Родителям

Прокофьева Наталия Владимировна

Предварительный просмотр:

 Анкетирование родителей часто болеющих детей

КАК ВОСПИТАТЬ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Анкета для родителей

1. Как Вы считаете, почему Ваш ребенок болеет?_______________________

2. Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

__________________________________________________________________

3. Какие виды закаливания Вы используете дома?_______________________

4. Занимаетесь ли Вы с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?___________________________________________________________

5. Есть ли у Вас дома какое-либо оборудование для занятий спортом и мелкий спортивный инвентарь?_______________________________________

6. Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?________________________________________

__________________________________________________________________

7. Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию? В чем, на Ваш взгляд, ее польза? Какие секции Вы предлагаете организовать в детском саду?______________________________________________________________

__________________________________________________________________


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1. Часто ли, на ваш взгляд, болеет ребенок?_______________________________________

2. Причины болезни:

  • недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;        .
  • недостаточное физическое воспитание в семье;
  • и то и другое;
  • наследственность, предрасположенность.

        3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка? (Да, частично, нет.)

4. На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка:

  • соблюдение режима;
  • рациональное, калорийное питание;
  • полноценный сон;
  • достаточное пребывание на свежем воздухе;
  • здоровая, гигиеническая среда;
  • благоприятная психологическая атмосфера;
  • наличие спортивных и детских площадок;
  • физкультурные, занятия;
  • закаливающие мероприятия?

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка:

  • облегченная форма одежды для прогулок;
  • облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав);
  • обливание ног водой контрастной температуры;
  • хождение босиком;
  • систематическое проветривание группы;
  • прогулка в любую погоду;
  • полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;
  • умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры?

6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка? (Да, частично, нет.)

 7. Нужна ли вам помощь детского сада? (Да, частично, нет.)


Анкетирование родителей

Физическое воспитание в семье

  • Ф.И.О.__________________________________________________________________
  • Сколько детей в Вашей семье______________________________________________
  • Часто ли болеет Ваш ребенок?_____________________________________________
  • Находясь на больничном, регулярно ли Вы выполняете назначения врача?_________________________________________________________________
  • Были ли случаи выписки вашего ребенка с остаточными явлениями болезни?_______________________________________________________________
  • Соблюдаете ли режим дня в выходные дни?_________________________________
  • Какой вид закаливания Вас устраивает в детском саду? (подчеркните)
  • систематическое проветривание
  • дыхательная гимнастика
  • прогулка в любое время года
  • хождение босиком по массажной и ребристой дорожке
  • босохождение
  • ароматерапия
  • другое__________________________________________________________________
  • Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия?______________________
  • Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада?_______________________________
  • Имеете ли вы дома физкультурное оборудование?_____________________________
  • Делаете ли Вы дома арядку?_______________________________________________
  • Чем занят Ваш ребенок вечерами и в выходные дни:
  • подвижные игры
  • настольные игры
  • телевизор
  • компьютер
  • другое__________________________________________________________________
  • Консультацию по какому вопросу Вы хотели бы получить?
  • профилактика заболеваний
  • дыхательная гимнастика
  • закаливание
  • коррекция осанки
  • профилактика плоскостопия
  • другое_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество


Анкета для родителей

Какое место занимает физкультура в вашей семье

  1. Ф.И.О.___________________________________________________________________
  2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?_____________________

____________________________________________________________________________

  1. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой?_____________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?__________________________

____________________________________________________________________________

  1. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
  2. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
  3. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику? (подчеркните)
  • Мама (да, нет),
  • Папа (да, нет),
  • Дети (да, нет),
  • Регулярно, нерегулярно.

8.        Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?

9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их._________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
  2. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?_______________________
  3. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?__________________________
  4. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да, нет, иногда)
  5. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
  • Подвижные игры
  • Спортивные игры
  • Настольные игры
  • Прогулки
  • Музыкально-ритмическая деятельность
  • Просмотр телепередач
  • Компьютер
  • Конструирование
  • Чтение книг
  • Другое_____________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество


План оздоровительных и закаливающих  мероприятий для часто болеющих детей

(заполняется родителями)

Возрастная группа__________________________________________________

Фамилия Имя ребенка_______________________________________________

Ф.И.О. родителя____________________________________________________

Укажите, по какой причине часто болеет ваш ребенок____________________

Пожалуйста, укажите напротив данных критерий, те оздоровительные мероприятия и закаливающие процедуры, которые Вы желаете, чтоб проводились с вашим ребенком в детском саду.                    (+) – ДА             (-) - НЕТ

Полоскание горла травами

Полоскание рта водой комнатной температуры

Психогимнастика

Босохождение

Дыхательная гимнастика

Кислородный коктейль

Фитотерапия (чай)

УФО общее

Гимнастика в постели после сна «Ленивая гимнастика»

Ингаляции (с травами)

Сон в трусиках

Витаминизация (Ревит, Аскорбинка)

Ароматарапия (пихтовое и эвкалиптовое масло)

Настойка элеутерококка (1 капля на один год жизни)

