ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Белова Валентина Борисовна

ЗДЕСЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ГОТОВЫЕ ПРОЕКТЫ  ДЕТЕЙ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа»

Проект

 « Наша звезда Солнце»

Проект:                  «Наша звезда Солнце»

EXPO12017

Проект является краткосрочным, информационным, творческим, межпредметным, внутришкольным, групповым.

Сроки:                    январь-февраль 2011 г.

Руководитель проекта:    Кулишина В.Б.

МОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа»

Содержание:

Автор проекта:

Кулишина Валентина Борисовна  

Творческое название проекта:

Звезда что нас греет.

Тема проекта:

                                            Солнечная система

Дидактические цели познавательного проекта:

  • Рассказать что же такое Солнце;
  • узнать о строении Солнца;
  • формирование навыков работы на компьютере и в интернете .

Компетентности, формируемые познавательным проектом.

  • В сфере самостоятельной деятельности;
  • Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
  • В сфере культурно-досуговой деятельности.

Методические задачи познавательного проекта.

  • Объяснить ученикам о структуре Солнца;
  • Познакомить учащихся со строением Солнечной системы;
  • Какие космические тела входят в состав Солнечной системы, и каковы их характеристики?

Основополагающий и проблемные вопросы проекта.

  • Что же такое Солнце?
  • Из чего состоит Солнце?
  • Какое влияние Солнце оказывает на Землю?
  • Почему Солнце светит и греет?

Образовательные цели.

  1. Ознакомление детей с особенностями солнца и его ролью в жизни человека.
  2. Познакомить со строением Солнечной Системы.

Воспитательные цели.

Формировать в детях эмоцианально- радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной работе.

Развивающие цели.

  1. Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.
  2. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
  3. Развитие восприятия как умения наблюдать, мышления как умения анализировать, обобщать.

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

1. Общие сведения о Солнце: 

Вопрос для исследования: Основные данные о Солнце 

Варианты представления результатов исследования: Презентация 

2. Структура Солнца: 

Вопрос для исследования: Состав Солнца.

Варианты представления результатов исследования: Буклет 

Предметные области.

Проект проводится в рамках воспитательной работы.

Участники проекта.

1-ая группа: « Солнечные ангелы»

Ерохина Анастасия

Самохина Виктория

Самсонова Елизавета

2-ая группа: « Солнечный удар»

Крылов Михаил

Николаев Георгий

Новиков Евгений

Чамчиян Давид

Краткая аннотация проекта.

Проект проводится в целях познавательной и воспитательной работы и охватывает 2 мес. Работа над проектом позволяет развивать у его участников специальные (природоведческие) и общеучебные умения. Учащиеся выбирают нужную часть информации в её большом потоке. Планируют мероприятия и проводят их. Происходит осмысление и анализ результатов опыта. Практическая значимость проекта состоит в понимании значения Солнца для окружающего мира.

Данный проект позволяют развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения. По завершении работы над проектом, ученики становятся специалистами в данной сфере и могут консультировать по вопросам значения солнечного света для жизни на Земле.

Продолжительность работы над проектом.

Январь-февраль 2011 г.

Этапы и ход работы:

1-й этап: Подготовительный

Знакомство со смыслом проектного подхода,  мотивация уч-ся, определение темы  целей проекта. Определение творческого названия проекта.

Формы работы учителя: помощь в постановке целей.

2-й этап: Планирование

Определение источников информации, предоставления результатов (формы отчёта). Распределение заданий и обязанностей между членами групп.

Формы работы учителя: предлагает идеи, высказывает предложения.

3-й этап: Исследовательский

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные инструменты: доклады, наблюдения.

Формы работы учителя: наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

4-й этап: Анализирование

Анализ информации, оформление результатов.

Формы работы учителя: наблюдает, советует.

5-й этап: Защита проекта

Подготовка докладов. Защита проектов. Оценка результатов.

Формы работы учителя: Оценивает усилия уч-ся, креативность, качество использованных источников. Делает предложения по качеству отчёта. Оформление портфолио проекта(запись на электронный носитель всех документов проекта). Рефлексия всех участников проекта.

Формы предоставления результатов исследования:

В ходе проекта учащиеся 5 класса выполняли исследовательские работы  представили в виде:

  • докладов
  • презентации
  • буклета.

