Роль отца в воспитании ребенка.

Башкатова Ирина Андреевна

Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ottsa_v_vospitanii_rebenka.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Роль отца в воспитании ребенка.

Башкатова И. А.

                                                                         Воспитатель МАДОУ «Центр

                                                              развития ребенка  детский сад №33  

                                                         «Радуга» города Губкина, Белгородской обл.

            Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера.

           А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки.

           Поэтому не случайно одну из тематических встреч с родителями  я назвала «Влияние отца и его авторитета на развитие личности ребенка» Почему меня заинтересовала эта тема? Занимаясь самообразованием, изучая специальную литературу, я обратила внимание на то, что меньше всего изучена проблема авторитета родителей и в частности отца. А ведь известно, что традиции семьи – это одно из главных средств и важных условий воспитания ребенка.

           В ходе подготовки   тематической встречи была организована выставка методической литературы, статей из журналов. Была проведена консультация «Изучение семьи ребенка» и предложены анкеты для родителей.

  1. Какие методы воспитания вы считаете наиболее эффективными;

а) поощрение;

б) наказание;

в) требование;

г) убеждение;

д) принуждение.

  2. Едины ли члены вашей семьи в своих требованиях к ребенку;

           а) всегда едины;

           б) иногда расходятся во мнениях;

           в) никогда не приходят к единому мнению.

             В тоже время было понятно, что родители не всегда объективно будут отвечать на вопросы. И это надо учитывать. Только постановка конкретного вопроса может оказать педагогическую пользу, поскольку заставляет родителей задуматься.

            Например, в рубрике «Знаете ли вы своего ребенка?»  на некоторые вопросы было предложено ответить только папам, на другие мамам.

  1. Когда день рождение вашего ребенка? (папа)
  2. Опишите характер вашего ребенка. (папа)
  3. Расскажите о положительных чертах вашего сына или дочери. (оба родителя)
  4. Какие недостатки вы видите в своем ребенке? (оба родителя)

Все это позволило вести в дальнейшем работу с семьей, так, чтобы родители, осознав свою ответственность за воспитание ребенка, брали бы на себя основную заботу о детях, не перекладывали ее на бабушек, дедушек, других родственников или на дошкольное учреждение.

  В.А. Сухомлинский писал: «Какими бы прекрасными ни были наши детские дошкольные учреждения, самыми главными воспитателями, формирующими разум, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, – это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить никто».

           Анализируя результаты анкетирования и бесед с родителями, было установлено, что  в семейном воспитании ведущую роль играет мать (50%  и выше), и конечно, тревогу вызвал низкий авторитет отца–13%.

          Остальные цифровые данные распределились между другими членами семьи. Так постепенно накопился материал для проведения тематической встречи «Роль отца в воспитании личности ребенка».

Были определены цели:

  • показать значимость педагогического воздействия отца на формирование личности ребенка;
  • поднять роль и авторитет отца в семейном воспитании.

            Была оформлена выставка детских работ «Дома вместе с папой» и подготовлено выступление детей, которое состоялось в канун праздника 23 февраля. Самым интересным на встрече было выступление самих пап, которые рассказали о традициях своей семьи. Конечно, было самым сложным уговорить пап выступить на встрече, рассказать о своем взгляде на воспитание детей. Но проделанная предварительная работа принесла свои плоды. Встреча оказалась интересной, познавательной, а самое главное  полезной для всех членов семьи.

           Я рассказала о результатах опроса детей. У них спрашивали фамилию, имя, отчество отца, где и кем он работает. Было опрошено 20 детей. Из них 7 детей назвали фамилию, имя, отчество своего папы; 3 только имя; 10 детей только фамилию и имя. И очень скудные были ответы о месте работы и профессии отца.

          Результаты опроса детей заставили отцов задуматься над вопросами; чем объяснить незнание детьми отчества отцов? Почему дети так мало знают о работе, профессии отца? Связано  ли это с потерей семейных традиций, разрывом кровного родства, а может с элементарной потере культуры или не желанием отцов общаться с собственными детьми?  

           Папам  были показаны детские рисунки, они помогли определить предпочтение детей.  Многие дети нарисовали на первом месте маму, объясняя это по-разному: «Больше люблю маму, а папа живет отдельно…», «Мама самая главная в семье…»,  У одного ребенка  нет папы, но он его нарисовал, это мечты и желания  иметь отца.

          Был предложен  видеоролик с рассказами  о папах. Реакция была разная. Было ясно, что проделанная работа ни оставила равнодушными никого, заставила отцов задуматься  о своей роли, о своем предназначении в формировании личности ребенка.

  Данные вопросы могут помочь педагогу в индивидуальной работе с отцами.

                                Вопросы для отцов:

1.Какие обязанности в семье выполняют ваши дети?

2. Кто обучает их навыкам самообслуживания?

3. Какую помощь по дому Вы оказываете жене?

4. Считаете ли Вы эту помощь достаточной?

5. Довольны ли Вы своими детьми?

6. Что вызывает осложнение в общении с детьми?

7. Достаточно ли внимания Вы уделяете своим детям?

8. Какие трудности в воспитании детей Вы испытываете?

9. Допускаете ли ошибки в воспитании детей? Какие?

10. Имеются ли у Вас разногласия с женой и другими членами семьи в вопросах воспитания?

11. Каким образом Вы приобретаете необходимые  знания по воспитанию детей?

12. Достаточно ли Вам помогает детский сад  в вопросах воспитания детей?

13. Какую помощь Вы хотели бы получить от педагогов?