Учитель года 2017

Швецова Венера Ильясовна

Материалы к конкурсному испытанию "Методический семинар"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2017»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Швецова В.И.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб» 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Опыт использования технологии проблемного обучения на уроках

  Слайд 1, 2. За последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и приоритетных ценностей российского образования. Школа должна сегодня выполнять социальный заказ государства – формировать интеллектуальную, компетентную, конкурентоспособную личность.

 Основное требование  ФГОС НОО – формирование   у обучающихся «умения учиться». С введением Стандарта нового поколения перед нами, учителями, остро встал вопрос: «Как же сформировать эти умения?», «Как дать новые знания так, чтобы превратить процесс познания в «деятельность по получению нового знания»? «Как повысить мотивацию к обучению?»  Эти вопросы побудили меня к изучению и внедрению в мою педагогическую практику технологии проблемного обучения.

Слайд 3.  На формирование опыта по данной теме оказали влияние различные факторы:

- изучение и применение новых педагогических технологий;

- внедрение нового образовательного стандарта;

- изучение литературы по теме;

-опыт коллег;

- выступления на семинарах и научно-практических конференциях. 

Слайд 4. Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Необходимость использования технологии проблемного обучения определяется требованиями ФГОС, в котором указывается, что при реализации системно - деятельностного подхода к преподаванию главной задачей обучения становится формирование у учащихся способов деятельности, которые помогут обучающимся стать самостоятельными, активными и творческими личностями. Вот почему в своей педагогической деятельности я определила тему: «Опыт использования технологии проблемного обучения на уроках»».

Слайд 5. Ведущая идея опыта заключается в том, что стремление к познанию появляется у обучающихся только в том случае, если они сталкиваются с какой-либо проблемой, которую не могут решить известными им способами. Решая проблему,  они учатся.

Слайд 6. С помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

  • Развитие личностных качеств обучающихся.
  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
  • Создание  интересных, понятных, творческих уроков.
  • Прочность усвоения знаний.
  • Включенность в деятельность всех обучающихся.
  • Активизация мыслительной деятельности и повышение мотивации.

Слайд 7. Исходя из основных задач проблемного обучения, я поставила перед собой

цель  - создание условий для активизации мыслительных и творческих способностей учащихся, развития познавательной мотивации через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме.
  2. Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс.
  3. Адаптировать технологию проблемного обучения к условиям своей практической деятельности.
  4. Обеспечить формирование продуктивного мышления, самостоятельности, способов действий, необходимых при решении жизненных ситуаций.

Слайд 8. Свою работу начала с изучения и анализа научно-методической литературы по теме. В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них И.Я. Лернер. Он классифицировал методы проблемного обучения. А.Н. Матюшкин разработал положение о роли проблемных ситуаций. М.И. Махмутов определил этапы проблемного обучения и способы активизации познавательной деятельности.

Слайд 9. Решая задачу по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс, я обратилась к опыту Е.Л. Мельниковой, современного российского исследователя, практика в области проблемного обучения.

Проблемно-диалогическая  технология, разработанная Е.Л. Мельниковой, основана на активной совместной деятельности учителя и ученика,  позволяет открывать знания вместе с детьми, и отвечает одной  из заповедей педагогики сотрудничества: «Не с предметом  к детям, а вместе с детьми к предмету и к себе». Проблемный диалог помогают сделать процесс обучения более оживленным, включить в деятельность всех обучающихся.  

Слайд 10. Классификация проблемно-диалогических методов по Мельниковой выделяет два вида проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Оба диалога в своей структуре имеют два основных этапа: постановка проблемы и поиск решения. Побуждающий диалог развивает творческие способности детей.  Диалог же подводящий ведет ученика по практически безошибочной  дороге, развивая его логическое мышление.

Внедряя в свою практику технологию проблемного диалога, я активно использую приёмы «Столкновение мнений», «На ошибку», «На несходное задание», мотивирующий прием «Актуальность».

Слайд 11.   На уроке математики в 1 классе при изучении темы: «Масса. Единицы измерения массы» я использовала   приём  «На ошибку».

