Модульное обучение химии

Использование технологии модульного обучения на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon modulnoe_obuchenie.zip116.93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии модульного обучения на уроках химии

Модульное обучение — достаточно популярная сегодня технология, комплексно решающая ряд актуальных педагогических задач. Она обеспечивает индивидуальный темп учения, учитывает возможности, склонности и потребности ученика, вырабатывает у него умение самостоятельно работать с разными источниками информации и самостоятельно осваивать материал. В основе большинства вариантов модульного обучения, реализуемых в отечественном образовании, лежит концепция П. А. Юцявичене, рассматривающая модуль как функциональный узел, предназначенный для достижения конкретных дидактических целей в процессе специально организованной самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Разрабатывая модульную программу по своему предмету, учитель, прежде всего, выстраивает систему целей, в соответствии с которыми затем структурирует содержание предмета.

Модульная программа дает возможность проследить логику и последовательность развития умений учащихся, поэтому для ее написания наиболее приемлема графическая форма. Разрабатывая содержание модульной программы, учитель:

  • определяет цели обучения для каждого модуля;
  • делит содержание модуля на завершенные по смыслу блоки содержания (учебные элементы), обеспечивающие достижение целей модуля;
  • определяет комплекс предметных и общеучебных умений для каждого учебного элемента;
  • четко обозначает результаты, которые должны быть достигнуты после изучения модуля;
  • определяет формы контроля (самоконтроля) деятельности учащихся.

Один из ведущих принципов модульного обучения — принцип паритетности отношений учителя и ученика. Чтобы школьник стал в полной мере соучастником образовательного процесса, он должен владеть информацией о целях, последовательности и содержании предстоящей работы. Такое информирование обеспечивается разработкой «маршрутных листов самостоятельной работы ученика».

Маршрутный лист включает в себя информацию о: целях изучения данного модуля с указанием перспектив использования полученных знаний и умений; количестве и типах предстоящих занятий; основных видах деятельности учащихся на уроке; домашних заданиях к каждому занятию; материале для повторения; основных терминах, определениях, формулах; результатах освоения модуля; видах и проблематике учебных (творческих, исследовательских) проектов; источниках дополнительной информации; формах итогового контроля.

В старших классах в маршрутных листах предусматривается место для того, чтобы ученик мог вписать: а) свои собственные цели работы по данному модулю; б) форму и направление индивидуального учебного проекта по изучаемым в модуле проблемам.

Для меня же модульная технология явилась тем инструментом, который помог мне решить проблему изучения материала самостоятельно на уроках химии при количестве одного часа в неделю в 10-11 классах.

Поэтому осуществляю планирование курса химии по модулям, а каждый модуль укладывается в дидактический цикл «Выбор» и сопровождается маршрутной картой учащихся.

Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.

Наблюдения и результаты моей работы показывают, что для учащихся главное то, что каждый работает самостоятельно, в своем темпе, при этом есть возможность получить консультацию у учителя, использовать помощь товарищей, можно всё время себя контролировать. Учащиеся значительно глубже осознают учебное содержание.

Практика использования мною приемов и форм модульного обучения: маршрутная карта, рабочий лист учащегося, работа в группах, показала, что эта технология позволяет:

  • экономить время;
  • эффективна, как при изучении нового материала, так и при повторении изученного;
  • данная технология применима в группах и при индивидуальном обучении;
  • данная технология позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащихся, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ученика.

Применяя данную технологию учащиеся достигают следующих результатов:

1) умеют самостоятельно работать с маршрутной картой и рабочим листом;

2) самостоятельно создают мультимедийные продукты к урокам;

3) сильные учащиеся помогают слабым в освоении учебного материала, работают в группе - таким образом осуществляется обучение в сотрудничестве;

4) учащиеся мотивированны на исследовательскую деятельность, принимают участие в конференциях различного уровня, занимая призовые места. Проводят исследования на уроках.

Вывод: то есть учащиеся умеют работать самостоятельно.

Все это, в целом, способствует получению высоких результатов на государственной итоговой аттестации. А также помогает учащимся добиваться значительных результатов на научно-исследовательских конференциях Всероссийского уровня.

К работе имеется ПРИЛОЖЕНИЕ, в котором приводиться конкретный пример использования технологии модульного обучения на уроках химии.

  • Модуль «Углеводороды»
  • Маршрутная карта «Алкены»
  • Задачи на определение молекулярных формул углеводородов
  • Контрольная работа по теме: «Углеводороды»
  • Темы проектов

Переход от одного материала к другому осуществляется по гиперссылкам.