Дидактические материалы

  1. Джуди Галенс, Нэнси Пир «Книга ответов для почемучек» - Книжный Клуб, Харьков, 2007-400 с.
  2. Дитрих А.,  Юрмин Г., «Почемучка»- Москва, «Педагогика»- 1987 г.-390 с.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5
  4. http://w0.sao.ru/hq/sun/edu/sun-edu.html
  5. http://www.tesis.lebedev.ru/sun_vocabulary.html

Работы учащихся

Доклады:      

Презентации:

Буклет:.

Критерии оценивания работ учащихся

Критерии оценивания ученической работы

 (презентации), буклета     

Критерии оценивания устного ответа учащегося       

                                                                                                       

Оценка работы группы   

Самооценка ученика успешности своего участия 

в коллективной  работе группе

Рефлексия учащихся.

Техническое обеспечение

  • компьютер;      
  • интернет.
  • сканер
  • принтер;


Предварительный просмотр:

Самооценка ученика успешности своего участия

в коллективной  работе группе

 

Фамилия, имя ученика__________________________________

 

 

Замечательно

Хорошо

Я мог бы сделать лучше

Я подобрал нужные фотографии к нашей презентации

 

 

 

Я помог составить презентацию

 

 

 

Я оставил анкету для опроса учащихся школы и класса

 

 

 

Я помог провести анкетирование

 

 

 

Я нашёл полезную информацию в Интернете

 

 

 

Я перевёл необходимую информацию с ….. языка на русский

 

 

 

Я учусь говорить чётко и понятно, чтобы успешно выступать на защите проекта

 

 

 

Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики

 

 

 

Я нашёл ответы на проблемные вопросы

 

 

 

Я наблюдал за собой и понял, как мне нужно работать, чтобы стать успешным учеником

 

 

 

 

Отлично- 40-50 баллов

Хорошо – 30-40 баллов

Удовлетворительно-20-30 баллов 

 



Предварительный просмотр:

                     

               

                               

                                                                                 

                                                                                                                                                Доклад

                                                                                                             Выполнила

                                                                                                       Ученица 5 класса

                                                                                                    Самсонова Елизавета

             Почему Солнце светит и греет.

Солнечной теплоты и света хватает всем живым существам на Земле, несмотря на то, что Солнце от нас на расстоянии почти 150 000 000 км, и если бы вдруг наше Солнце погасло, перестало светить и греть, то стало бы так холодно, что замерзла бы вся вода на Земле, замерз бы даже воздух. Погибли бы люди, животные, растения. Наша планета стала бы холодной и мертвой.

Температура на поверхности Солнца около 6 ООСПС. При такой высокой температуре железо и другие металлы не просто плавятся, а превращаются в раскаленные газы. Поэтому на Солнце нет ни твердых, ни жидких веществ: там только раскаленный газ. Солнце — это огромный раскаленный газовый шар. Внутри Солнца температура еще выше, чем на его поверхности. Вблизи центра шара она достигает 15 миллионов градусов.

Такая высокая температура внутри Солнца существует уже несколько миллиардов лет и будет существовать еще примерно столько же. Что же происходит внутри Солнца? Почему не гаснет этот гигантский костер? Астрономы, физики долго размышляли над вопросом: каким же образом миллиарды лет поддерживается очень высокая температура внутри Солнца?

Большинство ученых считает, что внутри Солнца  химический элемент водород превращается в другой химический элемент гелий. Частички водорода объединяются в более тяжелые частички, при этом объединении выделяется энергия в виде света и теплоты, которая рассеивается Солнцем в космическом пространстве и приходит на Землю, чтобы дать жизнь всему живому.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\OEM\Рабочий стол\Мои рисунки\Изображение 002.jpg

C:\Documents and Settings\OEM\Рабочий стол\Мои рисунки\Изображение 003.jpg



Предварительный просмотр:

№ п/п

Мероприятие

Дата проведения

Ответственный

Ресурсы

Где можно взять

Отчёт по проекту «Наша звезда Солнце»



Предварительный просмотр:

Оценка работы группы

Максимальная  оценка -10 баллов

 

Критерии оценивания

Баллы

1.

Сформированы проблемы, определены цели исследования

 

2.

Поэтапно спланированы действия участников группы

 

3.

Использованы достоверные источники информации

 

4.

Исследования соответствуют целям и отвечают на направляющие вопросы

 

5.

Участниками группы использованы социальные сервисы для совместного редактирования документов, создания закладок, проведены коллективные обсуждения в ходе работы над проектом

 

6.

Результаты работы представлены при помощи компьютерных средств (презентации, публикации , вики-статьи)

 

7.