Прогулки на свежем воздухе в любую погоду

Оздоровительный бег

Индивидуальный режим пробуждения после дневного сна

Утренняя гимнастика

Прием детей на улице в теплое время года

Контрастные воздушные ванны

Солнечные ванны (в летнее время)

Гимнастика для глаз

Профилактика плоскостопия

Профилактика нарушения осанки

Ионизация воздуха

Обливание ног

Ходьба по солевой дорожке

Ходьба по массажным и ребристым дорожкам

Фитонциды (чеснок, лук)

Оксолиновая мазь (интраназально)

другое

Подпись                _____________________



Предварительный просмотр:

Родительская стажировка

«Советы родителям футболиста»

D:\Наташа папка сборная\Презентации\Дети клипарты футболисты\бьет мяч.jpg

Подготовила: Прокофьева Н. В.

Инструктор по физической культуре


Родительская стажировка «Советы родителям футболиста»

Не давите на ребенка

Как-то раз видел, как отец кричал на своего сына на тренировке. Юному футболисту это совсем не помогало. Только наоборот, он начинал злиться. Не учите ребенка играть в футбол (или делайте это не во время тренировки). Для этого есть тренер.

Пусть ребенок сам выберет, что он хочет

Я – сторонник того, чтобы ребенок сам решал, чем он хочет заниматься. Родители должны прислушиваться к ребенку и не заставлять занимать тем, что ему не по душе.

Общайтесь с тренером

Важно наладить диалог с тренером. От этого выиграют все. Бывает, что в ходе тренировочного процесса возникают какие-то проблемы. Постоянный диалог позволит вовремя оказать положительное воздействие на ребенка.

Предлагаю посмотреть видео о том, почему и когда стоит отдавать ребенка на футбол:

https://youtu.be/92AWP3qp7Io

(видео с игры с рекомендациями от тренера)

Противопоказания для занятий футболом

Из-за проблем со здоровьем не все дети могут позволить себе заниматься футболом. Выделяют следующие противопоказания для занятий футболом:

Болезни органов дыхания (астма, хронический бронхит, пневмония);

Сахарный диабет;

Болезни суставов;

Проблемы со психикой;

Болезни сердца;

Анемия;

Хронические болезни почек и печени;

Плохая свертываемость крови.

Сколько стоит отдать ребенка на футбол

Денежный вопрос также интересует родителей. Дорого ли сейчас заниматься футболом?

Если вы отдаете ребенка в частную футбольную школу, то вам придется платить за занятия. Плюс необходимо приобрести необходимую экипировку для занятий футболом.

Заключение

Вот и подошла к концу данная статья. В ней мы ответили на множество вопросов, которые волнуют родителей перед тем, как отдать ребенка на футбол. Теперь Вы обладаете достаточной информацией для того, чтобы ответить на вопрос: «Стоит ли отдавать ребенка на футбол?»

Источник: https://football-esthete.ru/stoit-li-otdavat-rebenka-na-futbol



Предварительный просмотр:

Родительский кейс

«Нужен ли мини – футбол детям дошкольного возраста?»

D:\Наташа папка сборная\Презентации\Дети клипарты футболисты\нога на мяче.png

Подготовила: Прокофьева Н. В.

Инструктор по физической культуре


«Нужен ли мини – футбол детям дошкольного возраста?»»

Ребенок взрослеет и наступает пора его чем-то занять. Родители начинают размышлять о том, в какую секцию лучше всего отдать ребенка. Одно из первых, что может придти в голову – это футбол. Но здесь у родителей появляется еще больше вопросов и сомнений. Стоит ли отдавать ребенка на футбол? Если да, то с какого возраста? Какую пользу он ему принесет? Может ли футбол навредить ребенку? Эти и другие интересующие Вас вопросы мы разберем в этой статье.

С какого возраста лучше всего отдать ребенка на футбол?

Данный вопрос обычно возникает у родителей, которые уже точно решили, что их ребенок будет заниматься футболом.

Как правило, футбольные секции начинают проводить набор детей с 6-7 лет, иногда с пяти. Именно в этом возрасте дети уже готовы воспринимать информацию, которую дает им тренер. Возможно, Ваш ребенок уже с трех лет начинает возиться с мячом, и Вам уже не терпится отдать его в секцию. Не спешите, всему свое время. Вы можете сами играть с ним, в этом возрасте этого будет достаточно.

Если Вашему ребенку уже больше семи, то не думайте, что все потеряно. Придти в футбольную школу можно и в 8, и в 9 лет. Если Ваш ребенок до этого играл во дворе с ребятами, то он без проблем сможет «догнать» тех ребят, которые пришли на футбол в 5-6 лет. Вполне возможно, что он будет даже лучше.

Чем полезен футбол для детей?

Многих родителей интересует вопрос о пользе футбола для детей, потому что для них очень важно развитие ребенка.

В первую очередь, ребенок развивается физически. Занятия футболом на свежем воздухе позволяют:

Укрепить мышцы;

Повысить скорость реакций;

Улучшить координацию движений;

Повысить иммунитет;

Улучшить обмен веществ и избавиться от лишнего веса;

Укрепить сердечно-сосудистую систему.

