Трансляция опыта по теме самообразования

Трегубова Гульнара

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Радуга»

ХУДОЖЕСТВЕННО_ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ

 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовила:

Педагог дополнительного

образования

Трегубова Г.Ф.

г.Советский  2018г.

ХУДОЖЕСТВЕННО_ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

Являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников. Обучение рисованию в дошкольном возрасте способствует умственному, эстетическому и физическому развитию, нравственному воспитанию ребенка. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни.

Полноценное развитие ребенка средствами изобразительного искусства будет эффективно, если:

-- будут регулярно проводиться занятия по изобразительной деятельности;

-- на занятиях ребенок будет получать как практические, так и теоретические знания по изобразительному искусству;

-- занятия будут включать задания по развитию мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции в картине;

-- воспитателем будут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий;

-- воспитатель будет поддерживать интерес ребенка к изобразительной деятельности.

Содержание и методы проведения занятий по изобразительной деятельности должны быть тесно связаны с впечатлениями, получаемыми детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг, игр.

Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности — проявления детского творчества. Элементы игры, используемые воспитателем во время объяснения темы, будят работу мысли, воображения. По мере овладения изобразительными навыками игровые моменты отступают на второй план, так как ребенок начинает передавать задуманный образ средствами рисунка, лепки, аппликации.

Изобразительная деятельность связана с музыкальным воспитанием. Музыка, действуя на чувства ребенка, углубляет понимание им окружающего мира. Образ предмета, воспринятый не только через наблюдения, рассказ, картинку, но и через музыку, передается в рисунке, аппликации более выразительно, эмоционально, правдиво.

Занятия изобразительным искусством способствуют развитию речи дошкольников, обогащению их словарного запаса. Педагог использует слово как один из основных приемов обучения: сообщает тему занятия, рассказывает о последовательности выполнения задания. Яркая, эмоциональная речь воспитателя поможет ребенку глубже осмыслить процесс изображения.

На занятиях по изобразительной деятельности ребенок приобретает ряд практических умений и навыков, которые помогут ему в трудовой деятельности.

Цель обучения изобразительной деятельности - развитие эмоционального мира ребенка. 

Изобразительная деятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.), способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности и соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО.

Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести её до конца.

В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника.

Изобразительная деятельность в детском саду включает в себя: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Все виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Большое значение для рисования имеет зрение.

Для того чтобы нарисовать, недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребенок может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. Занятия рисованием, способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Аппликация развивает в ребенке такие качества, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение. Развивается мелкая моторика, потому что есть необходимость вырезать элементы, работать с мелкими деталями, раскладывать их и наклеивать. При занятии аппликацией ребенок знакомятся с цветами, формами, величинами, учится различать одинаковые и разные детали, знакомится с понятиями меньше и больше. Кроме того, у детей вырабатывается творческий подход к созданию работ, развивается воображение, появляется способность выделять главное из большого количества объектов и видеть целое, которое состоит из деталей.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются обе руки. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками.

Лепка занимает значительное место в жизни дошкольников, т. к. ее техника богата и разнообразна, а уникальность ее заключается в том, что она доступна даже маленьким детям. В процессе работы с пластическим материалом дети в основном изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру.

Лепка способствует развитию памяти, зрительного восприятия, образного мышления, воспитывает аккуратность, усидчивость и терпение. Кроме того, занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие детей: повышают сенсорную чувствительность; развивают пространственное мышление, воображение, мелкую моторику; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Как утверждает Ирина Николаевна Иванова, лепка – это физические упражнения, т. к. в процессе деятельности с пластическим материалом дети его уплотняют, вытягивают, заглаживают и расплющивают до придания нужной формы, что, в свою очередь, развивает мускулатуру кистей рук, их согласованность, формирует привычку последовательного выполнения работы, развивая при этом глазомер, воображение и чувство пропорций.

Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Конструирование имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета.

Результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому его надо стимулировать:

- игра- является основным видом деятельности детей и мотивирует их;

- сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости или зовет в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

- создание проблемной ситуации;

- музыкальное сопровождение, чтение художественного произведения и тд.

- Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет формирование правильной осанки, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному материалу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Постепенно дети начинают испытывать не только удовольствие от самого процесса рисования, но и все больше интересуются полученным в итоге работы результатом.

 «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного

воздействия средствами искусства на личность, благодаря

 которому у воспитуемых формируется художественные чувства

 и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться

 им и способность по возможности творить в искусстве»

(Валентина Николаевна Шацкая



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

«Изобразительная деятельность,

как средство развития речи детей»

Воспитатель:

Трегубова Г.Ф.

        

г. Советский

2019 – 2020 учебный год

«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей»

 «Источник способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

 источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке, тем

умнее ребёнок», - утверждал В.А.Сухомлинский.

Речь является важнейшей психической функцией человека.

Речь способствует социальному контакту между людьми.

Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

 На занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.  Все этапы  изобразительной  деятельности сопровождаются речью, мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать  и, наконец, употреблять слова в активной речи. 

Показ,  объяснение - основные  приёмы,  гарантирующие успешное решение изобразительных задач.

Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что

 ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом.  Польза картин,  в том, что дети приучаются тесно связывать слово с представлением о предмете, учатся логично и последовательно выражать свои мысли, то есть картина, одновременно развивает ум и речь.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности.

Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. 

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикуляционого аппарата, но и от движения рук. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. 

Одним из способов развития моторики рук, а значит и речи, является изобразительная деятельность в детском саду.

Рисование и лепка — одни из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Деятельность с красками, карандашами, пластилином – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе рисования, лепки,  манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук.

В рисовании можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные техники. (рисование пальчиками, ладошками, монотипия, рисование солью, крупой, пластилинография  и т.д) 

Большинство  из этих техник способствует воспитанию правильного движения руки, развитию зрительной- моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей, закрепляют знания сенсорных эталонов, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера, зрительного восприятия. Тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим факторов для коры головного мозга в целом.