Соблюдены авторские права

 

8.

Ссылки на использованные Интернет –источники, печатные материалов оформлены в соответствии с правилами цитирования

 

9.

Результаты исследования оформлены эстетично, не перегружены большим объемом информации, дизайн не мешает восприятию

 

 

Отличная работа  - 80 - 100 баллов

Хорошая работа – 60 – 80  баллов

Удовлетворительная работа – 40 - 60 баллов



Предварительный просмотр:

МОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Солнце

Подготовила

Ученица 5 класса

Ерохина Анастасия

Солнце - источник тепла и света, без которых было бы невозможно возникновение и существование жизни на нашей планете. Уже наши предки понимали, насколько сильно их существование зависит от Солнца и относились к нему с почтительным благоговением, поклоняясь ему и обожествляя его образ. И хотя в настоящее время мы понимаем физическую природу Солнца и уже не наделяем его божественной сущностью, тем не менее его влияние на нашу жизнь от это не стало меньше. Такая высокая значимость Солнца является существенным стимулом понять как оно работает, почему изменяется и как эти изменения могут повлиять на нас с вами и, в целом, на жизнь на Земле. Наука дает нам возможность заглянуть в прошлое нашей звезды и позволяет утверждать, что во времена своей молодости (а это было более 4 миллиардов лет назад) Солнце светило значительно слабее, а еще через четыре миллиарда будет светить ярче, чем сейчас. Тем не менее жизнь на Земле существовала уже в то время, и это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее, когда условия на Земле снова изменятся.

Хотя Солнце из-за близости к нам и кажется уникальным по своим характеристикам объектом, оно тем не менее представляет собой обычную звезду и, благодаря этому, играет очень важную роль в понимании строения и эволюции всех остальных звезд во Вселенной. Ни одна из звезд, кроме Солнца, не расположена к нам настолько близко, чтобы мы могли разглядеть какие-либо детали на ее поверхности. Благодаря Солнцу, мы можем догадаться, что и другие звезды, рассыпанные по небу в виде точек, представляют в действительности сложные объекты с относительно холодной поверхностью и горячей атмосферой. Мы знаем возраст Солнца, его радиус, массу, яркость. Эту информацию мы можем сравнивать с моделями звездной эволюции и, удостоверившись в их правильности, применять их и к другим объектам нашей Вселенной. Таким образом, хотя внимание солнечной астрономии и сконцентрировано преимущественно на одном объекте, она учит нас многому и о звездах, и о планетных системах, и о галактиках, и даже о самой Вселенной.



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания устного ответа учащегося

Баллы

Критерии оценивания

91-100

 

1. Учащийся логично строит монологическое высказывание в связи с прочитанным (переведённым) текстом и в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании.

2.  Учащийся демонстрирует умения сообщать факты (события), связанные с обсуждаемой проблемой, в том числе используя информацию из текста; выражает и аргументирует своё отношение к данной проблеме.

3. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче.

4.  Ошибки практически отсутствуют.

5.  Речь отвечающего понятна: нет фонематических ошибок, практически все звуки в потоке речи произносятся правильно, соблюдается правильный интонационный рисунок.

6.  Социокультурные знания используются в соответствии с ситуацией общения.

7. Объём высказывания не менее 20 фраз.

71-90

 

1. Учащийся логично строит монологическое высказывание в связи с прочитанным (переведённым) текстом и в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании.

2.  Учащийся демонстрирует умение сообщать факты (события), связанные с обсуждаемой проблемой, в том числе используя информацию из текста, выражает своё отношение к данной проблеме, но не аргументирует его.

3. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче, но допускаются ошибки в употреблении слов или демонстрируется ограниченный словарный запас, хотя лексика используется правильно.

4. В ответе имеется ряд грамматических ошибок, но они не затрудняют понимание речи учащегося.

5. Речь отвечающего понятна, фонематические ошибки отсутствуют.

6. Социокультурные знания используются в соответствии с ситуацией общения.

7. Объём высказывания менее 20 фраз.

51-70

 

1. Учащийся строит монологическое высказывание в связи с прочитанным текстом и коммуникативной задачей, сформулированной в задании.

2. Но высказывание не содержит аргументации, не всегда логично, имеются повторы.

3. Используется ограниченный словарный запас, допускаются ошибки в употреблении лексики, которые затрудняют понимание.

4. В ответе имеются многочисленные грамматические ошибки.

