Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию у воспитанников способностей и творческого потенциала каждого ребенка

Елена Николаевна Ким

Милая, усталая улыбка,

Добрые и мудрые глаза,

Неумело сделана открытка

Скажет все, что не смогли слова.

Воспитатель — это как волшебник,

Что ведет детишек за собой,

Жизни непрочитанный учебник

Открывает снова день за днем.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ДОРОГУ ВЕСНЕ»

Содержание

Страницы

1

Паспорт проекта

  • Вид проекта
  • Участники проекта
  • Продолжительность проекта
  • Проблема
  • Актуальность
  • Цель
  • Задачи
  • Приоритетная образовательная область

3

2.

Этапы и основные направления реализации проекта

  • Организационный
  • Содержательный
  • Итоговый

4

Список литературы

11

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта –   Информационно-практико-ориентированный

Участники проекта:

•        дети старшего дошкольного возраста

•        родители воспитанников

•        воспитатели группы

•        музыкальный руководитель

Продолжительность проекта –  4месяца

Проблема – Экологические знания детей, сводятся к познанию биологических и географических терминов, а чтобы эти знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребёнка, необходимо   развитие познавательного интереса.

Актуальность настоящего проекта несомненна. Дошкольный возраст ребенка  - это подготовительный этап перехода  от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, когда формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Чувственное и рациональное познание рассматриваются как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, как разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической взаимосвязи. Вместе с тем познавательный интерес детей   играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности.

Развитие познавательного интереса определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе старшего дошкольного возраста, которые предполагают развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным побудителем деятельности особенно в дошкольный период.

Проект дает возможность развивать познавательный  интерес к организованной образовательной деятельности, и формированию целостной картины мира.

 Цель проекта – развитие познавательного интереса старших дошкольников к явлениям происходящим в природе через систему ООД.

 

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Развивать  умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
  3. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через различные виды ООД и практическую деятельность.
  4. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  5. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятия её красоты и многообразия.

Приоритетная образовательная область – познавательная.

Интеграция образовательных областей –   речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,  социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

  1. ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
  1. ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

            1.1.   Методики выявления сформированности познавательного интереса детей 5-7 лет.   , анкета для воспитателей "Изучение познавательных интересов"    

1.2. Оборудование и материалы: карта с заданиями, мультимедийная установка, музыка  на тему «Зима», «Весна»; картотека стихов, пословиц, дид.игр; презентации  к ООД.

1.3. Привлечение специалистов ДОО

Специалисты ДОО

Формы деятельности

Музыкальный руководитель

ООД «Мелодия весны», «Жаворонок»

Развлечение «День птиц», «Масленица»

  1. ЭТАП СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

  1. Вхождение детей в проблему. Совместное целеполагание и планирование деятельности.

 К Детям в группу приходит солнечный лучик: «Ребята, я пришел к вам по просьбе Весны, Зима спрятала ее в своем лесном лабиринте.  Но лабиринт можно пройти, если выполнить все задания зимы, и чем больше мы будем узнавать про Зиму и Весну, тем быстрее растопим снег в лесном лабиринте.   У меня есть карта лесного лабиринта (Рассматривают с детьми), но эта непростая карта, она будет меняться после выполнений заданий, и мы по ней сможем узнать, как наши знания помогли растопить снег в лабиринте.  Вы поможете мне освободить Весну?  Совместно с воспитателем ставят себе цель больше узнать о этих временах года. В результате была определена   тема проекта «Дорогу Весне».

  1. Модель трёх вопросов

 

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можно это узнать?

- Зимой сильные морозы (Юра)

- Много снега (Максим)

- После зимы наступает весна (Сабина)

- Тает снег (Арина)

- Капают сосульки (Дима)

- Солнышко греет теплее (Мила)

- Травка растет (Миша)

- Ручьи текут (Саша)

-Птицы прилетают (Юля)

- Люди теплые вещи сняли (Инга) 

- Почему  зимой плохо животным? (Дима)

- Почему солнце светит, но не греет? (Арина)

- Почему день короче ночи? (Сабина)

- Какая погода бывает весной? (Юра)

- Почему утром стало светло? (Сабина)

-  Откуда птицы прилетают? (Максим)

- Куда исчезает снег? (Инга)

- Какие звери просыпаются?

