Работа с родителями

Филиппова Людмила Владимировна

               Семья и школа - значимые компоненты воспитания школьников. Родители – ученик – учитель – трио, работающее вместе 11 лет. Колыбелью духовного рождения человека является, конечно, семья.Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.  А на моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Классный руководитель является связывающим звеном всех участников образовательного процесса: воспитание и обучение своих учеников, работа с родителями, связь с мед. работником, школьным инспектором, психологом, социальным педагогом. Но самая сложная и важная работа для любого классного руководителя в этой модели - взаимодействие семьи и школы, т.е. работа с родителями. Задача классного руководителя выстроить правильное взаимодействие, сотрудничество школы и родителей. Учитель начальных классов связывает первым школу и семью обучающегося. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Поэтому я и родители моих учеников стали партнёрами в воспитании детей. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, мы достигли желаемых результатов.

      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку? Первый раз - в первый класс.

В этот ответственный в жизни школьника период, период адаптации к школе, родители должны быть особенно внимательны к своему ребенку. События, какие происходят у него в жизни, внове ему и представляют для незакаленной психики немалый груз. Быть может, поэтому, замечаете вы, ваш ребенок так устает, и то радостное возбуждение, каким сопровождались посещения школы в первые днисентября, довольно быстро сменяется заметным унынием. Некоторые проблемы могут возникнуть у первоклашки и со сверстниками, а ребенок, находившийся всю свою жизнь при маме, в «тепличных условиях», не имеет опыта решения этих проблем; он с кем-то повздорил или даже подрался и теперь растерян, угнетен, у него, понятно, нет никакого настроения, и то, что увлекало вчера, сегодня совсем неинтересно, весь мир представляется ему в серых тонах... Вот здесь-то и необходимо вмешательство внимательной мамы.

Тактично выяснив причину изменившегося в худшую сторону настроения (один ребенок расскажет о своих бедах сразу, едва мама начнет расспрашивать его, другой будет таить свои проблемы в себе, но, поскольку он нуждается в помощи взрослого и, должно быть, понимает это, он не будет скрытничать долго), мама должна успокоить ребенка и предложить несколько вариантов его достойного поведения и, соответственно, несколько вариантов развития ситуации; а ребенок пусть выберет и постарается воплотить в жизнь тот, что ему более по душе.

Иногда дети, столкнувшись в школе с «неразрешимыми» проблемами, столь глубоко их переживают, что у них даже начинает страдать самочувствие. Поэтому так важно вовремя заметить, что у ребенка как будто не все благополучно.

Способствовать адаптации к школе

Привыкание, или иначе адаптация, ребенка к школе - процесс довольно длительный и у многих детей особенно «домашних», а также у чрезмерно впечатлительных и ранимых, у обладателей так называемой художественной натуры, проходит довольно трудно. И ребенку следует помогать адаптироваться.

Как это делать?.. Чаще разговаривать с ребенком о школе, о великой значимости ее, о том, что пусть и трудно бывает в школе, но без школы современному человеку - никуда; в свободное время вместе прогуляться с ребенком возле школы, поговорить с ним о новых друзьях, при необходимости помочь советом - как выйти из непростой (конфликтной) ситуации; можно рассказать о своих былых взаимоотношениях со школой, о своих трудностях и успехах, чтобы у ребенка была возможность сравнить и чтобы он мог в очередной раз почувствовать себя человеком в обществе (любого поддерживает знание того, что все испытывают одинаковые трудности). Кто-нибудь из родителей должен помочь ребенку организовать дома рабочее место: вот в этом ящике письменного стола должны лежать учебники, а в этом тетрадки; то, что необходимо при работе сейчас, должно быть аккуратно разложено на столе, а не свалено в кучу. Разумеется, мама подпишет красивым почерком тетради, и обернет плотной бумагой учебники, и в пенале наведет порядок, и приколет к ранцу симпатичный значок... причем ребенок должен видеть все, что она делает; наблюдая, он учится, приобщается и, конечно же, укрепляется духом, понемногу адаптируется.

Правильное отношение к отметкам детей

В некоторых школах в начале первого года обучения отметок ребенку не ставят вообще. Потом систему отметок вводят, но относятся к отметкам более как к проявлениям некоей игры. Вообще начало обучения ребенка в школе - скорее игра, чем серьезное ответственное дело. И это правильно: игра для ребенка - наиболее гармоничный и эффективный способ обретения знаний. Отметки учитель ставит скорее для себя, чем для ребенка и его родителей. Поэтому и отношение у родителей к отметкам должно быть соответственное.

Если ребенок получает высшие отметки, можно его успехам немного порадоваться, но не превозносить свое чадо до небес, не садить его в «красном» углу и ему не кланяться; если же отметки, мягко говоря, оставляют желать лучшего, то не следует хвататься за голову, паниковать и тем более ругать и наказывать ребенка; можно разве что демонстративно погрустить - этой вашей реакции будет достаточно для того, чтобы юный школьник сообразил что к чему и сделал выводы (не хочешь расстраивать любимую маму — старайся).

Неправильно поступают те родители, какие поощряют своего ребенка материально: дают за хорошие отметки деньги, дарят дорогие подарки; нет спору, этот метод поощрения действенный, но он - не более чем начало пути воспитания корыстного, лицемерного человека; поднаторев в «зарабатывании» хороших отметок (хитреца будут интересовать отметки, а не знания), ребенок станет «покупать» у родителей все, что ему необходимо; он даже будет заключать с родителями своеобразные договоры, и в конце концов процесс обучения может обратиться в торг (если не разрешаете мне еще часик поиграть на компьютере, не буду сегодня учить уроки).

