Педагогам и инструкторам по физической культуре

Прокофьева Наталия Владимировна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формирование навыков правильной осанки»

                                                                 Подготовила: Прокофьева Н. В.

                                             Инструктор по физической культуре


 «Формирование навыков правильной осанки»

Правильная осанка и ее важность для детей и взрослых

    Различные нарушения осанки и искривления позвоночника служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств в детстве и оказывают отрицательное влияние на здоровье взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 - 15 % детей.

Процесс формирования осанки

    В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из основных показателей здоровья.
    Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
    Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.
    Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.
    В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или неправильное физическое воспитание, или чрезмерное увлечение однообразными физическими упражнениями.
    Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или слабостью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
    Причиной сколиоза могут быть также стесняющая движения одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.
    В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Однако, нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.
    Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.
    Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Правильная осанка

    Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклонена вперед).     Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиб позвоночника назад) и кифоза (изгиб вперед) в грудном и крестцовых отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника.
    Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.

    В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента. Эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушения осанки или сколиоза.

        



Предварительный просмотр:

Педагогический кейс для инструкторов по физической культуре

«Техническая и тактическая подготовка воспитанников

в игре мини – футбол»

(для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

D:\Наташа папка сборная\Презентации\Дети клипарты футболисты\2 детей.jpg

                                                               Разработала: Прокофьева Н. В.

                                                               Инструктор по физической культуре


Педагогический кейс для инструкторов по физической культуре

«Техническая и тактическая подготовка воспитанников

в игре мини – футбол»

(для подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Техническая подготовка

Техника передвижения. Бег: обычный, спиной вперед, скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, с дугами, изменением направления и скорости.

Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега.

Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом». Повороты переступанием, прыжком, на опорной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении. Остановки во время бега с выпадом и прыжком.

Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по неподвижному и катящемуся (навстречу от игрока, справа или слева) мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема. Выполнение ударов после остановки, рывков, ведение, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удары на точность: в определенную цель на поле в ворота в ноги партнеру, на ход двигающемуся партнеру.

Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка, с места и с разбега по летящему навстречу мячу.

 Удары на точность: в определенную цель на поле; в ворота, партнеру.

Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и отпускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад. Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча. Остановка с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника.

Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямо и кругу, а так же меняя направления движения, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не прерывая контроль за мячом.

Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадам (при атаке противника спереди умение показать туловищем движением в одну сторону и уйти с мячом в другую). Финт «остановкой» мяча ногой (после замедления бега и ложной попытки 13 остановки мяча выполняется рывок с мячом). Обманные движения «ударом» по мячу ногой имитируя удар, уход от соперника вправо или влево).

 Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве соперником, находящимся на месте, движущимся навстречу или сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или ход партнеру.

Техника игры вратаря. Остановка стойка. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и разбега. Ловля летящего в сторону на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одной или двумя руками без прыжка и в прыжке; с места и разбега. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха), выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

Тактическая подготовка

Тактика падения

Индивидуальные действия мяча. Умение ориентировать, реагировать соответствующим образом на действия партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» в свободное место с целью получения мяча.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразно для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.

 Групповые действия. Взаимодействия двух или более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на удар; короткую или среднюю передачи низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: в начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).

Тактика защиты

Индивидуальные действия. Правильно выбирать по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.

 Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций.

 Тактика вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывающемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

Ведение мяча:

  1. внутренней и внешней сторонами стопы
  2. с разной скоростью и со сменой направлений
  3. с обводкой стоек
  4. с применением обманных движений (финтов)
  5. с последующим ударом в цель
  6. после остановки разными способами

Остановка мяча:

  1. мяча, катящегося по газону с разной скоростью;
  2. мяча, летящего по воздуху – стопой, бедром, грудью, головой;

Передачи мяча:

  1. короткие, средние и длинные;
  2. выполняемые разными частями стопы;
  3. головой;

Удары по мячу:

  1. неподвижному;
  2. движущемуся;
  3. после приема передачи;
  4. после игры в стенку;

Техника выполнения

 Основными приемами техники игры являются: перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря

Упражнения по обучению элементам спортивной игры футбол:

1. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с одного, двух, трех шагов

2. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.