5. Социокультурные знания неточно использованы в соответствии с ситуацией общения.

6. Объём высказывания около 10 фраз.

 

 

Отличный ответ «5» (91 – 100 баллов)

Хороший ответ «4» (71 – 90 баллов)

Удовлетворительный ответ «3» (51 – 70 баллов)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нормативные основы перехода на ФГОС второго поколения Иванова Т.В., методист кафедры дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО «КГИМО» ivanovatv1@yandex.ru тел. 57-59-41 ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования»

Слайд 2

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Цели и задачи Цель : определить, что должно измениться в деятельности образовательного учреждения и в деятельности педагогов в связи с переходом на ФГОС Задачи : Рассмотреть отличительные особенности ФГОС от ГОС Рассмотреть нормативные документы, по которым должно будет работать ОУ и педагог

Слайд 3

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Нормативная база Закон РФ «Об образовании» Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06.10.09 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования…» Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22 сентября 2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования…» Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Слайд 4

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Закон РФ «Об образовании» 1992 год Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Требования к уровню подготовки выпускников Максимально допустимая учебная нагрузка 2004 год - ГОС первого поколения Три новации: Изменение взгляда на суть и назначение стандарта (инструмент для развития образования) Пересмотр содержания образования (идеи деятельностной, личностно-ориентированной педагогики, педагогики развития) Введение профильного обучения

Слайд 5

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Закон РФ «Об образовании» 1992 год Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Требования к уровню подготовки выпускников Максимально допустимая учебная нагрузка 2007 год Требования к структуре ООП* Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП * ООП –основная образовательная программа

Слайд 6

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования Основы ФГОС

Слайд 7

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Методологическая основа, определяющая объем содержания образования Фундаментальное ядро содержания общего образования - базовый документ для создания базисных учебных планов программ учебно-методических материалов учебных пособий Обязательный минимум содержания образования Было Стало

Слайд 8

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Фундаментальное ядро кратко фиксирует контуры научного содержания образования; определяет объем знаний, которым должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения; лаконично описывает области знаний, представленные в современной школе, но не конкретные предметы.

Слайд 9

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Национальный воспитательный потенциал Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Базовые национальные ценности Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Слайд 10

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Основная образовательная программа (ООП) – главный документ образовательного учреждения

Слайд 11

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Что такое ООП? Кем она разрабатывается и утверждается?

Слайд 12

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности Образовательная программа: 1) общеобразовательная (основная и дополнительная) 2) профессиональная (основная и дополнительная) Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования ; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

Слайд 13

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Закон РФ «Об образовании» ст.9 п.6 ООП должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Слайд 14

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Закон РФ «Об образовании» ст. 15 п.1 Организация образовательного процесса на всех ступенях образования осуществляется в соответствии с основными общеобразовательными программами и расписанием занятий

Слайд 15

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Закон РФ «Об образовании» Ст.14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)

Слайд 16

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения (разрабатывается самостоятельно) Федеральный уровень Участие региона Уровень образовательного учреждения

Слайд 17

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Какова структура ООП?

Слайд 18

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" ФГОС НОО Требования к структуре ООП НОО 14. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования Ступень образования инвариантная часть (в %) вариативная часть (в%) Начальное общее образование 80 % 20% Основное общее образование 70 % 30 % Среднее (полное) общее образование 40 % 60%

Слайд 19

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела : Целевой Содержательный Организационный Примечание: здесь и далее красным цветом выделены внесенные в стандарт изменения в соответствии с Приказом Минобрнауки № 2357 от 12 сентября 2011 года ФГОС НОО Требования к структуре ООП НОО

Слайд 20

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Целевой раздел : пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. ФГОС НОО Требования к структуре ООП НОО

Слайд 21

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Содержательный раздел: программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов , курсов и курсов внеурочной деятельности ; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования экологической культуры , здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. ФГОС НОО Требования к структуре ООП НОО

Слайд 22

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Организационный раздел : учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. ФГОС НОО Требования к структуре ООП НОО

Слайд 23

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Примерная основная образовательная программа – опора для разработки ООП НОО

Слайд 24

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" ООП на основе выбранного УМК http://www.vgf.ru/tabid/186/Default.aspx УМК «Начальная школа XXI века»

Слайд 25

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" ООП на основе выбранного УМК http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=25593 УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

Слайд 26

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" ООП на основе выбранного УМК УМК «Школа России» http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25646