Демонстрирую   детям   гирю весом 1 кг и пуховую  подушку весом 1 кг

 и задаю вопрос: «Что  тяжелее?»  

Дети: 1.Подушка  больше она  тяжелее  2. Гиря  тяжелее, она  металлическая.

-Давайте проверим (взвешивание на весах - предъявление факта)

 Дети испытывают  удивление (возникновение проблемной ситуации)

 -Что вы сказали сначала?

 -А как оказалось  на самом деле?

 -Какой же будет тема занятия? «Масса. Единицы измерения массы»

Слайд 12.

Другой пример создания проблемной ситуации.

На уроках русского языка я часто использую прием «Столкновение мнений».

При изучении темы «Правописание предлогов и приставок»  дала задание классу:  запишите слово, раскрыв скобки.

Конечно же, часть детей написало занос слитно, а часть – раздельно. Проблема? Да?

Говорю детям: «Задание было одно, а выполнили по-разному. А как же правильно?» Выслушиваю мнения детей. Составляем предложения и приходим к выводу, что в зависимости от контекста есть два  варианта написания слова, в одном случае за – это приставка, а в другом – предлог. И какое же удивление класса, что оба варианта правильные. Таким образом, подвожу к теме урока.

Предложенные мною приемы относятся к побуждающему диалогу. Иначе выглядит подводящий к теме диалог, когда учитель с помощью специально подобранных вопросов пошагово ведет мысль ученика.

Слайд 13.  Примером подводящего к теме диалога может быть такая учебная ситуация.

Урок русского языка по теме “Однокоренные слова и формы слов”.

Постанова учебной проблемы

-Запишите слова 1 и 2 столбиков: 1) земле, земли, землёй, о земле; 2) земледелец, подземный, земляной, приземлиться.

По какому принципу подобраны слова в столбиках?

(Один ученик говорит, что это всё однокоренные слова, но разные части речи, другой, говорит, что в 1 столбике имена существительные, а во втором слова разных частей речи.)

Выдвижение гипотезы 

- Давайте проверим, определим части речи. Во втором столбике два прилагательных, значит, не это главное (аргумент).Подумаем ещё…(Разное строение слов) (1 вывод)

Подводящий к теме диалог 

- Проверим, разберите слова по составу.

-Что получилось?  (У них разное строение. В первом столбике меняется только окончание, во втором – изменяются суффиксы, приставки).

Подводящий к теме диалог

- Изменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? (Нет, содержание слова не изменилось).

 А что изменилось? (Изменилось лишь его число и падеж)

-А во втором? (Меняется и строение, и значение слова). (2 вывод.)

-Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему?

Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.)

Формулировка темы

- Итак, над какой темой мы будем работать сегодня? (Однокоренные слова и формы слов). 

Слайд 14.  Для создания мотивации к учебной деятельности на уроке Е.Л. Мельникова предлагает приемы «Яркое пятно» - это стихи, ребусы, загадки, иллюстрации и «Актуальность».

Например, на уроке  по предмету «Основы здорового образа жизни» по теме «Разговор о правильном питании», в качестве приёма «Актуальность» я использовала фрагмент мультфильма «Винни-Пух идет в гости». После просмотра детям задала вопрос: «Почему Винни-Пух застрял в норе?» Отвечая на вопрос, мы с учениками подошли к важной теме о правильном питании.

Слайд 15. А сейчас для создания проблемной ситуации предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.  Сказка В. Волиной.“Чужак”

Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам  на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула

на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

  • Кто же оказался чужаком среди родственников воды и почему?
  • Назовите родственников воды?

  Слайд 16. Несмотря на большое количество открытых вопросов по внедрению опыта проблемного обучения в практику, уже сейчас прослеживаются положительные результаты работы.

На слайде слева представлены результаты изучения уровня мотивации обучающихся за 3 года по методике Н.Г. Лускановой. Здесь видно, что растет количество детей с высоким уровнем мотивации и снижается количество детей с низкой мотивацией.

Успеваемость по предметам стабильна. Положительная динамика качества знаний за последние два года представлена на слайде слева. Если рассмотреть столбики диаграммы, то можно увидеть рост качества знаний. Здесь результаты 2 класса и 1 четверти 3 класса.

