Диагностика

..В своей работе для составления объективного и информативного представления об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника провожу педагогическую диагностику. Мониторинг освоения образовательной программы провожу на основе наблюдения и психологического обследования. Данные о результатах оформляются в карты индивидуального развития ребенка. Анализ карт позволяет оценить эффективность организации коррекционно-развивающей деятельности, что позволяет выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности

так же все данные заношу в КИМП (конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для детей с ОВЗ). С помощью него можно составить документ со всеми составляющими работы с несовершеннолетним в течение года: общими сведениями, спецификой маршрута, индивидуальной образовательной программой, программой работы с семьей и мониторингом индивидуального развития. Конструктор понадобится логопедам, дефектологам, психологам и тьюторам, работающим с детьми с ОВЗ. Он подходит для работы с детьмис нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, слуха и зрения, множественными нарушениями в развитии и другими проблемами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выбери своё место на дереве — психологический тест

Тест «Выбери своё место на дереве» придумал психолог Джон Ломпен. Благодаря ему можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.

Затем попросите раскрасить картинку. Коричневым карандашом — ствол и ветки. За это время ребенок успеет рассмотреть всех человечков получше.

Затем пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей. А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.

Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Ключ к тесту

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий

№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей)

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 9 — мотивация на развлечения

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 13 — позиция наблюдателя

№ 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»

№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим

№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами

№ 20 — лидерская позиция при выборе самого себя (может говорить о завышенной самооценки), при выборе другого человека – признание его авторитета и уважение

Визуально-вербальная методика, а попросту — тесты, основанные на картинках и их восприятии, — быстрый и простой способ узнать особенности личности тестируемого. Эти методики позволяют родителям, психологам, педагогам выявить у ребенка суть социальных проблем, чтобы в будущем откорректировать их.



Предварительный просмотр:

Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)

Методика «Паровозик» (Велиева С.В) позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал

Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция 

“Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.”. Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий – на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Результаты

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается:

  • менее 3-х, то психическое состояние оценивается как позитивное;
  • 4-6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);
  • при 7 – 9 баллах – как НПС средней степени;
  • больше 9 баллов – НПС высокой степени.

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.



Предварительный просмотр:

Тортик для гномика — цветорисуночный тест оценки психического состояния дошкольников

Представленная методика адаптирована А.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг, модификация — С.И. Даниловой.

Цель: определение психического состояния ребёнка

Оборудование: лист белой бумаги и цветные карандаши (красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый). На листе бумаги с правой стороны должен быть нарисован круг, разделённый на 8 секторов (левая сторона листа предназначена для рисунка).

Инструкция 1: Детям говоря: «Ребята, перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с правой стороны нарисован круг. Это тортик для гномика. Его надо сделать красивым с помощью цветных карандашей. Раскрашивайте каждый кусочек торта понравившимися вам карандашами.

После выполнения задания экспериментатор дает инструкцию №2: «Ребята, сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить, и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние (цветок, мяч, солнце, дождь). Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте рисунок. Рисовать нужно на левой стороне листа и можно пользоваться любыми карандашами».

Ключ к обработке результатов

Все цвета круга делятся на 3 группы:

  • положительный спектр — оранжевый, жёлтый, красный;
  • отрицательный спектр — чёрный, синий, фиолетовый;
  • спокойный спектр — зелёный.

Подсчитывается цветовой показатель (ЦП) — отношение числа цветов положительного спектра к числу цветов отрицательного. Если ЦП больше или равно единице, это рассматривается как положительный эмоциональный фон, если меньше единицы, можно говорить о превышении отрицательного эмоционального фона, что рассматривается как неблагоприятный фактор.

Цвет на рисунке

Возможный рисунок

Состояние

Красный

Тетрадь, парта, доска, другие школьные атрибуты

Активность

Красный, сочетание жёлтого и красного

Радуга, Новый год, ёлка, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, солнце, воздушные шары

Радость

Зелёный

Светофор, машина, телевизор, беговая дорожка, жонглёр в цирке

Внимание, сосредоточенность

Розовый

Робот, компьютер, машина,принцесса, кукла

Мечтание, фантазирование

Чёрный

Дождь, клякса, ребёнок сидит за столом

Утомление, усталость

Оранжевый

Цветы, дети играют, ребёнок помогает старушке, животные

Дружелюбие, доброжелательность

Жёлтый

Разбитая ваза, ребёнок с воспитательницей, мамой

Искренность

Голубой

Душ, бассейн, море

Бодрость

Синий

Скакалка, волейбол, футбол, поднятая рука

Азарт

Синий

Дети с учительницей, со старшими

Уважение

Коричневый

Поле, скорая помощь, могилка, ребёнок упал, мама гладит ребёнка по голове

Сочувствие, сострадание

При обработке необходимо учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка, что свидетельствует о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности, а большие размеры — об обратном.

Исследование проведённое в динамике дня и недели, выявляет полную картинку изменения эмоционального состояния у детей в связи с различными занятиями в детском саду. Кроме того наблюдается зависимость между утомлением детей и их эмоциональным состоянием: увеличиваются цвета «грустного спектра», ухудшается качество штриховки ребенком секторов диагностического круга (выход за пределы сектора, пробелы, незаконченные штриховки).