Слайд 27

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" ООП на основе выбранного УМК УМК «Школа 2100» http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php

Слайд 28

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" ООП на основе выбранного УМК http://www.zankov.ru/umk/programms/ УМК по системе Л.В. Занкова

Слайд 29

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" ФГОС НОО Требования к результатам освоения ООП НОО

Слайд 30

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Результаты образования Личностные Мета предметные Предметные Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Слайд 31

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Личностные результаты (для начальной школы) У выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника широкая мотивационная основа учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес способность к самооценке основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств знание основных моральных норм; установка на здоровый образ жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Слайд 32

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Метапредметные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 33

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Предметные результаты Ученик должен знать Ученик должен уметь Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Было Стало

Слайд 34

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Как учить? Выбор базовых педагогических технологий технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения, технологии проблемного обучения; технологии, основанные на создании учебных ситуаций, технологии, основанные на реализации проектной деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, ТРИЗ

Слайд 35

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" ФГОС НОО Требования к условиям реализации ООП НОО

Слайд 36

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Система требований: кадровые условия, финансово-экономические условия материально-технические условия Интегративный результат этих требований - создание комфортной развивающей образовательной среды ФГОС НОО Требования к условиям реализации ООП НОО

Слайд 37

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Кадровые условия п. 23 … Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории…. Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять ФГОС НОО Требования к условиям реализации ООП НОО

Слайд 38

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Финансовые условия п. 24 … должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования… Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ в области образования дополнительные финансовые средства за счет: предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг; добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. ФГОС НОО Требования к условиям реализации ООП НОО

Слайд 39

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Материально-технические условия п. 25 … должны соответствовать СанПиН; ...обеспечивать возможность: создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); ФГОС НОО Требования к условиям реализации ООП НОО

Слайд 40

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Материально-технические условия п. 25 … должны обеспечивать возможность: проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; ФГОС НОО Требования к условиям реализации ООП НОО

Слайд 41

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Материально-технические условия п. 25 … должны обеспечивать возможность: наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; ФГОС НОО Требования к условиям реализации ООП НОО

Слайд 42

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Материально-технические условия п. 25 … должны обеспечивать возможность: создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; ФГОС НОО Требования к условиям реализации ООП НОО

Слайд 43

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Материально-технические условия п. 25 … должны обеспечивать возможность: исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; организации отдыха и питания. ФГОС НОО Требования к условиям реализации ООП НОО

Слайд 44

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Материально-технические условия П.26 Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. ФГОС НОО Требования к условиям реализации ООП НОО

Слайд 45

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Учебно-методическое и информационное обеспечение п. 27 … Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой… Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, иметь фонд дополнительной литературы. ФГОС НОО Требования к условиям реализации ООП НОО

Слайд 46

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" http://standart.edu.ru/

Слайд 47

15.01.18 ГАОУ ДПО "КГИМО" Рекомендуемая литература Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» - М.: АПК иППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. – 160 с. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В . Что значит «уметь учиться». – М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006 г. – 80 с. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». – М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009. – 112 с. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. – 48 с. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 184 с. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова / А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 224 с. Серия « Стандарты второго поколения »


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

«Математика вокруг нас»

  1. Аннотация проекта (краткое содержание)

Проект «Математика вокруг нас» направлен на изучение чисел, исследование роли чисел в жизни человека. На основе источников литературы, статей, материалов Интернет ресурса учащимися 4 класса исследуется процесс возникновения чисел, их символизация, взаимосвязь чисел и судеб людей. Ребята вспоминают народные поверья, сказки, пословицы и поговорки, стихи, где используются числа, пишут сочинения на тему «Математика в жизни людей разных профессий», «Числа в жизни нашей семьи», приводят факты о родном крае в числах. Работа над данным проектом формирует интерес учащихся к математике, истории, литературе и информатике, а также повышает математическую культуру и расширяет кругозор; формирует понимание о существовании магии чисел. Проект способствует развитию умений, навыков и качеств необходимых человеку 21 века, а именно: умений работать с информацией и навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества , навыков работы в команде. Проект предполагает создание презентации, оформление информационных листов, показ инсценировки «Спор цифр», игру с числами.

2.Предмет исследования:

числа в повседневной жизни человека, в профессиях людей.

