Реализованные проекты, программы


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение ХМАО - Югра

«Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям»

Технология рисования песком

 «Чувствительные ладошки»

 пгт Барсово

2018г

Обоснование.

        Сейчас очень актуален вопрос синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей, которому в последние десятилетия придается особое значение в зарубежных странах и относительно недавно в России. Одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. У ребенка фиксируется негативная самооценка, возникают неврозы, нарушены отношения со сверстниками и взрослыми, часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики. Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит т.к. во время игры не могут сосредоточиться.  

     Но где ребенку найти, то пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно не выраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.  Решить эти проблемы поможет технология  рисования песком.

      Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».

Благодаря рисованию песком   у детей происходит -  развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, снятие мышечной напряжённости, развитие мотивации речевого общения, формирование первичных произносительных умений и навыков, формирование связной речи, обучение чтению и письму. Игра с песком очищает энергетику, позитивно влияет на самочувствие, а также стабилизирует эмоциональное состояние. Все это доказывает то, что рисование песком  является прекрасным средством для развития детей.

Отделение дневного пребывания несовершеннолетних посещают дети, имеющие отклонения в поведении, нарушение личностного и речевого развития, считаем, что  такая форма работы будет эффективной для коррекции поведения.

Цель: коррекция и развитие коммуникативных навыков ребенка, создание условий, способствующих  активизации и развитию сенсорно-моторной сферы у детей.

Задачи:

  1. Создать условия для   дальнейшего развития речи   детей.
  2.  Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение).
  3.   Способствовать развитию  творческой активности.
  4.  Формировать коммуникативные навыки.
  5. Развивать мелкую моторику рук.
  6. Формировать установку на положительное отношение к себе.

Кадровое обеспечение:

Заведующий отделением– координирует работу.

Логопед – организует коррекционные занятия,  направленные  на развитие  мелкой моторики рук,   мотивацию речевого общения,  формирование связной речи.

Воспитатель – организует игровую деятельность детей, направленную на развитие сенсорно-моторной сферы у детей.  

Инструктор по труду –  организует коррекционные занятия,  направленные  на развитие творчества.

Социальный педагог – организует информационно-просветительную деятельность.

Психолог – обеспечивает психологическое сопровождение участников проекта.

Материально-техническое обеспечение:

  • - стол со стеклянной поверхностью;
  • - лампы;
  • - песок, крупы, кофе;
  • - магнитофон;
  • - аудиотека;
  • - набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

Организационное обеспечение:

  •    Сохранение контингента детей.
  • Расписание занятий, соответствующее всем необходимым требованиям.
  • Согласованность в работе педагогического коллектива, общность целей и задач.

 Этапы реализации проекта

Этап

Содержание деятельности

Сроки

I этап

Подготовительный

1.Проведение учебно-методического сборов для сотрудников.                                             2. Изготовление  (приобретение) стола со стеклянной поверхностью.                          3.Оборудования комнаты для занятий.

Сентябрь-

октябрь

II этап

Основной

Проведение игр и занятий

Ноябрь- апрель

III этап

Заключительный                

1.Проведение опроса для выявления эффективности проведения мероприятий

2. Подведение итогов.

Май

Ожидаемый результат:

  1. Развитие  коммуникативных навыков.
  2. Повышение мотивации речевого общения.
  3. Развитие познавательных процессов.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Развитие сенсорно – моторных сфер детей.

Литература:

  1. Журнал «Обруч». Дошкольное образование, N 2,  1998  год, г. Москва.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика» N 1, 2007 год, г. Санкт- Петербург.
  3. Журнал «Обруч».Дошкольное  начальное образование, N 6, 1997 год, г. Москва.
  4. Журнал  «Дошкольное воспитание», N 10, 2007 год, Московская область, г. Мытищи.
  5. Журнал «Обруч», N 5, 2005 г., г. Москва.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.
  7. Иванова Н.П. Крашенинникова Т.С. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учреждений для несовершеннолетних. М.,2001.
  8. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
  9. Козионова Л.В. Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии в работе логопеда. - www.logoped.ru

Общие условия организации песочной терапии.

