УЧИТЕЛЬ ГОДА -2018

Белова Валентина Борисовна
Конкурс «Учитель года» - это сложное испытание, и готовиться к нему нужно долго, целенаправленно. Мало иметь опыт работы, багаж знаний и умений, необходимо изучать опыт бывших участников, наблюдать, анализировать, находить ошибки и учиться.
Для меня любой конкурс – это стресс. Настроение менялось на всем протяжении конкурса: подъем, спад, опять подъем. В присутствии жюри и коллег я волновалась как на экзамене. Я поняла, что мне не хватает опыта публичных выступлений, иногда эмоции и волнение переполняли меня, не давая сосредоточиться. Но тем конкурс и хорош, что дает возможность понять, над чем еще надо работать и в каком направлении планировать свое дальнейшее развитие. Ошибки и неудачи дают возможность осмыслить свое участие.                                      Теперь уже все позади. Волнения, переживания, промахи со временем сгладятся, но навсегда останется чувство сопричастности к большому делу и признанию учительского труда обществом.                                        Учитель – это человек, который как никто другой всю жизнь учится, развивается, совершенствуется интеллектуально и профессионально. А любое развитие и движение вперед заслуживает признания и награды.    Хочу пожелать всем бывшим и будущим участникам конкурса "Учитель года" успехов во всех начинаниях, личностного роста, самореализации и постоянного развития!

Скачать:


Предварительный просмотр:

-Визитная карточка мастер-класса для педагогов

Тема:  «Учимся наблюдать»

        Цель: представление опыта работы по использованию упражнений, приемов на развитие наблюдательности младших школьников

     Задачи:

  1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
  2. Показать упражнения, приемы, развивающие наблюдательность.
  3. Совершенствовать умение учителей применять на практике новые приемы обучения.

     Форма проведения:   мастер-класс

      Предметные области  использования методов и приёмов: окружающий мир, психология.

       Результат практикума:  примеры упражнений, приемов  на наблюдательность.

      Автор составитель: Белова Валентина Борисовна,  учитель начальных  классов  МКОУ «Фролово-Горетоская ОШ»

                                                     

                                                                                                       

Мастер-класс «Учимся наблюдать»

Ход мастер-класса:

I. Организационный момент. (сл.1)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде чем мы начнём, я хочу показать вам фрагмент из фильма «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон». (сл.2)

Как вы думаете почему я показала именно этот фильм? Какой способностью обладал Шерлок Холмс? (наблюдательностью)

В герое этого фильма поражает быстрота и поразительная точность выводов, богатство индукции и сила анализа явлений. Невольно приходишь к заключению, что так много в жизни и окружающей нас природе проходит мимо незамеченным, потому что, к сожалению система нашего школьного обучения не приучила нас, в достаточной степени, к строгой дисциплине внимания и не развила всех богатств способности наблюдать.

Итак, самое главное, что заинтересовало меня в данном фильме— это ярко обрисованный метод наблюдения. 

- Что же такое наблюдательность? Наблюдательность – способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов.

В чем же заключается сущность наблюдения? Условиями его должны быть: (сл.4)

  • хорошо развитое внимание
  • острота запоминания 
  • быстрота и богатство ассоциации
  • способность обобщения и количество общих суждений, оперируя с которыми, мы создаем богатство выводов и в той или иной степени познаем отношение явлений в окружающем нас мире.
  •   полное уяснение причинности явлений. Путем накопления фактов, путем критической оценки их, мы должны приобрести наиболее изощренное умение видеть неизбежную и органическую зависимость одного явления от другого, руководствуясь правилом ничто не бывает без перемен в предшествующих обстоятельствах. Следить за ходом мысли детективов и сыщиков — немалое удовольствие, и начинаешь поневоле завидовать их проницательности «белой завистью».

Хорошая новость: наблюдательности можно научиться!

Мой мастер-класс называется «Учимся наблюдать» (сл. 5) И сегодня на мастер-классе мы будем учиться наблюдать как Шерлок Холмс,   попробуем с помощью специальных приемов развивать наблюдательность в нашей практике.

II. Основная часть.

Пути развития наблюдательности при организации изучения окружающего мира разнообразны:

  • использование различных средств наглядности,
  •  организация наблюдений к уроку и на уроке;
  • организация работы с дневниками наблюдений, календарями природы;
  • организация наблюдений на экскурсиях.

Основными условиями развития наблюдательности при использовании различных средств наглядности являются:

1. Отбор наглядных средств учителем для урока. Это зависит от:

  • - целей. Если у учащихся формируются знания о свойствах конкретных объектов, то более эффективными являются натуральные пособия, изображения этих объектов. Для усвоения скрытых от непосредственного восприятия свойств и отношений более эффективной является графическая наглядность;
  • - удобства организации анализа. Например, для формирования первичных представлений о насекомых учителю удобнее работать с таблицей, где дано крупное изображение одного из насекомых, чем с коллекцией насекомых;
  • - способа организации деятельности учащихся. В частности, для организации работы в парах, когда учащиеся будут, например, составлять цепи питания, моделировать природные сообщества, наглядность должна быть в раздаточном варианте;
  • - возрастных особенностей. Высокая эмоциональность, яркость восприятия приводит к тому, что учащиеся хуже воспринимают схематические изображения, чем предметные.

2. Учителю необходимо продумывать мотивацию использования наглядности. Один из приёмов, способствующих развитию мотивации, - использование разнообразных средств наглядности: таблиц, показ слайдов, фрагментов видеозаписи, рисунков и др. Важным приемом является создание проблемной ситуации.

3. Перед использованием наглядности обязательна постановка цели или учебной задачи наблюдения (что надо искать в воспринимаемом объекте). Поставленная задача делает наблюдение избирательным и целенаправленным. Это способствует и формированию мотива.

  1. Регулятором процесса восприятия является установка, т. е. готовность к восприятию нужного в данный момент материала. От неё зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, а на какие в данный момент не нужно обращать внимание. Хорошим средством формирования установки на восприятие является словесная инструкция.
  2.  Подготовка к наблюдению сложных объектов или явлений включает составление плана проведения наблюдения. Он может быть более или менее развёрнутым, даваться устно или письменно. План полезен не только для организации наблюдений, но и для последующего рассказа об увиденном.
  3.  Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека. Чем богаче прошлый опыт, тем больше он видит в предмете или явлении. Поэтому, излагая новый материал, целесообразно обращаться к жизненному опыту учащихся, к тому, что им приходилось наблюдать дома, на улице. Но одна из задач учителя – обогащение жизненного опыта. Для реализации задачи учитель проводит с учащимися экскурсии, прогулки, работу с дневниками наблюдений и т. д.
  4. Необходимо выделить специальные сенсорные задачи, основное назначение которых – научить учащихся рациональным приемам наблюдения в процессе усвоения знаний. Эти приемы различны и усложняются по мере обогащения опыта учащихся.

 ( сл.5)

Давайте рассмотрим каждый приеме на практике.

(сл.6) Первая группа приемов – поисковые.