3.Цели проекта:

  • Изучить и исследовать числа, с которыми мы встречаемся в жизни,
  • Узнать для чего они используются и что они означают,
  •  Понять зачем людям нужна математика,
  • Показать детям значимость чисел в жизни человека,
  • Прививать интерес к науке математике
  • Пополнить активный словарный запас детей при подборе информации

4.Задачи проекта:

  • Изучить литературу по истории возникновения чисел,
  • Рассмотреть виды чисел и способы их записи,
  • Провести путешествие за числами по с. Фролово и д.Б-Колодези.
  • Сделать выводы.

Методические задачи :

  • способствовать развитию познавательной деятельности учащихся,
  • формировать умение использовать различные источники информации
  • формировать умение работать с компьютером,
  • использовать в своей работе ресурсы Интернета.

7.Режим работы: Использование учебных часов (уроки математики, окружающего мира, литературного чтения, технологии), классные часы с просмотром презентации «Тайна числа», «История возникновения чисел», экскурсии по городу «Путешествие за числами», изучение общественного мнения (опрос – анкетирование) «Числа в судьбе людей», посещение библиотеки – подбор пословиц и поговорок с числами, конкурс сочинений «Математика в жизни людей разных профессий», «Числа в жизни нашей семьи», работа в сети Интернет.

8. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение

-материально-техническое оснащение

  • фотоаппарат
  • диски
  • компьютеры
  • принтеры
  • сканер
  • мультимедийная установка

-учебно-методическое оснащение

  • Волина, В. В. Праздник числа (Занимательная  математика для детей) / В.В. Волина. – М: Знание, 1993
  • Глейзер, Г.И. История математики в школе / Г.И. Глейзер. – М: Просвещение, 2004
  • Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – М: Художественная литература, 1989
  • Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г. Круглов. – М: Просвещение, 1990
  • Мокрушина, О.А. Поурочные разработки по математике. 4 класс / О.А. Мокрушина. – М: Вако, 2003
  • Петрушин, Д.С. Мир чисел. Занимательные рассказы о математике / Д.С. Петрушин. – С-Пб: МиМ-ЭКСПРЕСС, 2007

-интернет-ресурсы

 9.Дополнительно привлекаемые участники

Родители

Работники библиотеки



Предварительный просмотр:

Учебный проект: Похвальное слово знакам препинания.

Автор проекта: Белова В.Б., учитель начальных классов МКОУ «ФРОЛОВО-ГОРЕТОВСКАЯ ООШ»  

Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.

Краткая аннотация проекта: Научной проблемой в данном исследовании выступает необходимость теоретического обобщения, анализа уже имеющейся информации о природе пунктуации как системы, о тенденциях, правилах и закономерностях в употреблении основных знаков препинания.

Цель исследования – теоретический анализ пунктуационной системы русского языка, обобщение тенденций употребления основных знаков препинания в целом и в научной литературе, в частности.

Объект исследования – современная пунктуация как исторически сложившаяся система, её принципы и специфика, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

Предмет исследования – базовые тенденции, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

Задачи:

- проанализировать историю возникновения пунктуации, её принципы и главные черты;

- обобщить и рассмотреть тенденции, правила и закономерности в употреблении основных знаков препинания;

- подчеркнуть особенности пунктуации в научном стиле речи современного языка;

Гипотеза исследования – утверждение о том, что пунктуация является базовым элементом русского языка в целом, выполняя различные семантико-синтаксические функции, служа целям коммуникации в различных её проявлениях.

Этапы работы над проектом

Подготовительный.

  1. Сообщить  тему,  цель   и  задачи  проекта.
  2. Актуализировать  знания школьников о  знаках  препинания.
  3. Проинформировать родителей о том, что дети будут участвовать в проекте, раздать буклеты.
  4. Определить источники информации.
  5. Подготовить памятки, инструкции  по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет.

Планирование.

  1. Познакомить учащихся с критериями оценивания работы.

Оценивается процесс проектирования, содержание конечного продукта, его оформление, защита.

 Каждый ученик имеет возможность высказать своё мнение, поделиться впечатлениями от работы .

1-й уровень – 5 баллов,

2-й уровень – 10 баллов,

3-й уровень – 20 баллов. 

Показатели уровней освоения того или иного способа проектной деятельности:

Этап работы над проектом

5 баллов

10 баллов

20 баллов

Постановка

цели, задач

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта, поставленной учителем.

Ученик сформулировал задачи, цель проекта, определённой совместно с учителем. В предложенном списке могут быть упущены 1-2 задачи.

Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, предложил задачи, решение которых связано с продвижением к цели.

Планирование

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом, описал полученный продукт.

