видите объявление: «На все товары скидка 10...». Чего? -Процентов.

 -Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2...». Чего? -- Процентов.

 - Реклама по телевизору: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13...». - Процентов.

 - А в школе вам уже встречался термин «процент»?

 -Термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь. Так какова тема урока?



Предварительный просмотр:

Тема. Степи России.

Цель урока: Создать условия для знакомства с природной зоной степей.

Задачи:

  1. Сформировать у обучающихся представление о зоне степей. Познакомить с географическим положением зоны степей России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
  2. Развивать умение работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.
  3. Воспитывать толерантность, патриотизм.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование умения выстраивать речевые высказывания

Регулятивные

– формирование начальных форм рефлексии

Познавательные

– формирование умения работать с разнообразными информационными источниками по теме урока (анализ, синтез, обобщение);

- развитие навыков смыслового чтения

Коммуникативные

- формирование умений работать в статичных группах и мини группах;

-восприятие информации, т.е. умение не только слышать, но и услышать, и быть услышанным.

Оборудование: интерактивная доска, энциклопедии, ноутбук, гербарий, карта, карты на столы, информация для групповой работы, рабочие листы.

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Класс: 3

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Самоопределение к деятельности

  • Здравствуйте, дорогие ребята.
  • К какому уроку приготовились?
  • Для чего нужны уроки окружающего мира?

-Предлагаю вашему вниманию видеоролик.  После просмотра мы обсудим то, что вы увидите. Внимание на экран.

Приветствуют учителя.

Высказывают свои мнения.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

-На какую тему  увиденный вами сюжет?  ( Природные зоны.- карточку на доску )

Предлагаю игру «Признак».

-У вас на партах лежат  листы, возьмите каждый по одному листу.

Прочитайте, что на них написано.

- Встаньте те, кто считает себя признаком арктики, тундры, и т.д . Представьтесь (дети зачитывают свой признак.) Согласны? Спасибо, садитесь.  И т.д.

  арктика

Самый северный район нашей страны

Вечная мерзлота

Белый медведь

Тундра

Заболоченные почвы

Северный олень (оленеводство)

Мхи, карликовые деревья, кустарники

Тайга

Самая большая природная зона России

Густой, почти непроходимый хвойный лес

Смешанные леса

Широколиственный лес

Благородный олень и косуля

Пустыня

Недостаток влаги

Верблюжья колючка

Джейран

( слово появляется на слайде).

 Представьтесь (дети зачитывают свой признак.) Согласны? Спасибо, садитесь.  И т.д.

-Встаньте те, кто не отнес себя  ни к  одной из природных зон.

Представьтесь.

Прикрепите свои листы на доску

Степи

Мало осадков

Ковыль

Сайгак

Растения из разных стран

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают предположения.

Делают вывод.

Предметные:

-закрепление знаний словарных слов на тему  «Природные зоны»

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли.

Личностные: - определять правила работы в парах;

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Каким общим понятием о природной зоне  можно заменить каждый из этих признаков?

-  месте положения или о климате? Напротив каждого признака появляются таблички:

-  географическое положение

Мало осадков - климат

Растения …       -  растительный мир (флора)

Сайгак   – животный мир (фауна)

Какие вопросы можно задать к каждой группе понятий?  (Ответы: Где находится эта зона? Учитель пишет вопросы на доске кратко: Где? Как называется? Почему?

Большая или маленькая? Какие  растения  и животные ? И т.д.  Учитель записывает напротив каждого ряда вопросы кратко.     На юге у Чёрного моря и в долинах реки Оби. -  географическое положение -  Где? Как называется?    Мало осадков – климат засушливый.    Почему? Растения Европы, Азии, Южной , Северной Америки  - растительный         мир (флора) Какие? Сайгак  –  животный мир  (фауна) -  Какие?)

- Эта зона может находиться в России? А где: на юге, на севере?

- На территории этой зоны могут обитать теплолюбивые млекопитающие?

- А одновременно могут расти растения из разных континентов: Европы, Азии, Африки, Америки?

- Какое предположение, т. е. гипотезу, вы можете выдвинут, опираясь полученную схему?

(В России есть природная зона с данными признаками)- на доске.

-Итак, какова же цель нашего урока? – Узнать о новой природной зоне.

 

Высказывают предположения.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Для того чтобы опровергнуть или подтвердить гипотезу мы должны провести исследование.