3. Одни ребенок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.

4. Бросать мяч руками вверх и принимать его на подошву.

 5. Один ребенок катит мяч руками, другой останавливает его ногой.

6. Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает.

7. Вести мяч правой и левой ногой по прямой.

8. Вести мяч толкая его поочередно то правой, то левой ногой по прямой.

 9. Вести мяч вокруг конусов 10. Вести мяч с ускорением и ударять по воротам.

11. Бросать мяч из-за головы двумя руками.

12. Бросать мяч по цели на точность попадания.

13. Один ребенок бросает мяч, другой принимает его.

 14. Одни ребенок ведет мяч ногой, другой улавливает момент и вступает в борьбу за мяч.

15. Один ребенок стоит в воротах, другой с 4-5 м легко ударяет по мячу, тот ловит и бросает обратно.

16. Игровое упражнение «Ну-ка отними!» в паре с воспитателем.

Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря. Эффективно использовать игры «Точно обведи», «Гол в ворота».

Перемещения в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в футбол. Быстрая смена игровых ситуаций, неожиданные действия противника требуют разнообразных способов перемещений: предельно быстрого бега с места, ускорения, бега приставными шагами; кроме того, ребенку приходится двигаться в самых различных направлениях: по прямой, по дуге, в противоположную сторону, зигзагом и т. п.

Удары по мячу составляют основу техники игры в футбол. При помощи ударов ногой игроки передают мяч партнеру, бьют по воротам, осуществляют ведение мяча и другие действия. Масса и скорость ударяющей в мяч ноги у дошкольников небольшие, поэтому и мяч не набирает большой скорости.

Приемы мяча осуществляются подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, подъемом, носком, грудью и головой. Дошкольников следует учить более легким способам приема мяча: подошвой, внутренней и внешней стороной стопы.

Ведение мяча. В зависимости от игровой ситуации ребенок при ведении мяча старается не отпускать мяч от себя или посылает дальше вперед. Если соперник близок, толчки производятся в нижнюю часть мяча, если далеко — в середину мяча.

Отбор мяча. При отборе мяча необходимо приблизиться к игроку, владеющему мячом, и, когда он потеряет контроль над мячом, послать ногу навстречу мячу. Здесь необходимо напомнить детям о технике безопасности, чтобы они играли осторожно, так как можно получить травму.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии осуществляется так: ребенок берет мяч обеими руками, пальцы расставлены, ноги ставятся в положение небольшого шага или параллельно. Отклонившись назад, он быстро бросает мяч, выпрямляя руки.

Во время подвижных игр с мячом и самой игры в футбол дети учатся видеть мяч, партнеров по игре и расположение защитников.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Консультация для воспитателей

«Физкультурные минутки

и их значение в физическом развитии ребёнка»

                                             Подготовила: Прокофьева Н. В.

                                                    Инструктор по физической культуре

        

                                                         

Физкультурные минутки – это физкультурные упражнения, проводимые в группе во время занятия. Правильно и вовремя проведенные физкультурные минутки являются эффективным средством для повышения внимания и активности детей и лучшего усвоения ими программного материала. Кроме того, они  благотворно влияют на организм детей.

        Дети довольно быстро утомляются, внимание их ослабевает, они  начинают отвлекаться от занятий. Объясняется это тем, что относительно однообразная работа требует длительного раздражения отдельных участков коры головного мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, и поэтому ослабевает внимание детей.

        Выполнение физических упражнений вызывает возможность кратковременного отдыха детей, раздражение участков которых происходило во время занятия. После активного отдыха  внимание детей улучшается, повышается степень усвоения материала. Занятия в  группе связаны в длительным сидением детей за столом в определенном положении, часто довольно в напряженном состоянии. Это вызывает нежелательное явление в организме детей: застойные явления в ногах крови, в области таза, живота, изменения в позвоночнике, плеч, грудной клетки. Противодействует этим явлениям физическое воспитание: улучшает кровообращение, содействует выпрямлению позвоночника. Таким образом -  физкультурные минутки – содействуют усвояемости, обеспечивает  активный кратковременных отдых и способствует здоровью детей.

        В физкультурные минутки включается три упражнения:

Первое – потягивания, воздействуют на позвоночник и грудную клетку.

Второе – для ног.

Третье – для туловища.

        На физкультурные минутки затрачивается 1,5-2 минуты.



Предварительный просмотр:

Спортивно - интеллектуальное развлечение «Мой Ямал»

 (для детей старшего дошкольного возраста с ОНР)

Цель: Формирование потребности в двигательной активности, установление связи с интеллектуальной деятельностью, закрепление знаний детей о суровом климате Севера, проживающих национальностях, природе северного края.

Задачи:

  • Развивать двигательную активность детей путём игр – соревнований; способствовать проявлению волевых качеств; умению координировать свои действия при совместном решении игровых задач;
  • Содействовать развитию здоровьесберегающих технологий по средствам физкультурно - оздоровительной работы;
  • Развивать познавательную активность детей путем погружения в мир природы родного края, традиций и обычаев коренных народов Севера;
  • Повышать интерес к изучению истории родного края, жизни коренного населения.
  • Расширять познавательную активность детей путём закрепления знаний о традициях, быте коренных народов севера, и природе Ямала.

Материалы и оборудование:

Предварительная работа: заучивание …, знакомство с национальностями, проживающими на севере, …

Ход развлечения.

Звучит музыка «Легенда о земле Сибирской…, появляется ведущий»

Ведущий: На огромной нашей планете

Удивительных мест не мало

Но ничего не сравнить на свете

С красотой моего Ямала!

Суров наш Север лишь на первый взгляд!

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

- Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (Ямал, Северный край)

- А вы знаете, чем богат наш край? (нефтью и газом, красотой природы, пушниной, хорошими людьми…).

- Кто мне скажет, какие национальности живут на севере? (ханты, манси, ненцы, селькупы).

- Правильно, молодцы. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а ответы вы будете показывать и проговаривать. Готовы? (Да!).

1. Какая по продолжительности зима на Севере: долгая или короткая?

- Долгая (руки разводят в стороны)

А лето? 

Короткое (руки соединяют вместе).

2. Какие бывают снега на Севере?

- Глубокие, большие (поднимаются на носочки, руки вверх).

3. Какие дуют ветры?

- Сильные и слабые.

- Давайте покажем (дуют сильно и слабо, дыхательное упражнение «Вьюга», протяжное произнесение звука «в - в - в»).

4. Какие бывают на Севере морозы?

- Крепкие, трескучие, большие (обхватывают себя руками, греются).

Ведущий: Ребята, а вы слышите какой то звук? Кто-то к нам спешит!

Хомани: Ань тарово! Здравствуйте, мои друзья. Всех вас рада видеть я. Я - девочка Хомани, и  поздоровалась с вами на языке народа ханты.

Ведущий: Ребята, а давайте и мы поздороваемся с Хомани на ее языке.

(дети здороваются)

Ведущий: Хомани, а почему ты такая грустная?

Хомани: Ребята, у меня беда! В соседнем стойбище заболела маленькая девочка. Ее нужно срочно отвезти к врачу. Подскажите, как нам ей помочь?

 (варианты ответов: собачьи упряжки, оленьи упряжки, вертолет, снегоход, лыжи)…

Хомани: молодцы, ребята, вы мне предложили много вариантов, но, к сожалению, я ушла далеко от людей, как же нам выйти из этой ситуации?

(девочка задумывается)

- Я знаю, кто нам сможет помочь, - Белая Шаманка!

Ведущий: Ребята, а вы знаете, кто это?

(выслушиваем ответы детей, при необходимости и гостей…)

Хомани: Это - добрая северная волшебница. Я думаю, только она нам сможет помочь. Отправимся к ней за советом? (Да).

Ведущий: Давайте, ребята встанем, и зашагаем на месте.

Физ. минутка «По дороге к Шаманке»: дети выполняют движения по тексту под музыку (варган Ханты)

Зимним солнечным деньком,

Мы с друзьями в лес идём,

В этой сказочной глуши,

Мы не встретим ни души.

Тишина в лесу стоит,

Молодой снежок блестит,

Хорошо идти гурьбой

По тропиночке лесной!

