Психологическая диагностика

Филиппова Людмила Владимировна

Аналитическая справка по результатам диагностики УУД, школьной мотивации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справка

по результатам диагностического группового обследования

учащихся 1Б класса

2021-2022 учебный год

Обследование проводилось по заказу администрации школы в рамках сопровождения учащихся параллели 1-х классов.

Цель: определить общий уровень адаптации первоклассников.

Задачи:

1.   Выявить возможные причины дезадаптации к новым условиям обучения:

-  какие чувства у детей превалируют в классе;

-  ведущие тенденции в сфере учебной мотивации уч-ся класса;

-  определить у детей эмоциональное отношение к предметам.

2.  Разработать рекомендации классному руководителю для решения поставленной проблемы с учетом психологических особенностей уч-ся.

Использованные методики:

• Проективный тест «Домики»;

• Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасека.

Анализ результатов

1. Тест «Домики»

Тест состоит из 2-х заданий: 1-е задание определяет вегетативный коэффициент, которое характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Энергетический показатель обучающихся 1-Б класса распределился следующим образом:

  • хроническое переутомление, истощение – 11%. Низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
  • компенсируемое состояние усталости – 28%. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
  • оптимальная работоспособность – 61%. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

В задании №2 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. По результатам диагностики выявились обучающиеся:

- с положительным отношением к школе – 77%;

- с амбивалентным отношением – 20%;

- с негативным отношением – 3%.

В таблице 2 отражено отрицательное отношение первоклассников к различным сферам учебной деятельности.

Таблица 2

п/п

Эмоциональный компонент

% обучающихся с отрицательным отношением

1.

Отношение к себе

12%

   

2.

Отношение к школе

9%

3.

Отношение к учителю

4%

 4.

Отношение к одноклассникам

21%


2. Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасека.

Тест состоит из трех заданий: подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, рисование мужской фигуры по представлению. Результат оценивается по пятибалльной шкале, затем вычисляется суммарный итог по всем трем заданиям. Данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений рук и пространственной ориентации.

По результатам диагностики выявились обучающиеся с тремя уровнями готовности к школе:

- высокий уровень готовности к школе – 36%;

- средний уровень готовности к школе – 46%;

-низкий уровень – 18%, дети нуждаются в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

Общий результат:

1 «б» класс:

-   12 обучающихся – высокий уровень адаптации;

-   10 обучающихся – средний уровень адаптации;

-  2 обучающихся – низкий уровень адаптации.

Таким образом, на основе полученных можно выделить первоклассников:

  • с частичной адаптацией – 41%. Причинами могут быть повышенная тревожность, низкая самооценка, слабое здоровье, перегрузка дополнительными занятиями и др. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как осваивают программу и выполняют правила поведения в школе, однако это происходит зачастую за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. Классному руководителю следует обратить внимание на данных обучающихся.
  • с неполной адаптацией выявлено в 1Б классе 8% обучающихся. Эти дети нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Необходимо провести индивидуальную углубленную диагностику, выделить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести коррекционную работу.

Рекомендации:

  • Для воспитания положительной мотивации учения классному руководителю рекомендуется:

- Развивать любознательность, поощрять любопытство, удовлетворять его потребность в знаниях;

- Всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности;

- Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой - ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми, т.к. это может привести либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

  • Негативное отношение к школьным предметам. В связи с этим классному руководителю рекомендуется:

- использовать индивидуальный подход на уроке, стараться переключать внимание ребят каждые десять минут, преподносить материал в игровой форме, использовать для снятия напряжения и усталости различные физические упражнения.

  • Обратить особое внимание на процесс принятия учебной задачи учащихся и задействовать все способы восприятия информации (зрительно, на слух на основе телесных ощущений), делать акцент на моменте объяснения задачи.
  • Внимание учителя, работающего в классе, должно быть направлено на развитие в процессе обучения основных психических функций: внимания, памяти, логического мышления, психомоторики.
  • Использовать в процессе обучения все виды стимулирования восприятия и познавательной деятельности, т.е.  чередование слухового и зрительного и тактильного восприятия (четкие, краткие инструкции, яркие зрительные опоры на доске, работа с раздаточным материалом эмоциональный тон речи педагога).
  • Применять на уроке разные виды моторной тренировки: пальчиковая гимнастика, копирование и др.
  • С целью профилактики переутомления и перевозбуждения, тренировки произвольности и способности переключать и сосредотачивать внимание целесообразно чередование режимов активности и отдыха, изменение на короткое время темпа работы, обязательное включение динамических пауз, игр на внимание, тренировка умений действовать по образцу, по правилам.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

 по результатам диагностики УУД у обучающихся 1б класса

2021-2022 учебный год

Цель исследования -  провести мониторинг изучения личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. 

Была проведена диагностика сформированности универсальных учебных действий (УУД) по следующим методикам:

  1. Личностные УУД (самоопределение; смыслообразование; морально-этическая ориентация)

1. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Д. Марлоу и Д. Краун);

2. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

  1. Регулятивные УУД (саморегуляция, организация деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти.)

1. Групповой интеллектуальный тест (Субтест №1).

  1. Познавательные УУД (анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных и несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

1. Методика №4  методика Э. Ф. Замбицявичене «Определение уровня умственного развития младших школьников»

  1. Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация; планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками)

1. Методика №5 "Рукавички" (Г.А. Цукерман).

В 1 б классе было обследовано 24 чел. В результате диагностики уровня сформированности УУД были выявлены следующие результаты:

Высокий уровень

Средний Уровень

Низкий уровень

Личностные УУД

34 %

46 %

20 %

Регулятивные УУД

20 %

72 %

8 %

Познавательные УУД

16 %

58 %

26 %

Коммуникативные УУД

48 %

44 %

8 %

Результаты исследования школьной мотивации обучающихся 1б класса представлены в таблице.

Класс

Кол-во детей

Высокий

Средний

Низкий

1 б

24

56%

27%

17%

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные.

Средний уровень. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравиться чувствовать себя учеником. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере.

Низкая школьная мотивация. Дети на уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе.

Справка по результатам диагностики коммуникативных навыков

На основании данных проведенной диагностики в 1 б кл. в целом выявлен высокий уровень сформированности 71% – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. У 29 % средний уровень сформированности – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Класс

Уровень сформированности коммуникативных

 учебных действий

низкий

средний

высокий

1 б

0%

29 %

71 %