Так например, создавая изображения с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография», дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости.

Таким образом изобразительная деятельность   развитие у дошкольников мысль, анализ, сравнения и обобщения.

Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики рук. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.



Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики  рук дошкольников через художественное творчество»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».  

  В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика- это система разнообразных движений, в которых учувствуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки.  При недостаточном развитии речи у ребенка, особое внимание надо уделить к тонкой моторике. Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования координированных и точных движений кистей рук, которые необходимы для множества бытовых и учебных действий. Высокий уровень развития у ребенка мелкой моторики, свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности к школьному обучению.

На протяжении всего дошкольного возраста, огромное внимание уделяется развитию моторики рук. Важную роль в их развитии способствуют занятия по изобразительной деятельности, особенностью которой является то, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Побуждать пальчики работать – одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит иного радости дошкольникам.

Но учитывая умственное развитие и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Поэтому необходимо использовать также нетрадиционные способы изображения.

Что же означает нетрадиционно?

Нетрадиционно – не основываясь на традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю, отличаться оригинальностью.

Слова синонимы к слову «нетрадиционно» - индивидуально, на новый лад, неординарно, нестандартно, оригинально, по-новому, по-своему, своеобразно.

Что подразумевается по словосочетанием « нетрадиционное художественное творчество» - это искусство изображать не основываясь на традициях. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Использование тех или иных нетрадиционных средств рисования зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст:

  • Рисование пальчиками;
  • Оттиски печатками;
  • Рисование ладошками;

Средний дошкольный возраст:

  • Тычок жесткой кистью;
  • Печать поролоном;
  • Печать пробками;
  • Отпечатки листьев;
  • Восковые мелки + акварель;
  • Свеча + акварель;
  • Рисование ватными палочками;

Старший дошкольный возраст:

  • Рисование песком;
  • Рисование мыльными пузырями;
  • Рисование мятой бумагой;
  • Кляксография с трубочкой;
  • Монотипий
  • Пластилинография;
  • Рисование солью, манкой.

Большинство  из этих техник способствует воспитанию правильного движения руки, развитию зрительной- моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей, закрепляют знания сенсорных эталонов, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера, зрительного восприятия.

Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

В завершении хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим факторов для коры головного мозга в целом. Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям. От степени развития моторики рук, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе.

Василий Александрович Сухомлинский писал:

«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев».



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

ПРИКАЗ

«2» ноября 2018 г.                                                                        №393

О подготовке и проведении заседания педагогического совета №2 «Духовно-нравственное развитие дошкольников» в МАДОУ «Детский сад «Радуга»

В соответствии с планом работы МАДОУ д/с «Радуга» на 2018-2019 учебный год, в целях повышения педагогической компетенции, уточнения и совершенствования знаний педагогов о воспитании духовно - нравственных качеств у дошкольников, в процессе повседневной деятельности

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Провести 26 ноября 2018 года педагогический совет №2 «Духовно-нравственное развитие дошкольников» (далее - педагогический совет).
  2. Провести тематический контроль «Развивающая предметно пространственная среда как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей» в форме смотра-конкурса центров патриотического воспитания в дошкольных группах «Лучший патриотический центр».
  3. Утвердить:
  1. план проведения педагогического совета (приложение 1);
  2. план подготовки к проведению педагогического совета (приложение 2)
  3. положение о конкурсе «Лучшая кукла в национальном костюме» (приложение3);
  1.  положение о проведении смотра-конкурса центров патриотического воспитания в дошкольных группах «Лучший патриотический центр» (приложение 4).
  1. Заместителю заведующего по воспитательно образовательной работе Коренцовой Е.Н подготовить аналитическую справку по результатам смотра-конкурса центров патриотического воспитания в дошкольных группах «Лучший патриотический центр» в срок до 23.11.18 г.
  2. Старшему воспитатель Бикташевой Р.Р подготовить аналитическую справку по результатам конкурса «Лучшая кукла в национальном костюме» в срок до 23.11.18 г.
  3. Педагогическим работникам, служащим принять участие в конкурсах.
  4. Назначить координатором подготовки и проведения педагогического совета заместителя заведующего по воспитательной методической работе Некрасову Е.Л
  5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой

Заведующий  МАДОУ д/с «Радуга»                                              Е.Н. Матвейчук

С приказом ознакомлены:    

Некрасова Е.Л

Коренцова Е.Н

Бикташева Р.Р

Приложение 1

к приказу №393от 2.11.2018г.

План проведения заседания педагогического совета №2

«Духовно-нравственное развитие дошкольников»

Место проведения: Зимний сад

Время проведения. 13.00-15.00 ч

Вопросы

Ответственные

1

Выступление «Духовно-нравственное развитие дошкольников»

Некрасова Е.Л

1

Выступление «Организация детской деятельности в рамках реализации курса «Социокультурные истоки»

Иванова Г.В

2

Выступление «Организация работы с родителями в рамках реализации курса «Социокультурные истоки» (просмотр видео-занятия)»

Семенова А.П

Умарова И.А

3

Выступление «Духовно - нравственное развитие в подготовительной к школе группе через непосредственно-образовательную деятельность»

Чебыкина Н.Г

4

Представление проекта «Семейные ценности»

Кизерова О.С

5

Представление проекта «Создание музея «Русская изба»

Трегубова Г.Ф

6

Итоги конкурса смотра-конкурса центров патриотического воспитания в дошкольных группах «Лучший патриотический центр»

Коренцова Е.Н

7

Итоги конкурса «Лучшая кукла в национальном костюме»

Коренцова Е.Н

8

Решение заседания педагогического коллектива

Матвейчук Е.Н

Приложение 2

к приказу № 391 от 2.11.2018 г.