Демократия в доме

Родители, желающие воспитать в своем ребенке настоящую сильную личность, должны стремиться к установлению у себя в доме демократических отношений. Для ребенка очень важно чувствовать уважение со стороны родителей; время от времени ему нужно демонстрировать, что он не последний член семьи (место которого в семейной иерархии где-то между старшим братиком и собачкой), что он равен другим, самым уважаемым, и может пользоваться равными с другими правами (но, не забудьте, имеет и обязанности).

Нравственное превосходство, которое имеют родители и иные старшие члены семьи, богатство их жизненного опыта должны быть направлены на достижение истинного авторитета. Без такого авторитета демократический порядок в семье невозможен.

Времена меняются...

Известная мудрость, приписываемая франкскому императору Лотарю (IX в. н.э.), звучит так: «Тешрога mutantur et nos mutamur in illis», что означает: «Времена меняются, и мы меняемся в них». То, что времена меняются, мы можем видеть даже в течение своей не очень длинной жизни. И должны делать определенные выводы. Вместе с временами меняются и дети, и их интересы тоже. То, что было интересно в детстве родителям, а тем более бабушкам и дедушкам, вряд ли сильно увлечет нынешних детей. Трудно представить, например, чтобы наши дети днями напролет играли во дворе в «бабки» или в «лапту» или с азартом бросали в стенку медные пятаки. Времена изменились, изменились и возможности. Детям подавай «приставку» к телевизору, а еще лучше - компьютер с морем разливанным электронных игр... Некоторые родители, ностальгически вспоминая собственное счастливое детство, пытаются научить своих детей тем играм, в которых развивались сами, и приобщить к тем ценностям, к которым когда-то сами приобщились. Но особого успеха их усилия в этом направлении не имеют иные родители, проявляя настойчивость, прямо-таки насаждают на ребенка так называемые стереотипы своего детства.

Они полагают, что ребенок их вырастет непременно хорошим человеком (и таким же многоопытным, мудрым, закаленным перед лицом жизненных трудностей, как они сами), если пройдет именно по тем ступеням, по каким однажды прошли они. Однако это не так. Он, конечно же, вырастет хорошим человеком, достойным своих родителей, если родители будут проявлять гибкость, если будут систематически заниматься со своим ребенком, если будут учитывать, что с переменой времен идет переоценка ценностей, если поймут, что ребенку их (этому новому поколению вообще) предстоит пройти по своим ступеням.

От родителей, любящих своего малыша и желающих оказать на него действительно позитивное влияние, требуется, призвав на помощь свои высокие нравственные качества, используя свой немалый жизненный опыт, свой интеллект, помочь ребенку отличить истинные ценности от ложных, — как бы двигаться вместе с ним по его ступенькам, подстраховывать его.

Установите доверительные отношения со своими детьми

Отношения с ребенком должны быть установлены непременно доверительные. С кем еще, помимо самых близких родственников, у ребенка могут быть такие отношения?.. Между тем ребенок часто нуждается в искреннем общении; некоторые проблемы, какие у него возникают, он не в силах разрешить самостоятельно; ему нужны совет и деятельное участие опытного человека - мамы. И если у ребенка по каким-то причинам нет доверительных отношений с мамой, то ему практически невозможно от его проблем избавиться, он принужден страдать под их грузом. Доверительность в отношениях достигается постоянной доброжелательностью мамы, ее ласковостью, уважением к ребенку, активным вниманием и пр.

Ребенок должен быть уверен, что если он обратится за помощью к маме, все его сложности будут быстро и наилучшим способом устранены.

Не оскорблять ребенка подозрительностью

Ребенок должен быть уверен, что родители доверяют ему полностью. Если у ребенка такой уверенности нет, если ему приходится спрашивать разрешения по всякому мелкому поводу, то он вряд ли станет самостоятельным человеком. Ребенок, чувствующий, что слишком бдительные, контролирующие каждый его шаг родители подозревают его в совершении неких недостойных поступков, «сторожат» такие поступки, не может избавиться от комплекса вины, даже если вины нет; со временем он свыкается с комплексом вины, и эта привычка отражается на психологическом профиле ребенка не самым благоприятным образом - вплоть до того, что именно и подвигает ребенка на те недостойные поступки (иными словами: чего боялись, того и дождались). Одним из условий нормального психического развития ребенка является уверенность в том, что родители уважают его. А разве уважение не проявляется в доверии?.. Без доверия со стороны родителей ребенок не может чувствовать себя свободным, не может в полной мере уважать себя.



Предварительный просмотр:

Лекция для родителей «Первый раз – в первый класс. Адаптация к школе»

Переход из детского сада в первый класс школы - один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация. Значительно возрастает психоэмоциональная нагрузка на ребенка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы обучения.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Игра отодвигается на второй план, на первый план выходит учеба. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Ребенку необходима значительная концентрация волевых усилий, что не всем под силу.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. Действенную помощь в адаптации должны оказать родители.

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У его появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом.

 До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена а основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху. В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Здесь не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптировать приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

После того как ваш ребенок переступил порог школы, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование.

Назовите чувство, которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени.

(Радость, счастье, уверенность, спокойствие, удовлетворение, беспокойство, тревога, забота, воодушевление, неуверенность.)

 Физиологические условия адаптации ребенка к школе

Изменение режима дня ребенка.

