Методическая тема «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира» учителя начальных классов МБОУ гимназии №1 г. Североморска Мещеряковой И.Г.

Мещерякова Ирина Геннадьевна

Второй год я работаю над методической темой «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира». Интерес к методу проектов был у меня всегда. Только сейчас понимаю, что, проводя экскурсии, ведя наблюдения за погодой, явлениями природы, я учила учащихся наблюдать,  исследовать, анализировать, делать выводы. Метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время.

Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • умение самостоятельно конструировать свои знания;

  • умение интегрировать знания из различных областей наук;

  • умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельную деятельность ученика;

  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

  • уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

  • устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

  • уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.

Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

В 2012-2013 учебном  году на курсах повышения квалификации я познакомилась с работой  «Глобальной школьной лаборатории» (сокращенно ГлобалЛаб). Это и  проект, и обучающая среда.  Цель проекта – предоставить нам возможность окунуться в мир настоящего научного поиска.

Мои тогда ещё второклассники - дети очень любознательные, маленькие "почемучки". Долго думала - как им рассказать об ГлобалЛабе. Решила, что  в класс придет письмо с сайта. Дети очень заинтересовались. Выбрали название команды нашего класса -  Северный Умка. В Мурманской области мы стали 4 командой. Заполнили страничку о своём классе и школе. Для этого мы изучили историю создания гимназии №1, чем интересен наш город, его история и  климат.

Следующий наш шаг – "Выбор опытного участка" и его описание. Желающие разбились на группы, кто - то работал индивидуально, потом каждый провел защиту и обоснование своего выбора. В результате дискуссии мы выбрали участок недалеко от гимназии, на склоне улицы  Полярной к заливу.

 

20 апреля по всей стране  прошел  Экологический проект Стоп кадр  - ребята нашего  класса, разделившись на группы, измеряли температуру в разных условиях. Проследили за  облачностью – наблюдали,  какие бывают облака и сколько в них ярусов. Потом каждая команда рассказывала о своей работе в классе.

         

 

Изучали, какие растения уже появились, а какие у нас совсем не растут. Столкнулись с растением название, которого нам неизвестно. Обратились к атласу определителю, к родителям,  интернету. Написали письмо в Глобал Лаб - и только спустя время, когда растение уже подросло мы сами смогли его определить. Это оказался кукушкин лён.

Не обошлось и без уборки мусора – с нашего небольшого участка мы вынесли 8 больших  мусорных пакетов. Обратились с сайта Североморских вестей с призывом активно поработать на субботниках и поддерживать природу в чистоте.

                      

 

За это время ребята  научились работать в группе, строить гипотезы и находить их подтверждение, проводить настоящие исследования, обмениваться результатами с другими участниками проекта,  отыскивать и систематизировать информацию; работать в команде, объединяющей участников из разных городов и стран; формировать культуру сетевого общения. Познакомились с работой цифрового микроскопа.

                 

 

  Наша работа была оценена  ГлобалЛабом ,  я и команда нашего класса получили почетные грамоты «Глобальной школьной лаборатории» за  проведение  научно-исследовательской работы по изучению родного края, сотрудничество и обмен результатами исследований с другими участниками , освоение информационно – коммуникативных технологий в 2012-2013 учебном году в работе международного научно-исследовательского Интернет - проекта "Глобальная школьная лаборатория».  

                                                     

 

   Сейчас мои ученики уже в 3 классе.  Они не только задают много вопросов, но и готовы искать на них ответы в процессе групповой, командной или индивидуальной работы. Нельзя не отметить, что и родители моих  учеников – люди с активной жизненной позицией и часто приходят нам на помощь в реализации наших исследований и проектов.

В этом году работа мы участвуем более, чем в 28 проектах, как индивидуально, так и командой, которая в этом году называется « Юные гимназисты». Работа наша расширилась и охватывает уже не только уроки окружающего мира, но и внешкольную работу.

Мы приняли участие в декабрьском экологическом Стоп кадре – познакомились с работой прибора для измерения скорости, силы ветра и его направления.

Я разработала и опубликовала свои три проекта « Сколько весит твой школьный портфель», « Растения вокруг школы», « Отголоски Великой Отечественной войны» , в который приняли участие от45 до 200 человек.

Мои ученики не только принимают активное участие в конкурсах и проектах, но и сами под моим руководством создают свои - так Настя Коц -  автор проекта «Зима пришла–на улице веселье!», Киселев Саша – проект  «Музыка вокруг нас», в котором участвует 107 человек , Сергей Данькин проект «  Зажжём олимпийский огонь в наших сердцах!», Аня Игнатенко проект «Новогоднее украшение города».

     

В конкурсе «Экскурсия в лето» приняли участие 11 человек с класса. Редакция сайта отметила, что самыми активными участниками оказались жители Баку и Североморска. В рейтинге ТОП-10 попали сразу четыре человека из нашего города. И все – из гимназии №1! Возможно, именно там учатся самые заядлые путешественники и самые творческие фотографы - так написано о нас в итогах конкурса.

В ноябре 2013 года я , как куратор проектов обучающихся, была отмечена благодарственным письмом за активное включение обучающихся в работу Глобальной школьной лаборатории и разработку интересных межпредметных проектов.  Команда класса награждена галстуками и значками проекта, грамотами для самых активных участников.

Я прошла обучение на тьютора ГлобалЛаб, работа очень увлекательная. Мне нравится учиться самой и делится своими знаниями с коллегами и учениками.