Во-вторых, дети развиваются психологически. В процессе занятий футболом ребенок:

Общается с другими детьми, интегрируясь в общество;

Становится самостоятельным;

Учится думать и принимать решения;

Формирует лидерские качества;

Начинает понимать ответственность за команду.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что заниматься футболом детям очень полезно. Однако, многие люди считают, что футбол – это бесполезная беготня за мячом. Возможно, кто-то из Вас думает так же. Но это далеко не так.

Ответственность за развитие вышеперечисленных качеств лежит на тренере, поэтому при выборе футбольной секции стоит учитывать квалификацию тренера.

Источник: https://football-esthete.ru/stoit-li-otdavat-rebenka-na-futbol



Предварительный просмотр:

Родительский лекторий

Вопрос - ответ

D:\Наташа папка сборная\Презентации\Дети клипарты футболисты\бьет мяч.jpg

Подготовила: Прокофьева Н. В.

Инструктор по физической культуре


«Часто задаваемые вопросы

Каким детям подходит футбол?

Ваш ребенок находится в постоянном движении и его невозможно успокоить? Тогда ему точно подойдет футбол. На занятиях футболом он сможет выплеснуть энергию, а тренер поможет направить ее в нужное русло.

Каким детям футбол НЕ подходит?

Если Ваш ребенок, наоборот, спокойный и не любит делать резких движений, то футбол ему вряд ли подойдет. Возможно, ему вообще неинтересно заниматься спортом. В таком случае лучше выбрать другое занятие.

Подходит ли футбол девочкам?

Многие привыкли считать, что футбол – это мужской вид спорта. Это не совсем так. В последнее время футбольные школы стали активно набирать женские группы. если Ваша дочь любит играться с футбольным мячом, то есть смысл отдать ее в секцию футбола. В этом нет ничего странного.  Дело в том, что женский футбол не так активно обсуждается и освещается.

Минусы футбола для детей

Мы поняли, что занятия футболом позволяют детям развиваться физически и психологически. Но неужели все так однозначно? Здесь, как и везде, существует и обратная сторона медали.

Какие проблемы могут возникнуть при занятиях футболом:

Травмы

Будьте готовы к тому, что у ребенка часто будут появляться синяки и ушибы. Футбол – игра контактная, с этим ничего не поделаешь. У детей, как правило, не возникает мысли «так, в этой ситуации надо сыграть аккуратнее, чтобы не получить травму».

Замкнутость, боязнь

Бывает такое, что ребенок чувствует себя не в своей тарелке. Он избегает борьбы, боится ошибиться. Возможно, это временно и ему нужно просто привыкнуть к новым условиям. А, может быть, ему вовсе не нравится футбол.

Проблемы с учебой

Сам помню, как в школьные годы я настолько сильно погружался в футбол, что иногда совсем забывал про учебу. До шестого класса я был отличником, но, когда стал заниматься футболом, успехов в учебе стало меньше. Это нужно контролировать родителям и тренерам. Футбол – это, конечно, хорошо, но учеба в этом возрасте должна быть на первом месте.

Перспективы футбола для детей

Занятия футболом в будущем могут превратиться в работу. Ваш ребенок при должном характере и старании может стать профессиональным футболистом. Талант в этом случае также играет большую роль.

Источник: https://football-esthete.ru/stoit-li-otdavat-rebenka-na-futbol



Предварительный просмотр:

Родительский лекторий

 «Профилактика нарушений плоскостопия»

Большое значение для осанки и развития движений имеет формирование стопы. Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет очень важные функции. Нарушение строения и функций стопы приводит ко многим заболеваниям, в числе которых плоскостопие. Любое заболевание всегда легче предупредить, чем лечить.

 Предупредить плоскостопие можно путём подбора соответствующих упражнений. Цель которых - развитие и укрепление мышц пальцев, самой стопы и голени. Занятия проводятся обязательно босиком и желательно несколько раз в день по 10 минут: утром, днём  и вечером. Рекомендуемый курс: 6 - 9 месяцев.

Предлагаем родителям провести разминку с различным положением стоп.

  1.  «Великан»

Ходьба на носочках, подняв прямые руки вверх, ладонями внутрь.

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крышу.

На носочки поднимись

И макушечкой тянись!

  1.  «Ходьба на пятках»

Ходьба на пятках, руки в «крылышках», локти прижаты к туловищу, лопатки соединены.

Руки в «крылышки» сложили

И на пятках походили.

Носки кверху задираем

И на месте мы шагаем.

  1. «Мишка -Топтыжка»

Ходьба на наружном своде стопы, руки на поясе.

А теперь походим

На наружном своде!

Мишка – Топтыжка по лесу гуляет,

И с ноги – на ногу переступает.

  1. «Страус»

Ходьба с высоким подниманием колена, руки на поясе.

Ноги страус так легко

Поднимает высоко!

Идём по - страусиному -
Ножки будут сильными!

  1.  «Уточка»

Ходьба в полуприседе, руки на коленях, спина прямая.

Я сейчас - как уточка,

Похожу минуточку.

Спинку ровно выгибаю,

Лужи я переступаю.