Необходимость игровой деятельности в жизни ребенка.

Наблюдение родителей за правильной позой ребенка во время рисования, чтения, лепки, приема пищи и т. д.

Организация правильного питания ребенка.

Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка).

Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения здоровья.

Психологические условия адаптации ребенка к школе

- создание благотворительного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;

- роль самооценки ребенка к адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);

- первое условие школьного успеха - самоценность ребенка для родителей;

- формирование у младшего школьника интереса к школе, прожитому школьному дню;

- необходимость дружеского общения ребенка с одноклассниками и возможность такого общения после школы;

- недопустимость физических мер воздействия на ребенка, запугивания, критики, особенно в присутствии других людей;

- учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению;

- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе;

- организация контроля за его учебной деятельностью;

- поощрение ребенка за учебные успехи и личные достижения;

- моральное стимулирование достижений ребенка;

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало школьного обучения кардинально меняет весь их образ жизни. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребенок должен систематически и напряженно трудиться, Четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания… Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т. е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности(учебной), к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы.

Период адаптации к школе может длиться от 2 – 3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей первоклассника, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности к школьной жизни.

Перечислю признаки успешной адаптации.

Удовлетворенность школьника процессом обучения: ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха. Легкость в изучении программного материала. Если первоклассник испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в ученика уверенность в успехе, помочь свыкнуться с мыслью: «У меня все получится». Степень самостоятельности учащегося при выполнении учебных заданий, готовность воспользоваться помощью взрослых лишь после предпринятых попыток выполнить задание самим. удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем – самый важный признак того, что ученик освоился в школьной среде.

Первый год обучения в школе – серьезное испытание для ребенка. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис. Важное изменение в жизни первоклассников – «прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников, родителей. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ученика. Для снятия нагрузки нужно давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.

Положению первоклассника не позавидуешь. Он попал в новое окружение, появились новые требования, ему надо уметь слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы, при этом подавляя желание побегать, поиграть и повеселиться. Если со всем этим ученик справляется, то он радостен, увлечен, верит в свои силы. Тогда речь может идти о полной адаптации. Если первоклассник по разным причинам не справляется с учебной нагрузкой, то со временем он попадает в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам, к «школобоязни».

Чаще всего в число детей группы риска младшего школьного возраста попадают следующие учащиеся.

Соматически ослабленные ученики, имеющие хронические заболевания и стоящие на учете у разных специалистов. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья. Число детей, неспособных на должном уровне усвоить программу колеблется от 15 до 40%. Они пропускают много уроков и долго восстанавливаются после болезни, у них низкая работоспособность и повышенная утомляемость. Школьники с синдромом дефицита внимания. Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. Леворукие учащиеся. Ученики с нарушением эмоционально – волевой сферы – агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные или замкнутые.

К критериям благополучной адаптации можно отнести :

а) динамику работоспособности и ее улучшения на протяжении первого полугодия;

б) отсутствие изменений показателей здоровья;

в) хорошее усвоение учебной программы.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении первоклассников.

Насколько ученик будет собранным в учебной деятельности, зависит не только от учителя, но и от родителей. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее первоклассник адаптируется к новым условиям.

Возможности детей первого года обучения.

Ребенок хочет учиться. Родителям следует стараться поддерживать интерес к учению своего ребенка.

этот возраст благоприятен для усвоения моральных норм. Нужно воспитывать добрые и полезные привычки в своих детях.

Ребенок добивается признания со стороны взрослого.

Используйте этот период для воспитания основных качеств личности.

Ребенок добивается признания среди сверстников.

Отрабатывайте это желание стремления к успеху в учебной деятельности.

Взаимоотношения с ребенком в семье.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе.

- Не отнимай чужого, но свое не отдавай.

- Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.

- Не дерись без причины.

- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе.

- Играй честно, не подводи своих товарищей.

- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого не проси.

- Из – за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из – за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

- Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся быть аккуратным.

- Почаще говори: давай дружить, давай играть.

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Уважаемые родители! Поместите эти правила в комнате или в рабочем уголке ребенка на видном месте. В конце каждой недели обращайте внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнять, а какие нет и почему.

Закончить нашу встречу я хочу следующими словами:

Как хочется мне много слов сказать

Вам, женщины земли любимой нашей.

Здоровья вам и счастья пожелать,

Надежд, терпенья, радости, удачи!



Предварительный просмотр:

Компьютер – добро или зло?

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашей встречи мы постараемся вместе разобраться: компьютер – добро или зло?

Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? Вы абсолютно правы – игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.

В чем особенность компьютера? Чем отличается от любой другой игрушки? Сейчас я вам об этом расскажу.

  • Компьютер является интерактивным средством.
  • Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
  • Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
  • Компьютер – многовариативный дидактический материал.

Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка или, напротив, задерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?

Что ж, мнения разделились. Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка. А для этого устроим «компьютерный ринг». В красном углу – сторонники применения компьютеров в воспитании, в синем – его противники (желательно равное количество человек в командах).  Проводится диспут «Компьютерный ринг»

Варианты «подсказок»

Компьютер:

  • Вызывает положительный интерес к новой технике;
  • Развивает творческие способности;
  • Полностью захватывает сознание ребенка;
  • Устраняет страх ребенка перед новой техникой;
  • Отрицательно влияет на физическое развитие детей;
  • Повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
  • Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
  • Содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
  • Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;
  • Воспитывает внимательность, сосредоточенность;
  • Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
  • Снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;
  • Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;
  • Помогает овладеть чтением и письмом;
  • Ухудшает зрение ребенка;
  • Способствует возникновению нарушений осанки;
  • Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления;
  • Тренирует внимание и память;
  • Развивает быстроту действий и реакций;
  • Способствует развитию гиподинамии;
  • Воспитывает целеустремленность.