Слайд 17. Мои ученики становятся призерами и победителями  муниципальных, региональных, конкурсов и олимпиад.

Слайд 18. Надеюсь, что мой опыт  полезен для моих коллег.  Я охотно делюсь с ними  своими «открытиями», выступая на конференциях и районных методических объединениях, проводя открытые уроки в рамках  методических семинаров.

Использование технологии проблемного диалога,  отвечая требованиям ФГОС, способствует формированию «умения учиться», получению прочных  знаний, ибо нельзя забыть то, до чего додумался сам.

Слайд 19. Использованные источники

Литература

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2008.

2.  Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.

4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС. Пособие для учителя. М., 2013.

5. Мельникова Е.Л.  Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2012.

6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М.: Баласс, 2008..

7. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 2010.

Интернет - ресурсы

8. Профессиональный стандарт педагога // http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/PS_pedagog.doc 

0. ФГОС НОО// http://минобрнауки.рф/documents/922 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2017» Конкурсное испытание «Методический семинар» Швецова Венера Ильясовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с.Перелюб» Высшее образование Стаж работы 14 лет Категория первая Опыт использования технологии проблемного обучения на уроках .

Слайд 2

Основное требование ФГОС НОО – формирование у обучающихся «умения учиться».

Слайд 3

- изучение и применение новых педагогических технологий; - внедрение новых ФГОС; - изучение литературы по теме; -опыт коллег; - выступления на семинарах и научно-практических конференциях. Условия становления опыта.

Слайд 4

Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Слайд 5

Ведущая идея опыта заключается в том, что стремление к познанию появляется у обучающихся только в том случае, если они сталкиваются с какой-либо проблемой, которую не могут решить известными им способами. Решая проблему, они учатся.

Слайд 7

Цель: создание условий для активизации мыслительных и творческих способностей учащихся, развития учебной мотивации через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения. Задачи : Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме. Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс. Адаптировать технологию проблемного обучения к условиям своей практической деятельности. Обеспечить формирование продуктивного мышления, самостоятельности, способов действий, необходимых при решении жизненных ситуаций.

Слайд 8

Советские педагоги - основоположники проблемного обучения в нашей стране. М.И. Махмутов Я.И. Лернер А.М. Матюшкин

Слайд 9

Е.Л.Мельникова Технология проблемного диалога Е.Л.Мельниковой. Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва) «Открывать знания вместе с детьми»

Слайд 10

Виды проблемного диалога (по Е.Л. Мельниковой) Побуждающий Подводящий Структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. Признаки Мысль ученика делает скачок к неизвестному. -Переживание учеником чувства риска. Возможны неожиданные ответы учеников. Прекращается с появлением нужной мысли ученика. Пошаговое ведение мысли ученика. Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение. Результат Развитие творческих способностей. Развитие логического мышления.

Слайд 11

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Математика, 1 класс. Масса. Единицы измерения массы . Приём «На ошибку». 1 кг «Что тяжелее?» 1 кг

Слайд 12

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Русский язык, 2 класс. Тема. Правописание приставок и предлогов. Приём «Столкновение мнений». ЗА(НОС)

Слайд 13

Подводящий к теме диалог. Русский язык, 2 класс. Тема. Однокоренные слова и формы слов. земля подземный земли земляной землёй приземлиться о земле земледелец По какому принципу подобраны слова в столбиках?

Слайд 14

ОЗОЖ, 2 класс. Тема. Разговор о правильном питании. Мотивирующий приём «Актуальность».