Ученик самостоятельно выстроил план действий, на этапе планирования описал продукт, который предполагал получить.

Ученик указал время, необходимое для выполнения действий по плану, описал характеристики продукта, способ его использования, предложил точки контроля.

Оценка

результата

Ученик предельно просто высказал своё отношение к полученному продукту: нравится/не нравится, хорошо/плохо.

Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. Назвал трудности, с которыми он столкнулся в работе.

Ученик предложил группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта. Назвал причины успехов и неудач в работе над проектом.

Работа с

информацией

Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника, воспроизвёл примеры, аргументацию, выводы.

Ученик указал, какая информация необходима ему для работы над проектом, интерпретировал полученную информацию в содержании проекта, предложил свою идею, сделал выводы.

Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем. Зафиксировал информацию, полученную из разных источников, сделал выводы, привёл аргументы.

Работа в группе

Ученик высказывал свои идеи или своё отношение к идеям других членов группы, если его к этому стимулировал учитель.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее, в основном самостоятельно следовал процедуре обсуждения.

Ученик самостоятельно договаривался о правилах и вопросах для обсуждения, задавал вопросы на уточнение идей членов группы.

Содержание

конечного

продукта,

его оформление

Ученик, излагая полученную информацию, соблюдает нормы оформления текста, заданные образцом: воплощение цели и задач проекта, аккуратное оформление работы.

Нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, качеством оформления (преобладание схем, таблиц, моделей, лингвистических рисунков над словесными формулировками, наличие эпиграфа, использование цвета).

Ученик проявлял самостоятельность, оригинальность в раскрытии темы и оформлении конечного продукта.

  1. Организовать группы, распределить роли.
  2.  Совместно сформулировать вопросы для поисково-исследовательской деятельности.
  3. Разработать план действия каждого участника проекта.
  4. Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения.

- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

- Ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин.

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Регулятивные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выделять необходимую (существенную) информацию из текстов разных видов. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать. Устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать и уважать разные мнения. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению. Грамотно задавать вопросы. Строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Осуществление проекта.

  1. Распределение  заданий для  групп.
  2. Создание комфортных  условий  для  работы в группах.
  3. Распределение ролей в группах по интересам и склонностям.
  4. Поиск и обработка необходимой информации по теме проекта.
  5. Организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы.
  6. Подготовка к представлению отчётного материала по теме проекта.
  7. Представление проектного продукта.

Работа  в  группах.

Класс поделён на 2 группы. Каждая группа получила индивидуальное задание.

Группа «Архивариусы» собирает  материал  о возникновении знаков  препинания,  интересные  исторические  факты.  Отчёт  представляет  в  виде  буклета «Сведения из истории русской пунктуации».  

       Древнейшим знаком является точка.

Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.

Употребление точки в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.  Например: «въоновремя•приближашесяпраздникъ•».

     Вот какое объяснение слову «точка» даёт великий русский учёный и писатель, прославившийся как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Иванович Даль: «ТОЧКА (ткнуть) - значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».

Точку можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название многих знаков препинания. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках».

       Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» - это результат субстантивации страдательного причастия прошедшего времени от глагола «запяти(ся)» - «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть», «запять», «запинать» - «останавливать», «задерживать».

Александр Блок говорил: «Изымите всё произведение, если в нём вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл».

      К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Знак многоточие под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.Слово «тире» восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак! «Чёрная полоса чернил», «молчанка», «длинная черта», «горизонтальная черта», «знак пресечения». Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М.

      Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола «кавыкать» - «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» - «утёнок», «гусёнок»; «кавка» - «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка». В русских диалектах «кавыш» - «утёнок», «гусёнок»; «кавка» - «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».

        Правила постановки «удивительного знака» (!) появились в «Российской грамматике» Михаила Васильевича Ломоносова так давно - в 1755 году!

           Покровителями двоеточия были Мелетий Смотрицкий и Лаврентий Зизания: они рассказали обо мне в грамматике 1619 года. Хотя как разделительный знак меня знают с конца 16 века.

         Точка с запятой сначала  работала на должности вопросительного знака; лишь с 18 века она стала делить сложное предложение на простые.