Хомани: А вот и чум Белой Шаманки. Ребята, давайте поздороваемся с ней на хантыйском языке. Скажем дружно: «Ань тарово!».

Белая шаманка: Ань тарово! Я давно вас жду. Полярная Сова мне рассказала о вашем желании помочь больной девочке. Это правда? (Да).

Вы сможете помочь девочке, если будете дружными и не побоитесь никаких испытаний. Вы готовы к трудностям? (Да!) Тогда в путь, а я буду рядом с вами.

Ведущий: Посмотри, Хомани, у нас есть жители стойбища «Ловкие Оленята» и «Быстрые Зайчата».

(дети из 2 команд встают возле скамеек)

Хомани:  Вы не побоитесь трудностей? (Нет),  тогда я вас приглашаю встать в круг.

Белая Шаманка: Хомани с помощью моего Волшебного Бубна исполни с ребятами игру

«Повтори ритм»

(звучит музыка «Ненец с бубном», дети повторяют движения, хлопками

 поддерживая ритм)

Белая Шаманка: Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Теперь вы наделены волшебной силой: мудрой Совы, быстрого Оленя, хитрой Лисы и белого Медведя. Вы готовы к другим испытаниям! (Да).

Хомани:  жители стойбища «Ловкие Оленята» и «Быстрые Зайчата»  пройдите на зимнюю поляну.

(звучит музыка на построение команд)

Ведущий: Ребята, отгадайте загадку.

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

                                 (Огонь, костёр)

Ведущий: Без огня и тепла в тайге не обойтись. Он согреет и накормит в любую погоду.

Хомани:  Ребята, а вы умеете разжигать костёр? (Да)

Так давайте попробуем узнать, у кого это лучше получится. Победит та команда, которая проявит ловкость, быстроту и находчивость.

1.П/И «Разожги костёр»

(звучит музыка «ворган Ханты», в конце игры команда берётся за руки, и вокруг зажжённого костра кричит «Хейро!»)

Ведущий: Молодцы, ребята, действительно – огонь – это Свет, Тепло, Солнце. А Хейро на языке хантов – и обозначает Солнце.

Просыпается зимняя тундра,

Нынче холод в родной стороне,

И упряжки, из раннего утра

Пронесутся навстречу зиме.

2.П/И «Прыжки через нарты»

(звучит музыка трек 5)

Хомани:  Одна из любимых игр моего народа – «Тройной прыжок». Вам нужно подлезть под ветками дерева (дугой), трижды перепрыгнуть через нарты, отталкиваясь двумя ногами, и первым вернуться в команду.

Ведущий:

Там, на поляне, в дымке дня

Вдали от запаха селений,

Соприкасаются, звеня,

Рога ветвистые оленей.

Ходит в тундре целый день

Ловкий Северный Олень

Сядем мы в его упряжку

И найдём в лесу дорожку.

 

3.П/И «Оленьи упряжки»

- дети парами, как саночки становятся друг за другом и бегут в прямом направлении, добежав до ориентира, они меняются местами и возвращаются назад. Побеждает команда, первая закончившая игру.

Ведущий:  Лесная дорожка нас привела к Хозяину земли Сибирской – Белому Медведю. Давайте спросим у Белой Медведицы, как нам помочь больной девочке.

(выходит девочка – Медведица)

Медведица:  Кто нарушил мой покой, вы чего здесь расшумелись?

Хомани: Извини, за беспокойство, лесная Хозяйка, но мы с друзьями очень хотим помочь маленькой девочке выздороветь. Подскажи, как нам это сделать?

Медведица:  В тайге без взаимопомощи не обойтись. Вы дружные и смелые. Я подскажу вам. Все северные народы очень любят свежую рыбу. Вам нужно поймать её для девочки, и она выздоровеет. А я пойду отдыхать.

Хомани: Девочке нужна свежая рыба, чтобы выздороветь, а чем же мы её поймаем? (Удочка, сети, морда – специальное приспособление для ловли рыбы).

П/И «Плетём сети»

- дети распределяются по трое возле основания «сетей» - и трое держат за концы верёвку. Их задача – сплести из ленточек – косичку, не отпуская концов. Тот, кто оказывается в середине – приседает, остальные ребята выполняют задание перешагиванием через ленты.