  1. «Гуси»

Ходьба в полном приседе, руки на коленях, спина прямая.

А сейчас - иду как гусь,-

К озеру попасть стремлюсь.

В полном приседе шагаю,

Шею вверх я поднимаю.

  1. Буква «Т»

Ходьба с разворотом стопы в виде буквы «Т».

А теперь - внимание:

Буква «Т» - задание.

Я по комнате шагаю,

К стопе пятку приставляю.

А сейчас внимание!

Для семей – задание.

Приглашаем потрудиться,

И конечно – не лениться.

Упражненья показать,

Ваши пальчики размять.

Практическое семейное задание «Ортопедические игры»

Цель: профилактика заболеваний опорно - двигательного аппарата, в частности профилактика плоскостопия детей, через ортопедические игры в домашних условиях.

Двум семьям (мама и ребёнок) предлагается в качестве соревнований выполнить следующие задания на качество и скорость

  1. «Захвати предмет пальцами ног» (разноцветные орешки, маленький обруч)

И. п. - сидя на коврике, опираясь руками сзади. Захватывать пальцами ног мелкие камешки – орешки и переложить их в обруч - корзину.

Пальчики я разминаю,

И орешки поднимаю.

Пальчиками их сожму,

И в корзинку отнесу.

  1. «Подтяни и перенеси» (3 косички, 3 мешочка с песком)

И. п. - то же. Захватывать пальцами ног предметы, подтягивать ноги к себе, затем выпрямлять их, перекладывать предметы пальцами ног вправо и влево.

Я косичку обхвачу,

И ногами подтяну.

А затем возьму мешочек,

И снесу его в кружочек.

  1. «Нарисуй ногой» (фломастер, лист бумаги)

И. п. - то же. Карандаш (мел, фломастер) захватить всеми пальцами ноги, повернуть стопу наружным краем книзу и рисовать на листке (песке) прямые линии, кружочки и т. д.

Я возьму фломастер смело, -

Хоть и непростое дело.

Ногой буду рисовать,

Ты попробуй обогнать.

  1. «Собери верёвку пальцами»

И. п. - стоя. Пятка одной ноги в упоре на конце верёвки. Собрать пальцами ног в кучу верёвку, растянутую на полу перед ребёнком (длина верёвки –  30 - 50 см.)

Я верёвку соберу,

Свои пальцы – разомну.

Быстро я их разгибаю,

И верёвку собираю.

  1. «Собери и подними» (платочек)

И. п. - стоя. Собрать пальцами ног в кучу платочек, разложенный на полу и поднять его ногой вверх.

На полу лежит платок, - Я его убрать бы смог.

Буду маме помогать,

Ногой платочек поднимать.

  1.  «Подними мяч ногами» (мяч резиновый)

И. п. – сидя, руки в упоре сзади. Поднимать мяч вверх и вниз ногами, выполнять круговые движения, удерживая мяч ногами (стопы обхватывают мяч).

Крепко мячик я держу,

И подружке покажу.

Вверх и вниз я поднимаю

Мяч совсем я не роняю.

  1.  «Передай мяч ногами» (мяч резиновый)

И. п. – сидя, руки в упоре сзади. Передавать мяч друг другу ногами в одну и другую сторону (передавая мяч ногой игроки называют добрые слова).

Будем весело играть,

Будем мяч передавать,

Крепко мяч ногой держи,

Слово доброе скажи.

Инструктор: Большое спасибо нашим участникам. Проводим их аплодисментами. На этой оптимистичной ноте наше мероприятие подходит к концу. Мы предлагаем подвести итог нашей встречи.

Каждому из вас в начале нашей встречи раздали мячики красного и синего  цвета. Поднимите вверх мячики красного цвета, если полученный сегодня материал был вам полезен, интересен, и вы будете использовать его в своей практике.

Если полученная информация не принесла вам пользы, и вы ничего не узнали нового – поднимите синие мячи.

Каждому желающему мы приготовили памятки с рекомендациями и комплексами упражнений для профилактики сколиоза и плоскостопия.

Предлагаем Вам поближе познакомиться с выставкой нестандартного оборудования, которое поможет Вам в профилактике нарушений осанки и плоскостопия ваших детей, доступного для использования в домашних условиях. 

Использованная литература:

  1. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. — М.: ФиС, 1990.
  2. Буцинская П. П., Васюкова В. И., Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. — М.: Просвещение, 1990.
  3. Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. — М.: ФиС, 1989.
  4. Гоебешева И. И., Ананьева Н. А., Гоибакин С. Г. Ваш ребенок. — М.: Медицина, 1990.
  5. Икова В. В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников.—Л.: Гос. издательство медицинской литературы, 1963.
  6. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. — М.: Просвещение, 2003.
  7. Красикова И. С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. — СПб.: Корона-принт, 2003.
  8. Красикова И. С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. — СПб.: Корона-принт, 2003.
  9. Кризель М.: Кризель У. Детская гимнастика. — Л.: Гос. издательство Министерства просвещения, 1962.
  10. Милюкова И. В.. Евдокимова Т. А. Гимнастика для детей. — СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2004.
  11. Никитин С. £.. Тришин Т. В. Здоровье и красота вашей осанки. — М.: Сов. Спорт, 2002.
  12. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1973.
  13. Останко Л.В. 50 оздоровительных упражнений для красивой осанки малыша, СПб.,: Литера 2010.
  14. Потапчук А. А., Спирина И. Ю. Осанка детей. — СПб.: Комета, 1994.
  15. Студеникин М. Я. Книга для здоровья детей. — М.: Медицина, 1986.
  16. Янкелевич Е. От трех до семи. — М.: ФиС, 1977.



