Методобъединение отделения

Опыт своей работы обобщила и представила коллегам в виде различных мероприятий: демонстрации открытого занятия; проведение консультаций;  проведения мастер-классов; создании картотек пальчиковых игр, разработки технологических карт проведения занятий, использования нетрадиционных дидактических пособий для создания игровой мотивации на логопедических занятиях,   которые ежегодно представляю коллегам для практического использования на ярмарке методических идей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Арт-терапия для дошкольников

Поговорим о необходимости арт-терапии для дошкольников.

Как только маленький человек научится сидеть и самостоятельно держать ложку, начинается творчество. Каша не только складывается в рот, но старательно размазывается по столу, одежде и лицу творца. Этот процесс доставляет немало удовольствия малышу. В такие моменты ребенок не только учится кушать самостоятельно, но и познает окружающий мир. Еда, разнообразная по структурным свойствам, имеет большие возможности для изучения. Каждый раз, когда малыш садится за стол, для него открывается новая маленькая вселенная.

Этот период проходит достаточно быстро, но он оставляет замечательную уверенность в том, что можно творить, и когда ребенок подрастает, то старается перенести свои ощущения в повседневную жизнь. Малыш пробует рисовать всем, что попадется ему под руку. Обои, окна, столы и пол становятся листом, на котором появляются все новые и новые произведения.

Родители пресекают данные эксперименты, что абсолютно необходимо, чтобы дошкольник вписался в рамки социума и был адекватным по отношению к обществу, в котором он живет. Но и полет фантазии необходим…

Вот здесь-то и нужна арт-терапия. Она позволят дошкольнику свободно проявлять свою фантазию, использовать различные материалы: гуашь, листья, глину, макаронные изделия, нитки, камешки и т.д. Свободный творческий процесс как будто возвращает ребенка в младенчество, когда он мог делать открытия, и эти открытия радовали родителей.

Всего 1-1,5 часа занятий арт-терапией в неделю достаточно, чтобы дошкольник снял накопившееся напряжение, выплеснул негативные эмоции и приобрел новые знания об окружающем мире. В процессе арт-терапии снимаются детские глубинные страхи: страх темноты, боязнь воды и собак, отвращение к паукообразным и другим насекомым. Дошкольник на занятиях учится искать компромиссы между своим внутренним миром и требованиями общества, приобретает веру в свои силы, ощущает свою значимость.

Часто арт-терапия для дошкольников проводится в детских садах, центрах раннего развития, логопедами в коррекционных центрах.

Во время занятий арт-терапией желательно включать красивую музыку.  Музыка предает необходимый настрой и позволяет ребенку глубже погрузиться в мир своих переживаний и новый ощущений. Характер музыкального произведения должен соответствовать проводимому занятию, для шумных эмоционально-активных нужна ритмичная музыка, а для индивидуального рисования — спокойная и умиротворяющая.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

 «Зоопарк» (5 мин.)

Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.

«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)

Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения:

прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами «У меня есть бабушка в Бразилии», «У нее вот такая нога», «У нее вот такая рука и голова на бок», «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка на свете»» и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

«Пустой стул» (15 мин.)

Участники делятся на первый-второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» — встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, — взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним — задержать.

«Ураган» (10 мин.)

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, черными глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названным признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет толь ко тот признак, которым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-нибудь место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Молекулы» или «Броуновское движение» (10 мин.)

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает — «тишина и замри», два сигнала — «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала — «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 ...)!». Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).


 

«Олени» (10 мин.)

Участники образуют два круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?». Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершении приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

Внимание! Это упражнение не подходит для разрозненной, мало знакомой группы, т. к. плохо знакомым людям может быть неприятен телесный контакт.

«Театр Кабуки» (20 мин.)

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы,дракона, самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает:

«Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу». Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной.

Например: Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что он его убивает).

Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка).

Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

«Ужасно-прекрасный рисунок» (15 мин.)

Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину.

Обсуждение.



Предварительный просмотр:

Интернет-ресурсы и интернет-библиотеки психолого-педагогической направленности

Рекомендую интернет-ресурсы и интернет-библиотеки психолого-педагогической направленности:

Littleone (www.littleone.ru/) - сайт питерских родителей - http://forum.littleone.ru - От трех до шестиМладшие школьникиРазвивающие центры, кружки и занятия.

Google Книги (http://books.google.com/) - поиск по словосочетанию "Возрастная психология", "Детская психология".