Задание нужно выполнить за одну минуту. По окончании времени подсчитывается количество узелков.

Ведущий: Назовите, какую северную рыбу вы поймали? (чир, муксун, ряпушка, пелядь, щука, омуль, пыжьян, ленок, ёрш, стерлядь, налим, язь, окунь…)

Хомани: Ребята, вы очень хорошие друзья. Вы прошли все испытания и не испугались трудностей. А вот и стадо оленей впереди. Теперь вы доедите до девочки, угостите ее свежей рыбой, и она обязательно выздоровеет.

Ведущий: Удачи вам!

Зрители – дети (в оленьих рожках), вместе с детьми из команд, под музыку выезжают из зала.

 (звучит музыка «Увезу тебя я в тундру»)



Предварительный просмотр:

Мини-футбол. История, правила игры.

Первыми в игру, похожую на мини - футбол или  футзал, начали играть бразильцы в 1920-х годах. На чемпионате мира по футболу 1958 года в Швеции, один из руководителей сборной Австрии наблюдал за тренировкой бразильцев в зале. Ему очень понравился зальный футбол, и вскоре он организовал пару мини-футбольных матчей у себя на родине.  Новый вид спорта проник в Голландию, Испанию и Италию. Голландцы первыми провели свой национальный чемпионат в 1968г.

В середине 70-х годов начинается развитие мини - футбола как отдельного и организованного вида спорта.

Правила и особенности игры

Игра ведётся на площадке, минимальные размеры которой должны соответствовать параметрам 25Х15 метров. Продолжительность матча  - 2 тайма по 20 мин «чистого» времени.

Используется мяч меньших размеров, чем при игре в футбол на траве. Кроме того, у мяча несколько иные физические характеристики: в частности, отскок мяча значительно меньше, чем у мяча, используемого в «большом» футболе.

Играют 2 команды по 4 полевых игрока и вратарь. Замены проводятся по ходу матча, и, в отличие от футбола, их число не ограничено.

Полевым игрокам разрешено играть любой частью тела, кроме рук. Задача забить гол в ворота соперника. Самое большое отличие от футбола в тактике игры. Ограниченное количество игроков подразумевает, что любой игрок участвует как в атаке, так и в обороне. 

Игра стала набирать популярность в России, так как для неё необходим лишь спортивный зал, что в условиях долгой зимы очень удобно.

Международный совет и Международная Федерация футбольных ассоциаций ФИФА в примечаниях к правилам игры в мини – футбол отмечают, что при условии соглашения с основными правилами национальной ассоциации, если основные принципы будут соблюдены, они могут быть изменены в их применении к игрокам в возрасте до 16 лет.

Любые или все из следующих изменений допустимы:

  • Размер площадки для игры;
  • Размер ворот;
  • Размер, вес и материал мяча;
  • Продолжительность периодов игры;
  • Замены;

Игроками могут быть как лица мужского, так и женского пола.

Разметки на площадке

Две длинные линии называются боковыми, две короткие – линиями ворот. Все линии должны быть шириной 8см, площадка должна быть разделена средней линией на две половины.

Центральной отметкой должна быть обозначена середина средней линии. Вокруг неё должна быть проведена окружность радиусом 3м.

Полукругом вокруг ворот отмечается зона вратаря (штрафная площадь),  в  которой он имеет право играть руками. В остальной части поля вратарь может  играть только другими частями тела, как и полевой игрок.

Отметка пенальти ставится на штрафной площадке, ровно перед центром ворот. Скамейки для запасных  приближены к центру поля. Ворота должны быть устойчивыми, находиться в центре вратарской линии.

Покрытие площадки должно быть гладким, следует избегать асфальт или бетон.

Игроки

Матч должен играться двумя командами, каждая из них состоит не более чем пяти игроков, один из которых является вратарём. Максимальное количество запасных игроков 7, количество замен – не ограничено. Заменяющий игрок должен зайти на поле не раньше, чем занимаемый игрок вышел за линию поля (нарушение – жёлтая карточка игроку).

Вратарь может поменяться местами с любым другим игроком своей команды.