         «Молчанка» - тире. О тире впервые говорится в «Российской грамматике»  А.А. Барсова.  Год издания книги -  1797. Что касается  многоточия, то  о нём в русской грамматике написал в 1831 году А.Х Востоков. Тогда оно  называлось «знаком пресекательным»…

          «А знаете ли вы, что раньше знаки препинания имели иные наименования?» Например: точку с запятой называли «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», кавычки – «пресекательным» или «отменительным» знаком, перенос – «единительным», а скобки - «вместным» знаком, тире – «чертой» или «молчанкой».

Группа «Литературная» обобщает и систематизирует изученное по основным темам раздела, создаёт тренинги, пишет сочинение  о  роли  знаков  препинания

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

       В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. 

Они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, завершающую.

Тренинг «Определите функции знаков препинания».

Царь Салтан с женой простился,

В путь-дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна.

Здравствуй, барыня, сударыня, крестьянка!

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

         Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость  и т. д. 

 Тренинг «Чьё это признание?»

Ребята! В предложениях

Стою я для того,

 Чтоб выделить волнение, 

 Тревогу, восхищение, победу, торжество…

Не зря я от рождения

Противник тишины.

Где я, те предложения 

С особым выражением

Произносить должны. (А. Тетивкин)

       В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.  

Тренинг «Какой знак любопытный?»

 Разные вопросы

Задаю я всем:

- Как? - Откуда? - Сколько?

 - Почему? - Зачем?- Где?- Куда?

 - Какая? - Отчего? - О ком?

 -Что? - Кому?- Который?

 - Чья? - Каким? - О чём?

1 группа – вопросы, которые задают, когда хотят что-то узнать;

2 группа – вопросы, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ;

3 группа – альтернативные вопросы;

4 группа – вопросы, на которые не ожидают ответа.

     Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

Тренинг «Расставьте точки, чтобы получился понятный текст»

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

 стекло там плавят из бетона

 плотины строят из картона

 обложки там из чугуна

 там варят сталь из полотна

 кроят рубахи из пластмассы

 посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

 прядут там нитки из сукна

 костюмы шьют из толокна

 кисель там варят.

Внимание, восприимчивость  к смыслу, чувствам и выражающей их интонации.

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, глаголами в неопределённой форме, то между ними ставится тире. Тире разделяет подлежащее и сказуемое: Родина- мать Школа-дом родной..  Жить – Родине служить. Учиться - всегда пригодится.

Запятая ставится для разделения однородных членов предложения 

а) если они не соединены союзами;

 б) если они связаны противительными союзами;

в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами;

г) если они соединены двойными союзами. 

Тренинг «Разделите однородные члены знаками препинания»

 И царица хохотать

 И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищёлкивать перстами.

Снова князь у моря ходит

С синя моря глаз не сводит.

На него старуха не взглянула

 Лишь с очей прогнать его велела.

Воеводы не дремали

Но никак не успевали…

Ни побоища ни стана

Ни надгробного кургана

Не встречает царь Дадон.

 Родила царица в ночь

Не то сына не то дочь… (А. С. Пушкин)

Обращение - это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь. На письме обращение выделяется знаками препинания. Оно может стоять в начале предложения, внутри предложения или в конце предложения.

Когда обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством.

Когда обращение стоит внутри предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

 Когда обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него - тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

При обращении знаки препинания выполняют выделительную функцию.

Тренинг «Расставьте знаки препинания». 

Здравствуй князь ты мой прекрасный

Бог с тобой золотая рыбка  (А.С.Пушкин)

Чем кумушек считать трудиться

Не лучше ль на себя кума оборотиться

Голубушка как хороша (И.А.Крылов)

Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.  На письме вводные слова выделяются запятыми.  

Тренинг «Выделите знаками препинания вводные слова»

Что ты это выдумал право?

Чай теперь твоя душенька довольна

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам однако нужен. (А.С.Пушкин)

         Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов.

Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость, - знаком восклицательным (!).

        Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?». Издатель не ударил в грязь лицом и ответил коротко: «!».

       Иногда пишутся даже целые письма, состоящие только из знаков препинания. Об одном таком «письме» рассказал  М. Исаковский в песне «На закате ходит парень»:

А вчера прислал по почте

Два загадочных письма:

В каждой строчке - только точки,

Догадайся, мол, сама.

На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Современный текст не может фиксироваться и нормально воспроизводиться без них. Знаки препинания являются необходимым элементом письменной речи.  Назначение их - указывать на смысловое членение речи и выявлять её синтаксическое строение.

      Ознакомившись с этюдом А. Каневского, можно сделать вывод: все знаки препинания нужны и важны. Без умения пользоваться ими невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня.