Урок русского языка по теме : " Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении."

Материал к уроку содержит конспект урока, самоанализ и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: Второстепенный член предложения – определение. Его роль в предложении.

Цель: создать условия  для организации деятельности учащихся по определению второстепенного члена предложения – определения, его роли в предложении.

Задачи:

Способствовать формированию

Предметные УУД:

- способствовать формированию умения определять роль определения в предложении;

-содействовать развитию умения разбирать предложение по членам предложения;

- содействовать активизации словаря учащихся.

Личностные УУД:

-способствовать воспитанию чувства гордости за свою Родину;

     - формировать способность к самооценке

Метапредметные УУД:

РегулятивныеУУД: определять и формулировать цель на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: содействовать развитию умения понимать схемы и строить по ним предложения, к предложениям строить схемы.

Коммуникативные УУД: способствовать развитию умения работать парами и парами сменного состава, допускать различные точки зрения; договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник «Русский язык» А.В.Полякова; карточки с заданиями; ИКТ и мультимедийная система; презентация урока, листы самооценки.

Ход урока

Организационный момент

У. Всем желаю плодотворной работы и успеха на уроке

-Какое сегодня число?

-Что это за день 12 апреля?

Д.  –День Космонавтики

У. – Кто был первым космонавтом, побывавшим в космосе?

Слайд №1 (Портрет Ю.А.Гагарина)

Актуализация знаний учащихся.

Записать предложение. Объяснить  орфограммы. Составьте схему предложения.

 (Слайд №2)

Гагарин пр-л-жил  д-рогу  в   -ткрытый   косм-с.

(Дети самостоятельно работают в тетрадях, один ученик – у доски)

У. – Сравните свою работу с работой, выполненной на доске.

Кто не согласен, у кого будут замечания?

Объясняют орфограммы.

Оцените свою работу. Как вы считаете, как справились с данным заданием.

(Лист самооценки)  Кто правильно выполнил задание,  закрашивает кружок зеленым цветом. У кого были ошибки – желтым цветом. Кто испытывал большие затруднения – красным цветом.

Постановка целей и задач урока

-Назовите определение.

Что такое определение?

Как вы думаете, какую роль выполняет определение в предложении?

У.  – Определите тему урока.

Д.   – Второстепенный член предложения – определение. Его роль в предложении.

 У. -Как вы думаете, какую цель мы должны поставить перед собой? Чему мы должны научиться?

Д.   – Должны научиться определять, какую роль выполняет определение в предложении.

Работа по теме урока.

У. – Откройте учебники, найдите упражнение 448

Прочитайте задание

- Как мы будем выполнять упражнение?

-А для чего будем выполнять эту работу?

Самостоятельная работа

1 вариант – первое предложение

2 вариант – второе предложение.

Проверка

У. – Назовите определение. Какую роль оно выполняет в предложении?

Д. – Определение поясняет подлежащее.

Самооценка

Словарная работа

Работа в парах сменного состава. Работа по карточкам.

У. – Предлагаю вспомнить словарные слова и поработать в парах сменного состава.

Самопроверка. Слайд №3

восток

герой

космонавт

ракета

космос

расстояние

чёрный

животное

Самооценка

У. -Какие задания вы предложили бы выполнить с этими словами?

-Какое из этих слов могло быть определением в предложении?  

-Как вы думаете, среди слов космонавт, ракета, космос какое слово будет лишнее?

-Кто из вас хотел бы стать космонавтом?

-А каждый ли человек мог полететь в космос?

Физкультминутка

Гимнастика для глаз. Презентация

Продолжение работы по теме

Работа в парах

У. – Найдите упражнение 449. Прочитайте задание и определите план работы.

Как вы будете выполнять работу?

С какой целью будете ее выполнять?

Проверка.

Схему предложения один человек рисует на доске.

-Сравните выполненное задание

По цепочке читают предложения с вопросами.

- Какую роль выполняют определения в предложении?

Самооценка

Индивидуально-дифференцированная работа

Слайд №4

  1. Один ученик у доски работает самостоятельно

– Выпишите вопросы, на которые отвечают второстепенные члены предложения.

Дополнение      Определение  

……                        …….

……..                     ……..

Каким? Где? От кого? Чей? Когда? Что? К кому? Зачем? Кто? Что делает? О чем? Какой? Кем? Чего?  Что сделал? Какая?   К чему? О ком? Какое?

  1. Самостоятельная работа по вариантам  Слайд №5

Записать предложения и разобрать их по членам предложения и частям речи

1 вариант

Космонавты выходят в открытый космос в скафандрах.