Скажите, могут ли названные признаки быть пунктами плана нашей работы? (да)

Давайте выстроим наш план описания природной зоны в правильной последовательности.

(расставить цифры)

 Помните условие: доказать или опровергнуть гипотезу можно только тогда, когда будут выполнены все пункты плана.

Может кто-то знает ответ на  эти вопросы и может доказать гипотезу.

 

Но об этом не знают другие. Замечательно, ты будешь выступать в роли моего помощника или   Чем ты можешь это доказать? А мы сейчас это сделаем, используя научные источники. (Это называется сценарий, или сценарный план урока).

Итак, первый пункт нашего плана : георафическое положение.

- Как его определить? (с помощью карты)

- Перед вами карта природных зон.

-Найди новую природную зону, которая

Обратите внимание на условные обозначения.

- В какой части России эта природная зона? (Юг)

- Как называется эта зона?  Степи.

- Кто может показать эту зону на карте у доски?

- Выполнили пункт плана? Да (ставить +)

- Что вы можете сказать о климате? (Тепло)

- Какой климат сухой или влажный?

-Посмотрите на слайд и сделайте вывод, почему такой климат.

- Между какими природными зонами находится зона степей?

- Какой пункт плана мы выполнили? (климат +)

Можем подтвердить  или опровергнуть гипотезу?   Пока нет. Не выполнены другие пункты плана.

- Что бы продолжить наше исследования предлагаю отправиться к месту событий и снять видеорепортажи.

- Для этого мы создадим свою телекомпанию 4А ТВ.

Встаньте, подойдите к столу,  возьмите карточку, сядьте по цвету.

(работа в группах сменного состава).

- Что нужно репортеру, чтобы снять интересный фильм с места событий?

- Один человек может создать фильм? Кто? Кто снимает? (операторы)

- Корреспонденты будут отправлены в командировку в зону степей готовить репортаж о растительном и животном мире.

- 1 группа отправится в заповедную зону, где растут редкие растения.

- 2 группа отправится в зону плодородных земель.

Вы составляете свой репортаж используя рабочие материалы: энциклопедией, доп. информацию, гербарий.

- С гербарием работайте аккуратно!

- 3 группа отправится изучать животный мир, используя энциклопедию и материалы.

Вспомним правила работы в группе.

Будьте взаимно вежливы.

Слушайте друг друга, не перебивайте, не оскорбляйте

Уважайте чужое мнение.

Уметь договориться.

- У вас на работу 5 минут.

-Закончили. Выберите корреспондента и оператора.

 

- У каждого из вас на столах лежит рабочий лист- это ваша записная книжка. Найдите их.

- по ходу выступления групп постарайтесь их заполнить.

- Предлагаю посмотреть первый репортаж. Добро пожаловать корреспондент и оператор.  Оператор снимает, как корреспондент ведет репортаж. Выступления репортеров.( репортаж с места событий вела… Оператор…)

- Какой пункт плана выполнили.

- На доске 3 столбика.

- Репортаж какой группы вам понравился больше всего?

- Приклейте свои стикеры. (по группам выходить)

- Что у нас получилось? (диаграмма)

- О чем может рассказать эта диаграмма.

Выполняют задания. Делают вывод:

Предметные:

сравнивать,  анализировать, делать выводы.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

-оценивать содержание усваиваемого материала (исходя   из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 познавательные:

- ориентироваться в информации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

-  уметь сравнивать,  объяснять выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

- Все ли пункты исследования выполнены?  

- Можем подтвердить или опровергнуть гипотезу?

- Зона степей

 И так, какова  же тема нашего урока? Запишите.(Зона степей)

- Что можете сказать  о размерах этой зоны? (Большая. Занимает огромные территории)

- А какие города и населенные пункты находятся в этой природной зоне? (Перелюб)

- Что вы о нем знаете?

- Итак, зона степей удивительная природная зона России. На территории этой расположено наша область, село Перелюб.

(на доску)

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

РЕФЛЕКСИЯ

- Что расскажите дома родителям об изученной природной зоне?

Что впечатлило больше всего?

Какое задание было для вас самым затруднительным и почему?

- Поднимите руку те, кто считает ,что заслуживает отметки «5? «4»?

Я с вами согласна, вы замечательные помощники  и очень сегодня хорошо работали и достойны хороших отметок.

Д.з.: прочитать материал параграфа с.35-36

 и подготовить  для желающих слоган  зонах степей, или  памятку об охране природы.

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.