План подготовки к проведению заседания педагогического совета №2

«Духовно-нравственное развитие дошкольников»

Мероприятие

Ответственный

 Сроки

1.

Ознакомление сотрудников о проведении педагогического совета

Некрасова Е.Л

 До 15.11

2.

Проведение смотра-конкурса центров патриотического воспитания в дошкольных группах «Лучший патриотический центр»

Коренцова Е.Н

До 21.11

3

Проведение конкурса «Лучшая кукла в национальном костюме»

Бикташева Р.Р

До 22.11

4

Просмотр непосредственной образовательной деятельности в средней группе №5 «Звездочки»

Тема «Дружная семья»

Иванова Г.В

20.11

9.00ч

5

Просмотр непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе №9 «Семицветик» (видеосъемка)

Тема «Моя страна- моя Россия»

Чебыкина Н.Г

20.11

9.40

6

Проведение занятия с родителями в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР№3 «Маленькая страна» ( видеосъемка)

Тема «Дружная семья»

Семенова А.П Умарова И.А

21.11 в 17.30

7

Видеосъёмка мероприятий

Бикташева Р.Р

По графику проведения занятий

8.

Организация фотосъёмки

Шарина О.Д

26.11

9

Оформление выставки конкурсных работ ( 3 этаж)

Трегубова Г.Ф, Бикташева Р.Р,

Воспитатели

Баскакова И.А

20.11

21.11 до 11.00

11

Презентация центров патриотического воспитания

воспитатели

21.11 в 13.00

10

Подготовка выступлений

Участники, заявленные в программе педагогического совета

До 23.11

11

Подготовка грамот

Бикташева Р.Р

До 23.11

Приложение 3

к приказу №393 от 2.11.2018г

Положение о конкурсе «Лучшая кукла в национальном костюме»

1.Общие положения

Конкурс «Лучшая кукла в национальном костюме» проводится в целях:

  1. Совершенствования развивающей предметно-пространственной среды учреждения, создания музея.
  2.  Расширение знаний о народах, проживающих на территории России.
  3. Выявление и поощрение лучших мастеров – авторов оригинальных кукол.

2. Участники конкурса

2.1.К участию в конкурсе приглашаются младшие воспитатели всех возрастных групп , работники службы хозяйственно-материального обеспечения МАДОУ д/с «Радуга».
2.2. Количество работ, предоставляемых участниками на конкурс, не ограничивается.

3. Требования, предъявляемые к работам

3.1. Допускается использование любых материалов для изготовления костюма куклы.

3.2. В костюме куклы необходимо как соблюдение традиционных мотивов, так и оригинальное авторское решение.

3.3. Каждая работа должна сопровождаться   этикетажем  (4х8) с указанием:

- название работы;

- фамилия, имя, отчество автора (авторов);

- название работы.

4. Критерии оценивания

4.1 Критерии оценивания:
4.1.1 Мастерство в технике исполнения, костюма.
4.1.2. Верность традициям в изготовлении костюма.
4.1.3. Оригинальность и яркая самобытность.
4.1.4. Соответствие образа и темы.
4.1.5. Необычный подход: использование нестандартных материалов, техник, приемов и приспособлений, вторая жизнь обычных вещей.
4.1.6. Эстетичность изделия.

4.2. Каждый критерий оценивается от 1 до 5 баллов.

4.3. Победитель определяется по наибольшему количеству баллов .

5. Конкурсная комиссия

5.1. Оценивание конкурсных работ проводятся конкурсной комиссией МАДОУ «Детский сад «Радуга» 21.11.2018 г.

5.2. Состав конкурсной комиссии:

Бикташева Р.Р, старший воспитатель

Ратегова И. М., родитель первой младшей группы№1 «Дружба»

Трегубова Г. Ф., воспитатель.
5.3 Комиссия оценивает работы, определяет победителей.

5.4 Комиссия имеет право определять номинации.


6. Сроки и порядок проведения конкурса

6.1. Конкурс проводится с 06.11.2018 г. по 21.11.2018г.

6.2. Готовые работы предоставляются в методический кабинет до 20.11.2018г. до 16.00 ч.

6.3. Оформление выставки осуществляет воспитатель по изодеятельности, старший воспитатель 20.11.2018 г.

7. Награждение

7.1 Все участники конкурса награждаются грамотами участника, победители конкурса дипломами победителя.

7.2 Награждение участников и победителей конкурса будет проходить 26 ноября 2018 года на заседании педагогического совета № 2.

Приложение 4

к приказу №393 от 2.11.2018г

Положение

о проведении смотра-конкурса центров патриотического воспитания в дошкольных группах «Лучший патриотический центр»

Общие положения

Смотр-конкурс центров патриотического воспитания в дошкольных группах проводится в целях подготовки к педагогическому совету и анализа развивающей предметно-пространственной среды

Тема конкурса: «50 лет Советскому району» , « День образования ХМАО-Югры»

Цель проведения: активизация работы педагогов в области патриотического воспитания дошкольников. Пополнение в группах развивающей предметно-пространственной среды по данному направлению. Реализация воспитательной системы и образовательной программы ДОУ

Задачи смотра-конкурса:

  1. Знакомство с историей города, района, округа, страны.
  2. Содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности.
  3. Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю, стране.
  4. Выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков патриотического воспитания, при использовании новых форм работы с дошкольниками.

Организация и проведение смотра-конкурса

2.1. Сроки проведения конкурса: 08.11.2018 г. – 22.11.2018 г.

                2.2. В конкурсе принимают участие воспитатели всех возрастных групп учреждения

2.3 Оформление выставки осуществляют воспитатели 21.11.2018 г. до 12.00ч.

2.4 Презентация центров патриотического воспитания 21.11.2018 в 13.00ч. Презентацию проводят воспитатели, продолжительность презентации до 4 мин.