Книжная поисковая система (http://ebdb.ru/)

- Яндекс каталог - Электронные библиотеки

Либрусек (http://lib.rus.ec/) - ПсихологияДетская психологияПедагогика

Куб (www.koob.ru/) — электронная библиотека/Online-библиотека по психологии - Возрастная психологияРисованиеТесты, психодиагностикаПравильное питаниеМама и малыш

- "Психологическая библиотека"(http://bookap.info/) и раздел "Возрастная психология".

Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета (ЭБ МГППУ) (http://psychlib.ru/)

Педагогическая библиотека(http://www.pedlib.ru/) и раздел "Психология"

Psyjournals.ru портал психологических изданий - Рубрики

ЭБС «Университетская библиотека oнлайн» (www.biblioclub.ru) - Психология: классические трудыСовременные исследования по психологииПопулярно о психологии

Журнал Развивающее Образование (www.tovievich.ru/journal/)

Детская психология (http://www.childpsy.ru/) - Дошкольники

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/) - Работа с дошкольникамиСпорт в школе и здоровье детейШкольная психологическая служба

Ресурс psylib.myword.ru

Ресурс psylist.net

Ресурс 7я.ру - раздел "От 3 до 7"

Все для детского сада (www.ivalex.vistcom.ru)

Ассоциации детских психиатров и психологов (www.acpp.ru) - Журнал "Вопросы психического здоровья детей и подростков"

Psinovo.ru - сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

Детская психология для родителей (www.psyparents.ru) - Дошкольный возраст от 3 до 7 лет

Центр игры и игрушки МГППУ (www.psytoys.ru) - СТАТЬИ

Электронный журнал «Психологическая наука и образование» (www.psyedu.ru)

Московский Городской Психолого-Педагогический Университет - Факультет психология образования (http://fpo.ru/) - Статьи › Дошкольная психология

Наши невнимательные гиперактивные дети (www.sdvg-deti.com)

Виртуальная библиотека EUNnet (http://virlib.eunnet.net/) - журнал "ИЗВЕСТИЯ Уральского государственного университета" - Образование и педагогика

МАМОЧКА: от беременности до школы (www.mamochka.kz) - Подготовка к школе

Сборник материалов по психологии(http://psymania.info/) - Разные статьи

ПСИХОЛОГИЯ ОНЛАЙН. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ПСИХОЛОГА(www.psychological.ru) -ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Журнал "Вопросы психологии" (www.voppsy.ru) - Педагогическая и возрастная психология

Книги на Имхонете (http://books.imhonet.ru/) - Научно-популярная и образовательная литература

- Ассоциированная школа ЮНЕСКО «БЭСТ» (http://best-school.kz) - Советы психолога: ученикам,родителям.

4itaem.com — читать книги и журналы - Жанр «Психология»

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова(www.psy.msu.ru) - Психология в ИнтернетеПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук (http://psycdigest.ru/)

Электронная библиотека по психологии (www.psychology.ru)

Записная книжка школьного библиотекаря (http://bibnout.ru/) - Бесплатные электронные библиотеки

- Белорусский государственный университет - Электронная библиотека БГУФундаментальная библиотека БГУ

Институт художественного образования Российской академии образования - ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТАЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА"

Открытый класс (www.openclass.ru) - ПсихологияПедагогикаЛогопедия

Институт психотерапии и клинической психологии (www.psyinst.ru) - Возрастная психология,Дети и подросткиДети и подростки популярнаяДети и подростки, кризисные состоянияИгротерапияЦветотерапияТелесно-ориентированная психотерапияСказкотерапия,Психодрама и ролевые игрыПсиходиагностикаПсихиатрия и неврологияПсихиатрия детская и подростковая.

Издательский дом «Питер» (www.piter-press.ru) - Воспитание. Образование. Педагогика,ПСИХОЛОГИЯПОПУЛЯРНАЯ ПСИХОЛОГИЯПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОАНАЛИЗПедагогическая психология.

Ресурс lib100.com - age_psychologyart_therapypedagogicspsychotherapypsychiatry

Pedagogic.ru: Библиотека по педагогике

В помощь психологу. Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста (www.psiholognew.com)

Энциклопедия школьного психолога (www.psihologu.info)

Журнал "Самиздат" (http://samlib.ru/) - ДетскаяСказкиДраматургия.

Библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru/) - ПсихологияВзрослым о детяхУчебники,Словари, энциклопедииРусскоязычные литературные архивы на Интернете.