Как видите, есть и положительные и отрицательные стороны. Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера на ребенка.

Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

Специфика компьютерных игр, по мнению Е. В. Зворыгиной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику своего творчества.

Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играют наши дети.

Компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:

  1. Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить врагов, кем бы они ни были.
  2. Игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей т романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.
  3. Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.
  4. Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.
  5. Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений, и т. д.
  6. Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д.
  7. Графические игры, связанные с рисованием, конструированием.

Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, своим опытом. В какие компьютерные игры играют дети дома? Что им нравится в этих играх? Считаете ли вы эти игры доступными и полезными для детей? Выслушиваются мнения родителей.

А как трудно правильно выбрать компьютерную игру для ребенка! Их так много! И каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А ведь специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста. Вот они:

  1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
  2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше, чем традиционный шрифт компьютера.
  3. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
  4. Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
  5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
  6. Нежелательно применение системы оценок в баллах.
  7. Лучше, если программа имеет логическое завершение, - построен дом, нарисован рисунок.

Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратит ваш ребенок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может, его слишком много? Или, наоборот, мало? Когда ребенок чаще играет в компьютерные игры? Как организовано его компьютерное место?

Я хочу рассказать вам о тех правилах, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.

  1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
  2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  5. Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка.
  6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  7. В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
  8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
  9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

Что же, мы смогли убедиться, что при рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка

Родителям раздаются памятки в форме монитора компьютера, на одной стороне которых размещены правила работы для детей дошкольного возраста на компьютере, а на другой – варианты зрительной гимнастики.



Предварительный просмотр:

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

  1. Выбор книги для чтения.
  2. Что делать, если ребёнок не любит читать.
  3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
  4. Беседа с детьми о прочитанном.
  5. Гигиена чтения.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. "Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают они. "Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них”. 
Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу. 
Большинство младших школьников любит читать книгу. 
Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. 
Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы ''Что читать детям''. Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.
Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста.
Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве. 
Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.
Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.
Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно– популярной литературе. Учащиеся должны читать доступные для них книги географии, естествознанию, технике. 
Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их. 
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге. 
Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать. 
Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее. 
Как ребёнок должен читать книгу? Надо приучить детей начинать чтение с обложки титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки книги, издательства и год издания.
Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника– иллюстратора книги. 
Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно, неторопясь. 
Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. 
Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах: живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах. 
Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. 
Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего? 
Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное. Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному. 
Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы. 
Как вместе читать? 
Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т. д. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко. 
Надо определить продолжительность чтения не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге. 
Хорошо когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном. 
В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно надо бережно относиться к библиотечной книге. Её надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок. 
Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.

Памятка


1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства. 
2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. 
3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. 
4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи. 
5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги. 
6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте. 
7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. 
8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства,
делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. 
9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. 
10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку. 
11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи. 
12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. 
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.



Предварительный просмотр:

Предупреждение детского травматизма на дороге.

памятка для родителей

В последнее время участились случаи детского травматизма на дорогах города: как на проезжей части, так и в микрорайонах. Дорога прочно занимает первое место среди печальной статистики детского травматизма и смертности. Безумный ритм современной жизни гонит по нашим дорогам лавину вечно спешащего транспорта, а по тротуарам - лавину вечно спешащих пешеходов.

В 6-7 лет у детей, особенно у мальчиков, появляется явное стремление к самостоятельности. В один прекрасный день ваш малыш вырывает руку и говорит, что его не надо провожать до садика и школы, дальше он пойдет сам. Сегодня вы убедили ребенка, но завтра он непременно настоит на своём и вы уступите, успокаивая себя тем, что маршрут известен ему от и до.

А теперь представьте, что светофор сломался и рядом не оказалось регулировщика… привычный путь перекрыли дорожные строители, и ребенку надо самостоятельно выбирать новый маршрут…

Ребенку мало хорошо знать правила, регулирующие потоки людей и транспорта, - надо понимать их суть, уметь оценивать обстановку, быть внутренне убежденным, что храбрость дорожного нарушителя - это опасная глупость. Только такой подход может реально защитить маленького пешехода.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см - 1метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы, здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора - запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому, что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Правила безопасного поведения на улицах нашего города:

· Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

· Переходите дорогу только на зеленый сигнал, на красный или желтый сигнал светофора очень опасно, как бы вы при этом вы не торопились.

· Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.

· Из автобуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

· Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.

· Выходить с ребенком из-за кустов, снежных валов или стоящих машин, не осмотрев предварительно дорогу - это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли. Показывайте им правильное место перехода.

· Запретите детям играть вблизи дороги и на проезжей части. Покажите, где играть можно.

Зачастую, в спешке, взрослые, нарушая правила дорожного движения, подают детям отрицательный пример. Дети учатся соблюдать правила, глядя на родителей. От нас, взрослых, зависит то, насколько неукоснительно будут соблюдаться правила поведения на улице нашими детьми.