2 вариант

На космическом корабле предметы закреплены на специальных держателях.

  1. Групповая работа  Слайд №6

Восстановить деформированный текст.

Расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Записать предложение с определением  в тетрадь. Подчеркнуть определение Указать падежи существительных, с которыми связаны прилагательные

Первые в космосе.

За Лайкой  в дальний путь отправились Белка и Стрелка.

Первой в космос полетела собака Лайка.

Они летали туда в разведку.

Побывали в космосе собаки Малышка, Чернушка и Звездочка.

Спасибо вам, друзья!

Проверка. Самооценка.

 

Домашнее задание      Слайд №7

По выбору упражнение 453 или упражнение 454, с. 88

 Подведение итогов

У.  -Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Как вы считаете, достигли мы этой цели?

Научились определять,  какую роль выполняет определение в предложении?

Рефлексия  

Слайд №8

У. – Продолжите предложение

Сегодня на уроке я

доволен работой, так как…

не совсем доволен, потому что….

Самооценка.

-Оцените свою  работу на уроке и поставьте себе отметку.

Отметка _____________  



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Урок русского языка в 3 «А» классе по теме:

Второстепенный член предложения – определение. Его роль в предложении.

Это был комбинированный урок, где было закрепление ранее изученного материала и объяснения нового материала.

Учитывая особенности класса ( в основном, это дети со средним уровнем развития)  я поставила такие цели урока:

Цели: создать условия  для организации деятельности учащихся по определению второстепенного члена предложения – определения, его роли в предложении.

При построении урока руководствовалась основными требованиями к уроку в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в современных условиях и темой сегодняшнего семинара.

Так как учебник для ученика является основным источником информации на уроке,  то и урок был построен, в основном на материале учебника.

При отборе материала учитывала его развивающее значение, объем и глубину учебных заданий.

Дети включались в поисковую деятельность. Они наблюдали, анализировали материал с целью добывания знаний.

Урок строила в соответствии со свойством процессуальности методической системы (повторение было связано с изучением нового материала).

Учащиеся на уроке наблюдали, сравнивали, сопоставляли, обобщали, делали выводы.

На первом этапе урока задания предлагались поискового характера (задания вели к раскрытию темы и постановки цели урока). При выполнении заданий дети оперировали имеющимися знаниями о второстепенных членах предложения. Однако каждое задание предполагало сравнение, собственные суждения детей, их умозаключения.

Второй этап урока – это работа по теме урока.

На третьем этапе предлагались упражнения в применении знаний, выявленных на первом и втором этапах. Это индивидуально-дифференцированная работа. (Групповая работа, работа по вариантам и индивидуальная у доски.)

На протяжении всего урока дети проводили самооценку выполненных заданий. Был подведен итог урока.

Дети работали, были активны, усвоили новый материал.

Считаю, что цели урока были достигнуты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс Второстепенный член предложения – определение. Его роль в предложении. Автор: Рашина Людмила Николаевна учитель начальных классов МБОУ – СОШ №18 г. Белгорода

Слайд 2

Юрий Алексеевич Гагарин

Слайд 3

Записать предложение. Объяснить орфограммы. Составьте схему предложения. Гагарин пр-л-жил д-рогу в -ткрытый косм-с.

Слайд 4

Словарная работа в о сток г е рой косм о навт р а кета косм о с расст о яние ч ё рный животн о е

Слайд 5

Выпишите вопросы, на которые отвечают второстепенные члены предложения: Дополнение Определение Каким? Где? От кого? Чей? Когда? Что? К кому? Зачем? Кто? Что делает? О чем? Какой? Кем? Чего? Что сделал? Какая? К чему? О ком? Какое?

Слайд 6

Самостоятельная работа Записать предложения и разобрать их по членам предложения и частям речи 1 вариант Космонавты выходят в открытый космос в скафандрах. 2 вариант На космическом корабле предметы закреплены на специальных держателях.

Слайд 7

Групповая работа Восстановить деформированный текст. Расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ. Записать предложение с определением в тетрадь. Разобрать по членам предложения и частям речи. Первые в космосе За Лайкой в дальний путь отправились Белка и Стрелка. Первой в космос полетела собака Лайка. Они летали туда в разведку. Побывали в космосе собаки Малышка, Чернушка и Звездочка. Спасибо вам, друзья!

Слайд 8

Домашнее задание По выбору упражнение 453 или упражнение 454, с. 88

Слайд 9

Продолжите предложение Сегодня на уроке я доволен работой, так как… не совсем доволен, потому что….

Слайд 10

Спасибо за урок!