Ресурс PsiProj (http://psi.lib.ru/) - Детская страницаПрактикаКонсультацияКнигиПолезные ссылкиПопулярные тесты.

Флогистон: Психология из первых рук (http://flogiston.ru/) - библиотека по психологии,педагогическая психологияархив учебных материалов по психологии и смежным наукам,обзоры книгсписки литературы.

ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА (Электронные книжные полки Вадима Ершова и К°) (http://publ.lib.ru) - Образование, педагогикаПсихология и Психиатрия.

Сообщество для тех, кто покупает детские книги через интернет(http://5razvorotov.livejournal.com/)

Дидактические пособия и учебники для детей (http://didaktikos.livejournal.com): 3-5 и 5-7.

Мама в сети - форум для креативных мам (http://forum.maminsite.ru) - Литература по детскому творчеству

- «КУКУМБЕР» – иллюстрированный литературный журнал для детей 9–13 лет (http://www.kykymber.ru) - книги (только описание книг) - «Библиотека детского сада»

- "Мамина радуга" – детские книги, игры и игрушки, поделки (http://maminaraduga.ru/) - блог о хороших книгах и не только.

Портал  deti@mail.ru (http://deti.mail.ru/)

Портал кытлямырля (http://kurlymurly.org/) - Издательство или Мои книги

Онляндия - безопасная web страна (https://onlandia.org.ua/) - безопасность детей в интернете.

Российская государственная детская библиотека (www.rgdb.ru) - Коллекция редкой детской книги,  Каталог полезных сайтовЭлектронные ресурсы РГДБ

- “Настя и Никита” (http://book.foma.ru/) - Книги

детский литературный проект издательского дома “Фома”. Можно скачать некоторые книги

Детская библиотека интересов (http://kid-home-lib.livejournal.com/) - что, как и где читать детям, для детей и про детей

ChildhoodBooks.ru (www.childhoodbooks.ru) - некоммерческий проект Карины Никитской

Детское чтение для сердца и разума (http://detskoe-chtenie.livejournal.com/)

Библиогид (http://bibliogid.ru/) - Коротко и Подробно

Ленинградская областная детская библиотека (www.deti.spb.ru) - ЦИТАТЫ, ТЕКСТЫ, ПРОЗА и ТЕМЫ

«Папмамбук» (www.papmambook.ru) - Интернет-журнал для тех, кто читает детям

БУКНИК.младший (http://family.booknik.ru/) - проект для детей и их родителей - Чтение - О книжках

ЛитРес (www.litres.ru) – мегамаркет электронных книг №1 в России - Детская психология и Детские книги

Tinlib.ru (www.tinlib.ru/) Библиотека обучающей и информационной литературы - Психология

ModernLib.Ru (www.modernlib.ru) ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - Детские и Научно-образовательная

LITMIR.net (www.litmir.net)- Электронная Библиотека - Психология

Bookvit.ru (http://bookvit.ru/) Электронная библиотека - Детская и Психология/педагогика

RoyalLib.ru (http://royallib.ru/) электронная библиотека - Для дошкольников и младших классов и Психология

Findbook.ru (http://www.findbook.ru/) - поиск книг по интернет магазинам РФ

Fly-Мама всё успеть (http://fly-mama.ru/) - СтатьиКниги для детейБыстро и вкусноДетские игры

Российская государственная библиотека (www.rsl.ru) - Обзор печатных изданий по психологии и психологических ресурсовОбзор психологических ресурсов интернета

genon? (www.genon.ru) Добавляйте знания! - Дети

Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой (www.danilova.ru/) - Всё о раннем развитииВсё о детях от 3 до 5 , Всё о детях старше 5Мастерская.

МАМИН ГРАД (http://maminsite.ru) - Памятка родителям первоклассников

Образовательная система «Школа 2100» (www.school2100.ru) - Журнал «Начальная школа плюс До и После» - Архив журнала

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"(http://window.edu.ru/) - Педагогическое образованиеОбразование в области культуры и искусстваГуманитарное и социальное образованиеМатематика и естественно-научное образование. (Выбрать "УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ" - Дошкольное)



Предварительный просмотр:

Ребенку рисовать так же необходимо, как и разговаривать

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых  позволили развить эти способности вовремя. Большинство из нас, взрослых, уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование. Но эта радость, несомненно, была. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи. Мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии искусства на всюдальнейшую жизнь человека. Но исследования ученых доказывают, что каждый ребенок по своей природе - творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Как разбудить его способности? Главное - создать условия, которые будут побуждать ребенка к занятиям рисованием. 