Слайд 15

Сказка “Чужак” В. Волиной. Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Кто же оказался чужаком среди родственников воды и почему? Назовите родственников воды? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c9ef666-b66b-4095-9afc-3a38ccf66663/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BMA_039%5D.swf

Слайд 16

Результативность опыта

Слайд 17

Достижения обучающихся

Слайд 18

Диссеминация педагогического опыта

Слайд 19

Использованные источники. Литература 1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2009. 2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 2010. 3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 2009. 4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС . Пособие для учителя. М., 2013 . 5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2012. 6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М.: Баласс , 2011 . 7. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 2010. Интернет - ресурсы 8. Профессиональный стандарт педагога // http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/PS_pedagog.doc 0. ФГОС НОО// http:// минобрнауки.рф / documents /922



Предварительный просмотр:

Оргкомитет муниципального этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года – 2017»

Конкурсное испытание

«Методический семинар»

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

Швецова Венера Ильясовна

учитель начальных классов 1 категории

МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко

с. Перелюб»

                                                -2017-

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1  Теоретические основы технологии проблемного обучения

  1. История возникновения технологии проблемного обучения……….........4

1.2.      Сущность и функции проблемного обучения……......................................5

Глава 2. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.

2.1. Описание  передового педагогического опыта по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс………………………………………9

2.2 Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе и его результаты……………………………………………………………………………………12

Заключение………….………………………………………………………………19

Список используемой литературы…………………………………………….....20

ВВЕДЕНИЕ

За последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и приоритетных ценностей российского образования. Школа должна сегодня выполнять социальный заказ государства – формировать интеллектуальную, компетентную, конкурентоспособную личность. Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и к сотрудничеству для достижения совместного результата.  

 Основное требование  ФГОС НОО – формирование   у обучающихся «умения учиться». С введением Стандарта нового поколения перед нами, учителями, остро встал вопрос: «Как же сформировать эти умения?», «Как дать новые знания так, чтобы превратить процесс познания в «деятельность по получению нового знания»? «Как повысить мотивацию к обучению?»  Эти вопросы побудили меня к изучению и внедрению в мою педагогическую практику технологии проблемного обучения. К сожалению, в образовании  обнаружились противоречия: между  низкой познавательной активностью обучающихся   и  все возрастающими требованиями к предметным знаниям  на экзамене, между заказом общества на человека социально активного, способного отстаивать свою позицию и  возможностями ученика.

Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, делать собственные выводы. Поиск эффективных методов и приемов для активизации мыслительной деятельности  и повышения познавательной мотивации обучающихся привёл к решению внедрения в мою педагогическую практику технологии проблемного обучения.

На формирование опыта по данной теме оказали влияние различные факторы:

- изучение и применение новых педагогических технологий;

- внедрение нового образовательного стандарта;

- изучение литературы по теме;

-опыт коллег;

- выступления на семинарах и научно-практических конференциях. 

Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Необходимость использования технологии проблемного обучения определяется требованиями ФГОС, в котором указывается, что при реализации системно - деятельностного подхода к преподаванию главной задачей обучения становится формирование у учащихся способов деятельности, которые помогут обучающимся стать самостоятельными, активными и творческими личностями. Вот почему в своей педагогической деятельности я определила тему: «Опыт использования технологии проблемного обучения на уроках»».

 Ведущая идея опыта заключается в том, что стремление к познанию появляется у обучающихся только в том случае, если они сталкиваются с какой-либо проблемой, которую не могут решить известными им способами. Решая проблему,  они учатся.

 С помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи: 

  • Развитие личностных качеств обучающихся.
  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
  • Создание  интересных, понятных, творческих уроков.
  • Прочность усвоения знаний.
  • Включенность в деятельность всех обучающихся.
  • Активизация мыслительной деятельности и повышение мотивации.

Исходя из основных задач проблемного обучения, я поставила перед собой цели и задачи по данной теме.

Цель опыта  - создание условий для активизации мыслительных и творческих способностей учащихся, развития познавательной мотивации через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме.
  2. Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс.
  3. Адаптировать технологию проблемного обучения к условиям своей практической деятельности.
  4. Обеспечить формирование продуктивного мышления, самостоятельности, способов действий, необходимых при решении жизненных ситуаций.

Глава 1  Теоретические основы технологии проблемного обучения

  1. История возникновения технологии проблемного обучения

В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Джона Дьюи. Он утверждает, что в основе способности, учащихся решать проблемы лежит их природный ум. По Дьюи, мысль индивида движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы:

– принимаются во внимание все возможные решения или предположения;

– индивид сознает затруднения и формулирует проблему, которую необходимо решить;

– предположения используются как гипотезы;

– проводится аргументация и привидение в порядок обнаруженных фактов;

– проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.