(Саша)

-  Откуда появились насекомые? (Мария)

 

  Спросить у родителей. (Дима)

  Прочитать в книгах. (Юля)

  На экскурсиях  в парке, в лесу. (Сабина)

 На прогулке. (Артем)

В календаре природы (Мария)

По телевизору (Толя)

В интернете (Миша)

Услышать в песне (Мила)

Провести опыты (Юра)


  1. Системная паутинка проекта

Образовательная область

Вид деятельности

Совместная партнёрская деятельность в режимные моменты

Утро, 2 половина дня

Прогулка

1.Социально-коммуникативное развитие

Игра

С/Р игра

«Магазин одежды», «МЧС», «Пожарная часть», “Магазин семян и цветов ”, «Весенний пикник», «Метеостанция»

Д/и

 «Времена года», «Изменения в природе», «Животные весной»,   «Кто что делает?», «Возвратим Весне память»,  «Какая птица»,   «Весенние приметы», «Необычный огород», «Живой водоем», «Когда это бывает» , «Назови детеныша»

Х/и

«Как весна с зимою повстречались»  

«Медведь», «Береза»

Д/И

  «Кто как кричит? », «Чей след?»

«Какой лед?»,  «Когда это бывает?»

«Как поет ветер?», «Угадай птицу по описанию», «Кто, как поет?», «Что, где растет?», «Вершки и корешки», «Мое любимое дерево», Игра «Скажи наоборот».

Х/и «В льдинку», «Пчелы», «Мы – капельки»

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

 Дежурство в уголке природы, проращивание семян, посадка «Огород на окне»

 Уборка снега на участке

Почистить кормушки от снега и покормить птиц.

2.Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Этическая беседа о бережном отношении к природе.

Экологическая беседа: "О перелетных птицах".

Опыты «Делаем облако»

Рассматривание семян, иллюстраций

Опыт «На свету и в темноте»
Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток.

Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.

Заполнения календаря природы и вносить изменения природы

Экскурсия «В зимний парк», «В весенний парк»

Наблюдения за сезонными изменениями зимой и началом весны,  осадками,  ветром, температурой,  деревьями, за продолжительностью дня,   за солнцем, за растениями, птицами, животными, людьми.

Опыты со снегом, водой, солнечным светом.

3.Речевое развитие

Коммуникативная

 Составления рассказа на темы зимы и весны: по картинам, мнемотаблицам, опорным схемам

Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы (расскажи, что ты видишь?)

Восприятие художественной литературы и фольклора

     С.Есенина «Береза»,  А.С.Пушкина «Зимний вечер», Н.М.Павловой «Зимняя пирушка» «Весенняя гостья» И. Белоусов

 А. Максакова «Посадила в огороде»,

Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,

сказки К.Чуковского «Огород»,

О. Емельянова «Что растёт на огороде»,

Дж. Родари «Чиполлино»

Г. Арманд - Ткаченко «Начало весны»

В.Бианки « Чей нос лучше», « Кто как поёт»

В. Звягиной «Воробей», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», И. Токмаковой «Птичек стайка», М. Горький «Воробьишко».

Скребцова «Приключение маленькой капельки воды», Н.И.Сладков «Сушёные камни».

Художественное слово:  

 «Шаловливые сосульки» Ю. Клюшников

П. Образцов «Улеглись в полях метели»

Ф.Льва «Весна-красна»,

«Люди добрые, солнцу красному» В. Брюсов

 Загадки: о животных, о птицах, о живой и неживой природе.

4.Художественно-эстетическое развитие

Конструирование

    Изготовление поделок оригами  « Птицы», построение чертежей и постройки: скворечник, грузовая машина, цветочный магазин.  

Лепим поделки из снега, строительство снежного городка.

Изобразительная

   «Весенние цветы», «Птицы в небе», «Весеннее настроение», « Морские обитатели», иллюстрация книги «Моя весна», коллаж «Птицы на деревьях»

Рисуем весну на снегу.

 

Музыкальная

Прослушивание песен  про  весну, пение птиц, шум весеннего леса.