Во-первых, оборудовать дома уголок, где ребенок может рисовать. Обеспечить его всем необходимым: бумагой, карандашами, красками, гуашью, кисточками, фломастерами, мелками, свечками, щеточками.         

Чем разнообразнее материал, тем богаче и интереснее будут рисунки. Позвольте зачитать вам заповеди для взрослых, которые будут помогать детям делать в искусстве первые шаги. Эти заповеди разработали педагоги Новосибирского государственного педагогического института.

Итак, первая  заповедь: взрослые всегда должны быть рядом - ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка взрослого. Иначе, в случае неудачи, ребенок надолго потеряет интерес к занятиям рисованием. К тому же, вместе "творить" веселее. Учитесь обучать не просто показывая, а тесно сотрудничая с ребенком. Обратите занятия в увлекательную игру.

Вторая заповедь:  радуйтесь вместе с ребенком, но никогда не подвергайте критике!      

Третья заповедь:помните, что неудачи способны привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе. А это нежелательно. Почаще хвалите ребенка за его усердие.   Не забывайте, ребенок ждет от вас одобрения. Не беда, что не получилось, получится в следующий раз. И предоставьте ребенку возможность работать самому.

Четвертая заповедь: следите за временем ваших занятий. Не затягивайте их. Но если ребенку нравится рисовать, если его трудно оторвать от бумаги - ведь он увлечен, и  в этот момент ему все кажется неважным: сон, прогулка, еда - то, чтобы не наступило переутомление, постарайтесь незаметно переключить его внимание. Но никогда не обрывайте резко занятий, Дайте ребенку закончить начатое.

Пятая  заповедь: чтобы увлечь ребенка рисованием, нужно встать на его позицию, т.е. понять, что его радует, огорчает, к чему он стремится. Попробуйте сами стать учеником у ребенка, пусть он научит вас тому, что хорошо умеет. Попадая в ученики, вы возвышаете ребенка не только в его собственных глазах, но и в глазах окружающих. Ваши отношения станут истинно товарищескими, соединенными общими трудностями, общими интересами.

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир     в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Человек, развитый искусством, тем и отличается от человека эстетически не развитого, что у него органы чувств более чуткие и "умные". Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз.

Работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка. Врисунке повествовать значительно легче. Рисуя, ребёнок отражает  и упорядочивает свой мысли, знания о мире, осознает себя в нем. Ребенку рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Неважно, кем станет ваш ребенок, главное, что эти занятия полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научат мыслить смело и свободно. Кроме того, ваш  ребенок будет  любить и понимать искусство.



Предварительный просмотр:

Сказкотерапия - что это такое?

Стоит только сказать «Жили-были» или «В некотором царстве – в некотором государстве», как уже ясно, что начинается сказка.
А что такого в этих простеньких словах? – В них заключена таинственная формула, безотказно формирующая пространственный интерес на протяжении тысячелетий, задолго до появления модного ныне нейро-лингвистического программирования. И вряд ли случайность, что одна из самых первых книг родоначальников НЛП называется вовсе по-сказочному: «Из лягушек в принцы»!
          Многовековая народная мудрость богаче любой авторской теории, а сказкотерапия базируется на неисчерпаемом богатстве этой мудрости и безбрежном потенциале психологических возможностей.
Простой пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…» Почему-то ни слова о том, как ее поливали, пололи и т.д. Знаете, почему? Эта репка САМА ВЫРОСЛА. И сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет, и удача непременно улыбнется! – На казенном языке это называлось бы стимулированием труда методом моделирования причинно-следственных связей.
         Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Причем происходит все легко и просто, можно сказать – играючи. Вы скажете: «Зачем же в таком случае нужен психолог, раз сказка все делает сама?» Ну, например, чтобы задавать вопросы, ответы на которые человек «достает из себя», – потому что их каждый знает сам, только не знает о том, что знает. Психолога, видимо, можно сравнить с живым инструментом, который может сориентировать, показать направление, но не стоит требовать, чтобы он прошел Ваш путь за Вас.
          Кое-кто, правда, считает, что сказка уместна в детстве и только. Но в каждом из нас с младых ногтей до самого почтенного возраста уживаются внутренний ребенок, внутренний взрослый и внутренний родитель. Представьте себе, что они живут в уютном домике, занимая по квартирке, ходят друг к другу в гости, дружат, спорят, ссорятся…
Например, Вы случайно слышите обрывок разговора прохожих – взрослого и малыша, в котором старший собеседник старательно сюсюкает. Это значит, его внутреннее «Я – ребенок» заперлось у себя наглухо, захлопнув окна, задернув шторы, не отзываясь на звонки…
        Если Вам это сюсюканье режет слух – значит, Ваш собственный внутренний ребенок не собирается стать отшельником, если наоборот – пора подбирать ключи, чтобы вызволять его, пока не задохнулся без света и воздуха.
        И это сигнал о душевной травме, случившейся в детстве. Вот здесь-то и пригодится сказкотерапия – волшебная тропинка в прожитое детство – чтобы отыскать в нем приобретенную проблему и разрешить – тоже через сказку. Она умещает в себе всю технологическую «кухню», от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. К тому же органично синтезируется с другими методами психотерапии, применима в индивидуальной и групповой практике, подходит для любого возраста.
Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими.
        Предложите ребенку, которому не даются уравнения, представить, что он – принц, отыскивающий меч-кладенец или украденную драконом принцессу в заколдованном замке, и должен выбирать среди множества дверей единственно нужную, а потом еще и еще раз, пока не доберется до заветной цели.
       Когда у Вас не ладятся отношения с сослуживцами, задумайтесь, на какую сказочную ситуацию это похоже и каким образом она разрешалась героями… Секреты Вашего счастья – в Ваших руках, и все мудрецы мира не смогут Вас научить так, как это сделаете Вы сами, отыскав ключик к своей душе!