Критерии оценки

3.1. Комиссия оценивает оформление патриотических центров по следующим критериям:

1.требования к оформлению: качество и эстетическая направленность центра, доступность материала,

2. соответствие материала возрасту детей и требованиям программы;

3. разнообразие материала (количественное и качественное): макеты, картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры, карты, исторические документы, фотографии, буклеты, наборы открыток, подборки стихов, статей из газет, краеведческая и художественная литература, папки-передвижки, рисунки и поделки детей краеведческой тематики и т.д.;

4. творческий и инновационный подход к оформлению

5. взаимодействие с семьей;

6. умение педагога презентовать свой центр (владение материалом, умение связать рассказ с показом содержания уголка, культура речи и эмоциональность педагога при преподнесении, коммуникативная культура, по желанию педагогов – участие детей)

3.2. Каждый критерий оценивается от 1 до 5 баллов.

3.3 Победитель смотра-конкурса «Лучший патриотический центр» определяется по наибольшему количеству баллов.

3.4 Конкурсная комиссия оставляет за собой право присуждать другие номинации по итогам конкурса.

Конкурсная комиссия

3.1 Оценивание материалов проводятся конкурсной комиссией конкурсной комиссией МАДОУ «Детский сад «Радуга» 21-23.11.2018 г.

3.2. Состав конкурсной комиссии:

Коренцова Е. М., заместитель заведующего по ВМР,

Трегубова Г. Ф., воспитатель,

Ратегова И. М., родитель первой младшей группы№1 «Дружба»

Подведение итогов смотра-конкурса

Подведение итогов конкурса пройдет 26 ноября 2018 года на заседании педагогического совета. Победители награждаются дипломами победителя, остальные получают грамоты за участие.

Приложение к приложению 4

«Положение о проведении смотра-конкурса центров патриотического воспитания в дошкольных группах «Лучший патриотический центр»

Материалы, которые могут быть в патриотическом центре.

Младшая группа.

Основная цель патриотического воспитания – ознакомление с ближайшим окружением.

1.Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:

- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);

- тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии)

- фотографии, иллюстрации по теме: «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);

- тематические папки с иллюстрациями по теме «ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т.д.);

- тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так – нельзя»).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т.д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т.д.).

Средние группы:

Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам народной культуры»

1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.

3. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т.д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т.п.);куклы в национальных костюмах; дидактические игры.

4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.).

5. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).

6. Элементы региональной, муниципальной (флаг, герб).

7. Элементы муниципальной/городской  символики (герб, флаг города, фирменные знаки промышленных предприятий).

8. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

Старший дошкольный возраст:

Работа ведется по направлениям: краеведение, ознакомление с родной страной, округом, государственной символикой, историческим прошлым России, Ханты-Мансийского автономного округа, Советского района, г. Советский.

1. Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо». Возможен вариант – «Портфолио ребенка».

2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура города», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности города Советский», «Архитектура», «Спорт». Подборка стихотворений о Советском , Карта города. Символика города (флаг, герб).

3. Тематическая папка, газета  «Мой округ (город)»: карта и символика ХМАО-Югры; материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края.

4. Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны.

5. Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки» «Мой город», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы» и т.д

6. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины, народные игрушки и предметы народно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи); макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т.п.); куклы в национальных костюмах.

7. Художественная литература (сказки, былины, пословицы).

8. Глобус, карта мира (для детей).

9. Дидактические игры по данной тематике.

С приказом №393 от 2.11.2018 г «О подготовке и проведении заседания педагогического совета №2 «Духовно-нравственное развитие дошкольников» в МАДОУ «Детский сад «Радуга»» ознакомлен:

ФИО сотрудника

должность

подпись

1

Березкина А.В

воспитатель

 

2

Воробьёва Н.В.

воспитатель

 

3

Воронько О.С.

воспитатель

 

4

Гафарова Г.Р.

воспитатель

 

5

Голомонзина А.П.

воспитатель

 

6

Зенцова Н.А.

воспитатель

 

7

Иванова Г.В.

воспитатель

 

8

Касян Е.В.

воспитатель

 

9

Королева Е.А.

воспитатель

 

10

Кучумова А.Л.

воспитатель

 

11

Лукьянова Т.Е.

воспитатель

 

12

Михайлова Д.В.

воспитатель

 

13

Орлова О.В.

воспитатель

 

14

Перевалова Е.В.

воспитатель

 

15

Пруцакова Н.Г.

воспитатель

 

16

Пьянкова С.В.

воспитатель

 

17

Семёнова А.П.

воспитатель

 

18

Ситникова О.Ф.

воспитатель

 

19

Умарова И.А.

воспитатель

 

20

Урасинова Л.В.

воспитатель

 

21

Чебыкина Н.Г.

воспитатель

 

22

Чурина Л.В.

воспитатель

 

23

Шамсутдинова С. Х.

воспитатель

 

24

Ярушникова С. В.

воспитатель

 

25

Трегубова Г.Ф.

воспитатель по изодеятельности

 

26

Загоровская Л.С.

инструктор по ФИЗО

 

27

Иванова Е.М.

инструктор по ФИЗО

 

28

Киселева Н.О.

инструктор по ФИЗО

 

29

Бояринцева Е.М.

музыкальный руководитель

 

30

Давиденко Е.Б.

музыкальный руководитель

 

31

Кизерова О. С.

педагог-психолог

 

32

Гурова Е.В.

социальный педагог

 

33

Шарина О. Д

тьютор

 

34

Сенникова С.А.

учитель-дефектолог

 

35

Андронова Т.А.

учитель-логопед

 

36

Мугумаева С.С.

учитель-логопед

 

37

Черемных Н. С.