- как вы думаете на что направлен данный прием? ( возможность учащимся опознавать объекты, руководствуясь определенными признаками)

 Реализация этого приема может быть организована по-разному. Например, признаки объектов могут быть написаны учителем на отдельных карточках. Руководствуясь этими признаками, учащиеся должны узнать виды растений, представленные в виде иллюстраций. –давайте, реализуем этот прием, организуем  работу в парах и устроим соревнование, кто больше узнает растений по существенным признакам.   Дети говорят, как они догадались, о каком дереве идет речь, находят его на картинке. (приложение1)

При описании растений следует придерживаться примерно такого плана:

  • Высота дерева (очень высокое, высокое, невысокое).
  • Листья, ягоды (величина, форма, окраска).
  • Цветки или плоды (цвет, форма, величина, запах).
  • Ствол (цвет, толщина, поверхность).
  • Ветви (толстые, тонкие, идут вверх, в сторону, вниз).

(сл.7) Вторая группа приемов – это осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их сенсорных характеристик. Например, чтобы научить различать такие растения как нивяник, которое все называют ромашкой, и ромашку непахучую необходимо выделить признаки одного и другого растения, затем выделить существенные признаки, руководствуясь которыми, учащиеся смогут их различать и правильно называть. Использование этого приема особенно актуально, если учить детей различать похожие виды, например, рожь и пшеницу, разные виды синиц, осину и липу, ель и сосну.

Давайте попробуем выделить признаки данных растений.

Задание: Подумайте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе? Сравните ромашку и нивяник. В чём их сходство и различия?

Посмотрите внимательно на ромашку и нивяник, а затем напишите, чем эти растения схожи и в чем их различия (Приложение 2)

Сходство.

Различия.

похожи

высота стебля

цветок

листочки

белые лепестки и желтая серединка

Соцветия (один цветочек на одном стебле, а у ромашки много цветов на одном ветвистом стебле).

в народе часто называют ромашкой.

На любом лугу мы можем встретить огромное разнообразие цветущих растений и большинство из них мы отличаем по форме и цвету цветков. Так мы легко отличим колокольчик от лютика или ромашку от клевера. Но вот отличить ромашку от нивяника сложнее - цветы этих растений очень похожи. Главным же отличием оказывается то, что на одном стебельке нивяника растет только один крупный цветок, а у ромашки их растет много, но мелких.

( сл. 8) Третья группа приемов – это приемы, направленные на мысленную перегруппировку.

-Как вы думаете какова цель данного приема? (направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта. )

Задание: разделите лису, бобра, ежа и белку на группы. Сколько групп у вас получилось?

 Группировка по разным основаниям может выглядеть следующим образом.

  • Первый вариант: лиса (это одна группа) и белка, бобр, еж (вторая). Основание – характер питания.
  • Второй вариант группировки: бобр и  лиса, белка, еж. Основание – образ жизни (полуводный и наземный). В этом варианте может быть и три группы, если выделить белку в отдельную группу, так как она ведет древесно-наземный образ жизни.
  • Третий вариант: еж – это одна группа, так как он впадает в спячку, а все остальные – это вторая группа, так как они в спячку не впадают.
  • Четвертый вариант: бобр и белка – это животные, которые заготавливают корм на зиму, а лиса и еж – не заготавливают.

( сл. 9) Четвертая группа приемов- приемы, позволяющие осуществлять исследовательские задачи. Они направлены не только на развитие наблюдательности, но и на развитие умения самостоятельно исследовать заданный объект. Для реализации этой задачи учащиеся должны путём восприятия исходного состояния, характеристик выделить разнообразные признаки, которые позволят им включать их в новые связи и отношения.

Задание: работая в парах, выполните такие задания:

- узнайте как называется растение с помощью «Атласа Определителя». По каким признакам вы его узнали? (земляника лесная, лещина, клюква, клевер луговой).

(учитель дает на каждый стол гербарные листы  с характерными растениями луга (без подписей) и задание узнать, как называются эти растения. Учащиеся для выполнения этого задания сопоставляют гербарный экземпляр с изображением в книге. И чтобы узнать название растения, они его внимательно рассматривают, выделяют признаки, по которым им удалось узнать название этого растения).

Таким образом, наглядность способствует развитию наблюдательности, образного мышления, это одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему) и это необходимое условие эффективного усвоения знаний.

Учителю необходимо уметь отслеживать результаты своей целенаправленной работы по развитию наблюдательности и младших школьников. С достаточной степенью подробности это описано в книге М.В.Зверевой «Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В.Занкова).»

Учителю важно знать, что ученики, у которых развита наблюдательность, во-первых, должны узнавать объекты, выделять признаки, по которым они опознали объект и правильно его называть. 

Более точные данные о развитии наблюдательности учащихся учитель может получить с помощью специальных методик, в частности:

-задания на описание внешнего вида объекта, которое позволяет выявить полноту, разносторонность, тонкость наблюдения;

-задание «запутанный рисунок» - на выявление тонкости наблюдения, способности изменять точку зрения на предмет при его восприятии.

-задания на узнавание объектов (узнавание изображений птиц по рисункам, контурам; узнавание изображений листьев по контурам;

-задания на выявление способности к интерпретации, осмыслению наблюдений и др.

-Давайте, выполним одно из таких заданий, направленных на выявление той или иной стороны деятельности наблюдения. 

-Задание «Глубока ли река?» (на выявление способности к интерпретации, осмыслению наблюдений)

Учащимся предлагается рассмотреть рисунок и ответить на вопрос «Глубока ли река?» и обосновать высказанное суждение.

Да, потому что___________________________________________________

Нет, потому что__________________________________________________

При оценке выполнения задания учитывалось не только количество выделенных деталей, но и способность интерпретировать (разъяснять) увиденное.  

К малозаметным деталям относятся:

  1. Невысоко завернутые брюки туриста (именно эту деталь заметили все и руководствовались ею при принятии решения);
  2. Наличие в воде растения рогоза;
  3. Наличие на поверхности воды круговых волн от наступающих ног туриста, что бывает лишь при небольшой глубине водоема.

Способность интерпретировать (разъяснять) наблюдаемое явление определяется по следующим показателям: 

- отсутствие стекающей воды с рюкзака и одежды туриста;

- отсутствие лодки, с помощью которой турист мог переправиться через реку.

Таким образом, все эти приёмы и методы способствуют развитию наблюдательности, образного мышления, и это необходимое условие эффективного усвоения знаний. Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).

III. Рефлексия.

Давайте подведем итог нашей работы с вами, закончите пожалуйста предложение. ( сл.11.)

IV. Итоговое слово.

Закончить свое выступление я бы хотела притчей.

Притча.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать руку ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках…

- В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам. И от нас зависит, останутся они нераскрытыми или достигнут соответствующих высот.

Надеюсь, я смогла наглядно показать вам приемы и методы по развитию наблюдательности и вы захотите применять их на своих уроках.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Белова Валентина Борисовна учитель начальных классов МКОУ « Фролово-Горетовская основная школа»

Слайд 3

Условия наблюдательности: хорошо развитое внимание; острота запоминания; быстрота и богатство ассоциации; способность обобщения и количество общих суждений ; полное уяснение причинности явлений . Хорошая новость: наблюдательности можно научиться!

Слайд 4

Мастер-класс Учимся наблюдать Наблюдательность – способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов.

Слайд 5

Пути развития наблюдательности: использование различных средств наглядности; организация наблюдений к уроку и на уроке; организация наблюдений при проведении опытов, практических работ; ведение дневников наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарей природы и труда; организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий .

Слайд 6

Приемы, способствующие развитию наблюдательности поисковые узнать объект и назвать признаки, позволившие это сделать. Гирлянды маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков созревают красные ягоды. Но не бери их в рот – они ядовиты! Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот – вот пробежит ветерок и над поляной послышится тихий серебряный перезвон . Один из ранних весенних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое – где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

Слайд 7

Приемы, способствующие развитию наблюдательности на сопоставление сенсорных характеристик наблюдаемых объектов Сходства: это цветок п охожи имеют белые лепестки и желтую серединку в народе часто называют ромашкой . Различия : высота стебля: - ромашка ниже, - нивяник выше . листочки у ромашки тонкие , похожи на укроп а у нивяника листочки плотные тонкие и длинные . соцветия у ромашки мелкие, много цветов на одном ветвистом стебле. у нивяника крупные , один цветок на одном стебле ромашка нивяник Главное отличие в том, что на одном стебельке нивяника растет только один крупный цветок, а у ромашки их растет много, но мелких.

Слайд 8

Приемы, способствующие развитию наблюдательности мысленная перегруппировка Разделите на группы данных животных Х арактер питания: 1 группа 2 группа Образ жизни: (полуводный и наземный ). 1 группа 2 группа 3 группа ( древесно-наземный образ жизни) Спячка : (впадает и не впадает в спячку) 1 группа 2 группа Заготавливают/ не заготавливают корм на зиму : 1 группа 2 группа

Слайд 9

Приемы, способствующие развитию наблюдательности исследовательские задачи Как называются эти растения? Лещина Земляника лесная Клюква Клевер луговой

Слайд 10

Задание: рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос «Глубока ли река?» Почему? Задание «Глубока ли река?» (на выявление способности к интерпретации, осмыслению наблюдений) (на основе методики И.Товпинец ) Да, потому что___________________________________________________ Нет, потому что__________________________________________________

Слайд 11

Рефлексия


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сходство.

Различия.

Сходство.

Различия.



Предварительный просмотр:

Разделите на группы данных животных

 



Предварительный просмотр:

Защита педагогического опыта

(Слайд 1)Добрый день, уважаемые коллеги!

(Слайд 2) Посмотрите, пожалуйста, внимательно, на картинку. Посчитайте, сколько котят вы видите на слайде? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Какие личностные качества нам понадобятся для этого (ответы)

(щелкнуть) –а,  сколько котят вы видите на этой картинке? (ответы)

(щелкнуть) –а,  что вы видите на этой картинке? (На рисунке  изображена полуотвернувшаяся молодая женщина, но присмотревшись пристальнее там же можно заметить старуху с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник).

Такие качества личности  как восприятие, внимательность, анализ, синтез, обобщение в совокупности своей составляют процесс наблюдения. Восприятие не может полноценно развиваться само по себе. В этом сложном процессе велика роль учителя, который зная свойства восприятия применяя педагогические технологии, умело сочетая формы, методы и средства сможет успешно развивать такое личностное качество, как наблюдательность.

(Слайд 3) Тема моей работы: «Формирование наблюдательности у младших школьников средствами наглядности при организации изучения предмета «Окружающий мир» проблема, которую эта тема освещает, характерна для любого периода жизни человека, это проблема становления и развития личности.

На сегодняшний день главной задачей системы образования является создание и последующее совершенствование условий качественного обучения. В основе Концепции модернизации системы образования в России  определено положение о том, что основной задачей общеобразовательной школы должно стать формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной творческой деятельности и личностной ответственности обучающихся, или иными словами, формирование ключевых компетенций, которые и определяют качество современного образования.

(Слайд 4) Доктор педагогических наук Хуторской Андрей Викторович в своей теории о ключевых компетенциях определяет, что главными компетенциями, которые учитель должен сформировать у учащихся в начальной школе, являются учебно-познавательные компетенции:

  • определять цель и поиск путей ее достижение, уметь правильно изложить и  пояснить свою цель;
  • выстраивать  планирование, проводить анализ, рефлексию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • определять  вопросы проблемного характера, связанных с наблюдаемыми  фактами, находить причины явлений, определять степень своего понимания или непонимание изучаемых проблем;
  • уметь выдвигать гипотезы и ставить перед собой познавательные задачи;
  • выбирать и создавать условия для проведения наблюдений и опытов, фиксировать результаты, давать оценку и формулировать выводы;
  • проводить доклады устно и оформлять письменно результаты своих исследований.  

(Слайд 5) Основой ключевых компетенций без сомнения является личностный компонент. Новый стандарт обучения определяет исследовательскую работу учащихся как новую прерогативу обучения в школе. Учащийся под контролем учителя должен научиться проводить анализ ситуации, вырабатывать план действий, и результативно его реализовывать, накапливая при этом полезный жизненный и творческий опыт. Особое значение, и, конечно же, важной особенностью нового ФГОС НОО является выработка у учащихся умений и навыков самостоятельного поиска и работы с информацией.

Наблюдательность развивается постепенно в процессе направленной деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений. Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир. 

Наблюдательность, как одно из важных качеств, можно и нужно развивать в рамках учебно-воспитательного  процесса. Это развитие будет проходить успешнее, если перед учащимися будет поставлена цель, рекомендованы формы и способы ее достижения, их последовательность и этапы, в виде определенных упражнений и заданий, выбраны методы оценки результатов наблюдений, подведении итогов и формулировании выводов.  

Наблюдательность необходима человеку в любом виде деятельности. Наблюдательный человек видит в окружающей природе больше, точнее, а значит, и отличается более широким кругозором.

(Слайд 6)  цель моей работы  – изучить возможности различных средств наглядности и их комплексного использования для развития наблюдательности у младших школьников при организации изучения  предмета «Окружающий мир».

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
  • Педагогический эксперимент;      
  • Методы обработки данных.

Опыт реализовывался на базе МКОУ «Фролово-Горетовская ОШ» Сухиничского района.

(Слайд 7) По данной теме  была защищена магистерская диссертация в КГУ им.К.Э.Циолковского в 2017 г., были опубликованы статьи в сборниках материалов Всероссийской научно-практической конференции,  Модернизации педагогического образования в рамках внедрения ФГОС НОО и представлен опыт работы на научно-практической конференции «Реализация личностно-ориентированного  подхода в современном образовании» в г. Калуга.

Мною были созданы методические пособия «Копилка Интернет-ресурсов» для учителей, школьников, родителей и методическое пособие «Копилка заданий на определение уровня развития наблюдательности».

Данная работа может быть использована  учителями начальных классов в их практической деятельности при отборе и сочетании традиционных и современных средств наглядности при разработке уроков по «Окружающему миру», уроков - экскурсий с целью наиболее успешного развития наблюдательности у учащихся, описанная в работе диагностика, позволит учителям начальных классов осуществлять мониторинг развития наблюдательности у учащихся в ходе изучения предмета «Окружающий мир».

 (Слайд 8) Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. Первоначально восприятие выступает  как относительно простой акт непреднамеренного  отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны в специфическую теоретическую деятельность - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, с другой – восприятие может переходить и в процессе создания художественного образа и эстетического созерцания мира.

Формировать восприятие младших школьников необходимо на всем протяжении учебно-воспитательного процесса. Предмет «Окружающий мир» способствует формированию системного и целостного восприятия мира.