Предварительный просмотр:

Профилактика правонарушений

Памятка для родителей

  • Принимать активное участие в жизни семьи.  
  • Стараться находить время, чтобы поговорить с ребенком.  
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности.  Помогать развивать у ребенка умения и таланты.  
  • Действовать без нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.  
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.
  • Уважать право ребенка на собственное мнение.  
  • Уметь сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.  
  • С уважением относиться ко всем членам семьи.  
  • Стараться меньше совершать ошибок.
  • Учиться смотреть на жизнь глазами ребенка.
  • Доверять всем членам семьи.  
  • Бороться не с ребенком, а с проблемой.

Вы не смогли найти ответ на вопрос – без боязни и промедления обращайтесь за помощью к специалистам. Речь идет о будущем ваших детей. Стоил ли рисковать? Возможно, своевременно оказанная помощь поможет вашему ребенку стать состоявшейся личностью и оправдать все надежды.

Воспитание ребенка – одна из самых сложных, но и важных задач. Проблемы возникают как следствие допущенных ранее ошибок – с этим нельзя согласиться, поэтому чаще хвалите своих детей.

  • Молодец, хорошо, удивительно, великолепно, прекрасно, грандиозно, незабываемо, экстра- класс, талантливо, остроумно, ты одаренный, отлично, уже лучше, потрясающе, классно, поразительно, несравненно, красота, поздравляю, ты – супер.  
  • Гораздо лучше, чем я ожидала;
  • Лучше чем все, кого я знаю;  
  • Именно этого я давно ждала;  
  • Это трогает меня до глубины души;
  • Еще лучше чем прежде;  
  • Как в сказке;  
  • Очень эффективно;  
  • Прекрасное начало;  
  • Ты просто чудо;  
  • Ты на верном пути;
  • Здорово, ты в этом разобрался;  
  • Ты ловко это делаешь;  
  • Это как раз то, что нужно;
  • Я тобой горжусь;  
  • Я просто счастлива.  
  • Мне очень важна твоя помощь;  
  • Ты мне необходим;  
  • Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует;  
  • Я сойду сума если с тобой что-нибудь случится;  
  • С каждым днем у тебя получается все лучше;  
  • Для меня нет ни кого красивее тебя;
  • Научи меня делать так же;  
  • Тут мне без тебя не обойтись;  
  • Я знала что тебе это по силам;  
  • Никто мне не может заменить тебя;  
  • Я горжусь, что тебе это удалось;  
  • Я сама не смогла бы сделать лучше.


Предварительный просмотр:

Советы родителям. Как помочь ребенку учиться.

  1. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка.
  2. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников.
  3. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.

Родители организуют режим для школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности. При планировании учебной работы и других его обязанностей по дому важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время, конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать– её посылают погулять с младшим братом. В независимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медленные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения. Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. 
Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: "Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе положила здесь деньги”, или сыну: "Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол”. 
Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца.
Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинается формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.
Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке. 
Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради, – не надо спешить показать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: "Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибки или нет?” И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка. Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. Если они дают дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание их должно быть согласовано с ним. 
Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят тему задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы, учиться распределять свои занятия по времени. 
Но не все дети одинаково развиваются, отдельные дети в 1-м классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, они начинают кричать на сына или на дочь, называя его глупым. В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие помощи ребёнку в учении. 
Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность

Памятка
«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
  10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                           

воспитательной работы

на 2020 – 2021 учебный год

  (4 б класс)

                           Классный руководитель: Филиппова Людмила ВладимировнаD:\Users\User\Desktop\f5cecf407502.png

Название классного коллектива:  

«Классные ребята»

«Классные ребята» живут под девизом: «Мы ребята просто класс, вы порадуйтесь за нас!»

Характеристика классного коллектива

В 4 «б» классе обучается 28 учеников. Из них 13 девочек и 15 мальчиков.
Количество детей,
 рожденных в 2006 году - 18 человек, 2007 году - 10 человек.

Проживают в полных семьях 20 человек. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные доброта и внимание. В неполных семьях воспитываются 5 учеников. Но эти дети также не обделены вниманием со стороны мам и бабушек. Шестеро учеников проживают в многодетных семьях: Шафигулин Ренат, Юсупов Дагир, Маркин Андрей, Локтева Яна, Панов Амир, Нестеров Тимофей. Эти дети обеспечены горячим бесплатным питанием.

В классе есть малообеспеченные семьи: Ланг Кирилл Кочарин Егор. Дети из этих семей также обеспечены горячим питанием.

В классе 23 детей русской национальности, 1 ногаец, 1 татарин, 1 кумык, 1 азербайджанин, 1 даргинка. В микрорайоне школы и близлежащих микрорайонах проживают 24 человека. В посёлках – 4 ученика.

Физическое развитие детей соответствует возрасту.

В классе много детей, которые кроме школьных оздоровительных занятий посещают кружки и секции вне школы, заняты в системе дополнительного образования в школе (100%)

Родители учеников – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активности. Многие родители положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителем, поиск рекомендаций и разрешение проблемных ситуаций по воспитанию детей. На 2015 – 2016 учебный год спланирован ряд совместных мероприятий, которые помогут сплотить как ученический, так и родительский коллективы.

В общем, в классе сложился дружный коллектив. Дети живут интересами друг друга, болезненно переживают неудачи и проблемы своих одноклассников, стараются протянуть им руку помощи. В классе можно выделить лидеров: Ковалёв Дмитрий, Сисина Дарья, Филюшина Александра. Несколько человек в классе требуют повышенного внимания: Шафигулин Ренат, Кочарин Егор, Денисов Владимир. Эти дети часто нарушают дисциплину. Кочарин Егор и Шафигулин Ренат на замечания реагируют неадекватно.

