Комплекс занятий по теории развития задач ( старший дошкольный возраст)

Башкатова Ирина Андреевна

ЦЕЛЬ: развитие воображения, творческих способностей.

Задача: формировать у детей основные способы умственной деятельности с учетом закономерностей развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zanyatiy_po_teorii_razvitiya_zadach.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

                   Комплекс занятий по теории развития задач

                          ( старший дошкольный возраст)

ЦЕЛЬ: развитие воображения, творческих способностей.

Задача: формировать у детей основные способы умственной деятельности с учетом закономерностей развития.

  1. Развитие речи: придумывание  сказки «Колобок» (новая версия с применением ТРИЗ)

Цель: развивать умение анализировать, выделять характерные  существенные признаки предметов, явлений, сообщать, находить приемы решения проблем.

  1. Развитие речи. Дидактическая игра  «Хорошо-плохо»

Цель: с помощью знакомых детям ситуаций научить анализировать, выявлять  противоречия в предметах и явления с основными элементами «Хорошо-плохо»

  1. Ознакомление с окружающим, рисование (комплексное)

Дидактическая игра «Маленькие человечки»

Цель: познакомить детей с различным состоянием вещества: твердое, жидкое, газообразное. Развивать абстрактное мышление.

  1. Придумывание сказки о колобке.

                                          Ход:

-Посмотрите, кто пришел со мною на занятие? (колобок)

-А вы помните сказку о нем? Что с ним случилось?

-Для чего испекла бабка колобок?

Правильно, чтобы съесть. Но ведь есть колобка жалко….  Вот какой он румяный да веселый.

-Как съесть колобок, чтобы было не жалко?         (версии детей)

-А если слепить 100 колобков, а если 1000? А если теста нехватит?

-Возьмём  много теста и испечем много колобков.

-Как получить много колобков?

Триз.

-Представим, что мы испекли много маленьких колобков. Пятеро из них пошли гулять по лесу….(выходят к доске 5 детей колобков).

Встретил колобка заяц. Если он съест колобка –Олю, останется в лесу еще несколько.

-Встретил колобка волк….(версии детей)

-Встретила колобка лиса. Ну и ешь меня, если голодная, а в лесу еще 100 колобков гуляет и еще на свете 1000колобкоа… А дальше что?

 -Катится колобок, а навстречу ему змея. Змея шипит (дети шипят)

Не хочет колобок, что бы его змея съела. Что бы ему сделать? (дети фантазируют вместе с воспитателем) Например: какие бывают колобки по размеру?  (показ руками) Можно сделать колобка большим, что бы змея его не съела и т.д. А что еще можно сделать, чтобы к лисе в рот не попасть?  Можно не останавливаться и быстро через лес перебежать.

  Что можно сделать змее, чтобы колобок не разломался, не разбился?  Высушить в сухарик. А что можно сделать колобку, когда он повстречается с лисой?  Стать несъедобным. Колючим. Что бы лиса его не узнала? (в конце занятия дети рассказывают новую версию сказки.

ПЕСЕНКА КОЛОБКА:

Колобок, Колобок, Колобок-румяный бок.

Он катался и смеялся,

И бежал не чуя ног

Но однажды Колобок вдруг подумал на бегу:

«Ну зачем же убегать, если можно подождать.

От беды себя спасу, обхитрю я волка и лису.

  1. Ознакомление с окружающим, рисование. Дидактическая игра «Маленькие человечки».

                                               ХОД.

Чем отличается ложка от супа, стул от молока? Чем мы дышим?

А есть ли воздух вообще? Как проверить? Помахать руками. От чего ветер? Значит, есть воздух.

Воздух похож на газ, он газообразный. Какой вы знаете газ?

Где можно увидеть газ? (из выхлопной трубы автомобиля, печной трубы)

А бывает вкусный газ? (в лимонаде, газировке)

Давайте вспомним как выглядит газ в лимонаде (дети рассматривают бутылку с минеральной водой) Что мы видим в бутылке (жидкость) А что самое большое жидкое на свете? (океан). А что самое маленькое жидкое? (капелька). А что, если капельку поделить на части. Если рассмотреть капельку через специальный прибор, микроскоп, мы увидим, что все на свете состоит из маленьких человечков. Стол из маленьких деревянных человечков, вилка из маленьких железных человечков. Это все твердые человечки. На рисунке их можно изобразить стоящими плотно друг к другу держась за руки.

     Жидкие человечки живут в жидкостях (назовите какую жидкость вы знаете) А на рисунке  жидкие человечки изображаются стоящими не так плотно друг к другу. Но они касаются друг друга руками.

      А человечки газообразных веществ как можно изобразить. Предположения детей. Человечки газа бегают, прыгают, летают. Покажите их на рисунке.

Вода бывает какая? Жидкая, твёрдая, если её заморозить и газообразная, если её нагреть.

    Послушайте стихотворение:

                                Коль зимою прыгнуть с вышки,

                                То набьёшь конечно шишку…

                                 Знать тверда была вода,-

                                 Ты промолвишь без труда.

                                 Если снова прыгнуть в воду

                                 В очень теплую погоду,

                                 То ты вымокнешь до нитки-

                                 Летом лед бывает жидкий.

                                 Зачерпнешь воды из речки

                                 И поставишь греть на печку,

                                 Пар заполнит целый дом,

                                 А воды мы не найдем.

                                 И вода и лед и пар скажет вам и стар и мал:

                                 Это все-таки вода, ты запомни навсегда!