        В качестве песочницы используется стол со стеклянной поверхностью (поверхность стекла должна быть матовой) Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 90 х 8 см, (где 50 х 90 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево.

        Песок  - вулканический, можно взять  из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

        Для организации игр с песком   необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

•  люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

•  наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

•  летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

•  обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

•  жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

•  домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

•  деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

•  объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

•  транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

•  объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

•  объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

•  аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

•  естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

•  фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

•  злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

        Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Частичный перенос коррекционных  занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.         Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

        Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей   более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить

Перспективный план занятий рисование песком.

1. «Знакомство с песком»

Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать, лепить, пересыпать). На этом занятии ребенок быстро раскрепощается, т.к. вид песочницы в помещении его удивляет и одновременно с тем радует.

2. «Отпечатки наших рук»

На влажном песке ребенок делает отпечатки своих  ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т.п. Как правило, это занятие вызывает у ребенка огромный интерес. Сначала у него возникает желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться взрослому к своим отпечаткам пальцев.

3. «Волшебные секреты».  

Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные листья, цветочки и т.п. Если ребенок затрудняется или не решает начать игру, взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камешек. Нравиться? Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его найти!».

4. «Домики для животных».

Ребенку предлагается построить домики для  любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки или с полки, Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно  строить  пещерки и песка. Главное, не навязывать свои варианты, а просто подавать ребенку идеи, если он затрудняется. Во время игры взрослый перечисляет  животных, называя их детенышей в единственном и множественном числе и т.п. Если ребенок еще напряжен, не следует увлекаться дидактикой, т.к. основная цель занятий -это коррекция эмоционально- волевой сферы.

5. «Озеро-река».

Работа с рыбками и птицами. На этом занятии лучше использовать поддоны для воды разной формы, которые устанавливаются на песке в местах по желанию ребенка. В этих озерах и речках по общим правилам проводятся игры с водой и фигурками плавающих птиц.

6. «Транспорт»

Любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины следует подбирать по цвету, размеру, форме, находить для них подходящих пассажиров.

Количество игрушек постоянно увеличивается, и ребенок встает перед выбором, заполнить все пространство песочницы (рекомендуемый размер 70х50 см) игрушками ,  либо оставить местечко и для передвижений машинок по песку. К тому же малыш уже знает, что  в конце игры нужно будет убрать игрушки на место.

Очень хорошо на песке проходит инсценировка сказок. Сказки выбираются по возрасту и интересу ребенка. Как правило,  используются следующие произведения:

-«Репка»;

 -«Курочка- Ряба»;

-«Зайкина избушка»

Психолог подбирает игрушки для сказки. Можно положить и коробку и лишних героев. Пусть малыш отбирает нужные фигурки к знакомой сказке, а возможно и придумает продолжение с новыми героями.

Игры с песком для детей 3-5 лет.

     «Автогонщик»

Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно  на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить.

    «Загадка».

Взрослый загадывает загадку ребенку,   он отгадывает, В песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа.

   «Заборчик».

На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов.

Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.

  «Сад- огород».

Предлагаю игрушечные овощи  и фрукты и прошу посадить сад и огород: фрукты- отдельно. Овощи- отдельно. После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет.

  «Что изменилось».

Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками  диких животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что изменилось в лесу за время отсутствия.

  «Чьи следы».

Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они лучше запоминают названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.)  и величину (большой, маленький, средний).

«Ловкие пальчики». Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.

«Пекарня».

Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги»разного размера и формы.

А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4  части. Таким образом, ребенок знакомиться  в игре с математическими понятиями: половинка, четвертинка.

«Столовая».

Предложите ребенку-повару приготовить обед из трех блюд для своих кукол. Тут песок  будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве  крупы, соли, сахара,

  «Зоопарк». Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить

ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней.  Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц

 «Ферма». Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома- стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке- сторожевой пес.

 «Художник». Предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т. д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.

Игры с песком для детей  5-7  лет.

  «Угадай по описанию».

Взрослый описывает предмет, закопанный в песок, а ребенок должен угадать, что это. Откопав предмет, ребенок проверяет правильность  ответа. Можно наоборот: ребенок описывает, взрослый угадывает.

  «Продолжи узор». Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка рродолжить его.

 «Секрет». Для игры понадобиться кусочек прозрачного пластика, примерно 10 см. В  песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает камушки, элементы разнообразных мозаик, а затем накрывает их сверху «стеклышком» и засыпает эту композицию песком. Секрет готов. Осторожно расчистить пальцами песок, любой желающий может посмотреть.

  «Повторялка». Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну. Скажите ему, что это дорожка для машины или ручеек для кораблика. Главное. Проводя параллельную линию, не отрывать руки, а проводить одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования извилистую или ломаную линию.

  «Узнавалка». В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать, на что же похоже.

  «Точка, точка, запятая».      Точка, точка, запятая-

                                                  Вышла рожица кривая.

                                                  Ручки, ножки, огуречик-

                                                  Получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверное, ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человека.

«Художники». Взрослый начинает рисунок, ребенок говорит, что это может быть (проводить можно только одну линию) и  дорисовать одну линию. Взрослый должен  придумать что-то другое и дорисовать следующую линию в соответствии со своим замыслом. Так  до тех пор, пока кто- нибудь из играющих не сможет изменить рисунок. Выигрывает тот, кто внес последние  изменения.                                                      

«Одновременно».  Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток- один правой, другой- левой

рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука- круги против часовой стрелки, а правая- по часовой. Затем нарисовать 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника и т. д.

  «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»Нарисуйте на песке 2 параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, пусть малыш ее отремонтирует.

  «Подсказка». Для обучения ребенка порядковому счету, можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек.В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке: «Ищи во второй кучке слева» или «В четвертой справа». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где его искать. По мере усвоения  порядкового счета, количество кучек может возрасти до 10.

 «Вензеля из камушков». По заранее выдавленным в песке  бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. Выкладывание можно превратить в захватывающее соревнование. От вензелей, состоящих из одной буквы, можно перейти к выкладыванию коротких слов.

  «Песчаные замки». Нарисовать вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на песок, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.

                                                                                                                 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Альбомчик Умка» Домашние поручения (задания) как средство повышения познавательной деятельности дошкольников .

Слайд 2

Ц ель для детей - расширить и углубить знания, умения, полученные ранее, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности воспитанников. д ля взрослых – создание условий обеспечения индивидуального подхода для развития познавательной деятельности через взаимодействие с семьями воспитанников. Любое домашнее поручение влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает ответственность.

Слайд 3

Риски - Перегрузка детей домашними поручениями (заданиями), которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к познанию. + Конечно, можно работать и без домашних поручений. Но практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные ранее, не повторяются, то они забываются. Возможность отследить индивидуальную работу и динамику развития ребенка.

Слайд 4

При правильном подходе воспитателя к домашнему заданию оно может оказаться действенным инструментом повышения познавательного потенциала дошкольника, опирающегося на собственный опыт.

Слайд 5

Виды домашних поручений (заданий): По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий: - подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы; - направленные на закрепление и применение знаний, полученных ранее, выработку умений и навыков; - способствующие расширению и углублению материала, изученного на занятиях; - направленные на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, выявление закономерностей; - направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений; - способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающим возможностям дошкольников. Домашние поручения (задания) могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями.

Слайд 6

Таким образом данное методическое пособие «Альбомчик Умка» красочно оформленное детьми и родителями через игровую форму позволяет увлечь ребенка и стимулировать познавательный интерес. Обеспечит непрерывность процесса коррекции, обучения и развития в детском саду и дома. Осуществит воздействие комплексных путей на ребенка имеющего трудности в усвоении программного материала. Сформирует у ребенка навыки самоконтроля и самооценки к самому себе. Систематизирует коррекционный материал для самостоятельной продуктивной познавательной деятельности дошкольников.