СКОРАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Мачинская Татьяна Васильевна

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте.

        В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

        Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

        Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

        Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком , в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество . Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

        В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего [1] .

        Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

  • им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

  • внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

  • поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

  • детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

  • преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

        Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

  • во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

  • во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

  • в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

  • наблюдение и элементарный труд в природе;

  • сценарии активизирующего общения;

  • игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

  • слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

  • инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

  • игры на развитие мелкой моторики рук;

  • дидактические игры и упражнения;

  • бытовые и игровые ситуации;

  • элементарное экспериментирование.

        Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности. Поэтому, мы предлагаем Вам посмотреть те из них, которые, на наш взгляд, наиболее интересны и которые редко показываются на открытых просмотрах. Это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения. А теперь я коротко раскрою сущность каждой из этих форм.

        

Наблюдение и элементарный труд в природе.

        Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: "Что ты принёс? Где взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

        Один из приёмов активизации речи ребёнка - мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае - с комнатными растениями. "Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!", "Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!".

        Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

        

Сценарий активизирующего общения.

        Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий - результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

        Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может "включиться" или "выключиться" в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время - от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

        Разумеется, что в обычные дни организация совместной деятельности происходит по другому. Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

        Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.

        Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

[1] Арушанова А. Г., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра дошкольного детства им. А. В. Запорожца.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Родительские собрания в ДОУ»

Подготовил:

старший воспитатель МБДОУ ДС №1

высшей квалификационной категории

Мачинская Татьяна Васильевна.

И руководители, и воспитатели ДОУ ежедневно общаются с детьми и родителями, видят их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического и интеллектуального развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию.

Сотрудничество детского сада с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребенка. Как установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника? Как объединить усилия взрослых для воспитания и развития детей? Как создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки? Как осуществить заветную мечту каждого педагога - обеспечить абсолютную явку всех родителей на собрание? Ответы на эти вопросы интересуют многих педагогов /ДОУ.

Стремление воспитателя к диалогу - важнейшее условие доверительных отношений с родителями. Ведь родители хотят видеть в педагоге отзывчивого, знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами. Успешному взаимодействию с родителями способствуют разнообразные активные формы общения, в том числе и родительское собрание.

Родительское собрание - это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на собрании у педагога есть возможность организованно познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Хорошо продуманная повестка собрания, творческий подход по обмену опытом воспитания детей в семье.

В наши дни родителю недостаточно послушать часовой доклад воспитателя о проблемах воспитания детей, родитель желает «живого» диалога с воспитателями, специалистами-педагогами ДОУ, с другими родителями и даже с детьми. Именно такое сотрудничество и может быть успешным.

Многие педагогические коллективы ДОУ активно ведут поиск эффективных форм взаимодействия с родителями. Одно из средств педагогического информирования семьи, различные формы родительских собраний.

ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

  • ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий. Отбор материала для родительского образования подчинён нескольким принципам:

1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.

2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.

3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.

4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности (2).

ФОРМЫ И ВИДЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ.

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных ц е л е й.

Успешное проведение родительского собрания строится на нескольких позициях:

  • уважать права родителей;
  • искренне выражать чувства, уметь управлять ими;
  • внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;
  • предоставлять возможность родителям рассказывай, о возникающих трудностях в воспитании ребенка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут;
  • не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Родительские собрания можно разделить на несколько видов: общее, групповые, собрания с привлечением педагогов ДОУ. Общие собрания проводятся обычно реже, чем групповые, раз-два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами и нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы дошкольного образовательного учреждения. Групповые родительские собрания организуются несколько раз в год. На них обсуждаются важнейшие задачи воспитательно- образовательного процесса в данной группе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества родителей и воспитателей, подводятся итоги выполненной работы.

Главное назначение родительских собраний - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний:

  • Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинга, дискуссии и т. д.
  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

По содержанию родительские собрания могут быть:

  • организационные - это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет;
  • тематические - это собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;
  • итоговые - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.

По форме собрания могут быть самые разнообразные:

  1. Конференция.
  2. Деловая игра.
  3. Семинар.
  4. Диспут.
  5. Консультация.
  6. День открытых дверей,
  7. Дискуссия.
  8. Лекция-семинар.
  9. Аукцион.
  10. Читательская конференция.
  11. Педагогическая лаборатория.
  12. Душевный разговор.
  13. Мастер-класс.
  14. Ток-шоу.
  15. Педагогический капустник.
  16. Педагогический консилиум.
  17. Педагогический ринг.
  18. Психологический тренинг и др.