В классе есть дети, которым очень трудно даётся обучение, у них отсутствует не только интерес к учебе, но и развита плохо память и внимание (Денисов Владимир, Юсупов Дагир). С этими учениками и их родителями ведется индивидуальная работа, где прививается интерес к учебе, ликвидируются пробелы в знаниях.

В классе функционирует система самоуправления, которая представляет собой определённую совокупность прав и обязанностей членов классного коллектива, комплекс постоянных и временных поручений. Через созданную систему самоуправления, под непосредственным руководством классного руководителя дети осваивают культуру демократических отношений, получают возможность для проявления и развития социальной активности. На повышение активности детей влияет то, что поручения, постоянные и временные, распределяются в классном коллективе с учётом желаний и возможностей обучающихся.

Отношение к труду у детей разное. Есть ученики очень активные и добросовестные, которые с удовольствием выполняют поручения. У других ребят не воспитано трудолюбие. Они работают без желания, стараются увильнуть от просьбы, поручения. Не все ученики класса активно принимают участие в общественной жизни класса и школы.

Общий уровень развития учащихся – средний, интересы разнообразные. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д.

Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе. В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и каждого ребёнка в нём.

В 2016 – 2017 учебном году будет продолжена работа по сплочению детского коллектива, по формированию положительных мотивов как к обучению, так и к отношению с окружающими.

Сводный социальный паспорт за 2020-2021 учебный год

Характеристика

ВСЕГО

Количество учащихся

28

Количество семей

28

1

Полные семьи

23

2

Неполные семьи: всего, из них

5

- в разводе

5 - Ланг Кирилл,

Матисов Алексей, Фёдорова Дарья,

Панов Амир

- одинокий отец

-

- мать одинокая

2-Алиева Марина, Кочарин Егор

- родитель умер

-

- лишены родительских прав

-

- родители находятся в местах лишения свободы

-

3

Неблагополучные семьи: всего, из них

-

- с наркотической зависимостью

-

- родители злоупотребляют алкоголем

-

- формы жестокого обращения с детьми

-

4

Многодетные семьи

6 - Шафигулин Ренат, Юсупов Дагир, Маркин Андрей, Панов Амир, Локтева Яна, Нестеров Тимофей

5

Малоимущие семьи

2 - Ланг Кирилл,

Кочарин Егор

6

Опекаемые семьи: всего, из них

-

- дети, оставшиеся без попечения родителей

-

- дети, находящиеся в приемных семьях

-

7

Семьи с детьми – инвалидами

-

8

Семьи, в которых дети находятся на домашнем обучении

-

9

Семьи, в которых дети обеспечиваются бесплатным питанием

7 - Шафигулин Ренат, Юсупов Дагир, Маркин Андрей,

Ланг Кирилл, Панов Амир, Локтева Яна, Кочарин Егор

10

Семьи коренных народов Севера

-

11

Дети без гражданства, из них приехали

1

- Средняя Азия

-

- Закавказье

1 Микаилов Алсафа

- Украина, Беларусь

-

- других государств

-

12

Общее количество родителей

51

Социальное положение:

- рабочие

26

- служащие

18

- пенсионеры

2

- безработные

-

- предприниматели

3

- студенты

-

- домохозяйки

2

13

Образовательный уровень семьи:

- неполное образование

-

- среднее образование

9

- среднее специальное

20

- высшее

22

- ученая степень

-

14

Возрастной уровень родителей и лиц, их заменяющих:

20-30 лет

9

30-40 лет

27

40-50лет

13

более 50 лет

2

15

Жилищно-бытовые условия семьи:

- хорошие

20

- удовлетворительные

8

- неудовлетворительные

-

16

Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете

-

Учащиеся, состоящие в УВД

-

Учащиеся, состоящие в КДН

-

17

Количество детей в семьях

-

Семья с 1 ребенком

6

Семья с 2 детьми

16

Семья с 3 детьми

5

Семьи, в которых более 3 детей

1

Анализ воспитательной деятельности за 2020-2021 учебный год

№ п/п

Вид работы

Название

Обхват

дети

родители

1

Индивидуальные беседы, психолого-педагогические консультации для обучающихся

 «Правила поведения в школе»

25

3

«Правила поведения в общественных местах»

25

2

 «Ответственность за свои поступки»

25

2

«Проблемы в общении с одноклассниками»

25

4

«Организация и выполнение домашнего задания»

25

25

2

Работа с активом класса

Ежемесячно – проверка учебников

5

25

Ежедневно – утренняя зарядка

2

0

Раз в месяц – собрание актива

7

4

Еженедельно – проверка дневников

3

25

Ежедневно – ответственный за заявку в столовой

1

0

Ежедневно - дежурный

1

0

3

Экскурсии, походы, спортивные мероприятия,  проведение вечеров, праздников и других форм коллективной воспитательной работы

«День знаний!»