В процессах восприятия у младших школьников большую роль играет узнавание и называние предмета. Необходимо отметить слабость анализа в восприятиях первоклассников. Со 2-го класса процесс восприятия у учащихся усложняется, в нем все больше принимает участие анализ.

Развитию наблюдательности в этом возрасте содействует правильное применение наглядного метода обучения. Наглядные пособия, схемы, рисунки, а также показ упражнений на уроках физической культуры должны быть просты по своему содержанию, понятны, в них следует четко выделить нужные части и элементы. Демонстрируя изучаемые объекты, учитель управляет процессом восприятия учащихся, добиваясь правильной фиксации перцептивных процессов изучаемого явления. Восприятие имеет свойство быть избирательным. Младшие школьники лучше реагируют на яркие и подвижные предметы. Они с большим вниманием воспринимают рисунок, вычерченный на доске учительницей, чем такой же рисунок, но уже нарисованный. Все, что непосредственно включается в интенсивную деятельность ребенка, вызывает его интерес, побуждает к активности, воспринимается им более полноценно. Поэтому, учебная деятельность и занятия, выстроенные на непосредственном участии и практических упражнениях школьников, приводит к более глубокому восприятию, а значит, к более хорошему усвоению материала, и как следствие, к более полному и объективному познанию окружающего их мира.

«Дитя, начинающее учиться, должно... правильно и зорко смотреть на предстоящий предмет, замечать его особенности — словом, учиться не только думать, но и созерцать, и прежде всего, созерцать, чем думать»,— говорил по этому поводу Константин  Дмитриевич Ушинский.

(Слайд 9) Наблюдение более сложный и длительный процесс, в отличие от восприятия, проходящий на первых этапах только под руководством учителя. Наблюдение отличается от восприятия тем, что включает в себя следующие процессы:

  • цель (рассмотреть предмет и охарактеризовать его, сравнить данный предмет с другим предметом в определенном аспекте, вычленить отдельные стороны, части объекта);
  • отбор объектов (учитель отбирает нужные объекты в зависимости от цели, способа организации, возрастных особенностей);
  • фиксацию наблюдаемого (способы фиксации могут быть разными: зарисовка объекта, составление описания, словесная характеристика).
  • анализ полученных результатов и формулировку выводов на их основе.

Никакое обучение невозможно без использования материальных средств обучения, которые выполняют разнообразные функции. Принцип наглядности был обоснован Яном Аммосом Коменским еще в 17 веке. Он писал в «Великой дидактике»: «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому как... дерево – с корой, плод – вместе с кожицей».

(Слайд 10) Большое значение применению наглядных пособий в обучении естествознанию придавал Василий Федорович Зуев. В предисловии к учебнику он писал: «При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или, по крайней мере, по картинке».

Наглядные средства обучению естествознанию можно классифицировать по содержанию и дидактическим целям применения по представленной классификации  В.М. Пакуловой, В.И. Кузнецовой. 

Для организации изучения школьного предмета необходимы  определенные средства обучения, которые формируют систему преподавания. Эти средства взаимосвязаны друг с другом. Эти связи определяются содержанием изучаемой темы, методикой преподавания, степенью и особенностями усвоения учащимся материала, набором функциональных свойств этих средств.

(Слайд 11) При применении средств наглядности необходимо выполнять определенные методические требования.

1. При использовании того или иного средства наглядности необходимо учитывать, какую роль оно должно выполнять в усвоении, насколько достоверно наглядное выражение объекта будет отражать его предметно-смысловое содержание. Поэтому понятие наглядность должно включать в себя различные функции, такие, например, как иллюстративная (данная функция может нести в себе самостоятельный объект анализа), объяснительная, способствующую пониманию механизма устройства и протекания процесса или явления, операторная, определяющая также возможность интерпретировать объект и определять некоторые способы действий с ним.

   2. Одним из необходимых и ключевых условий развития наблюдательности у учащихся при применении учителем различных средств наглядности на уроках является правильный  их отбор для урока. При отборе следует руководствоваться следующим:

  • целями, которые должны быть реализованы учителем на конкретном уроке.
  • удобством организации анализа. Это могут быть таблица, слайд или использование мультимедийных средств. В этом случае учителю удобнее руководить процессом восприятия, управлять им.
  • Выбор средств наглядности во многом зависит от использования различных методов обучения, как, например, проблемного обучения, самостоятельной работы, частично-поискового и исследовательского методов, в которых определяются формы организации наблюдения, а стало быть, применяемых при этом средств наглядности.

   3. При организации наблюдения учителю необходимо поставить перед учащимися цель и связанные с ней задачи. Поставленная цель делает наблюдение осознанным, а задача придает наблюдению избирательный характер, что в итоге позволяет  определить и выстроить мотив и избирательность процесса наблюдения.

   4. Наблюдение за сложными объектами требует предварительной подготовки. Такой подготовкой может являться составление алгоритма или  плана наблюдения как в устной, так и в письменной форме.

   5.  Результат восприятия может отличаться от поставленных в начале целей даже при очень грамотно организованном учебном процессе, так как зависит от многих факторов.

    6. Для того чтобы наблюдение велось эффективно, простое стимулирование внимания учащихся к объекту недостаточно. Необходимо организовать процесс наблюдения как деятельность. Для этого важно выделить особые так называемые сенсорные задачи, назначение которых связано с обучением учащихся рациональным приемам наблюдения и усвоению знаний, полученных с их помощью.

Итак, наглядность способствует развитию не только наблюдательности, но и образного и аналитического мышления, что является неотъемлемым условием усвоения знаний. Однако стоит помнить, что эффективность применения средств наглядности максимальна при изучении нового материала. С каждым повторным обращением к уже знакомому материалу эффективность средств наглядности имеет свойство снижаться.

(Слайд 12) В связи с темой данной работы мною  было организовано экспериментальное исследование эффективности использования средств наглядности для формирования наблюдательности младших школьников при  обучении предмету «Окружающий мир». Исследование  проводилось среди учащихся первого,  второго классов (5 человек) МКОУ «Фролово-Горетовская ОШ), занимающихся по программе Андрея Анатольевича Плешакова «Окружающий мир» в течение двух лет. Кроме этого, в исследовании принимали участие и учителя начальных классов разных школ (10 чел.).

На этом этапе решались следующие задачи:

-  выявить отношение учителей начальных классов к использованию различных средств наглядности для развития наблюдательности учащихся при организации изучения «Окружающего мира»;

- выявить у учащихся первого класса уровень развития наблюдательности с помощью специальных заданий.

(Слайд 13-14) Для реализации первой задачи исследования учителям начальных классов была предложена анкета, состоящая из семи вопросов.

В исследовании принимало участие 10 учителей. Анализ ответов проводился по каждому вопросу отдельно.

Проанализировав результаты анкетирования  учителей начальных классов, можно сделать следующие выводы:

1) Учителя видят те проблемы, которые стоят перед образовательным процессом. Они задумываются над тем, как сделать уроки по предмету «Окружающий мир» в рамках современных тенденций в образовании.

2) Конечно, они порой не задумываются над тем, как развивать те или иные качества личности, в частности, наблюдательность.

3) Они понимают, что использование средств наглядности способствует развитию наблюдательности. Но какие из этих средств лучше, в каком сочетании их применять, с какой целью, представляет для них определенные трудности.