Слушание муз. произведений  П.И. Чайковского «Времена года. Весна»

Разучивание закличек, песен о весне

5.Физическое развитие

Двигательная

 Утренняя гимнастика  

 Пальчиковая гимнастика

Физминутки

П/И

«Снежная королева», «Мороз красный нос», «Снежная карусель», «Метелица», «Солнышко и дождик»,  «Весна, красная», "День – Ночь"

«Веснянка», «Летает-не летает», «Филин и пташки», «Перелет птиц», «Ручеек», «Хитрая лиса»  


 Самостоятельная деятельность в центрах развития

Центр развития

Самостоятельная деятельность детей

Содержание развивающей среды

 Уголок экспериментирования

«Хочу все знать»

 Элементарные опыты  с водой, почвой, воздухом, с природным материалом

 Схемы, таблицы, модели с алгоритмом выполнения опытов, книги познавательного характера, тематические альбомы.

материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,  «Стекло», «Резина» ;
 - природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.);

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;

Уголок «В гостях у книжки»

 Рассматривание весенних пейзажей, книг с сезонными изменениями,  составление   альбомов по теме мир весной.

 Сезонная литература, тематические альбомы, детские журналы, любимые книги по интересам, книги ,знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки.

Уголок речи и  грамоты   «АБВГдейка»

Составление рассказов по схемам,  предметным картинкам.

   Рассказывание сказок при помощи пальчикового  театр, игрушек заместителей.

- дидактические игры,  направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- картотека пальчиковых, коммуникативных, словесных игр;
 - материал для звукового анализа и синтеза;
- серии сюжетных картинок;
- картотека предметных картинок

Уголок творчества

«Умелые ручки»

Раскрашивание раскрасок

 «Весна», «Перелетные птицы»; Иллюстрирование своих книг «Моя весна»; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексической теме) ; Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики.

Картотека схем последовательного рисования, тематических книжек раскрасок, альбомы для рассматривания, репродукция картин о природе, иллюстрированные книги о поделках из природного материала.

Бумага для рисования, гуашь, акварель, кисти, карандаши, пластилин, природный материал, цвет. бумага, картон, клей.    

«Зеленый уголок»

Просмотр моделей строения растений, энциклопедий, альбомы «Экологические сказки» . Заполнения календаря погоды.

Наблюдение за посадками и заполнения паспортов.

Дидактическая игра «Выбери нужное»

   - модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, видеофильмы, слайды с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы; - календари погоды и природы 
-гербарии, альбомы «Экологические сказки», «Экологические идеи», «Мои четвероноги друзья», коллекционные материалы; 

 Уголок «Занимательная математика»

Раскрашивание умных раскрасок по  теме, собирание математических пазлов, складывание узора из геометрических фигур построение чертежей и постройки: скворечник, грузовая машина, цветочный магазин.  

Игровые материалы:
- «Геоконт»,«Танграм», «Логические блоки Дьенеша»
Дидактические игры: «Составь фигуру», «Сложи узор», «Чертеж и постройка», «Нарисуй картинку палочками», «Разрезные картинки»
Настольно - печатные и развивающие игры:
«Мозаика», «Подбери узор», «Логический поезд», «Цвета», «Геометрические формы»
Лото «Парочки»: «Цветы», «Животные»
- карточки «шуточные математические задачи»
Раскраски: «форма», «умная раскраска», рисуй по точкам и раскрашивай, «лабиринты»
«составь картинку»

  1. Организованная образовательная деятельность

 

 

 

 

 

 ФЭМП

«Математически королевство»,  «Приключения на лесной поляне»

Познавательно-исследовательская деятельность.

«Какой бывает вода?»

«Очищение воды», «Воздух невидимка»

КВН

«Знатоки природы»

 Развитие речи 

« О чем поют птицы», «Встречаем весну»

 «Пришла весна, потекла вода»

Художественная литература  

 « Как солнышко весне помогало»,

« Ласточка»

Рисование

«Путешествие в сказочный лес» «Аквариум» 

«Берегите воду»

«Птицы прилетели»

Создание альбома (коллективная работа) «Перелетные птицы», «Весенний ковер»

Аппликация «Сказочная птица»   

Лепка  

«Морские обитатели»

Конструирование  «Журавль — перелетная птица»

 

Ознакомление с окружающим  

«Весна идет весне дорогу», «Берегите птиц», «Что? Где? Когда?»