Конференция

При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты  различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общие собрания. Для групповых собраний могут быть интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня», «Семейные традиции».

        Деловая игра

При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник детского сада и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.

Семинар

Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей  авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например: «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Что в ДОУ важнее: образование или воспитание?» и т.п.

Диспут                                                                                                                                                                                                 Подготовка диспута, конечно, требует определенного мастерства от воспитателя. При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, воспитатель сможет высказаться, воспитатель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.

Консультация

Собрание в такой форме можно проводить как на базе одной группы, так и на общем. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из воспитателей-методистов, который даст общую информацию по теме консультации (образовательной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным группам, в которых их ожидают педагоги ДОУ (это могут быть учитель-логопед, педагог-психолог. Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть выставки рисунков, познакомиться с творческими работами детей, с газетами для родителей.

День открытых дверей

Родители могут посетить подготовленные для них открытые занятия, концерты, театрализованные представления, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым они получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в детском саду и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию по интересующей проблеме.

Дискуссия

Это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью такого обсуждения является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.

Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:

  • Личность воспитателя выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей.
  • Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, и устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируются с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.
  • Формируются новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новые способы социальных и межличностных взаимодействий.
  • Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность.

Лекция-семинар

Для проведения собрания в форме лекции-семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты.

                                                                                                                                                         Аукцион

Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме.

Читamельская конференция

За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, а уже на собрании воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем освещает суть темы и задаёт вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд «Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать с учетом возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или интересующую всех.

Педагогическая лаборатория

 Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях.

Душевный разговор                                                                                                                                Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы - агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками; если ребёнок – левша; если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.

За несколько дней до собрания воспитатель предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.

Мастер-класс                                                                                                                                            Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть как теоретическим, так и практическим.

Ток-шоу                                                                                                                                        Собрание в форме ток-шоу подразумевает обсуждение проблемы с различных  точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей решения. На ток-шоу выступает воспитатель, родители, можно пригласить различных специалистов. У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, учитывая разные точки зрения и аргументируя их.                                                                                                                                       

Педагогический капустник                                                                                                            Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как весёлый концерт.                                                  Педагогический консилиум                                                                                                                         Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования для того, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия в соответствии с разным возрастом детей.                                                                                            На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОУ.                                                                                                                               Педагогический ринг                                                                                                                            Это столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю и т.д.                                                                                                              Психологический тренинг                                                                                                        Основное отличие  тренинга от традиционных форм родительских собраний (лекций, семинаров) состоит в его практической направленности и активности каждого участника. Присутствующие не только знакомятся с полезной для себя информацией, но и учатся применять полученные знания на практике.                       Таким образом, отличительными особенностями психологического тренинга являются:                                                                                                                                                      - практическая направленность;                                                                                                                       - активность участников;                                                                                                                                 - лёгкость усвоения материала.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Родительское собрание является важнейшей формой работы воспитателя ДОУ, средством повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести.

С чего начинается подготовка к родительскому собранию?  

С определения его тематики.  Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами, предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.

Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание – возможно, даже написать кратко конспект с изложением информации, которую надо донести до сведения родителей.

Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем воспитательно-образовательного и организационного характера.

Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого-педагогических книг, газет, журналов, общения с педагогами-специалистами, детьми, родителями, общественностью.

Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства - иллюстрации, документы, творческие выставки. Важно также установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

Для подготовки родительского собрания можно использовать памятку для воспитателей «Условия успешного проведения родительского собрания». В этой памятке несколько позиций:

  1. Уважать права родителей.
  2. Искренне выражать чувства, уметь управлять ими.
  3. Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.
  4. Предоставлять возможность родителям рассказывать о возникающих трудностях в воспитании ребенка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут.
  5. Не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Практические рекомендации но подготовке к родительскому собранию:

  1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, и их результаты используются в ходе его проведения.
  2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
  3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
  4. В соответствии с темой собрания подготовить конкурсы, выставки, поделки по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, и педагог знакомит родителей с образцами работ. На самом собрании родители выбирают лучшую работу, и победителю вручается приз.
  5. Как одна из форм активизации родительского внимания может быть использована магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания.
  6. Внимание родителей к собранию можно привлечь с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
  7. Желательно провести заседания родительского комитета за месяц до собрания.