25

25

Игра для детей на центральной площади, ко Дню нефтяника

19

19

Осенняя ярмарка «Осенины»  

25

15

Театр одного актера

21

0

«Барабашка»

22

0

 Конкурс рисунков «Я внимательный пешеход»

16

0

 Цирк

20

0

Конкурс рисунков «В защиту Хвойных деревьев»

21

0

Оформление кабинета к смотру «Новогодний серпантин»

25

4

Новогодний утренник

25

20

Здравствуй, дедушка Мороз! (представление в классе) + чаепитие – поздравление именинников

25

20

Акция «Посылка солдату»

11

11

Экскурсия в живой уголок

24

1

Социальный проект   "Югорчанин"

25

5

«Смотр строя и песни»

25

3

Конкурс рисунков «Опасный лед»

20

3

Поход в планетарий

23

0

Участие в конкурсе стихов ко Дню Победы

10

10

Театр фокусов

21

0

Совместное посещение Дворца Искусств с родителями. Цирк (апрель, суббота)

21

21

«Барабашка»

23

0

Оформление кабинета ко Дню Победы

20

5

 Праздник «Последний звонок»

25

14

День именинника

25

7

4

Посещение семей

Кочарин, Марченко, Митрофанов, Денисов

4

2 (Ланг, Лукина – члены родительского комитета)

5

Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей

«Цели и задачи обучения» (знакомство с требованиями образовательных программ)

19

«Семейное чтение»

20

«Телевизор и компьютер в жизни семьи и второклассника»

18

«Вот и стали мы на год взрослее». Итоги года

21

Индивидуальные консультации для родителей (поведение ребёнка, успеваемость)

10

6

Участие в творческих конкурсах (город, округ и др.) место.

На лучшую новогоднюю игрушку в 2015 году

7

7

Конкурс фотографий и стихотворений «Мой папа самый лучший»

1

1

Конкурс рисунков ко Дню Победы

4

4

Конкурс кормушек

6

6

В 2015-2016 учебном году была поставлена цель: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с универсальными навыками и умениями, конкурентно-способной в будущей жизни. Для решения поставленной цели и задач были выбраны соответствующие мероприятия: КТД, беседы с родителями, работниками школы, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.

Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива была работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются улучшения в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена в 4 классе.

 Много внимания уделялось организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Проведены различные беседы и конкурсы о здоровом образе жизни, спортивные мероприятия. Много бесед проводилось и о культуре поведения, общения, толерантности, что дало положительные результаты.

Цель и задачи воспитательной деятельности на 2020-2021 учебный год

Цель: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с универсальными навыками и умениями, конкурентно-способной в будущей жизни.

Задачи:

  • содействовать формированию классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;
  • организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, деятельности;
  • воспитание гражданско-патриотических качеств через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий;
  • развитие ученического управления в школе через формирование гражданской активности личности;
  • воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
  • совместное проведение досуга детей и родителей, организация психолого-педагогического просвещения родителей.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
  • создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
  • развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
  • развитие различных форм ученического самоуправления;
  • дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового и дополнительного образования; социума; школы и семьи.

Основные направления воспитательной деятельности и дела класса

Сентябрь.  Организационно-массовый. Начало учебного года.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Пн

Беседа «Улица полна неожиданностей»

Вт

 

Организация дежурства по классу

Ср

Ярмарка «Осенины»

Акция «Спасём зелёное дерево» (сбор макулатуры)

Чт

Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний

Минутки общения «Правила поведения в школе»

«Доброе слово, что день ясный» (разбор ситуаций)

Пт

Классный час «Для меня Родина –это…»

Классный час

«Сигналы, регулирующие дорожное движение»

Классный час

«Пожарная охрана, еѐ назначение и задачи»

Праздник Труда, посвященный Дню пожилого человека.

Классный час «Толерантность – дорога к миру»;

Акция милосердия ко Дню пожилого человека.

        

Октябрь. Культура, нравственность и мы.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Пн

Вт

Выставка рисунков «Мой любимый учитель»

Конкурс экологической фотографии:
«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Ср

Чт

Беседа

«Славит человека труд»

Операция

«Классу -чистоту и порядок»

Пт

Праздник «Посвящается  нашим учителям».

Классный час «Я- гражданин России.»

Классный час «На загородной дороге»

Классный час «План пожарной эвакуации в школе»

 Классный час «Профилактика простудных заболеваний»

Ноябрь. Культура, нравственность и мы.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Пн

День рождения детской организации "Содружество"

"Фестиваль дружбы народов мира"

Вт

Ср

Ремонт старых книг.

Чт

Конкурс рисунков «Мой подарок маме»

Пт

Классный час «Береги здоровье с молоду»

Классный час «Перекрестки и их виды. Дорожная разметка»

Классный час «Противопожарный режим в жилом доме»

Классный час

«Известные люди нашего города»

Декабрь. Фейерверк любимых дел.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Пн

"Новогодний серпантин".

Вт

Ср

Акция «Помоги птицам».

Чт

Акция «Укрась новогоднюю ёлку».

Пт

Классный час «Моя малая Родина»

Классный час 

«Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением транспорта»

Классный час «Назначение и оборудование пожарного щита»

Классный час «Ежели вы вежливы»

Январь. Спортивно-оздоровительная работа.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Пн

Вт

Круглый стол «Как лучше поступить?»

Ср

Акция “Посылка солдату”.

Чт

Практикум «Правила хорошего тона»

Пт

Классный час «Правила перехода железной дороги»

Классный час 

«Первичные средства пожаротушения»

Классный час «Что я открыл для себя, изучая родной край…»

Февраль. Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Пн

Вт

Конкурс рисунков «Слагаемые здоровья»

Ср

Конкурс социальных проектов «Я - гражданин России».

Практикум «Где нас подстерегают опасности»

Семейный праздник "Папа и я - спортивная семья".

Чт

Смотр строя и песни

Урок мужества «Вечная слава героям российским…»

Пт

Классный час «Кем я хочу стать?»

Классный час «Дорожные знаки и их группы»

Классный час «Что делать, если квартиру покинуть нельзя?»

Классный час «23 февраля – день Защитника Отечества»

Март. Учебно-познавательная деятельность.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Пн

Вт

Поздравительная программа «Суперзолушка»

Минуты  общения «Жить в мире с собой и другими»

Ср

Диалог - игра «Что значит быть нужным людям».

Чт

Пт

Классный час «Наш любимый город»

Классный час «Виды транспортных средств»

Классный час «Причины возгорания телевизора или компьютера и способы его тушения»

Классный час «Для меня Родина –это…"

        

Апрель. Месячник под девизом всемирного Дня Здоровья.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Пн

Минутки смеха «Юмор в детских произведениях»

Вт

Конкурс «Ученик года»

Ср

Выпуск классной газеты «01».

Чт

Общешкольный праздник «Дом, в котором мы живем»;

Пт

Классный час «Здоровое питание»

Классный час «Правила поведения на городском и железнодорожном транспорте»

Классный час «Горение. Опасные факторы огня»

Классный час «Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье».

Май. Вахта Памяти. Завершение учебного года.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Пн

Вт

Вахта памяти «Помним! Чтим Гордимся!»

Праздник «До свидания начальная школа, здравствуй летняя пора»

Ср

Акция «Верни  школе достойные учебники!»

Чт

Фотовыставка

«Мой дед – герой»

Пт

Классный час  «Расскажи о своих успехах»

Классный час «Правила езды на велосипеде»

Классный час «Оказание помощи при ожогах»

Классный час. «Прощай 4 класс. Ура, каникулы!»

Индивидуальная работа с обучающимися

 Формы работы:

  • Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
  • Создание условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей обучающихся.
  • Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса и отношениях с учителями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.
  • Взаимодействие с родителями, администрацией, психологом и другими службами с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.
  • Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению.
  • Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личностных достижений.

План индивидуальной работы с обучающимися класса

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Мир увлечений

Основные личностные достижения

Главные проблемы в развитии

Формы и способы педагогической поддержки

Дата (месяц)

1.

Кочарин Егор Сергеевич

шахматы

-

Выполнение правил и норм поведения

1. Взаимодействие с родителями, администрацией

2. Рекомендации по выбору кружков, секций

3. Содействие к самовоспитанию, самоопределению

Сентябрь – май

2016-2017 уч. года

2.

Денисов Владимир Владимирович

Выполнение правил и норм поведения, повышение уровня обученности

1. Взаимодействие с родителями, администрацией

2. Рекомендации по выбору кружков, секций

3. Содействие к самовоспитанию, самоопределению

4. Коррекция отклонений в интеллектуальном развитии

Сентябрь – май

2016-2017 уч. года

Работа с родителями

Формы работы:

  • Изучение семей воспитанников; формирование банка данных о семье и методах воспитания в семье; корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
  • Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, организуемого школой.
  • Педагогическое просвещение родителей.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  • Взаимодействие с общественными организациями и специалистами (Совет Школы, психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, Совет профилактики, медработник и др.).
  • Педагогическое руководство выборами и деятельностью родительского комитета, помощь в планировании и организации деятельности.

План работы с родителями                                                                                                                                                            

Месяц

Работа с родительским комитетом (тематика заседаний и мероприятий)

Педагогическое просвещение (темы родительских собраний)

Индивидуальная работа (посещение семей, встречи с родителями)

Работа с общественностью и специалистами (психолог, инспектор, врач, библиотекарь, общественные организации и т.п.)

1

2

3

4

5

Сентябрь

Как помочь ребенку учиться?

Посещение семей, подвозных детей (составление акта жилищно-бытовых условий)

Встреча с медицинским работником

Октябрь

Решение проблемы утепления окон в кабинете

Индивидуальная беседа с родителями Кочарина Егора, Денисова Владимира

Встреча с психологом школы

Ноябрь

Декабрь

Поздравление детей с Новым годом

Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

Январь

Встреча с инспектором ГИБДД

Февраль

Март

Оформление альбома-выпускника

Как по-настоящему любить детей.

Встреча с тренером по биатлону

Апрель

Май

Организация выпускного

Подготовка к переходу на следующую ступень обучения.

Встреча с новым классным руководителем и новыми учителями

Работа с учителями – предметниками

1.Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками   состоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.

2.Наиболее актуальными направлениями, составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и учителей – предметников являются:

  • экологичность образовательного процесса (сделать процесс образования учащихся класса наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и прочие специфические черты коллектива и личности);
  • организованность (обеспечение дисциплины и самоорганизации класса);
  • дифференциация и индивидуализация (учет особенностей школьников при определении ориентиров воспитания и обучения, адресность педагогических вмешательств);
  • последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся.

Годовой цикл взаимодействия классного руководителя и учителей – предметников

Месяцы

Совещания классного руководителя с учителями - предметниками

Индивидуальные беседы с учителями - предметниками

Приглашение учителей – предметников на родительские собрания

Посещение классным руководителем уроков

1

2

3

4

5

Сентябрь

Учителя ОРКСЭ

Еженедельно

Учителя английского языка

Английский язык

Октябрь

Еженедельно

Ноябрь

Еженедельно

Декабрь

Еженедельно

Учитель физической культуры

Физическая культура

Январь

Еженедельно

Февраль

Еженедельно

Март

Еженедельно

Апрель

Еженедельно

Май

Еженедельно

Учителя-предметники