учитель-логопед

 

38

Бикташева Р.Р

старший воспитатель

 



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

ПРИКАЗ

«  9»     января  2018 г.                                                                                   № 3

О проведении педагогического совета  №2 в МАДОУ д/с «Радуга»

по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей – формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира»

           На основании  плана работы МАДОУ «Детский сад «Радуга» на 2017-2018 учебный год, в соответствии с Положением о педагогическом совете, в целях повышения качества образовательного процесса

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Провести 30.01.2018г. педагогический совет №2 по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей – формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира»

2. Утвердить:

2.1. повестку педагогического совета №2 по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей – формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира» (приложение 1);

2.2. план мероприятий по подготовке к педагогическому совету №2 по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей – формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира»  (приложение 2).

3. Назначить ответственным лицом за подготовку и проведение педагогического совета заместителя  заведующего  по ВМР  Коренцову Е.Н.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

 Заведующий МАДОУ д/с «Радуга»                                        Е.Н. Матвейчук

Согласованно с зам. зав. по ВМР                                                              Е.Л.Некрасова

С приказом ознакомлены:

Коренцова Е.Н.

Некрасова Е.Л.

Бикташева Р.Р.

Трегубова Г.Ф.

Чурина Л.В.

Урасинова Л.В.

Бояринцева Е.М.

Голомонзина А.П.

Приложение 1

к приказу №3 от 09.01.2018г.

Повестка педагогического совета  №2 по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей – формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира»

  1.  Художественно-эстетическое развитие детей – формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира

Коренцова Е.Н., заместитель зав. по ВМР

2. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов (явлений) окружающего мира  детей дошкольного возраста через рисование

Трегубова Г.Ф.,  педагог доп. образования,

Чурина Л.В., воспитатель

3. Художественная литература как средство познания окружающего мира детей дошкольного возраста

Урасинова Л.В., воспитатель

4.  Развитие музыкальных  способностей  у детей дошкольного возраста через виды музыкальной деятельности.

Бояринцева Е.М., музыкальный руководитель,

Королева Е.А., воспитатель

5. Деловая игра «Театральная  деятельность как развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».

Голомонзина А.П., воспитатель

6. Результаты смотра-конкурса  предметно-пространственной  развевающей  среды   «Лучший центр художественно-эстетического развития  среди групп МАДОУ «Детский сад «Радуга»» и конкурса «Театр своими руками» .

Некрасова Е.Л., заместитель зав. по ВМР

7.  Решение педагогического совета

Матвейчук Е.Н., заведующий

Приложение 2

к приказу №3 от 09.01.2018г.

План мероприятий по подготовки к педагогическому совету №2 по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей – формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира»

Мероприятия

Срок

Ответственные

1

Смотр-конкурс предметно-пространственной развивающей среды « Лучший центр художественно-эстетического развития  среди групп МАДОУ «Детский сад «Радуга»» и конкурса «Театр своими руками»

с 15.01.2018г. по 26.01.2018г.

Матвейчук Е.Н.

Некрасова Е.Л.

Коренцова Е.Н.

Бикташева Р.Р.

2

 НОД в старшей группе №9 «Семицветик» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Зимний лес»

НОД в подготовительной группе №12 «Радуга» по образовательной области «Познание. Мир природы и мир человека» «Сказки нашего края»

23.01.2018

9.00

Чурина Л.В.

23.01.2018

10.00

Урасинова  Л.В.

3

Подготовка докладов и презентаций по теме педагогического совета №2

до 26.01.2018

Коренцова Е.Н.

Некрасова Е.Л.

Трегубова Г.Ф.

Чурина Л.В.

Бояринцева Е.М.

Голомонзина А.П.

Бикташева Р.Р.

4

Подготовка музыкального зала, оборудования к педагогическому совету №2

29.01.2018

Трегубова Г.Ф.

Бояринцева Е.М.

Голомонзина А.П

Бикташева Р.Р.



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

ПРИКАЗ

«16  »  марта     2018 г.                                                                                   № 80

О проведении педагогического совета  №3 в МАДОУ д/с «Радуга»

по теме: «Проектная деятельность в ДОУ»

В соответствии с   планом работы МАДОУ «Детский сад «Радуга» на 2017-2018 учебный год, Положением о педагогическом совете, в целях повышения качества образовательного процесса

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести педагогический совет №3 по теме: «Проектная деятельность в ДОУ» 05.04.2018г (далее – педагогический совет).

2. Утвердить:

2.1. повестку педагогического совета (приложение 1);

2.2. план мероприятий по подготовке к педагогическому совету (приложение 2).

3. Назначить ответственным лицом за подготовку и проведение педагогического совета заместителя  заведующего  по ВМР  Коренцову Е.Н.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

 Заведующий МАДОУ д/с «Радуга»                                        Е.Н. Матвейчук

Согласованно с зам. зав. по ВМР                                                              Е.Л.Некрасова

С приказом ознакомлены:

Коренцова Е.Н.

Некрасова Е.Л.

Бикташева Р.Р.

Сенникова С.А.

Трегубова Г.Ф.

Зенцова Н.А.

Иванова Е.М.

Бояринцева Е.М.

Приложение 1

к приказу №80  от 16.03.2018г.

Повестка

педагогического совета  №3 по теме: «Проектная деятельность в ДОУ»

  1. Проектная деятельность  как инструмент  практической реализации ФГОС ДО.

Коренцова Е.Н., заместитель зав. по ВМР

  1. Представление проектов:

2.1. «Дикие животные нашего края»

                                                Сенникова С.А.,  учитель-дефектолог;

2.2. «Такой разный транспорт»

                                                                          Зенцова Н.А., воспитатель;

2.3. «Нам со спортом по пути, ГТО ждет впереди»

                                Иванова Е.М., инструктор по физической культуре

2.4. « Путешествие по странам»

                Трегубова Г.Ф., педагог дополнительного образования

Бояринцева Е.М., музыкальный руководитель

3. Деловая игра: «Знатоки проектного метода»

Киселева Н.О, педагог дополнительного образования

4. Результаты смотра-конкурса   «Лучший проект в  МАДОУ «Детский сад «Радуга» .

Некрасова Е.Л., заместитель зав. по ВМР

5.  Решение педагогического совета

Матвейчук Е.Н., заведующий

Приложение 2

к приказу №80 от 16.03.2018г.

План мероприятий

по подготовке к педагогическому совету №3  по теме: «Проектная деятельность в ДОУ»

Мероприятие

Срок

Ответственные

1

Смотр-конкурс: «Лучший проект в ДОУ»

с 29.03.-03.04

2

Организация проектной деятельности непосредственной образовательной деятельности в форме проекта

2.1

Образовательная область «Познавательное  развитие: мир природы и мир человека»,

тема «Дикие животные нашего края», подготовительная к школе группа      компенсирующей направленности для детей с ТНР №8 «Маленькая страна»

13.03

Просмотр видеозаписи до 3.04.

Сенникова С.А.

2.2

Образовательная область «Познавательное  развитие: мир природы и мир человека»,  тема  «Такой разный транспорт»

 старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Улыбка»

27.03  в 9.00

Зенцова Н.А.

3

Подготовка  выступлений  и презентаций

до 03.04

Коренцова Е.Н.

Трегубова Г.Ф.

Бояринцева Е.М.

Иванова Е.М.

Бикташева Р.Р.

Зенцова Н.А.

Некрасова Е.Л.

4

Подготовка аудитории к педагогическому совету. Подготовка оборудования. Выставка проектов

4.04

Бикташева Р.Р.

Трегубова Г.Ф.

Бояринцева Е.М.

5

Ознакомление сотрудников с информацией о проведении педагогического совета

До 21.03

Некрасова Е.Л

6

Выполнение педагогами домашнего задания.

до 28.03

Педагоги



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

« ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Подготовила

воспитатель

Трегубова Г.Ф.

г.Советский

РИСОВАНИЕ.

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

1.Продолжать формировать представления о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют.
2. Закреплять названия цветов (красный, синий, жёлтый, белый, чёрный)
3. Познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый)

1.Совершенствовать умения держать карандаш и кисточку.
2. Проводить горизонтальные и вертикальные линии, замыкать контур предмета.
3. Учить ритмичному нанесению штрихов.
4. Умение создавать несложные композиции - ёлочки на участке, насекомые на травке.

1. Продолжать обучение приёмам примакивания.
2. Удержание направления движения по прямой и окружности.
3. Останавливать движения в нужной точке.

1.Формировать технику рисования.
2. Полоски, заборчик, рельсы, клетчатый платочек и т.д.
3.Неваляшка, цыплёнок, тележка, вагончик.

1. Знать, что карандашами, красками можно рисовать.
2. Различать основные цвета и оттенки.
3. Радоваться своим рисункам.
4. Знать название таких игрушек как дымковская, матрёшка.
5. Уметь создавать несложные сюжеты, создавать образ из нескольких деталей.

От 1 года до 3-х лет

Я рисую
-Основой любого рисунка является линия. Учусь проводить формообразующие линии:
- прямые (вертикальные и горизонтальные),
- наклонные,
- прерывистые (штрих),
- пересекающиеся,
- округлые,
- ломаные (но не зигзаг),
- спиралевидные,
- волнистые,
- дугообразные.
- Учусь рисовать предметы, состоящие из геометрических форм и формообразующих линий.

- Рисую:
- гуашевыми красками и толстой кистью,
- фломастерами (но не исписанными),
- цветными карандашами (красный, синий, зелёный, чёрный)
Карандашами белого и жёлтого цвета на момент обучения не дают (следа от них просто не видно).

От 3-х до 4-х лет.

Я рисую
§ Предметы окружающего мира по темам: "Здания", "Транспорт", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек".
§ Несколько предметов на одном листе бумаги. Это - подведение к сюжету, но не сюжет.
Я ещё не научился передавать взаимосвязь и движения предметов.

- Украшаю декоративным узором (квадрат, прямоугольник, круг), интереснее, когда используется трафарет или силуэт предмета с наклеенной на него бумагой знакомой геометрической формой для декоративного узора.
- Просто по замыслу.

Использую в рисовании изобразительные материалы:
- наборы цветных карандашей
- гуашевые краски (от 4 до 6 цветов)
- сыпучие материалы: цветной школьный мел, а позднее уголь
- восковые мелки
- фломастеры
- толстую кисть
- клеевую кисть
- кисть среднего размера
- тычки

Я узнаю об искусстве
Радуюсь народным игрушкам-забавам: вкладыши, матрёшки, подвижные игрушки.
Желательно иметь:
- загорские игрушки,
- богородские игрушки
- дымковские игрушки,
- хохломскую мебель
- городецкую мебель.

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1. Обогащать представления об искусстве.
2.Формировать представления о форме предметов, величине, расположении их частей.
3. Продолжать закреплять название цветов.
4.Познакомить с новыми цветами (коричневый, оранжевый, светло-зелёный).
5. Дать представление о создании цвета.

1. Формировать умение создавать коллективные композиции.
2. Умение рисовать отдельные предметы.
3. Умение располагать изображение по всему листу.
4. Умение передавать соотношение величин в композиции.
5. Умение правильно держать карандаш и кисточку.

1. Приём рисования концом кисти, всей кистью.
2. Ритмично наносить мазки, закрашивать форму, не выходя за контур, в одном направлении.
3. Навык изменения направления движения.

Рисование транспорта, деревьев, животных, птиц, рыб, человека.

1. Изображать предметы и явления с использованием карандашей, гуаши, фломастеров, мелков.
2. Передавать несложный сюжет.
3. Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

От 4-х до 5-ти лет

Я рисую
- Предметы окружающего мира по темам: "Здания", "Транспорт", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек".
- Несколько предметов на одном листе бумаги. Это - подведение к сюжету, но не сюжет.
Я ещё не научился передавать взаимосвязь и движения предметов.
- Украшаю декоративным узором (квадрат, прямоугольник, круг), интереснее, когда используется трафарет или силуэт предмета с наклеенной на него бумагой знакомой геометрической формой для декоративного узора.
- Просто по замыслу.
- Учусь закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении, не выходя за пределы контура.
- Учусь передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносить их по величине.

Использую в рисовании изобразительные материалы:
- наборы цветных карандашей, гуашевые краски (от 6 до 12 цветов)
- сыпучие материалы: цветной школьный мел,уголь, восковые мелки
- фломастеры
- толстую кисть
- клеевую кисть
- кисть среднего размера
- тычки


Я узнаю об искусстве
Знакомлюсь с:
- дымковской игрушкой,
- каргопольской игрушкой,
- филимоновской игрушкой,
- богородской игрушкой,
- калининской (торжокской) игрушкой,
- посудой,
- скульптурой малых форм,
- с творчеством художников-иллюстраторов: знакомство с некоторыми жанрами.

СТАРШАЯ ГРУППА

1. Знакомить с новыми материалами акварель, пастель, мелки, сангина, гуашь.
2. Знакомить с творческими профессиями - художник, скульптор, график.
3. Закреплять название цветов.
4.Познакомить с новыми оттенками (фиолетовый, тёмно-зелёный, сиреневый)

1. Умение рассматривать свои работы, оценивать их с точки зрения красоты.
2. Умение располагать предметы на листе бумаги.
3. Умение работать новыми материалами.
4. Развивать чувство цвета.
5. Умение создавать изображение по сырому фону.

1. Навык смешивания цветов оттенков.
2. Регуляция нажима на карандаш.
3. Быстрое изменение движения на противоположное.
4.Совершенствовать приёмы закрашивания формы.

Рисование транспорта, деревьев, животных, птиц, рыб, человека в разное время года и в движении.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1. Продолжать учить анализировать изображение.
2.Познакомить детей с гелевой ручкой.
3. Познакомить с приёмом обозначения цветов и оттенков самостоятельно.
4.Продолжать учить детей различать цвета и оттенки

5.Совершенствовать рисование с натуры.
6. Умение работать вместе.
7. Умение объективно оценивать свою работу и работу своих товарищей.
8. Умение создавать изображения гелевой ручкой.
9. Умение создавать изображение, сочетая разнообразные материалы.

10. Навык свободного владения карандашом и кистью.
11. Навык рисования плавных линий.

12. Рисование транспорта, животных, птиц, рыб, человека в разное время года и в движении.
13. Различные состояния растительного мира.

14. Создавать коллективные и индивидуальные композиции.
15. Использовать в рисунке разные материалы и разные техники.

 Я рисую
- Предметы окружающего мира по темам: "Здания", "Транспорт", "Растительный мир", "Животный мир", "Человек" и учусь рисовать с натуры ("Рисую только то, что вижу, а не то, что знаю" Е.А.Флерина).
- Передаю сюжеты (взаимодействие и движение предметов) по знакомым литературным произведениям, по заданной теме.
- Самостоятельно придумываю декоративные узоры, а так же украшаю предметы, силуэты по мотивам декоративных народных промыслов.
- По замыслу.

Использую в рисовании:
- бумагу разной фактуры, фона и формата,
- разные изобразительные материалы (знакомлюсь со свойством изобразительного материала и техникой рисования ими),
- экспериментирую, соединяя в одном рисунке разные изобразительные материалы,
- простой и цветные карандаши для набросков,
- разные виды кистей и тычков.

Я узнаю об искусстве
- Жанры живописи.
- Скульптура и её виды.
- Разнообразие стилей в архитектуре.
- Виды графики (включая книжную и станковую)
- Декоративно-прикладное творчество.



ЛЕПКА

1. Лепить несложные предметы из одной или нескольких частей одинаковой формы, плотно прижимая части друг к другу.
2. Уметь лепить аккуратно, не пачкая одежду.
3. Лепить над дощечкой.
4. Уметь наносить рисунок палочкой.

1.Раскатывание (столбик).
2.Скатывание (шар).
3.Вдавливание пальцем (украшаем пирог).
4.Прищипывание.
5.Сплющивание.
6.Присоединение.

1. Из столбиков делаем карандаши, колечки.
2. Из шариков - мячи, вишня, конфеты, ягоды, неваляшка, снеговик, птичка.

Уметь лепить предметы, состоящие из 1-3 частей.

Я леплю
- Из глины - она не деформирует мелкие мышцы руки, способствует развитию мелкой моторики руки;
Основные приёмы:
- скатывание (шара),
- раскатывание (столбики),
- сплющивание,
- прищипывание (кончиками пальцев),
- вдавливание пальчиком (для украшения поделки),
- приставление,
- элементы налепа (украшение).

Способы лепки:
- конструктивный - лепка предмета из отдельных частей.
- комбинированный - сочетание конструктивного с пластическим.
- пластический (скульптурный) - лепка из целого куска.
- из пластилина - если предварительно разогрет;
- солёное тесто - если на руках нет ссадин, болячек, диатеза.

Средний дошкольный возраст

1. Знать свойства - глина пластична.
2. Знать и различать формы (конус, фигура в форме яйца).
3. Знать как сравнивать величины.
4. Видеть пропорции, называть детали.
5.Различать признаки предметов (длинный, короткий, толстый, тонкий)

1. Уметь лепить предметы из нескольких частей.
2. Освоить обобщённые способы лепки птиц, животных из целого куска и по частям.
3. Правильно соблюдать пропорции и взаиморасположение частей.
4. Подводить к сюжетной лепке.

Добавляются:
7. Примазывание.
8. Защипывание.
9. Вытягивание.
10. Сглажиание.

Овощи, фрукты, грибы, игрушки (заяц, медведь, кошка, рыбка, ёж, птичка, утка), девочка в длинной шубке, воробей, жар-птица, посуда.

Уметь лепиить предметы, состоящие из нескольких частей.