Непосредственно перед собранием необходимо:

  1. Подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, па них выставить карточки с именами, отчествами родителей.

2. Подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

3. Продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Проведение родительского собрания.

Родительское собрание традиционно состоит из трех частей: - вводной, основной и заключительной - «разное». Время проведения собрания - 1 час (40 мин с родителями и 20 мин с участием детей).

  1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
  2. Основная часть собрания может быть разделена на два-три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.

Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы им, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду; анализировать педагогические ситуации; предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны

избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное - совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем.

Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой. Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

  1. В заключительной части родительского собрания - «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения; договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированных в протоколе.

Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно: дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Используемая литература.

1. Родительские собрания / авт.-сост. Л. 13. Кыласова Р60 [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2013.

2. Зебзсева В. А. Взаимодействие семенного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический час «Родительские собрания в ДОУ» Подготовил: старший воспитатель Мачинская Татьяна Васильевна

Слайд 2

Современная концепция дошкольного воспитания Одна из задач общения воспитателя с родителями - раскрыть родителям важные стороны психического и интеллектуального развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию.

Слайд 3

Сотрудничество с семьёй направлено: 5 4 3 1 Как формировать у родителей осознанного отношения к воспитанию ребенка Как установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника Как объединить усилия взрослых для воспитания и развития детей Как создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимопод-держки Как обеспечить абсолютную явку всех родителей на собрание

Слайд 4

ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ Родительское собрание - это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на со­брании у педагога есть возможность организованно познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи . Хорошо продуманная повестка собрания , творческий подход к её реализации, привлечение к участию узких специалистов дошкольного образования позволят воспитателям активизировать, обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей. 2. Материал, отобранный для изучения, должен быть досту­пен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников. 3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач. 4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности

Слайд 6

Позиции успешного родительского собрания уважать права родителей; искренне выражать чувства, уметь управлять ими; внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей; предоставлять возможность родителям рассказывай, о возникающих трудностях в воспитании ребенка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут; не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Слайд 7

Требования к проведению собрания Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практи­ческий характер: разбор ситуаций, тренинга, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности воспитанников.

Слайд 8

По содержанию могут быть : организационные - это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет; тематические - это собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и разви­тия учащихся класса; итоговые - это собрания, в задачу которых входит подве­дение результатов развития детского коллектива за определен­ное время.

Слайд 9

По форме собрания могут быть : Конференция Дискуссия Мастер-класс Деловая игра Лекция - семинар Ток-шоу Семинар Аукцион Педагогический капустник Диспут Читательская конференция Педагогический консилиум Консультация Педагогическая лаборатория Педагогический ринг День открытых дверей Душевный разговор Психологический тренинг

Слайд 10

П одготовка к родительскому собранию НЕОБХОДИМО : Определить тематику собрания . Определить форму проведения собрания. Определить содержание собрания. Необходимо подготовить средства.

Слайд 11

Условия успешного собрания Уважать права родителей. Искренне выражать чувства, уметь управлять ими. Внимательно и чутко относиться к эмоциональному со­стоянию родителей. Предоставлять возможность родителям рассказывать о воз­никающих трудностях в воспитании ребенка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут. Не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремить­ся к пониманию и совместному решению проблем.

Слайд 12

Собрание традиционно состоит : Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Основная часть собрания может быть разделена на два-три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступле­ния воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ. В заключительной части родительского собрания - «разное».

Слайд 13

Таким образом : Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Каждая встреча с родителями даёт повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Слайд 14

Используемая литература Бесплатные шаблоны с сайта presentation-creation.ru Icons made by Freepik from www.flaticon.com Ресурсы 1. Родительские собрания / авт.-сост. Л. 13. Кыласова Р60 [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2013. 2. Зебзсева В. А. Взаимодействие семенного и общественного воспитания на современ­ном этапе развития дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL : http :// www . 3. Н.М. Сертакова . Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013.

Слайд 15

СПАСИБО г . Озёрск, Челябинская область, 2021г.