Труд в природе

«Уход за комнатными растениями»  

 Музыка

«Мелодия весны»,  Развлечение

«День птиц»,

Масленица

  1. Формы взаимодействия с семьёй, домашнее задание.

Привлечение родителей к реализации проекта

Домашнее задание

Строительство зимнего городка

Участие в выставке работ на тему «Берегите природу», « Весна».

Стенгазета «Зимние забавы»

Выпуск стенгазет «Азбука поведения в природе»

Создание семейного фотоальбома «Весенние прогулки»

    Папки передвижки «Развитие познавательного интереса», « Развитие речи», «Весна» , «Масленица».

Консультации:

Экскурсии со своими детьми в парк;

Экскурсия в краеведческий музей «Природа родного края»

Разучивание стихотворений о зиме и весне

  Буклет «Весна», «Триз для дошкольников»

КВН «Знатоки природы», «Масленица»

   

  1.  Тема буклета.  «Весне дорогу»

  1. ЭТАП ИТОГОВЫЙ

3.1.  Презентация проекта:         КВН «Знатоки природы»,  «Масленица»

3.2.  Продукты проектной деятельности: Огород на окне;  выставка:   «Азбука поведения в природе»; Берегите природу,  Библиотека для родителей; Фотоальбом «Весенние прогулки»; Журнал «Перелетные птицы»

  3.3.  Результаты:

•        Для детей – познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе и их причинно-следственных связях;

- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;

- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

•        Для педагогов – приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника;

-Повышение профессионального мастерства: повысилась экологическая культура педагогов, появилось понимание необходимости в экологическом просвещении обучающихся.

- Пополнился методический материал для проведения различных видов ООД для познавательного развития детей.

 -Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда в группе. 

-Повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

•        Для родителей  - появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

-Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

3.3.Практическая значимость результата проекта: серия ООД на тему проекта «Дорогу Весне»; Календарно-тематическое планирование  составленное по тематическим месяцам: «Зима», «Перелетные птицы», «Волшебница вода», «Мир природы»; разработаны методические рекомендации по использованию разных видов ООД, способствующих эффективности развития познавательного интереса у старших дошкольников, презентация «Развитие познавательных интересов у дошкольников»; консультации для педагогов: «Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей», «Экспериментирование», буклет: «Познавательно – исследовательская деятельность с детьми»; картотека игр по теме проекта: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных; картотека опытов: вода, воздух;  цикл наблюдений на прогулке;  папки передвижки для родителей: «Весна пришла», «Масленица»; Конспект собрания в игровой форме «Удивительное путешествие в страну знаний», консультации по познавательной деятельности: «Учим математику дома», «Познавательный интерес вашего ребенка»; буклеты для родителей: «Весна идет», «ТРИЗ для дошкольников».  

Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогами групп старшего  дошкольного  возраста.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008
  2. Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от  рождения до школы.М.  Мозаика-Синтез, 2014
  3. Воронкевич О.А  Добро пожаловать в экологию.  СПб.: Детство-Пресс, 2015
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: Детство – Пресс, 2002
  5. Дубровская Н.В. Природа. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет   Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2005
  6. Захарова М.А. , Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети .М.: Школьная Пресса ,2010г
  7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М. «Академия», 2001.
  8. Овсяник Н.В. Развивающее обучение для дошколят. Минск: Аверсэв, 2003.
  9. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду»   Мозаика-Синтез Москва 2005
  10. Фесюкова  Л.Б. Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет  Харьков, 2008
  11. Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. СПб.: Детство – Пресс, 2010.
  12. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. Конспекты занятий с использованием серии «Книжки на вырост».  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  13. • http://vospitatel.resobr.ru/ - Журнал  «Справочник старшего воспитателя»  .  
  14. • http://www.gallery-projects.com - Журнал «Детский сад будущего»  
  15. • http://doshkolnik.ru - Журнал «Воспитатель ДОУ» ·      
  16. • http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad - Журнал «Современный детский сад»       • http://www.obruch.ru/ - Журнал «Обруч»  
  17. • http://detsad-journal.narod.ru/ - Журнал «Детский сад от А до Я»


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\2019-05-22\Scan10002.JPG

C:\Users\User\Desktop\2019-05-22\Scan10003.JPG

C:\Users\User\Desktop\2019-05-22\Scan10004.JPG