Существенное значение в развитии теории проблемного обучения имело положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении. Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и т.д.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемного обучения. Приведем некоторые из них.

В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».

И.Я. Лернер сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы».

Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач.

Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, рационального, критического, творческого мышления и познавательных способностей. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения.

1.2. Сущность и функции проблемного обучения.

К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность» («уровни проблемности», «принципы проблемности» и «проблематизация»).

Условием реализации цели обучения является проблемность, присущая любому «жизнеспособному» объекту и субъекту, которая может существовать в скрытом и выраженном виде, т.е. быть внутренней и внешней.

Способом создания проблемности является проблемная ситуация, фиксирующая момент присвоения субъектом объекта, содержащего проблемность.

Средством создания проблемной ситуации может явиться проблемная задача, формализованная в текстовых данных.

Механизмом, вскрывающим проблемность, является проблематизация объекта и субъекта, т. е. процесс вскрытия внутренних и внешних противоречий, присущих объекту, проблем.

Единицей процесса является проблема – скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира.

Проблемность - главное условие развития объекта (мир) и субъекта (человек) – может быть рассмотрена как диалектическая категория, рядоположенная с другими, или как главный признак данных категорий в развитии, или как главный принцип их действия, деятельности, или как необходимость действовать.

Проблемная ситуация – способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно или имплицитно, которая проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта.

Проблемная задача – средство создания проблемной ситуации – имеет оболочку, материализованную в ее формулировке (устной или письменной), ориентирована на потребности и возможности субъекта.

Проблематизация – механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в данной проблемной задаче.

Проблема – противоречие – единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком. Этот процесс непрерывен [Дидактика, 2004, с.290].

Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М.И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.

Общие функции проблемного обучения:

– усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

– развитие интеллекта учащихся, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

– формирование диалектико–материалистического мышления школьников;

– формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Специальные функции проблемного обучения:

– воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

– воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

– формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем ихудожественногоотображения действительности);

– формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности школьника и зависит от учета характерныхособенностей проблемного обучения, которые одновременно являются и егоотличительными признаками.

Первая и важнейшая особенность – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятийпутем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико–теоретического и интуитивного мышления.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критическою, творческого, диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися одновременно является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формирует систему прочных и глубоких убеждений.

Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредствованным) критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний, и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их доказательства.

Шестая особенность состоит в динамичности проблемного обучения (подвижной взаимосвязи его элементов). Эта особенность обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей, и явлений окружающего мира. Как указывают исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности обучаемых, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его эмоциональную активность.

Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

Первые три особенности проблемного обучения имеют социальную направленность (обеспечивают прочность знаний, глубину убеждений, умение творчески применять знания в жизни). Остальные особенности носят специально-дидактический характер и в целом характеризуют проблемное обучение [Кукушин, 2006, с.132].

Глава 2. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.

2.1. Описание передового педагогического опыта по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс.

Решая задачу по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс, я обратилась к опыту Е.Л. Мельниковой, современного российского исследователя, практика в области проблемного обучения.

Проблемно-диалогическая  технология, разработанная Е.Л. Мельниковой, основана на активной совместной деятельности учителя и ученика,  позволяет открывать знания вместе с детьми, и отвечает одной  из заповедей педагогики сотрудничества: «Не с предметом  к детям, а вместе с детьми к предмету и к себе». Проблемный диалог помогают сделать процесс обучения более оживленным, включить в деятельность всех обучающихся.  

Обеспечивая  системно - деятельностный подход к обучению – методологической основе стандартов, технология проблемного диалога  позволяет учащимся быть не пассивными слушателями, как  это было при традиционном обучении,  а  творцами учебного процесса: мыслителями и исследователями. Ведь мышление начинается тогда,  когда  возникает потребность что-то понять.  Таким мощным толчком служат  проблема или вопрос, которые  вызывают удивление или недоумение, стремление  «докопаться» до истины.          