Судьи

В игре должен быть один или двое судей, один из которых главный. При споре окончательным является решение основного судьи. Судьи располагаются по разным сторонам площадки. Также отдельно может быть назначен хронометрист. - включать хронометр после выполнения начального удара

- останавливать хронометр, когда мяч выйдет из игры

- включать хронометр после ввода мяча в игру

Судья должен:

• действовать как хронометрист в случае, если его не назначили

официально

• остановить, приостановить или прекратить матч за любое нарушение

Правил игры в Футзал или по причине любого вида постороннего вмешательства.

Периоды игры

  • Если команда получает более пяти предупреждений, то продолжительность матча увеличивается за счёт штрафного удара в ворота.
  • Команды имеют право на одноминутный тайм-аут в каждой половине по заявлению официального лица.
  • Перерыв между периодами не должен превышать 15 минут.

Начало игры

По монете команда выбирает поле, на котором она будет играть, вторая команда выполняет первый удар по мячу. В начале второй половины игры первой игру начинает уже другая команда. Команды меняются площадками.

После засчитанного гола начальный удар выполняет команда, пропустившая мяч.

Спорный мяч – это способ возобновления игры после временной её остановки по любой причине, мяч вбрасывает судья с места, где произошёл спор.

Мяч не в игре

Мяч должен считаться вышедшим из игры, когда:

• он полностью пересекает линию ворот или боковую линию либо по

земле, либо по воздуху

• игра остановлена судьями

• он ударится в потолок;

Мяч  в игре

Если мяч пересёк линию поля, он вбрасывается игроком противоположной команды после последнего касания мяча.

Команда, у которой число засчитанных голов в течение матча, больше

должна считаться победителем. Если у обеих команд число засчитанных

голов равное или засчитанные голы отсутствуют, то матч считается

закончившимся вничью.

Регламент соревнований

Если регламент соревнований устанавливает, что матч должен выявить

победившую команду, или, если матчи  закончились вничью, то только следующие процедуры должны быть приняты во внимание:

• дополнительное время

• удары с 6-метровой отметки

Штрафные удары

Штрафной удар должен выполняться противоположной командой, если

игрок совершит любое из следующих семи нарушений

  • ударит или попытается ударить соперника ногой
  • уронит или попытается уронить соперника, либо наклонившись, либо

подсев перед или за ним

  • прыгнет на соперника
  • нападёт на соперника
  • ударит или попытается ударить соперника рукой
  • сыграет в подкате против соперника
  • толкнёт соперника
  • задержит соперника

Штрафной удар выполняется с места, где произошло нарушение. Игроки, защищающие свои ворота могут организовать «стенку».

Предупреждения

  • Неспортивное поведение
  • Несогласие словом или действием
  • Систиматическое нарушение правил игры
  • Затягивание возобновления игры

Нарушения с удалением

  • Лишение противника гола, намеренно перехватив или задев мяч рукой;
  • За второе предупреждение на одном матче;
  • Серьезные нарушения правил;

Предупреждение        Удаление       Тайм-аут



Предварительный просмотр:

Методическая копилка для педагогов

Техническая и тактическая подготовка

(для групп начальной подготовки 6-7 лет)

Техническая подготовка

Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед, скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, с дугами, изменением направления и скорости.

Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега.

Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом». Повороты переступанием, прыжком, на опорной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении. Остановки во время бега с выпадом и прыжком.

Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по неподвижному и катящемуся (навстречу от игрока, справа или слева) мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема. Выполнение ударов после остановки, рывков, ведение, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удары на точность: в определенную цель на поле в ворота в ноги партнеру, на ход двигающемуся партнеру.

Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка, с места и с разбега по летящему навстречу мячу.

 Удары на точность: в определенную цель на поле; в ворота, партнеру.

Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и отпускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад. Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча. Остановка с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника.

Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямо и кругу, а так же меняя направления движения, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не прерывая контроль за мячом.

Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадам (при атаке противника спереди умение показать туловищем движением в одну сторону и уйти с мячом в другую). Финт «остановкой» мяча ногой (после замедления бега и ложной попытки 13 остановки мяча выполняется рывок с мячом). Обманные движения «ударом» по мячу ногой имитируя удар, уход от соперника вправо или влево).

 Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве соперником, находящимся на месте, движущимся навстречу или сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или ход партнеру.

Техника игры вратаря. Остановка стойка. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и разбега. Ловля летящего в сторону на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одной или двумя руками без прыжка и в прыжке; с места и разбега. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха), выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

Тактическая подготовка

Тактика падения

Индивидуальные действия мяча. Умение ориентировать, реагировать соответствующим образом на действия партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» в свободное место с целью получения мяча.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразно для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.

 Групповые действия. Взаимодействия двух или более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на удар; короткую или среднюю передачи низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: в начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).

Тактика защиты

Индивидуальные действия. Правильно выбирать по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.

 Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций.

 Тактика вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывающемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

Ведение мяча:

  1. внутр. и внеш. сторонами стопы подьема
  2. с разной скоростью и со сменой направлений
  3. с обводкой стоек
  4. с применением обманных движений (финтов)
  5. с последующим ударом в цель
  6. после остановки разными способами

Остановка мяча:

  1. мяча, катящегося по газону с разной скоростью;
  2. мяча, летящего по воздуху – стопой, бедром, грудью, головой;

Передачи мяча:

  1. короткие, средние и длинные;
  2. выполняемые разными частями стопы;
  3. головой;

Удары по мячу:

  1. неподвижному;
  2. движущемуся;
  3. после приема передачи;
  4. после игры в стенку;

Техника выполнения

 Основными приемами техники игры являются: перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря

Упражнения по обучению элементам спортивной игры футбол:

1. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с одного, двух, трех шагов

2. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.

3. Одни ребенок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.

4. Бросать мяч руками вверх и принимать его на подошву.

 5. Один ребенок катит мяч руками, другой останавливает его ногой.

6. Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает.

7. Вести мяч правой и левой ногой по прямой.

8. Вести мяч толкая его поочередно то правой, то левой ногой по прямой.

 9. Вести мяч вокруг конусов 10. Вести мяч с ускорением и ударять по воротам.

11. Бросать мяч из-за головы двумя руками.

12. Бросать мяч по цели на точность попадания.

13. Один ребенок бросает мяч, другой принимает его.

 14. Одни ребенок ведет мяч ногой, другой улавливает момент и вступает в борьбу за мяч.

15. Один ребенок стоит в воротах, другой с 4-5 м легко ударяет по мячу, тот ловит и бросает обратно.

16. Игровое упражнение «Ну-ка отними!» в паре с воспитателем.

Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря. Эффективно использовать игры «Точно обведи», «Гол в ворота».

Перемещения в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в футбол. Быстрая смена игровых ситуаций, неожиданные действия противника требуют разнообразных способов перемещений: предельно быстрого бега с места, ускорения, бега приставными шагами; кроме того, ребенку приходится двигаться в самых различных направлениях: по прямой, по дуге, в противоположную сторону, зигзагом и т. п.

Удары по мячу составляют основу техники игры в футбол. При помощи ударов ногой игроки передают мяч партнеру, бьют по воротам, осуществляют ведение мяча и другие действия. Масса и скорость ударяющей в мяч ноги у дошкольников небольшие, поэтому и мяч не набирает большой скорости.

Приемы мяча осуществляются подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, подъемом, носком, грудью и головой. Дошкольников следует учить более легким способам приема мяча: подошвой, внутренней и внешней стороной стопы.

Ведение мяча. В зависимости от игровой ситуации ребенок при ведении мяча старается не отпускать мяч от себя или посылает дальше вперед. Если соперник близок, толчки производятся в нижнюю часть мяча, если далеко — в середину мяча.

Отбор мяча. При отборе мяча необходимо приблизиться к игроку, владеющему мячом, и, когда он потеряет контроль над мячом, послать ногу навстречу мячу. Здесь необходимо напомнить детям о технике безопасности, чтобы они играли осторожно, так как можно получить травму.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии осуществляется так: ребенок берет мяч обеими руками, пальцы расставлены, ноги ставятся в положение небольшого шага или параллельно. Отклонившись назад, он быстро бросает мяч, выпрямляя руки.

Во время подвижных игр с мячом и самой игры в футбол дети учатся видеть мяч, партнеров по игре и расположение защитников.