(Слайд 15-16) Вторая задача этого этапа - выявить у учащихся первого класса уровень развития наблюдательности с помощью специальных заданий.

Для реализации этой задачи была использована методика Ирины Павловны Товпинец, адаптированная мной.

Учащимся первого класса было предложено пять заданий.

  1. Описание внешнего вида объектов (ветка дерева, чучело или детальное красочное изображение птицы или животного).
  2. Задания на определение недостающих деталей.        
  3. Задание на выделение малозаметных компонентов.
  4. Задание «Запутанный рисунок»  на выявление тонкости наблюдения, способности изменять точку зрения на предмет при его восприятии.
  5. Задание на узнавание объектов.

Учащиеся справились не со всеми заданиями, наиболее трудными показались задания «Запутанный рисунок», «Задание на узнавание объектов».

(Слайд 17) Цель формирующего этапа исследования: доказать, что комплексное использование наглядных средств,   при организации изучения предмета «Окружающий мир», позволит более успешно развивать у учащихся наблюдательность.  

Для реализации этой цели в течение двух лет была проделана работа следующего содержания, представленного на слайде:

(Слайд 18-20) При разработке уроков  особое внимание обращалось  на включение разнообразных средств наглядности, которые использовалась по-разному, в разных сочетаниях, в зависимости от того, какую роль они могут играть в развитии наблюдательности. Большое внимание при этом уделяли  использованию видеоматериалов, звуковому сопровождению иллюстративного материала, ИКТ.

Большое внимание на уроках уделялось специальному обучению учащихся выполнять приемы, способствующие развитию наблюдательности. Мною были  разработаны 4 группы таких приемов: первую группу приемов я назвала поисковыми, которые дадут возможность учащимся опознавать объекты, руководствуясь определенными признаками. Реализация этого приема может быть организована по-разному. Например, признаки объектов могут быть написаны учителем на отдельных карточках. Руководствуясь этими признаками, учащиеся должны узнать виды растений, представленные в виде иллюстраций. Интересно реализуется этот прием, если организовать работу в парах или устроить соревнование, кто больше узнает насекомых по существенным признакам. На этапе закрепления можно предложить задание – узнать объект (например, птицу) и назвать признаки, позволившие это сделать. Вторая группа приемов - это осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их сенсорных характеристик. Например, чтобы научить различать такие растения как нивяник, которое все называют ромашкой, и ромашку непахучую необходимо выделить признаки одного и другого растения, затем выделить существенные признаки, руководствуясь которыми, учащиеся смогут их различать и правильно называть. Использование этого приема особенно актуально, если учить детей различать похожие виды, например, рожь и пшеницу, разные виды синиц, осину и липу, ель и сосну. Третья группа - это приемы, направленные на мысленную перегруппировку. Цель их – направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта. «Например, учащимся даются объекты: лиса, белка, бобр, еж и задание: разделить их на группы. Группировка по разным основаниям может выглядеть следующим образом. Первый вариант: лиса (это одна группа) и белка, бобр, еж (вторая). Основание – характер питания. Второй вариант группировки: бобр и  лиса, белка, еж. Основание – образ жизни (полуводный и наземный). В этом варианте может быть и три группы, если выделить белку в отдельную группу, так как она ведет древесно-наземный образ жизни. Третий вариант: еж – это одна группа, так как он впадает в спячку, а все остальные – это вторая группа, так как они в спячку не впадают. Четвертый вариант: бобр и белка – это животные, которые заготавливают корм на зиму, а лиса и еж – не заготавливают.

В четвертую группу я отнесла приемы, позволяющие осуществлять исследовательские задачи. Цель их – направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта. Учащиеся, работая в парах, могут выполнять такие задания: учитель дает на каждую парту гербарные листы  с характерными растениями луга (без подписей) и задание узнать, как называются эти растения. Учащиеся для выполнения этого задания сопоставляют гербарный экземпляр с изображением в книге. И чтобы узнать название растения, они его внимательно рассматривают, выделяют признаки, по которым им удалось узнать название этого растения.

Таким образом, наглядность способствует развитию наблюдательности, образного мышления, и это необходимое условие эффективного усвоения знаний. Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).

(Слайд 21) Цель контрольного этапа исследования - выявление уровня развития наблюдательности после проведенной работы.  Для реализации этой цели использовалась та же диагностика, что и на этапе констатирующего этапа исследования, только содержание заданий было изменено.

(Слайд 22) Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что учащиеся успешно справились со всеми  видами заданий, в том числе с заданиями, требующими умения подмечать малозаметные детали.  Возросло количество учащихся с высоким уровнем  наблюдательности, а количество учащихся  со средним и низким уровнем уменьшилось, что свидетельствует о повышении уровня наблюдательности у учащихся в целом. Изменилось и качество ответов. Анализируя качество ответов  учащихся второго класса в ходе исследования можно отметить, то их ответы на этапе констатирующего исследования носили часто бытовой характер. Например, при узнавании животных они их называли их «белочка», «зайчик», «синичка». А на этапе контрольного исследования они называли животных, как положено в биологии: птиц - дрозд рябинник, синица большая, серая неясыть; названия растений: лапчатка гусиная, ежа сборная.

(Слайд 23) Было проведено сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов исследования по выявлению уровня развития наблюдательности, где наглядно виден результат данной работы.

(Слайд 24) Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Наблюдение – важное качество человека, оно является основным источником знаний об окружающем мире. Наблюдения призваны развивать у учащихся такое важное качество личности, как наблюдательность. Ведущую роль в развитии наблюдательности играет предмет «Окружающий мир».

2. Одним из важнейших средств развития наблюдательности является использование на уроках средств наглядности. В своей работе я показала, что ни одно из средств наглядности, взятое в отдельности,  не может обеспечить успех в развитии наблюдательности.

3. Большое внимание следует уделять специальному обучению учащихся приемам работы с различными средствами наглядности, которые будут способствовать развитию наблюдательности.

4. Несмотря на то, что в современное время предпочтение отдается  информационно-коммуникативным средствам, необходимо не забывать о группе натуральных средств, которые играют огромную роль при формировании у младших школьников зрительного образа природных объектов. Поэтому при организации изучения предмета «Окружающий мир» необходимо увеличить количество уроков, где организуется практическая деятельность с природными объектами, увеличить количество уроков-экскурсий, на которых удобнее всего организовать такую работу.  

5. При разработке уроков необходимо большое внимание уделять подбору заданий, которые бы в большей степени способствовали организации деятельности с разными видами средств наглядности, что показано в нашей работе.  

6. Проведенное исследование доказало, что уроки, на которых используются разнообразные средства наглядности, с описанной мною технологией, уроки-экскурсии способствуют успешному развитию наблюдательности, что и показали учащиеся класса.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ФРОЛОВО-ГОРЕТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СУХИНИЧСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

«Учитель - это почетное звание»

Белова Валентина Борисовна

учитель начальных классов

г. Сухиничи,2018

…А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

М.Ю.Лермонтов

Если заводить разговор о педагогах, то я думаю, уместно было бы вспомнить о первичном изначальном значении этого понятия. На древнегреческом языке слово «педагог» означает дословно «ведущий за руку». Так называли людей, чаще всего рабов, которые сопровождали хозяйских детей до места обучения и обратно. Однако, чаще всего эти люди сами были учителями и занимались обучением всю свою жизнь. Но что может означать понятие «ведущий за руку» в широком, образном понимании. Ведущий, значит знающий направление и путь. Держащий за руку – надежный и сильный, умеющий преодолевать препятствия. То есть тот, на которого можно положиться, тот, который и отведет и приведет в целости и сохранности. Таким на мой взгляд и должен быть педагог. Доверили люди ему детишек своих и ведет он их по жизни за руку долгие годы, преодолевая трудности, формируя характеры, постепенно знакомя с огромным и не всегда приветливым окружающим миром.

Нет плохих профессий. Всегда будут в почете профессия сталевара, шахтера, врача, пекаря…. И почет этот определяется назначением данной профессии, целями и результатами их достижения: тонны и качество угля и стали, количеством спасенных жизней, манящим ароматом хрустящего только что испеченного хлеба и т.д. Вот только с назначением педагога не все так просто. В конечном счете это и тонны угля, и спасенные завтра жизни, сложные механизмы и машины, могучие корабли и летящие в высь ракеты и многое-многое другое, формирующее завтрашний день, благополучие и безопасность людей. Назначение педагога всю его жизнь сопряжено с обязанностью и высокой ответственностью за будущее. Это скорее миссия, и как всякая миссия требует полной самоотдачи ничего не обещая в замен.

Одной из важнейших сторон миссии педагога является обязанность нести знания. Известно, что знаниями может обладать каждый человек, но вложить в головы других эти же самые знания может далеко не каждый. Совсем не достаточно обладать соответствующими знаниями, методиками обучения, принципами и приемами дидактики. Надо также умело и своевременно применять их, найдя правильные подходы к каждому учащемуся, уметь менять и совершенствовать их в процессе обучения, обеспечив постоянное живое взаимодействие с учениками.

Первичная ячейка общества, в которую попадает маленький человек, – это его семья. Но далее социумом для ребенка становиться коллектив учебного класса или группа детского сада с воспитателями и учителями. Именно там происходит начало процесса социального становления маленькой личности, формирование гражданина и патриота своей страны. Именно в школе в сознании маленького человека закладываются основы общественной морали и начинают формироваться основы традиционных общественных ценностей и педагог здесь играет самую важную роль – роль наставника, роль контролера, критика, на собственном примере демонстрируя образ человека, близкий к идеальному. А это требует от педагога высокой ответственности, регулярной работы над собой и постоянного морального напряжения. Иными словами, педагог как бы себе не принадлежит, а целиком и полностью должен отдавать себя избранному им призванию, неся «свой крест», а вместе с ним и «свет» в маленькие неокрепшие души.

Действительно неокрепшие души. Души, еще пока не способные жить по правилам, по данным свыше законам. Души, готовые с легкостью уйти в сторону от правильного пути. Это может привести к драме, трагедии, и даже к катастрофе. Одна из важнейших задач педагога – не допустить подобных явлений. Решать ее можно лишь путем создания и поддерживания благоприятной и дружественной атмосферы во вверенном ему коллективе, установки в нем порою жестких, но справедливых правил, основанных на принципах морали, взаимоуважения, взаимопомощи и сострадания. Основная цель воспитания личности – это пробуждения в ней любви и уважения к ближнему, готовности всегда прийти на помощь, самоотдачи и самоотверженности. Она может быть реализована лишь ценою достижения педагогом высочайшего морального уровня, каждодневного самосовершенствования и саморазвития, высокой степени ответственности и самоконтроля. Иными словами, педагог всегда «на посту», что является нелегкой, но почетной его обязанностью, которую можно выполнять при условии соответствующего уровня культуры и коммуникабельности.

На культуре следует остановиться поподробнее, так как быть носителем культуры, знакомить и приучать к ней своих подопечных – это еще одна сверхзадача, возложенная на педагога. Культура есть механизм, а точнее набор механизмов и инструментов развития личности во всех направлениях. В процессе педагогического взаимодействия с учащимися сам собой возникает серьезный вопрос – с чего начинать раньше: с культуры или воспитания и морали? Естественно, правильным ответом будет- со всего сразу. Проблема педагога в данном случае заключается не в выборе аспекта, а в правильном выборе уровня и направления аспекта культуры, необходимого для дальнейшего успешного течения образовательно-воспитательного процесса. Иными словами, педагог не только должен сам иметь очень высокий уровень культуры, но и правильно и своевременно поднимать его у своих учащихся. Искать пути наиболее эффективного взаимопонимания, основанного на взаимоуважении и взаимопомощи.

Только таким путем возможно наиболее полноценно развить личность, раскрыть ее задатки, создать приемлемые условия развития индивидуальных способностей будущих граждан, защитников Родины, первоклассных специалистов, будущих пап и мам. Только так в горниле педагогической «кузницы» можно выковать будущие поколения – будущее нашей страны. Так что на основании вышесказанного педагога смело и без преувеличений можно назвать созидателем будущего, ваятелем завтрашнего дня!

Подводя итог общей оценки роли педагога в системе образования, хотелось бы отметить одно очень важное обстоятельство. Каждый год в федеральном и региональном министерстве образования, отраслевых образовательных структурах принимаются различные решения, постановления, приказы и другие новшества, безусловно, нужные и правильные, актуальные и своевременные. Принимают их люди несомненно уважаемые и авторитетные, ученые и опытные руководители, но реализовывать их, приводить в исполнение, внедрять в жизнь всегда будут простые рядовые педагоги, обыкновенные учителя.

Вспоминаю мое «первое сентября». Кругом цветы, шарики, бантики, родители. Все о чем-то спрашивают, отвечают, беседуют. И вот настал момент когда нас разделили на группы и повели в разные классы, где мы остались наедине с ней, нашей первой учительницей. Первое знакомство, имя и отчество учительницы, имена и фамилии каждого «первачка», и  улыбки, улыбки….. Помню, как я глядела на нее и так мне захотелось побывать на ее месте, что в сущности в дальнейшем и определило выбор профессиональной стези. Но обо всем по порядку.

С первого моего учебного дня сформировалось и в дальнейшем только укреплялось мнение об учителе, как человеке без каких-либо недостатков. Может быть все учителя были такими, может быть мне просто повезло, но моя первая учительница буквально завораживала нас, мы слушали ее раскрыв рты, пытаясь не упустить ничего из того, что она нам говорила, выполнять все ее указания чтобы получить «звездочку», или хотя бы «флажочек», а потом на перемене хвалились друг перед другом своими успехами. Казалось, что,  нет ничего такого, чего бы она не знала, нет вопроса, на который не смогла бы ответить. И все это происходило ни где-то там далеко, ни по другую сторону экрана телевизора (кстати, дикторы телевидения меня тоже восхищали), а здесь рядом вместе с нами и каждый день.

В процессе моего взросления поверхностные вопросы и проблемы стали сменяться более глубокими. А вместе с тем сменились и аспекты изучения личности нашей учительницы с чисто внешних, бросающихся в глаза, на внутренние – моральные и духовные, на особенности сторон характера, образа жизни и т.д. Но чем больше я узнавала этого человека, тем сильнее во мне утверждалось желание последовать ее примеру, постараться никогда не ронять ее доверия к нам, выполнить все, чему она нас учила.

Годы начальных классов пролетели быстро. И нашу первую учительницу сменили учителя предметники. Первый вопрос, который в связи с этим возник у многих из нас, заключался в непонимании смысла такой замены. Ведь раньше все предметы успешно могла вести одна учительница. Ответ я смогла найти несколько позже, когда поняла одну из главных истин, которая заключалась в том, что учитель должен быть не только самым знающим, самым понимающим, самым добрым и справедливым, а также самым, самым, самым во всем. Настоящий учитель должен быть также непререкаемым авторитетом, это значит, что его слово должно быть законом, истиной, не нуждающейся в доказательствах, словом, не вызывающем ни тени сомнения. Поэтому каждый учитель выбирает свое направление в обучении, там где ему проще и легче соответствовать этому высокому званию.

Я, как и всякий человек, не лишена недостатков. Они мне, конечно, известны. Знают о них и мои близкие. Но учащиеся не должны даже догадываться о них. Это одно из главных правил учителя. Для учащихся учитель должен быть человеком без недостатков. Такой мы знали нашу первую учительницу, такими были ее коллеги – учителя. Такой, надеясь, стала я. И это правильно. Работая, живя и постоянно общаясь с молодыми неокрепшими душами учитель невольно становиться для них примером, который может повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Может заставить поверить или привести к глубокому разочарованию в чем-либо, может придать уверенности, а может разрушить последние надежды. Высочайший уровень ответственности за других, за себя, за страну, за мир, в котором мы живем отличает учителя от любого другого человека. И это еще одно, естественно, почетное, но прежде всего, трудно выполнимое условие нашей профессии.

Как уже было мною отмечено: «все профессии нужны, все профессии важны», но профессия учителя стоит на особом месте в ряду самых почетных из них. И дело тут даже не в качестве обучения и хорошем знании своего предмета. Можно приобрести и постоянно улучшать и совершенствовать свой багаж знаний, можно овладеть дидактическими приемами для обучения им. Это все задачи сложные, но до известной степени решаемые. Но для профессии педагога или учителя этого недостаточно. Ведь кроме знаний, умений и навыков, которые несет своим ученикам педагог, он еще участвует в процессе формирования личностей учащихся, их развитии и совершенствовании. Как ни банально понимать, но это ни зерно на полях, ни дорожный асфальт, ни мощность электроэнергии, ни что, из того, что можно измерить тоннами, километрами, киловаттами. Это то, что нельзя потрогать, понюхать, разглядеть, послушать. Формирование личности – это обогащение и совершенствование души человека. Процесс этот можно в определенной степени сравнить с возделыванием поля, когда результат зависит от количества и качества вложенного в него труда: в одном случае можно получить сорняки, в другом – густые колосья золотистой пшеницы. И  этим часто, а скорее всегда, определяются в будущем и тонны зерна, и километры дорог, и киловатты электроэнергии и все остальное. Обществом возложена на учителя миссия строить и формировать будущее.

Я работаю учителем уже тринадцать лет. Но до сих пор еще полностью не осознала себя учителем в полном смысле этого слова, так как я это понимаю. Я вижу свои ошибки в работе, не всегда правильно оцененные обстоятельства, не всегда правильно выбранные решения. И каждый раз ошибаясь я задаю себе вопрос: «Могу ли я соответствовать призванию учителя?». Вопрос трудный и неоднозначный. Но всегда после неудач, расстройств и переживаний, анализа происшедшего я прихожу к одному и тому же ответу: «да». Ведь нет людей, которые не ошибаются, но, есть люди, которые учатся на своих ошибках, нет людей, которые всегда правильно поступают, но есть люди, которые стараются найти правильные решения. Да и кто сказал, что должно быть легко? Путь учителя – это трудный и тернистый путь. Он полон ошибок и разочарований, смятений и сомнений, но вместе с тем – радости и удовлетворения, творчества и красоты, совершенства и гармонии, духовного богатства, не имеющего цены.

Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Да, это правда. Но не может наша жизнь, а тем более, деятельность педагога состоять сплошь из просчетов и ошибок. Первое, что я поняла, делая профессиональный выбор после окончания школы – необходимо в любом деле максимально хорошо овладеть профессией. Так как моей будущей профессией должна была стать профессия педагога начального образования, то естественным стало мое поступление в Мещовский педагогический колледж. Молодо-зелено. Юность – пора ошибок и сюрпризов. И учеба, и дискотеки, и первая любовь – на все времени не хватает. Вот тут-то и сыграл свою роль педагогический коллектив колледжа, сформированный из опытных и отобранных за долги годы педагогов. Благодаря их неустанной заботе почти вся наша группа успешно окончила и получила дипломы педагогов начального образования. А дальше кто куда. Кто-то пошел учиться дальше в педагогический университет, кто-то пошел работать школу – набираться профессионального опыта.

В родной Терпиловской школе Мещовского района я узнала много нового как хорошего, так и не очень. Видела ее закрытие и недовольство этим селян.

В Серпейскую школу Мещовского района меня приняли на должность педагога-организатора. Сначала меня это расстроило, но потом оказалось, что полученный там опыт трудно переоценить.

В Серпейской школе для меня буквально открылось широкое поле для творческой деятельности. В мои обязанности входили подготовка и проведение всех праздников, церемоний, конкурсов и т.д. Сложнее всего в моей работе было вовлечь и заинтересовать ребят. Конечно, сразу все получиться не могло. С поиском соответствующей литературы, сценариев, пособий начался процесс формирования профессиональных компетенций. Постепенно накапливающиеся знания, умения и навыки, которые  стали воплощаться в опыт творческой деятельности и способности решать различные задачи проблемного характера. Но, как всегда, этого оказалось не достаточно. Сложно было привлечь учащихся к организационной работе. А те, кто принимал участие, относился к этому не совсем положительно. Большинство ребят считало организационно-культурные мероприятия как бремя, как «барщину», которую необходимо отработать. В таких условиях сложно надеяться на высокий результат. И вот тут мною, не побоюсь этого слова, было сделано своего рода открытие. То, над чем думали и продолжают думать и сейчас деятели в руководстве системы образования, для меня вдруг стало очевидным. Решение проблемы заключалось в изменении формы педагогического взаимодействия – переходе от субъект-объектной формы к субъект-субъектной. Форме, когда учащийся является не простым исполнителем, не деталькой в механизме чьего-то сценария, а автором, художником, артистом. Подготовку очередного праздника можно было назвать без преувеличения экспериментом. Я предложила ребятам провести его по их сценарию и режиссуре. Обсуждение было бурным и долгим. Постепенно стали вырисовываться контуры будущего торжества. За собою я оставила право в нужный момент, когда дискуссии заходили в тупик, делать ненавязчивые подсказки. Учащиеся с радостью принимали их. Ведь они считали, что это они сами дошли до правильного решения, что в принципе на самом деле и было. Постепенно отбрасывалось все ненужное, отшлифовывались шероховатости, делались поправки. И в конце получилось «детище», которое мало чем отличалось от моего первоначального варианта. Зато самая главная цель была достигнута. Учащиеся с удовольствием провели этот праздник «Золотая осень». Практически все хотели принять участие, и никому не было отказано. Праздник удался на славу!

Шло время. Накапливался и обогащался мой профессиональный опыт. Формировались и развивались педагогические компетенции. Но все более явственно вставал вопрос о дальнейшем образовании. Так в 2010 году я поступила в Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, который был в дальнейшем преобразован в Калужский государственный университет, по специальности «учитель начальных классов» на заочное обучение. Это было необходимым условием для моего дальнейшего профессионального роста. Во время учебы в университете я вышла замуж и переехала в Сухинический район в с.Фролово, где стала работать во Фроловско-Горетовской основной школе учителем начальных классов. Там я продолжаю работать и по сей день.

Полученные в университете знания я стараюсь применять в процессе обучения и воспитания моих учеников. Новые передовые методы обучения пытаюсь адаптировать к возможностям сельской школы. Так уже начиная с первого класса, мною успешно применяются информационные технологии. Небольшое количество учеников в классах сельской школы дает возможность с успехом применять индивидуальный подход к каждому учащемуся, разрабатывать для каждого дополнительные задания, необходимые для корректировки знаний с учетом их задатков и способностей. Таким образом, работы – «непочатый край», а совершенству нет предела.

Стремление к новым знаниям и самообучению постепенно переросло в постоянную потребность. Так после университета я успешно закончила магистратуру по специальности «начальное образование». Затем были курсы повышения квалификации. Но на этом я, конечно, останавливаться не собираюсь. Общество ставит новые цели, время диктует новые задачи в образовании. А кто будет их решать, если не мы?  

Да, «кто, если не мы…» звучит несколько высокомерно, и даже пафосно. Но если вдуматься и заглянуть в историю человечества настолько глубоко, насколько это возможно, то следы профессии педагога прослеживаются далеко за пределами древней Греции. В эпоху палеолита и в эпоху неолита, и в во всех древнейших государствах, известных в истории имеются исторические факты, которые несут в себе упоминание об учителях. Естественно, те учителя и педагоги очень отдаленно напоминают современных. Тогда больше обучали ремеслам, военному делу, охоте и многим другим видам деятельности того времени. В природе человека заложено жить в социуме, приобретать, сохранять и передавать накопленные знания следующим поколениям. Получается, что из всех древнейших профессий профессия педагога является самой древней. Более того, будут меняться условия жизни, технологии, в будущем будут исчезать одни профессии и появляться другие, но профессия педагога останется всегда.

И, конечно, человеку, как высшему разумному существу свойственно всю жизнь учиться. Именно непрерывное обучение, постоянно сопряженное с жизнью, служит основой процесса формирования личности, ее духовного развития и совершенства. В первые годы жизни актуальным является обучение элементарным жизненным навыкам и речи. В последующие – уже требуется системное обучение с применением методик. Последняя стадия является уникальной. Подойдя к этой стадии, человек уже успевает накопить столько знаний, умений и навыков, жизненного и творческого опыта, сформировать так много разнообразных компетенций, что приобретает способность к полному самообучению. Надо признать, что самообучение всегда имеет место, как неотъемлемая часть общего процесса обучения. Здесь речь идет о другом. На стадии самообучения человек сам способен разрабатывать для себя необходимые методики для приобретения определенных знаний, умений, навыков, формирования необходимых компетенций. Большинство людей такого уровня не достигают. Даже многим педагогам такое недоступно. Но я поставила перед собой цель достичь этой высокой планки, а для этого я должна сама учиться всему новому.

Говоря о проблемах современного российского образования хотелось бы особо отметить некоторые из них. Бурное развитие информационных технологий не могло не оказать влияния на систему образования. С одной стороны: открываются все новые горизонты, новые цели и задачи, появляются широкие возможности разработки средств обучения на их основе, новых методик обучения. Но имеют место и «подводные камни», связанные с этим. Одной из основных проблем, по моему мнению, является неправильное применение ИТ в процессе обучения. Дело в том, что ИТ могут быть использованы как средства, помогающие развивать способности человека, помогающие получать и систематизировать знания, развивать необходимые умения и навыки. Применять их надо с большой осторожностью. Иначе весь процесс обучения окажется сведенным к развитию навыков использования информационных ресурсов и развлечений.

Другая проблема ИТ заключается в их слишком быстром развитии, при котором система образования просто не успевает разрабатывать соответствующие методики.

Очередной проблемой в системе образования является отсутствие единого стандарта обучения, что приводит к необъективной оценки качества обучения. Также влечет за собой разделение как учителей, так и учащихся на две условные категории: передовых и традиционных. Далеко не всегда «передовые» образовательные технологии являются правильными и безупречными. Но руководство системы образования именно им чаще всего отдает приоритет в оценках.

Частые изменения в системе образования также несут в себе не только положительные результаты. Дело в том, что любая методика, любая программа обучения должна пройти «испытание временем», так сказать отшлифоваться. За это время убирается лишнее, добавляется необходимое, вносятся требуемые изменения. А когда одна программа сменяет другую, еще не пройдя процесс улучшения и доводки, трудно объективно оценивать их качество.

Процесс миграции населения из сел в города, из малых городов в большие является социальной проблемой. Последствия этого явления как правило негативные: уменьшение сельского населения, длительная необустроенность семей, отсутствие необходимых средств. Это не может не влиять на качество и уровень образования.

Решение правительством демографической проблемы в стране в какой-то степени вселяет оптимизм. Но педагоги по природе своей скептики и больше склонны полагаться на факты. А факты, как говориться, вещь упрямая. Может быть естественный прирост населения стал возрастать (это смотря как вести подсчет), но в сельских школах нашего района наблюдается тенденция к постоянному снижению количества первоклассников с каждым годом. Год от года становиться меньше классов в школах, становиться меньше школ. И, как следствие, уменьшается потребность в учителях.

Еще одна серьезная проблема, возникшая в нашем обществе – это изменение жизненных приоритетов людей. На первое место вышли личностные, меркантильные интересы. Меркантильный подход проник во все сферы деятельности человека. Не обошел он стороной и систему образования. Незаметно оказались созданы благоприятные условия для развития возможностей подзаработать. Качество обучения, к сожалению, попало в зависимость от возможности оплаты образовательных услуг, и стало доступно не всем в полной мере.  

Однако, «спустившись на грешную землю» в суете будней и рабочей рутины обычно нет возможности задумываться о глобальных проблемах, искать объективные причины и пытаться с ними бороться. В этом нет никакого смысла – мир не изменить простому учителю, вступая с ним в поединок. У простого человека есть лишь одно оружие на все случаи жизни, будь он сталеваром, сварщиком, токарем или педагогом. Это оружие – профессионализм. Быть хорошим специалистом и становиться при этом все лучше и лучше – единственный и самый веский аргумент во всех вопросах и спорах. Высококлассный специалист всегда найдет выход из любой ситуации. Всегда найдет возможность сделать дело на отлично. Главное, иметь желание. И только по делам можно оценивать специалиста, и больше никак. А дела у учителя – это знания его учеников. Потому и основной задачей учителя является обучение и воспитание учащихся. Можно участвовать в разнообразных конкурсах на самых разных уровнях, можно даже завоевывать в них первые места, но оценивать и судить нас будут по ученикам нашим.

Оттого должен учитель вкладывать душу в учеников своих не смотря на трудности и препятствия. Настоящего профессионала трудности только закаляют, делают крепче, сильнее, выносливее. Он способен преодолеть любые препятствия, но все равно выполнить поставленную задачу. Он как скала, о которую разобьются волны, как утес, на котором развеются ветры, всегда выстоит. А затем, как корабль сквозь шторм и бурю, понесется навстречу солнцу.