Е. Л. Мельниковой в своей классификации выделяет два вида проблемного диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий

Подводящий

Структура

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

Система посильных ученику вопросов

и заданий, подводящих его к открытию мысли.

Признаки

  • Мысль ученика делает скачок

к неизвестному.

 -Переживание учеником чувства риска.

  •  Возможны неожиданные ответы учеников.
  • Прекращается с появлением нужной мысли ученика.
  • Пошаговое ведение мысли ученика.
  • Переживание учеником удивления

от открытия в конце диалога.

  • Почти невозможны неожиданные ответы учеников.
  • Не может быть прекращен, идет

до последнего вопроса на обобщение.

Результат

Развитие творческих способностей.

Развитие логического мышления.

Оба диалога в своей структуре имеют два основных этапа: постановка проблемы и поиск решения. Побуждающий диалог развивает творческие способности детей.  Диалог же подводящий ведет ученика по практически безошибочной  дороге, развивая его логическое мышление.

 В зависимости  от ситуации проблемный диалог можно использовать как  часть урока, так и весь урок. Предлагаю апробированную мною структуру проблемного урока Вашему вниманию.  Думается, что она будет полезна не только начинающим учителям, но и опытным  педагогам. 

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

З
Н
А
Н
И
Я

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания вдоступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Любая  технология, по словам Е.Л. Мельниковой, опирается на методы, формы, средства. При проблемном диалоге основным методом обучения  является набор специальных вопросов, формы работы в основном  активные: в группах, парах, взаимодействие всех учеников. Средствами служат опорные сигналы – карточки, различные приемы обучения: «Яркое пятно», «Актуальность», игровые ситуации, ребусы и др.   

Подробнее хотелось бы рассмотреть   технологию побуждающего  к выдвижению гипотез диалога по данной структуре  на примере урока окружающего мира в 4 классе по теме «Субтропики России».

   На этапе  подготовки к постановке проблемы использовался  интерактивный приём  на классификацию «Признаки природных зон». Каждый обучающийся получил карточку с  признаком природной зоны. Например, белый медведь, холодно круглый год и т.д. Задание: образовать группы   по  каким-либо существенным признакам. В ходе этой игры  были  выявлены признаки незнакомой  природной зоны, которые послужили опорными сигналами на этапе   постановки проблемы. И впоследствии  были определены обучающимися  как  пункты плана  исследования.  В процессе побуждающего от проблемной ситуации диалога учениками был  озвучен и записан  круг вопросов каждого признака (например, Где? Какие (животные)? Как называется? И т.д.), выдвинута  гипотеза:  «В России существует природная зона с указанными признаками».  Прием  «Противоречивые факты» создал ситуацию  удивления (Произрастание растений  из разных стран в одной  природной зоне).

          На этапе поиска решения  осуществлялась проверка гипотезы по намеченному плану с помощью  разнообразных источников информации (карты, энциклопедии, источники Интернета, гербарий, материал учебника)  в  различных  формах  работы (парной, фронтальной, групповой). Результатом групповой работы  по  «исследованию» растительного и животного мира  зоны субтропиков  обучающиеся,  примеряя  на себя социальные роли репортеров и операторов,  «вели репортаж с места события»,  представляя результаты групповой работы.  В итоге был сделан вывод о подтверждении гипотезы.

2.2 Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе и его результаты.

Внедряя в свою практику технологию проблемного диалога, я активно использую следующие приемы:

Прием 1.

Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом

или практическим заданием на новый материал. Этим приемом я чаще пользуюсь на уроках русского языка.

Например. Урок русского языка во 2 классе по теме «Развитие умения различать приставки и предлоги»

Учитель

Ученики

Создание проблемной ситуации.

Постановка учебной проблемы

Учитель диктует предложение

Снежинки долетали до земли.

- Наши знакомые Петя, Вова и Катя, которые путешествуют вместе с нами по учебнику, выполнили задание так:

Снежинки долетали доземли.

Снежинки до летали до земли.

Снежинки до летали до земли.

- Задание у ребят было одно?

- А как они его выполнили?

- Почему так получилось?

- Какой возникает вопрос? В чем мы должны разобраться сегодня на уроке?

Учащиеся записывают самостоятельно предложение в тетради.

- Одно.

- По-разному

- Ребята не знают до – это приставка или предлог.

- Как отличить приставку от предлога?

Урок русского языка по теме «Как найти в словах приставку»

Учитель

Ученик

Создание проблемной ситуации.

Проверка задания

Постановка учебной проблемы.

- Выделите в словах приставку (Несколько учащихся работают у доски)

Подруга, повар, погода, походка.

- Посмотрим, как вы выполнили задание.

- Задание было одно?

-  А  как вы его выполнили?

- Почему так получилось?

- Чему должны научиться сегодня на уроке?

Одни ученики записывают слова и выделяют приставку у доски, другие в тетрадях.

Ученики видят несколько вариантов.

подруга             подруга

повар                 повар

погода               погода

походка             походка

- Да.

- По – разному.

Находить приставку в словах.

Учащийся должен понять, что для выполнения задания  ему недостает  знаний, полученных раннее,   и возникает необходимость в поиске новых путей и способов действий.

Прием № 2.

Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.

Урок математики «Порядок действий в выражениях»

Учитель

Ученик

Создание проблемной ситуации.

Постановка учебной проблемы.

- На доске написаны примеры.

- Назовите ответы примеров первого столбика.

- Назовите ответы примеров второго столбика.

- Смогли выполнить задание?

- В чем затруднение?

- Чем это задание не похоже на предыдущее?

- Какой возникает вопрос?

Учитель уточняет тему.

- Порядок действий в  выражениях со скобками.

15 – 6 + 8         15 – (6 + 8)

5 + 7 – 2           5 + (7 – 2)

6+ 8 +2 + 2      6 + (8 + 2) + 2

Ученики испытывают затруднение (проблемная ситуация)

- Нет.

- Мы такие примеры не решали.

(Осознание проблемы)

- Появились скобки.

- Как решаются примеры со скобками?

Урок математики «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик»

Учитель

Ученик

Задание на известный материал.

Задание на новый материал.

Решите примеры.

- Назовите ответы примеров первого столбика.

- Объясните решение примеров второго столбика?

Смогли выполнить задание?

- В чем затруднение?

- Чем это задание не похоже на предыдущее?

- Чему должны научиться на уроке?

- Назовите тему урока.

Учащиеся решают примеры

42 + 16            72 + 18

68 – 15             70 – 24

Испытывают затруднение

- Нет.

- Это новое сложение.

- При сложении единиц получается 10. Мы не знаем, как это записать. Не знаем, как из нуля вычесть 4.

- Складывать такие числа.

- Сложение двузначных чисел.

Приведу примеры использования на своих уроках таких приёмов, как «Столкновение мнений», «На ошибку», «На несходное задание», мотивирующий прием «Актуальность».

  На уроке математики в 1 классе при изучении темы: «Масса. Единицы измерения массы» я использовала   приём  «На ошибку».

Демонстрирую   детям   гирю весом 1 кг и пуховую  подушку весом 1 кг

 и задаю вопрос: «Что  тяжелее?»  

Дети: 1.Подушка  больше она  тяжелее  2. Гиря  тяжелее, она  металлическая.

-Давайте проверим (взвешивание на весах - предъявление факта)

 Дети испытывают  удивление (возникновение проблемной ситуации)

 -Что вы сказали сначала?

 -А как оказалось  на самом деле?

 -Какой же будет тема занятия? «Масса. Единицы измерения массы»

Другой пример создания проблемной ситуации.

На уроках русского языка я часто использую прием «Столкновение мнений».

При изучении темы «Правописание предлогов и приставок»  дала задание классу:  запишите слово, раскрыв скобки.

Конечно же, часть детей написало занос слитно, а часть – раздельно. Проблема? Да?

Говорю детям: «Задание было одно, а выполнили по-разному. А как же правильно?» Выслушиваю мнения детей. Составляем предложения и приходим к выводу, что в зависимости от контекста есть два  варианта написания слова, в одном случае за – это приставка, а в другом – предлог. И какое же удивление класса, что оба варианта правильные. Таким образом, подвожу к теме урока.

Предложенные мною приемы относятся к побуждающему диалогу. Иначе выглядит подводящий к теме диалог, когда учитель с помощью специально подобранных вопросов пошагово ведет мысль ученика.

Примером подводящего к теме диалога может быть такая учебная ситуация.

Урок русского языка по теме “Однокоренные слова и формы слов”.

Постанова учебной проблемы

-Запишите слова 1 и 2 столбиков: 1) земле, земли, землёй, о земле; 2) земледелец, подземный, земляной, приземлиться.

По какому принципу подобраны слова в столбиках?

(Один ученик говорит, что это всё однокоренные слова, но разные части речи, другой, говорит, что в 1 столбике имена существительные, а во втором слова разных частей речи.)

Выдвижение гипотезы 

- Давайте проверим, определим части речи. Во втором столбике два прилагательных, значит, не это главное (аргумент).Подумаем ещё…(Разное строение слов) (1 вывод)

Подводящий к теме диалог 

- Проверим, разберите слова по составу.

-Что получилось?  (У них разное строение. В первом столбике меняется только окончание, во втором – изменяются суффиксы, приставки).

Подводящий к теме диалог

- Изменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? (Нет, содержание слова не изменилось).

 А что изменилось? (Изменилось лишь его число и падеж)

-А во втором? (Меняется и строение, и значение слова). (2 вывод.)

-Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему?

Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.)

Формулировка темы

- Итак, над какой темой мы будем работать сегодня? (Однокоренные слова и формы слов). 

Подведение к теме с мотивирующим приемом.

Для создания мотивации к учебной деятельности на уроке Е.Л. Мельникова предлагает приемы «Яркое пятно» - это стихи, ребусы, загадки, иллюстрации и «Актуальность».

Например, на уроке  по предмету «Основы здорового образа жизни» по теме «Разговор о правильном питании», в качестве приёма «Актуальность» можно использовать фрагмент мультфильма «Винни-Пух идет в гости». После просмотра детям задается  вопрос: «Почему Винни-Пух застрял в норе?» Отвечая на вопрос, ученики подходят  к важной теме о правильном питании.

Прием «Яркое пятно» Сказка В. Волиной.“Чужак”

Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам  на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула

на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

Проблемные вопросы:

Кто же оказался чужаком среди родственников воды и почему?

Назовите родственников воды?

Результаты

  • Несмотря на большое количество открытых вопросов по внедрению опыта проблемного обучения в практику, уже сейчас прослеживаются положительные результаты работы.
  • На рисунке 1  представлены результаты изучения уровня мотивации обучающихся за 3 года по методике Н.Г. Лускановой. Здесь видно, что растет количество детей с высоким уровнем мотивации и снижается количество детей с низкой мотивацией.

Рисунок 1. Результаты изучения уровня учебной мотивации

  • Успеваемость по предметам стабильна. Положительная динамика качества знаний за последние два года представлена на рисунке 2. Если рассмотреть столбики диаграммы, то можно увидеть рост качества знаний. Здесь результаты 2 класса и 1 четверти 3 класса.

Рисунок 2. Результаты качества знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я изучила теоретические основы технологии проблемного обучения. В процессе исследования я выявила, что проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая, которые они активно усваивают новые знания. На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Использование технологии проблемного диалога,  отвечая требованиям ФГОС, способствует формированию «умения учиться», получению прочных  знаний, ибо нельзя забыть то, до чего додумался сам.

         Также я рассмотрела  применение на практике технологии проблемного диалога на основе   передового педагогического опыта Е.Л. Мельниковой. Пришла  к выводу, что проблемный диалог – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критическою, творческого, диалектического мышления. Проблемное обучение – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико–теоретического и интуитивного мышления.

С развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

Список используемой литературы

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2008.

2.  Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.

4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС. Пособие для учителя. М., 2013.

5. Мельникова Е.Л.  Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2012.

6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М.: Баласс, 2008..

7. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 2010.

Интернет - ресурсы

8. Профессиональный стандарт педагога // http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/PS_pedagog.doc 

0. ФГОС НОО// http://минобрнауки.рф/documents/922