Я леплю
§ из глины - она не деформирует мелкие мышцы руки, способствует развитию мелкой моторики руки;
Добавляются приёмы:
- вдавливание,
- вытягивание,
- примазывание,
- сглаживание,
- защипывание
Способы лепки:
конструктивный,
- комбинированный,
- пластический (скульптурный)

- из пластилина - если предварительно разогрет;
- солёное тесто - если на руках нет ссадин, болячек, диатеза.

Старший дошкольный возраст

1.Анализировать натуру по плану воспитателя.
2. Разбираться в строении предметов, форме и величине частей предмета.
3.Самостоятельно обследовать и анализировать натуру, модели лепки, скульптуру, воспроизводить увиденное в образах лепки.

1. Самостоятельно определять способы лепки.
2. Устанавливать фигуру в вертикальном положении, придавать фигурам устойчивость.
3. Передавать движение предмета.
4. Уметь лепить с натуры и по представлению
5. Передавать сюжет в лепке.
6. Уметь выполнять работу коллективно.

1.Совершенствовать технику лепки через индивидуальные формы.
2. Использовать знакомые приёмы лепки.

1. Овощи, фрукты, грибы, посуда, человек, птицы, животные, игрушки по мотивам предметов народного промысла, декоративные пластины.
2.Составлять композиции по заданной теме или литературным произведениям.

1. Лепить предметы по мотивам народного промысла.
2. Лепить в движении человека и животных.
3.Использовать различные способы лепки.
4. Расписывать изделия из глины.

Подготовительная группа

1.Самостоятельно обследовать и анализировать натуру, модели лепки, скульптуру, воспроизводить увиденное в образах лепки.
2. Разбираться в строении предметов, форме, величине и пропорциях.

1. Самостоятельно определять способы и приёмы лепки.
2. Устанавливать фигуры в вертикальном положении, придавая им устойчивость.
3. самостоятельно находить способы передачи выразительности образов (поза, детали, движение, фактура).
4. Передавать движение предметов за счёт изменения основного положения.
5. Уметь лепить с натуры и по представлению.
6. Передавать задуманный сюжет в лепке.
7. Уметь выполнять работу коллективно.

1.Совершенствовать технику лепки через индивидуальные формы.
2. Использовать знакомые приёмы лепки.

1. Овощи, фрукты, грибы, посуда, человек, птицы, животные, игрушки по мотивам предметов народного промысла, декоративные пластины.
2. Составлять композиции по заданной теме или литературным произведениям.

1. Лепить предметы по мотивам народного промысла.
2. Лепить в движении человека и животных.
3. Использовать в лепке различные способы.
4. Расписывать изделия из глины.

Я леплю
- Из глины, цветного пластилина, солёного теста, пластики.
- Добавляется ленточный способ лепки.
- Передаю фактуру предмета (шерсть, оперение, чешую).
- Активно использую стеку.
- Выполняю работы на пластине, хорошо подготавливая стекой фон
- Для развития мелкой моторики предпочтение отдаётся мелким статуэткам.
- Солёное тесто используется при отсутствии у ребёнка на руках ссадин, болячек, диатеза.

АППЛИКАЦИЯ

1. В группе раннего возраста малыши выкладывают готовые формы без наклеивания.

2. Во 2-ой младшей группе дети выполняю коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в конверте.
3. В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых изображаются предметы, поэтому получают заготовки на подносе.
4. В старшей группе детям дают заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к школе группе детям предлагают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета и формата.
5. В качестве основы для коллажа используют цветной картон.
6. Бумагу - основу можно тонировать в нужный цвет таким образом, чтобы бумага при пользовании клеем не пачкалась.
7. Для приклеивания изображения используют только клейстер, только работа с частями сухих растений, с поролоном и тканью допускается использование синтетического клея, но в этом случае педагог проводит индивидуальную работу и оказывает помощь и контроль.
8. Все материалы для занятия аппликацией: кисти, салфетки, подставки под кисточки, клеёнки должны быть чистыми.
9. Материалы, в том числе и ножницы выставляются на отдельный стол и дети самостоятельно готовят столы к занятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора, розетки для клея, клеёнки и салфетки могут помыть и постирать дежурные.
10. ножницами дети работают под руководством воспитателя, который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.
11. Обрезки бумаги, которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей следует собирать в красивую коробку и выставлять её как на занятии, так и для самостоятельной творческой деятельности детей.

2 МЛАДШАЯ ГРУППА  

Я выполняю аппликацию
Пока только учусь выкладывать детали на листе бумаги разной формы (прямоугольнике разной ширины и длины, квадрате, круге)
Я учусь аппликации. Учусь выкладывать и наклеивать готовые детали на листе бумаги разной формы (прямоугольнике разной длины и ширины, квадрате, круге).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Я выполняю аппликацию
Учусь пользоваться ножницами:
- отрезать полоску от широкой полосы,
- разрезать квадрат, прямоугольник, круг по линии предварительного сложения,
- закруглять уголки, поворачивая бумагу, а не ножницы,
- учусь симметричному вырезыванию (листок, ваза, елка),
- учусь разрезать квадрат с диагональю до 5 см на глаз, а диагональ более 5 см- по начерченной линии.

СТАРШАЯ ГРУППА

Я выполняю аппликацию
- Из бумаги разной фактуры (кроме плотного картона и глянца).
- Учусь симметричному вырезыванию (сначала половинку предмета можно нарисовать простым карандашом, а затем повторить вырезывание на глаз).
- Силуэтное вырезывание.
- Вырезаю много одинаковых деталей, используя приём "гармошки".
- разнообразят аппликационную работу "хороводы" простые - одинаковые детали имеют соединение внизу, по середине или сверху.
- Сложные "хороводы" включают в себя соединение 2-х и более разных деталей.
- Из природного материала предварительно высушенного.
- Из ткани.
Использую клеи: ПВА, клейстер, иногда клей-карандаш.