Предварительный просмотр:

Практикум для родителей

"Детский массаж в игровой форме"

Подготовила: инструктор по физической культуре

Прокофьева Н. В.

Прокофьева Наталия Владимировна, - инструктор по физической культуре муниципального автономного образовательного учреждения, детского сада комбинированного вида  "Малыш", муниципального образования город Ноябрьск, вторая квалификационная категория.

Статья "Детский массаж в игровой форме" посвящена оказанию практической помощи родителям. Использовать такой массаж можно и дома и в путешествии, как маме, так и всем членам семьи. Приятную процедуру можно превратить в целое представление для малыша.

Близкий контакт взрослого и ребёнка поможет укрепить эмоциональную близость и повысить психологический климат. Массаж в игровой форме будет способствовать развитию окружающего мира и укреплению здоровья малыша.

Детский массаж в игровой форме

(Практикум для родителей)

             Массаж малышам просто необходим. Нежный, ненавязчивый, но регулярный массаж – это пассивная гимнастика, помогающая организму ребенка улучшать кровоснабжение, работу лимфатической, нервной, эндокринной и опорно-двигательной системы. Пока ребеночек совсем маленький, сделать массаж ему не представляет трудности. Но когда малыш становится более подвижным, ему трудно объяснить, что нужно полежать, а мама ему сделает полезную процедуру. Я предлагаю в игровой форме проводить сеанс детского массажа.

 В этом вам поможет специальная песенка, которую можно напевать под любую музыку. Каждый новый прием характеризует для малыша «нового друга», которого ребенок представляет.

Поглаживание:

Кошка к Машеньке пришла,

 Мягкой лапкой провела.

 Гладит лапкой кошечка:

 «Отдохни немножечко».

Припев:

 Мур-мур-мур,

 Мур-мур-мур,

 Отдохни немножечко. /дважды

Растирание круговое:

Солнце глянуло в окошко:

 Где наш маленький Серёжка?

 И по кругу побежало,

 Еще ярче засверкало.

Припев:

 Ля-ля-ля,

 Ля-ля-ля,

 Светит солнышко друзьям. /дважды

Пощипывание:

Ищет курочка цыплят:

 Кушать деточки хотят.

 «Где мои цыплятки?

 Где мои ребятки»

Припев:

 Ко-ко-ко,

 Ко-ко-ко,

 Где цыплятки? Ко-ко-ко. /дважды

Пунктирование одним пальцем:

Мышки серые давно

 Ищут крошки и пшено.

 Вот такие мышки,

 Мышки – шалунишки!

Припев:

 Пи-пи-пи,

 Пи-пи-пи,

 Мышки-шалунишки! /дважды

Пощипывание посильнее:

Вышли гуси на лужок –

 Где Кирюшенька дружок?

 Га-га-га, пойдём гулять,

 Травку свежую щипать.

Припев:

 Щип-щип-щип,

 Га-га-га,

 Вышли гуси, га-га-га. /дважды

Растирание ребром ладони:

Каруселька взад-вперед –

 На прогулку нас зовет.

 Покатать туда-сюда

 Может нас она всегда.

Припев:

 Тру-ла-ла,

 Тру-ла-ла,

 Покатает нас она. /дважды

Поглаживание:

Кошка лапкою погладит.

 Вот и всё, спасибо, хватит.

 И сказала кошечка:

 До свиданья, крошечка!»

Припев:

 Мур-мур-мур,

 Мур-мур-мур,

 Возвратится кошечка. /дважды



Предварительный просмотр:

Цикл бесед для родителей

«Часто болеющие дети. Вопросы и ответы»

Подготовила: Прокофьева Н. В.

Инструктор по физической культуре


Цикл бесед для родителей «Часто болеющие дети. Вопросы и ответы»

Тема: «Кого считать часто болеющим ребенком»

     В отечественной медицине часто болеющими считаются: дети до 1 года, если случаи острых респираторных заболеваний (ОРЗ) - 4 и более в год; дети от 1 до 3 лет - 6 и более ОРЗ в год; дети от 3 до 5 лет - 5 и более ОРЗ в год; дети старше 5 лет - 4 и более ОРЗ в год.

     Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10 - 14 дней одно ОРЗ). Длительно болеющие дети также могут быть отнесены к категории часто болеющих.

     Внешне ОРЗ могут проявляться насморком, кашлем, покраснением горла, общей слабостью, подъемом температуры. У часто болеющих детей может быть какой-то один, но длительно существующий симптом, например, постоянный кашель или подкашливание, постоянные выделения из носа, при этом температура может быть нормальной. Если же у ребенка постоянно повышена температура, но при этом нет симптомов ОРЗ, это часто является признаком хронических инфекций, и требует детального медицинского обследования.