Предварительный просмотр:

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.

Задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в нашем детском саду решается в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.

Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для адаптации малышей к детскому саду. Исходя из потребностей детей, посещающих наше ДОУ, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями;
  • установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка. Все это укрепит его базисное доверие к миру, обозначит роль воспитателя как проводника и помощника в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире;
  • помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;
  • помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;
  • осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения “особых” детей;
  • способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;
  • удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставлять условия для свободного освоения окружения;
  • развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;
  • обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

Для малыша, еще слабо владеющего речью, емкость с водой, песком или крупой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:

  • нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;
  • нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
  • после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

Для организации “Водного царства” важно учесть:

Во-первых, необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой.

Во-вторых:

  • Вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
  • Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
  • Хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
  • Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

В-третьих, необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим. Неоценимую помощь оказывают наши родители, обогащая развивающую среду.

Рекомендуемые материалы для игр с водой:

  • пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
  • предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
  • стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
  • совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
  • сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
  • резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.

Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

  • при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
  • развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
  • с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:

  • водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый таз;
  • чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости;
  • вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
  • небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).

Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

Игры с сыпучими материалами. В своей работе мы используем различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.

Обучение педагогов и родителей. Немаловажное значение имеет обучение педагогов и родителей способам, методам и приемам работы с водой, песком и сыпучими материалами, как средствами сохранения эмоционального благополучия у детей. Для работы со взрослыми по этому направлению мы ставим следующие задачи:

  • показать значимость применения игр с водой, песком и сыпучими материалами;
  • мотивировать взрослых использовать эти игры дома и в детском саду;
  • познакомить с разнообразием материалов при организации игр с водой, песком и сыпучими материалами;
  • получить практический опыт применения игр и упражнений.

Примерный список игр

Игры с водой

Игры с песком

Игры с сыпучими материалами

  • переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);
  • наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку…);
  • веселая рыбалка (вылавливание рыб удочкой с магнитом);
  • тонет – не тонет (игры на экспериментирование);
  • игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки; взбивание пены венчиком). “Поймай пузырь на ладошку”, “Чей пузырь больше?”, “Чей пузырь улетит выше, дальше…”;
  • игры с заводными плавающими игрушками, мельницей;
  • игра “Море” (разноцветные большие и маленькие камушки, ситечко, игрушки – обитатели моря).
  • по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;
  • скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик и пр.);
  • пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после — одновременно (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим, и наконец — мизинчиком);
  • группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы.  Хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;
  • поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
  • просеивание (горох, манка, сито);
  • пересыпание круп (из миски в миску, из чашки в чашку, из стаканчика в стаканчик);
  • перекладывание круп (ложкой, рукой, стаканом);
  • перебирание (например, смешаны горох и фасоль);
  • прятанье и поиск игрушек в крупе (по цветам, дикие и домашние животные, свободная тема);
  • поднос с манкой:

– рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель…

– нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток;

– оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы;

-использование коллажей (форма, цвет, овощи, фрукты, животные).

Таким образом, мы считаем, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.