Тема: «Почему ребенок часто болеет»

     Если ребенок часто или длительно болеет, это значит, что его иммунитет ослаблен. Рассмотрим основные факторы, приводящие к ослаблению иммунитета.

      Функции иммунной системы начинают формироваться внутриутробно, поэтому внутриутробное инфицирование, недоношенность или морфо-функциональная незрелость малыша могут привести к тому, что ребенок впоследствии станет часто болеть. Следующим важным фактором для формирования иммунитета является материнское молоко, поэтому дети, находящиеся на грудном вскармливании, редко болеют ОРЗ, и наоборот, ранний переход на искусственные смеси может привести к тому, что уже на первом году жизни ребенок начнет болеть простудными заболеваниями.

     На первом году жизни или в более старшем возрасте у малыша в результате различных неблагоприятных факторов могут развиться фоновые состояния, ослабляющие иммунитет. Это - дисбактериоз кишечника, гиповитаминоз, рахит.

      Выраженное ослабление иммунитета часто бывает после тяжелых заболеваний или оперативных вмешательств. Если ребенок переболел дизентерией, сальмонеллезом, пневмонией, ангиной, его иммунитет ослаблен. Очень сильно ослабляют функции иммунной системы вирусы. После перенесенных гриппа, кори, других вирусных заболеваний ребенок имеет повышенную чувствительность к инфекциям и может стать часто болеющим.

     Ослабляет иммунитет длительный прием некоторых лекарств. Такими лекарствами являются иммуносупрессанты, использующиеся при аутоиммунных заболеваниях (системная красная волчанка, ревматоидный артрит и др.), некоторые противоопухолевые препараты, стероидные гормональные препараты для приема внутрь, большинство антибиотиков. В том случае, если использование этих лекарств необходимо, желательно принимать профилактические меры для поддержания нормального функционирования иммунитета.

      Наличие у ребенка хронических заболеваний тоже способствует ослаблению защитных механизмов и может стать причиной того, что ребенок часто болеет. Такими заболеваниями могут быть хронические гайморит, тонзиллит, аденоиды, вялотекущие и атипические инфекции, вызванные такими возбудителями как микоплазма, пневмоциста, хламидии, йерсинии. Нередко причиной ослабления иммунитета являются глисты, которых довольно трудно диагносцировать по калу.

     Встречаются врожденные иммунодефицитные состояния, в том числе изолированные иммунодефициты, когда у ребенка нарушено какое-то одно звено иммунной системы. Дети с такими иммунодефицитами могут часто болеть какими-либо рецидивирующими, т.е. повторяющимися заболеваниями. Если ребенок постоянно болеет однотипными заболеваниями, например - рецидивирующая молочница, хроническая инфекция ЛОР-органов, его нужно обследовать в плане существования врожденной иммунопатии.

     Наконец, большое значение для нормального функционирования иммунитета имеют правильное сбалансированное питание и режим. Ребенок может часто и длительно болеть, если в его рационе не хватает витаминов или питание - несбалансированное, например, отсутствуют продукты животного происхождения или пища содержит большое количество углеводов, но малое белков и жиров. Если ребенок редко находится на свежем воздухе, ведет малоподвижный образ жизни, вдыхает табачный дым от курящих взрослых, это может привести к ослаблению его иммунитета.

Тема: «Часто болеющий ребенок»

     Часто болеющие дети - проблема социальная и медицинская. У таких детей, как правило, нарушен календарь профилактических прививок, они не могут посещать детские дошкольные учреждения, а в школьном возрасте вынуждены пропускать занятия в школе. Родителям приходится периодически оставаться дома с болеющим ребенком и пропускать работу.

    У часто болеющего ребенка формируется “порочный круг”: на фоне ослабленного иммунитета ребенок заболевает ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммунитет. В результате повышенной чувствительности организма к различным инфекционным агентам и снижения защитных механизмов, велика вероятность развития хронических, вялотекущих инфекционных и неинфекционных заболеваний (гастрит и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, хронические гайморит, фронтит и др.). Наличие хронических инфекций может привести к отставанию в физическом развитии, аллергизации.

     У часто болеющих детей могут развиваться и различные психологические проблемы, “комплексы”. Прежде всего, это - “комплекс неполноценности”, ощущение неуверенности в себе. Невозможность из-за частых болезней жить полноценной для своего возраста жизнью может привести к социальной дисадаптации (ребенок может избегать сверстников, быть замкнутым, грубым, раздражительным).

     Учитывая такие возможные последствия, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы предотвратить ослабление иммунитета ребенка.

Тема: «Меры профилактики заболеваний»

     Еще во время беременности будущей маме нужно позаботиться о здоровье еще не родившегося малыша. Женщине, готовящейся стать матерью, нужно полноценно питаться, исключить курение и прием алкоголя, по возможности санировать очаги хронической инфекции. Очень важно прикладывание ребенка к груди сразу после рождения, когда из молочных желез выделяется молозиво, богатое иммуноглобулинами. Очень важное, значение, имеет естественное вскармливание. Грудное молоко - важнейшая составляющая для формирования иммунитета ребенка, поэтому даже если молока мало, желательно, чтобы ребенок его получал. Если материнского молока достаточно, не нужно вводить прикорм до 4 - 6 месяцев. Если приходится докармливать малыша искусственными смесями, важна стабильность, т.е. не нужно менять смеси, если у ребенка нет непереносимости к той смеси, которую он получает.

     Как было сказано выше, ослабление иммунитета ребенка может происходить на фоне дисбактериоза кишечника или гиповитаминозов. Важно выявить эти состояния на первом году жизни и под врачебным контролем корригировать. Детям до 3 лет в осенне-зимне-весенние периоды года показана профилактика рахита препаратами витамина D (вигантол, витамин D2 и D3 ). Летом можно не проводить медикаментозную профилактику рахита при условии, что ребенок достаточно много времени проводит на воздухе (не обязательно под прямыми солнечными лучами).

    В качестве профилактики ослабления иммунитета можно использовать поливитаминные препараты (муль-титабс, поливит-беби, юникап, центрум и другие). Хорошим общеукрепляющим действием обладают дрожжевые препараты (дрожжевой экстракт “Фаворит”, пангамин и др.). Поливитаминные и дрожжевые препараты особенно нужны детям осенью и весной, когда происходит естественное ослабление иммунитета.

    Важно наладить сбалансированное питание. Для нормального функционирования иммунной системы необходимо, чтобы в питании ребенка присутствовали белки и жиры животного происхождения (молочные и кисломолочные продукты, мясо, рыба), витамины, основным источником которых являются овощи и фрукты. Летом детям старше 4 - 5 месяцев очень полезны свежие, термически не обработанные фрукты, ягоды, соки. В них содержится значительно большее количество витаминов, чем в тех же продуктах после термической обработки или консервирования. Организм ребенка может накопить за лето витамины, что укрепит его иммунную систему.

     Общеукрепляющим действием на организм обладает закаливание. Существуют разные методики закаливания. Некоторые предполагают обливание холодной водой всего тела, другие - только каких-то отдельных участков (ноги до колен, плечи и шея). Есть виды закаливания без водных процедур (воздушные ванны). Но для всех видов закаливания существуют общие принципы. Любое закаливание надо начинать постепенно, понемногу увеличивая время процедуры и постепенно понижая температуру воды (или воздуха). Закаливание нужно проводить регулярно, и если по каким-то причинам процедуры были прерваны, возобновлять их нужно с самого начала. Только при соблюдении этих правил можно добиться положительного эффекта.

     Некоторых инфекционных заболеваний можно избежать, делая профилактические прививки. Кроме обязательных прививок от туберкулеза, полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, эпидемического паротита существуют вакцины от гриппа, гепатитов А и В. Вакцинацию противогриппозной вакциной нужно делать до начала эпидемии гриппа, чтобы иммунитет успел выработаться. Делать прививку от гриппа в разгар эпидемии, или когда ребенок уже заболел не имеет смысла, так как прививка не защитит ребенка от заболевания.

     Так как одним из факторов, ослабляющих иммунитет, являются глисты, родителям нужно помнить о мерах гигиены: приучать ребенка мыть руки, не допускать игр в прихожей и уборной, следить, чтобы ребенок не поднимал предметы на улице и не гладил уличных животных, периодически проводить дома влажные уборки и мыть с мылом игрушки. Учитывая сложность диагностики глистов по калу, возможно проведение профилактических противоглистных курсов несколько раз в год, особенно осенью.

Тема: «Что делать, если ребенок часто болеет»

    Если ребенок часто болеет, нужно продолжать или начинать общеукрепляющие профилактические мероприятия, о которых было сказано выше: витаминотерапия, сбалансированное питание и др. Важно вылечить хронические заболевания, особенно патологию ЛОР - органов: хронические тонзиллиты, синуситы (гайморит, фронтит), аденоиды.

     Родителям часто болеющих детей нужно обратиться к врачу (педиатру, гастроэнтерологу, иммунологу). Предварительно можно сдать анализы, которые помогут установить причину ослабленного иммунитета: кал на дисбактериоз, кровь на иммунный и интерфероновый статус. В зависимости от клинической картины часто повторяющихся ОРЗ можно сдать специальные анализы: исследования на обнаружение микоплазмы и пневмоцисты при упорном кашле (кровь, мазки из зева), мазок из зева при хронических тонзиллитах и др.

     Для лечения часто болеющих детей могут быть использованы медикаментозные препараты неспецифического воздействия (витамины, адаптогены, биогенные стимуляторы и т.д.), а также терапия специфическими препаратами, направленными на определенные звенья иммунной системы - иммунокоррекция (иммуноглобулины, интерфероны, препараты вилочковой железы).

Тема: «Витамины и микроэлементы – почему они так важны?»

ВИТАМИНЫ

Витамин А.

Участвует в образовании зрительных пигментов, поддерживает целостность кожи и слизистых оболочек, в частности, роговицы и конъюктивы. Обеспечивает нормальный рост организма, укрепляет зубы, волосы, ногти.
При недостатке: куриная слепота, повышенная восприимчивость к инфекциям, кожные поражения.

Витамин В1.

Играет большую роль в обмене углеводов, в работе нервной системы, сердца и желудочно-кишечного тракта. При недостатке: поражения центральной и периферической нервной системы, нарушения функций ЖКТ, мышечной системы и сердца. 

При отсутствии развивается пиелонефрит.

Витамин В2.

Принимает участие в процессах роста, участвует в обмене углеводов, жиров, белков, регулирует состояние центральной нервной системы, влияет на зрение. 
При недостатке: дефекты развития, истощение, нарушение зрения, поражения кожи.

Витамин В6.

Необходим для усвоения жиров и белков. Регулирует состояние нервной системы. Способствует образованию красных кровяных телец. 
При недостатке: нарушение функций центральной нервной системы и кожи, кроветворения, кариес зубов, разрушение костей, истощение.

Витамин В12.

Участвует в процессе кроветворения и синтезе гемоглобина. Регулирует функции абсорбции в ЖКТ. 
При недостатке: различные типы анемии.

Витамин С.

Способствует росту и восстановлению тканей, заживлению ран. Помогает сохранять здоровыми зубы, кости, кровеносные сосуды, мышцы. 
При недостатке: снижение работоспособности, предрасположенность к инфекциям, воспалениям слизистых оболочек, повышенная кровоточивость, выпадение зубов.

Витамин D.

Основное количество витамина D образуется в коже при действии на нее света, меньшая часть поступает с продуктами питания. Оказывает влияние на костеобразование, усвоение организмом кальция и фосфора, обеспечивая всасывание этих элементов в тонком кишечнике и перенос кальция в костную ткань. 
При недостатке: атрофия костей, плохое срастание костных переломов.

Витамин Е.

Стимулирует мышечную деятельность. Способствует накоплению во внутренних органах всех жирорастворимых витаминов. 
При недостатке: поражение нервно-мышечной системы, сердца и сосудов.

Витамин К1.

Способствует лучшему свертыванию крови.

МИКРОЭЛЕМЕНТЫ

Биотин.

Участвует в обмене веществ, оказывает влияние на половые органы и на нервную систему.

Фолиевая кислота.

Участвует в обмене веществ и синтезе амино- и нуклеиновых кислот, стимулирует воздействие на кроветворную функцию головного мозга, положительно влияет на работу кишечника.

Пантотеновая кислота.

Играет важную роль в обмене веществ, оказывает нормализующее влияние на нервную систему, на функции щитовидной железы и надпочечников.

Никотинамид.

Нормализует функции желудка, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы, а также работу печени. Участвует в белковом обмене. 

Ванадий.

Положительно влияет на образование костей и зубов. Препятствует образованию холестерина в кровеносных сосудах.

Железо.

Основная функция – кроветворение, участвует в окислительно-восстановительных процессах в организме. Повышает устойчивость к болезням, укрепляет кожу.

Йод.

Регулирует клеточный обмен. Важен для гормонов щитовидной железы.

Кальций.

Укрепляет защитные силы организма, повышает его устойчивость к инфекциям. оказывает существенное влияние на обмен и усвоение организмом пищевых веществ. Укрепляет кости и зубы, регулирует сердечный ритм.

Калий.

Улучшает снабжение головного мозга кислородом, способствует снижению кровяного давления. Необходим для нормальной сердечной деятельности. Регулирует электрические процессы в мышцах и нервах.

Кремний.

Важная составляющая соединительной ткани.

Магний.

Способствует предотвращению образования отложений кальция, стимулирует перистальтику кишечника, обладает сосудорасширяющим действием.

Марганец.

Способствует снятию усталости, улучшению памяти, усиливает мышечные рефлексы. Влияет на усвоение кальция и фосфора, способствует получению энергии из пищи, содействует правильному обмену сахара в организме.

Медь.

Оказывает влияние на железы внутренней секреции, на процессы кроветворения, обладает инсулиноподобным действием. Участвует в образовании эритроцитов.

Молибден.

Предотвращает малокровие и способствует усвояемости организмом железа

Ниацин.

Его недостаточность вызывает болезни рта, кишечника и кожи.

Никель.

Влияет на рост и понижает уровень железа, меди и цинка в печени.

Олово.

Влияет на процессы роста в организме.

Рутин.

Усиливает сопротивляемость инфекциям, повышает эффективность витамина С, укрепляет стенки капилляров, предотвращает кровоточивость.

Селен.

Замедляет процессы старения организма

Фосфор.

Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной мышцы. Участвует во всех видах обмена веществ. Укрепляет десны и уменьшает боль, вызванную артритом.

Фтор.

Присутствует во всех тканях человеческого организма, повышает прочность костей и уменьшает кариес зубов.

Хром.

Обеспечивает организм энергией для превращения углеводов в глюкозу.

Цинк.

Способствует усвоению и воздействию витаминов группы «В». Ускоряет заживление ран, оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему. Необходим для нормального развития костного скелета и восстановления тканей.